Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5822
Скачиваний: 125
174
История политических и правовых учений
ние культа государства. В одном из своих строго секретных писем
для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавел
ли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто при
обретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по
государственным вопросам, справедливо говорившим о способах дос
тижения известной политической цели, и, в соответствии с его ре
комендацией, требовал расстрелять возможно больше представите
лей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных цен
ностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на
первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделав
ший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту
первого русского издания этих произведений
1
.
Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сде
лавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового вре
мени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой
мысли и современной политологии.
Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных,
политических, исторических произведений, созданных на самом
высоком уровне культуры времен Возрождения.
Но то и другое не обязывало его восхвалять политические под
лости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только
ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и
диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения вели
кого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений и
назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось.
§ 3. Политико-правовые идеи Реформации
В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила
Реформация
(лат. reformatio — преобразование, перестройка) —
массовое движение против католической церкви.
Начало Реформации в Германии положил профессор Виттен-
бергского университета доктор богословия
Мартин Лютер
(1483—
1546). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и
его единомышленники от первоначальных надежд на улучшение
церкви перешли к ее отрицанию. В движении реформаторов все
более отчетливо звучала мысль, что церковь в том виде, как она
сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не толь
ко мешает их общению с Богом, приписывая себе роль обязательно
го посредника, но и подменяет богослужение идолопоклонством,
многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах. Лютер и
его сторонники утверждали, что в католицизме почитание Бога
1
См: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 191—192; Средние века. Выпуск
58. М, 1995. С. 119—129.
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 175
подменено почитанием церкви, совершением придуманных ду
ховенством обрядов и поклонением рукотворным предметам куль
та. Спасение христианина, утверждал Лютер, — не в церковных
службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других
чисто внешних проявлениях религиозности, а в глубокой и искрен
ней вере в Бога. Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла,
утверждал, что "человек оправдывается одной верой". То, что отно
сится к религии, — дело совести христианина; источник веры —
Священное писание, "чистое слово Божье" (Лютер перевел Библию
на немецкий язык).
В сочинении "О светской власти" (1523 г.) Лютер писал, что если
бы весь мир состоял из подлинных христиан (т. е. из истинно веру
ющих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни
в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет себя
по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому
Бог учредил два правления — духовное (для истинно верующих) и
светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять вне
шний мир и спокойствие).
Часто ссылаясь на слова апостолов Петра и Павла о богоуста-
новленности власти, данной для наказания преступников, страш
ной не для добрых, но для злых, Лютер учил, что устами апостолов
Бог велел подчиняться любой власти, без которой невозможно су
ществование человечества: "Поскольку весь мир зол, и среди тыся
чи едва ли найдешь одного истинного христианина, то люди пожи
рали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей,
накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы".
Но законы светской власти простираются не далее тела и иму
щества, того, что является внешним на земле. Светская власть не
имеет ни права, ни силы диктовать законы душам. "Все, связанное
с верой, — свободное дело, и к этому никто не может принуждать
ся, — писал Лютер. — ...Делом совести каждого является то, как он
верит или не верит".
Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, по
служила сигналом к всеобщему движению крестьянства и город
ских низов. В 1524 г. началось восстание крестьянства южной и
средней Германии против церковных и светских феодалов; одним
из вождей крестьянской войны был
Томас Мюнцер
(ок. 1490—1525).
Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер тол
ковал наиболее радикальным образом; он призывал к полному со
циальному перевороту и установлению народной власти. По мне
нию Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к
коммунизму.
Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс
характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в од
ном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого
176
История политических и правовых учений
политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации
которых нет общественно-исторических условий.
Война католиков и лютеран на территории Германии заверши
лась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому
лютеранство становилось равноправной католичеству религией по
принципу: "Чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Ре
формация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестан
тизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скан
динавские государства. Реформация, начавшаяся в Германии, охва
тила ряд стран Западной и Центральной Европы.
Распространение лютеранства в его борьбе с католицизмом ста
ло идейной предпосылкой возникновения других радикальных ре
лигиозно-политических течений Реформации. Таким течением яв
лялся
кальвинизм. Жан Кальвин
(1509—1564) основал в Женеве
новую церковь. Община верующих управлялась выборной консис
торией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и
диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические
тенденции (попытки поставить консистории выше государственных
органов); в конечном счете утвердилась идея независимости каль
винистской церкви от государства, право церкви судить о ряде
действий государственной власти. В кальвинизме последовательно
и отчетливо выражены основные положения протестантской этики,
составившей, по определению известного социолога Макса Вебера,
"дух капитализма". К ним относятся культ предприимчивости и
трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову
и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домаш
него хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.
В XVI—XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швей
царии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в се
вероамериканских колониях.
В результате Реформации от католической церкви почти од
новременно отпали несколько миллионов людей. В борьбе против
протестантства развернулась
Контрреформация.
Были усилены
преследования еретиков и инакомыслящих в католических стра
нах, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных
книг (официальный список сочинений, чтение которых карается
отлучением от церкви), мирянам запрещалось читать и обсуждать
Священное писание. Тридентский собор (1545—1563), определив
ший меры борьбы с Реформацией, подтвердил значение философ
ских сочинений Фомы Аквинского, который вскоре был провозгла
шен одним из учителей церкви.
Главным орудием католической реакции стало "Общество Иису
са", основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, которое
вскоре превратилось в монашеский орден
иезуитов
— "боевой от
ряд воинствующей церкви", как они были названы в папской булле
об утверждении Устава ордена (1540 г.). Особенность ордена в том,
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 177
что иезуиты не обособлялись от мирской жизни. Оставаясь в обще
стве, они должны были делать все для укрепления авторитета ка
толицизма и его распространения. Чтобы завоевать власть над ума
ми, иезуиты стремились овладеть просвещением и наукой, став
"орденом ученых". В ряде стран они создали широкую сеть школ,
заняли ведущие позиции в области образования.
Основное правило Устава ордена иезуитов — особый обет по
слушания, полное самоотречение, решительный отказ от собствен
ной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам ор
дена. "Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым,
есть черное, мы должны немедленно согласиться с этим! — поучал
Лойола. — Подчиненный должен смотреть на старшего, как на са
мого Христа. ...Надо совершить грех, смертный или простой, если
начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа или
в силу обета повиновения". Допустимость любых средств для дос
тижения целей ордена (как их представлял себе Генерал ордена),
слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использова
лись для политических интриг с целью восстановления влияния
католицизма. Иезуиты проникали в окружение монархов, склоняли
их к борьбе с протестантством, устраняли неугодных советников и
правителей, организовывали и оправдывали покушения на неугод
ных католической церкви королей.
Интриги иезуитов, их участие в убийствах монархов вызывали
такое негодование, что они изгонялись из ряда стран, а их орден
временами запрещался Ватиканом.
§ 4. Теория государственного суверенитета.
Политическое учение Ж. Бодена
Со второй половины XVI в. во Франции разгорелись религи
озные войны между католиками и гугенотами. Остановить рели
гиозный и политический хаос могло лишь "сильное" государство.
Именно такой точки зрения придерживался правовед
Жан Боден
(1530—1596), разрабатывая теорию государственного суверенитета.
Боден закончил факультет права Тулузского университета и
некоторое время преподавал в нем римское право. Затем стал зани
маться адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. — судья.
В 1576 г. являлся депутатом третьего сословия в Генеральных шта
тах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане (эту долж
ность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от
чумы. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практику
ющего юриста. Он считал, что таким образом можно послужить
людям, и в то же время лучше самому понять право: "Тот, кто
думает, что познал право вне юридической практики, в действи
тельности глубоко ошибается — и уподобляется тому, кто, истяза-
178
История политических и правовых учений
ясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным
воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой".
Сочетая научные занятия с практической деятельностью, Боден
создал ряд произведений, которые принесли ему европейскую из
вестность: "Метод легкого познания истории" (1566 г., публикация в
Париже на латыни) и "Шесть книг о республике" (1576 г., публика
ция на французском языке, затем — на латыни; в течение трех лет
работа выдержала 7 изданий).
Мировоззрение Бодена складывалось под сильным влиянием
античного наследия. В духе Нового времени Боден строил свое уче
ние на основе историзма и рационализма. В контексте такого миро
воззрения он и создал свое учение о государстве и праве.
Боден уделяет пристальное внимание институту государства
(для обозначения понятия "государство" он использует латинский
термин "res publica" и его французский аналог "une Republique").
После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет
для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает
"благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы
обязаны всем".
Боден осмысливает государство иначе, чем его предшественни
ки (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиа
велли, Мор и др.). Аристотель и Цицерон ничего не говорят о вер
ховной власти, без которой, по мнению Бодена, невозможно пред
ставить себе государство. Боден оспаривает исключительное значе
ние такого признака государства, как "согласие в вопросах права",
на котором настаивал Цицерон. Боден полагает: "Глупо утверж
дать, что империя турок, которая включала народы, проживающие
вместе, но не подчиненные общей системе единого закона, не была
государством, пока народы удерживались в одном государстве при
помощи силы и власти".
Боден воспринимает
государство
как
"правовое управление се
мьями и тем, что у них общее суверенной властью".
Государство
понимается как правовое управление — это позволяет Бодену от
личать государство от шайки разбойников, что отмечали еще Цице
рон и Аврелий Августин. Основным элементом государства для
Бодена является семья: "Государство не может существовать без
семьи как город без домов или как дом без фундамента". Внутри
семьи Боден вслед за Аристотелем различает три вида социальной
власти: родительскую, супружескую, господскую. Ослабление вла
сти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства. Но
важнейшим элементом государства выступает суверенная власть,
под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую
власть государства: "Суверенитет — есть абсолютная и постоянная
власть государства ...".
Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании
теории государственного суверенитета.