Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5834
Скачиваний: 125
194
История политических и правовых учений
т. д.". Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс
обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный
для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность
наказания преступлению и др.
В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма: "Граждане
пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставля
ют на их усмотрение..., — писал Гоббс. — Граждане цепенеют, если
не делают ничего без прямого предписания закона... Законы ус
тановлены не для прекращения, а для направления человеческих
действий, подобно тому как природа поставила берега не для
задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его".
По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского обще
ства, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоб
бса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал
неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к граждан
ской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "вой
ны всех против всех". Поскольку же такая война, по его теории,
вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал
в защиту королевского абсолютизма.
Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность
индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. "Там,
где известная форма правления уже установилась, — писал он, —
не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления
является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддержи
вать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволю
ция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (про
текторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свер
жения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право
свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничто
жаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение
Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и
адресовал солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может ис
кать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее,
и может законным образом отдать себя в подданство новому госпо
дину".
Вернувшись в Англию в 1651 г., Гоббс был с уважением принят
Кромвелем, поручившим ему участие в реорганизации универси
тетского образования. После реставрации Стюартов вернувшиеся в
Англию эмигранты попрекали Гоббса его примирением с властью
Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса "Левиафан"
был публично сожжен по решению Оксфордского университета.
Задолго до этого католическая церковь включила произведения
Гоббса в "Список запрещенных книг".
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 195
§ 4. Основные направления
политической и правовой идеологии
в период Английской революции
и гражданской войны
Для идеологии различных политических группировок, высту
павших в годы революции (1640—1649 гг.), характерно использова
ние религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных
сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним
из требований революции была "чистка" англиканской церкви от
остатков католицизма; поэтому противники короля назывались
пури
танами
(от английского pure или от латинского purus — чистый).
Наряду с религиозными доводами идеологи революции использова
ли положения теории естественного права, ссылались на прирожден
ные права англичан; широкое распространение получила также
идея договорного происхождения государственной власти.
Ведущей партией революций были
индепенденты
(indepen
dent — независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов
выражены в памфлетах великого английского поэта
Джона Миль
тона
(1608—1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра
вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеоло
гов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу
дарство создано по велению Бога общественным соглашением наро
да, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ
лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для
защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов
ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их
власть от Бога, то от Бога же и свобода народа, власть которого
первична и основана на прирожденных правах. Король же, правя
щий тиранически, — нарушитель договора и законов. Когда тирана
судят вместо того, чтобы просто убить, — это проявление кротости
и милосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал рево
люцию и казнь короля.
В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо
кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституци
онную монархию, затем (после 1649 г.) — республику с цензовым
избирательным правом. В выступлениях "грандов" (так называли
высших офицеров, сторонников Кромвеля), практических полити
ков и руководителей этой группировки, содержится характерная
аргументация против демократических программ. Наиболее ясно и
конкретно позицию индепендентов выразил в дискуссии с левелле
рами (см. ниже) зять Кромвеля генерал-комиссар
Генри Айртон
196
История политических и правовых учений
(1611—1651). "Все главное, о чем я говорю, сводится к необходимо
сти считаться с собственностью. Ведь она является важнейшей осно
вой всего королевства, и если вы, — обращался он к левеллерам, —
уничтожите ее, вы уничтожите все".
Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами ко
торой, как он считал, невозможно обосновать собственность; по ес
тественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу
жое имущество. Основа собственности — не естественное, а именно
гражданское право, источником которого является договор. "Ни за
кон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — пояснял
Айртон. — Собственность есть установление человеческой консти
туции". Коль скоро собственность установлена государством, госу
дарство должно быть устроено так, чтобы собственность надежно
охранялась. Гарантия собственности в том, чтобы во власти уча
ствовали те, "кто владеет постоянным интересом в стране", т. е. у
кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках
всю торговлю. Только при этом условии "свобода может быть дана,
а собственность не будет разрушена".
Исходя из этого Айртон возражал в 1648 г. против требования
заменить монархию республикой; любая попытка пересмотра кон
ституции, особенно ее демократизация, рассматривалась как воз
можное посягательство на существующее распределение собствен
ности.
Против компромиссной позиции индепендентов, за республику
и демократическую конституцию Англии выступили
левеллеры
(leveller — уравнитель). Группа идеологов, получившая это назва
ние, сложилась в конце первой гражданской войны; ее опорой яв
лялись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, де
мократизации государства, обеспечения прав и свобод народа.
Одним из идейных лидеров левеллеров был
Джон Лилъберн
(1613, 1614 или 1618—1657). В многочисленных памфлетах, петици
ях, проектах и письмах он ссылался на "Божье слово", разум и
естественное право.
Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники
считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу
от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди "по
природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию".
Левеллеры резко выступали против сословных различий и приви
легий
1
. К числу естественных прав они относили частную собствен
ность.
1
После реставрации один из левеллеров (Ричард Рэмбольд) был казнен
за свое знаменитое заявление, что он не верит, будто Бог создал большую
часть человеческого рода с седлом на спине и уздой в зубах, а меньшую —
в сапогах со шпорами, чтобы ездить на первой.
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 197
Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам де
мократизации государственного строя Англии. Государство, писал
Лильберн, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы
и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право наро
да организовать государство таким образом, чтобы это благо было
обеспечено. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти,
палаты лордов, резко критиковали противостоявшие народу орга
ны власти. Ими разработаны проекты "Народного соглашения" —
республиканской конституции Англии.
К основным требованиям левеллеров в области политической
относились: народное представительство, избираемое на один или
два года; предоставление избирательных прав всем англичанам с
21 года (кроме бывших активных сторонников короля); закрепле
ние прирожденного права англичан избирать шерифов, судей и
других должностных лиц; совершенствование избирательной сис
темы (равная, пропорциональная система выборов). Порицая все
властие "Долгого парламента", Лильберн утверждал, что неразум
но, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели
были одновременно и исполнителями законов. Левеллеры утверж
дали, что при соединении в одних руках власти принимать законы,
исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение приви
легий, нарушения законности, узурпация власти.
При обсуждении проектов "Народного соглашения" возникла
острая дискуссия о соотношении демократии и собственности. Воз
ражая против требования всеобщего избирательного права, Айртон
ссылался на то, что большая часть населения не имеет собственно
сти: "Почему эти люди не могут проголосовать против собственно
сти?" Левеллеры тоже боялись поколебать отношения собственнос
ти. Они согласились ограничить избирательное право, предоставив
его только домохозяевам.
В процессе развития революции все более активно обсуждался
вопрос о соотношении свободы и собственности, собственности, го
сударства и права. В разгар второй гражданской войны своеоб
разное решение этого вопроса предложили
истинные левеллеры,
или
диггеры.
В 1649 г. они организовали коммуну на холме св.
Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли;
поэтому их прозвали "диггеры" (digger — копатель).
Наиболее видным теоретиком движения был
Джерард Уин-
стенли
(1609—?).
Революция, писал Уинстенли, не закончена: всецело заслужи
вает одобрения упразднение монархии и палаты лордов, однако
ненавистное королевское правление не будет уничтожено до тех
пор, пока сохраняются частная собственность и обусловленное ею
порабощение народа.
198
История политических и правовых учений
Уинстенли первым сформулировал понятие свободы, выразив
шее главное отличие коммунизма от буржуазной идеологии того
времени: "Истинная республиканская свобода заключается в сво
бодном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек
получает пищу и средства для поддержания жизни".
В 1652 г. была опубликована книга Уинстенли "Закон свободы",
в которой излагается целая программа мер, проводимых с помощью
революционной власти и законов, направленных на создание строя
общности имуществ.
В результате перевыборов парламента с преимуществами для
неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли, будет учреждено
республиканское правление, которое при активном содействии ре
волюционной армии передаст народу общинные земли, пустоши,
земли, конфискованные у церкви и короля, и др.; на этих землях
будут созданы коммунистические общины. Законы и воспитание
подготовят условия для полного искоренения частной собственнос
ти, купли-продажи, денег, найма рабочей силы. После установле
ния "истинной республиканской свободы" вступит в силу новая
конституция Англии.
Уинстенли излагает проект конституции государства, основан
ного на общности имуществ. Проект состоял из 62 законов (законы
об обработке земли, о складах, о наблюдателях, о выборах должно
стных лиц, о свободе, о браке, законы против измены, против куп
ли-продажи, против праздности и др.).
Во главе Англии, проектировал Уинстенли, будет парламент,
переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все
мужчины с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается дол
жностей). Принятые парламентом законы обсуждаются народом,
который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы,
наблюдатели, судьи и др.) избираются на один год. В республике
будет хорошо налаженная и централизованная служба информа
ции — "начальники почты" оповещают страну об открытиях, сде
ланных в искусстве, ремесле, сельском хозяйстве, о почестях, кото
рых удостоены изобретатели, о наиболее серьезных событиях, об
ошибках и бедствиях и др. "Руководство хорошего правительства,
таким образом осуществляемое, — мечтал Уинстенли, — может
превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в единую
семью человечества и в единую хорошо управляемую республику".
Проект содержит также уголовные законы. К тем, кто попыта
ется восстановить частную собственность, к убийцам применяется
смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления,
к упорным тунеядцам — так называемое рабство (т. е. каторжные
работы) и телесные наказания. Лиц, совершивших менее опасные
проступки, предупреждают и увещевают.