Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5836
Скачиваний: 125
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 199
Идеи диггеров не получили широкого распространения в Ан
глии; не исключено их влияние на коммунистические теории Фран
ции середины XVIII в. (особенно на "Кодекс природы" Морелли;
см. § 5 гл. 13).
Революционные события 1640—1649 гг. завершились провоз
глашением Англии республикой и установлением протектората
Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюар
тов (1660 г.). Дальнейшее развитие политико-правовой идеологии и
завершение Английской революции связано с переворотом 1688 г.
(см. § 6).
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы
Видным теоретиком естественного права был голландский фи
лософ-материалист
Бенедикт (Барух) Спиноза
(1632—1677).
Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном учили
ще, но его интерес к естественным наукам и философии стал при
чиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате кото
рого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлуче
нию. Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, при
нявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к раз
работке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без
указания имени автора) "Богословско-политический трактат", по
священный исторической критике Библии и обоснованию свободы
философии. После свержения правительства Яна де Витта, покро
вительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политиче
ский трактат" (остался незавершенным).
Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией,
особенно с идеей строгой закономерности, причинной обуслов
ленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не
создана и является "причиной себя".
Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, з
соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая
ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естест
венное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой
части природы к самосохранению. "Право каждого простирается
так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Че
ловек — такая же часть природы, как и всякая другая; стремление
к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т. е.
состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов)
Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.
Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рас
сматривать человеческие действия и влечения точно так же, как
если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах". В его основ-
200
И с т о р и я политических и правовых учений
ном произведении "Этика, доказанная в геометрическом порядке"
(закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и полити
ческие понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, тео
рем, доказательств. "Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не
осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть
их, а понимать".
Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолю
бив: "Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, посколь
ку думает тем самым упрочить свое благосостояние". Спиноза ис
кренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к день
гам как безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь.
Однако его политико-правовое учение строится на представлении,
что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и
неизменной чертой человеческой природы.
Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным вли
янием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противополож
ность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной мо
нархии, Спиноза — демократ) при общности методологических ос
нов их концепций предопределила ряд разногласий в решении про
блем теории. Наиболее существенное из них — отождествление
Спинозой естественного права с "мощью", попытка последователь
но провести в концепции это своеобразное понимание естественного
права.
Раз естественное состояние — это "состояние борьбы всех про
тив всех", оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе
как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать
еще и по той причине, что люди связаны разделением труда.
Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея
понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и
законов обусловлена естественной причиной — противоречием меж
ду страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и
могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство
людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффекта
ми, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызва
на необходимость права и государства. "Если бы люди от природы
так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что
им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество,
конечно, не нуждалось бы ни в каких законах". Однако человече
ская природа устроена иначе. Поэтому ни одно общество не может
существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов,
умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы лю
дей". Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необхо
димы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать
толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно".
Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет лю
дей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 201
и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум,
всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание
законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще
отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой
природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут
верх над разумом.
Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим
собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех
разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно
многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим
остается только разумное начало, "ибо дурные аффекты влекут
людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку,
поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к
тому, что кажется таковым".
При таком подходе разумным и наиболее могущественным, проч
ным государством Спиноза признавал республику, особенно де
мократическую. "В демократическом государстве, — писал он, —
менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы
большинство собрания, если оно велико, сошлось на
одной
нелепо
сти".
Теория Спинозы существенно отличается от учения Гоббса об
абсолютной власти государства. "Что касается политики, то р а з
личие между мною и Гоббсом..., — замечал Спиноза в одном из
писем, — состоит в том, что я всегда оставляю в силе естественное
право и что, по моему мнению, верховная власть в каком-нибудь
государстве имеет не больше прав по отношению к подданным, чем
в меру того могущества, которым она превосходит подданного, а это
всегда имеет место в естественном состоянии".
К праву государства не может относиться то, к чему государ
ство не в состоянии побудить подданных наградами или наказани
ями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не име
ет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или
говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.
Граница государственной власти и в том, что она не должна
совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих
негодование подданных. Поскольку стремление к самосохранению
должно быть присуще государству, как и любой части природы, "к
праву государства менее относится то, на что негодует большин
ство..., так как право государства определяется общей мощью наро
да, то несомненно, что мощь и право государства уменьшаются
постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу
лиц к заговору".
Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спино
зы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил
("мощи", права) каждого на общество, т. е. государство, рассматри-
202
История политических и правовых учений
вается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение,
постоянно существующее между подданными и верховной властью.
Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать кото
рое опасно. К праву государства не относятся действия, подрываю
щие его способность руководить подданными; всеобщее возмуще
ние может положить конец "общественному соглашению", превра
тить гражданское состояние в состояние враждебности.
В конечном счете все проблемы политики и права сводились
Спинозой к начальному пункту: как, исходя из свойств человече
ской природы, организовать само государство, чтобы все — и пра
вители, и управляемые, действовали в соответствии с общим бла
гом, хотят они этого или нет, т. е. чтобы все понуждались жить по
предписанию разума?
Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх,
силы которого недостаточно для удержания подданных в подчине
нии, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится
их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правя
щей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему
благу.
Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой
государством управляет представительное учреждение, а также
аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими
государствами, в которых нужны специальные меры, предупреж
дающие тиранию и угнетение.
Единственно абсолютное государство, могущественное, опира
ющееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только
разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее бла
го, — это демократия, "народная форма верховной власти".
Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они при
нимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогаша
ются противоречивые страсти.
При создании демократического государства люди "договори
лись, чтобы силу решения имело то, что получило большинство
голосов". Подчинение этому первоначальному решению обеспечи
вает общее равенство и свободу. Демократическое государство наи
более естественно и наиболее приближается к свободе, которую
природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое
естественное право не на другого, лишив себя на будущее права
голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он
составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде,
в естественном состоянии.
Произведения Спинозы неоднократно запрещались голланд
ским правительством, кальвинистскими и иудаистскими религиоз
ными организациями, внесены католической церковью в "Список
запрещенных книг".
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 203
Философия Спинозь? оказала большое влияйие на развитие ма
териализма, диалектики и атеизма. Многие политико-правовые идеи
Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими ради
кальными мыслителями демократического направления.
§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г.
в учении Дж. Локка о праве и государстве
Провозглашенная в Англии после казни короля республика про
существовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная по
литика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стю
арты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", за
креплявший государственно-правовые гарантии законности и пра
вопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием
"Славная революция", оформил становление в Англии конституци
онной монархии.
Политико-правовые итоги "Славной революции" получили те
оретическое обоснование в трудах
Джона Локка
(1632—1704).
Джон Локк — английский философ и политический мыслитель.
Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипло
матической службе. В результате королевской опалы Локк был
вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся пос
ле "Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт
о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в
теорию познания.
В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных
переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два
трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-
архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естествен
ного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему
развитию политико-правовой идеологии в области методологии и
содержания теории естественного права, а программные положе
ния его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые
принципы гражданского общества.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк ис
ходил из представления о "естественном состоянии". Важная осо
бенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и
свобод человека, существующих в догосударственном состоянии.
Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в
отношении действий и распоряжения своим имуществом и личнос
тью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое
право являются взаимными, никто не имеет больше другого".
К естественным правам относится собственность, которая трак
товалась широко: как право на собственную личность (индивидуаль-