Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5819
Скачиваний: 125
144
История политических и правовых учений
Царь есть Божий слуга, утверждал Иосиф. Бог ставит его на
царство, возвышает над всеми не для удовлетворения своих эгоис
тических желаний, но для исполнения особо важной для человечес
кого общества миссии.
Русский государь — это, в представлении Иосифа Волоцкого,
прежде всего хранитель православно-нравственных устоев обще
ства, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от
разлагающего воздействия злочестивых еретиков.
С
еретиками и вероотступниками, т. е. губителями души, госу
дарственная власть, считал Иосиф, должна поступать так же, как
с убийцами — губителями тела, а именно: казнить их. Доказатель
ству этого положения он посвятил отдельное сочинение, вошедшее
в "Просветитель" в качестве 13-го слова. Его полное название дает
вполне ясное представление о его содержании — "Слово против
ереси новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуж
дать ни еретика, ни вероотступника". Здесь же дано рассуждение,
по божественному писанию, о том, что еретика и вероотступника
не только осуждать, но и проклинать следует, а царям и князьям и
судьям надлежит отправлять их в заточение и подвергать жесто
ким казням. Таким образом, и в данном случае Иосиф Волоцкий
возлагал на государственную власть церковную по своей сущности
функцию.
Повествуя о священной миссии русского государя, о его Богом
установленных обязанностях, о необходимых для исполнения этой
миссии человеческих качествах, Иосиф Волоцкий вполне допускал
возможность того, что человек, волей Бога посаженный на царский
престол, окажется недостойным своей миссии и неспособным вы
полнять Богом предписанные ему обязанности. Поэтому, настаивая
на необходимости выказывать властям покорность и послушание
("вздавати властем покорение и послушание"), Иосиф отмечал, что
следует поклоняться им и служить телом, а не душою,
и возда
вать им царскую честь, а не божественную ("подобае тем поклоня-
тися и слузкити телесне, а не душевые, и вздавати им црьскую
честь, а не божественную").
Такая служба, оставляя свободной душу, позволяла легко от
казаться от повиновения властителю, не исполняющему предначер
танной ему Богом миссии, предающему христианские заветы, при
чиняющему людям зло. Иосиф Волоцкий прямо призывал не пови
новаться такому нечестивому властителю. "Аще ли же есть царь,
над человеки црьствуя, над собоюже имеет царьствующа скверныа
страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавьство и неправду,
гордость и ярость, злеиши же всех, .неверие и хулу, таковый царь
не божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель. Таковаго царя,
лукавьства его ради, не наречет царем Господь Наш Исус Христос,
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 145
но лисом... И ты убо таковаго царя, или князя да не послушаеши,
на нечестие и лукавьство приводяща тя, аще мучит, аще смертию
претит. Сему свидетельствуют пророци и апостоли, и вси мучени-
ци, иже от нечестивых царей убиени быша и поведению их не
покоришися. Сице подобает служить царем и князем".
Особенно опасным для Русского государства Иосиф Волоцкий
считал захват верховной власти в русском обществе иноплеменни
ками. "Уже да не вскочит чюжий посетитель на стадо Христово, —
молил он в одном из своих сочинений, — да не сядет уже к тому от
иного племени на престоле Русского Царствия и да не преложит
пределов, иже установлени суть от прежних наших Государей пра
вославных, но да будет якоже и ныне".
Из содержания других сочинений Иосифа можно сделать вы
вод, что под указанными пределами, установленными прежними
русскими православными государями, он подразумевал прежде всего
гарантии неприкосновенности церквей и монастырей. "А того ни в
древних царех, ни в князех православных, ни в тамошних странах,
ниже а нашей Рустей земли, — отмечал Иосиф в одном из своих
посланий, — не бывало, что церкви божия и монастыри грабити...
И ж е аще кто явится... граблением и насилием отъимая... даемое
Христови... повелевает наша власть тех огнем съжещи, дом же их
святым божиим церквам вдати, их же обидеша... Аще ли и самый
венецьносящей тоя ж вины последовати начнут... да будут прокля-
ти в сии век и в будущий".
Придавая власти Русского государя церковный характер, Иосиф
Волоцкий полагал при этом, что государь не волен распоряжаться
имуществом церквей и монастырей.
В концентрированном виде представление Иосифа Волоцкого о
существе верховной государственной власти в русском обществе,
ее предназначении хорошо отражают следующие строки из напи
санного им "Похвального слова Великому Князю Василию": "Уже
к тому да не сетуем, уже к тому да не стужаем Божией славе, уже
к тому да мятемся мыслию глаголя: кто потом удержит хоругви
Русского Царствия, кто да соблюдет православных исполнение, кто
поборет на безумныя, кто да уставит языческое стремление, кто да
посрамит еретическое гнилословие, кто да управит исконное в оте
честве его любопренное и гордынное о благородстве мятежное ша
тание".
Примечательна в приведенных строках Иосифа Волоцкого и
явно выраженная тревога за будущее Руси. Что вызывало в нем
эту тревогу? Понимал ли Иосиф, что историческая судьба Русского
государства возложила с его помощью на царя русского слишком
тяжелую ношу, которую простой смертный, даже и обрамленный
венцом Божественной власти, нести не в силах?
146
История политических и правовых учений
§ 5. Политическая теория Ивана IV
Иван IV
(1530—1584) известен прежде всего как Московский
государь, взошедший на престол после смерти Василия III в 1533 г.
и правивший Московией вплоть до своей кончины в 1584 г. В
1547 г. он венчался на царство и после подтверждения своего цар
ского звания Константинопольским патриархом стал первым обще
признанным русским царем. Кроме того, Иван IV славен тем, что
покорил Казанское и Астраханское царства, присоединил к Моско
вии Западную Сибирь и печально знаменит политикой опричного
террора, за которую, вероятно, и удостоился в XVIII в. прозвища
"Грозный", ставшего с тех пор его отличительным именем.
Менее известен Иван Грозный в другом своем качестве, для
властителей весьма необычном, а именно: как талантливый рус
ский писатель и политический мыслитель. Между тем его произве
дения могут служить образцом литературного стиля XVI в. Ни в
чем, пожалуй, не выразились так страстная, порывистая натура
этого царя, свойства его ума, черты его мировоззрения, как в его
посланиях русским государственным и церковным деятелям, чу
жеземным королям.
Тексты этих посланий выдают в Иване Грозном одного из са
мых образованных людей своей эпохи и тем самым подтверждают
свидетельства о нем его современников. По общему признанию пос
ледних, этот государь превосходил знанием Священного писания
даже многих церковных деятелей, причем не только русских, но и
чужестранных. Так, он смело вступал в публичные дискуссии о
вере с посещавшими Москву католиком Антонио Поссевино и
протестантом Яном Рокитой. При этом неоднократно уличал их в
неправильном цитировании Библии и в противоречивости выска
зываний. Высокой образованности Ивана Грозного отдавал долж
ное и такой современник царя, как бывший его воевода, ставший с
1564 г. самым яростным его противником, — Андрей Курбский.
"Ведаю тя во священных писаниях искусна", — признавал он в
своих посланиях царю.
Незаурядный ум, образованность и писательский талант по
зволили Ивану IV выстроить собственную теорию своей царской
власти.
Эту теорию можно назвать
теорией "православного христи
анского самодержавия".
Именно так Иван Грозный определил су
щество своей царской власти.
Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому вид
но, что начало данной власти царь вел от Владимира Святого. "Се
го убо православия истиннаго Росийскаго царствия самодержавст-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 147
во, — отмечал Иван IV, — божиимъ изволениемъ поченъ от вели
кого князя Владимира, просв1зтившаго Рускую землю святым кре-
щениемъ".
С точки зрения Ивана Грозного, православное христианское са
модержавие — это прежде всего
династийная власть,
т. е. власть,
передающаяся в течение многих веков в рамках одной династии
государей. Поэтому, указывая Андрею Курбскому на начало "ис-
тиннаго Росийскаго царствия самодержавство" от великого князя
Владимира Святого, царь прочерчивает далее династийную линию,
по которой это "самодержавство" дошло до него — "смиренного
скипетродержателя Российского царства". Данная линия ведется
им через таких русских государей, как Владимир Мономах, Алек
сандр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и Василий III.
В посланиях к чужеземных королям Иван IV в качестве родо
начальника своей династии называл в некоторых случаях русского
великого князя Рюрика, а иной раз и древнеримского государя Ок-
тавиана Августа. "Мы от Августа кесаря родствомъ ведемся", — с
гордостью сообщал русский царь шведскому королю Юхану III.
Приписыванием себе династийной связи с основателем монархии в
Древней Римской империи он стремился придать своей власти бо
лее высокое достоинство.
По мнению Ивана Грозного, многовековая династийность мо
нархической власти является признаком величия государства.
В понимании Ивана Грозного православное христианское са
модержавие являлось также
властью, действующей в соответ
ствии
с
традициями предков.
"Начен от великого князя русского
Рюрика и по се время держим Русское государство, — отмечал он
в послании к польскому королю Сигизмунду II, — и,
яко в зерцало
смотря прародителей своих поведенья, о
безделье писати и гово-
рити не хотим" (курсив мой. —
В. Т.).
Кроме того, Иван Грозный трактовал православное христиан
ское самодержавие
как власть, данную от Бога.
Эту трактовку он
выводил из Священного писания, провозглашавшего, что нет влас
ти кроме как от Бога. В его теории царской власти идея божествен
ного происхождения последней служила прежде всего для обосно
вания ее полной независимости от общества в целом и каких-либо
общественных групп в частности. "Мы, смиренный, Иванъ Василь-
евичъ, ... царь и великий князь всеа Русии по божию изволенью, а
не по многомятежному человечества хогбнию...", — такими слова
ми начинал он одно из своих посланий польскому королю Стефану
Баторию. В послании же Андрею Курбскому Иван Грозный гневно
отповедывал: "А Российское самодержавство изначала сами владЪ-
ютъ своими государствы, а не боляре вельможи! И того в своей
злобе не моглъ еси разсудити, нарицая благочестие, еже подо вла-
148
История политических и правовых учений
стию нарицамаго попа и вашего злочестия повелВния самодержав-
ству быти. А се по твоему разуму "нечестие", еже от Бога данные
намъ власти самЪмъ владЪти и не восхотЪхомъ подо властию быти
попа и вашего злодеяния?"
Таким образом, Иван Грозный представлял свою царскую власть
не просто от Бога данной, а отданной — в единоличное его обла
дание. Православное христианское самодержавие являлось в его
трактовке властью
всецело единоличной, независимой от боярст
ва, духовенства — вообще от какой бы то ни было общественной
силы.
Это положение своей политической теории царь-идеолог обо
сновывал, обращаясь прежде всего к историческому опыту, зафик
сированному в Ветхом завете.
• Вывод о том, что наличие в государстве разных властей при
водит его к гибели, Иван Грозный делал и на основании историчес
кого опыта Руси. Заявляя в послании Андрею Курбскому о том, что
не подобает воеводам хотеть править теми городами и волостями,
где они пребывают, он напоминает ему недавнее прошлое: "И что
от сего случишася в Руси, егда быша в коемждо граде градоначал-
ницы и местоблюстители, и какова разорения быша от сего, самъ
своима беззаконныма очима видалъ еси, от сего можеши разумЪти,
что сие есть".
По мнению Ивана Грозного, царь должен сосредоточивать в
своих руках абсолютно все дела управления.
Принимая английских купцов и знакомясь с их верительными
грамотами, русский царь приходит в изумление от того, что на них
разные печати. Когда же Иван Грозный узнает, что с его послами в
самой Англии вели переговоры о торговых делах какие-то сановники,
а сама королева Елизавета I даже не встретилась с ними, он от
правляет ее английскому величеству полное укоров послание. Мы
надеялись, пишет он королеве, что ты в своем государстве госуда
рыня и сама владеешь и заботишься о своей государскои чести и
выгодах для государства и потому хотели с тобой дела делать. Но,
видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только
люди, но мужики торговые. "А ты пребывает въ своемъ девичес-
комъ чину, как есть пошлая девица". Русский царь совершенно не
допускал мысли, что какие-то дела в государстве могут вестись без
участия самого государя. Он был убежден, что отстраненность мо
нарха от каких-то государственных дел низводит его на роль про
стого подданного.
Но не только государственные дела считал Иван Грозный объек
том своих забот. Он полагал вполне допустимым для себя вмеши
ваться в жизнь даже монастырей. Так, в послании к игумену и
монахам Кирилло-Белозерского монастыря он расточал многочис-