Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5806
Скачиваний: 125
124
История политических и правовых учений
Русь христианскую веру. Легенда о посещении русских земель
Андреем Первозванным отражена еще в летописях Киевской Руси.
В условиях Московии эта легенда получила дальнейшее развитие.
При этом в изложении ее часто подчеркивалось, что русские при
няли христианскую веру одновременно с другими народами и, во
всяком случае, не позднее греков.
Все подобные факты позволяют сделать вывод, что общим мо
тивом, пронизывавшим русскую политико-правовую идеологию эпо
хи Московии, была
идея самоценности Русского государства.
Русь
поднялась из руин татаро-монгольского погрома, вышла вновь на
арену мировой истории в качестве независимой державы, дабы
жить самостоятельной жизнью в соответствии со своим предназ
начением. Русская политико-правовая идеология должна была в
этих условиях способствовать осознанию государственными деяте
лями Московии, а также правящими кругами европейских стран
самостоятельности и мощи новой Русской державы. В свете этого
становится более объяснимым смысл новых политических идей,
появившихся в русском обществе в течение XIV—XVI вв., и тех
метаморфоз, которые претерпели в рамках официальной идеоло
гии Московского государства политические идеи Киевской Руси.
Решение Московией задачи своего самоопределения в качестве
самостоятельного государства неизбежно обостряло проблемы ее
внутренней политической организации. Это обострение нашло свое
отражение в политической и правовой мысли. Следствием стало
появление в рамках данной мысли самых различных идеологичес
ких течений и воззрений. Наиболее значительными и интересными
среди них были идеология "нестяжательства", политические идеи
и концепции Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Андрея Курбско
го и Ивана Пересветова.
§ 3. Политические и правовые идеи
"нестяжательства"
"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформив
шееся в рамках русской православной церкви во второй половине
XV — начале XVI в. В качестве главных проводников данного те
чения выступили монахи Заволжья, поэтому в литературе оно час
то именуется учением или движением "заволжских старцев". На
звания "нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали
бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри
отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земель
ными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной
жизни. Однако призывом к освобождению монастырской жизни от
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 125
мирской суеты учение заволжских старцев далеко не исчерпыва
лось. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в дан
ном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыст
ной жизни, т. е. жизни, освобожденной от стремления к материаль
ному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи,
которая как раз и являлась корневой в их мировоззрении. Суть ее
заключалась в понимании того, что главное в человеческой жизни
совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри
самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека
жизнь — это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внут
ренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, дос
тижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том
числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости
стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшель
ничество в представлении заволжских старцев есть такая же край
ность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний
мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человечес
кой натуры. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания. Не бу
дучи главной в учении заволжских старцев, она тем не менее в
наибольшей мере затрагивала интересы иерархов русской право
славной церкви, поскольку выливалась в призыв к последним от
казаться от владения огромным материальным богатством. В связи
с этим проповедь нестяжания оказалась самой заметной среди идей
ных лозунгов движения заволжских старцев. Вот почему это дви
жение получило название "нестяжательство".
Политическая сторона данного учения проявлялась не только в
выступлении его представителей против монастырского землевла
дения. Определяя свое отношение к внешнему миру, нестяжатели
неизбежно должны были выразить собственное отношение и к го
сударству, и к царской власти, и к закону. Они не могли уйти и от
решения проблемы соотношения государственной власти и власти
церковной — одной из важнейших политических проблем русского
общества как в эпоху Киевской Руси, так и в эпоху Московии.
Многое в сущности нестяжательства раскрывается через лич
ности и судьбы его идеологов и сторонников. Поэтому, прежде чем
излагать содержание данного учения, обратимся к их биографиям.
Главным идеологом нестяжательства был преподобный
Нгш
Сорский
(1433—1508). О жизни его сохранилось мало сведений. И з
вестно только, что происходил он из боярского рода Майковых.
В юности своей обитал в Москве, занимаясь переписыванием бого
служебных книг. Еще в молодые годы принял монашеский постриг
в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у знаменито
го в те времена своими добродетелями старца Паисия Ярославова.
После этого Нил Сорский много странствовал по Востоку, побывал
126
История политических и правовых учений
в местах, связанных с Иисусом Христом. Затем долго жил среди
монахов русского скита на Святой Горе Афонской. Вернувшись
домой, Нил Сорский некоторое время жил в келье возле Кирилло-
Белозерского монастыря. Но потом, не удовлетворенный образом
своей жизни, ушел в лесные дебри за 15 верст от монастыря и там
на берегу речки Сорки (отсюда и прозвище его — Сорский) постро
ил себе хижину и стал жить так, как хотел.
Неподалеку от хижины Нила Сорского построил себе домик
ученик его Иннокентий, тоже происходивший из бояр (Охлеби-
ниных). Потом стали приходить на поселение в это место и другие
монахи. Так возник первый на Руси скит, или, по-другому, пус
тынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устро
енных в лесных дебрях. Впоследствии Нил Сорский разработал
для своего скита целый устав, в котором выразил многое из своего
мировоззрения.
Эта Нилова пустынь, расположившаяся на Вологодчине, стала
колыбелью движения нестяжателей. Жизнь в глухомани не меша
ла Нилу Сорскому распространять свое учение посредством пись
менных посланий и устных речей. С последними он выступал и на
соборах русской православной церкви. Особенно большую извест
ность приобрела речь Нила Сорского на Соборе, состоявшемся в
Москве в 1503 г. Именно на нем он призывал монастыри отказаться
от земель и деревень и добывать средства для существования только
"рукоделием".
Умер Нил Сорский 7 мая 1508 г., составив перед тем удивитель
ное по своему содержанию завещание — последнюю вспышку сво
ей души. "Повергните тело мое в пустыни, — обращался он к сво
им ученикам, — да изъядят е зверие и птица, понеже согрешило
есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико
по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего
никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти... Молю же всех,
да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от
мене прощения. Бог да простит всех". Не только в жизни, но и в
смерти своей Нил Сорский остался верен своему учению.
Продолжатели Нилова учения были не столь последовательны,
как он.
Среди них необходимо выделить прежде всего
Вассиана Косо
го
(ок. 1470 — до 1545). Мирское имя его Василий Иванович Пат
рикеев. Он был князем, представителем знатного рода Гедимино-
вичей, троюродным братом великого князя Василия III. До янва
ря 1499 г. состоял на государственной службе. Из летописей вид
но, что в 1494 г. тогдашний русский государь Иван III направлял
Василия Патрикеева в качестве главного посла на переговоры к
Литовскому князю Александру, а в 1496 г. назначил его главным
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 127
воеводой над войском, ходившим против шведов в Финляндию.
В 1499 г. молодой князь по не вполне ясным из источников причи
нам был обвинен вместе со своим отцом и младшим братом в госу
дарственной измене. Благодаря заступничеству духовенства смерт
ная казнь, назначенная боярам Патрикеевым, была заменена Ва
силию и его отцу пострижением в монахи, а брату домашним за
точением. В качестве места монашеского пострига и дальнейшего
пребывания Василию Патрикееву был назначен Кирилло-Белозер-
ский монастырь. Здесь он, став монахом Вассианом, познакомился
с Нилом Сорским. Учение последнего увлекло новоиспеченного мо
наха, и он поселился в Ниловой пустыни. Осенью 1503 г. Вассиан
прибыл в Москву на церковный Собор, по окончании которого ос
тался здесь, обосновавшись в Симоновом монастыре. Вскоре он ста
новится самым ярым критиком церковной политики Иосифа Во-
лоцкого и его сторонников — иосифлян. Как представитель родо
витой знати Вассиан был вхож в великокняжеский дворец и впо
следствии даже пользовался покровительством Василия III. Одна
ко это не спасло его от печальной участи. На церковном Соборе
1531 г. Вассиан Косой был обвинен в богословских промахах и осуж
ден на заточение в Иосифов монастырь в Волоколамске, где впос
ледствии и кончил свою жизнь.
К числу видных сторонников идеологии нестяжательства сле
дует отнести и
Максима Грека
(ок. 1470—1556). Он также происхо
дил из знатной и богатой семьи, правда, семьи не русских, а гре
ческих аристократов. Первоначальное его имя — Михаил Триво-
лис. До прибытия своего в Московию он сумел получить добротное
светское образование, слушая лекции в лучших итальянских уни
верситетах (Флоренции, Падуи, Милана).
В 1502 г. Михаил Триволис становится монахом монастыря св.
Марка. Однако в 1505 г. в его судьбе происходит коренной поворот:
Михаил покидает Италию и поселяется в Ватопедском монастыре
на Св. Горе Афонской. Здесь он обращается в православие и при
нимает имя Максим.
В 1515 г. великому князю Василию III понадобился переводчик
для переложения греческой толковой Псалтыри на русский язык.
В Ватопедский монастырь митрополитом Варлаамом была направле
на просьба прислать специалиста по таким переводам монаха Сав
ву. Последний, однако, не смог по причине своей глубокой старости
и немощи выехать в Москву. И тогда выбор пал на Максима Грека.
За короткое время греческий монах сделался заметным явле
нием культурной жизни Москвы. Незаурядный ум и широкие по
знания в европейской философии и теологии привлекли к нему
внимание образованных представителей русской аристократии.
Келья Максима Грека стала местом, где регулярно собирались для
128
История политических и правовых учений
обсуждения сложных философских и богословских проблем многие
из тех людей, которые прославятся впоследствии в качестве вид
ных русских мыслителей.
В 1521 г. Максим Грек знакомится с Вассианом Косым, в ре
зультате чего обнаруживается, что греческий монах вполне разде
ляет основные принципы русской идеологии нестяжательства. Бо
лее того, Максим Грек становится активным проповедником этих
принципов. Он, в частности, открыто заявляет, что неприлично мо
настырям владеть каким-либо недвижимым имуществом. Такие
заявления не могли остаться без последствий. И в 1525 г. церков
ный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православ
ной веры и русской церкви и осуждает его к монастырскому зато
чению. Более четверти века Максим Грек живет в заточении: сна
чала в Волоколамске, затем, после вторичного осуждения на Собо
ре 1531 г., в Твери. Наконец в 1551 г. царь Иван IV, вняв "умоле-
нию" игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает уже
дряхлого, больного Максима из заточения и разрешает ему прове
сти остаток дней в этой знаменитой обители. Здесь Максим Грек и
умирает в январе 1556 г.
Помимо Вассиана Косого и Максима Грека в числе сторонников
нестяжательетва находился Артемий Троицкий. Судьба его оказа
лась печальной. В 1553 г. он был обвинен церковным Собором в
склонности к ереси и приговорен к заточению в Соловецком монас
тыре. Вскоре после этого подверглась осуждению на заточение це
лая группа заволжских старцев — нестяжателей. В результате к
60-м годам XVI в. нестяжательство как социальное движение фак
тически прекратило свое существование.
Биографии идеологов нестяжательства ясно свидетельствуют,
что церковные и светские власти Московии видели в этом движе
нии опасную для себя духовную силу, сокрушить которую можно
было только жестокими репрессиями. Причем данная опасность осо
бенно увеличивалась вследствие того, что нестяжатели не только
не выходили за рамки православной христианской идеологии, но и,
напротив, именно себя считали истинными ее выразителями. Об
винения в склонности к ереси, которыми обволакивалось преследо
вание нестяжателей официальными московскими властями, Нил
Сорский и его последователи напрочь отвергали. Более того, стро
гое следование духу и букве православия все нестяжатели рас
сматривали в качестве своей главной жизненной обязанности.
Духовная мощь нестяжательства во многом основывалась на
личном авторитете его идеологов. Все они — и Нил Сорский, и Вас-
сиан Косой, и Максим Грек, и Артемий Троицкий — были людьми
в высшей степени деятельными, высокообразованными, умственно
одаренными. Они умели красиво излагать свои мысли как в устной