Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5839
Скачиваний: 125
214
История политических и правовых учений
тогда такие къ погибели, что слепые, идутъ того для, что ничево
нЪтъ меж всЪми вещьми лутчево къ содержанию величества госу-
дарского, только коли государи имъютъ любовь всЪх подданных";
9) для сохранения государства в целости необходимо, чтобы не
изменялись законы или судебники и государственные установле
ния, но больше в целости сохранялись потому, что перемена дав
них и старых обычаев влечет перемену в государстве. А если на
добно изменить какие-нибудь обычаи в государстве, то не подобает
делать это наспех, но постепенно, чтобы от быстрых перемен серд
ца подданных не смутились и чтобы вслед затем не возник страх в
государстве, потому что от всякого нововведения государству бы
вает убытков больше, чем выгод, — нововведение порождает сму
ту и мятеж в государстве.
Вышеописанные выводы из размышлений о причинах гибели
государств в полной мере соответствовали характеру русского по
литико-правового сознания XVII в. Большинство русских мыслите
лей главную причину крушения Московского государства усмотре
ли именно в поведении правящей группировки. Мнение о тогдаш
них правителях России, высказанное в "Новой повести о преслав-
ном Российском царстве..." словами "и тако тЪ наши благороднии
зглупали и душами своими пали", было, по существу, всеобщим
среди русских писателей.
Вполне гармонировало с характером русского общественного
сознания XVII в. и выраженное в трактате о причинах гибели госу
дарств опасение быстрых и резких нововведений. В сознании обще
ства, пережившего такую катастрофу, которая выпала на долю
России в начале указанного столетия, неизбежно должно было во
зобладать консервативное, охранительное настроение.
Проявлением данного настроения в официальной политической
идеологии XVII в. стало настойчивое подчеркивание преемственности
новой царской власти относительно власти Московских государей
предшествующих веков. В "Утвержденной грамоте об избрании на
Московское государство Михаила Федоровича Романова" неодно
кратно говорилось, что он великий государь "от благороднаго коре-
ни благоцветущая отросль, благочестиваго и праведнаго великого
государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии
самодержца, племянник".
Соответственно этому царская власть объявлялась
династий-
ной
и
богоустановленной.
Однако обстоятельства "Смуты" и факт
избрания нового царя на Земском соборе не могли не внести серь
езных коррективов в политическую теорию царской власти, выра
ботанную в XVI в.
Как известно, для Ивана Грозного богоустановленность цар
ской власти означала полную независимость от "хотытая многомя-
тежнаго человечества". Он резко противопоставлял себя, Богом из-
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
215
бранного русского царя, избранному людьми польскому королю.
Перед идеологами же царской власти, установившейся после "Сму
ты", встала проблема примирения принципа богоизбранности рус
ского царя с фактом избрания его людьми. Данную проблему и
призвана была решить "Утвержденная грамота..." 1613 г.
Решение оказалось изящным по форме и убедительным по сво
ей логике. Авторы "Утвержденной грамоты..." провели мысль о
том, что избрание Михайло Романова на царский престол Земским
Собором не есть избрание человеческим хотением. "Тем же тебя
убо, превеликий государь Михайло Федорович, — говорилось в
грамоте, — не по человеческому единомышлению, ниже по челове
ческому угодию предъизбра; но по праведному суду Божию сие
царское избрание на тебе, великом государе, возложен". По мне
нию авторов рассматриваемой грамоты, Бог, избрав царем Михаи
ла Романова, внушил свою волю людям Московского государства,
т. е.
глас Божий стал гласом народа.
Не случайно поэтому в
"Утвержденной грамоте..." говорится не только о царях, Богом из
бранных, но и о
"предъизбранных
Богом" царях.
Данная политическая концепция, совмещающая принцип бого
избранности царя с фактом его избрания людьми, не была изобре
тена при написании "Утвержденной грамоты...". Духом этой концеп
ции была изначально пронизана сама организация избрания нового
царя на Земском Соборе. Участники Земского Собора не избирали
Михаила Романова на должность носителя верховной государствен
ной власти из нескольких кандидатов. Они не устраивали выборы
царя в современном понимании данного явления. (Хотя попытки
устроить такие выборы предпринимались некоторыми боярами.)
Главный вопрос, который решали члены Земского Собора, заклю
чался в том, кто может быть царем в России, кто соответствует
сложившемуся к тому времени в русском политическом сознании
образу царя. Вот почему в "Утвержденной грамоте..." говорится,
что с земского совета "лутчих, крепких и разумных людей" Мос
ковского государства выбирали государя царя, "кого Господь Бог
даст, из Московских из Руских родов".
К началу 1613 г. в русском обществе сформировалось прочное
убеждение, что царем в России может быть
только человек право
славной веры
("Аще не будет единогласен вЪры нашея, несть нам
царь! Не сый вЪрен, да не будет намъ владыко и царь!", — говорил
в 1610 г. в одной из своих публичных проповедей патриарх Гермо-
ген).
Только природный русский
("Царь православный должен быть
из русских, есть на это место в нашей земле достойные сыны!", —
заявлял Гермоген). Только
родственник последнего царя из дина
стии Рюриковичей,
т. е. Федора Ивановича.
Только тот, на ком
единогласно сосредоточатся желания всех людей Русского госу
дарства.
216
История политических и правовых учений
Кроме того, царь должен был соответствовать народному пред
ставлению о добром человеке. Это представление отразилось в "Ут
вержденной грамоте...". Согласно рассказу, содержащемуся в ее
тексте, 21 февраля 1613 г. члены Земского Собора вместе с жите
лями Москвы, пришедшими со своими женами и детьми, молили
Бога в Успенском соборе Московского Кремля, чтобы он отвратил
от них свой праведный гнев и дал бы на Московское государство
"государя царя праведна и свята, и благочестива, и благородна и
христолюбива, чтоб, по милости Божий, вперед их царская степень
утвердилася на веки, и чтоб было вечно, и твердо, и крепко и
неподвижно в род и род на веки". Шестнадцатилетний Михаил
Романов, свободный в силу молодости своей от пороков, казался
воплощением всех перечисленных качеств. Избрание его на цар
ство не нарушило, таким образом, сформулированных Иваном Гроз
ным канонов официальной политической идеологии, а, напротив,
подтвердило их. Будучи избранным Земским Собором, Михаил не
становился выборным властителем, наподобие польского короля.
Земской Собор фактически избрал на царство не одного человека,
а сразу всю династию Романовых, т. е. не только Михаила, но и
всех его еще не родившихся потомков.
В рамках такой политической концепции не могло найтись мес
та учению об общественном договоре между властителем и под
данными, по которому властитель принимает на себя в отношении
своих подданных определенные обязанности. В соответствии с рус
ской политической идеологией царь несет на себе обязанности
относительно своих подданных не по договору с ними, но в силу
самого своего звания русского царя. Вот почему он не должен при
сягать своим подданным, как это делали европейские короли.
В этом плане совершенно логичным выглядит ответ, который
дал в 1654 г. украинским полковникам посланный на Украину ца
рем Алексеем Михайловичем боярин В. В. Бутурлин. Полковники
попросили боярина присягнуть за своего государя в том, что тот
после принятия Украины в состав России выполнит все свои обе
щания, данные украинскому казачеству. "Непристойное дело за
государя присягать, никогда этого не повелось", — ответил Бутур
лин. На это полковники заметили, что польские короли всегда сво
им подданным присягают. Тогда русский боярин сказал: "Польские
подданным своим присягают, но этого в образец ставить не при
стойно, потому что это короли неверные и не самодержцы, на чем и
присягают, на том никогда в правде своей не стоят".
Высокое звание русского царя предполагало строгое соблюде
ние его носителем целого комплекса разнообразных условий осуще
ствления власти, а также исполнение царем массы различных обя
занностей по отношению к своим подданным, одним словом, всего
того, что составляло содержание его исторической миссии, кото-
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
217
рую коротко можно выразить словами:
"служение России и Богу,
Богу и России".
§ 3. Политические и правовые идеи
патриарха Никона и протопопа Аввакума:
политико-правовая идеология церковного
раскола
Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеоло
гами двух течений в рамках русской православной церкви — нико
нианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и оз
наменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных
событий русской истории указанного столетия, во многом предо
пределившее последующую историческую судьбу России.
Непосредственной причиной раскола русской церкви на нико
ниан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном
в 50-х годах XVII в. реформа церковных обрядов и исправление
богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники высту
пили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, отто
го и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу цер
ковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако,
лишь внешнюю сторону церковного раскола. Если бы причина рас
кола заключалась только в разногласиях относительно обрядов и
книг, он не был бы таким глубоким, не привел бы к трагическому
разлому русской церкви, от последствий которого она никогда не
сможет оправиться, не вылился бы в настоящую гражданскую вой
ну внутри православного русского общества.
Глубинный смысл церковного раскола, произошедшего в Рос
сии в середине XVII в., заключался в столкновении двух различ
ных воззрений на историческое будущее Русского государства, его
предназначение, сущность царской власти в русском обществе. Глав
ные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали
за независимость церкви от государственной власти, однако пути
достижения этой независимости представляли по-разному.
Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол
середины XVII в. был
расколом в политической идеологии русской
православной церкви,
конфликтом политических воззрений нико
ниан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола
религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей траге
дией для русского общества. Трагичным в нем было, помимо про
чего, и то, что в войну друг с другом вступили самые активные,
самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талан-
218
История политических и правовых учений
том представители русского общества — люди, способные ради своей
веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жиз
нью своей.
Именно такими людьми были патриарх Никон и протопоп Ав
вакум.
Никон
(в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижегород
ском уезде в крестьянской семье. Духовное образование получил в
Макарьевском Желтоводском монастыре (Костромская губерния).
С 1625 г. служил священником в одной из сельских церквей, затем
в одном из московских церковных храмов. В 1630—1634 гг. Никон
пребывал в одном из монашеских скитов Северной Руси, после
этого 12 лет жил в Кожеозерском монастыре. Здесь он в 1643 г. был
рукоположен в игумены. В 1646 г. во время деловой поездки в
Москву его представили только что взошедшему на престол царю
Алексею Михайловичу. Царь после встречи с Никоном пожелал,
чтобы тот служил в Москве. В результате Никон был возведен в
сан архимандрита Новоспасского монастыря, в котором находи
лась родовая усыпальница рода Романовых. В 1648 г. он стал мит
рополитом Новгородским, а спустя четыре года был избран на пат
риарший престол.
К началу 50-х годов XVII в. в окружении царя Алексея Михайло
вича возникла мысль о необходимости приведения русских церков
ных обрядов и богослужебных книг в соответствие с обрядами и
книгами тогдашней греческой церкви. За время, прошедшее с мо
мента принятия русским обществом христианства, византийские
церковные обряды претерпели изменения, на Руси же они оста
лись неизменными. Идею указанной реформы проповедовали цар
ский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора
Иоанн Неронов, поддерживали воевода Ф. М. Ртищев, многие пред
ставители московского духовенства и служилого дворянства. Царь
тоже увлекся данной идеей. В рассматриваемое время вызрели все
предпосылки для вхождения в состав Русского государства Украи
ны, где православная церковь уже приняла новогреческие обряды.
Приняты последние были и православной церковью в южносла
вянских странах. Приведение русских церковных обрядов в соот
ветствие с новыми греческими обрядами сближало церковные орга
низации России и Украины, содействуя таким образом процессу
государственного объединения.
Вместе с тем стремление сблизить русскую церковь с другими
православными церковными организациями было реакцией на аг
рессивную экспансионистскую политику западной римско-католи
ческой церкви. Идя навстречу греческой церкви, русская церковь
отдалялась от церкви западной. Именно такой смысл имели попытки
патриарха Филарета, деда царя Алексея Михайловича, согласовать
русские церковные обряды и богослужебные книги с греческими.