Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5824

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

154 

История политических и правовых учений 

лотром (т. е. предателем и вором) и чают на него от короля опалы 
не вдолге, что полская рада вся его не любят". 

В этих условиях единственной отрадой несчастного Курбского 

стали книги. "И утешающи ми ся в книжных делех и разумы высо­
чайших древних мужей прохождах", — признавался Курбский в 
одном из своих посланий. Чтобы читать в подлинниках древнерим­
ских писателей, он за короткое время выучил латынь. Отправляя 
около 1579 г. Ивану Грозному третье свое послание, Курбский при­
ложил к нему текст второго послания, который не смог отправить 
ранее; а также сделанный им перевод двух глав из сочинения Марка 
Туллия Цицерона "Paradoxa ad M. Brutum"

1

. В этих главах, ука­

зывает Курбский царю, премудрый Цицерон дал ответ "к недру­
гом своим, яже укаряще его изогнанцом и изменником, тому подоб­
но, яко твое величество нас, убогихъ, не могуще воздержати люто­
сти твоего гонения, стреляюще нас издалеча стрелами огненными 
сикованции (т. е. угроз) твоея туне и всуе". 

Уже в первом своем послании Андрею Курбскому Иван Гроз­

ный обращается к нему как к "крестопреступнику честнаго и жи-
вотворящаго Креста Господня, и губителю християнскому, и ко 
врагомъ християнскимъ слагателю (т. е. к христианским врагам 
примкнувшему), отступшему божественнаго иконнаго поклонения 
и поправшесу вся священная повеления, и святые храмы разоривше­
му, осквернившему и поправшему священныя сосуды и обра­
зы, яко Исавръ, Гноетезный, Арменинъ, и симъ всимъ соедините­
лю...". "Но ради привременныя славы, и самолюбия, и сладости 
мира сего, — укоряет далее царь боярина-изменника, — свое бла­
гочестие душевное со крестиянскою вЪрою и з закономъ попралъ 
еси...". Таким образом, Иван Грозный стремился представить из­
мену Курбского как отступничество от христианской веры и по­
прание канонов Священного писания. Царь уподоблял бывшего сво­
его воеводу византийскому императору-иконоборцу Льву Исавру и 
другим еретикам, замечая при этом, что Курбский их всех в себе 
соединил. Данная оценка Курбского не может быть признана соот­
ветствующей реалиям. 

Конкретные факты жизнедеятельности Андрея Курбского в 

Литве, а также содержание его сочинений свидетельствуют о том, 
что он не только никогда не предавал христианской православной 
веры, но и был ее активным защитником. 

По мнению Курбского, всякая ересь губительна для государ­

ства. Эту мысль он высказывал в послании старцу Вассиану Му-

1

 "Брут" ("Парадоксы Брута") — одна из книг Цицерона об оратор­

ском искусстве. Курбский перевел главы: "Против Антония. Ответ" и "Про­

тив Клавдия". 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 155 

ромцеву, написанном в начале 60-х годов XVI в., т. е. до его бегства 
в Литву. 

В литературных трудах, созданных уже в Литве, Курбский про­

должал развивать данную мысль. Он писал здесь уже о том, что 
могущество и благополучие государств прямо зависят от распрост­
раненности в них знания Священного писания и от процветания 
философских наук. 

Имение Андрея Курбского в Миляновичах (близ Ковеля) пре­

вратилось в настоящий центр православной духовной культуры в 
Литве. Курбский перевез сюда значительную часть своей довольно 
большой по тем временам библиотеки. Он собрал вокруг себя своих 
единомышленников, знатоков древних языков и организовал с ними 
перевод на церковно-славянский язык важнейших богословских 
произведений. Одновременно через свои послания Курбский развер­
нул критику католицизма и протестанства. Он выступил и против 
унии католической и православной церквей. Критике этой унии и 
был посвящен его компилятивный труд "Истор>ия Флорентийского 
собора". 

По мнению Курбского, ослабление христианской веры и рас­

пространение ереси опасно прежде всего тем, что порождает у лю­
дей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству. 
Эти странные свойства он в избытке замечал у польских и литов­
ских аристократов, с которыми довелось ему общаться после бег­
ства из России. 

Именно как отступление от православия, попрание Христовых 

заповедей трактовал Андрей Курбский злодеяния Ивана Грозного. 
"Християнский, речешь, царь? — гневно обращается он в адрес 
своего бывшего царя в произведении "Сказание о великом князе 
Московском". — И еще православный, — отвещаю ти: христия-
новъ губилъ и от православныхъ человЪков рожденыхъ и сосу-
щихъ младенцовъ не пощадилъ!... Реку ти паки: поправши запове­

ди Христа своего и отвергшися законоположения евангелского, егда 

не явствено объщался диаволу и ангеломъ его, собравши воинъство 
полковъ дияволскихъ и учинивший над ними стратилаты окояных 
своихъ лоскателъй, и ведый волю царя небесного, произвел дЬломъ 
всю волю сатанинскую, показующе лютость неслыханную, никогда 

же бывшую в Русии, над церковью живаго Бога?" 

Обвиняя друг друга в предательстве православной христиан­

ской веры, Иван Грозный и Андрей Курбский демонстрировали 
тем самым, как это ни странно, одинаковый стиль политического 
мышления: оба видели в государственной деятельности прежде всего 
соблюдение Христовых заповедей. 

Подобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верхов­

ную государственную власть как дар Бога. Россия для него не про-


background image

156 

История политических и правовых учений 

стое государство, но —

 "Святорусская империя".

 "...Вся земля 

наша Руская от края до края, яко пшеница чиста, верою Божию 
обретается", — писал он в послании Вассиану Муромцеву. Русский 
царь, в понимании Курбского, это прежде всего праведный судия. 
По его словам, цари и князья на Руси "во православной вере от 
древних родов и поднесь от Превьшняго помазуются на правление 
суда". 

Представляя государственную власть как дар божий, Курбский 

вместе с тем отмечал, что носители ее не исполняют в действитель­
ности предназначенного им Богом. Вместо того, чтобы вершить пра­
ведный суд, они творят произвол, "неслыханные смерти и муки на 
доброхотных своих умыслиша". Эти слова Андрея Курбского о но­
сителях государственной власти вообще, без указания их конкрет­
ных имен, содержатся в его послании старцу Вассиану Муромцеву, 
написанном в начале 60-х годов XVI в. Князь повторит их позднее, 
в первом своем послании Ивану IV, датируемом 1564 г. "Почто, 
царю, — обратится беглый князь к его величеству,— силных во 
Израили побил еси, и воевод, от Бога данных ти на враги твоя, 
различными смертьми расторглъ еси, и победоносную святую кровь 
ихъ во церквах Божиих пролиялъ еси, и мученическими кровьми 
праги церковные обагрил еси, и

 на доброхотных твоих

 и душу за 

тя полагающих

 неслыханные

 от века

 муки, и смерти,

 и гоненья 

умыслил

 еси..." (курсив мой. —

 В. Т.). 

Таким образом, выступление Андрея Курбского против цар­

ского произвола не было только ответной реакцией князя на став­
шие ему известными конкретные угрозы царя Ивана Грозного в 
отношении лично его. Это была устойчивая мировоззренческая по­
зиция, которую Курбский выражал еще до своего бегства в Литву. 

В посланиях бывшему своему царю, написанных на чужбине, 

Курбский развивает тему царского произвола. Пребывая на безо­
пасном для себя удалении от мстительного царя, он может выра­
жаться предельно резко и определенно. Его послания обличают 
теперь беззаконие не властителя вообще, а конкретного носителя 
верховной государственной власти — русского царя Ивана IV. Но 
выводы, которые делает князь-обличитель, относятся ко всем во­
обще властителям. В третьем послании Ивану Грозному Андрей 
Курбский проводит мысль о том, что беззаконие, творимое власти­
телем, губительно не только для его подвластных, но и для самого 
властителя и его семьи. 

В этом же послании Ивану Грозному беглый князь прямо за­

являет, что царь утратил то, что ему подобает по царскому сану, а 
именно: праведный суд и защиту подданных. Причем Курбский 
называет причину этой утраты. Тебе, обращается он к царю, толь­
ко и остается, что браниться, как пьяной рабыне, "а что воистинну 
сану царскому належит или достоит, сирЪчь суд праведный и обо-


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 157 

рона, се уже подобно изчезла за молитвою и совЪтом прелукавые 
четы осифлянския Васьяна Топоркова,  я ж е ти советовал и шептал 
во ухо не держати мудрЪйшие рады при собВ, и других таковых 
советников твоих вселукавых мнихов и мирских". 

В представлении Андрея Курбского царская власть должна осу­

ществляться при содействии советников. Причем он понимал под 
ними не отдельных людей, время от времени дающих царю советы, 
но постоянно действующий совещательный орган при царе. Обра­
зец такого органа князь видел в Избранной раде — коллегии совет­
ников, действовавшей при Иване IV в 50-х годах XVI в. Создание 
ее Курбский считал одним из самых полезных дел тогдашних сорат­
ников молодого царя Алексея Адашева и попа Сильвестра. По сло­
вам Курбского, они собрали к царю "советников, мужей разум-
ныхъ и совершенныхъ, во старости мастите сущих, благочестием и 
страхом божиимъ украшенныхъ, других же, аще и во среднемъ 
вЪку, тако же предобрыхъ и храбрых, и тЪх онЬхъ в военныхъ и в 
земских вещах по всему искусных". И внушили его величеству 
приязнь и дружбу по отношению к ним, дабы без их совета "ниче-
соже устроити или мыслити". "И нарицалися тогда оные совЪтницы 
у него избранная рада, — продолжает Курбский. — Воистинну, по 
дйломъ и наречение имЪли, понеже всъ избранное и нарочитое 
советы своими производили, сиирЪчь суд праведный, нелицеприя­
тен яко богатому такъ и убогому, еже бываетъ во царствиЪ наи-

лЪпшЪе...". 

Царь же, удостоенный царства, но обделенный Богом дарова­

ниями, "должен, — отмечает Курбский, — искати добраго и полез-
наго совета не токмо у совЪтниковъ, но и у всеродныхъ человЪкъ, 
понеже дар духа даетца не по богатеству внешнему и по силв 
царства, но по правости душевной, ибо не зрит Богъ на могутство и 
гордость, но на правость сердечную и даетъ дары, сирЪчь елико 
хто вместит добрымъ произволениемъ". 

Мысль о необходимости для царя иметь при себе советников' 

Курбский обосновывал в первую очередь ссылками на Священное 
писание, приводя, в частности, такие изречения царя Соломона, 
как: "царь хорошими советниками крепок, как город крепкими баш­
нями" и "любящий совет хранит свою душу, а не любящий его 
совсем исчезнет". Вместе с тем князь прибегает и к заимствованно­
му у Дионисия Ареопагита логическому доказательству данного 
своего утверждения. Все бессловесные одушевленные существа, 
повторял Курбский мысль этого авторитетного христианского пи­
сателя, направляются и принуждаются своим естеством, а словес­
ные — не только плотские люди, но и бестелесные силы, т. е. свя­
тые ангелы, — управляются советом и разумом. 

В своих мыслях о

 соотношении светской власти и церкви 

Андрей Курбский был близок к идеологии нестяжателей. Реальное 


background image

158 

История политических и правовых учений 

состояние русской православной церкви, которое он наблюдал, бу­
дучи в России, вызывало у него вполне обоснованную тревогу. Опи­
сывая его в своем послании Вассиану Муромцеву, Курбский отме­
чал, что он не осуждает в данном случае, а "беду свою" оплакива­
ет. По его словам, современные ему церковные деятели "не вдовиц 
и сирот заступают, ни напаствованных и бедных избавляют, ни 
пленников от пленения искупают, но села себе устряют, и великие 
храмины поставляют, и богатьствы многими кипят, и корыстми, 
яко благочестием, ся украшают". 

Андрей Курбский считал, что церковь должна являться пре­

пятствием разгулу беззакония и кровавого произвола властителей. 
К этому высокому предназначению поднимает церковь дух христи­
анских мучеников, принявших смерть в борьбе против преступных 
и неправедных властителей. "Где убо кто возпрети царю или влас-
телем о законопреступных и запрети благовременно и безвремен­
но? -— восклицал Курбский за несколько лет до начала опрични­
ны. — Где Илия, о Науфеове крови возревновавыи, и ста царю в 

лице со обличением? Где ли лики пророк, обличающи неправедных 
царей? Где Амбросии Медиаламскии, смиривыи великаго царя Фео­
досия? Где златословесныи Иоанн, со зелным запрещением обли­
чив царицу златолюбивую? Где ныне патриархов лики и боговид-
ных святителей и множество преподобных ревнующе по Бозе а 
нестыдно обличающих неправедных царей и властителей в различ­
ных их законопреступных делех, исполняюще и блюдуще слово 
Спасителя?" 

В этих вопросах Курбского уже слышался и ответ: никто на 

этой грешной земле не заступится за униженных и оскорбленных, 
кроме самого Господа Бога. И только "Страшный суд" принесет им 
избавленье от преступных властителей. 

"А писанейце сие, слезами измоченное, во гроб с собою повелю 

вложити, грядущи с тобою на суд Бога моего Исуса. Аминь". Так 
написал пустившийся от отчаяния в бегство

 из

 России и

 от

 России 

князь в послании своему бывшему царю. 

А царь ответил: "А еже свое писание хощеши с собою во гробъ 

положити, се убо последнее християнство свое отложилъ еси. 
И еже убо Господу повелЪвшу еже не противитися злу, ты же убо 
и обычное, еже и невЪжда имуть, конечное прощение отверглъ еси; 
и по сему же нЪсть подобно и пытаю над тобою быти". 

§ 7. Политические и правовые идеи 

И. С. Пересветова 

Иван Семенович Пересветов

 (или, как сам он себя называл, 

Ивашка, сын Семена, Пересветов) — один из видных русских мыс-