Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5822

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

174 

История политических и правовых учений 

ние культа государства. В одном из своих строго секретных писем 
для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавел­

ли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто при­
обретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по 
государственным вопросам, справедливо говорившим о способах дос­

тижения известной политической цели, и, в соответствии с его ре­
комендацией, требовал расстрелять возможно больше представите­

лей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных цен­
ностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на 
первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделав­
ший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту 

первого русского издания этих произведений

1

Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сде­

лавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового вре­
мени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой 
мысли и современной политологии. 

Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, 

политических, исторических произведений, созданных на самом 
высоком уровне культуры времен Возрождения. 

Но то и другое не обязывало его восхвалять политические под­

лости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только 
ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и 
диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения вели­
кого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений и 
назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось. 

§ 3. Политико-правовые идеи Реформации 

В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила 

Реформация

 (лат. reformatio — преобразование, перестройка) — 

массовое движение против католической церкви. 

Начало Реформации в Германии положил профессор Виттен-

бергского университета доктор богословия

 Мартин Лютер

 (1483— 

1546). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и 

его единомышленники от первоначальных надежд на улучшение 
церкви перешли к ее отрицанию. В движении реформаторов все 
более отчетливо звучала мысль, что церковь в том виде, как она 
сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не толь­
ко мешает их общению с Богом, приписывая себе роль обязательно­
го посредника, но и подменяет богослужение идолопоклонством, 
многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах. Лютер и 
его сторонники утверждали, что в католицизме почитание Бога 

1

 См: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 191—192; Средние века. Выпуск 

58. М, 1995. С. 119—129. 


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 175 

подменено почитанием церкви, совершением придуманных ду­
ховенством обрядов и поклонением рукотворным предметам куль­
та. Спасение христианина, утверждал Лютер, — не в церковных 
службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других 

чисто внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искрен­
ней вере в Бога. Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, 
утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что отно­
сится к религии, — дело совести христианина; источник веры — 
Священное писание, "чистое слово Божье" (Лютер перевел Библию 
на немецкий язык). 

В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если 

бы весь мир состоял из подлинных христиан (т. е. из истинно веру­
ющих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни 
в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя 
по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому 
Бог учредил два правления — духовное (для истинно верующих) и 
светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять вне­
шний мир и спокойствие). 

Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоуста-

новленности власти, данной для наказания преступников, страш­
ной не для добрых, но для злых, Лютер учил, что устами апостолов 
Бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно су­
ществование человечества: "Поскольку весь мир зол, и среди тыся­
чи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожи­
рали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, 
накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы". 

Но законы светской власти простираются не далее тела и иму­

щества, того, что является внешним на земле. Светская власть не 
имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное 
с верой, — свободное дело, и к этому никто не может принуждать­
ся, — писал Лютер. — ...Делом совести каждого является то, как он 
верит или не верит". 

Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, по­

служила сигналом к всеобщему движению крестьянства и город­
ских низов. В 1524 г. началось восстание крестьянства южной и 
средней Германии против церковных и светских феодалов; одним 
из вождей крестьянской войны был

 Томас Мюнцер

 (ок. 1490—1525). 

Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер тол­
ковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному со­
циальному перевороту и установлению народной власти. По мне­
нию Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к 
коммунизму. 

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс 

характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в од­
ном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого 


background image

176 

История политических и правовых учений 

политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации 
которых нет общественно-исторических условий. 

Война католиков и лютеран на территории Германии заверши­

лась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому 
лютеранство становилось равноправной католичеству религией по 
принципу: "Чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Ре­
формация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестан­
тизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скан­
динавские государства. Реформация, начавшаяся в Германии, охва­
тила ряд стран Западной и Центральной Европы. 

Распространение лютеранства в его борьбе с католицизмом ста­

ло идейной предпосылкой возникновения других радикальных ре­
лигиозно-политических течений Реформации. Таким течением яв­
лялся

 кальвинизм. Жан Кальвин

 (1509—1564) основал в Женеве 

новую церковь. Община верующих управлялась выборной консис­
торией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и 
диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические 
тенденции (попытки поставить консистории выше государственных 
органов); в конечном счете утвердилась идея независимости каль­
винистской церкви от государства, право церкви судить о ряде 
действий государственной власти. В кальвинизме последовательно 
и отчетливо выражены основные положения протестантской этики, 
составившей, по определению известного социолога Макса Вебера, 

"дух капитализма". К ним относятся культ предприимчивости и 

трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову 
и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домаш­
него хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело. 

В XVI—XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швей­

царии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в се­
вероамериканских колониях. 

В результате Реформации от католической церкви почти од­

новременно отпали несколько миллионов людей. В борьбе против 
протестантства развернулась

 Контрреформация.

 Были усилены 

преследования еретиков и инакомыслящих в католических стра­
нах, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных 
книг (официальный список сочинений, чтение которых карается 
отлучением от церкви), мирянам запрещалось читать и обсуждать 
Священное писание. Тридентский собор (1545—1563), определив­
ший меры борьбы с Реформацией, подтвердил значение философ­
ских сочинений Фомы Аквинского, который вскоре был провозгла­
шен одним из учителей церкви. 

Главным орудием католической реакции стало "Общество Иису­

са", основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, которое 
вскоре превратилось в монашеский орден

 иезуитов

 — "боевой от­

ряд воинствующей церкви", как они были названы в папской булле 
об утверждении Устава ордена (1540 г.). Особенность ордена в том, 


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 177 

что иезуиты не обособлялись от мирской жизни. Оставаясь в обще­
стве, они должны были делать все для укрепления авторитета ка­
толицизма и его распространения. Чтобы завоевать власть над ума­
ми, иезуиты стремились овладеть просвещением и наукой, став 
"орденом ученых". В ряде стран они создали широкую сеть школ, 
заняли ведущие позиции в области образования. 

Основное правило Устава ордена иезуитов — особый обет по­

слушания, полное самоотречение, решительный отказ от собствен­
ной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам ор­
дена. "Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, 
есть черное, мы должны немедленно согласиться с этим! — поучал 
Лойола. — Подчиненный должен смотреть на старшего, как на са­
мого Христа. ...Надо совершить грех, смертный или простой, если 
начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа или 
в силу обета повиновения". Допустимость любых средств для дос­
тижения целей ордена (как их представлял себе Генерал ордена), 
слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использова­

лись для политических интриг с целью восстановления влияния 
католицизма. Иезуиты проникали в окружение монархов, склоняли 
их к борьбе с протестантством, устраняли неугодных советников и 
правителей, организовывали и оправдывали покушения на неугод­
ных католической церкви королей. 

Интриги иезуитов, их участие в убийствах монархов вызывали 

такое негодование, что они изгонялись из ряда стран, а их орден 
временами запрещался Ватиканом. 

§ 4. Теория государственного суверенитета. 

Политическое учение Ж. Бодена 

Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религи­

озные войны между католиками и гугенотами. Остановить рели­
гиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство. 
Именно такой точки зрения придерживался правовед

 Жан Боден 

(1530—1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета. 

Боден закончил факультет права Тулузского университета и 

некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал зани­
маться адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. — судья. 
В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных шта­
тах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане (эту долж­
ность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от 
чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практику­
ющего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить 
людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто 
думает, что познал право вне юридической практики, в действи­
тельности глубоко ошибается — и уподобляется тому, кто, истяза-


background image

178 

История политических и правовых учений 

ясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным 
воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой". 
Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден 

создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую из­
вестность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в 
Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публика­
ция на французском языке, затем — на латыни; в течение трех лет 
работа выдержала 7 изданий). 

Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием 

античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое уче­
ние на основе историзма и рационализма. В контексте такого миро­
воззрения он и создал свое учение о государстве и праве. 

Боден уделяет пристальное внимание институту государства 

(для обозначения понятия "государство" он использует латинский 
термин "res publica" и его французский аналог "une Republique"). 
После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет 
для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает 

"благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы 
обязаны всем". 

Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественни­

ки (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиа­
велли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о вер­
ховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно пред­
ставить себе государство. Боден оспаривает исключительное значе­
ние такого признака государства, как "согласие в вопросах права", 
на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверж­
дать, что империя турок, которая включала народы, проживающие 
вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была 
государством, пока народы удерживались в одном государстве при 
помощи силы и власти". 

Боден воспринимает

 государство

 как

 "правовое управление се­

мьями и тем, что у них общее суверенной властью".

 Государство 

понимается как правовое управление — это позволяет Бодену от­
личать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цице­
рон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для 
Бодена является семья: "Государство не может существовать без 
семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри 
семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной 
власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление вла­
сти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но 
важнейшим элементом государства выступает суверенная власть, 
под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую 
власть государства: "Суверенитет — есть абсолютная и постоянная 
власть государства ...". 

Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании 

теории государственного суверенитета.