Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5829

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г Л А В А 8 

Политические и правовые учения 

в Западной Европе в XVI в. 

§ 1. Введение 

XVI век — век великих духовных, культурных, политических, 

религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран 
(Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) скла­
дывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе 
преодоления феодальной раздробленности лишались прежней вла­
сти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолюти­
стские государства способствовали образованию и консолидации 
наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Падал 
духовный и политический авторитет католической церкви, до того 
бывшей единственной объединяющей силой Западной и Централь­
ной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства 
критиковались не только еретическими сектами, но и многими ка­
толиками. Все большую известность приобретали идеи Уиклифа, 
Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего, 
что не соответствует Священному писанию. Назревало широкое 
движение за реформу церкви. Одновременно усиливалась и разви­
валась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. 
К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся 
в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространи­
лась в других странах Западной Европы. 

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в 

идеологии западноевропейского общества. 

В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство 

достигли больших успехов. В том же веке общей для всех западно­
европейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и 
основой Возрождения был

 гуманизм

 — стремление ряда ученых, 

философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное 
для средневековой схоластики исследование текстов Библии, по­
становлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением челове­
ка, его психологии и морали. 

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схола-

стической учености (studia divina) светские науки и образование 
(studia humanitatis). Светские (гуманитарные) науки изучали не 


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 165 

Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми 
и его стремления, используя при этом не схоластически применяе­
мый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и 
выводы. 

Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к 

античному наследию. Если Реформация апеллировала к первона­
чальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов 
католической церкви, то гуманизм органически связан с возрожде­
нием античной (дохристианской) древности, когда философия и наука 
не были служанками богословия, а человеческая природа не толко­
валась как средоточие зла и греховности. 

Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим ши­

рокие массы народа. Культура Возрождения была достоянием от­
носительно немногочисленного слоя образованных людей разных 
стран Европы, связанных общими научными, философскими, эсте­
тическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейско­
го языка того времени — латыни. Большинство гуманистов отрица­
тельно относилось к религиозным движениям, в том числе рефор-
мационным, участники которых в свою очередь признавали только 
религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму. 

Важное значение для широкого распространения и религиоз­

ных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в сере­
дине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в. 

§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве 

и политике 

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец

 Ник-

коло Макиавелли

1

 (1469—1527). 

Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентий­

ской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. 

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начав­

шегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной 
Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. 
сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с 
развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и 
торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчи­
нись феодалов своего округа, создать свою коммунальную го­
сударственность. Однако перемещение главных торговых путей в 
связи с открытием Америки, развитие производства в других стра­
нах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торгов­
ли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия 

1

 В ряде изданий последних лет эта фамилия пишется — Макьявелли. 


background image

166 

История политических и правовых учений 

подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-госу­
дарств силами феодальной реакции учреждались тирании, опирав­
шиеся на наемные войска. 

После установления во Флоренции синьории Медичи Макиа­

велли был лишен должности. В последний период жизни он зани­
мался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы по­
литические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Госу­
дарь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Фло­
ренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений. 

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой 

идеологии Нового времени. Его политическое учение основано на 
изучении деятельности современных ему правительств, опыта го­
сударств Античного мира, на представлениях об интересах и стрем­
лениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, 
что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или 
по примеру древних определить средства и способы действий, по­

лезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, доста­
точно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял 
Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, кото­
рые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они 
неизбежно должны давать одинаковые результаты". 

Природа человека одинакова во всех государствах и у всех 

народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих 
действий, из которых складываются их отношения, учреждения, 
история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины 
их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и 
его деятельность должны основываться на изучении природы че­
ловека, его психологии и влечений. 

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассмат­

ривал как некое отношение между правительством и подданными, 
опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыб­
лемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущени­
ям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — 
в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психо­

логии впервые осмыслены как важный факт политики. 

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал 

безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опас­
ное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на 
имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь 
никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее 
забудут смерть отца, чем потерю наследства". 

Незыблемость частной собственности, как и безопасность лич­

ности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и осно­
вой прочности государства. По его учению, блага свободы наилуч­
шим образом обеспечены в республике. В свободных землях и стра-


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 167 

нах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: 

"Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножа­

ет и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно 
пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, 
соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об обще­
ственных интересах и что общее их благосостояние на диво растет". 

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении го­

сударства и круговороте форм правления; вслед за античными ав­
торами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, арис­
тократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в 
том, что смешанную республику он считал результатом и сред­
ством согласования стремлений и интересов борющихся социальных 
групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных 
направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого 
разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах сво­
боды". 

Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о при­

роде человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет ис­
следованием общественной психологии социальных групп, борю­
щихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная рес­
публика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и 
аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного зако­
на погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого 
народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала 
носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность 
Флорентийской республики. 

Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о 

порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и 
рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше со­
здает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то 
народ лучше сохраняет учрежденный строй. 

Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — 

в частных. "При избрании должностных лиц, например, народ де­
лает несравненно лучший выбор, нежели государь". Даже взбунто­
вавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятеж­
ный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться 
только железом; бунт народа страшен тем, что может породить 
тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена 
против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость госу­
даря направлена против тех, кто, как он опасается, может посяг­
нуть на его собственное, личное благо". 

От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились бы 

эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не 
желает находиться в подчинении и угнетении". Если бы не сопро­
тивление народа, аристократы Античного Рима погубили бы сво-


background image

168 

История политических и правовых учений 

бодное государство лет на триста раньше; честолюбивые устрем­
ления знати — источник беспокойства и смут в государстве. 

Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью 

государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные 
деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление 
пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Исто­
рии Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душев­
ного величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Фло­
ренции. 

Свободное государство должно быть основано на компромиссах 

народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что 
система государственных органов включает аристократические и 
демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защи­
щая интересы соответствующей части населения, сдерживает по­
сягательства на эти интересы другой его части. 

Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодаль­

ных дворянах и призывал к их уничтожению. "Дворянами име­
нуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных помес­
тий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы 
необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди 
вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми 
вредными из них являются те, которые помимо указанных помес­
тий владеют замками и имеют повинующихся им подданных".  " Ж е ­
лающий создать республику там, где имеется большое количество 
дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их 
до единого". 

На пути к созданию будущей свободной Итальянской респуб­

лики много препятствий — считал Макиавелли. Освобождение стра­
ны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и много­

численных дворян, от папского государства и интриг католической 

церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует край­
них мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью едино­
личного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреж­
дающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наи­
более известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных пере­
водах — "Князь"; дословно — "О принцепсе"). 

Законодательству и праву Макиавелли придавал большое зна­

чение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 
лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. 

Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы 

и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хоро­
шего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и 
законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, 
состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из пер­
воочередных условий создания общенационального государства.