Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5819

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

144 

История политических и правовых учений 

Царь есть Божий слуга, утверждал Иосиф. Бог ставит его на 

царство, возвышает над всеми не для удовлетворения своих эгоис­
тических желаний, но для исполнения особо важной для человечес­
кого общества миссии. 

Русский государь — это, в представлении Иосифа Волоцкого, 

прежде всего хранитель православно-нравственных устоев обще­
ства, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, от 
разлагающего воздействия злочестивых еретиков. 

С

 еретиками и вероотступниками, т. е. губителями души, госу­

дарственная власть, считал Иосиф, должна поступать так же, как 
с убийцами — губителями тела, а именно: казнить их. Доказатель­
ству этого положения он посвятил отдельное сочинение, вошедшее 
в "Просветитель" в качестве 13-го слова. Его полное название дает 
вполне ясное представление о его содержании — "Слово против 
ереси новгородских еретиков, утверждающих, что не следует осуж­
дать ни еретика, ни вероотступника". Здесь же дано рассуждение, 
по божественному писанию, о том, что еретика и вероотступника 
не только осуждать, но и проклинать следует, а царям и князьям и 
судьям надлежит отправлять их в заточение и подвергать жесто­
ким казням. Таким образом, и в данном случае Иосиф Волоцкий 
возлагал на государственную власть церковную по своей сущности 
функцию. 

Повествуя о священной миссии русского государя, о его Богом 

установленных обязанностях, о необходимых для исполнения этой 
миссии человеческих качествах, Иосиф Волоцкий вполне допускал 
возможность того, что человек, волей Бога посаженный на царский 
престол, окажется недостойным своей миссии и неспособным вы­
полнять Богом предписанные ему обязанности. Поэтому, настаивая 
на необходимости выказывать властям покорность и послушание 
("вздавати властем покорение и послушание"), Иосиф отмечал, что 

следует поклоняться им и служить телом, а не душою,

 и возда­

вать им царскую честь, а не божественную ("подобае тем поклоня-

тися и слузкити телесне, а не душевые, и вздавати им црьскую 
честь, а не божественную"). 

Такая служба, оставляя свободной душу, позволяла легко от­

казаться от повиновения властителю, не исполняющему предначер­
танной ему Богом миссии, предающему христианские заветы, при­
чиняющему людям зло. Иосиф Волоцкий прямо призывал не пови­
новаться такому нечестивому властителю. "Аще ли же есть царь, 
над человеки црьствуя, над собоюже имеет царьствующа скверныа 

страсти и грехи, сребролюбие же и гнев, лукавьство и неправду, 
гордость и ярость, злеиши же всех, .неверие и хулу, таковый царь 
не божий слуга, но диаволь, и не царь, но мучитель. Таковаго царя, 
лукавьства его ради, не наречет царем Господь Наш Исус Христос, 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 145 

но лисом... И ты убо таковаго царя, или князя да не послушаеши, 
на нечестие и лукавьство приводяща тя, аще мучит, аще смертию 
претит. Сему свидетельствуют пророци и апостоли, и вси мучени-
ци, иже от нечестивых царей убиени быша и поведению их не 
покоришися. Сице подобает служить царем и князем". 

Особенно опасным для Русского государства Иосиф Волоцкий 

считал захват верховной власти в русском обществе иноплеменни­
ками. "Уже да не вскочит чюжий посетитель на стадо Христово, — 
молил он в одном из своих сочинений, — да не сядет уже к тому от 
иного племени на престоле Русского Царствия и да не преложит 
пределов, иже установлени суть от прежних наших Государей пра­
вославных, но да будет якоже и ныне". 

Из содержания других сочинений Иосифа можно сделать вы­

вод, что под указанными пределами, установленными прежними 
русскими православными государями, он подразумевал прежде всего 
гарантии неприкосновенности церквей и монастырей. "А того ни в 
древних царех, ни в князех православных, ни в тамошних странах, 
ниже а нашей Рустей земли, — отмечал Иосиф в одном из своих 
посланий, — не бывало, что церкви божия и монастыри грабити... 
И ж е аще кто явится... граблением и насилием отъимая... даемое 
Христови... повелевает наша власть тех огнем съжещи, дом же их 
святым божиим церквам вдати, их же обидеша... Аще ли и самый 
венецьносящей тоя ж вины последовати начнут... да будут прокля-

ти в сии век и в будущий". 

Придавая власти Русского государя церковный характер, Иосиф 

Волоцкий полагал при этом, что государь не волен распоряжаться 
имуществом церквей и монастырей. 

В концентрированном виде представление Иосифа Волоцкого о 

существе верховной государственной власти в русском обществе, 
ее предназначении хорошо отражают следующие строки из напи­
санного им "Похвального слова Великому Князю Василию": "Уже 
к тому да не сетуем, уже к тому да не стужаем Божией славе, уже 
к тому да мятемся мыслию глаголя: кто потом удержит хоругви 
Русского Царствия, кто да соблюдет православных исполнение, кто 
поборет на безумныя, кто да уставит языческое стремление, кто да 
посрамит еретическое гнилословие, кто да управит исконное в оте­
честве его любопренное и гордынное о благородстве мятежное ша­
тание". 

Примечательна в приведенных строках Иосифа Волоцкого и 

явно выраженная тревога за будущее Руси. Что вызывало в нем 

эту тревогу? Понимал ли Иосиф, что историческая судьба Русского 
государства возложила с его помощью на царя русского слишком 
тяжелую ношу, которую простой смертный, даже и обрамленный 
венцом Божественной власти, нести не в силах? 


background image

146 

История политических и правовых учений 

§ 5. Политическая теория Ивана IV 

Иван IV

 (1530—1584) известен прежде всего как Московский 

государь, взошедший на престол после смерти Василия III в 1533 г. 
и правивший Московией вплоть до своей кончины в 1584 г. В 

1547 г. он венчался на царство и после подтверждения своего цар­

ского звания Константинопольским патриархом стал первым обще­
признанным русским царем. Кроме того, Иван IV славен тем, что 
покорил Казанское и Астраханское царства, присоединил к Моско­
вии Западную Сибирь и печально знаменит политикой опричного 
террора, за которую, вероятно, и удостоился в XVIII в. прозвища 
"Грозный", ставшего с тех пор его отличительным именем. 

Менее известен Иван Грозный в другом своем качестве, для 

властителей весьма необычном, а именно: как талантливый рус­
ский писатель и политический мыслитель. Между тем его произве­
дения могут служить образцом литературного стиля XVI в. Ни в 
чем, пожалуй, не выразились так страстная, порывистая натура 
этого царя, свойства его ума, черты его мировоззрения, как в его 
посланиях русским государственным и церковным деятелям, чу­
жеземным королям. 

Тексты этих посланий выдают в Иване Грозном одного из са­

мых образованных людей своей эпохи и тем самым подтверждают 
свидетельства о нем его современников. По общему признанию пос­
ледних, этот государь превосходил знанием Священного писания 
даже многих церковных деятелей, причем не только русских, но и 
чужестранных. Так, он смело вступал в публичные дискуссии о 
вере с посещавшими Москву католиком Антонио Поссевино и 
протестантом Яном Рокитой. При этом неоднократно уличал их в 

неправильном цитировании Библии и в противоречивости выска­
зываний. Высокой образованности Ивана Грозного отдавал долж­
ное и такой современник царя, как бывший его воевода, ставший с 

1564 г. самым яростным его противником, — Андрей Курбский. 

"Ведаю тя во священных писаниях искусна", — признавал он в 
своих посланиях царю. 

Незаурядный ум, образованность и писательский талант по­

зволили Ивану IV выстроить собственную теорию своей царской 
власти. 

Эту теорию можно назвать

 теорией "православного христи­

анского самодержавия".

 Именно так Иван Грозный определил су­

щество своей царской власти. 

Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому вид­

но, что начало данной власти царь вел от Владимира Святого. "Се­
го убо православия истиннаго Росийскаго царствия самодержавст-


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 147 

во, — отмечал Иван IV, — божиимъ изволениемъ поченъ от вели­
кого князя Владимира, просв1зтившаго Рускую землю святым кре-
щениемъ". 

С точки зрения Ивана Грозного, православное христианское са­

модержавие — это прежде всего

 династийная власть,

 т. е. власть, 

передающаяся в течение многих веков в рамках одной династии 
государей. Поэтому, указывая Андрею Курбскому на начало "ис-
тиннаго Росийскаго царствия самодержавство" от великого князя 
Владимира Святого, царь прочерчивает далее династийную линию, 
по которой это "самодержавство" дошло до него — "смиренного 
скипетродержателя Российского царства". Данная линия ведется 
им через таких русских государей, как Владимир Мономах, Алек­
сандр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и Василий III. 

В посланиях к чужеземных королям Иван IV в качестве родо­

начальника своей династии называл в некоторых случаях русского 
великого князя Рюрика, а иной раз и древнеримского государя Ок-
тавиана Августа. "Мы от Августа кесаря родствомъ ведемся", — с 
гордостью сообщал русский царь шведскому королю Юхану III. 
Приписыванием себе династийной связи с основателем монархии в 
Древней Римской империи он стремился придать своей власти бо­
лее высокое достоинство. 

По мнению Ивана Грозного, многовековая династийность мо­

нархической власти является признаком величия государства. 

В понимании Ивана Грозного православное христианское са­

модержавие являлось также

 властью, действующей в соответ­

ствии

 с

 традициями предков.

 "Начен от великого князя русского 

Рюрика и по се время держим Русское государство, — отмечал он 
в послании к польскому королю Сигизмунду II, — и,

 яко в зерцало 

смотря прародителей своих поведенья, о

 безделье писати и гово-

рити не хотим" (курсив мой. —

 В. Т.). 

Кроме того, Иван Грозный трактовал православное христиан­

ское самодержавие

 как власть, данную от Бога.

 Эту трактовку он 

выводил из Священного писания, провозглашавшего, что нет влас­
ти кроме как от Бога. В его теории царской власти идея божествен­
ного происхождения последней служила прежде всего для обосно­
вания ее полной независимости от общества в целом и каких-либо 
общественных групп в частности. "Мы, смиренный, Иванъ Василь-
евичъ, ... царь и великий князь всеа Русии по божию изволенью, а 
не по многомятежному человечества хогбнию...", — такими слова­
ми начинал он одно из своих посланий польскому королю Стефану 
Баторию. В послании же Андрею Курбскому Иван Грозный гневно 
отповедывал: "А Российское самодержавство изначала сами владЪ-
ютъ своими государствы, а не боляре вельможи! И того в своей 
злобе не моглъ еси разсудити, нарицая благочестие, еже подо вла-


background image

148 

История политических и правовых учений 

стию нарицамаго попа и вашего злочестия повелВния самодержав-
ству быти. А се по твоему разуму "нечестие", еже от Бога данные 
намъ власти самЪмъ владЪти и не восхотЪхомъ подо властию быти 
попа и вашего злодеяния?" 

Таким образом, Иван Грозный представлял свою царскую власть 

не просто от Бога данной, а отданной — в единоличное его обла­
дание. Православное христианское самодержавие являлось в его 
трактовке властью

 всецело единоличной, независимой от боярст­

ва, духовенства — вообще от какой бы то ни было общественной 
силы. 

Это положение своей политической теории царь-идеолог обо­

сновывал, обращаясь прежде всего к историческому опыту, зафик­
сированному в Ветхом завете. 

• Вывод о том, что наличие в государстве разных властей при­

водит его к гибели, Иван Грозный делал и на основании историчес­
кого опыта Руси. Заявляя в послании Андрею Курбскому о том, что 
не подобает воеводам хотеть править теми городами и волостями, 
где они пребывают, он напоминает ему недавнее прошлое: "И что 
от сего случишася в Руси, егда быша в коемждо граде градоначал-
ницы и местоблюстители, и какова разорения быша от сего, самъ 
своима беззаконныма очима видалъ еси, от сего можеши разумЪти, 
что сие есть". 

По мнению Ивана Грозного, царь должен сосредоточивать в 

своих руках абсолютно все дела управления. 

Принимая английских купцов и знакомясь с их верительными 

грамотами, русский царь приходит в изумление от того, что на них 
разные печати. Когда же Иван Грозный узнает, что с его послами в 
самой Англии вели переговоры о торговых делах какие-то сановники, 
а сама королева Елизавета I даже не встретилась с ними, он от­
правляет ее английскому величеству полное укоров послание. Мы 
надеялись, пишет он королеве, что ты в своем государстве госуда­
рыня и сама владеешь и заботишься о своей государскои чести и 
выгодах для государства и потому хотели с тобой дела делать. Но, 
видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только 
люди, но мужики торговые. "А ты пребывает въ своемъ девичес-
комъ чину, как есть пошлая девица". Русский царь совершенно не 
допускал мысли, что какие-то дела в государстве могут вестись без 
участия самого государя. Он был убежден, что отстраненность мо­
нарха от каких-то государственных дел низводит его на роль про­
стого подданного. 

Но не только государственные дела считал Иван Грозный объек­

том своих забот. Он полагал вполне допустимым для себя вмеши­
ваться в жизнь даже монастырей. Так, в послании к игумену и 
монахам Кирилло-Белозерского монастыря он расточал многочис-