Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5828
Скачиваний: 125
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 179
Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, — это
всегда
постоянная
власть, которая отличается от временной влас
ти, подобной власти диктаторов Древнего Рима.
Суверенная власть государства — это всегда
абсолютная
власть, — власть, не ограниченная никакими условиями, носитель
же этой власти может ее передать другому лицу как собственник.
Боден допускает лишь
три ограничения абсолютной власти:
су
верен в своей деятельности связан законами Бога, законами есте
ственными и законами человеческими, общими для всех народов.
Законами Бога и естественными законами людям предписана част
ная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать
налогами граждан без согласия Генеральных Штатов. Ибо, считает
Боден, никто не имеет права без согласия владельца брать чужую
собственность. Одним из первых мыслителей Боден критически
оценил утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на
отрицании частной собственности, "было бы прямо противоположно
законам Бога и природы".
Суверенная власть государства — это власть
единая, т. е. неде
лимая.
Она не может принадлежать одновременно монарху, арис
тократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — против
ник теории смешанной формы государства, которой в разное время
придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Боден оп
ределил компетенцию суверенной власти государства через комп
лекс исключительных, только ей присущих прерогатив: право из
давать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согла
сия — это основная прерогатива суверенной власти; право войны и
мира; право назначать должностных лиц и определять для них
служебные обязанности; правосудие в последней инстанции для
всех должностных лиц и граждан; право помилования в тех случа
ях, "когда сам закон не предоставляет возможности для помилова
ния и смягчения наказания"; чеканка монет; определение мер и
весов; взимание налогов и податей.
Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед
за Аристотелем Боден осмысливает проблему обусловленности форм
правления государства различными факторами (климатом, почвой
и др.).
Боден скептически относится к различению Аристотелем форм
государства на правильные и неправильные. Боден выделяет три
формы государства: демократию, аристократию и монархию, в за
висимости от принадлежности власти тому или иному суверену.
В демократии — все или большая часть граждан обладают суве
ренной властью над всеми. В аристократии — меньшая часть граж
дан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для
Бодена не есть правление "лучших" в понимании Аристотеля. Бо
ден считает, что коррупция "может появиться в любом государстве,
где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках полити-
180
История политических и правовых учений
ческую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни лич
ной добродетелью, ни соответствующим образованием". В монар
хии — суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь
это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, считавшего,
что тиран — это правитель, действующий вопреки желаниям наро
да. Но тогда, возражает Боден, "сам Моисей, наиболее мудрый и
справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший
тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти
все, действуя против его воли".
Боден не только различает формы правления государства, но и
оценивает эффективность каждой из них для обеспечения обще
ственного порядка. Демократию он оценивает отрицательно, ибо
"народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с тру
дом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических
дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недоста
ток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллеги
альным способом принятия решений. Общим недостатком демокра
тии и аристократии является то, что "в демократическом или ари
стократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвеши
ваются на весах добродетели".
Для Бодена лучшей формой государства для преодоления поли
тического и религиозного кризиса является монархия, поскольку
она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и Не
делимости. Он приводит много доводов в пользу монархии, исполь
зуя рассуждения по аналогии. Боден повсюду находит торжество
единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден — сторонник
наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная
монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время
"подобно короблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и
часто тонет". Боден считает, что идеальной формой государства
для Франции XVI в. является королевская монархия — государ
ство, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собствен
ностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божес
ким и естественным. Боден писал, что монархия может превратить
ся в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные зако
ны, рассматривая собственность своих граждан как свою собствен
ную и относясь к гражданам, как к рабам. Боден признает право
народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но
он не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на
основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как
тиран. Боден уповает только на Божественный суд: "Считается не
законным для частного лица не только попытка убить своего закон
ного государя, но даже и восставать против него без особого и не
двусмысленного повеления Господа".
Боден занимался поиском факторов, определяющих стабиль
ность формы государства. Боден считал, что стабильность формы
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 181
государства подрывают: крайне неравномерное распределение бо
гатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и за
коны о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероиспове
дания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость).
В противовес Аристотелю Боден критически оценивал институт
рабства, выступая за его постепенную отмену.
Боден придерживался концепции
универсального права,
кото
рое нельзя вывести, изучая законодательство только одного госу
дарства, будь то даже римское государство. Напротив, необходимо
провести сравнительный анализ законодательств древних народов
(персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его
знанием современных правовых систем (французской, турецкой и
др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона:
"Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого
способа утвердить закон или наладить государственное управление
не существует, мудрый человек соберет вместе законы всех или
наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую
форму". Однако Боден признает и специфику законов в зависимо
сти от формы государства: "Законы необходимы и при монархии, и
при народных формах правления, и при аристократических (зако
ны являются столь же разнообразными, как и формы правления)".
Боден различает законы и в зависимости от их творца. Он выде
ляет: законы, установленные Богом; законы, установленные приро
дой; законы, установленные суверенной властью; законы, установ
ленные народами; законы, установленные общим соглашением, в
котором берет начало суверенная власть (для монархии — это за
кон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).
Основная научная заслуга Бодена — это теория государствен
ного суверенитета. Эта теория сформировалась в эпоху становле
ния европейских абсолютных монархий. Теория государственного
суверенитета оказалась очень продуктивной: некоторые известные
мыслители стали ее приверженцами, другие — противниками.
В XVII в. понимание Боденом суверенитета как
абсолютной
власти
государства было воспринято английским философом Т. Гоббсом.
Созданная Боденом теория государственного суверенитета до
сих пор остается важным компонентом современной науки о госу
дарстве и руководством для принятия политических решений.
§ 5. Политико-правовые идеи раннего коммунизма.
"Утопия" Т. Мора.
"Город Солнца" Т. Кампанеллы
Возрождение античного наследия повысило интерес к книге
Платона "Государство". Развитие идей Платона об общности иму-
7 История политических и правовых
учений
182
И с т о р и я политических и правовых учений
ществ привело к появлению произведений, заложивших основы
коммунизма
1
Нового времени. Существенным новшеством теорий
раннего коммунизма было умозрительное распространение общно
сти имуществ на всех граждан (а не только на философов и воинов,
как у Платона), а также обоснование демократических учреждений
в государствах, базирующихся на общественной собственности.
В 1516 г. была опубликована "Весьма полезная, а также и за
нимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве
государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и крас-
норечивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного горо
да Лондона". Англичанин
Томас Мор
(1478—1535), правовед по об
разованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парла
мент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лон
дона и другие должности. "Утопия" создана во время поездки во
Фландрию в составе посольства.
Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель расска
зывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в
том числе об острове Утопия.
В первой части сочинения Мор дал резкую критику огоражи
вания и кровавого законодательства современной ему Англии. По
рицая жестокость многочисленных законов, направленных против
краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах пре
ступности в современном ему обществе. Основная причина всех
вообще пороков и бедствий, считал Мор, — частная собственность и
обусловленные ею противоречия интересов личности и общества,
богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и
нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления,
которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", обще
ство само "создает воров и одновременно их карает".
Взгляд на собственность как основу общества позволил Мору
сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. "При
неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне
государств, — писал Мор, — я могу клятвенно утверждать, что они
представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратую
щих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах".
Богачи используют государство, "во-первых, для того, чтобы удер
жать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими
1
До начала XIX в. частной собственности противопоставлялась "общ
ность имуществ" (omnia sunt communia — все должно быть общим). Исхо
дя из терминологии того времени, а также принципов организации труда,
распределения, быта в проектах Мора, Кампанеллы и их последователей в
XVI—XVIII вв. их идеалы по традиционной классификации являлись ком
мунистическими. Отличные от них идеалы социализма, как указывал
Ф. Энгельс, возникли в начале XIX в. (см. гл. 19).
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 183
хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно
дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их,
как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства,
значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они
становятся уже законами".
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жи
телей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в юж
ном полушарии ("утопия" по-гречески — "место, которого нет").
В Утопии существуют общность имуществ и всеобщая обязатель
ность труда; это коренным образом отличает общественный и
политический строй утопийцев от порядков всех других государств.
Утопия — своеобразная федерация 54 городов. Утопийский се
нат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие
дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, при
ем иностранных посольств и др.
Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе
6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья за
нимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной се
мьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской мест
ности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых
житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются
горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).
Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей из
бирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит
протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа уче
ных. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь
(принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложен
ных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен
в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают
народные собрания; они же избирают большую часть должностных
лиц и заслушивают их отчеты.
При описании государственных учреждений Утопии Мор во
многом следовал античным Образцам (государство-город, смешан
ная республика и др.). Органы власти Утопии осуществляют общее
руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэто
му должностные лица избираются из среды ученых (траниборы —
члены городских сенатов); по той же причине создаются специаль
ные учреждения для координации производства и потребления в
масштабах страны (общеутопийский сенат).
Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. По
скольку в Утопии нет частной собственности, споры между уто-
пийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопий-
цы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У уто
пийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и,
кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым,
чем проще его толкование".