Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5540

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 199 

Идеи диггеров не получили широкого распространения в Ан­

глии; не исключено их влияние на коммунистические теории Фран­
ции середины XVIII в. (особенно на "Кодекс природы" Морелли; 
см. § 5 гл. 13). 

Революционные события 1640—1649 гг. завершились провоз­

глашением Англии республикой и установлением протектората 
Кромвеля; после его смерти была восстановлена монархия Стюар­
тов (1660 г.). Дальнейшее развитие политико-правовой идеологии и 
завершение Английской революции связано с переворотом 1688 г. 
(см. § 6). 

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы 

Видным теоретиком естественного права был голландский фи­

лософ-материалист

 Бенедикт (Барух) Спиноза

 (1632—1677). 

Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном учили­

ще, но его интерес к естественным наукам и философии стал при­
чиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате кото­
рого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлуче­
нию. Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, при­
нявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к раз­
работке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без 
указания имени автора) "Богословско-политический трактат", по­
священный исторической критике Библии и обоснованию свободы 
философии. После свержения правительства Яна де Витта, покро­
вительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политиче­
ский трактат" (остался незавершенным). 

Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, 

особенно с идеей строгой закономерности, причинной обуслов­

ленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не 
создана и является "причиной себя". 

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, з 

соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая 
ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естест­
венное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой 
части природы к самосохранению. "Право каждого простирается 
так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Че­
ловек — такая же часть природы, как и всякая другая; стремление 
к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т. е. 
состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) 
Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве. 

Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рас­

сматривать человеческие действия и влечения точно так же, как 
если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах". В его основ-


background image

200 

И с т о р и я политических и правовых учений 

ном произведении "Этика, доказанная в геометрическом порядке" 
(закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и полити­
ческие понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, тео­
рем, доказательств. "Я постоянно старался, — писал Спиноза, — не 
осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть 
их, а понимать". 

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолю­

бив: "Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, посколь­
ку думает тем самым упрочить свое благосостояние". Спиноза ис­
кренне осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к день­
гам как безумие, сумасшествие, которому подвержена толпа, чернь. 
Однако его политико-правовое учение строится на представлении, 
что корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и 
неизменной чертой человеческой природы. 

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным вли­

янием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противополож­
ность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной мо­
нархии, Спиноза — демократ) при общности методологических ос­
нов их концепций предопределила ряд разногласий в решении про­
блем теории. Наиболее существенное из них — отождествление 
Спинозой естественного права с "мощью", попытка последователь­
но провести в концепции это своеобразное понимание естественного 
права. 

Раз естественное состояние — это "состояние борьбы всех про­

тив всех", оно вряд ли когда-нибудь существовало вообще (иначе 
как люди могли уцелеть?); к тому же оно не могло существовать 
еще и по той причине, что люди связаны разделением труда. 

Спиноза — сторонник идеи общественного договора, но эта идея 

понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и 
законов обусловлена естественной причиной — противоречием меж­
ду страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и 
могуществен, когда руководствуется разумом; однако большинство 

людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффекта­
ми, побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызва­
на необходимость права и государства. "Если бы люди от природы 
так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что 
им указывает истинный разум, — писал Спиноза, — то общество, 
конечно, не нуждалось бы ни в каких законах". Однако человече­
ская природа устроена иначе. Поэтому ни одно общество не может 
существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, 
умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы лю­

дей". Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необхо­
димы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать 
толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно". 

Коль скоро закон, обеспеченный принуждением, соединяет лю­

дей в общество и предназначен для того, чтобы обуздать аффекты 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 201 

и дурные страсти, в нем должен быть воплощен истинный разум, 
всегда направленный на общее благо. Как добиться этого? Создание 
законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще 
отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой 
природы (преобладание пассивных аффектов) неизбежно возьмут 
верх над разумом. 

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим 

собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех 
разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно 
многочисленном собрании взаимопогашается, и в результате общим 
остается только разумное начало, "ибо дурные аффекты влекут 
людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, 
поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к 
тому, что кажется таковым". 

При таком подходе разумным и наиболее могущественным, проч­

ным государством Спиноза признавал республику, особенно де­

мократическую. "В демократическом государстве, — писал он, — 
менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы 
большинство собрания, если оно велико, сошлось на

 одной

 нелепо­

сти". 

Теория Спинозы существенно отличается от учения Гоббса об 

абсолютной власти государства. "Что касается политики, то  р а з ­
личие между мною и Гоббсом..., — замечал Спиноза в одном из 
писем, — состоит в том, что я всегда оставляю в силе естественное 
право и что, по моему мнению, верховная власть в каком-нибудь 
государстве имеет не больше прав по отношению к подданным, чем 
в меру того могущества, которым она превосходит подданного, а это 
всегда имеет место в естественном состоянии". 

К праву государства не может относиться то, к чему государ­

ство не в состоянии побудить подданных наградами или наказани­
ями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не име­
ет фактической способности, "мощи" заставить людей думать или 
говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права. 

Граница государственной власти и в том, что она не должна 

совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих 
негодование подданных. Поскольку стремление к самосохранению 
должно быть присуще государству, как и любой части природы, "к 
праву государства менее относится то, на что негодует большин­
ство..., так как право государства определяется общей мощью наро­
да, то несомненно, что мощь и право государства уменьшаются 
постольку, поскольку оно само дает поводы значительному числу 
лиц к заговору". 

Своеобразие идеи общественного договора в концепции Спино­

зы в том, что общественный договор, состоящий в перенесении сил 
("мощи", права) каждого на общество, т. е. государство, рассматри-


background image

202 

История политических и правовых учений 

вается, скорее, не как факт древней истории, а как отношение, 
постоянно существующее между подданными и верховной властью. 
Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать кото­
рое опасно. К праву государства не относятся действия, подрываю­
щие его способность руководить подданными; всеобщее возмуще­
ние может положить конец "общественному соглашению", превра­
тить гражданское состояние в состояние враждебности. 

В конечном счете все проблемы политики и права сводились 

Спинозой к начальному пункту: как, исходя из свойств человече­
ской природы, организовать само государство, чтобы все — и пра­
вители, и управляемые, действовали в соответствии с общим бла­
гом, хотят они этого или нет, т. е. чтобы все понуждались жить по 
предписанию разума? 

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию: монарх, 

силы которого недостаточно для удержания подданных в подчине­
нии, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится 
их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правя­
щей верхушки; правление решительно неразумно, враждебно общему 
благу. 

Спиноза считал возможной ограниченную монархию, в которой 

государством управляет представительное учреждение, а также 
аристократическую республику, но обе эти формы он видел такими 
государствами, в которых нужны специальные меры, предупреж­
дающие тиранию и угнетение. 

Единственно абсолютное государство, могущественное, опира­

ющееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только 
разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее бла­
го, — это демократия, "народная форма верховной власти". 

Разумность законов в демократии обусловлена тем, что они при­

нимаются многочисленным собранием, в котором взаимопогаша­
ются противоречивые страсти. 

При создании демократического государства люди "договори­

лись, чтобы силу решения имело то, что получило большинство 
голосов". Подчинение этому первоначальному решению обеспечи­
вает общее равенство и свободу. Демократическое государство наи­
более естественно и наиболее приближается к свободе, которую 
природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое 
естественное право не на другого, лишив себя на будущее права 
голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он 
составляет. И на этом основании все пребывают равными, как прежде, 
в естественном состоянии. 

Произведения Спинозы неоднократно запрещались голланд­

ским правительством, кальвинистскими и иудаистскими религиоз­
ными организациями, внесены католической церковью в "Список 
запрещенных книг". 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 203 

Философия Спинозь? оказала большое влияйие на развитие ма­

териализма, диалектики и атеизма. Многие политико-правовые идеи 
Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими ради­
кальными мыслителями демократического направления. 

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. 

в учении Дж. Локка о праве и государстве 

Провозглашенная в Англии после казни короля республика про­

существовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная по­
литика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стю­
арты были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", за­

креплявший государственно-правовые гарантии законности и пра­
вопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием 
"Славная революция", оформил становление в Англии конституци­

онной монархии. 

Политико-правовые итоги "Славной революции" получили те­

оретическое обоснование в трудах

 Джона Локка

 (1632—1704). 

Джон Локк — английский философ и политический мыслитель. 

Он преподавал в Оксфордском университете, затем был на дипло­
матической службе. В результате королевской опалы Локк был 
вынужден отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся пос­
ле "Славной революции". Философские произведения Локка ("Опыт 
о человеческом разумении" и др.) внесли существенный вклад в 
теорию познания. 

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.; в иных 

переводах — "Два трактата о государственном правлении", "Два 
трактата о правительстве") Локк дал критику теологическо-патри-
архальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естествен­
ного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему 
развитию политико-правовой идеологии в области методологии и 
содержания теории естественного права, а программные положе­
ния его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые 
принципы гражданского общества. 

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк ис­

ходил из представления о "естественном состоянии". Важная осо­
бенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и 
свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. 

Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в 
отношении действий и распоряжения своим имуществом и личнос­
тью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое 
право являются взаимными, никто не имеет больше другого". 

К естественным правам относится собственность, которая трак­

товалась широко: как право на собственную личность (индивидуаль-