Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5838

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 

209 

реформы Петра I. Предпосылки этих реформ формировались во 
второй половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ, 
осуществленных Петром I, было предвосхищено проектами государ­
ственных преобразований, разработанных сподвижником царя Алек­
сея Михайловича выдающимся русским государственным деяте­
лем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680). 

Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский пре­

стол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, цер­
ковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические про­
блемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось, на­
всегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема 
сущности царской власти, ее предназначения. Это и проблема со­
отношения светской и церковной властей — "царства" и "священ­
ства", проблема борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема истори­
ческой миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели 
государств в мировой истории, и противоположный ему вопрос о 
том, как уберечь государство от крушения. 

Развитие политической и правовой мысли России в XVII в. про­

исходило в условиях небывалого прежде духовного подъема рус­
ского общества. Самым явным свидетельством его было резкое 
увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного 
явления лежало вовлечение в активную общественную жизнь но­
вых и более широких слоев населения, возрастание числа образо­
ванных людей в простонародье — как среди горожан, так и среди 
сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное про­
странство: появились литературные центры в Поволжье, Сибири, 
на Севере. 

Вовлечение в литературное творчество представителей самых 

различных слоев населения вызвало увеличение жанрового разно­
образия литературных произведений, обогатило содержание после­
дних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражалась 
в XVII в. не только в "посланиях", "поучениях", "повестях", "сказа­
ниях", летописях и законодательных актах и т. п., но и в политичес­
ких трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических со­
чинениях. В указанном столетии большое развитие получила дело­
вая письменность. Разного рода "записки" и "челобитные" стали 
выступать в качестве новых и довольно распространенных форм 
выражения политических и правовых идей. Кроме того, появился и 
такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме 
этого жанра находила свое воплощение критика судебных поряд­
ков, существовавших в России в XVII в. Наиболее яркими образца­
ми произведений данного жанра были народная повесть о Шемя­
киной суде и сатирический "Список с судного дела слово в слово, 
как был суд у леща с ершом", более известный как повесть о Ерше 
Ершовиче. 


background image

210 

История политических и правовых учений 

Новую жизнь в рамках семнадцатого столетия получило рус­

ское литературное наследие прошлых веков. Многие сочинения, 
созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв., сохрани­
лись именно в списках указанного столетия. В их числе и знамени­
тая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. 

Духовная культура русского общества обогатилась в течение 

XVII в. и значительным числом произведений иностранных авто­
ров, переведенных на русский язык. Во многом благодаря именно 
переводным произведениям в духовное поле русского общества вош­
ли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, Ксено-
фонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов. 

Неотъемлемой частью духовной культуры России стали в 

XVII в. сочинения западнорусских православных мыслителей Ук­
раины и Белоруссии. В 40-х годах указанного столетия в Москве 
были напечатаны сборники полемических произведений украин­
ских и белорусских богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере". 

Для развития русской политической и правовой мысли огром­

ное значение всегда имело осмысление исторического опыта Рус­
ского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с 

эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обраща­
ли свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдает­
ся небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к 
устройству иностранных государств. В связи с этим появляются 
специальные сочинения, посвященные организации государствен­
ной власти и управления в наиболее крупных европейских и ази­
атских странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Тур­
ции, Польше, Англии, Франции. 

§ 2. Политико-правовые идеи 

в первой половине XVII в. 

События "Смуты" начала XVII в., а именно: воцарение на рус­

ском престоле самозванца, захват Москвы поляками, вакханалии 
насилий иностранцев над русскими людьми, в том числе и над 
самыми знатными из них, надругательства над русскими православ­
ными святынями глубоко оскорбляли и унижали национальное до­
стоинство русского общества. В результате в нем произошел насто­
ящий взрыв патриотических чувств. Эхо данного взрыва ясно отра­
зилось в содержании русской литературы XVII в. Применительно 
же к политической и правовой идеологии России указанного сто­
летия можно смело говорить

 об усилении в ней национального на­

чала. 

Крушение русской государственности во время "Смуты" пре­

вратило жизнь русских людей в сплошное бедствие. В результате 


background image

Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 

211 

в русском общественном сознании появилось понимание православ­
ного Русского государства

 как величайшей святыни, как жизнен­

но необходимого условия существования русского общества.

 Избра­

ние в феврале 1613 г. нового царя было воспринято русскими как 
восстановление Русского государства. В "Утвержденной грамоте об 
избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романо­
ва" это событие представлялось как спасение всех православных 
русских людей от гибели. 

Большое участие иностранцев в бедствиях, выпавших на долю 

русских людей во время "Смуты" начала XVII в., породило в рус­
ском обществе отношение к Европе как к враждебной силе. Рус­
ское политическое сознание первой половины данного столетия было 

пронизано антизападными настроениями. Причем активнейшим 
проводником их выступал отец царя Михаила патриарх Москов­
ский и Всея Руси Филарет (в миру — Федор Никитич Романов), 
который после возвращения из польского плена в 1619 г. и вплоть 
до своей смерти в 1633 г. фактически правил Россией. 

После "Смуты" в русском политическом сознании сформиро­

валось представление о Русском государстве как об осажденной 
крепости, как о единственном оплоте благоверия и благочестия в 
окружении стран, плененных Антихристом. 

Усилению национального начала в русской политико-правовой 

идеологии способствовало и осознание русским обществом истин­
ных причин "Смуты", т. е. действительной подоплеки произошед­
шего в начале XVII в. крушения Русского государства. 

Обида на иностранцев, сколь ни велика она была, не помешала 

русскому обществу увидеть, что главным врагом Русского государ­
ства, сокрушившим его, были...

 сами русские.

 Иностранцы же лишь 

воспользовались

 "Смутой" для достижения своих корыстных целей. 

Одно из самых ранних свидетельств такого понимания причин 

"Смуты" представляет собой "Новая повЪсть о преславномъ Ро-

сийскомъ царстве и великом государстве Московском...", написан­
ная в феврале — начале марта 1611 г. "Скажу вамъ истинну, а не 

ложь, — писал ее автор, оставшийся неизвестным, — что однолич-
но сопостаты наши, которыя у нас, нынЪ с

 нашими измЬнники-

единовЬрники,

 и с новыми богоотступники, и кровопролители, и 

разорители вЧзры християнския, с первенцы сатанины, со июдины-
ми предателя Христова братиею, с началники, и со иными их под­
ручники, и угодники, и единомысленники, иже недостойны по сво­
им злымъ ДБЛОМЪ прямым своимъ званиемъ именоватися (рещи 
достоит ихъ — душапагубныя волки), хотят насъ конечно погуби-
ти, и под меч подклонити" (курсив мой. —

 В.

 Т.). В другом месте 

своей повести ее безымянный автор конкретизирует, кого он имеет 
в виду под "нашими изменниками-единоверцами". Это в первую 
очередь русские бояре-землевладельцы. Обвиняя в предательстве 


background image

212 

История политических и правовых учений 

своего отечества землевладельцев и правителей, которые словно 
ослепли или онемели и ни один из них не смеет тому врагу ничего 
запретить, "Новая повесть о преславном Российском царстве..." от­
мечала, что другие при этом молчат, не говорят, ни в чем врагу не 
перечат. 

Как известно, Россию спасла от окончательного краха в нача­

ле XVII в.

 русская провинция.

 Для русских людей того времени 

такой выход из "Смуты" был вполне закономерным. В их пред­
ставлении

 спасение России не могло прийти из столицы.

 "Писа­

ние о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуй­
ского, рекомаго Скопина", созданное в середине XVI в., за несколь­
ко месяцев до освобождения столицы провинциальным ратным опол­
чением, показывает, что Москва считалась тогда

 скопищем преда­

телей.

 Весной 1610 г. войска, предводимые племянником тогдашнего 

царя Василия Шуйского князем М. В. Скопиным-Шуйским, разгро­

мили польскую армию, осаждавшую Москву. Князь с почестями 
был принят в столице. Царь не имел детей, и талантливый полко­

водец Скопин-Шуйский серьезно рассматривался многими в каче­
стве наиболее вероятного наследника царского престола. Однако в 

апреле 1610 г., после посещения одного из московских пиров, князь 
заболел и спустя некоторое время умер. Было ему в то время всего 
23 года. В русском обществе распространилось мнение о его отравле­

нии на пиру. В вышеназванном произведении рассказывается, как 
мать Михаила Скопина-Шуйского умоляет своего сына не ездить в 
Москву. "И колько я тобъ, чадо, в Олександрову слободу приказы­
вала:

 не Ъзди во

 грае? Москву,

 что лихи в МосквЬ звЬри лютые, а 

пышат ядом змииным, измЬнничъим"

 (курсив мой. —

 В. Т.). 

Представляя крушение Русского государства в начале XVII в. 

как следствие предательства русскими правителями и их прибли­
женными своего отечества, русские мыслители трактовали порож­
денные этим крушением бедствия в качестве наказания, насланно­
го Богом на всех русских за их грехи. И. А. Хворостинин в своем 
произведении "Словеса дней, и царей, и святителей московских...", 
написанном в первое десятилетие после окончания "Смуты", усмат­
ривал суть последней в том, что русские, как согрешившие перед 
Богом и будучи не в состоянии исправиться, пали от меча своих 
собственных пороков и были посечены неправдою, погублены раз­

личными страстями. 

Стремление русских мыслителей понять истинные причины ка­

тастрофы, постигшей русскую государственность в начале XVII в., 
побуждало их обращаться к аналогичным событиям в истории дру­
гих государств. 

Тема гибели государств, вошедшая в проблематику русской ли­

тературы еще в эпоху Киевской Руси, получила дальнейшее разви­
тие в сочинениях русских писателей второй половины XV—XVI в. 


background image

Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 213 

в связи с падением в 1453 г. Византии. В XVII в. данная тема 
становится одной из главных тем русской политической мысли. 
Происходившие в мировой истории события гибели государств 
рассматриваются теперь русскими мыслителями через призму опы­
та отечественной истории. В чужом же историческом опыте иска­
лись ими закономерности, проявившиеся во время "Смуты" нача­
ла XVII в. в России. 

Именно поэтому широкое распространение в правящих кругах 

русского общества в течение указанного столетия получил полити­
ческий трактат "Описание винъ или причинъ, которыми к погибе­
ли и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в 
цЪлости и в покою содержатца и строятца". 

Содержание трактата само по себе объясняет, почему он выз­

вал в России такой большой интерес (и почему автор его остался 
неизвестным). Главные идеи рассматриваемого произведения сво­
дятся к следующему: 1) каждое государство имеет свои исконные 
и естественные основы, и как бы ни было превосходно и прочно оно 
устроено, его все равно ждет гибель; 2) причиной гибели государств 
всегда являются "люди, которые властельми и начальниками госу-
дарствъ бывают, егда за их злобою и за их хотЪниемъ и гордостью, 
и за их неправдою всякие царства переменяютца и погибают"; 
3) гибнут государства по воле и суду Бога, а вершится суд Божий 
за грехи и преступления, совершаемые людьми, отпавшими от Бога, 
и от того гнев его страшный на себя навлекшими. "А приходит 
гневъ Божий на все люди злоб ради ихъ, к симъ же и за гръхи 
началниковъ."; 4) там, где злоба человеческая размножается и 
расширяется и где нет единомыслия начальников с подданными, 
все приходит к тому, что все царство переполняется злобой и гре­
хами человеческими, за что его и наказывает Бог; 5) "надобет госу­
дарем и начальником во всякомъ государстве добро и праведно 
жити, чтобы были обрасцом всякихъ добродетелей того для, что 
каковых обычаевъ будет царь, таковы же смотря на него, будут и 
подданные его"; 6) до тех пор будет существовать всякое государ­
ство, пока в нем будет править добродетель и будут чтиться доб­

рые святые и праведные обычаи и установления; 7) "изначала вся­
кому государю и начальнику подобает того беречи, чтобы силою и 
неправдою ничто не дЪлалось в государстве. Егда бо коли через 
силу что-нибудь дЪлаетца, тогда такое дЪло не будет уже постоян­
ное и крЪпкое того для, что ни одного мучителя не была постоянная 
и долговечная власть и сила..."; 8) для всех начальников любовь 
подданных, которыми они правят, есть красота и честь и бесстраш­
ная жизнь, напротив, нелюбовь и ненависть подданных есть бесче­
стье для всех государей и начальников, в большинстве своем при­
водящее их к погибели. "А которые начальники хотятъ того и же­
лают, чтобы подданнии больши боялись их, нежели любили их, 

8 История политических и правовых 

учений