Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5840
Скачиваний: 125
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
219
Наконец, рассматриваемая церковная реформа отвечала и стрем
лению царя Алексея Михайловича быть царем всех православных
христиан. Без унификации церковных обрядов реализовать это
стремление, запрограммированное в официальной идеологии, в кон
цепции "Москва — Третий Рим", было бы затруднительно.
Избранный на пост патриарха Никон должен был стать ору
дием церковной реформы, задуманной при царском дворе и являв
шейся по своей сущности
политической
реформой. И действительно,
едва вступив на патриарший престол, Никон начинает данную ре
форму. Смысл затеянного царем мероприятия им понят вполне. В
первой же своей речи Никон высказывает пожелание, чтобы
"Бог
собрал воедино его благочестивое царство"
и чтобы русский царь
стал
"царем вселенским, и самодержцем христианским".
Однако сам Никон придал унификации церковных обрядов рус
ской и греческой церквей еще и свой затаенный от царя смысл. С
середины XVI в. русская церковная организация пребывала фак
тически под полной властью царя, который волен был и ставить
угодных себе митрополитов (с 1589 г. патриархов), и смещать не
угодных. Никон увидел в сближении русской церкви со Вселен
ской православной церковью возможность укрепиться церковной
власти в России и стать в конечном итоге в самостоятельное, неза
висимое от власти царской положение. Он понял, что до тех пор,
пока пределы власти церкви будут совпадать с границами госу
дарства, церковь будет неизбежно пребывать в подчинении госу
дарственной власти, поскольку две самостоятельные власти не мо
гут существовать в одних и тех же территориальных рамках. Та
ким образом, и патриархом Никоном при проведении церковной
реформы преследовались политические цели. Правда, цели, во мно
гом противоположные царским. В этом противоречии таилась пред
посылка будущего разрыва Никона с царем Алексеем Михайло
вичем.
И этот разрыв произошел в конце 50-х годов XVII в. Резуль
татом его стало демонстративное оставление Никоном патриарше
го престола в 1658 г. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив
правильность реформы обрядов, проведенной Никоном, лишил его
архиерейского сана и священства. "...Да вменяется и именуется
он отныне простым монахом Никоном, а не патриархом Москов
ским", — гласил приговор Собора. Приговором было определено
назначить ему местопребывание до конца его жизни "в какой-либо
древней обители, чтобы он там мог в совершенном безмолвии оп
лакивать грехи свои". Умер Никон в 1681 г.
Главное сочинение Никона, в котором выражены его полити
ческие и правовые взгляды, было написано им в монастырском
уединении после его низвержения с патриаршего престола. Оттого
оно и выделяется откровенностью суждений и резкостью форму-
220
История политических и правовых учений
лировок. В рукописи сочинение Никона составляет 900 листов. Его
полное название отражает его полемический характер: "Возражешя
или р а з з о р е т я смиреннаго Никона, Бож1ею милостгю naTpiapxa,
противо вопросов боярина С. СтрЪшнева, еже написа Газскому
митрополиту Паисио Лигариддусу и на ответы Паисеовы".
Боярин Стрешнев был открытым противником взглядов Нико
на на соотношение церкви и государства. В 1666 г. боярин вел доп
рос Никона, на котором задал ему в письменной форме 30 вопро
сов. На них и отвечал Никон своим произведением.
Основная тема данного сочинения — взаимоотношения церкви
и государства. Никон исходил прежде всего из того, что "священ
ство" и "царство" представляют собой две самостоятельные власти
в обществе, каждая из которых исполняет свою функцию. "Царь
здЪшним ввБрен есть, а аз небесным. Царь телъсным ввъряем есть,
1ерей же — душам. Царь долги имъниям оставляет, священник же
долги согрЪшешям. Он принуждает, а сей и утЪшает. Он — нужею,
сей же советом. Он оруж1я чувствена имать, а сей — духовная. Он
брань имать к супостатам, сей же к началом и миродержателем
тьмы вЪка сего".
В соответствии с этим своим воззрением Никон отвергал те
орию "Москва — Третий Рим", т. е. учение о "православном Ро-
мейском Царстве", согласно которому носителем истинного хрис
тианского идеала становилось Московское государство. "Ты гово
ришь, что римская слава и честь перешла на Москву: откуда ты
это взялЪ", — писал Никон в послании ("Возражениях") боярину
Стрешневу. Русский царь в концепции "Москва — Третий Рим"
представал в качестве единственного хранителя православной хри
стианской церкви — Никон справедливо усмотрел здесь возвыше
ние царской власти над церковной.
Из этих различий между церковью и государством Никон де
лал вывод о превосходстве церкви над государством. "И сего ради:
священство царства преболъ есть". Он считал, что церковь перестает
быть церковью, если подпадает под государственную власть: "...Иде-
же церковь под м1рскую власть снидет, несть церковь, но дом чело
веческий и вертеп разбойников".
Превосходство церкви над государством коренится, в понима
нии Никона, прежде всего в превосходстве церковных функций
над государственными. Государству поручено земное, т. е. низшее,
церкви — небесное, т. е. высшее. "Аще бо и честен Вам престол
царскш является от приложных ему камента и обдержаща и зла
та, должен есть судитися яко царь, но обаче яже на земли полу
чил есть строительствовати и множае с1я власти не им*ть ничто-
же. Священства же престол на небеси посажен есть. Кто си глаго
лете — Сам Небесный Царь: елика бо аще свяжете на земли, будут
связаны на небесЬх".
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
221
Никон выражал в рассматриваемом сочинении взгляд на свя
щенников как на посредников между Богом и людьми, распростра
ненный в западноевропейской теологии.
Именно поэтому, утверждал далее Никон, цари принимают по
мазание от руки священника, а не священники от царской руки.
Рука священника — большая властительница, чем царская голова,
"И самую царскую главу под священниковы руц^ принося, полага
ет Бог, наказует нас, яко сей она болыни есть властник, меньшее
бо от болыпаго, благословляется".
По мнению Никона, "священство" стоит выше "царства" пото
му еще, что последнее произошло от первого, и оттого, что "священ
ство"
честнее
"царства". Данный вывод он обосновывал, помимо
прочего, принятым Московскими царями идеологическим постула
том, согласно которому царская власть дается Богом.
Никон декларировал также, что церковная власть лучше свет
ской, поскольку небо лучше земли. При этом он подчеркивал, что
имеет в виду не только власть местных князей, но и царскую. По
его словам: "Якоже капля дождя от велгайя тучи, т. е. земля от
небеси мЪрится, тако царство меньшится от священства".
По мнению Никона, до тех пор, пока описанное им соотношение
церковной и государственной власти поддерживается царями, их
царства стоят прочно. Нарушение же этого богоустановленного по
рядка несет с собой гибель царству.
Это нарушение Никон усматривал в политике царя Алексея
Михайловича относительно церкви. Царь, с точки зрения Никона,
незаконно принял на себя "святительский чин и власть церков
ную". Более того, он посягнул на церковное имущество — "обни
щал и ограбил св. церковь". "Все царское величество, — укорял
Никон Алексея Михайловича, — через божественные законы,
вышеописанные здЪ, олихоимствова. И не имвет святая великая
церковь никотораго причаст1я в Москве, якоже прежде при пре
жних царъх и великих князъх имЪла. Но есть пуста всякаго перва-
го своего состояшя, яко вдова осиротъвши".
В данном утверждении Никон противоречил собственным выс
казываниям о том, что царству поручено земное, а церкви — небес
ное. Посягая на церковное имущество, царь не выходил за рамки
отданного ему во власть земного мира. Очевидно, что к указанной
логической ошибке в рассуждениях о соотношении церкви и госу
дарства Никона привело стремление максимально обособить церков
ную власть от государственной.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от го
сударства. Он считал, что священники не должны подчиняться цар
ским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчи
нится, то в понимании Никона такой человек перестает быть свя
щенником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и
222
История политических и правовых учений
прочш священнаго чина, оставивше церковные суды, к карским
суд1ям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся".
Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он
называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчи
няться нормам Уложения.
Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол
между церковью и государством в России.
Поскольку в России митрополиты, архиепископы, епископы,
архимандриты, игумены и дьяконы через божественные правила
под суд царский и прочих мирских людей ходят, они уже недо
стойны, по мнению Никона, именоваться таковыми. Вывод, кото
рый делал Никон из этого факта, гласил, что "ради беззакошя все
упразднилося святительство и священство и христ1анство — от
мала до велика".
По мнению Никона, с 1666 г., т. е. после Церковного Собора,
пошедшего на поводу у царской власти и выполнившего в своих
решениях заказ царя Алексея Михайловича, в России наступили
времена Антихриста. "Яве есть всякому, точю ум имущему разумЪ-
ти, — писал он, — яко время то антихристово есть".
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ
его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по
его мнению, в орудие Антихриста. Внешне, однако, все выглядело
так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старо
обрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обря
дов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг.
На самом деле Никон не придавал большого значения самой по
себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в цер
ковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных
книг.
Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка
противников церковной реформы была внушена Церковному Собо
ру прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать
вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности,
сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главно
го идеолога старообрядчества протопопа Аввакума.
Жизнь этого человека представляет собой настоящий роман.
Он сам описал ее в своем собственном "Житии". И главным обра
зом именно из этого его сочинения мы узнаем об основных вехах
его удивительной судьбы и об основах его мировоззрения.
Родился
Аввакум
(в миру — Петров) в 1620 г. в Нижегородском
уезде (так же, как Никон) в семье сельского священника Петра.
С 1644 г. он — дьякон сельской церкви, в 1644 г. поставлен в попы.
В 1647 г. во время пребывания в Москве Аввакум знакомится со
Стефаном Вонифатьевым и входит в его кружок "ревнителей
благочестия".
Гл. 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в.
223
С конца 1652 г. Аввакум — протопоп Казанского собора в Мос
кве. Когда началась реформа церковных обрядов, он возглавил оп
позицию ей. В результате в 1653 г. Аввакума заточают в монас
тырь, а затем высылают вместе с семьей в Сибирь. В Москву он
возвращается только в 1664 г. Царь надеялся, что льстивые слова в
адрес Аввакума, щедрые подарки и посулы смирят его нрав и по
будят хотя бы не противиться церковным нововведениям Однако
Аввакум оказался стойким борцом и продолжил свои обличения
церковной реформы. Реакция со стороны официальных властей не
замедлила проявиться. "А власти, яко козлы, пырскать стали на
меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Хрис
товы многие приходили ко мне и, уразумевше истину, не стали к
прелестной их службе ходить", — так описывал Аввакум случив
шийся очередной поворот в своей судьбе. В 1666 г. он был с рядом
своих сторонников расстрижен, предан церковному проклятию и
отправлен в монастырское заточение. В 1682 г. после серии напи
санных им и разосланных по России посланий, содержащих ругань
по адресу царя и высшего духовенства, Аввакума сожгли в срубе
вместе с тремя другими старообрядцами.
Помимо "Жития протопопа Аввакума им самим написанного",
политические и правовые взгляды главного идеолога старообрядче
ства выражаются в основном в его письмах к своим сторонникам и
челобитных к царю.
Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона
Аввакум оценивал как ересь. "Господу попустившу за наше согре
шение — злый пастырь быв во овчей кожи волк Никон патриарх в
лето от создания мира 7161, — писал он в одном из своих посла
ний. — Сый еретик изъмени святый чин и развратил святыя книги
и благолепоту святыя церкви опроверже и нелепый раздоры и чины
во святую церковь внесе от различных ересей и зело огорчив цер
ковь Божию, общую матерь нашу, и осквернил догматы незаконны
ми, преложив истинну во лжу и почтоша беззаконие в закон".
Такая реакция Аввакума на изменение русских церковных об
рядов по образцам, принятым в греческой церкви, была вполне
объяснимой.
В течение второй половины XV и вплоть до середины XVII в. в
русской официальной политической и церковной идеологии настой
чиво проводилась мысль о том, что Византия пала от того, что
греки отступили от истинного христианства. И вот теперь оказыва
лось, что православные христиане в России должны были принять
обряды этой предавшей православие церкви, в частности, вместо
двухперстного крестного знамения, испокон веков бытовавшего на
Руси, принять трехперстное, введенное в византийской церкви в
XII в.
В течение XVI — первой половины XVII в. официальная поли
тическая и церковная идеология в России учила, что "Москва —