Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5809
Скачиваний: 125
Гл. 7. П о л и т и ч е с к а я и п р а в о в а я мысль Московского государства 1 2 9
беседе, так и на письме, т. е. были способны пршвлекать к себе все
новых и новых сторонников. Идеологи нестяжательства были весь
ма плодовитыми для своего времени писателями. На это указывает
та часть их письменного наследия, которая дошла до нас.
Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда
люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном
соответствии с ними. Особенно удалась жизнь согласно своим иде
ям Нилу Сорскому. Другим же идеологам нестяжательства очень
помогли привести образ их жизни в более полное соответствие с
проповедуемыми ими идеями официальные церковные и светские
власти — помогли именно тем наказанием, которое им назначили,
т. е. монастырским заточением, освобождающим человека от из
лишних материальных благ и обособляющим его от внешнего мира.
Максим Грек почти все свои произведения, в том числе "Исповеда
ние православной веры", написал во время заточения в Тверском
Отрочь монастыре.
Судьбы Нила Сорского и его сторонников — такое же реальное
воплощение идеологии нестяжательства, как и их сочинения.
Потерпев поражение от последователей Иосифа Волоцкого —
иосифлян — в земном мире, мире практической политики, нестя
жатели одержали внушительную победу над ними в мире идеаль
ном. Иосифляне вытеснили сторонников нестяжательства из сфе
ры церковной иерархии, заняв в ней почти все ступени. Нестяжа
тели же всецело возобладали над иосифлянами в пантеоне святых
русской православной церкви. В этом пантеоне нашлось место само
му Иосифу Волоцкому, но не нашлось никому из непосредствен
ных его учеников. Нил Сорский же был канонизирован вместе со
многими своими учениками. Канонизация Нила Сорского происхо
дила постепенно, в течение XVIII—XIX вв., с ростом числа его
почитателей. Синод вынужден был санкционировать ее в 1903 г.
А Максим Грек был официально причислен к лику святых лишь
недавно — в 1988 г. Венец мученика, которым официальные цер
ковная и светская власти Московии одарили почти каждого из иде
ологов "нестяжательства", превратился в конце концов в венец свя
тости.
Но еще более значимым знаком победы нестяжательства в мире
идеальном стало появление в русском обществе и широкое распро
странение в течение XIX в. мнения о том, что именно оно является
истинно русской и истинно православной идеологией.
Изучение письменного наследия нестяжателей показывает, что
полного единомыслия среди них не было. Каждый из идеологов
нестяжательства, будучи личностью незаурядной, самостоятельно
мыслящей, привносил в это учение что-то свое, лишь ему прису
щее. Однако в их произведениях нельзя не увидеть целого ряда
130
История политических и правовых учений
общих для всех этих людей идей, жизненных принципов, воззре
ний на те или иные общественные явления. Знакомство с этими
идеями, принципами и воззрениями позволяет понять, почему цер
ковная и светская власти Московии относились к их выразителям
как к своим злейшим врагам.
Как уже говорилось, для идеологов нестяжательства — и, в
первую очередь, Нила Сорского, бескорыстие было лишь одним из
необходимых условий праведной жизни, т. е. жизни "по закону Бо-
жию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому
помыслу". Подобная жизнь с их точки зрения может быть устроена
человеком только внутри себя, в сфере своего духа. Внешний по
отношению к человеку мир, будь то общество, государство, цер
ковь или монастырь, организован таким образом, что праведно жить
в нем невозможно.
По мнению Нила Сорского, чтобы устроить себе праведную
жизнь, необходимо стать как можно более независимым от внешнего
мира. Для этого следует прежде всего научиться приобретать "днев
ную пищу и прочие нужные потребы" плодами "своего рукоделия
и работы". Ценность указанного "рукоделия" состоит, помимо про
чего, еще и в том, что "сим бо лукавыя помыслы отгоняются". "Стя
жания же, яже по насилию от чужих трудов собираема, вносити
отнюдь несть нам на пользу".
Призыв полагаться единственно на собственные силы идеологи
нестяжательства относили не только к добыванию средств суще
ствования. Нил Сорский и его последователи придавали большое
значение личным усилиям каждого человека и в совершенствова
нии собственного духа. Они считали, что духовное развитие чело
века — это главным образом дело его самого. Нил Сорский никогда
не называл своих учеников учениками, но собеседниками или же
братьями. "Братиям моим присным, яже суть моего нрава: тако бо
имейую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель...", — обра
щался он к ним в своем "Предании". В одном из своих посланий
преподобный Нил бросился словами: мол, ныне же пишу, "поучая
во спасение души", но тут же оговорился, что адресат должен сам
избрать
"угодное из того, что слышал устно или видел очами".
И хотя Нил Сорский, бывало, советовал "повиноваться такому че
ловеку, который будет свидетельствован, как муж духовный, в слове
и деле и разумении", в целом он скептически смотрел на возмож
ность достичь совершенства на путях духовного развития с помо
щью наставничества постороннего человека. Ныне иноки "до зела
оскудели", считал он, и трудно найти "наставника непрелестна".
Характерным для идеологов нестяжательства было критичес
кое отношение и к церковной литературе. "Писания бо многа, но не
вся божествено суть", — заявлял Нил Сорский. Достаточно вольно
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 131
относился к богословским книгам и Максим Грек, который неодно
кратно говорил, что в этих книгах много ошибок, и по-своему ис
правлял некоторые их тексты. Вассиан Косой на сей счет выражался
со свойственной ему резкостью: "Здешние книги все лживы, а здеш
ние правила — кривила, а не правила; до Максима мы по тем
книгам Бога хулили, а не славили, ныне же мы познали Бога Мак
симом и его учением".
Для таких заявлений имелись все основания: русские перепис
чики богословских книг действительно часто допускали ошибки, а,
бывало, и сознательно пропускали или изменяли какие-то слова в
их текстах в угоду политической конъюнктуре. Однако критичес
кое отношение нестяжателей к церковной литературе вытекало не
столько из осознания данного факта, сколько из духа их учения, из
коренных основ их мировоззрения. Идеологи нестяжательства ис
кали опору,
во-первых,
в первоначальных текстах Священного пи
сания, среди которых явное преимущество отдавали Новому заве
ту, а,
во-вторых,
в разуме человека, без участия коего ни одного
дела, по их мнению, нельзя совершить.
Знакомство с мировоззренческими корнями движения нестя
жателей не оставляет сомнений в том, что они строили церковь,
принципиально отличную от той, что официально существовала в
Московии. Эта церковь должна была объединять людей, видящих в
служении богу не средство достижения для себя материального
богатства и высокого социального статуса, но путь праведной ж и з
ни, т. е. жизни по заповедям, провозглашенным Христом, по нрав
ственным началам, соответствующим природе человека. Внутри этой
церкви должен был господствовать культ человеческого разума и
истинного Священного писания, а также дух личной свободы, отвер
гающий подчинение человека человеком, признающий его ответ
ственность только перед богом.
Утверждая принцип личной свободы в устройстве каждым че
ловеком своей духовной жизни, нестяжатели были далеки от по
нимания этой свободы в качестве личного произвола в вопросах
веры. Свобода допускалась ими только в рамках православной
христианской религии. Любая другая религия, а тем более ересь в
среде православных христиан вызывали у нестяжателей резкое
неприятие. Причем в осуждении ереси они были более последова
тельны и убедительны, чем даже иосифляне. Не случайно Иосиф
Волоцкий пользовался в своих обличениях еретиков рассуждения
ми Нила Сорского. Нестяжатели расходились с иосифлянами лишь
в вопросе об участи
раскаявшихся
еретиков. В то время, как иосиф
ляне настаивали на необходимости казнить и таких еретиков, не
стяжатели предлагали проявлять к ним милосердие. Но не по при
чине жалости к раскаявшимся еретикам, а потому, что милосердие
132
История политических и правовых учений
соответствовало духу Святого Евангелия. Вассиан Косой писал по
этому поводу в составленном им "Ответе кирилловских старцев на
послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков", что старцы
из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы полага
ют, что, согласно Божественному писанию, нераскаявшихся и не
покорных еретиков предписано держать в заключении, а покаяв
шихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь
принимает в распростертые объятия: "Ради грешников облекся
плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти".
Милосердное отношение нестяжателей к раскаявшимся ерети
кам официальная церковная власть изобразила как потворство ере
си, создав тем самым основание для разгрома нестяжательства как
движения. При этом была скрыта подлинная причина данного раз
грома, которая таилась в том, что из идеологических принципов
нестяжательства вырастали контуры новой церковной организа
ции, альтернативной официальной, более привлекательной для
простого народа, чем официальная церковь.
В условиях средневекового общества, где церковь выступала,
помимо прочего, и в качестве института политической власти, лю
бые идеи, затрагивавшие устои церковной организации, неизбежно
приобретали политический характер. Именно поэтому идеология
нестяжательства была понята официальной властью Московии, как
церковной, так и государственной, в качестве всецело политичес
кой идеологии. И с носителями ее поступила эта власть соответству
ющим образом — как с опасными политическими противниками.
Следует отметить, что отношение Московских государей к не
стяжательству было не столь однозначно враждебным, каким оно
являлось со стороны церковных иерархов. Интересам государствен
ной власти вполне соответствовало стремление нестяжателей осво
бодить монастыри от роскоши, владения земельными угодьями и
селами. Поддержку этому стремлению прямо выражал и государь
Иван III, и преемник его Василий III. Тем не менее у государей
Московии имелись серьезные основания опасаться идеологии и дви
жения нестяжательства.
Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отно
шение к любому носителю государственной власти как к воплоще
нию самых гнусных человеческих пороков. Именно такой взгляд на
властителей выражается в сочинении с примечательным на сей
счет названием — "Инока Максима Грека слово, пространне изла-
гающе, с жалостию, нестроения и безчиния царей и властей после-
дняго жития".
Нет уже ныне "царей благоверномудренных", говорится далее
в рассматриваемом сочинении Максима Грека, но все правители
только о себе заботятся, а не о Всевышнем, не прославляют его
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 133
праведными деяниями и благотворениями, но тщатся расширить
пределы держав* своих, друг на друга враждебно ополчаются, оби
жают друг друга и скоры на кровопролитие по своему неправедно
му гневу и зверской ярости.
Признавая земных властителей порочными, нестяжатели от
казывались им подчиняться и объявляли, что их царь — это Царь
Небесный, т. е Иисус Христос, и государство их — на небесах.
"Небесному Царю воини быхом, волею горняа да мудроствуем, идеже
царь наш. Гражданьство бо, рече, наше на небесах есть. Да не
останемся в земных узах", — заявлял Вассиан Косой.
Нестяжатели были убеждены, что государи, обуреваемые по
роками, влекут свои государства к гибели. "Благочестивейший Го
сударь и Самодержец! — обращался Максим Грек к молодому царю
Ивану IV, не успевшему еще стать "Грозным". — Я должен выска
зать пред царством твоим всю истину, именно, что бывшие в после
днее время у нас, греков, цари не за что иное были преданы общим
всех Владыкою и Творцом уничтожению и погубили свою державу,
как только за великую их гордость и превозношение, за иудейское
сребролюбие и лихоимство, победившись которыми, они неправед
но грабили имения своих подчиненных, презирали своих бояр, жи
вущих в скудости и лишении необходимого, и обиду вдовиц, сирот
и нищих оставляли без отмщения".
В данном своем послании Ивану IV Максим Грек попытался
дать образ
идеального царя.
По его словам, благочестиво царствую
щие на земле уподобляются Небесному Владыке, если обладают
такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о
подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимуще
ственно же — правда и милость...". Максим Грек призывал царя
устроить вверенное ему царство по Христовым заповедям и зако
нам и всегда творить "суд и правду посреди земли, как есть писа
но". "Ничего не предпочитай правде и суду Царя Небесного, Иису
са Христа..., — писал он, — ибо ничем другим не возможешь так
благоугодить Ему и привлечь Его милосердие и благотворения на
твою богохранимую державу, как твоею правдою к подчиненным и
праведным судом...".
Обращение с подобным увещеванием к земному царю свиде
тельствует, что Максим Грек имел надежду на то, что такой царь
может быть благочестивым и править в соответствии с Христовы
ми заповедями и законами. Однако надежду эту он связывал с
таким устройством государственного управления, при котором царь
правит вместе с митрополитом, слушая его советов. Эту мысль
Максим Грек постоянно проводил в своих посланиях Московским
государям. "Ты имеешь при себе... Варлаама, Преосвященного Мит
рополита всея России, духовного отца твоей державы и всегдашне-