Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5831

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

184 

История политических и правовых учений 

Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему 

наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу, 
Мор противопоставлял жестокому законодательству современной 
ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым 
преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. 
Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, 
совершившие тяжкое преступление, обращаются в "рабство". 

Рабство, о котором идет речь в "Утопии", — совсем не то раб­

ство, которое было известно Античному миру, — оно не пожизнен­
но (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раска­
явшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. "По 
мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступ­
ников и более выгодным для государства, чем спешить убить ви­
новных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более 
пользы, чем их казнь, а, с другой стороны, пример их отпугивает на 
более продолжительное время других от совершения подобного по­

зорного деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые 
с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, куплен­
ные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы вос­
питать общественное презрение к драгоценным металлам) и вы­
полняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т. п.). Од­
нако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно 
выполняющие грязные работы: "Чем более они несут рабский труд, 
тем больший почет получают от остальных". Основная мысль Мора 
сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная 
мера наказания, чем широко распространенная в его время смерт­
ная казнь. 

К войнам Мор относился отрицательно. Политике феодальных 

монархов, помышлявших в основном о завоеваниях и военной сла­
ве, он противопоставлял миролюбие утопийцев. "Утопийцы сильно 
гнушаются войною, как деянием воистину зверским... вопреки обы­
чаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени 
бесславным, как славу, добытую войной". 

Основным препятствием на пути учреждения нового строя 

Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на 
разум (рационалистическое обоснование преимуществ обществен­
ной собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай 

(в сочинении Мора — философ Утоп, основавший новое государ­
ство и учредивший его законы). 

Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как "Уто­

пия". Вскоре после опубликования этой книги английский король 
Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие госу­
дарственные должности вплоть до высшей — лорда-канцлера. Раз­
рыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отстав­
ки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был каз-


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 185 

нен по обвинению в государственной измене, за отказ присягнуть 
королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, като­
лическая церковь канонизировала (1886 г.) автора "Утопии". 

Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе 

сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве 
и праве. 

Эти идеи получили развитие в произведениях

 Томмазо (Джи-

ана Доменико) Кампанеллы

 (1568—1639). Доминиканский монах Кам-

панелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания 
против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где 
он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других про­
изведений, "Город Солнца" (издано в 1623 г.). 

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла 

во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то 
на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести 
философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собствен­
ности, все трудятся в соответствии со своими природными склон­
ностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с произво­
дительным трудом, организуются и регулируются государством. 

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отлича­

ются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, 
пытался распространить принцип общности на брачно-семейные 
отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Го­
роде Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячес­
ки подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуж­
дает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присужда­
ют к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков 
Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались ка-
зарменность и аскетизм, навеянные идеями Платона. Вся жизнь 
соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. 
Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только 
в общественных столовых), военным строем отправляются рабо­
тать, питаться, отдыхать, развлекаться. 

Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей соб­

ственности, сохранится государство. Однако государство, им описан­
ное, отличалось от всего, что было известно истории политической 
мысли и государственных учреждений. 

Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или 

искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. 
Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафи­
зик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех на­
уках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибу­
там бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправите­
ля: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руково­
дит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием, 


background image

186 

История политических и правовых учений 

деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов 
питания, одежды и др.). 

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведаю­

щие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Ско­
товод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Ас­
троном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существу­
ют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), 
Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д. 

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее 

собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Боль­
шом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается 
высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом 
Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства. 

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания 

демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на 
тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими масте­
рами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, 
знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в 
Большом Совете каждый может высказаться за избрание или про­
тив него; решение о назначении на должность выносится коллегией 
должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соот­
ветствующих наук или ремесел, начальники отрядов). 

Большому Совету принадлежит право поддержать или, наобо­

рот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее 
права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — 

здесь ему принадлежит решающее слово. 

Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, 

которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, зани­
маются научными изысканиями (в том числе модной тогда астроло­
гией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой). 

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. 

Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на 
колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии 
спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Про­
цесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять 
свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и ра­
ботают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные фео­

дальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по спра­
ведливости и соответственно проступку. 

Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, приду­

мавших понятие "государственная необходимость", которое сводится, 
как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и 
приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла 
с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. 
Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все 
ученые и государи суть политики — макиавеллисты". 


background image

Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 187 

§ 6. Заключение 

В XVI веке обозначились правовые и политические основы граж­

данского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, мо­
рального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая 
в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых рели­
гиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полутора-
тысячелетнего перерыва государство рассматривалось как обще­
ственное явление, не только самостоятельное по отношению к ре­
лигии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними. 

Новая политико-правовая идеология основывалась на рациона­

листической методологии и изучении государственно-правовой прак­
тики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и 
деятельность государства, бралась "природа человека", его склон­
ности и интересы. Государство и право логически выводились из 
этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их 
отношениями, историей и природной средой. Эти методологические 
положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной 
программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея лично­
сти, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и 
свобод. Концепция естественного права и прав человека сложилась 
на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но 
ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в. 

Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржу­

азной политико-правовой идеологии последующих веков. Таковы 
идеи незыблемости частной собственности и договорных отноше­
ний, свободы промыслов и торговли. Но в том же веке стали скла­
дываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное об­
щество, но и любой строй, основанный на частной собственности и 
имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность 
имуществ как на основу рационально организованного общества с 
самого начала был коррективом к буржуазному образу граждан­
ского общества, содержал идею его социализации. 


background image

Г Л А В А 9 

Политические и правовые учения 

в Голландии и Англии в период 

ранних антифеодальных революций 

§ 1. Введение 

В XVII веке в Западной Европе началось революционное низ­

вержение сословно-феодального строя. От начала революции в Анг­
лии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Сред­
невековье. 

Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Гол­

ландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе 
кальвинизма сформировался особый тип личности — носитель но­
вой, протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, тру­
долюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труже­
ники-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов 
и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посяга­
тельств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско-
монархических государств. 

Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Гол­

ландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), вы­
державшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну 
против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить 
распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая революция 
произошла в Англии ("Великий мятеж" 1640—1649 гг. и "Славная 
революция" 1688—1689 гг.). Их концептуальным выражением и ито­
гом стали теории естественного права и общественного договора, 
основанные на рационализме. 

Рационализм, т. е. оценка общественных отношений с позиций 

"здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если 

все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных 
привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отноше­
ний, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним 
прилагалась мерка природного равенства людей. 

Теория естественного права

 явилась классическим воплощением 

нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII в. и 
сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки