Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5800
Скачиваний: 125
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 119
Политико-правовая идеология Московии строго отличала ти
тул царя от королевского титула. Последний, с точки зрения мос
ковских идеологов, был менее почетным, стоял ниже царского зва
ния. В 1489 г. посол императора Священной Римской империи гер
манской нации Максимилиана I Николай Поппель, пребывая в Мос
кве, предложил Ивану III от имени своего императора титул коро
ля. В ответ великий князь Московии передал послу через дьяка
Федора Курицына следующие слова: "...А что ты нам говорил о
королевстве, [спрашивая,] желаем ли мы, [чтобы] Цезарь поставил
нас королем на своей земле, то [следует тебе знать, что] мы Божь
ей милостью Государи на своей земле изначала, [т. е.] от первых
своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши
прародители, так и мы".
Развитие идеи царской власти в условиях Московского госу
дарства привело к появлению понятия
истинного, боговенчанно-
го, христианского царя,
с одной стороны, и противоположного ему
понятия ложного,
самозванного царя
— с другой.
Впервые такое различие четко провел архиепископ Ростовский
Вассиан в своей грамоте, посланной на Угру великому князю Ива
ну III во время знаменитого стояния русских войск против войск
татарского хана Ахмата. Как известно, владычествовавшие на Руси
татаро-монгольские ханы с самого начала звались царями. Причем
еще с Батыя повелось правило, согласно которому русские князья
клялись татарским ханам не выступать против них. Вассиан в сво
ей грамоте призвал Ивана III отказаться от клятвы своих прароди
телей не поднимать руку на царя, ибо, во-первых, та клятва была
вынужденной, а, во-вторых, татарские ханы являлись ненастоящими
царями. Грамота призывала русского государя выступить против
татарского хана "не яко на царя, но яко на разбойника и хищника
и богоборца".
Истинный царь, по мнению идеологов Московии — это царь
боголюбивый, охранитель православной христианской веры. Концеп
ция царской власти в том виде, в каком она развивалась в полити
ческой и правовой мысли Московского государства, включала в
себя, помимо идеи богоустановленности и наследственности данной
власти, идею служения ее православному христианству.
Вместе с тем истинный царь рассматривался и в качестве за
щитника Русской земли. Как известно, эти две обязанности верхов
ного властителя — охранять православную христианскую веру и
защищать Русь от врагов — выделялись еще в политико-правовой
идеологии Киевской Руси. В условиях Московии учение об этих
обязанностях русского государя получило довольно необычное раз
витие в творчестве монаха псковского Елеазарова монастыря Фи-
лофея. Последний совместил эти две различные обязанности носи-
120
История политических и правовых учений
теля верховной государственной власти на Руси и представил их в
качестве единого предназначения царствующей особы.
В своем послании дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину, написанном
около 1523—1524 гг., Филофей связал судьбу государств, в кото
рых официальная идеология покоится на православной христиан
ской вере, с отношением власти и населения к данной вере. Такие
государства гибнут только в том случае, если отступают от право
славной христианской веры. Именно предательство православной
веры привело к гибели Византию.
Московское царство, считал Филофей, приобрело вследствие
этого особое значение. "Да вЪси, христолюбче и боголюбче, — пи
сал он, — яко вся христианская царства приидаша в конець и
снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьскимь
книгамь то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий
стоит, а четвертому не быти". Отсюда проистекала
идея особой
ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом
государства.
Ибо судьба этого государства, а именно: "Русии" —
Русской земли, накрепко связана отныне с судьбой православной
христианской веры, так что сохранение его есть вместе с тем со
хранение и данной веры.
Приведенное сочинение псковского старца Филофея было раз
множено в течение XVI—XVII вв. во многих списках. Появилось
оно и в иных вариантах, например, как "Послание Московскому
великому князю Василию Ивановичу", "Послание к государю царю
и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии".
К тексту данного произведения Филофея была впоследствии
привязана политическая концепция "Москва — Третий Рим", соглас
но которой Россия есть наследница не только политической идео
логии, но и территории Византийской империи. Именно псковского
монаха стали рассматривать в качестве родоначальника этой кон
цепции, и указанное мнение до сих пор господствует в трудах,
посвященных русской политической идеологии эпохи Московского
государства.
Между тем вдумчивое чтение сочинения Филофея позволяет
увидеть в нем нечто, в корне отличное от концепции "Москва —
Третий Рим". Безусловно, небольшое послание псковского монаха
принадлежит к числу самых значительных идеологических сочине
ний XVI в. Однако главная его идея —
это идея "Ромейского цар
ства" .
Филофей совсем не отождествляет "Ромеиское царство" с ре
альными государствами — Византией (Вторым Римом) или Древ
ним Римом (Первым Римом). В его представлении это царство Гос
пода Бога — идеальное царство, которое называется "Ромеиское"
только потому, что именно в Риме произошло впервые соединение
Гл. 7. П о л и т и ч е с к а я и правовая мысль Московского государства 1 2 1
христианской религии с государственной властью. В отличие от
реальных государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные
же государства подвержены гибели. Древний Рим и Византия яв
ляли собой лишь носителей образа идеального царства. После того,
как они рухнули, образ "Ромейского царства" перешел на Москов
ское царство. Таким образом, Русское государство предстает в со
чинении Филофея не наследником реально существовавших и по
гибших государств Византии и Древнего Рима, но в качестве ново
го носителя идеала православного христианского государства. Иначе
говоря, Филофей видел предназначение Русского государства быть
не
Империей,
а
Святой Русью,
средоточием не материального, а
духовного — воплощением не грубой материальной силы, а силы
духовной.
Заявлением о том, что два Рима пали, третий стоит, а четвер
тому не бывать, Филофей выражал не свою уверенность в несо
крушимости Русского государства, но мысль о том, что в случае,
если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носи
теля образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь —
последний земной носитель идеала православного христианского
государства. Если Русь погибнет, "Ромейское царство" не умрет
вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому идеал православного
государства будет продолжать жить, однако стремиться к нему на
земле станет уже некому.
Царский титул в свете такого представления о Русском госу
дарстве приобретал особое значение — он становился титулом не
просто главы государства, верховного властителя, но
титулом хра
нителя Святой Руси.
Следовательно, царь начинал выступать в
русском политическом сознании в качестве носителя не только го
сударственной власти, но и устоев всего общества — его социаль
но-политической организации и официальной идеологии. Таким
образом, идею, внесенную Филофеем в русскую политическую иде
ологию, можно выразить формулой:
без царя нет Святой Руси,
без Святой Руси нет царя.
Как известно, название "царь" употреблялось еще в литерату
ре Киевской Руси применительно к таким русским князьям, как
Владимир Святой, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. В это
название тогда не вкладывался какой-то особый смысл, оно исполь
зовалось, скорее всего, по аналогии с библейскими текстами, в ко
торых наиболее авторитетные властители именуются царями. По
добным же образом и в литературных произведениях Киевской
Руси слово "царь" призвано было лишь оттенить особые заслуги
указанных русских великих князей в распространении и охране
нии христианской веры. Поэтому употребление его было эпизоди
ческим.
122
История политических и правовых учений
Первым из русских великих князей, наименование которого
царем стало носить постоянный характер, был Василий II (Тем
ный), правивший в Московском государстве в 1425—1462 гг. И это
произошло не случайно. Именно при Василии II Московия прекра
тила выплату дани татаро-монгольским ханам (в 1451 г.), т. е. стала
по отношению к Золотой Орде в фактически независимое положе
ние. Закономерно в этом плане и наименование царем Дмитрия
Донского — победителя татаро-монголов на Куликовом поле. Во
шедший в Воскресенскую летопись рассказ о его жизни, написан
ный в конце XIV в., называется "О житии и о преставлении царя
Рускаго, великого князя Дмитриа Ивановича". Эти факты свиде
тельствуют, что царский титул стал пониматься в Московии как
обозначение не зависимого ни от каких других земных властите
лей государя. В этом смысле он по существу слился с титулом
"самодержец", которым величался тот, кто сам, самостоятельно дер
жит государство.
В течение XVI в. это значение титула "царь" как титула, ука
зывающего на независимость его носителя от какого-либо земного
владыки, еще более упрочилось в русском политико-правовом со
знании. Появилось даже словосочетание "вольное царское само-
держство". Последнее противопоставлялось "убогим королевствам"
европейских стран, где государи не "коренные", не "вотчинные",
как на Руси, а "посаженные" и, следовательно, не "вольные".
Политическая и правовая идеология Московии отражала состо
яние крепнущего в своих материальных и духовных силах, расту
щего в своих территориальных размерах гордого и независимого
государства.
Это государство уже вполне осознавало свои великие возмож
ности и перспективы. И соответственно проявляло стремление ут
вердиться в качестве не только европейской или азиатской, но и
мировой державы. В официальной идеологии Московии это стрем
ление ярче всего выразилось в изменении содержания легенды о
начале княжения на Руси династии Рюрика.
Как известно, легенда эта была создана в Киеве в первые годы
правления Владимира Мономаха. Она повествовала о начале Рус
ского государства. Согласно ей в лето 6370 (в 862 г. Христовой эры)
славянские племена, селившиеся на северо-востоке Европы, устав
от междоусобиц, решили призвать к себе на правление князя из
варягов, руси. И обратились к варяжскому князю Рюрику и его
братьям: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нТзтъ. Да
поидЪте княжить и володЪти нами". Рюрик пришел и сел княжить
в Новгороде, два его брата — в других местах. Так основалась
династия русских князей, правивших сначала в Киевской Руси, а
затем в Московии.
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 123
Стремление Московских государей стать если не выше, то хотя
бы вровень с государями европейских держав, побудило москов
ских идеологов внести в содержание легенды о начале Русского
государства соответствующие изменения. Основателем династии
Московских государей был объявлен не кто иной, как римский им
ператор Октавиан Август. Чем дальше в будущее шла династия
Московских государей, тем более удлинялось ее прошлое. В офи
циальной Воскресенской летописи, созданной в середине XVI в.,
рассказ о начале династии русских князей был назван следующим
образом: "Начало православныхъ государей и великихъ князей Рус-
кихъ, корень ихъ изыде отъ Августа, царя Римскаго, а се о нихъ
писание предлежить". По этому рассказу у Августа якобы имелся
брат Прус, которого он поставил править землями между реками
Вислой и Неманом. С тех пор эта территория называется Прусской
землей. Сороковым коленом в потомстве Пруса явился Рюрик.
"И въ то время, — говорит летопись, — въ Новегороде некыхъ
старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончеваетъ житие, и созва вла-
далца сущаа съ нимъ Новагорода, и рече: "Советъ даю вамъ, да
послете въ Рускую землю мудрыя мужа и призовете князя отъ
тамо сущихъ родовъ, Римъска царя Августа рода"; они же шедше
въ Прусьскую землю, обретоша князя Рюрика, суща отъ роду Римь-
ска царя Августа, и молиша его съ посланьми всехъ Новоградець,
дабы къ нимъ шелъ княжити".
Помимо Воскресенской летописи данный рассказ приводится в
"Сказании о князьях Владимирских" (начало XVI в.), в "Степенной
книге", составленной в 1563 г., в посланиях Ивана IV и других
памятниках письменности XVI в. Царь Иван IV писал: "Великих
Государей Царей Российских корень изыде от превысочайшаго Це-
сарскаго престола и прекрасно-цветущаго и пресветлаго корени
Августа Кесаря, обладающаго вселенною". Подобная формула с
указанием на Августа, обладающего вселенной, чаще всего встре
чается в документах эпохи Московского государства. Она во мно
гом объясняет, почему московские государи избрали в родоначаль
ники себе вместо византийского басилевса древнеримского импе
ратора. Древний Рим во времена Августа был средоточием всего
мира. Почти все европейские государства происходят из лона Древ
неримской империи. Выводя свое происхождение от Августа, мос
ковские цари утверждали мировое значение своей державы.
Параллельно с рассматриваемой династической переориента
цией с Византии на Древний Рим в XVI в. в политической идеоло
гии Московии возникла идея о том, что Русь получила христиан
ство не из Византии, а из Древнего Рима, т. е. непосредственно из
самого источника. В связи с этим в русском обществе установился
культ Андрея Первозванного как святого апостола, принесшего на