Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5831
Скачиваний: 125
184
История политических и правовых учений
Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему
наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу,
Мор противопоставлял жестокому законодательству современной
ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым
преступников не казнят, а присуждают к общественным работам.
Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы,
совершившие тяжкое преступление, обращаются в "рабство".
Рабство, о котором идет речь в "Утопии", — совсем не то раб
ство, которое было известно Античному миру, — оно не пожизнен
но (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раска
явшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. "По
мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступ
ников и более выгодным для государства, чем спешить убить ви
новных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более
пользы, чем их казнь, а, с другой стороны, пример их отпугивает на
более продолжительное время других от совершения подобного по
зорного деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые
с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, куплен
ные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы вос
питать общественное презрение к драгоценным металлам) и вы
полняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т. п.). Од
нако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно
выполняющие грязные работы: "Чем более они несут рабский труд,
тем больший почет получают от остальных". Основная мысль Мора
сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная
мера наказания, чем широко распространенная в его время смерт
ная казнь.
К войнам Мор относился отрицательно. Политике феодальных
монархов, помышлявших в основном о завоеваниях и военной сла
ве, он противопоставлял миролюбие утопийцев. "Утопийцы сильно
гнушаются войною, как деянием воистину зверским... вопреки обы
чаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени
бесславным, как славу, добытую войной".
Основным препятствием на пути учреждения нового строя
Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на
разум (рационалистическое обоснование преимуществ обществен
ной собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай
(в сочинении Мора — философ Утоп, основавший новое государ
ство и учредивший его законы).
Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как "Уто
пия". Вскоре после опубликования этой книги английский король
Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие госу
дарственные должности вплоть до высшей — лорда-канцлера. Раз
рыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отстав
ки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был каз-
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 185
нен по обвинению в государственной измене, за отказ присягнуть
королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, като
лическая церковь канонизировала (1886 г.) автора "Утопии".
Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе
сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве
и праве.
Эти идеи получили развитие в произведениях
Томмазо (Джи-
ана Доменико) Кампанеллы
(1568—1639). Доминиканский монах Кам-
панелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания
против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где
он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других про
изведений, "Город Солнца" (издано в 1623 г.).
При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла
во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то
на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести
философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собствен
ности, все трудятся в соответствии со своими природными склон
ностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с произво
дительным трудом, организуются и регулируются государством.
Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отлича
ются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону,
пытался распространить принцип общности на брачно-семейные
отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Го
роде Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячес
ки подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуж
дает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присужда
ют к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков
Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались ка-
зарменность и аскетизм, навеянные идеями Платона. Вся жизнь
соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована.
Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только
в общественных столовых), военным строем отправляются рабо
тать, питаться, отдыхать, развлекаться.
Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей соб
ственности, сохранится государство. Однако государство, им описан
ное, отличалось от всего, что было известно истории политической
мысли и государственных учреждений.
Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или
искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.
Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафи
зик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех на
уках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибу
там бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправите
ля: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руково
дит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием,
186
История политических и правовых учений
деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов
питания, одежды и др.).
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведаю
щие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Ско
товод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Ас
троном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существу
ют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское),
Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д.
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее
собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Боль
шом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается
высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом
Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания
демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на
тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими масте
рами, начальниками отрядов и другими должностными лицами,
знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в
Большом Совете каждый может высказаться за избрание или про
тив него; решение о назначении на должность выносится коллегией
должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соот
ветствующих наук или ремесел, начальники отрядов).
Большому Совету принадлежит право поддержать или, наобо
рот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее
права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц —
здесь ему принадлежит решающее слово.
Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы,
которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, зани
маются научными изысканиями (в том числе модной тогда астроло
гией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).
В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания.
Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на
колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии
спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Про
цесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять
свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и ра
ботают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные фео
дальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по спра
ведливости и соответственно проступку.
Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, приду
мавших понятие "государственная необходимость", которое сводится,
как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и
приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла
с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие.
Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все
ученые и государи суть политики — макиавеллисты".
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 187
§ 6. Заключение
В XVI веке обозначились правовые и политические основы граж
данского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, мо
рального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая
в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых рели
гиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полутора-
тысячелетнего перерыва государство рассматривалось как обще
ственное явление, не только самостоятельное по отношению к ре
лигии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними.
Новая политико-правовая идеология основывалась на рациона
листической методологии и изучении государственно-правовой прак
тики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и
деятельность государства, бралась "природа человека", его склон
ности и интересы. Государство и право логически выводились из
этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их
отношениями, историей и природной средой. Эти методологические
положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной
программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея лично
сти, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и
свобод. Концепция естественного права и прав человека сложилась
на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но
ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.
Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржу
азной политико-правовой идеологии последующих веков. Таковы
идеи незыблемости частной собственности и договорных отноше
ний, свободы промыслов и торговли. Но в том же веке стали скла
дываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное об
щество, но и любой строй, основанный на частной собственности и
имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность
имуществ как на основу рационально организованного общества с
самого начала был коррективом к буржуазному образу граждан
ского общества, содержал идею его социализации.
Г Л А В А 9
Политические и правовые учения
в Голландии и Англии в период
ранних антифеодальных революций
§ 1. Введение
В XVII веке в Западной Европе началось революционное низ
вержение сословно-феодального строя. От начала революции в Анг
лии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Сред
невековье.
Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Гол
ландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе
кальвинизма сформировался особый тип личности — носитель но
вой, протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, тру
долюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труже
ники-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов
и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посяга
тельств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-
монархических государств.
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Гол
ландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), вы
державшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну
против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить
распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая революция
произошла в Англии ("Великий мятеж" 1640—1649 гг. и "Славная
революция" 1688—1689 гг.). Их концептуальным выражением и ито
гом стали теории естественного права и общественного договора,
основанные на рационализме.
Рационализм, т. е. оценка общественных отношений с позиций
"здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если
все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных
привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отноше
ний, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним
прилагалась мерка природного равенства людей.
Теория естественного права
явилась классическим воплощением
нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII в. и
сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки