Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5526

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

124 

История политических и правовых учений 

Русь христианскую веру. Легенда о посещении русских земель 
Андреем Первозванным отражена еще в летописях Киевской Руси. 
В условиях Московии эта легенда получила дальнейшее развитие. 
При этом в изложении ее часто подчеркивалось, что русские при­
няли христианскую веру одновременно с другими народами и, во 
всяком случае, не позднее греков. 

Все подобные факты позволяют сделать вывод, что общим мо­

тивом, пронизывавшим русскую политико-правовую идеологию эпо­
хи Московии, была

 идея самоценности Русского государства.

 Русь 

поднялась из руин татаро-монгольского погрома, вышла вновь на 
арену мировой истории в качестве независимой державы, дабы 
жить самостоятельной жизнью в соответствии со своим предназ­
начением. Русская политико-правовая идеология должна была в 
этих условиях способствовать осознанию государственными деяте­
лями Московии, а также правящими кругами европейских стран 
самостоятельности и мощи новой Русской державы. В свете этого 
становится более объяснимым смысл новых политических идей, 
появившихся в русском обществе в течение XIV—XVI вв., и тех 
метаморфоз, которые претерпели в рамках официальной идеоло­
гии Московского государства политические идеи Киевской Руси. 

Решение Московией задачи своего самоопределения в качестве 

самостоятельного государства неизбежно обостряло проблемы ее 
внутренней политической организации. Это обострение нашло свое 
отражение в политической и правовой мысли. Следствием стало 
появление в рамках данной мысли самых различных идеологичес­
ких течений и воззрений. Наиболее значительными и интересными 
среди них были идеология "нестяжательства", политические идеи 
и концепции Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Андрея Курбско­
го и Ивана Пересветова. 

§ 3. Политические и правовые идеи 

"нестяжательства" 

"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформив­

шееся в рамках русской православной церкви во второй половине 
XV — начале XVI в. В качестве главных проводников данного те­
чения выступили монахи Заволжья, поэтому в литературе оно час­
то именуется учением или движением "заволжских старцев". На­
звания "нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали 
бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри 
отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земель­
ными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной 
жизни. Однако призывом к освобождению монастырской жизни от 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 125 

мирской суеты учение заволжских старцев далеко не исчерпыва­
лось. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в дан­
ном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыст­
ной жизни, т. е. жизни, освобожденной от стремления к материаль­
ному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, 
которая как раз и являлась корневой в их мировоззрении. Суть ее 
заключалась в понимании того, что главное в человеческой жизни 
совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри 
самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека 
жизнь — это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внут­
ренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, дос­
тижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том 
числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости 
стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшель­
ничество в представлении заволжских старцев есть такая же край­
ность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний 
мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человечес­
кой натуры. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания. Не бу­
дучи главной в учении заволжских старцев, она тем не менее в 
наибольшей мере затрагивала интересы иерархов русской право­
славной церкви, поскольку выливалась в призыв к последним от­
казаться от владения огромным материальным богатством. В связи 
с этим проповедь нестяжания оказалась самой заметной среди идей­
ных лозунгов движения заволжских старцев. Вот почему это дви­
жение получило название "нестяжательство". 

Политическая сторона данного учения проявлялась не только в 

выступлении его представителей против монастырского землевла­
дения. Определяя свое отношение к внешнему миру, нестяжатели 
неизбежно должны были выразить собственное отношение и к го­
сударству, и к царской власти, и к закону. Они не могли уйти и от 
решения проблемы соотношения государственной власти и власти 
церковной — одной из важнейших политических проблем русского 
общества как в эпоху Киевской Руси, так и в эпоху Московии. 

Многое в сущности нестяжательства раскрывается через лич­

ности и судьбы его идеологов и сторонников. Поэтому, прежде чем 
излагать содержание данного учения, обратимся к их биографиям. 

Главным идеологом нестяжательства был преподобный

 Нгш 

Сорский

 (1433—1508). О жизни его сохранилось мало сведений.  И з ­

вестно только, что происходил он из боярского рода Майковых. 
В юности своей обитал в Москве, занимаясь переписыванием бого­
служебных книг. Еще в молодые годы принял монашеский постриг 
в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у знаменито­
го в те времена своими добродетелями старца Паисия Ярославова. 
После этого Нил Сорский много странствовал по Востоку, побывал 


background image

126 

История политических и правовых учений 

в местах, связанных с Иисусом Христом. Затем долго жил среди 
монахов русского скита на Святой Горе Афонской. Вернувшись 
домой, Нил Сорский некоторое время жил в келье возле Кирилло-
Белозерского монастыря. Но потом, не удовлетворенный образом 
своей жизни, ушел в лесные дебри за 15 верст от монастыря и там 
на берегу речки Сорки (отсюда и прозвище его — Сорский) постро­
ил себе хижину и стал жить так, как хотел. 

Неподалеку от хижины Нила Сорского построил себе домик 

ученик его Иннокентий, тоже происходивший из бояр (Охлеби-
ниных). Потом стали приходить на поселение в это место и другие 
монахи. Так возник первый на Руси скит, или, по-другому, пус­
тынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устро­
енных в лесных дебрях. Впоследствии Нил Сорский разработал 
для своего скита целый устав, в котором выразил многое из своего 
мировоззрения. 

Эта Нилова пустынь, расположившаяся на Вологодчине, стала 

колыбелью движения нестяжателей. Жизнь в глухомани не меша­
ла Нилу Сорскому распространять свое учение посредством пись­
менных посланий и устных речей. С последними он выступал и на 
соборах русской православной церкви. Особенно большую извест­
ность приобрела речь Нила Сорского на Соборе, состоявшемся в 
Москве в 1503 г. Именно на нем он призывал монастыри отказаться 
от земель и деревень и добывать средства для существования только 

"рукоделием". 

Умер Нил Сорский 7 мая 1508 г., составив перед тем удивитель­

ное по своему содержанию завещание — последнюю вспышку сво­
ей души. "Повергните тело мое в пустыни, — обращался он к сво­
им ученикам, — да изъядят е зверие и птица, понеже согрешило 
есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико 
по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего 
никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти... Молю же всех, 
да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от 
мене прощения. Бог да простит всех". Не только в жизни, но и в 
смерти своей Нил Сорский остался верен своему учению. 

Продолжатели Нилова учения были не столь последовательны, 

как он. 

Среди них необходимо выделить прежде всего

 Вассиана Косо­

го

 (ок. 1470 — до 1545). Мирское имя его Василий Иванович Пат­

рикеев. Он был князем, представителем знатного рода Гедимино-
вичей, троюродным братом великого князя Василия III. До янва­
ря 1499 г. состоял на государственной службе. Из летописей вид­
но, что в 1494 г. тогдашний русский государь Иван III направлял 
Василия Патрикеева в качестве главного посла на переговоры к 
Литовскому князю Александру, а в 1496 г. назначил его главным 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 127 

воеводой над войском, ходившим против шведов в Финляндию. 
В 1499 г. молодой князь по не вполне ясным из источников причи­
нам был обвинен вместе со своим отцом и младшим братом в госу­
дарственной измене. Благодаря заступничеству духовенства смерт­
ная казнь, назначенная боярам Патрикеевым, была заменена Ва­
силию и его отцу пострижением в монахи, а брату домашним за­
точением. В качестве места монашеского пострига и дальнейшего 
пребывания Василию Патрикееву был назначен Кирилло-Белозер-
ский монастырь. Здесь он, став монахом Вассианом, познакомился 
с Нилом Сорским. Учение последнего увлекло новоиспеченного мо­
наха, и он поселился в Ниловой пустыни. Осенью 1503 г. Вассиан 
прибыл в Москву на церковный Собор, по окончании которого ос­
тался здесь, обосновавшись в Симоновом монастыре. Вскоре он ста­
новится самым ярым критиком церковной политики Иосифа Во-
лоцкого и его сторонников — иосифлян. Как представитель родо­
витой знати Вассиан был вхож в великокняжеский дворец и впо­
следствии даже пользовался покровительством Василия III. Одна­
ко это не спасло его от печальной участи. На церковном Соборе 

1531 г. Вассиан Косой был обвинен в богословских промахах и осуж­

ден на заточение в Иосифов монастырь в Волоколамске, где впос­
ледствии и кончил свою жизнь. 

К числу видных сторонников идеологии нестяжательства сле­

дует отнести и

 Максима Грека

 (ок. 1470—1556). Он также происхо­

дил из знатной и богатой семьи, правда, семьи не русских, а гре­
ческих аристократов. Первоначальное его имя — Михаил Триво-
лис. До прибытия своего в Московию он сумел получить добротное 
светское образование, слушая лекции в лучших итальянских уни­
верситетах (Флоренции, Падуи, Милана). 

В 1502 г. Михаил Триволис становится монахом монастыря св. 

Марка. Однако в 1505 г. в его судьбе происходит коренной поворот: 
Михаил покидает Италию и поселяется в Ватопедском монастыре 
на Св. Горе Афонской. Здесь он обращается в православие и при­
нимает имя Максим. 

В 1515 г. великому князю Василию III понадобился переводчик 

для переложения греческой толковой Псалтыри на русский язык. 
В Ватопедский монастырь митрополитом Варлаамом была направле­
на просьба прислать специалиста по таким переводам монаха Сав­
ву. Последний, однако, не смог по причине своей глубокой старости 
и немощи выехать в Москву. И тогда выбор пал на Максима Грека. 

За короткое время греческий монах сделался заметным явле­

нием культурной жизни Москвы. Незаурядный ум и широкие по­
знания в европейской философии и теологии привлекли к нему 
внимание образованных представителей русской аристократии. 
Келья Максима Грека стала местом, где регулярно собирались для 


background image

128 

История политических и правовых учений 

обсуждения сложных философских и богословских проблем многие 
из тех людей, которые прославятся впоследствии в качестве вид­
ных русских мыслителей. 

В 1521 г. Максим Грек знакомится с Вассианом Косым, в ре­

зультате чего обнаруживается, что греческий монах вполне разде­
ляет основные принципы русской идеологии нестяжательства. Бо­
лее того, Максим Грек становится активным проповедником этих 
принципов. Он, в частности, открыто заявляет, что неприлично мо­
настырям владеть каким-либо недвижимым имуществом. Такие 
заявления не могли остаться без последствий. И в 1525 г. церков­
ный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православ­
ной веры и русской церкви и осуждает его к монастырскому зато­
чению. Более четверти века Максим Грек живет в заточении: сна­
чала в Волоколамске, затем, после вторичного осуждения на Собо­
ре 1531 г., в Твери. Наконец в 1551 г. царь Иван IV, вняв "умоле-

нию" игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает уже 
дряхлого, больного Максима из заточения и разрешает ему прове­
сти остаток дней в этой знаменитой обители. Здесь Максим Грек и 
умирает в январе 1556 г. 

Помимо Вассиана Косого и Максима Грека в числе сторонников 

нестяжательетва находился Артемий Троицкий. Судьба его оказа­
лась печальной. В 1553 г. он был обвинен церковным Собором в 
склонности к ереси и приговорен к заточению в Соловецком монас­
тыре. Вскоре после этого подверглась осуждению на заточение це­

лая группа заволжских старцев — нестяжателей. В результате к 

60-м годам XVI в. нестяжательство как социальное движение фак­
тически прекратило свое существование. 

Биографии идеологов нестяжательства ясно свидетельствуют, 

что церковные и светские власти Московии видели в этом движе­
нии опасную для себя духовную силу, сокрушить которую можно 
было только жестокими репрессиями. Причем данная опасность осо­
бенно увеличивалась вследствие того, что нестяжатели не только 

не выходили за рамки православной христианской идеологии, но и, 
напротив, именно себя считали истинными ее выразителями. Об­
винения в склонности к ереси, которыми обволакивалось преследо­
вание нестяжателей официальными московскими властями, Нил 
Сорский и его последователи напрочь отвергали. Более того, стро­
гое следование духу и букве православия все нестяжатели рас­
сматривали в качестве своей главной жизненной обязанности. 

Духовная мощь нестяжательства во многом основывалась на 

личном авторитете его идеологов. Все они — и Нил Сорский, и Вас-
сиан Косой, и Максим Грек, и Артемий Троицкий — были людьми 
в высшей степени деятельными, высокообразованными, умственно 
одаренными. Они умели красиво излагать свои мысли как в устной