Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5816
Скачиваний: 125
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 139
Летописи сохранили мало сведений о "ереси жидовствующих".
Немного дошло до нас и сочинений самих еретиков. Поэтому су
дить о содержании данной ереси мы можем большей частью на
основании того, что писали борцы против нее, т. е. главным образом
по тексту сочинения Иосифа Волоцкого "Просветитель".
Согласно "Просветителю" ересь была привезена на Русь из Ли
товского княжества "жидовином Схарией", прибывшим в 1470 г. в
Новгород в свите Литовского князя Михаила Олельковича. Схария
совратил в ересь новгородских попов Дионисия и Алексия. Послед
ние стали совращать других новгородцев. В помощь к названным
еретикам вскоре прибыли из Литвы еще два соплеменника Сха-
рии — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш. Так впервые с
момента принятия Русью христианства в русском обществе заро
дилось еретическое движение.
Рассказ о Схарии не был выдумкой Иосифа Волоцкого: о посе
щении этим иудеем Новгорода говорят многие источники. В 1490 г.,
т. е. еще до Иосифа, о роли Схарии в зарождении "ереси жидовству
ющих" писал в одном из своих посланий архиепископ Новгород
ский Геннадий. Он же первым заговорил и об иудейском характере
рассматриваемой ереси. Причем за три года до того, как написал о
Схарии.
По сообщению Иосифа Волоцкого, еретики учили: 1) истинный
Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т. е. нет Пресвя
той Троицы; 2) истинный Христос, или обетованный Мессия, еще
не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по
естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;
3) Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий,
воплотившийся и истинный Мессия, но является простым челове
ком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу; 4) потому
должно принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим
Богом, и отвергать веру христианскую как ложную, данную чело
веком.
Уже из этого описания сути "ереси жидовствующих" очевидно,
что Иосиф Волоцкий видел в ней не простую ересь, а полное от
ступление от христианской веры.
Иосиф Волоцкий усматривал в "ереси жидовствующих" опас
нейшую угрозу нравственным устоям русского общества, распад
которых неминуемо влек за собой его гибель.
Эта оценка Иосифом Волоцким указанной ереси содержалась и
в самом ее названии "ересь жидовствующих". Данное название вряд
ли отражало реальное содержание ереси. Сохранившиеся сочине
ния еретиков не подтверждают того, что они обратились в иуда
изм. Судя по текстам этих сочинений, еретики действительно от
вергали институт монашества, негативно относились к монасты-
140
История политических и правовых учений
рям, отрицали христианские постулаты, не принимали многих важ
ных христианских обрядов (например, отлучали себя от причас
тия, не видели смысла в молитвах по усопшим, обращали службу
не к Иисусу Христу, а к Богу-Отцу и т. п.). Однако у нас нет серь
езных оснований для вывода о том, что идеологи "ереси жидов-
ствующих", отступив от христианства, впали в иудаизм. То, к чему
они пришли, было верованием особого рода.
Называя рассматриваемую ересь "ересью жидовствующих",
Иосиф Волоцкий следовал тем самым утвердившейся еще в Визан
тии в первой трети VIII в. традиции христианской литературы
обозначать опасные для христианской религии и церкви явления
как иудейские. Чтобы убедить церковных деятелей в опасности
данной ереси и в необходимости борьбы с ней, Геннадий с Иосифом
должны были говорить на понятном для служителей православной
церкви языке. Возникавшие в прошлом опасные для христианства
ереси описывались в христианской литературе как "иудейские" и
связывались с происками "евреев". Поэтому и новгородско-москов-
скую ересь необходимо было для того, чтобы ее опасность стала
очевидной, представить "ересью жидовствующих", происходящей
от какого-нибудь "прельстителя-еврея". Еврей Схария был для ар
хиепископа Геннадия и Иосифа Волоцкого исключительно симво
лической фигурой (пусть он и являлся скорее всего реальным ли
цом и действительно посещал в 1470 г. Новгород). В их представле
нии "ересь жидовствующих" была по своей социальной базе чисто
русским явлением. Поэтому они и говорили о ереси не "жидов", а
именно
"жидовствующих".
Тексты сочинений Иосифа Волоцкого
показывают, что он не придавал термину "иудей" какого-либо эт
нического значения. "Кто же те еретики, которые злочестиво и
несмысленно отвергают иноческое житие и иные божественные
предания и заветы апостольской церкви?" — вопрошал Иосиф в
одиннадцатом Слове своего "Просветителя". И тут же давал ответ:
"Это очевидные иудеи, подобные богомерзкому древнему их Коп-
рониму, подобные и богомерзкому Алексею протопопу, Денису попу
и Федору Курицыну, нынешним наставникам и учителям ерети
ков".
О том, что определения "иудейское" или "жидовское", а также
слово "еврей" использовались в христианской литературе не толь
ко Византии, но и Руси в качестве символов негативной оценки
того или иного явления, а не для обозначения принадлежности
кого-либо к соответствующей религии и к этнической группе,
свидетельствуют многие дошедшие до нас письменные памятники
XV—XVII вв. К примеру, "Сборник Ефросина", датируемый XV в.,
выдвигает обвинения против латинян (католиков), употребляя сле
дующие слова: "Иже убо опресноком служат божественную с луж-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 141
бу Христову яве яко иудействуют и еврейскую службу служат...".
В "Исповедании Игнатия Соловецкого" — произведении русской
старообрядческой литературы второй половины XVII в. — "жидов
ской" называется... ортодоксальная русская православная церковь!
Обращаясь к иерархам последней, Игнатий утверждает, что они не
архиереи, а богохульники и богоотступники, возводящие ложь на
святых отцов христианской церкви. "А вы ныне смели дерзнути
составити лукавую сонмицу на Христа-света, — заявляет он, —
новую, жидовскую, иже не повелеша святии отцы". Обвинения, ко
торые выдвигались Иосифом Волоцким против новгородско-мос-
ковских еретиков, повторяются Игнатием Соловецким почти бук
вально. "Точию разве вы ныне сущим жидовским обрезанием обре
заны, а не крещены", — укоряет он иерархов-ортодоксов. И как
приговор — заявление: "Оставили мы вашу еретическую церковь...
жидовскую".
В свете подобных примеров неудивительным покажется тот
факт, что обвинения в "жидовстве" выдвигались и против самого...
Иосифа Волоцкого его противниками!
Среди противников Иосифа Волоцкого не было Нила Сорского.
В научных трудах, посвященных духовной жизни русского обще
ства конца XV — начала XVI в., нередко говорится о борьбе между
этими двумя церковными деятелями. На самом деле борьбу против
Иосифа вел Вассиан Косой, между собой боролись "иосифляне" и
"нестяжатели", взгляды которых не во всем совпадали со взгляда
ми Иосифа и Нила. Факты свидетельствуют, что при всех разно
гласиях по вопросам устройства монастырского общежития в глав
ном Иосиф Волоцкий и Нил Сорский были едины, а именно: в
оценке "ереси жидовствующих" как чрезвычайно опасного для рус
ского общества и православной церкви движения. Около 1504 г
Нил Сорский переписал совместно с Нилом Полевым "Просветите
л я " Иосифа Волоцкого. Впоследствии он преподнес созданный в
результате этого парадный список данного произведения в дар
Иосифо-Волоколамскому монастырю.
Особо опасной для православия и, следовательно, духовных ус
тоев русского общества "ересь жидовствующих" должна была пред
ставляться, помимо прочего, еще и потому, что захватила сознание
не только многих рядовых священнослужителей, но и высших иерар
хов русской церкви, а также влиятельных государственных деяте
лей и даже членов семьи Ивана III, в том числе его внука Дмитрия,
бывшего с февраля 1498 г. до марта 1499 г. официальным наслед
ником великокняжеского престола. Отчасти ересь увлекла и самого
великого князя.
Подобные факты побуждали Иосифа обратиться к размыш
лениям о государственной власти. В том же направлении толкал
142
История политических и правовых учений
его мысль и ход борьбы против "ереси жидовствующих". Вплоть до
1503 г. эта борьба шла трудно. Только в конце 1503 г., после того
как состоялась личная беседа Иосифа Волоцкого с Иваном III о
еретиках, положение изменилось. В декабре 1504 г. церковный Со
бор осудил главных на то время еретиков на смертную казнь. Не
вестка же Ивана III Елена Волошанка и ее сын Дмитрий еще в
1502 г. были посажены в темницу.
Решающий перелом в борьбе против "ереси жидовствующих"
произошел в результате изменения отношения к ней Московского
государя. Иосиф сознавал это, как никто другой. Потому что имен
но он своими посланиями и беседой с Иваном III окончательно убе
дил великого князя в опасности для Руси данной ереси.
Главный вывод, который вытекал из вышеприведенных фак
тов, был очевиден: в условиях, сложившихся к началу XVI в. в
Московии, судьба православной веры и церкви в огромной степени
зависела от характера верховной государственной власти и от то
го, как эта власть будет действовать. Сделав на основании своего
жизненного опыта этот вывод, Иосиф Волоцкий постепенно выра
ботал и собственное представление о том, какой должна быть дан
ная власть, — свой политический идеал.
Этот идеал он, без сомнения, стремился осуществить на прак
тике. Поэтому и обращался к великим князьям Ивану III и Васи
лию III с посланиями, в которых пытался внушить им соответству
ющие воззрения на их власть, ее сущность, функции и т. п.
Отстаивая независимость церковной организации, Иосиф не
считал, однако, что государственная власть должна быть поставле
на на службу церкви. Его представление о взаимоотношениях госу
дарства и церкви не укладывалось ни в принцип "царство выше
священства", ни в прямо противоположный ему тезис "священство
выше царства".
В своих посланиях Иосиф Волоцкий горячо проповедовал
идею
божественного происхождения верховной государственной влас
ти.
От Бога цари принимают скипетр царствия, от Бога получают
в управление государство. "Сего ради слышите, Царие и Князи, и
разумейте, — восклицал Иосиф, — яко от Бога дана бысть держа
ва вам. Вас бо Бог в Себе место избра на земли и на Свой престол
вознес посади, милость и живот положи у вас". При этом он отме
чал, что сам носитель Богом данной царской власти остается подоб
ным другим людям. "Царь убо естеством подобен есть всем челове
ком, властию же подобен есть Вышнему Богу".
Признавая в своих сочинениях христианскую истину о том, что
Богом устроена всякая власть, Иосиф все же не признавал боже
ственного характера власти русских
удельных
князей. Это можно
понять из следующего его признания: "И яз бил челом тому Госу-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 143
дарю, который не точию Князю Феодору Борисовичу да архиепис
копу Серапиону, да всем нам общий Государь, — ино всеа Рускиа
земля Государем Государь, которого Господь Бог устроил в Свое
место и посадил на царском престоле...".
Провозглашая власть Московского государя божественной по
своему источнику, Иосиф Волоцкий не просто возвышал великого
князя над удельными князьями. Он наделял великокняжескую
власть особой сущностью, принципиально отличной от сущности
любой другой светской власти. По словам Иосифа, Бог, посадив
государя всей Русской земли на царский престол, "и суд и милость
предаст ему и церковное и монастырское и всего православнаго
христианства всея Русския земля власть и попечение вручил ему".
Таким образом, Иосиф Волоцкий придавал верховной государ
ственной власти на Руси, светской по своей сущности,
церковный
характер.
В этом оцерковливании государственной власти он заходил на
столько далеко, что
смешивал светские законы с сугубо религи
озными, христианскими установлениями.
Данное смешение он
следующим образом пояснял в своем "Просветителе": "Если свя
тые отцы, бывшие на вселенских и поместных соборах и наставля
емые святым и животворящим духом, расположили божественные
правила, и законы, и слова святых отцов, и святые заповеди, кото
рые от уст самого господа, то сами же святые отцы соединили в
древности со всем этим и гражданские законы". В качестве приме
ра Иосиф приводил "Номоканон", где, по его словам, "весьма силь
но перемешались по божьему промыслу божественные правила с
заповедями господними и изложенными святыми отцами, а также
с самими гражданскими законами".
Провозглашение власти Московского государя божественной по
своему источнику и придание этой светской власти характера вла
сти церковной совсем не означало, что Иосиф Волоцкий был сто
ронником неограниченной абсолютной монархии, стоящей над цер
ковью. Напротив, все это ограничивало ее произвол достаточно стро
гими рамками. Данные рамки не сводились к нормам светского за
кона, они имели еще и религиозно-нравственное наполнение. Более
того, пределы осуществления верховной государственной власти в
русском обществе мыслились Иосифом Волоцким не
столько пра
вовыми, сколько религиозно-нравственными.
Заявляя, что "от вышнея Божия десницы поставлен еси Само
держец и Государь всея Руси", Иосиф одновременно подчеркивал:
"Глаголет бо Господь Бог пророком: аз воздвигох тя с
правдою
царя
и приях тя за руку и укрепих тя" (курсив наш. —
В. Т.).
То
есть царь ставится Богом на престол не один, а "с правдою". Он не
просто царь, а
держатель "правды"
— высокого, Богом освященно
го, нравственного начала в общественной жизни.