Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5833
Скачиваний: 125
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 189
восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их
попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании
природы и страстей человека.
§ 2. Теория естественного права.
Учение Г. Гроция о праве и государстве
Первым крупным теоретиком школы естественного права был
нидерландский ученый
Гуго Гроций
(1583—1645).
Нидерланды
1
XVII в. представляли собой наиболее развитую
страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета
испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимос
ти и создания республики. Между группами горожан и дворянства
Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений
кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был
осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмиг
рировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат
"О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).
Цель трактата — решение актуальных проблем международ
ного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребо
вал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их
источниках, формах существования, методах изучения. В резуль
тате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, осно
ванная на новой методологии, содержащая оригинальные решения
ряда проблем общей теории права и государства, а также некото
рые радикальные для того времени программные положения.
Исходный пункт учения Гроция — природа человека, соци
альные качества людей. Гроций различает право естественное и
право волеустановленное.
Источником естественного права является человеческий разум,
в котором заложено стремление к спокойному общению человека с
другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания
естественного права (требования разума), к которым относит "как
воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной
чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность
соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по на
шей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".
Волеустановленное право (оно делится на человеческое и бо
жественное) должно соответствовать предписаниям естественного
права.
1
Нидерланды — Соединенные провинции — объединяли семь провин
ций и несколько областей; это государство нередко называли просто "Гол
ландия" по имени наиболее многолюдной и богатой провинции.
190
История политических и правовых учений
Противопоставление Гроцием требований естественного права
нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большин
стве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием
критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гро-
ций еще не делал из теории естественного права радикальных вы
водов; но теоретические основы для таких выводов заложены были
Гроцием.
Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состоя
ние", когда не было ни государства, ни частной собственности. Р а з
витие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремле
ние людей к общению, их способность руководствоваться разумом
побудили их заключить договор о создании государства.
Теория договорного происхождения государства резко проти
востояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Пер
воначально люди объединились в государство не по божественному
повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на
опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия,
откуда ведет свое происхождение гражданская власть".
Идея договорного происхождения государства высказывалась в
истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике
Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и
городами были формой, источником права, в том числе и публично
го права. Но только у Гроция договор о создании государства рас
сматривается как исходное понятие теории государства, как основа
самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начи
ная с Греция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв.,
объясняющие сущность, причины, способы создания государства,
исходили из этой посылки.
Государство Гроций определял как "совершенный союз свобод
ных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".
Признаком государства является верховная власть, к атрибутам
которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в обла
сти как религиозной, так и светской), правосудие, назначение дол
жностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов,
вопросы войны и мира, заключение международных договоров.
Первостепенное внимание к проблемам международного права
требовало специального исследования вопроса о носителе верхов
ной власти, а тем самым о формах правления. Гроций писал, что
каждая существующая форма правления имеет своим источником
общественный договор, поэтому носителем суверенитета являются
лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний,
обладающие атрибутами верховной власти.
Носители верховной власти представляют государство не толь
ко в международных связях, но и в отношениях с собственным
народом. При создании государства народ мог избрать любую фор-
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 191
му правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правите
лям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо
договоры в соответствии с естественным правом должны испол
няться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существую
щую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться
хотя бы и несправедливым предписаниям власти.
Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных кор
рективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если
такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным
договором либо если договор расторгнут правителями государства.
Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обсто
ятельствах право народа преобразовать государство вытекает из
существа общественного договора. Поскольку при заключении об
щественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую
обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необхо
димости вооруженного сопротивления насилию начальствующих
лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгну
тым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасно
сти", грозящей подданным со стороны правителей государства. К
таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враж
дебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, заме
чал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета
феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если
"ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, что
бы устроить там колонии".
Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал,
что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война
началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчи
няться принципам естественного права. Одним из принципов меж
дународного права Гроций считал незыблемость договоров между
государствами.
Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была вне
сена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих
лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием
теория естественного права и идея общественного договора сразу
же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупней
шим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс (см. § 3), делавший,
однако, из концепции общественного договора выводы в защиту
абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерланд
ский философ Спиноза (см. § 5).
§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парла
мента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.
192
История политических и правовых учений
Среди защитников королевской власти был английский фило
соф, теоретик естественного права
Томас Гоббс
(1588—1679). В на
чале революции он написал трактат в защиту королевской власти и
был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разра
ботку своей философской системы; там же была издана его книга с
осуждением революции и гражданской войны. После окончания
гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное
произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государ
ства" (1651 г.).
Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей че
ловека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне песси
мистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе),
недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю
бие). Эти страсти делают людей врагами: "Человек человеку —
волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии,
где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состо
янии войны всех против всех" (bellum omnia contra omnes).
Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей
искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь
указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу,
естественное право — свобода делать все для самосохранения; ес
тественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни).
Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих
целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны
выполнять заключенные ими соглашения".
Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для
самосохранения), люди переносят их на государство, сущность ко
торого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за дей
ствия которого сделало себя путем взаимного договора между собой
огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использо
вать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для
их мира и общей защиты".
Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище),
искусственный человек или земной бог; верховная власть — душа
государства, судьи и чиновники — суставы, советники — память;
законы — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные од
ним концом к устам суверена, другим — к ушам подданных; награ
ды и наказания — нервы; благосостояние граждан — сила, безопас
ность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута —
болезнь, гражданская война — смерть.
Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания
законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назна
чение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены су
верену — правитель государства определяет, какая религия или
секта истинна, а какая нет.
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 193
В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал сму
ты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Одна
ко концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников
короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно
противостоявшего теологической идеологии. Не менее важно, что
консервативная политическая программа в концепции Гоббса сое
динялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того време
ни принципов частного права.
То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти,
относилось более всего к области публичного, политического пра
ва. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложе
ния на подданных в области политических отношений одних лишь
обязанностей, предоставления суверену — только прав. Однако же
в области частноправовых отношений подданным должны предо
ставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и
их гарантий
1
. Гоббс — отнюдь не сторонник феодально-сословного
деления общества на привилегированных и непривилегированных.
В отношениях между подданными суверен должен обеспечить рав
ную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нель
зя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит"), незыблемость
договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, опреде
лить равномерные налоги. Одна из задач государственной влас
ти — обеспечение той собственности, "которую люди приобрели
путем взаимных договоров взамен отказа от универсального пра
ва". Частная собственность, по Гоббсу, является условием обще
жития, "необходимым средством к миру". Собственность, не забы
вает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со
стороны суверена, но это относится более всего к установлению
налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо
исключений и привилегий.
В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права де
лать все то, что не запрещено законом. "Там, где суверен не пред
писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать
согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том,
чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра
вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги,
поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и
не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та
ковы "свобода покупать и продавать и иным образом заключать
договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу,
свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и
1
Исключая право критики действий суверена и свободу совести (для
подданных обязательна государственная религия).