Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5539

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

204 

История политических и правовых учений 

ность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно 
труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; 
собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью. 

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свобод­

ны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); 
в основном это — состояние мира и доброжелательности. Закон 
природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако 
любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписыва­
ющий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не 
обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. 
То же и естественные права людей — каждый обладает властью 
охранять "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имуще­
ство". 

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, 

обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, 
в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из 
важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотврати­
мость наказания. В естественном состоянии неупорядоченное ис­
пользование каждым своей власти наказывать нарушителей зако­
на природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение 
безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и 
толкования конкретного содержания естественных законов, ибо "за­
кон природы не является писаным законом и его нигде нельзя най­
ти, кроме как в умах людей". 

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал 

Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти 
права и законы. В результате общественного соглашения гарантом 
естественных прав и свобод стало государство, имеющее право из­
давать законы, снабженные санкциями, использовать силы обще­
ства для применения этих законов, а также ведать отношениями с 
другими государствами. 

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии есте­

ственных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и 
безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть 
организовано так, чтобы естественные права были надежно гаран­
тированы. Главная опасность для естественных прав и законов про­
истекает из привилегий, особенно из привилегий носителей власт­
ных полномочий. 

"Свобода людей в условиях существования системы правле­

ния, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в 
соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом 
обществе и установленным законодательной властью, созданной в 
нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех 
случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии...  2 0 5 

непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли дру­
гого человека". 

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из слу­

чаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия 
противоречит общественному договору уже по той причине, что 
суть последнего — в установлении людьми равного для всех суда и 
закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья 
в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному 
праву и закону. 

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких 

гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то 
изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают 
думать, что они находятся по отношению к такому человеку в есте­
ственном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может 
защитить их прав от возможных посягательств со стороны привиле­
гированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка: 

"Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, 

не может быть сделано исключение из законов этого общества". 

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа 

против тиранической власти, посягающей на естественные права и 
свободу этого народа. Но главное в том, чтобы организация самой 
власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и 
беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Лок-
ком

 концепция разделения властей,

 воспроизводящая ряд идей 

периода английской революции. 

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную 

(федеративную) власти. 

Гарантия и воплощение свободы — равный для всех, общеобя­

зательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть 
является высшей властью в государстве, она основана на согласии 
и доверии подданных. Локк — сторонник принятия законов пред­
ставительным учреждением, избираемым народом и ответствен­
ным перед ним. К правам законодательной власти Локк относил 
также назначение судей; в этом сказалась особенность английского 
права, одним из источников которого является судебная практика. 

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться 

в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители вла­
сти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять 
их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами 
использовать политические привилегии в своих частных интере­
сах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных 
прав подданных. 

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не 

должен заседать постоянно — слишком велик соблазн для депута­
тов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, 


background image

206 

История политических и правовых учений 

править тиранически. К тому же принять закон — недолгое дело; 
постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильно­
сти законов; определенные права депутатов, данные им на время 
заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, вы­
водящие их из-под власти законов. 

Не менее опасно, писал Локк, наделение законодательной влас­

тью монарха и правительства — их политические привилегии не­
избежно направляются против естественных прав подданных. За­
конодательная власть — высшая власть в том отношении, что за­
коны строго обязательны для правительства, чиновников и судей. 

Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые 
прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, 
право законодательной инициативы, даже право в интересах обще­
го блага совершенствовать избирательную систему для более рав­
ного и пропорционального представительства. 

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго 

подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным 
созывам парламента. 

Политическое учение Локка оказало большое влияние на пос­

ледующее развитие политической идеологии. Особенно широкое 

распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав 
человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками 
американской революции и вошедшая затем во французскую Дек­
ларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на 
развитие государственно-правовой идеологии и конституций ока­
зала также теория разделения властей, которую вслед за Локком 
развивал Монтескье и другие теоретики. 

§ 7. Заключение 

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало 

формирование теории естественного права, выразившей основные 
принципы гражданского общества. Существенное достижение и ос­
нова теории естественного права XVII в. — идея всеобщего есте­
ственного равенства людей. 

Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто 

и широко обосновано представление о всеобщем правовом равен­
стве людей независимо от их социального положения и происхож­
дения. Этим теория естественного права Нового времени существенно 
отличалась от идей "права природы" античных философов и полити­
ческих мыслителей. 

В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в. была 

сформирована и теоретически обоснована модель гражданского об­
щества, практическое осуществление которой заняло несколько веков 

и в масштабах человечества далеко не завершено. 


background image

Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 207 

В конце XVII в. был обоснован перечень естественных прав и 

свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. 
Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализа­
ции этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка про­
блемы защиты человека от государственной власти вела к идее 
правового и демократического государства, постановка вопроса о 
материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода 
и нищеты порождала мысль о социальном государстве. 


background image

Г Л А В А  1 0 

Политическая и правовая мысль России 

в XVII в. 

§ 1. Введение 

Семнадцатое столетие можно назвать переходным периодом в 

истории России. В течение его происходит дальнейшее развитие 
тех тенденций в социально-экономической, политической и духов­
ной жизни русского общества, которые наметились в XV—XVI вв. 
"Смута" начала XVII в. лишь ускорила начавшийся при Иване III 
и стимулированный жестокой опричниной Ивана IV процесс упад­
ка княжеско-боярской аристократии. Многие представители мос­
ковской родовитой знати выступили на стороне самозванных ца­
рей — Лжедмитриев, немалая часть знати совершила и прямое 
предательство России, перейдя на службу интересам польского ко­
роля. Естественно, что по окончании "Смуты" бояре-предатели от­

ветили за свою измену и навсегда исчезли с политической арены 
России. Кроме того, значительное число князей и бояр погибло в 
сопровождавших "Смуту" междоусобицах, мятежах, военных стол­
кновениях. В результате доминирующая роль в политической жиз­
ни русского общества стала переходить к служилому дворянству. 
Данному процессу способствовал отход царей Михаила Федорови­
ча и, особенно, Алексея Михайловича от правила назначения на 
места в государственном управлении с учетом знатности рода. При 
царе Федоре Алексеевиче в 1682 г. местничество было официально 
отменено. 

На протяжении XVII в. в России продолжался начавшийся в 

предшествующий период процесс усиления царской власти и цен­
трализованной системы управления страной. При этом новая цар­
ская династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основ­
ным идеологическим постулатам, которыми руководствовались Мос­
ковские государи династии Рюриковичей. Сформулированная Ива­
ном IV теория "православного христианского самодержавия" была 
воспринята новыми царями в качестве официальной политической 
идеологии. 

Будучи продолжением предшествующего периода развития 

русского общества семнадцатое столетие стало вместе с тем пред­
дверием новой эпохи в истории России, начало которой ознаменовали