Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5837
Скачиваний: 125
204
История политических и правовых учений
ность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно
труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности;
собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью.
В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свобод
ны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной);
в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон
природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако
любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписыва
ющий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не
обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей.
То же и естественные права людей — каждый обладает властью
охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имуще
ство".
Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк,
обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени,
в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из
важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотврати
мость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное ис
пользование каждым своей власти наказывать нарушителей зако
на природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение
безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и
толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "за
кон природы не является писаным законом и его нигде нельзя най
ти, кроме как в умах людей".
Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал
Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти
права и законы. В результате общественного соглашения гарантом
естественных прав и свобод стало государство, имеющее право из
давать законы, снабженные санкциями, использовать силы обще
ства для применения этих законов, а также ведать отношениями с
другими государствами.
Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии есте
ственных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и
безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть
организовано так, чтобы естественные права были надежно гаран
тированы. Главная опасность для естественных прав и законов про
истекает из привилегий, особенно из привилегий носителей власт
ных полномочий.
"Свобода людей в условиях существования системы правле
ния, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в
соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом
обществе и установленным законодательной властью, созданной в
нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех
случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 2 0 5
непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли дру
гого человека".
Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из слу
чаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия
противоречит общественному договору уже по той причине, что
суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и
закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья
в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному
праву и закону.
Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких
гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то
изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают
думать, что они находятся по отношению к такому человеку в есте
ственном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может
защитить их прав от возможных посягательств со стороны привиле
гированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка:
"Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе,
не может быть сделано исключение из законов этого общества".
Локк считал правомерным и необходимым восстание народа
против тиранической власти, посягающей на естественные права и
свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой
власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и
беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок-
ком
концепция разделения властей,
воспроизводящая ряд идей
периода английской революции.
Локк различал законодательную, исполнительную и союзную
(федеративную) власти.
Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобя
зательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть
является высшей властью в государстве, она основана на согласии
и доверии подданных. Локк — сторонник принятия законов пред
ставительным учреждением, избираемым народом и ответствен
ным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил
также назначение судей; в этом сказалась особенность английского
права, одним из источников которого является судебная практика.
Законодательная и исполнительная власти не должны находиться
в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители вла
сти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять
их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами
использовать политические привилегии в своих частных интере
сах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных
прав подданных.
Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не
должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депута
тов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии,
206
История политических и правовых учений
править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело;
постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильно
сти законов; определенные права депутатов, данные им на время
заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, вы
водящие их из-под власти законов.
Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной влас
тью монарха и правительства — их политические привилегии не
избежно направляются против естественных прав подданных. За
конодательная власть — высшая власть в том отношении, что за
коны строго обязательны для правительства, чиновников и судей.
Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые
прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето,
право законодательной инициативы, даже право в интересах обще
го блага совершенствовать избирательную систему для более рав
ного и пропорционального представительства.
Но деятельность монарха и правительства должна быть строго
подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным
созывам парламента.
Политическое учение Локка оказало большое влияние на пос
ледующее развитие политической идеологии. Особенно широкое
распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав
человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками
американской революции и вошедшая затем во французскую Дек
ларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на
развитие государственно-правовой идеологии и конституций ока
зала также теория разделения властей, которую вслед за Локком
развивал Монтескье и другие теоретики.
§ 7. Заключение
Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало
формирование теории естественного права, выразившей основные
принципы гражданского общества. Существенное достижение и ос
нова теории естественного права XVII в. — идея всеобщего есте
ственного равенства людей.
Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто
и широко обосновано представление о всеобщем правовом равен
стве людей независимо от их социального положения и происхож
дения. Этим теория естественного права Нового времени существенно
отличалась от идей "права природы" античных философов и полити
ческих мыслителей.
В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в. была
сформирована и теоретически обоснована модель гражданского об
щества, практическое осуществление которой заняло несколько веков
и в масштабах человечества далеко не завершено.
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 207
В конце XVII в. был обоснован перечень естественных прав и
свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи.
Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализа
ции этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка про
блемы защиты человека от государственной власти вела к идее
правового и демократического государства, постановка вопроса о
материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода
и нищеты порождала мысль о социальном государстве.
Г Л А В А 1 0
Политическая и правовая мысль России
в XVII в.
§ 1. Введение
Семнадцатое столетие можно назвать переходным периодом в
истории России. В течение его происходит дальнейшее развитие
тех тенденций в социально-экономической, политической и духов
ной жизни русского общества, которые наметились в XV—XVI вв.
"Смута" начала XVII в. лишь ускорила начавшийся при Иване III
и стимулированный жестокой опричниной Ивана IV процесс упад
ка княжеско-боярской аристократии. Многие представители мос
ковской родовитой знати выступили на стороне самозванных ца
рей — Лжедмитриев, немалая часть знати совершила и прямое
предательство России, перейдя на службу интересам польского ко
роля. Естественно, что по окончании "Смуты" бояре-предатели от
ветили за свою измену и навсегда исчезли с политической арены
России. Кроме того, значительное число князей и бояр погибло в
сопровождавших "Смуту" междоусобицах, мятежах, военных стол
кновениях. В результате доминирующая роль в политической жиз
ни русского общества стала переходить к служилому дворянству.
Данному процессу способствовал отход царей Михаила Федорови
ча и, особенно, Алексея Михайловича от правила назначения на
места в государственном управлении с учетом знатности рода. При
царе Федоре Алексеевиче в 1682 г. местничество было официально
отменено.
На протяжении XVII в. в России продолжался начавшийся в
предшествующий период процесс усиления царской власти и цен
трализованной системы управления страной. При этом новая цар
ская династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основ
ным идеологическим постулатам, которыми руководствовались Мос
ковские государи династии Рюриковичей. Сформулированная Ива
ном IV теория "православного христианского самодержавия" была
воспринята новыми царями в качестве официальной политической
идеологии.
Будучи продолжением предшествующего периода развития
русского общества семнадцатое столетие стало вместе с тем пред
дверием новой эпохи в истории России, начало которой ознаменовали