Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5813
Скачиваний: 125
134
История политических и правовых учений
го ходатая к Богу, — писал он великому князю Василию III. — При
вашем обоюдно согласном управлении чисто сияет благочестие, со
единенное с правдою и благозаконием". "Состоящего при тебе Пре
освященного Митрополита и боголюбивых епископов сподобляй вся
кой чести и береги их, как ходатаев к Богу..., — обращался Мак
сим Грек к царю Ивану IV, — и что они будут советывать тебе на
пользу твоей богохранимой державе, в том слушай их, ибо, слушая
их, слушаешь Самого Спасителя и Царя твоего Иисуса Христа...".
Но это не значит, что нестяжатели мыслили земного царя сто
ящим вровень со святителями. Раз земной царь склонен к порокам,
он не может быть равен служителям Бога. "...Святительство и Царя
мажет и венчает и утверждает, а не Царство святителех", — отме
чал Максим Грек. И отсюда делал вывод: "Убо болыпи есть Свя
щенство Царства земскаго, кроме бо всякаго прекословия меньша
от болынаго благословляется".
В то время, когда политическая эволюция русского общества
шла по пути все большего сосредоточения в особе государя и выс
ших государственных, и высших церковных функций, нестяжате
ли предлагали принципиально иную организацию политической вла
сти, при которой два аспекта ее — духовный и материальный — не
соединяются воедино, а образуют два обособленных один от дру
гого властных центра.
Эта конструкция политической власти не была осуществлена
на практике и вряд ли могла быть осуществлена в общественных
условиях Московии. Между тем, будь она проведена в реальную
жизнь, политическая система русского общества обрела бы значи
тельно большую устойчивость.
Нестяжатели стремились к созданию в обги^естве независи
мой от государства, непорочной, а следовательно, предельно ав
торитетной среди населения духовной власти.
Это их стремле
ние в полной мере соответствовало предначертаниям Святого Еван
гелия. Вот почему нестяжательство можно с полным правом на
звать
истинно православной политической доктриной.
Разгром движения нестяжателей официальными властями Мос
ковии совсем не означал, что эти люди не достигли успеха. На
против, данный разгром как раз и есть самое очевидное этому
успеху свидетельство. Он показывает, что нестяжатели не отрек
лись от исповедуемых истин и остались верны своему учению. А
именно это и было их главной целью, которой они достигли. "Несть
убо добре еже всем человеком хотети угодно быти, — говорил Нил
Сорский. — Еже хощеши убо избери: или о истине пещися и
умерети ее ради, да жив будеши во веки, или яже суть на сласть
человеком творити и любим быти ими. Богом же ненавидимым
быти".
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 135
Живя в окружении всех и всяческих пороков, Нил Сорский
поставил перед собой цель — остаться человеком! И он достиг этой
цели.
Политическая доктрина "нестяжательства" — это в сущности
своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя
высшую государственную власть.
§ 4. Политике-правовое учение Иосифа Волоцкого
Иосиф Волоцкий
(1440—1515) входит в плеяду самых выдаю
щихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю
ее историю. Его активная деятельность пришлась на последнюю
треть XV — начало XVI в., т. е. на время, когда шел процесс станов
ления политической системы и официальной идеологии Московского
государства. И он сыграл в этом процессе огромную роль. Практи
ческие усилия Иосифа Волоцкого и его последователей — иосиф
лян — во многом определили характер внутренней организации
русской православной церкви, место последней в политической си
стеме Московии, взаимоотношения церкви с верховной государствен
ной властью. Сформулированные же Иосифом Волоцким теорети
ческие положения, касающиеся сущности и функций верховной
государственной власти, легли в основание официальной полити
ческой идеологии русского общества XVI—XVII вв.
Родился Иосиф Волоцкий в 1440 г. неподалеку от Волоколамска
в небогатой дворянской семье Саниных. От рождения носил имя
Иван. С восьмилетнего возраста и до самой смерти его жизнь была
связана с монастырями. Именно в монастыре (в Волоколамском
Крестовоздвиженском) он получил первоначальное образование, в
монастыре (в Волоколамском Пречистой Богородицы) прошла его
юность. В 1460 г. в Боровской монастырской обители старца П а ф -
нутия Иван Санин принял монашеский постриг и с этих пор стал
зваться Иосифом.
18 лет своей жизни отдал Иосиф Волоцкий монастырю П а ф -
нутия Боровского. Эти годы были решающими в формировании его
мировоззрения. Постоянное общение со старцем Пафнутием, славив
шимся своей образованностью, а также чтение книг из богатой мо
настырской библиотеки позволили Иосифу приобрести широкие
познания в христианском богословии. В 1479 г. Иосиф направился
в Волоколамск к родному брату Ивана III удельному князю Борису
Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и, по
лучив место в 13 верстах от города, заложил новую обитель. Так
возник один из самых могущественных монастырей Московии —
Иосифо-Волоколамский монастырь. Удельные князья и бояре да
рили ему земли, села, денежные средства. Став мощным экономи-
136
История политических и правовых учений
ческим центром, монастырь одновременно сделался и крупнейшим
культурным центром Московии. В его стенах было сосредоточено
обширнейшее собрание рукописей и книг, причем не только рели
гиозных, но и светских. Значительную часть монастырской библио
теки составляли произведения древнегреческих и древнеримских
историков и философов, труды византийских и западноевропейских
писателей, древние и средневековые правовые памятники.
В 1507 г. Иосиф Волоцкий, спасая свой монастырь от разорения
со стороны волоколамского удельного князя Федора (сына князя
Бориса Васильевича), передал его под покровительство великого
князя Василия III. Иосифо-Волоколамский монастырь стал непос
редственно служить политике верховной государственной власти.
Одновременно он получил возможность использовать эту власть и
для защиты собственных интересов.
Смерть Иосифа Волоцкого, последовавшая в 1515 г., не поко
лебала позиций его монастыря. Напротив, роль последнего в обще
ственно-политической и культурной жизни Московии в дальней
шем даже возросла.
Иосифо-Волоколамский монастырь, безусловно, относится к
числу наиболее выдающихся созданий Иосифа Волоцкого. Внутрен
нее устройство этой обители, характер ее взаимоотношений с кня
жеской властью воплотили многое из его мировоззрения.
В организации монастыря, в частности, достаточно четко от
разилось понимание Иосифом Волоцким такого явления, как нестя
жательство. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестя
жательство как на личную жизнь монахов, так и на их монастыр
ское общежитие, Иосиф полагал, что нестяжательной, т. е. свобод
ной от обладания имуществом, должна быть только
личная жизнь
монахов. Что же касается
монастыря в целом,
то ему, по мнению
Иосифа, обладание землями, селами, деньгами и другим имуще
ством не только не возбраняется, но и жизненно необходимо.
Во-
первых,
для того, чтобы обеспечить средствами существования
монастырских служителей и материальными атрибутами богослу
жение в храмах.
Во-вторых,
дабы иметь возможность оказывать
помощь странникам, нищим, больным, монастыри должны прини
мать дарения сел и денежных средств — "вклады по душе".
В противовес Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий считал, что мо
настырское имущество не может препятствовать монахам дости
гать вечного спасения. Бывают, правда, иноки, которые увлекают
ся любостяжательностью, признавал Иосиф, но из-за этих немно
гих, не умеющих правильно пользоваться достоянием своих обите
лей, было бы несправедливо, говорил он, отнимать имущество у
всех монастырей.
Понимание Иосифом Волоцким нестяжательства носило сугубо
прагматический характер. Это свойство было присуще и всему его
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 137
политическому учению. Литературное творчество Иосифа являлось
в сущности своей продолжением его практической деятельности.
Эволюция его политических взглядов была во многом следствием
тех перемен, которые происходили в его социальном положении, в
его действительных взаимоотношениях с князьями и церковными
иерархами.
Среди написанных Иосифом Волоцким произведений основную
массу составляют послания, сказания и слова, посвященные разоб
лачению так называемой "ереси жидовствующих". Значительная
часть этих произведений, написанных в течение 1493—1511 гг., была
объединена их автором в особую книгу. Впоследствии этот труд
стал именоваться "Просветитель, или обличение ереси жидовству
ющих". Краткая редакция данной книги открывается "Сказанием о
появившейся ереси новгородских еретиков", за которым следуют
одиннадцать "Слов на ересь новгородских еретиков". В простран
ной редакции "Просветителя", составленной в 1510—1511 гг., по
мимо "Сказания", содержится шестнадцать "Слов".
Второе место по своему объему в литературном наследии Иосифа
Волоцкого занимают произведения, посвященные внутреннему ус
тройству монастырей и монашескому быту.
Третью часть литературного наследия Иосифа Волоцкого сос
тавляют его послания к различным влиятельным людям — великому
князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III
Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим — с
просьбами о защите, оправдании своей позиции в конфликте с ар
хиепископом Новгородским Серапионом и т. п.
Наконец, в четвертую группу сочинений Иосифа Волоцкого не
обходимо выделить его послания, содержащие в себе духовные со
веты и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к
брату великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию
Ивановичу, а также послание к какому-то боярину о миловании
рабов и др.
Все вышеуказанные произведения Иосифа Волоцкого имеют
религиозную и церковную тематику. Однако в условиях средневе
кового общества многое из того, что связано с религией и церко
вью, неизбежно приобретало политическое значение. В случае с
Иосифом Волоцким действие этой закономерности усиливалось еще
и целым рядом обстоятельств, сопровождавших его церковную дея
тельность. С 1493 г. и до конца своей жизни Иосиф вел бескомпро
миссную борьбу с так называемой "ересью жидовствующих". Кро
ме того, в течение нескольких лет он находился в конфликте с
Волоколамским удельным князем и архиепископом Новгородским
Серапионом по поводу статуса своего монастыря. Большая часть
сочинений Иосифа Волоцкого была написана в связи с этой борь-
138
История политических и правовых учений
бой и конфликтами. И именно в них изложены основные положе
ния его политического учения. Иосиф Волоцкий сознавал, что э ф
фективная борьба с "ересью жидовствующих" и разрешение конф
ликтов по поводу статуса его монастыря невозможны без содей
ствия верховной государственной власти. Стремление обеспечить
себе поддержку со стороны последней и заставляло его говорить о
сущности и функциях великокняжеской власти, об обязанностях
великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной властей
и т. п.
Характерной особенностью литературных творений Иосифа
Волоцкого является широкое использование в них цитат из Священ
ного писания и сочинений авторитетных христианских писателей.
Главное его произведение — "Просветитель" — почти сплошь со
стоит из чужих высказываний. В связи с этим среди исследовате
лей творчества Иосифа Волоцкого существует мнение о том, что он
был простым компилятором, а не самостоятельным мыслителем.
Однако на самом деле Иосиф всего-навсего следовал традиционной
для христианской литературы манере изложения мыслей с помо
щью цитат из авторитетных источников. В своем литературном
творчестве он был подобен строителю, который из чужих кирпи
чей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его
собственного, оригинального творения.
Истинный смысл политико-правового учения Иосифа Волоцко
го нельзя понять, не уяснив сути борьбы этого церковного деятеля
против "ереси жидовствующих" и подоплеки его конфликтов с Во
локоламским удельным князем Федором и архиепископом Новгород
ским Серапионом.
"Ересью жидовствующих" Иосиф называл еретическое движе
ние, возникшее в Новгороде в 70-х годах XV в. В 80-е годы того же
столетия оно распространилось и на Москву, где его проводниками
стали такие видные люди, как архимандрит Симонова монастыря
Зосима (в 1490—1494 гг. — Митрополит Московский и Всея Руси),
дьяк Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын
и внук великого князя — Дмитрий. Первым обнаружил эту ересь
архиепископ Новгородский Геннадий. Как явствует из текста одно
го из писем Геннадия, в 1487 г. ему сделалось известным, что некото
рые из новгородских священнослужителей "хулили... Иисуса Хрис
та", "молились по-жидовски", "недостойно служили литургию" и
т. д. Одновременно он узнал, что эта ересь распространилась "не
токмо в градех, но и по селам". Новгородский архиепископ немед
ленно обратился с сообщением о появлении опасной ереси к иерар
хам русской православной церкви, а также к великому князю Ива
ну III. Так началась борьба против указанного еретического дви
жения, в которую с 1492 г. активно вступил Иосиф Волоцкий.