Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5800

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 119 

Политико-правовая идеология Московии строго отличала ти­

тул царя от королевского титула. Последний, с точки зрения мос­
ковских идеологов, был менее почетным, стоял ниже царского зва­
ния. В 1489 г. посол императора Священной Римской империи гер­
манской нации Максимилиана I Николай Поппель, пребывая в Мос­
кве, предложил Ивану III от имени своего императора титул коро­
ля. В ответ великий князь Московии передал послу через дьяка 
Федора Курицына следующие слова: "...А что ты нам говорил о 
королевстве, [спрашивая,] желаем ли мы, [чтобы] Цезарь поставил 
нас королем на своей земле, то [следует тебе знать, что] мы Божь­
ей милостью Государи на своей земле изначала, [т. е.] от первых 
своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши 
прародители, так и мы". 

Развитие идеи царской власти в условиях Московского госу­

дарства привело к появлению понятия

 истинного, боговенчанно-

го, христианского царя,

 с одной стороны, и противоположного ему 

понятия ложного,

 самозванного царя

 — с другой. 

Впервые такое различие четко провел архиепископ Ростовский 

Вассиан в своей грамоте, посланной на Угру великому князю Ива­
ну III во время знаменитого стояния русских войск против войск 
татарского хана Ахмата. Как известно, владычествовавшие на Руси 
татаро-монгольские ханы с самого начала звались царями. Причем 
еще с Батыя повелось правило, согласно которому русские князья 
клялись татарским ханам не выступать против них. Вассиан в сво­
ей грамоте призвал Ивана III отказаться от клятвы своих прароди­
телей не поднимать руку на царя, ибо, во-первых, та клятва была 
вынужденной, а, во-вторых, татарские ханы являлись ненастоящими 
царями. Грамота призывала русского государя выступить против 
татарского хана "не яко на царя, но яко на разбойника и хищника 
и богоборца". 

Истинный царь, по мнению идеологов Московии — это царь 

боголюбивый, охранитель православной христианской веры. Концеп­
ция царской власти в том виде, в каком она развивалась в полити­
ческой и правовой мысли Московского государства, включала в 
себя, помимо идеи богоустановленности и наследственности данной 
власти, идею служения ее православному христианству. 

Вместе с тем истинный царь рассматривался и в качестве за­

щитника Русской земли. Как известно, эти две обязанности верхов­
ного властителя — охранять православную христианскую веру и 
защищать Русь от врагов — выделялись еще в политико-правовой 
идеологии Киевской Руси. В условиях Московии учение об этих 
обязанностях русского государя получило довольно необычное раз­
витие в творчестве монаха псковского Елеазарова монастыря Фи-
лофея. Последний совместил эти две различные обязанности носи-


background image

120 

История политических и правовых учений 

теля верховной государственной власти на Руси и представил их в 
качестве единого предназначения царствующей особы. 

В своем послании дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину, написанном 

около 1523—1524 гг., Филофей связал судьбу государств, в кото­
рых официальная идеология покоится на православной христиан­
ской вере, с отношением власти и населения к данной вере. Такие 
государства гибнут только в том случае, если отступают от право­
славной христианской веры. Именно предательство православной 
веры привело к гибели Византию. 

Московское царство, считал Филофей, приобрело вследствие 

этого особое значение. "Да вЪси, христолюбче и боголюбче, — пи­
сал он, — яко вся христианская царства приидаша в конець и 
снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьскимь 

книгамь то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий 
стоит, а четвертому не быти". Отсюда проистекала

 идея особой 

ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом 
государства.

 Ибо судьба этого государства, а именно: "Русии" — 

Русской земли, накрепко связана отныне с судьбой православной 
христианской веры, так что сохранение его есть вместе с тем со­
хранение и данной веры. 

Приведенное сочинение псковского старца Филофея было раз­

множено в течение XVI—XVII вв. во многих списках. Появилось 
оно и в иных вариантах, например, как "Послание Московскому 
великому князю Василию Ивановичу", "Послание к государю царю 
и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии". 

К тексту данного произведения Филофея была впоследствии 

привязана политическая концепция "Москва — Третий Рим", соглас­

но которой Россия есть наследница не только политической идео­

логии, но и территории Византийской империи. Именно псковского 
монаха стали рассматривать в качестве родоначальника этой кон­
цепции, и указанное мнение до сих пор господствует в трудах, 
посвященных русской политической идеологии эпохи Московского 
государства. 

Между тем вдумчивое чтение сочинения Филофея позволяет 

увидеть в нем нечто, в корне отличное от концепции "Москва — 
Третий Рим". Безусловно, небольшое послание псковского монаха 
принадлежит к числу самых значительных идеологических сочине­
ний XVI в. Однако главная его идея —

 это идея "Ромейского цар­

ства" . 

Филофей совсем не отождествляет "Ромеиское царство" с ре­

альными государствами — Византией (Вторым Римом) или Древ­
ним Римом (Первым Римом). В его представлении это царство Гос­
пода Бога — идеальное царство, которое называется "Ромеиское" 
только потому, что именно в Риме произошло впервые соединение 


background image

Гл. 7.  П о л и т и ч е с к а я и правовая мысль Московского государства  1 2 1 

христианской религии с государственной властью. В отличие от 
реальных государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные 
же государства подвержены гибели. Древний Рим и Византия яв­
ляли собой лишь носителей образа идеального царства. После того, 
как они рухнули, образ "Ромейского царства" перешел на Москов­
ское царство. Таким образом, Русское государство предстает в со­
чинении Филофея не наследником реально существовавших и по­
гибших государств Византии и Древнего Рима, но в качестве ново­
го носителя идеала православного христианского государства. Иначе 
говоря, Филофей видел предназначение Русского государства быть 
не

 Империей,

 а

 Святой Русью,

 средоточием не материального, а 

духовного — воплощением не грубой материальной силы, а силы 
духовной. 

Заявлением о том, что два Рима пали, третий стоит, а четвер­

тому не бывать, Филофей выражал не свою уверенность в несо­
крушимости Русского государства, но мысль о том, что в случае, 
если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носи­
теля образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — 
последний земной носитель идеала православного христианского 
государства. Если Русь погибнет, "Ромейское царство" не умрет 
вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому идеал православного 
государства будет продолжать жить, однако стремиться к нему на 
земле станет уже некому. 

Царский титул в свете такого представления о Русском госу­

дарстве приобретал особое значение — он становился титулом не 
просто главы государства, верховного властителя, но

 титулом хра­

нителя Святой Руси.

 Следовательно, царь начинал выступать в 

русском политическом сознании в качестве носителя не только го­
сударственной власти, но и устоев всего общества — его социаль­
но-политической организации и официальной идеологии. Таким 
образом, идею, внесенную Филофеем в русскую политическую иде­
ологию, можно выразить формулой:

 без царя нет Святой Руси, 

без Святой Руси нет царя. 

Как известно, название "царь" употреблялось еще в литерату­

ре Киевской Руси применительно к таким русским князьям, как 
Владимир Святой, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. В это 
название тогда не вкладывался какой-то особый смысл, оно исполь­
зовалось, скорее всего, по аналогии с библейскими текстами, в ко­
торых наиболее авторитетные властители именуются царями. По­
добным же образом и в литературных произведениях Киевской 
Руси слово "царь" призвано было лишь оттенить особые заслуги 
указанных русских великих князей в распространении и охране­
нии христианской веры. Поэтому употребление его было эпизоди­
ческим. 


background image

122 

История политических и правовых учений 

Первым из русских великих князей, наименование которого 

царем стало носить постоянный характер, был Василий II (Тем­
ный), правивший в Московском государстве в 1425—1462 гг. И это 
произошло не случайно. Именно при Василии II Московия прекра­
тила выплату дани татаро-монгольским ханам (в 1451 г.), т. е. стала 
по отношению к Золотой Орде в фактически независимое положе­
ние. Закономерно в этом плане и наименование царем Дмитрия 
Донского — победителя татаро-монголов на Куликовом поле. Во­
шедший в Воскресенскую летопись рассказ о его жизни, написан­
ный в конце XIV в., называется "О житии и о преставлении царя 
Рускаго, великого князя Дмитриа Ивановича". Эти факты свиде­
тельствуют, что царский титул стал пониматься в Московии как 
обозначение не зависимого ни от каких других земных властите­
лей государя. В этом смысле он по существу слился с титулом 

"самодержец", которым величался тот, кто сам, самостоятельно дер­

жит государство. 

В течение XVI в. это значение титула "царь" как титула, ука­

зывающего на независимость его носителя от какого-либо земного 
владыки, еще более упрочилось в русском политико-правовом со­
знании. Появилось даже словосочетание "вольное царское само-
держство". Последнее противопоставлялось "убогим королевствам" 
европейских стран, где государи не "коренные", не "вотчинные", 
как на Руси, а "посаженные" и, следовательно, не "вольные". 

Политическая и правовая идеология Московии отражала состо­

яние крепнущего в своих материальных и духовных силах, расту­
щего в своих территориальных размерах гордого и независимого 
государства. 

Это государство уже вполне осознавало свои великие возмож­

ности и перспективы. И соответственно проявляло стремление ут­
вердиться в качестве не только европейской или азиатской, но и 
мировой державы. В официальной идеологии Московии это стрем­

ление ярче всего выразилось в изменении содержания легенды о 
начале княжения на Руси династии Рюрика. 

Как известно, легенда эта была создана в Киеве в первые годы 

правления Владимира Мономаха. Она повествовала о начале Рус­
ского государства. Согласно ей в лето 6370 (в 862 г. Христовой эры) 
славянские племена, селившиеся на северо-востоке Европы, устав 
от междоусобиц, решили призвать к себе на правление князя из 
варягов, руси. И обратились к варяжскому князю Рюрику и его 
братьям: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нТзтъ. Да 
поидЪте княжить и володЪти нами". Рюрик пришел и сел княжить 
в Новгороде, два его брата — в других местах. Так основалась 
династия русских князей, правивших сначала в Киевской Руси, а 
затем в Московии. 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 123 

Стремление Московских государей стать если не выше, то хотя 

бы вровень с государями европейских держав, побудило москов­
ских идеологов внести в содержание легенды о начале Русского 
государства соответствующие изменения. Основателем династии 
Московских государей был объявлен не кто иной, как римский им­
ператор Октавиан Август. Чем дальше в будущее шла династия 
Московских государей, тем более удлинялось ее прошлое. В офи­
циальной Воскресенской летописи, созданной в середине XVI в., 
рассказ о начале династии русских князей был назван следующим 
образом: "Начало православныхъ государей и великихъ князей Рус-
кихъ, корень ихъ изыде отъ Августа, царя Римскаго, а се о нихъ 
писание предлежить". По этому рассказу у Августа якобы имелся 
брат Прус, которого он поставил править землями между реками 
Вислой и Неманом. С тех пор эта территория называется Прусской 
землей. Сороковым коленом в потомстве Пруса явился Рюрик. 
"И въ то время, — говорит летопись, — въ Новегороде некыхъ 

старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончеваетъ житие, и созва вла-
далца сущаа съ нимъ Новагорода, и рече: "Советъ даю вамъ, да 
послете въ Рускую землю мудрыя мужа и призовете князя отъ 
тамо сущихъ родовъ, Римъска царя Августа рода"; они же шедше 
въ Прусьскую землю, обретоша князя Рюрика, суща отъ роду Римь-
ска царя Августа, и молиша его съ посланьми всехъ Новоградець, 

дабы къ нимъ шелъ княжити". 

Помимо Воскресенской летописи данный рассказ приводится в 

"Сказании о князьях Владимирских" (начало XVI в.), в "Степенной 

книге", составленной в 1563 г., в посланиях Ивана IV и других 
памятниках письменности XVI в. Царь Иван IV писал: "Великих 
Государей Царей Российских корень изыде от превысочайшаго Це-
сарскаго престола и прекрасно-цветущаго и пресветлаго корени 
Августа Кесаря, обладающаго вселенною". Подобная формула с 
указанием на Августа, обладающего вселенной, чаще всего встре­
чается в документах эпохи Московского государства. Она во мно­
гом объясняет, почему московские государи избрали в родоначаль­
ники себе вместо византийского басилевса древнеримского импе­
ратора. Древний Рим во времена Августа был средоточием всего 
мира. Почти все европейские государства происходят из лона Древ­
неримской империи. Выводя свое происхождение от Августа, мос­

ковские цари утверждали мировое значение своей державы. 

Параллельно с рассматриваемой династической переориента­

цией с Византии на Древний Рим в XVI в. в политической идеоло­
гии Московии возникла идея о том, что Русь получила христиан­
ство не из Византии, а из Древнего Рима, т. е. непосредственно из 
самого источника. В связи с этим в русском обществе установился 
культ Андрея Первозванного как святого апостола, принесшего на