Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5838
Скачиваний: 125
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
209
реформы Петра I. Предпосылки этих реформ формировались во
второй половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ,
осуществленных Петром I, было предвосхищено проектами государ
ственных преобразований, разработанных сподвижником царя Алек
сея Михайловича выдающимся русским государственным деяте
лем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680).
Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский пре
стол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, цер
ковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические про
блемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось, на
всегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема
сущности царской власти, ее предназначения. Это и проблема со
отношения светской и церковной властей — "царства" и "священ
ства", проблема борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема истори
ческой миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели
государств в мировой истории, и противоположный ему вопрос о
том, как уберечь государство от крушения.
Развитие политической и правовой мысли России в XVII в. про
исходило в условиях небывалого прежде духовного подъема рус
ского общества. Самым явным свидетельством его было резкое
увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного
явления лежало вовлечение в активную общественную жизнь но
вых и более широких слоев населения, возрастание числа образо
ванных людей в простонародье — как среди горожан, так и среди
сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное про
странство: появились литературные центры в Поволжье, Сибири,
на Севере.
Вовлечение в литературное творчество представителей самых
различных слоев населения вызвало увеличение жанрового разно
образия литературных произведений, обогатило содержание после
дних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражалась
в XVII в. не только в "посланиях", "поучениях", "повестях", "сказа
ниях", летописях и законодательных актах и т. п., но и в политичес
ких трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических со
чинениях. В указанном столетии большое развитие получила дело
вая письменность. Разного рода "записки" и "челобитные" стали
выступать в качестве новых и довольно распространенных форм
выражения политических и правовых идей. Кроме того, появился и
такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В форме
этого жанра находила свое воплощение критика судебных поряд
ков, существовавших в России в XVII в. Наиболее яркими образца
ми произведений данного жанра были народная повесть о Шемя
киной суде и сатирический "Список с судного дела слово в слово,
как был суд у леща с ершом", более известный как повесть о Ерше
Ершовиче.
210
История политических и правовых учений
Новую жизнь в рамках семнадцатого столетия получило рус
ское литературное наследие прошлых веков. Многие сочинения,
созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв., сохрани
лись именно в списках указанного столетия. В их числе и знамени
тая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Духовная культура русского общества обогатилась в течение
XVII в. и значительным числом произведений иностранных авто
ров, переведенных на русский язык. Во многом благодаря именно
переводным произведениям в духовное поле русского общества вош
ли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля, Ксено-
фонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов.
Неотъемлемой частью духовной культуры России стали в
XVII в. сочинения западнорусских православных мыслителей Ук
раины и Белоруссии. В 40-х годах указанного столетия в Москве
были напечатаны сборники полемических произведений украин
ских и белорусских богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере".
Для развития русской политической и правовой мысли огром
ное значение всегда имело осмысление исторического опыта Рус
ского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с
эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обраща
ли свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдает
ся небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к
устройству иностранных государств. В связи с этим появляются
специальные сочинения, посвященные организации государствен
ной власти и управления в наиболее крупных европейских и ази
атских странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Тур
ции, Польше, Англии, Франции.
§ 2. Политико-правовые идеи
в первой половине XVII в.
События "Смуты" начала XVII в., а именно: воцарение на рус
ском престоле самозванца, захват Москвы поляками, вакханалии
насилий иностранцев над русскими людьми, в том числе и над
самыми знатными из них, надругательства над русскими православ
ными святынями глубоко оскорбляли и унижали национальное до
стоинство русского общества. В результате в нем произошел насто
ящий взрыв патриотических чувств. Эхо данного взрыва ясно отра
зилось в содержании русской литературы XVII в. Применительно
же к политической и правовой идеологии России указанного сто
летия можно смело говорить
об усилении в ней национального на
чала.
Крушение русской государственности во время "Смуты" пре
вратило жизнь русских людей в сплошное бедствие. В результате
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
211
в русском общественном сознании появилось понимание православ
ного Русского государства
как величайшей святыни, как жизнен
но необходимого условия существования русского общества.
Избра
ние в феврале 1613 г. нового царя было воспринято русскими как
восстановление Русского государства. В "Утвержденной грамоте об
избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романо
ва" это событие представлялось как спасение всех православных
русских людей от гибели.
Большое участие иностранцев в бедствиях, выпавших на долю
русских людей во время "Смуты" начала XVII в., породило в рус
ском обществе отношение к Европе как к враждебной силе. Рус
ское политическое сознание первой половины данного столетия было
пронизано антизападными настроениями. Причем активнейшим
проводником их выступал отец царя Михаила патриарх Москов
ский и Всея Руси Филарет (в миру — Федор Никитич Романов),
который после возвращения из польского плена в 1619 г. и вплоть
до своей смерти в 1633 г. фактически правил Россией.
После "Смуты" в русском политическом сознании сформиро
валось представление о Русском государстве как об осажденной
крепости, как о единственном оплоте благоверия и благочестия в
окружении стран, плененных Антихристом.
Усилению национального начала в русской политико-правовой
идеологии способствовало и осознание русским обществом истин
ных причин "Смуты", т. е. действительной подоплеки произошед
шего в начале XVII в. крушения Русского государства.
Обида на иностранцев, сколь ни велика она была, не помешала
русскому обществу увидеть, что главным врагом Русского государ
ства, сокрушившим его, были...
сами русские.
Иностранцы же лишь
воспользовались
"Смутой" для достижения своих корыстных целей.
Одно из самых ранних свидетельств такого понимания причин
"Смуты" представляет собой "Новая повЪсть о преславномъ Ро-
сийскомъ царстве и великом государстве Московском...", написан
ная в феврале — начале марта 1611 г. "Скажу вамъ истинну, а не
ложь, — писал ее автор, оставшийся неизвестным, — что однолич-
но сопостаты наши, которыя у нас, нынЪ с
нашими измЬнники-
единовЬрники,
и с новыми богоотступники, и кровопролители, и
разорители вЧзры християнския, с первенцы сатанины, со июдины-
ми предателя Христова братиею, с началники, и со иными их под
ручники, и угодники, и единомысленники, иже недостойны по сво
им злымъ ДБЛОМЪ прямым своимъ званиемъ именоватися (рещи
достоит ихъ — душапагубныя волки), хотят насъ конечно погуби-
ти, и под меч подклонити" (курсив мой. —
В.
Т.). В другом месте
своей повести ее безымянный автор конкретизирует, кого он имеет
в виду под "нашими изменниками-единоверцами". Это в первую
очередь русские бояре-землевладельцы. Обвиняя в предательстве
212
История политических и правовых учений
своего отечества землевладельцев и правителей, которые словно
ослепли или онемели и ни один из них не смеет тому врагу ничего
запретить, "Новая повесть о преславном Российском царстве..." от
мечала, что другие при этом молчат, не говорят, ни в чем врагу не
перечат.
Как известно, Россию спасла от окончательного краха в нача
ле XVII в.
русская провинция.
Для русских людей того времени
такой выход из "Смуты" был вполне закономерным. В их пред
ставлении
спасение России не могло прийти из столицы.
"Писа
ние о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Шуй
ского, рекомаго Скопина", созданное в середине XVI в., за несколь
ко месяцев до освобождения столицы провинциальным ратным опол
чением, показывает, что Москва считалась тогда
скопищем преда
телей.
Весной 1610 г. войска, предводимые племянником тогдашнего
царя Василия Шуйского князем М. В. Скопиным-Шуйским, разгро
мили польскую армию, осаждавшую Москву. Князь с почестями
был принят в столице. Царь не имел детей, и талантливый полко
водец Скопин-Шуйский серьезно рассматривался многими в каче
стве наиболее вероятного наследника царского престола. Однако в
апреле 1610 г., после посещения одного из московских пиров, князь
заболел и спустя некоторое время умер. Было ему в то время всего
23 года. В русском обществе распространилось мнение о его отравле
нии на пиру. В вышеназванном произведении рассказывается, как
мать Михаила Скопина-Шуйского умоляет своего сына не ездить в
Москву. "И колько я тобъ, чадо, в Олександрову слободу приказы
вала:
не Ъзди во
грае? Москву,
что лихи в МосквЬ звЬри лютые, а
пышат ядом змииным, измЬнничъим"
(курсив мой. —
В. Т.).
Представляя крушение Русского государства в начале XVII в.
как следствие предательства русскими правителями и их прибли
женными своего отечества, русские мыслители трактовали порож
денные этим крушением бедствия в качестве наказания, насланно
го Богом на всех русских за их грехи. И. А. Хворостинин в своем
произведении "Словеса дней, и царей, и святителей московских...",
написанном в первое десятилетие после окончания "Смуты", усмат
ривал суть последней в том, что русские, как согрешившие перед
Богом и будучи не в состоянии исправиться, пали от меча своих
собственных пороков и были посечены неправдою, погублены раз
личными страстями.
Стремление русских мыслителей понять истинные причины ка
тастрофы, постигшей русскую государственность в начале XVII в.,
побуждало их обращаться к аналогичным событиям в истории дру
гих государств.
Тема гибели государств, вошедшая в проблематику русской ли
тературы еще в эпоху Киевской Руси, получила дальнейшее разви
тие в сочинениях русских писателей второй половины XV—XVI в.
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 213
в связи с падением в 1453 г. Византии. В XVII в. данная тема
становится одной из главных тем русской политической мысли.
Происходившие в мировой истории события гибели государств
рассматриваются теперь русскими мыслителями через призму опы
та отечественной истории. В чужом же историческом опыте иска
лись ими закономерности, проявившиеся во время "Смуты" нача
ла XVII в. в России.
Именно поэтому широкое распространение в правящих кругах
русского общества в течение указанного столетия получил полити
ческий трактат "Описание винъ или причинъ, которыми к погибе
ли и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в
цЪлости и в покою содержатца и строятца".
Содержание трактата само по себе объясняет, почему он выз
вал в России такой большой интерес (и почему автор его остался
неизвестным). Главные идеи рассматриваемого произведения сво
дятся к следующему: 1) каждое государство имеет свои исконные
и естественные основы, и как бы ни было превосходно и прочно оно
устроено, его все равно ждет гибель; 2) причиной гибели государств
всегда являются "люди, которые властельми и начальниками госу-
дарствъ бывают, егда за их злобою и за их хотЪниемъ и гордостью,
и за их неправдою всякие царства переменяютца и погибают";
3) гибнут государства по воле и суду Бога, а вершится суд Божий
за грехи и преступления, совершаемые людьми, отпавшими от Бога,
и от того гнев его страшный на себя навлекшими. "А приходит
гневъ Божий на все люди злоб ради ихъ, к симъ же и за гръхи
началниковъ."; 4) там, где злоба человеческая размножается и
расширяется и где нет единомыслия начальников с подданными,
все приходит к тому, что все царство переполняется злобой и гре
хами человеческими, за что его и наказывает Бог; 5) "надобет госу
дарем и начальником во всякомъ государстве добро и праведно
жити, чтобы были обрасцом всякихъ добродетелей того для, что
каковых обычаевъ будет царь, таковы же смотря на него, будут и
подданные его"; 6) до тех пор будет существовать всякое государ
ство, пока в нем будет править добродетель и будут чтиться доб
рые святые и праведные обычаи и установления; 7) "изначала вся
кому государю и начальнику подобает того беречи, чтобы силою и
неправдою ничто не дЪлалось в государстве. Егда бо коли через
силу что-нибудь дЪлаетца, тогда такое дЪло не будет уже постоян
ное и крЪпкое того для, что ни одного мучителя не была постоянная
и долговечная власть и сила..."; 8) для всех начальников любовь
подданных, которыми они правят, есть красота и честь и бесстраш
ная жизнь, напротив, нелюбовь и ненависть подданных есть бесче
стье для всех государей и начальников, в большинстве своем при
водящее их к погибели. "А которые начальники хотятъ того и же
лают, чтобы подданнии больши боялись их, нежели любили их,
8 История политических и правовых
учений