Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5829
Скачиваний: 125
Г Л А В А 8
Политические и правовые учения
в Западной Европе в XVI в.
§ 1. Введение
XVI век — век великих духовных, культурных, политических,
религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран
(Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) скла
дывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе
преодоления феодальной раздробленности лишались прежней вла
сти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолюти
стские государства способствовали образованию и консолидации
наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Падал
духовный и политический авторитет католической церкви, до того
бывшей единственной объединяющей силой Западной и Централь
ной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства
критиковались не только еретическими сектами, но и многими ка
толиками. Все большую известность приобретали идеи Уиклифа,
Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего,
что не соответствует Священному писанию. Назревало широкое
движение за реформу церкви. Одновременно усиливалась и разви
валась рационалистическая критика религиозного мировоззрения.
К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся
в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространи
лась в других странах Западной Европы.
Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в
идеологии западноевропейского общества.
В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство
достигли больших успехов. В том же веке общей для всех западно
европейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и
основой Возрождения был
гуманизм
— стремление ряда ученых,
философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное
для средневековой схоластики исследование текстов Библии, по
становлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением челове
ка, его психологии и морали.
Представители гуманизма противопоставляли церковно-схола-
стической учености (studia divina) светские науки и образование
(studia humanitatis). Светские (гуманитарные) науки изучали не
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 165
Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми
и его стремления, используя при этом не схоластически применяе
мый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и
выводы.
Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к
античному наследию. Если Реформация апеллировала к первона
чальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов
католической церкви, то гуманизм органически связан с возрожде
нием античной (дохристианской) древности, когда философия и наука
не были служанками богословия, а человеческая природа не толко
валась как средоточие зла и греховности.
Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим ши
рокие массы народа. Культура Возрождения была достоянием от
носительно немногочисленного слоя образованных людей разных
стран Европы, связанных общими научными, философскими, эсте
тическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейско
го языка того времени — латыни. Большинство гуманистов отрица
тельно относилось к религиозным движениям, в том числе рефор-
мационным, участники которых в свою очередь признавали только
религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.
Важное значение для широкого распространения и религиоз
ных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в сере
дине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.
§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве
и политике
Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец
Ник-
коло Макиавелли
1
(1469—1527).
Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентий
ской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.
Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начав
шегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной
Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв.
сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с
развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и
торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчи
нись феодалов своего округа, создать свою коммунальную го
сударственность. Однако перемещение главных торговых путей в
связи с открытием Америки, развитие производства в других стра
нах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торгов
ли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия
1
В ряде изданий последних лет эта фамилия пишется — Макьявелли.
166
История политических и правовых учений
подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-госу
дарств силами феодальной реакции учреждались тирании, опирав
шиеся на наемные войска.
После установления во Флоренции синьории Медичи Макиа
велли был лишен должности. В последний период жизни он зани
мался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы по
литические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Госу
дарь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Фло
ренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой
идеологии Нового времени. Его политическое учение основано на
изучении деятельности современных ему правительств, опыта го
сударств Античного мира, на представлениях об интересах и стрем
лениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал,
что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или
по примеру древних определить средства и способы действий, по
лезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, доста
точно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял
Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, кото
рые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они
неизбежно должны давать одинаковые результаты".
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех
народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих
действий, из которых складываются их отношения, учреждения,
история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины
их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и
его деятельность должны основываться на изучении природы че
ловека, его психологии и влечений.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассмат
ривал как некое отношение между правительством и подданными,
опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыб
лемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущени
ям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь —
в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психо
логии впервые осмыслены как важный факт политики.
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал
безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опас
ное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на
имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь
никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее
забудут смерть отца, чем потерю наследства".
Незыблемость частной собственности, как и безопасность лич
ности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и осно
вой прочности государства. По его учению, блага свободы наилуч
шим образом обеспечены в республике. В свободных землях и стра-
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 167
нах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются:
"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножа
ет и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно
пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане,
соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об обще
ственных интересах и что общее их благосостояние на диво растет".
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении го
сударства и круговороте форм правления; вслед за античными ав
торами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, арис
тократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в
том, что смешанную республику он считал результатом и сред
ством согласования стремлений и интересов борющихся социальных
групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных
направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого
разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах сво
боды".
Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о при
роде человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет ис
следованием общественной психологии социальных групп, борю
щихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная рес
публика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и
аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного зако
на погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого
народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала
носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность
Флорентийской республики.
Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о
порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и
рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше со
здает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то
народ лучше сохраняет учрежденный строй.
Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко —
в частных. "При избрании должностных лиц, например, народ де
лает несравненно лучший выбор, нежели государь". Даже взбунто
вавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятеж
ный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться
только железом; бунт народа страшен тем, что может породить
тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена
против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость госу
даря направлена против тех, кто, как он опасается, может посяг
нуть на его собственное, личное благо".
От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились бы
эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не
желает находиться в подчинении и угнетении". Если бы не сопро
тивление народа, аристократы Античного Рима погубили бы сво-
168
История политических и правовых учений
бодное государство лет на триста раньше; честолюбивые устрем
ления знати — источник беспокойства и смут в государстве.
Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью
государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные
деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление
пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Исто
рии Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душев
ного величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Фло
ренции.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах
народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что
система государственных органов включает аристократические и
демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защи
щая интересы соответствующей части населения, сдерживает по
сягательства на эти интересы другой его части.
Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодаль
ных дворянах и призывал к их уничтожению. "Дворянами име
нуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных помес
тий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы
необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди
вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми
вредными из них являются те, которые помимо указанных помес
тий владеют замками и имеют повинующихся им подданных". " Ж е
лающий создать республику там, где имеется большое количество
дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их
до единого".
На пути к созданию будущей свободной Итальянской респуб
лики много препятствий — считал Макиавелли. Освобождение стра
ны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и много
численных дворян, от папского государства и интриг католической
церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует край
них мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью едино
личного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреж
дающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наи
более известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных пере
водах — "Князь"; дословно — "О принцепсе").
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое зна
чение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800
лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.
Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы
и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хоро
шего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и
законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии,
состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из пер
воочередных условий создания общенационального государства.