Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5801
Скачиваний: 125
Г Л А В А 7
Политическая и правовая мысль
Московского государства
§ 1. Введение
История Московского государства начинается со второй поло
вины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из неболь
шого княжества в мощное централизованное государство с сильной
монархической властью. К концу XVI в. его территория расширя
ется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское госу
дарство все чаще именуется теперь "Россия" или "Великая Рос
сия".
В начале XVII в. происходит крах общественно-политической
системы Московского государства, который выливается в так назы
ваемую Смуту. "Смутное время" заканчивается в 1613 г. утверж
дением на русском монархическом престоле новой династии — Рома
новых. И хотя в письменных памятниках XVII в. Русское государ
ство продолжает именоваться Московским государством, многие
факты социальной, политической и духовной жизни русского обще
ства данного столетия явно указывают на то, что прежнее Москов
ское государство уступило место новому государственному орга
низму.
Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Мос
ковского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с конца
XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи, опреде
лявшими характер и государственной власти на Руси, и русского
политико-правового сознания, были: объединение русских земель
вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентий-
ский собор 1438—1445 гг., принявший унию византийской православ
ной церкви с римско-католической, окончательное крушение Визан
тийской империи в результате взятия турками-османами Констан
тинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея Руси Ива
на III на племяннице последнего византийского императора Софье
Палеолог в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро-
монгольского ига в 1480 г., опричнина Ивана IV.
Социально-экономический и политический строй Московского
государства отличался от социально-экономического и политичес-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 115
кого строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продви
нулась по пути феодализации. Это было общество другой истори
ческой эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество.
Различия в социально-экономической и политической сферах
общественной жизни Московского государства и Киевской Руси обус
ловили в конечном итоге и различия в области политической и
правовой мысли.
Политическая и правовая идеология Московского государства в
сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по
содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее су
ществуют идеологические течения, предлагающие прямо противо
положные варианты решения одних и тех же проблем. Представи
тели этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую,
так и политическую.
Пример Московии показывает, что сильная единоличная госу
дарственная власть вполне может сочетаться с политическим раз
номыслием в обществе, разнообразием политических и правовых
концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений.
Правда, для этого необходимо, чтобы в обществе были в достаточ
ном числе люди, способные для торжества своих идей идти на ве
ликие жертвы.
Нашествие татаро-монголов на русские земли нанесло огром
ный урон русской культуре. Во время осады городов горели церков
ные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том
числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда
утрачены. Специалисты высказывают предположение — то, что
дошло до наших дней из литературного наследия Киевской Руси,
вряд ли составляет более одного процента от того, что было. Боль
шая часть утрат приходится при этом на эпоху татаро-монгольско
го владычества на Руси.
Однако даже это великое бедствие не могло сдержать посту
пательного развития русской культуры. После утверждения своего
господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не препятство
вали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию
новых школ, распространению грамотности среди русского населе
ния, созданию новых книг.
Русская политическая и правовая мысль в условиях Москов
ского государства имела значительно более солидный культурный
фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развива
лась в Киевской Руси.
В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык
большое число произведений философской христианской литерату
ры, таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски-
на, поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студи-
та, и многих других.
116
История политических и правовых учений
XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского летописания. Почти
все дошедшие до нас летописи происходят именно из этого вре
мени.
§ 2. Формирование политической идеологии
Московского государства
Эпоха Московского государства дала новое дыхание литерату
ре Киевской Руси. В течение XIV—XV вв. создаются новые списки
сочинений русских писателей XI—XII вв. Их идеи, образы, рече
вые обороты и стиль широко используются в литературе Моско
вии. Соответственно этому продолжает свою жизнь в рамках поли
тико-правовой идеологии Московского государства политическая и
правовая мысль Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и
митрополита Никифора, идеи Илариона и Владимира Мономаха,
высказывания Кирилла Туровского и многих других русских мыс
лителей XI—XII вв. становятся от.правной точкой размышлений о
сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотноше
нии церкви и государства для русских идеологов XIV—XVI вв.
Это восприятие Московским государством культурного насле
дия Киевского государства было вполне закономерным явлением.
Оно обусловливалось прежде всего действительной исторической
преемственностью.
Киевская Русь была колыбелью Московии. Возникновение Мос
ковского государства предопределялось естественно-исторической
эволюцией Киевского государства. Уже в XII в. шел интенсивный
процесс перемещения русского населения с юга Руси на северо-
восток. И тогда же наметился соответствующий переход центра
русской государственности из Киева во Владимир, т. е. в географи
ческий район будущей Московии.
Восприятие Московией идейного наследия Киевской Руси было,
однако, не только следствием действительно существовавшей между
этими государствами исторической преемственности, но и про
явлением специфической особенности средневекового политико-
правового сознания. С точки зрения этого сознания государствен
ная власть, правовые нормы или политическая идеология могут
эффективно действовать в настоящем и будущем только при усло
вии, если они укоренены в прошлом. Отсюда проистекает харак
терное для средневековых идеологов стремление представить вся
кое новое политическое и правовое явление в качестве традицион
ного, воплощающего собой историческую преемственность от явле
ния, которое существовало в древности.
Историческая преемственность Московского государства от Ки
евской Руси была реальным фактом, но благодаря усилиям москов-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 117
ских идеологов она стала еще и политической идеей, официальным
идеологическим постулатом. Кратким выражением данной полити
ческой идеи может служить формула: "Москва — второй Киев,
московские князья — потомки киевских князей, наследники их доб
лестей и земель". Именно в таких словах выражалась часто идея
исторической преемственности Московского государства от Киев
ской Руси в русской литературе XIV—XVI вв.
Частые и настойчивые напоминания о своем происхождении от
Киевских великих князей Московские государи делали не только
для придания себе большего авторитета, но и для обоснования сво
их притязаний на земли Киевской Руси и в первую очередь на
территорию самого Киевского княжества вместе с Киевом, пре
бывавшую в рассматриваемое время под властью польского коро
ля. В 1490 г. Московский царь Иван III откровенно писал герман
скому императору Максимилиану I о том, что он собирается "отво
евывать свою отчину — Великое княжество Киевское, которым
владеет Казимир, король Польский, и его дети, а [это — часть]
нашего Государства, русских земель".
Особенно часто при рассказах о Московских государях лето
писи и литературные произведения XIV—XVI вв. называют имя
Киевского князя Владимира Мономаха. Фигура последнего воплоща
ла собой целый комплекс высоко значимых для Московского само
державия политических идей.
Во-первых,
Владимир Мономах был носителем образа идеаль
ного монарха, почитаемого еще со времен Киевской Руси всеми
слоями русского общества, как аристократией, так и простым на
родом. В эпоху Московского государства этот образ получил разви
тие в устном народном творчестве и литературе. Былинный Киев
ский князь "Владимир Красное солнышко" соединил в себе народ
ные мифы и о Владимире Святом, и о Владимире Мономахе, но в
большей мере в нем угадываются черты именно последнего. В ус
ловиях татаро-монгольского владычества на первый план в рус
ском политическом сознании, естественно, выдвигался образ кня
зя — защитника Русской земли, и Владимир Мономах, как никто
из Киевских князей, подходил под этот политический идеал.
Во-вторых,
Владимир Мономах воплощал своей личностью идею
преемственности власти Московских государей от власти князей
Киевских — памятники письменности Московии настойчиво внуша
ют, что именно он является "прародителем" того или иного Москов
ского великого князя или царя.
В-третьих,
Владимир Мономах выражал собой идею преем
ственности власти Московских государей от императорской власти
"Империи Ромеев" — Византии. Причем для того, чтобы высту
пать в данном качестве, Владимир Мономах имел двойное основа-
5 История политических и правовых
учений
118
История политических и правовых учений
ние: он родился от дочери византийского императора Константина
Мономаха и после своего восшествия на великокняжеский престол
в Киеве получил его царский венец. Впоследствии этот венец пере
шел по наследству к Московским государям, и факт его перехода
сначала из Византии в Киев, затем из Киева во Владимир, а отту
да — в Москву стал служить обоснованием идеи преемственности
Московского самодержавия от власти Киевских князей и визан
тийских императоров.
Первое ясное выражение данной идеи дает "Сказаше о кня-
зехъ владим1рскихъ", созданное в начале XVI в. Здесь рассказы
вается легенда о том, как византийский император Константин
Мономах передал через своих послов Киевскому князю Владимиру
Всеволодичу "животворящий крест" со своей шеи, "царскш ве-
нецъ" со своей головы, "крабъйцу сердоликову", принадлежавшую
по преданию римскому императору Августу, "святыя бармы" со
своих плеч и многие другие "дары царьсшя". При передаче назван
ных даров Владимиру Всеволодичу были сообщены якобы следую
щие слова византийского императора: "Пршми отъ насъ, боголю-
бивыи и благовЪрныи княже, сия честные дарове, иже отъ начатка
вЪчныхъ лЪт твоего родства и поколЪша царьскихъ жребш на сла
ву и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия...,
да нарицаешися боговенчанный царь...". Но еще более важную иде
ологическую нагрузку несли заключительные слова рассказа о цар
ских дарах: "ОттолЪ и донынЪ тъмъ царьскимъ венцемъ венчаются
великш князи владимерстш, его же прислалъ греческш царь Кон-
стантинъ Манамахъ, егда поставятся на великое княжение росш-
ское...". О том, какую большую роль играла эта легенда в офици
альной политической идеологии Московского государства, свиде
тельствует уже один только факт включения ее в середине XVI в.
в состав чина венчания русских царей. В течение указанного сто
летия приведенная легенда неоднократно использовалась для обо
снования прав Московских государей на титул царя.
Придание легенде о царских дарах повышенного идеологичес
кого значения в условиях Московского государства свидетельству
ет о том, что здесь сложилось понимание сущности царской власти
как явления традиционного, т. е. передающегося по наследству.
Царем нельзя стать — им можно только родиться. Титул царя
нельзя присвоить самому себе — этот титул исходит от высшего
авторитета. В качестве последнего выступает в конечном итоге бог.
Божественно и само слово "царь" — в священных текстах царем
именуется сам бог, который выступает как "Небесный Царь". Ца
рями называются государи Ветхого завета — царь Давид, царь
Соломон. Самовольное объявление себя царем равнозначно само
вольному объявлению себя святым.