Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5833

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 189 

восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их 
попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании 
природы и страстей человека. 

§ 2. Теория естественного права. 

Учение Г. Гроция о праве и государстве 

Первым крупным теоретиком школы естественного права был 

нидерландский ученый

 Гуго Гроций

 (1583—1645). 

Нидерланды

1

 XVII в. представляли собой наиболее развитую 

страну того времени. В результате успешной борьбы против гнета 
испанского короля и феодалов Нидерланды добились независимос­
ти и создания республики. Между группами горожан и дворянства 
Нидерландов шла борьба за власть, нередко в форме столкновений 
кальвинистских сект. Приняв участие в этой борьбе, Гроций был 
осужден сторонниками враждебной группировки и вынужден эмиг­
рировать во Францию. Там он написал знаменитый трактат 
"О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.). 

Цель трактата — решение актуальных проблем международ­

ного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребо­
вал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их 
источниках, формах существования, методах изучения. В резуль­
тате Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, осно­
ванная на новой методологии, содержащая оригинальные решения 
ряда проблем общей теории права и государства, а также некото­
рые радикальные для того времени программные положения. 

Исходный пункт учения Гроция — природа человека, соци­

альные качества людей. Гроций различает право естественное и 
право волеустановленное. 

Источником естественного права является человеческий разум, 

в котором заложено стремление к спокойному общению человека с 
другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания 
естественного права (требования разума), к которым относит "как 
воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной 
чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность 
соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по на­
шей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания". 

Волеустановленное право (оно делится на человеческое и бо­

жественное) должно соответствовать предписаниям естественного 
права. 

1

 Нидерланды — Соединенные провинции — объединяли семь провин­

ций и несколько областей; это государство нередко называли просто "Гол­

ландия" по имени наиболее многолюдной и богатой провинции. 


background image

190 

История политических и правовых учений 

Противопоставление Гроцием требований естественного права 

нормам права волеустановленного, т. е. существовавшим в большин­
стве стран феодальным правовым институтам, явилось орудием 
критики феодального права и феодального строя в целом. Сам Гро-
ций еще не делал из теории естественного права радикальных вы­
водов; но теоретические основы для таких выводов заложены были 
Гроцием. 

Согласно Гроцию некогда существовало "естественное состоя­

ние", когда не было ни государства, ни частной собственности.  Р а з ­
витие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремле­
ние людей к общению, их способность руководствоваться разумом 
побудили их заключить договор о создании государства. 

Теория договорного происхождения государства резко проти­

востояла феодальным концепциям богоустановленности власти. "Пер­
воначально люди объединились в государство не по божественному 
повелению, — писал Гроций, — но добровольно, убедившись на 
опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, 
откуда ведет свое происхождение гражданская власть". 

Идея договорного происхождения государства высказывалась в 

истории политико-правовой мысли задолго до Гроция; в практике 
Средних веков договоры между феодалами, между феодалами и 
городами были формой, источником права, в том числе и публично­
го права. Но только у Гроция договор о создании государства рас­
сматривается как исходное понятие теории государства, как основа 
самого государства, длящихся отношений власти и подчинения. Начи­
ная с Греция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв., 
объясняющие сущность, причины, способы создания государства, 
исходили из этой посылки. 

Государство Гроций определял как "совершенный союз свобод­

ных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". 
Признаком государства является верховная власть, к атрибутам 
которой Гроций, подобно Бодену, относил издание законов (в обла­
сти как религиозной, так и светской), правосудие, назначение дол­
жностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, 
вопросы войны и мира, заключение международных договоров. 

Первостепенное внимание к проблемам международного права 

требовало специального исследования вопроса о носителе верхов­
ной власти, а тем самым о формах правления. Гроций писал, что 
каждая существующая форма правления имеет своим источником 
общественный договор, поэтому носителем суверенитета являются 

лицо, или группа лиц, или собрание либо сочетание лиц и собраний, 
обладающие атрибутами верховной власти. 

Носители верховной власти представляют государство не толь­

ко в международных связях, но и в отношениях с собственным 
народом. При создании государства народ мог избрать любую фор-


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 191 

му правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правите­
лям и не может без их согласия изменить форму правления, ибо 
договоры в соответствии с естественным правом должны испол­
няться. Поэтому Гроций считал правомерной любую существую­
щую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться 
хотя бы и несправедливым предписаниям власти. 

Однако в эту концепцию Гроций вносит ряд существенных кор­

рективов. Во-первых, народ может изменить образ правления, если 
такое право (явно или неявно) оставлено за ним общественным 
договором либо если договор расторгнут правителями государства. 
Во-вторых, что более существенно для доктрины, при особых обсто­
ятельствах право народа преобразовать государство вытекает из 
существа общественного договора. Поскольку при заключении об­
щественного договора люди вряд ли возложили на себя "суровую 
обязанность при всех обстоятельствах предпочесть смерть необхо­

димости вооруженного сопротивления насилию начальствующих 
лиц", подданные вправе считать общественный договор расторгну­
тым в случае "крайней необходимости", "большой и явной опасно­
сти", грозящей подданным со стороны правителей государства. К 
таким случаям относится тот, когда "царь, проникнутый чисто враж­
дебным духом, замышляет гибель всего народа". В частности, заме­
чал Гроций, явно имея в виду борьбу Нидерландов против гнета 
феодальной Испании, правомерно сопротивление монарху, если 
"ради благополучия одного народа он задумает гибель другого, что­
бы устроить там колонии". 

Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, 

что их зачинщики должны нести ответственность. Если же война 
началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчи­
няться принципам естественного права. Одним из принципов меж­

дународного права Гроций считал незыблемость договоров между 
государствами. 

Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была вне­

сена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих 
лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием 
теория естественного права и идея общественного договора сразу 
же приобрели интернациональный характер; после Гроция крупней­
шим их теоретиком был англичанин Т. Гоббс (см. § 3), делавший, 
однако, из концепции общественного договора выводы в защиту 
абсолютизма. С этими выводами резко полемизировал нидерланд­
ский философ Спиноза (см. § 5). 

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве 

В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парла­

мента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля. 


background image

192 

История политических и правовых учений 

Среди защитников королевской власти был английский фило­

соф, теоретик естественного права

 Томас Гоббс

 (1588—1679). В на­

чале революции он написал трактат в защиту королевской власти и 
был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разра­
ботку своей философской системы; там же была издана его книга с 
осуждением революции и гражданской войны. После окончания 
гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное 
произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государ­
ства" (1651 г.). 

Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей че­

ловека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне песси­
мистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), 
недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю­
бие). Эти страсти делают людей врагами: "Человек человеку — 
волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, 
где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состо­

янии войны всех против всех" (bellum omnia contra omnes). 

Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей 

искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь 
указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, 
естественное право — свобода делать все для самосохранения; ес­
тественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни). 

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих 

целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны 
выполнять заключенные ими соглашения". 

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для 

самосохранения), люди переносят их на государство, сущность ко­
торого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за дей­
ствия которого сделало себя путем взаимного договора между собой 
огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использо­
вать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для 
их мира и общей защиты". 

Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), 

искусственный человек или земной бог; верховная власть — душа 
государства, судьи и чиновники — суставы, советники — память; 
законы — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные од­
ним концом к устам суверена, другим — к ушам подданных; награ­
ды и наказания — нервы; благосостояние граждан — сила, безопас­
ность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута — 
болезнь, гражданская война — смерть. 

Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания 

законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назна­
чение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены су­

верену — правитель государства определяет, какая религия или 
секта истинна, а какая нет. 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 193 

В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал сму­

ты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Одна­
ко концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников 
короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно 
противостоявшего теологической идеологии. Не менее важно, что 
консервативная политическая программа в концепции Гоббса сое­
динялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того време­
ни принципов частного права. 

То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, 

относилось более всего к области публичного, политического пра­
ва. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложе­
ния на подданных в области политических отношений одних лишь 
обязанностей, предоставления суверену — только прав. Однако же 

в области частноправовых отношений подданным должны предо­
ставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и 
их гарантий

1

. Гоббс — отнюдь не сторонник феодально-сословного 

деления общества на привилегированных и непривилегированных. 
В отношениях между подданными суверен должен обеспечить рав­
ную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нель­
зя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит"), незыблемость 
договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, опреде­
лить равномерные налоги. Одна из задач государственной влас­
ти — обеспечение той собственности, "которую люди приобрели 
путем взаимных договоров взамен отказа от универсального пра­
ва". Частная собственность, по Гоббсу, является условием обще­
жития, "необходимым средством к миру". Собственность, не забы­
вает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со 
стороны суверена, но это относится более всего к установлению 
налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо 
исключений и привилегий. 

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права де­

лать все то, что не запрещено законом. "Там, где суверен не пред­
писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать 
согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том, 
чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра­
вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, 
поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и 
не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та­
ковы "свобода покупать и продавать и иным образом заключать 
договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, 
свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и 

1

 Исключая право критики действий суверена и свободу совести (для 

подданных обязательна государственная религия).