Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5796
Скачиваний: 125
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
109
преступлении и наказании — представления, которые вполне можно
выразить в виде правовых идей.
Идейный смысл имеет уже сам факт появления рассматрива
емых юридических документов. Очевидно, что их создание было
ответом на определенные общественные требования. Однако возник
нуть они могли только после того, как в русском обществе утверди
лась
идея о законодателе,
мысль о том, что властитель мо
жет регулировать общественную жизнь, приводить ее в порядок
посредством издания собственных законов.
Как показывает исторический опыт, отсутствие такой идеи в
общественном сознании не препятствует развитию законодатель
ства. Но государственная власть вынуждена в этом случае про
исхождение собственных законов приписывать какому-либо мифи
ческому существу или богу, изображая себя в глазах общества в
качестве не творца, а всего лишь оракула данных законов.
Законодательство Киевской Руси предстает как результат за
конотворческой деятельности конкретных властителей. Имена кня
зей-законодателей содержат и "Русская Правда", и церковные ус
тавы. "Се яз, князь Василии, нарицаемы Володимир, сын Свято-
славль, внук Игорев...", — говорит ст. 2 первого русского Устава о
церковных судах. Статья 5 продолжает: "И яз, съгадав с своею
княгинею с Анною и с своими детми, дал есмь ты суды церквам,
митрополиту и всем пискупиям по Русьскои земли".
Русские князья открыто выставляли себя в качестве законо
дателей, творцов законов для всей Руси. Однако, как показывают
юридические тексты, законодательные полномочия князей не да
вали им возможностей для произвола. Законотворчество было для
русского князя не правом, возвышавшим его над своими поддан
ными, а обязанностью, возложенной на него богом. Не случайно
княжеские уставы начинаются, как правило, со слов: "Во имя отца,
и сына, и Святаго духа".
Возлагая на князя обязанность законодательствовать, бог пред
писывал совершенно определенные рамки этой деятельности. Со
держание издаваемого князем закона должно было соответство
вать духу христианской религии, т. е. быть проникнуто милосерди
ем и любовью.
Самое раннее выражение данной идеи встречается в Договоре
Руси с Византией, заключенном в правление великого князя Олега.
Текст его приводится в "Повести временных лет" под 6420 (912) г.
Вот слова, с которых начинается основное содержание данного До
говора: "Суть, яко понеже мы ся имали о Божьи вЪре и о любви,
главы таковыа: по первому убо слову да умиримся с вами, грекы,
да любим друг друга от всеа душа и изволениа, и не вдадим, елико
наше изволение, быти от сущих подь рукою наших князь свътлых
110
История политических и правовых учений
никакому же соблазну или винЪ; но потщимся, елико по сил1з, на
сохранение прочих и всегда лЪт с вами, грекы, исповеданием и
написанием со клятвою извещаемую любовь непревратну и непос-
тыжну. Тако же и вы, грекы, да храните таку же любовь ко кня-
земъ нашим свЪтлым рускым и ко ВСБМ, иже суть под рукою свЪтлаго
князя нашего, несоблазну и непреложну и всегда и во вся лЪта".
Русь на момент заключения цитируемого Договора не приняла
еще христианства в качестве своей официальной религии — рус
ский противопоставляется в тексте договора христианину как дру
гой стороне правоотношения, — однако христианскую этику Русь
уже признала как свою. Очевидно, что проповедовавшиеся христи
анством этические ценности соответствовали духу русского обще
ственного сознания, находились в гармонии с общим его настроем.
Законодательство Киевской Руси отличается от законодатель
ства других государств, пребывавших на аналогичной ступени ис
торического развития, своим гуманизмом. Для него характерна срав
нительная мягкость наказаний, которые, как правило, выражаются
в денежном штрафе. Предписывая кары за нарушение правовых
норм, русский законодатель исходил из
идеи святости человечес
кой жизни
и не предусматривал смертной казни в качестве меры
наказания. При этом термины "казнь", "казнить" довольно часто
употреблялись в законодательных актах, но подразумевали они не
лишение жизни, а простое телесное наказание.
Митрополит Иоанн II (1080—1089 гг.) в одном из своих настав
лений разъяснил суть кары, называвшейся на Руси "казнь". Он
рекомендовал людей, занимающихся волхвованием, сначала отвра
щать от греха словесным увещанием, а затем, если они не послу
шаются, "яро казнити, но не до смерти убивати, ни обрезати сих
телесе".
Развитие начал гуманизма в русском правосознании было свя
зано с распространением на Руси православной христианской веры.
Однако главные предпосылки этих начал коренились все же в са
мом русском обществе, в его экономическом и социально-политичес
ком строе и духовном складе.
На эту мысль наводит прежде всего характер законодатель
ства Византии — государства, где православное христианство яв
лялось господствующей религией. Этому законодательству были
свойственны самые жестокие наказания за преступления, как-то:
отсечение руки или носа, выкалывание глаз, оскопление и т. п. На
Руси нормы византийского законодательства, предусматривающие
такие кары, были хорошо известны, однако они не были восприня
ты русскими законодателями.
Более того, как свидетельствуют летописи, редкие случаи при
менения отдельными князьями практиковавшихся в Византии на-
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
111
казаний встречали резкий протест со стороны других русских кня
зей. Характерна в этом плане реакция последних на ослепление в
1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против
великого князя Святополка Изяславича. Владимир Мономах, услы
шав, как ослеплен был Василько, ужаснулся и, заплакав, сказал:
"Се не бывало есть в РусьскЪй земьли ни при дЪдЪх наших, ни при
отцихъ наших, сякого зла". То же самое сказали и князья Давыд и
Олег Святославичи. Вместе с Владимиром Мономахом они послали
мужей своих к Святополку с вопросом: "Что се зло створил еси в
Русьстъй земли, и вверглъ еси ножь в ньгВ?"
Вывод о том, что гуманистические начала русского правосоз
нания коренились в самом русском обществе, а христианство, рас
пространяясь на Руси, не привносило эти начала с собой, но лишь
придавало им более определенную форму, вытекает из целого ряда
и других фактов. Вместе с христианской религией на Русь пришла
христианская церковная организация, в рамках которой домини
ровало, естественно, византийское правосознание. Из летописей хо
рошо видно, что первые служители русской христанской церкви,
прибывавшие, как правило, на Русь из Византии, были склонны
скорее к ужесточению наказаний за правонарушения, нежели смяг
чению. В частности, именно по их настоятельной рекомендации ве
ликий князь Владимир Святославич ввел смертную казнь за раз
бои, пусть и на короткое время. Иначе говоря, утверждавшееся на
Руси в качестве господствующей религии христианство несло с
собой одновременно два прямо противоположных типа правосозна
ния: одно — проникнутое духом милосердия к правонарушителям
и другое — отягощенное духом жестокости. Уже по одной этой
причине христианство не могло стать главным фактором в форми
ровании гуманистических начал русского правосознания. Оно ока
зывалось не
инструментом
для выработки русского правосозна
ния, а
материалом,
из которого последнее черпало соответствую
щие духу русского общества мировоззренческие постулаты, поня
тия, образы.
Характерной чертой законодательства Киевской Руси было пред
ставление о преступлении как о деянии, причинившем материаль
ный вред другому человеку. Наказание мыслилось при этом как
возмещение данного вреда.
С усвоением русским обществом христианского мировоззрения
к этому представлению о преступлении добавилась мысль о нем
как о грехе. И, соответственно, усложнилось представление о нака
зании. Последнее стало мыслиться, помимо прочего, и в виде ду
ховной кары.
Тексты юридических документов Киевской Руси дают нам воз
можность проследить, как по мере распространения христианства
112
История политических и правовых учений
на Руси углублялось идейное содержание концепции духовной кары
и менялось словесное выражение данного рода наказания.
Первое ясное воплощение этой идеи встречается в Договоре
Руси с Византией 945 г. "Аще ли же кто от князь или людий рус-
ких, ли хрестеянъ, или не хрестеянъ, преступить се, еже есть пи
сано на харатьи сей, будеть достоинъ своимъ оружиемъ умрети, и
да будеть клять от Бога и от Перуна, яко преступи свою клятву".
В другом месте данного Договора (хартии) говорится, что в случае,
если князь или еще кто, крещенный или некрещенный, преступит
ее, то не будет он иметь помощи от Бога и "да будеть рабъ въ весь
в!жъ в будущий, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ".
Примечательно, что духовная кара за нарушение норм Дого
вора предназначается в рассматриваемом юридическом документе
и христианам, и нехристианам (язычникам). И это не случайно —
идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества.
Однако благодаря христианству она получает новое, более глубо
кое содержание и более богатое понятийное и образное выражение.
В Уставе Святого князя Владимира о церковных судах идея
духовной кары выражается уже следующими словами: "Кто пре
ступить си правила, яко же есмы управили по святых отець прави
лом и пьрвых царев управленью, кто иметь преступати правила
си, или дети мои, или правнучата, или в котором городе наместник,
или тиун, или судья, а пообидть суд церковный, или кто иныи, да
будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець
вселеньскых".
На Руси рано осознали высокую ценность права в обществен
ной жизни. Оно мыслилось в русском обществе не только в каче
стве орудия управления, инструмента для поддержания порядка,
но и в виде средства воспитания души. Это представление о праве
хорошо выражало понятие "правда", которое со времен Ярослава
Мудрого стало все чаще использоваться в качестве замены поня
тию "закон". Впрочем, и последнее употреблялось более для обозна
чения нравственно-религиозных заповедей, нежели для названия
нормативного акта, изданного властителем.
В современной историко-правовой науке получила распрост
ранение тенденция называть "правдами" сборники правовых норм,
возникшие в западноевропейских странах в эпоху раннего феода
лизма, утвердилось даже такое словосочетание, как "варварские
правды" ("Салическая правда", "Бургундская правда" и т. п.). Упот
ребляя термин "правда" применительно к юридическим памятни
кам Западной Европы, необходимо, однако, понимать, что он яв
ляется термином сугубо русского происхождения, выражающим
представление о праве, которое было присуще русскому правосоз
нанию.
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси
113
§ 6. Заключение
Рассмотренные идеи не исчерпывают всего богатства полити
ческой и правовой мысли Киевской Руси. Тем не менее, составляя
основу ее содержания, они дают вполне ясное представление о сущ
ности русского политико-правового сознания в X—XII вв.
Факты показывают, что политико-правовая идеология Киев
ской Руси была не просто отражением практики политических отно
шений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять
на данную практику, определять характер политического поведе
ния государственных деятелей.
Политическая и правовая мысль Киевской Руси была направлена
на сплочение русского общества, сохранение единства его госу
дарственного организма. В рамках этой мысли формулировались
цели и смысл государственной деятельности, политические идеа
лы, идеальные нормы политического поведения. Государственная
деятельность представала при этом как служение Русской земле, а
также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в
православной христианской религии.
К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный
организм прекратила свое существование. Однако политическая и
правовая мысль, выработанная в рамках данного государства, не
исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах рус
ской истории. Политические и правовые идеи Киевской Руси вли
лись в политико-правовую идеологию Московского государства,
вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях
даже их корневой основой.
Более подробно "московская" судьба политических и правовых
идей, выработанных в условиях Киевской Руси, рассматривается в
следующей главе настоящего учебника.