Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5528

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

134 

История политических и правовых учений 

го ходатая к Богу, — писал он великому князю Василию III. — При 
вашем обоюдно согласном управлении чисто сияет благочестие, со­
единенное с правдою и благозаконием". "Состоящего при тебе Пре­
освященного Митрополита и боголюбивых епископов сподобляй вся­
кой чести и береги их, как ходатаев к Богу..., — обращался Мак­
сим Грек к царю Ивану IV, — и что они будут советывать тебе на 
пользу твоей богохранимой державе, в том слушай их, ибо, слушая 
их, слушаешь Самого Спасителя и Царя твоего Иисуса Христа...". 

Но это не значит, что нестяжатели мыслили земного царя сто­

ящим вровень со святителями. Раз земной царь склонен к порокам, 
он не может быть равен служителям Бога. "...Святительство и Царя 
мажет и венчает и утверждает, а не Царство святителех", — отме­
чал Максим Грек. И отсюда делал вывод: "Убо болыпи есть Свя­
щенство Царства земскаго, кроме бо всякаго прекословия меньша 
от болынаго благословляется". 

В то время, когда политическая эволюция русского общества 

шла по пути все большего сосредоточения в особе государя и выс­
ших государственных, и высших церковных функций, нестяжате­
ли предлагали принципиально иную организацию политической вла­
сти, при которой два аспекта ее — духовный и материальный — не 
соединяются воедино, а образуют два обособленных один от дру­
гого властных центра. 

Эта конструкция политической власти не была осуществлена 

на практике и вряд ли могла быть осуществлена в общественных 
условиях Московии. Между тем, будь она проведена в реальную 
жизнь, политическая система русского общества обрела бы значи­
тельно большую устойчивость. 

Нестяжатели стремились к созданию в обги^естве независи­

мой от государства, непорочной, а следовательно, предельно ав­
торитетной среди населения духовной власти.

 Это их стремле­

ние в полной мере соответствовало предначертаниям Святого Еван­
гелия. Вот почему нестяжательство можно с полным правом на­
звать

 истинно православной политической доктриной. 

Разгром движения нестяжателей официальными властями Мос­

ковии совсем не означал, что эти люди не достигли успеха. На­
против, данный разгром как раз и есть самое очевидное этому 
успеху свидетельство. Он показывает, что нестяжатели не отрек­
лись от исповедуемых истин и остались верны своему учению. А 
именно это и было их главной целью, которой они достигли. "Несть 
убо добре еже всем человеком хотети угодно быти, — говорил Нил 
Сорский. — Еже хощеши убо избери: или о истине пещися и 
умерети ее ради, да жив будеши во веки, или яже суть на сласть 
человеком творити и любим быти ими. Богом же ненавидимым 
быти". 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 135 

Живя в окружении всех и всяческих пороков, Нил Сорский 

поставил перед собой цель — остаться человеком! И он достиг этой 
цели. 

Политическая доктрина "нестяжательства" — это в сущности 

своей учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя 
высшую государственную власть. 

§ 4. Политике-правовое учение Иосифа Волоцкого 

Иосиф Волоцкий

 (1440—1515) входит в плеяду самых выдаю­

щихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю 
ее историю. Его активная деятельность пришлась на последнюю 
треть XV — начало XVI в., т. е. на время, когда шел процесс станов­

ления политической системы и официальной идеологии Московского 
государства. И он сыграл в этом процессе огромную роль. Практи­
ческие усилия Иосифа Волоцкого и его последователей — иосиф­
лян — во многом определили характер внутренней организации 
русской православной церкви, место последней в политической си­
стеме Московии, взаимоотношения церкви с верховной государствен­
ной властью. Сформулированные же Иосифом Волоцким теорети­
ческие положения, касающиеся сущности и функций верховной 
государственной власти, легли в основание официальной полити­
ческой идеологии русского общества XVI—XVII вв. 

Родился Иосиф Волоцкий в 1440 г. неподалеку от Волоколамска 

в небогатой дворянской семье Саниных. От рождения носил имя 
Иван. С восьмилетнего возраста и до самой смерти его жизнь была 
связана с монастырями. Именно в монастыре (в Волоколамском 
Крестовоздвиженском) он получил первоначальное образование, в 
монастыре (в Волоколамском Пречистой Богородицы) прошла его 
юность. В 1460 г. в Боровской монастырской обители старца  П а ф -
нутия Иван Санин принял монашеский постриг и с этих пор стал 
зваться Иосифом. 

18 лет своей жизни отдал Иосиф Волоцкий монастырю  П а ф -

нутия Боровского. Эти годы были решающими в формировании его 
мировоззрения. Постоянное общение со старцем Пафнутием, славив­
шимся своей образованностью, а также чтение книг из богатой мо­
настырской библиотеки позволили Иосифу приобрести широкие 
познания в христианском богословии. В 1479 г. Иосиф направился 
в Волоколамск к родному брату Ивана III удельному князю Борису 
Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и, по­
лучив место в 13 верстах от города, заложил новую обитель. Так 
возник один из самых могущественных монастырей Московии — 
Иосифо-Волоколамский монастырь. Удельные князья и бояре да­
рили ему земли, села, денежные средства. Став мощным экономи-


background image

136 

История политических и правовых учений 

ческим центром, монастырь одновременно сделался и крупнейшим 
культурным центром Московии. В его стенах было сосредоточено 
обширнейшее собрание рукописей и книг, причем не только рели­
гиозных, но и светских. Значительную часть монастырской библио­
теки составляли произведения древнегреческих и древнеримских 
историков и философов, труды византийских и западноевропейских 
писателей, древние и средневековые правовые памятники. 

В 1507 г. Иосиф Волоцкий, спасая свой монастырь от разорения 

со стороны волоколамского удельного князя Федора (сына князя 
Бориса Васильевича), передал его под покровительство великого 
князя Василия III. Иосифо-Волоколамский монастырь стал непос­
редственно служить политике верховной государственной власти. 
Одновременно он получил возможность использовать эту власть и 
для защиты собственных интересов. 

Смерть Иосифа Волоцкого, последовавшая в 1515 г., не поко­

лебала позиций его монастыря. Напротив, роль последнего в обще­
ственно-политической и культурной жизни Московии в дальней­
шем даже возросла. 

Иосифо-Волоколамский монастырь, безусловно, относится к 

числу наиболее выдающихся созданий Иосифа Волоцкого. Внутрен­
нее устройство этой обители, характер ее взаимоотношений с кня­
жеской властью воплотили многое из его мировоззрения. 

В организации монастыря, в частности, достаточно четко от­

разилось понимание Иосифом Волоцким такого явления, как нестя­
жательство. В отличие от Нила Сорского, распространявшего нестя­
жательство как на личную жизнь монахов, так и на их монастыр­
ское общежитие, Иосиф полагал, что нестяжательной, т. е. свобод­
ной от обладания имуществом, должна быть только

 личная жизнь 

монахов. Что же касается

 монастыря в целом,

 то ему, по мнению 

Иосифа, обладание землями, селами, деньгами и другим имуще­
ством не только не возбраняется, но и жизненно необходимо.

 Во-

первых,

 для того, чтобы обеспечить средствами существования 

монастырских служителей и материальными атрибутами богослу­
жение в храмах.

 Во-вторых,

 дабы иметь возможность оказывать 

помощь странникам, нищим, больным, монастыри должны прини­
мать дарения сел и денежных средств — "вклады по душе". 

В противовес Нилу Сорскому Иосиф Волоцкий считал, что мо­

настырское имущество не может препятствовать монахам дости­
гать вечного спасения. Бывают, правда, иноки, которые увлекают­
ся любостяжательностью, признавал Иосиф, но из-за этих немно­
гих, не умеющих правильно пользоваться достоянием своих обите­
лей, было бы несправедливо, говорил он, отнимать имущество у 
всех монастырей. 

Понимание Иосифом Волоцким нестяжательства носило сугубо 

прагматический характер. Это свойство было присуще и всему его 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 137 

политическому учению. Литературное творчество Иосифа являлось 
в сущности своей продолжением его практической деятельности. 
Эволюция его политических взглядов была во многом следствием 
тех перемен, которые происходили в его социальном положении, в 
его действительных взаимоотношениях с князьями и церковными 
иерархами. 

Среди написанных Иосифом Волоцким произведений основную 

массу составляют послания, сказания и слова, посвященные разоб­
лачению так называемой "ереси жидовствующих". Значительная 
часть этих произведений, написанных в течение 1493—1511 гг., была 
объединена их автором в особую книгу. Впоследствии этот труд 
стал именоваться "Просветитель, или обличение ереси жидовству­
ющих". Краткая редакция данной книги открывается "Сказанием о 
появившейся ереси новгородских еретиков", за которым следуют 
одиннадцать "Слов на ересь новгородских еретиков". В простран­
ной редакции "Просветителя", составленной в 1510—1511 гг., по­

мимо "Сказания", содержится шестнадцать "Слов". 

Второе место по своему объему в литературном наследии Иосифа 

Волоцкого занимают произведения, посвященные внутреннему ус­
тройству монастырей и монашескому быту. 

Третью часть литературного наследия Иосифа Волоцкого сос­

тавляют его послания к различным влиятельным людям — великому 
князю Василию III, митрополиту Симону, окольничему Ивана III 
Б. В. Кутузову, боярину И. И. Третьякову-Ховрину и другим — с 
просьбами о защите, оправдании своей позиции в конфликте с ар­
хиепископом Новгородским Серапионом и т. п. 

Наконец, в четвертую группу сочинений Иосифа Волоцкого не­

обходимо выделить его послания, содержащие в себе духовные со­
веты и наставления мирянам. Это прежде всего два послания к 
брату великого князя Василия III Дмитровскому князю Юрию 
Ивановичу, а также послание к какому-то боярину о миловании 
рабов и др. 

Все вышеуказанные произведения Иосифа Волоцкого имеют 

религиозную и церковную тематику. Однако в условиях средневе­
кового общества многое из того, что связано с религией и церко­
вью, неизбежно приобретало политическое значение. В случае с 
Иосифом Волоцким действие этой закономерности усиливалось еще 
и целым рядом обстоятельств, сопровождавших его церковную дея­
тельность. С 1493 г. и до конца своей жизни Иосиф вел бескомпро­
миссную борьбу с так называемой "ересью жидовствующих". Кро­
ме того, в течение нескольких лет он находился в конфликте с 
Волоколамским удельным князем и архиепископом Новгородским 
Серапионом по поводу статуса своего монастыря. Большая часть 
сочинений Иосифа Волоцкого была написана в связи с этой борь-


background image

138 

История политических и правовых учений 

бой и конфликтами. И именно в них изложены основные положе­
ния его политического учения. Иосиф Волоцкий сознавал, что  э ф ­
фективная борьба с "ересью жидовствующих" и разрешение конф­

ликтов по поводу статуса его монастыря невозможны без содей­
ствия верховной государственной власти. Стремление обеспечить 
себе поддержку со стороны последней и заставляло его говорить о 
сущности и функциях великокняжеской власти, об обязанностях 
великого князя, о взаимоотношениях светской и церковной властей 
и т. п. 

Характерной особенностью литературных творений Иосифа 

Волоцкого является широкое использование в них цитат из Священ­
ного писания и сочинений авторитетных христианских писателей. 
Главное его произведение — "Просветитель" — почти сплошь со­
стоит из чужих высказываний. В связи с этим среди исследовате­
лей творчества Иосифа Волоцкого существует мнение о том, что он 
был простым компилятором, а не самостоятельным мыслителем. 
Однако на самом деле Иосиф всего-навсего следовал традиционной 

для христианской литературы манере изложения мыслей с помо­
щью цитат из авторитетных источников. В своем литературном 
творчестве он был подобен строителю, который из чужих кирпи­
чей возводит здание, предстающее в конечном итоге в качестве его 
собственного, оригинального творения. 

Истинный смысл политико-правового учения Иосифа Волоцко­

го нельзя понять, не уяснив сути борьбы этого церковного деятеля 
против "ереси жидовствующих" и подоплеки его конфликтов с Во­
локоламским удельным князем Федором и архиепископом Новгород­
ским Серапионом. 

"Ересью жидовствующих" Иосиф называл еретическое движе­

ние, возникшее в Новгороде в 70-х годах XV в. В 80-е годы того же 
столетия оно распространилось и на Москву, где его проводниками 
стали такие видные люди, как архимандрит Симонова монастыря 
Зосима (в 1490—1494 гг. — Митрополит Московский и Всея Руси), 
дьяк Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын 
и внук великого князя — Дмитрий. Первым обнаружил эту ересь 
архиепископ Новгородский Геннадий. Как явствует из текста одно­
го из писем Геннадия, в 1487 г. ему сделалось известным, что некото­

рые из новгородских священнослужителей "хулили... Иисуса Хрис­
та", "молились по-жидовски", "недостойно служили литургию" и 
т. д. Одновременно он узнал, что эта ересь распространилась "не 
токмо в градех, но и по селам". Новгородский архиепископ немед­
ленно обратился с сообщением о появлении опасной ереси к иерар­
хам русской православной церкви, а также к великому князю Ива­
ну III. Так началась борьба против указанного еретического дви­
жения, в которую с 1492 г. активно вступил Иосиф Волоцкий.