Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5524

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г Л А В А 7 

Политическая и правовая мысль 

Московского государства 

§ 1. Введение 

История Московского государства начинается со второй поло­

вины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из неболь­
шого княжества в мощное централизованное государство с сильной 
монархической властью. К концу XVI в. его территория расширя­
ется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское госу­
дарство все чаще именуется теперь "Россия" или "Великая Рос­
сия". 

В начале XVII в. происходит крах общественно-политической 

системы Московского государства, который выливается в так назы­
ваемую Смуту. "Смутное время" заканчивается в 1613 г. утверж­
дением на русском монархическом престоле новой династии — Рома­
новых. И хотя в письменных памятниках XVII в. Русское государ­
ство продолжает именоваться Московским государством, многие 
факты социальной, политической и духовной жизни русского обще­
ства данного столетия явно указывают на то, что прежнее Москов­
ское государство уступило место новому государственному орга­
низму. 

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Мос­

ковского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с конца 
XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи, опреде­

лявшими характер и государственной власти на Руси, и русского 
политико-правового сознания, были: объединение русских земель 
вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентий-
ский собор 1438—1445 гг., принявший унию византийской православ­
ной церкви с римско-католической, окончательное крушение Визан­
тийской империи в результате взятия турками-османами Констан­
тинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея Руси Ива­
на III на племяннице последнего византийского императора Софье 
Палеолог в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро-
монгольского ига в 1480 г., опричнина Ивана IV. 

Социально-экономический и политический строй Московского 

государства отличался от социально-экономического и политичес-


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 115 

кого строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продви­
нулась по пути феодализации. Это было общество другой истори­
ческой эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество. 

Различия в социально-экономической и политической сферах 

общественной жизни Московского государства и Киевской Руси обус­
ловили в конечном итоге и различия в области политической и 
правовой мысли. 

Политическая и правовая идеология Московского государства в 

сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по 
содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее су­
ществуют идеологические течения, предлагающие прямо противо­
положные варианты решения одних и тех же проблем. Представи­
тели этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, 
так и политическую. 

Пример Московии показывает, что сильная единоличная госу­

дарственная власть вполне может сочетаться с политическим раз­
номыслием в обществе, разнообразием политических и правовых 
концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений. 
Правда, для этого необходимо, чтобы в обществе были в достаточ­
ном числе люди, способные для торжества своих идей идти на ве­
ликие жертвы. 

Нашествие татаро-монголов на русские земли нанесло огром­

ный урон русской культуре. Во время осады городов горели церков­
ные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том 
числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда 
утрачены. Специалисты высказывают предположение — то, что 
дошло до наших дней из литературного наследия Киевской Руси, 
вряд ли составляет более одного процента от того, что было. Боль­
шая часть утрат приходится при этом на эпоху татаро-монгольско­
го владычества на Руси. 

Однако даже это великое бедствие не могло сдержать посту­

пательного развития русской культуры. После утверждения своего 
господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не препятство­
вали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию 
новых школ, распространению грамотности среди русского населе­
ния, созданию новых книг. 

Русская политическая и правовая мысль в условиях Москов­

ского государства имела значительно более солидный культурный 
фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развива­

лась в Киевской Руси. 

В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык 

большое число произведений философской христианской литерату­
ры, таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски-
на, поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студи-
та, и многих других. 


background image

116 

История политических и правовых учений 

XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского летописания. Почти 

все дошедшие до нас летописи происходят именно из этого вре­
мени. 

§ 2. Формирование политической идеологии 

Московского государства 

Эпоха Московского государства дала новое дыхание литерату­

ре Киевской Руси. В течение XIV—XV вв. создаются новые списки 
сочинений русских писателей XI—XII вв. Их идеи, образы, рече­
вые обороты и стиль широко используются в литературе Моско­
вии. Соответственно этому продолжает свою жизнь в рамках поли­
тико-правовой идеологии Московского государства политическая и 
правовая мысль Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и 
митрополита Никифора, идеи Илариона и Владимира Мономаха, 
высказывания Кирилла Туровского и многих других русских мыс­
лителей XI—XII вв. становятся от.правной точкой размышлений о 
сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотноше­
нии церкви и государства для русских идеологов XIV—XVI вв. 

Это восприятие Московским государством культурного насле­

дия Киевского государства было вполне закономерным явлением. 
Оно обусловливалось прежде всего действительной исторической 
преемственностью. 

Киевская Русь была колыбелью Московии. Возникновение Мос­

ковского государства предопределялось естественно-исторической 
эволюцией Киевского государства. Уже в XII в. шел интенсивный 
процесс перемещения русского населения с юга Руси на северо-
восток. И тогда же наметился соответствующий переход центра 
русской государственности из Киева во Владимир, т. е. в географи­
ческий район будущей Московии. 

Восприятие Московией идейного наследия Киевской Руси было, 

однако, не только следствием действительно существовавшей между 
этими государствами исторической преемственности, но и про­
явлением специфической особенности средневекового политико-
правового сознания. С точки зрения этого сознания государствен­
ная власть, правовые нормы или политическая идеология могут 
эффективно действовать в настоящем и будущем только при усло­

вии, если они укоренены в прошлом. Отсюда проистекает харак­
терное для средневековых идеологов стремление представить вся­
кое новое политическое и правовое явление в качестве традицион­
ного, воплощающего собой историческую преемственность от явле­
ния, которое существовало в древности. 

Историческая преемственность Московского государства от Ки­

евской Руси была реальным фактом, но благодаря усилиям москов-


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 117 

ских идеологов она стала еще и политической идеей, официальным 
идеологическим постулатом. Кратким выражением данной полити­
ческой идеи может служить формула: "Москва — второй Киев, 
московские князья — потомки киевских князей, наследники их доб­
лестей и земель". Именно в таких словах выражалась часто идея 
исторической преемственности Московского государства от Киев­
ской Руси в русской литературе XIV—XVI вв. 

Частые и настойчивые напоминания о своем происхождении от 

Киевских великих князей Московские государи делали не только 

для придания себе большего авторитета, но и для обоснования сво­
их притязаний на земли Киевской Руси и в первую очередь на 
территорию самого Киевского княжества вместе с Киевом, пре­
бывавшую в рассматриваемое время под властью польского коро­
ля. В 1490 г. Московский царь Иван III откровенно писал герман­
скому императору Максимилиану I о том, что он собирается "отво­
евывать свою отчину — Великое княжество Киевское, которым 
владеет Казимир, король Польский, и его дети, а [это — часть] 
нашего Государства, русских земель". 

Особенно часто при рассказах о Московских государях лето­

писи и литературные произведения XIV—XVI вв. называют имя 
Киевского князя Владимира Мономаха. Фигура последнего воплоща­
ла собой целый комплекс высоко значимых для Московского само­
державия политических идей. 

Во-первых,

 Владимир Мономах был носителем образа идеаль­

ного монарха, почитаемого еще со времен Киевской Руси всеми 
слоями русского общества, как аристократией, так и простым на­
родом. В эпоху Московского государства этот образ получил разви­
тие в устном народном творчестве и литературе. Былинный Киев­
ский князь "Владимир Красное солнышко" соединил в себе народ­
ные мифы и о Владимире Святом, и о Владимире Мономахе, но в 
большей мере в нем угадываются черты именно последнего. В ус­

ловиях татаро-монгольского владычества на первый план в рус­

ском политическом сознании, естественно, выдвигался образ кня­
зя — защитника Русской земли, и Владимир Мономах, как никто 
из Киевских князей, подходил под этот политический идеал. 

Во-вторых,

 Владимир Мономах воплощал своей личностью идею 

преемственности власти Московских государей от власти князей 
Киевских — памятники письменности Московии настойчиво внуша­
ют, что именно он является "прародителем" того или иного Москов­
ского великого князя или царя. 

В-третьих,

 Владимир Мономах выражал собой идею преем­

ственности власти Московских государей от императорской власти 

"Империи Ромеев" — Византии. Причем для того, чтобы высту­

пать в данном качестве, Владимир Мономах имел двойное основа-

5 История политических и правовых 

учений 


background image

118 

История политических и правовых учений 

ние: он родился от дочери византийского императора Константина 
Мономаха и после своего восшествия на великокняжеский престол 
в Киеве получил его царский венец. Впоследствии этот венец пере­
шел по наследству к Московским государям, и факт его перехода 
сначала из Византии в Киев, затем из Киева во Владимир, а отту­
да — в Москву стал служить обоснованием идеи преемственности 
Московского самодержавия от власти Киевских князей и визан­
тийских императоров. 

Первое ясное выражение данной идеи дает "Сказаше о кня-

зехъ владим1рскихъ", созданное в начале XVI в. Здесь рассказы­
вается легенда о том, как византийский император Константин 
Мономах передал через своих послов Киевскому князю Владимиру 
Всеволодичу "животворящий крест" со своей шеи, "царскш ве-
нецъ" со своей головы, "крабъйцу сердоликову", принадлежавшую 
по преданию римскому императору Августу, "святыя бармы" со 
своих плеч и многие другие "дары царьсшя". При передаче назван­
ных даров Владимиру Всеволодичу были сообщены якобы следую­
щие слова византийского императора: "Пршми отъ насъ, боголю-
бивыи и благовЪрныи княже, сия честные дарове, иже отъ начатка 
вЪчныхъ лЪт твоего родства и поколЪша царьскихъ жребш на сла­
ву и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия..., 
да нарицаешися боговенчанный царь...". Но еще более важную иде­
ологическую нагрузку несли заключительные слова рассказа о цар­
ских дарах: "ОттолЪ и донынЪ тъмъ царьскимъ венцемъ венчаются 

великш князи владимерстш, его же прислалъ греческш царь Кон-
стантинъ Манамахъ, егда поставятся на великое княжение росш-
ское...". О том, какую большую роль играла эта легенда в офици­
альной политической идеологии Московского государства, свиде­
тельствует уже один только факт включения ее в середине XVI в. 
в состав чина венчания русских царей. В течение указанного сто­
летия приведенная легенда неоднократно использовалась для обо­
снования прав Московских государей на титул царя. 

Придание легенде о царских дарах повышенного идеологичес­

кого значения в условиях Московского государства свидетельству­
ет о том, что здесь сложилось понимание сущности царской власти 
как явления традиционного, т. е. передающегося по наследству. 
Царем нельзя стать — им можно только родиться. Титул царя 
нельзя присвоить самому себе — этот титул исходит от высшего 
авторитета. В качестве последнего выступает в конечном итоге бог. 
Божественно и само слово "царь" — в священных текстах царем 
именуется сам бог, который выступает как "Небесный Царь". Ца­
рями называются государи Ветхого завета — царь Давид, царь 
Соломон. Самовольное объявление себя царем равнозначно само­
вольному объявлению себя святым.