Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5533

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 159 

лителей XVI в. О жизни его сохранилось мало сведений. Известно 
только, что ранние свои годы он провел в Литве, где, по-видимому, 

и родился. Происходил он, вероятнее всего, из русской дворянской 
семьи. Его предки и прадеды, как он сам отмечал, служили "верою 
великим государям князьям русским", предкам царя Ивана IV. 

Средства существования Пересветов обеспечивал себе исклю­

чительно военной службой. До приезда в Московию он служил в 
Венгрии, Чехии и, возможно, в других каких-нибудь государствах. 
В середине 30-х годов XVI в. (скорее всего, в 1537—1538 гг.) он 
попадает в Молдавию, где пять месяцев состоит на службе у мол­

давского воеводы Петра. После этого отправляется в Москву. Здесь 
ему посчастливилось заручиться покровительством знатного ари­
стократа — боярина М. Ю. Захарьина. При поддержке последнего 
Пересветов организует в Москве мастерскую по выделке защит­
ных щитов для пищальников. Однако в 1539 г. боярин умирает, и 
работа мастерской останавливается. 

Оставшись без покровителя и средств существования, Иван 

Пересветов передает царю Ивану IV привезенные с собой бумаги с 
выписками из произведений древнегреческих философов и видных 
европейских богословов, так называемые "царские бумаги из мно­

гих королевств", а также собственные сочинения. Все это было по­
мещено в государственную казну, Пересветов же получил хоро­
шую, по его собственной оценке, награду. 

Узнав, что его сочинения до царя так и не дошли, Пересветов 

пишет ему челобитную и, в сентябре 1549 г., воспользовавшись 
пребыванием Ивана IV в придворной церкви Рождества Богороди­
цы, подает ее вместе с копиями своих сочинений непосредственно 
в царские руки. 

Дальнейшая судьба Ивана Пересветова неизвестна. Однако со­

чинения его сохранились — во многом благодаря тому, что они 
попали в царский архив. 

Наиболее значительные из них — это "Повесть об основании и 

взятии Царьграда", "Сказание о Магмет-салтане", "Сказание о Кон­
стантине", "Первое предсказание философов" и челобитные Ива­
ну IV, получившие у историков наименования "Малая челобитная" 
и "Большая челобитная". 

Содержание названных сочинений должно было прийтись по 

душе Ивану Грозному. Пересветов выступал в них против произ­
вола вельмож, обосновывает жизненную необходимость для обще­
ства сильной государственной власти, централизации администра­
тивной и судебной систем. 

Свои мысли Иван Пересветов излагал, основываясь не на Свя­

щенном писании, как это было принято в ту эпоху, а на историчес­
ком опыте Византии и Турецкой империи. Пересветова можно по-


background image

160 

История политических и правовых учений 

этому отнести к числу мыслителей светского направления в рус­
ской политической идеологии XVI в. Однако религиозные мотивы 
все же присутствуют в его творчестве, что вполне закономерно для 
эпохи господства в обществе религиозной идеологии. 

Ключевыми категориями политико-правовой теории Ивана Пе-

ресветова выступают понятия "правда" и "вера". Эти понятия ши­
роко используются в Священном писании. Ими часто оперировали, 
начиная еще с эпохи Киевской Руси, русские писатели. При этом в 
понятия "правда" и "вера" вкладывался довольно разнообразный 
смысл. "Правда" — это нечто, в соответствии с чем следует жить, 
совершать различные поступки, управлять, судить, наказывать. 
В этом смысле синонимом данного понятия выступают такие слова, 
как "мораль", "справедливость", "право", и др. Но словом "правда" 
в русской литературе обозначались одновременно и сами добрые 
дела — правду можно творить, осуществлять и т. п. Правда, в 
понимании русских мыслителей, это и совокупность определенных 
представлений о мире. В таком смысле она есть истина. 

Что касается понятия "вера", то им в русской литературе чаще 

всего обозначалась система религизных (христианских) догматов, 
или религия. Однако вместе с тем и это понятие использовалось в 
значении истины и правила поведения, т. е. его содержание в не­
которой своей части как бы налагалось на содержание понятия 

"правда". 

Иван Пересветов придавал правде значение самого важного яв­

ления в жизни любого государства. По его мнению, процветание 
государства зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря 
же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель. 

Эта мысль о правде как главном условии существования госу­

дарства была распространенной в русской политической идеоло­
гии. Ее высказывал, в частности, современник Пересветова госу­
дарственный деятель и писатель Федор Карпов (умер до 1545 г.). 

"Правда есть потребна во всяком градском деле и царстве", — 
писал он в послании митрополиту Даниилу (около 1539 г.). Однако 

если у Карпова данная идея покоилась на фундаменте

 философ­

ского наследия

 прошлого (главным образом на сочинении Аристо­

теля "Никомахова этика"), то у Ивана Пересветова она обосновы­
валась

 политическим опытом

 прошлого — конкретными фактами 

из истории реально существовавших и существующих государств. 

С потерей правды греками Иван Пересветов связывал, напри­

мер, падение Византии в 1453 г. В "Сказании о Магмет-салтане" 
им были названы причины, по которым правда ушла из этого 
государства. Главная из них, по его мнению, заключалась в поведе­
нии греческих вельмож, которые, пользуясь своим положением, 
"богатели от слез и от крови роду человеческаго, и праведный суд 
порушали, да неповинно ссужали по мздам". 


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 161 

В "Повести об основании и взятии Царьграда" Иван Пересве-

тов описал, каким образом правда уходила из этого города. 

В "Сказании о книгах" Иван Пересветов писал, что после зах­

вата турками Царьграда "глас с небеси" возвестил патриарху, что 
Бог наслал на его жителей иноплеменников-турок не навеки, а 
"любячи" — на поучение цареградцам. 

"Сказание о Магмет-салтане" описывало, в чем заключалось 

это поучение. Иван Пересветов вкладывал в уста турецкого влас­
тителя уроки, которые должен был извлечь из падения Византии 
русский царь. Вместе с тем на примере реформ, которые осуще­
ствил Магмет-салтан в завоеванной им стране, он демонстрировал 
программу действий по укреплению государства, предотвращению 
его гибели. 

Первый урок

 заключается в том, что царю нельзя давать в сво­

ем государстве волю вельможам. Богатые и лживые, они опутыва­
ют царя ворожбой, улавливают своим великим лукавством и коз­
нями. Тем самым укрощают мудрость его и счастие и меч его цар­
ский унижают. 

Второй урок

 состоит в том, что царь должен быть грозным 

царем. "Не мощно царю царства без грозы держати", — такие сло­
ва говорит Магмет-салтан своим подданным в пересказе Пересве-
това. 

Третий урок,

 изреченный Магмет-салтаном, следующий: "В 

котором царстве люди порабощенны, и в том царстве люди не храбры 
и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама 
не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и 
речет так: однако есми холоп, иного мне имени не прибудет". 

Эти уроки, отмечал Иван Пересветов, Магмет-салтан не только 

извлек из печальной участи византийского императора Констан­
тина, но и списал из христианских книг. 

В соответствии с извлеченными уроками турецкий властитель 

осуществил следующие мероприятия в завоеванной им стране. 

Во-первых,

 он велел, по словам Пересветова, "со всего царства 

все доходы себе в казну имати".

 Во-вторых,

 он "никому ни в кото­

ром граде наместничества не дал велможам своим для того, чтобы 
не прелыцалися неправдою судити".

 В-третьих,

 Магмет-салтан 

назначил своим вельможам жалованье из своей казны в размере, 
какового кто достоин.

 В-четвертых,

 он "дал суд во все царство и 

велел присуд (т. е. судебную пошлину) имати к себе в казну для 
того, чтобы судьи не искушалися и неправды бы не судили". 

В-пятых,

 турецкий властитель назначил по городам своих судей 

из верных себе служилых людей и велел им "судити прямо". "Да 
по мале времени обыскал царь судей своих, как они судят, и на 
них довели пред царем злоимство, что они по посулом судят. И 


background image

162 

История политических и правовых учений 

царь им вины в том не учинил, только их велел живых одрати. Да 
рек так: "естьли оне обростут опять телом, ино им вина отдатся". 
Да кожи их велел проделати, и велел бумагою набити, и в судеб-
нях велел железным гвоздием прибити, и написати велел на кожах 
их: "Без таковые грозы правды в царство не мочно ввести. Правда 
ввести царю в царство свое, ино любимаго не пощадити, нашедши 
виноватого. Как конь под царем без узды, так царство без грозы". 

Кроме того, Магмет-салтан навел порядок в своем войске. Он 

установил, что воинов судят командиры их полков — паши, при­
чем судят "беспошлинно и беспосулно, и суд их совершается вско­
ре". А чтобы государство его не ослабело, воины с коней не слеза­
ют и оружия из рук не выпускают. За это турецкий властитель 
веселит всегда сердце их своим жалованьем царским и продоволь­
ствием. 

В "Большой челобитной" Иван Пересветов повторил многие мыс­

ли "Сказания о Магмет-салтане". "Хоть и неправославный был царь, 

а устроил то, что угодно Богу" — такая оценка турецкому власти­
телю давалась здесь устами молдавского воеводы Петра. "Турецкий 
царь султан Магомет великую правду ввел в царстве своем, хоть 
иноплеменник, а доставил Богу сердечную радость. Вот если б к 
той правде да вера христианская, то бы ангелы с ними в общении 
пребывали", — делал вывод Петр. В то же время молдавский вое­
вода усматривает некоторые явления, приведшие к гибели Визан­
тию, и в Русском государстве. "Сами вельможи русского царя бога­
теют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят", — 
говорил он. Тем не менее Петр выражал уверенность в том, что, 
благодаря благоверному великому царю русскому и великому кня­
зю всея Руси Ивану Васильевичу, будет в Русском государстве 
великая мудрость. 

В "Сказании о Магмет-салтане" Иван Пересветов прямо связы­

вал судьбу православной христианской веры с судьбой Русского 
государства. Греки, отмечал он, правду потеряли и Бога разгневали 
и веру христианскую отдали неверным на поругание; "И ныне гре­
ки хвалятся государевым царством благовернаго царя русскаго от 
взятия Махметева и до сих лет.

 А иного -царства, волного християн-

ского и закону греческаго нет,

 и надежду на Бога держат и на то 

царство Руское благовернаго царя рускаго" (курсив мой. —

 В.

 Т.). 

В этих словах Ивана Пересветова слышится нечто близкое к 

идее старца Филофея о Русском государстве как последнем носи­
теле идеала православного царства. Такое повторение не было слу­
чайностью. 

Светская по своему характеру политико-правовая теория Ива­

на Семеновича Пересветова уходила своими корнями в русскую 
православную идеологию. Понятие "правда" в сочинениях Пере-


background image

Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 163 

светова, в сущности, лишено религиозного содержания — оно трак­
туется им как сугубо светское, не связанное с какой-либо религией. 
Поэтому и оказывается возможным осуществление правды непра­
вославным и даже нехристианским государем. Однако Иван Пере-
светов все же надеялся, что правда соединится с христианской 
верой, и произойдет это не где-нибудь, а в Русском православном 
государстве. 

§ 8. Заключение 

XV—XVI века были временем формирования и упрочения Рус­

ского централизованного государства. Вместе с тем это была эпо­
ха накопления сил, создания предпосылок для нового взлета Рос­
сии — перехода русской государственности в качество

 империи. 

Этими предпосылками были и соответствующие экономические 
процессы, и перемены в государственном строе, и небывалое по 
масштабам расширение территории. 

Указанные предпосылки для подъма русской государственно­

сти в новое качество формировались и в сфере русской политичес­
кой и правовой идеологии. Именно в этом заключался общий смысл 
эволюции русской политико-правовой мысли в XV—XVI веков. 
В русском общественном сознании утверждалась идея величия Рус­
ского государства, особой ответственности русских царей перед бо­
гом. Однако будущее России представлялось отнюдь не свободным 
от различных опасностей. Тревога за судьбу Русского государства, 
предчувствие в близком будущем глобальных потрясений его усто­

ев звучали где глухо, а где предельно громко в сочинениях почти 
каждого истинно русского мыслителя.