Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5538

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

194 

История политических и правовых учений 

т. д.". Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс 
обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный 
для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность 
наказания преступлению и др. 

В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма: "Граждане 

пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставля­
ют на их усмотрение..., — писал Гоббс. — Граждане цепенеют, если 
не делают ничего без прямого предписания закона... Законы ус­
тановлены не для прекращения, а для направления человеческих 
действий, подобно тому как природа поставила берега не для 
задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его". 

По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского обще­

ства, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоб­
бса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал 
неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к граждан­
ской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "вой­
ны всех против всех". Поскольку же такая война, по его теории, 
вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал 
в защиту королевского абсолютизма. 

Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность 

индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. "Там, 
где известная форма правления уже установилась, — писал он, — 
не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления 
является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддержи­
вать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволю­
ция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (про­
текторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свер­
жения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право 
свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничто­
жаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение 
Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и 
адресовал солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может ис­
кать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, 
и может законным образом отдать себя в подданство новому госпо­
дину". 

Вернувшись в Англию в 1651 г., Гоббс был с уважением принят 

Кромвелем, поручившим ему участие в реорганизации универси­
тетского образования. После реставрации Стюартов вернувшиеся в 
Англию эмигранты попрекали Гоббса его примирением с властью 
Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса "Левиафан" 
был публично сожжен по решению Оксфордского университета. 
Задолго до этого католическая церковь включила произведения 
Гоббса в "Список запрещенных книг". 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 195 

§ 4. Основные направления 

политической и правовой идеологии 

в период Английской революции 

и гражданской войны 

Для идеологии различных политических группировок, высту­

павших в годы революции (1640—1649 гг.), характерно использова­
ние религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных 
сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним 
из требований революции была "чистка" англиканской церкви от 
остатков католицизма; поэтому противники короля назывались

 пури­

танами

 (от английского pure или от латинского purus — чистый). 

Наряду с религиозными доводами идеологи революции использова­
ли положения теории естественного права, ссылались на прирожден­
ные права англичан; широкое распространение получила также 
идея договорного происхождения государственной власти. 

Ведущей партией революций были

 индепенденты

 (indepen­

dent — независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов 
выражены в памфлетах великого английского поэта

 Джона Миль­

тона

 (1608—1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра­

вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеоло­
гов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу­
дарство создано по велению Бога общественным соглашением наро­
да, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ­
лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для 
защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов­
ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их 
власть от Бога, то от Бога же и свобода народа, власть которого 
первична и основана на прирожденных правах. Король же, правя­
щий тиранически, — нарушитель договора и законов. Когда тирана 
судят вместо того, чтобы просто убить, — это проявление кротости 
и милосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал рево­
люцию и казнь короля. 

В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо­

кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституци­
онную монархию, затем (после 1649 г.) — республику с цензовым 
избирательным правом. В выступлениях "грандов" (так называли 
высших офицеров, сторонников Кромвеля), практических полити­
ков и руководителей этой группировки, содержится характерная 
аргументация против демократических программ. Наиболее ясно и 
конкретно позицию индепендентов выразил в дискуссии с левелле­
рами (см. ниже) зять Кромвеля генерал-комиссар

 Генри Айртон 


background image

196 

История политических и правовых учений 

(1611—1651). "Все главное, о чем я говорю, сводится к необходимо­
сти считаться с собственностью. Ведь она является важнейшей осно­
вой всего королевства, и если вы, — обращался он к левеллерам, — 
уничтожите ее, вы уничтожите все". 

Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами ко­

торой, как он считал, невозможно обосновать собственность; по ес­
тественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу­
жое имущество. Основа собственности — не естественное, а именно 
гражданское право, источником которого является договор. "Ни за­
кон Бога, ни закон природы не дают мне собственности, — пояснял 
Айртон. — Собственность есть установление человеческой консти­
туции". Коль скоро собственность установлена государством, госу­
дарство должно быть устроено так, чтобы собственность надежно 
охранялась. Гарантия собственности в том, чтобы во власти уча­

ствовали те, "кто владеет постоянным интересом в стране", т. е. у 
кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках 
всю торговлю. Только при этом условии "свобода может быть дана, 
а собственность не будет разрушена". 

Исходя из этого Айртон возражал в 1648 г. против требования 

заменить монархию республикой; любая попытка пересмотра кон­
ституции, особенно ее демократизация, рассматривалась как воз­
можное посягательство на существующее распределение собствен­
ности. 

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику 

и демократическую конституцию Англии выступили

 левеллеры 

(leveller — уравнитель). Группа идеологов, получившая это назва­
ние, сложилась в конце первой гражданской войны; ее опорой яв­
лялись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, де­
мократизации государства, обеспечения прав и свобод народа. 

Одним из идейных лидеров левеллеров был

 Джон Лилъберн 

(1613, 1614 или 1618—1657). В многочисленных памфлетах, петици­
ях, проектах и письмах он ссылался на "Божье слово", разум и 
естественное право. 

Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники 

считали свободы слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу 
от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди "по 
природе равны и одинаковы по силе, званию, власти и величию". 
Левеллеры резко выступали против сословных различий и приви­
легий

1

. К числу естественных прав они относили частную собствен­

ность. 

1

 После реставрации один из левеллеров (Ричард Рэмбольд) был казнен 

за свое знаменитое заявление, что он не верит, будто Бог создал большую 

часть человеческого рода с седлом на спине и уздой в зубах, а меньшую — 

в сапогах со шпорами, чтобы ездить на первой. 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 197 

Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам де­

мократизации государственного строя Англии. Государство, писал 
Лильберн, создано взаимным соглашением людей "для доброй пользы 
и блага каждого". Отсюда проистекает неотчуждаемое право наро­
да организовать государство таким образом, чтобы это благо было 
обеспечено. Левеллеры требовали ликвидации королевской власти, 
палаты лордов, резко критиковали противостоявшие народу орга­
ны власти. Ими разработаны проекты "Народного соглашения" — 
республиканской конституции Англии. 

К основным требованиям левеллеров в области политической 

относились: народное представительство, избираемое на один или 
два года; предоставление избирательных прав всем англичанам с 
21 года (кроме бывших активных сторонников короля); закрепле­
ние прирожденного права англичан избирать шерифов, судей и 
других должностных лиц; совершенствование избирательной сис­
темы (равная, пропорциональная система выборов). Порицая все­
властие "Долгого парламента", Лильберн утверждал, что неразум­
но, несправедливо и губительно для народа, чтобы законодатели 
были одновременно и исполнителями законов. Левеллеры утверж­
дали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, 
исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождение приви­
легий, нарушения законности, узурпация власти. 

При обсуждении проектов "Народного соглашения" возникла 

острая дискуссия о соотношении демократии и собственности. Воз­
ражая против требования всеобщего избирательного права, Айртон 
ссылался на то, что большая часть населения не имеет собственно­
сти: "Почему эти люди не могут проголосовать против собственно­
сти?" Левеллеры тоже боялись поколебать отношения собственнос­
ти. Они согласились ограничить избирательное право, предоставив 
его только домохозяевам. 

В процессе развития революции все более активно обсуждался 

вопрос о соотношении свободы и собственности, собственности, го­
сударства и права. В разгар второй гражданской войны своеоб­
разное решение этого вопроса предложили

 истинные левеллеры, 

или

 диггеры.

 В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. 

Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; 
поэтому их прозвали "диггеры" (digger — копатель). 

Наиболее видным теоретиком движения был

 Джерард Уин-

стенли

 (1609—?). 

Революция, писал Уинстенли, не закончена: всецело заслужи­

вает одобрения упразднение монархии и палаты лордов, однако 
ненавистное королевское правление не будет уничтожено до тех 
пор, пока сохраняются частная собственность и обусловленное ею 
порабощение народа. 


background image

198 

История политических и правовых учений 

Уинстенли первым сформулировал понятие свободы, выразив­

шее главное отличие коммунизма от буржуазной идеологии того 
времени: "Истинная республиканская свобода заключается в сво­
бодном пользовании землей. Истинная свобода там, где человек 
получает пищу и средства для поддержания жизни". 

В 1652 г. была опубликована книга Уинстенли "Закон свободы", 

в которой излагается целая программа мер, проводимых с помощью 
революционной власти и законов, направленных на создание строя 
общности имуществ. 

В результате перевыборов парламента с преимуществами для 

неимущих и малоимущих, утверждал Уинстенли, будет учреждено 
республиканское правление, которое при активном содействии ре­
волюционной армии передаст народу общинные земли, пустоши, 
земли, конфискованные у церкви и короля, и др.; на этих землях 
будут созданы коммунистические общины. Законы и воспитание 
подготовят условия для полного искоренения частной собственнос­
ти, купли-продажи, денег, найма рабочей силы. После установле­
ния "истинной республиканской свободы" вступит в силу новая 
конституция Англии. 

Уинстенли излагает проект конституции государства, основан­

ного на общности имуществ. Проект состоял из 62 законов (законы 
об обработке земли, о складах, о наблюдателях, о выборах должно­
стных лиц, о свободе, о браке, законы против измены, против куп­
ли-продажи, против праздности и др.). 

Во главе Англии, проектировал Уинстенли, будет парламент, 

переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все 
мужчины с 20 лет (кроме преступников и тех, кто домогается дол­
жностей). Принятые парламентом законы обсуждаются народом, 
который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы, 
наблюдатели, судьи и др.) избираются на один год. В республике 
будет хорошо налаженная и централизованная служба информа­
ции — "начальники почты" оповещают страну об открытиях, сде­
ланных в искусстве, ремесле, сельском хозяйстве, о почестях, кото­
рых удостоены изобретатели, о наиболее серьезных событиях, об 
ошибках и бедствиях и др. "Руководство хорошего правительства, 
таким образом осуществляемое, — мечтал Уинстенли, — может 
превратить всю страну, нет, даже всю земную фабрику в единую 
семью человечества и в единую хорошо управляемую республику". 

Проект содержит также уголовные законы. К тем, кто попыта­

ется восстановить частную собственность, к убийцам применяется 
смертная казнь; к тем, кто совершит другие тяжкие преступления, 
к упорным тунеядцам — так называемое рабство (т. е. каторжные 
работы) и телесные наказания. Лиц, совершивших менее опасные 

проступки, предупреждают и увещевают.