Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5495

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

19 

ков племенной демократии и патриархальных традиций. Напри­
мер, первые цари изображались выборными и правившими в пол­
ном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение 
правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделе­
ний. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал 
обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи нена­
сытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи 
сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный неспра­
ведливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а 
царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, 
однако, к активной борьбе с несправедливостью. 

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. За­

интересованные в поддержке господствующих сословий руково­
дители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем 
усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей 
власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются 
идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начина­
ют использовать учение в борьбе против засилия жречества и стре­
мятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. 
Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологи­
ей достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший 
империей Маурьев, перешел в буддийскую веру. 

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с 

возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей 
элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буд­
дизм получает распространение главным образом за пределами 
Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. 
В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий. 

§ 3. Политическая и правовая мысль 

Древнего Китая 

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая от­

носится к VI—III вв. до н. э. В этот период в стране происходят 
глубокие экономические и политические изменения, обусловленные 
появлением частной собственности на землю. Рост имущественной 
дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажи­
точных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и уг­
лубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба 
за власть между имущественной и наследственной аристократией. 

Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой 
знати, распадается на многочисленные враждующие между собой 
государства. Страну охватывает затяжной политический кризис. 

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих клас­

сов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы 


background image

20 

История политических и правовых учений 

упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить по­
литическую стабильность. В общественно-политической мысли скла­
дываются различные направления и школы. Развивавшиеся на ос­
нове предшествующей религиозной мифологии, они нередко исполь­
зовали одни и те же представления (например, о божественной 
природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим про­
граммам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древ­
него Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. 

Возникновение

 даосизма

 традиция связывает с именем полу­

легендарного мудреца

 Лао-цзы,

 жившего по преданию в VI в. до 

н. э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ 
цзин" ("Книга о дао и дэ"). 

Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной вер­

хушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения 
правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения госу­

дарственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти 

слои добивались реставрации патриархальных порядков. 

В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). Оно 

было заимствовано из традиционных китайских верований, где оз­
начало правильный жизненный путь человека или народа, соответ­
ствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели 
даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в 
первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о 

"небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао 

народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсо­
лютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и 
превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующе­
го, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех 
явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рожде­
ния и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного 
закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей 
силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попы­
таться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь. 

Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, 

что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначаль­
ной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с зем­

лей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной обществен­

ных неурядиц является переход от изначального слияния человека 
с дао к развитию его способностей и знаниям. 

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят 

осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. 

"Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие 

убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший купец, 
имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ 
цзин" нашли отражение широко распространенные среди общин-


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

21 

ного крестьянства представления об имущественных переделах в 
пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лиш­
нее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао 
отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято". 

Свои надежды на восстановление естественной простоты чело­

веческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из чис­
ла наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную 
тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут 
его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. 
Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благо­
получие, а народ без приказания успокоится". 

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи 

метода недеяния, т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в 
дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правите­

лей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много нало­
гов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший 
правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". 

Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к зем­

ле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди 
жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от исполь­
зования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, 
кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежествен­
ным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний". 

Социально-политическая концепция даосизма представляла со­

бой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родо­
витой знати и общинной верхушки, положение которых было подо­
рвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не 
обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти 
слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не 
доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои 
имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, ис­

пользуя для этого и общинные традиции взаимопомощи. 

Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему 

со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближай­
шего окружения царей и кончая различными заговорщицкими орга­
низациями. Использование даосами традиций и норм общинной жиз­
ни облегчало восприятие учения крестьянскими массами. 

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и 

правовой мысли Китая являлось

 конфуцианство.

 Родоначальник 

этого направления

 Конфуций

 (551—479 гг. до н. э.) защищал инте­

ресы слоев, стремившихся примирить имущественную и наслед­
ственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в 
книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"). 

Основными категориями конфуцианства являются понятия бла­

городного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти 

2 История политических и правовых 

учений 


background image

22 

История политических и правовых учений 

были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различ­
ные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки 
зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных 
предписаний. 

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны бла­

городные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за 
сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деле­
ние людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. 
Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло 
в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам проис­
хождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж 
в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, 
человек, который всем своим поведением утверждает нормы мора­
ли. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать 
людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых 
и устранять несправедливых, народ будет подчиняться". 

Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выражен­

ный компромиссный характер: представления, типичные для идео­
логии наследственной знати (признание врожденных различий меж­
ду людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у 
него с положениями, открывавшими доступ к государственному 
аппарату неродовитой общинной верхушке. 

Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и рас­

пространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций 
вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под 
человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным 
ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных об­
щин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о де­
тях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также спра­
ведливые отношения между теми, кто не связан родственными уза­
ми. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим 
братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоот­
ношений между людьми был принцип: "Не делай другим того, чего 
не желаешь себе". 

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были 

послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку 
Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, 
т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существую­
щих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Го­
сударь должен быть государем, сановник — сановником, отец — 
отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относить­
ся к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достат­
ке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать 
народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, 

и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — 


background image

Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 

23 

значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан прояв­
лять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им 
повиноваться. Прообразом организации государственной власти для 
Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых об­
щинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой 
одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского 
государства. 

Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в 

учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной 
системы государства. Конфуций был решительным противником 
управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших 
ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохра­
нение традиционных религиозно-моральных методов воздействия 
на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством зако­
нов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет 
стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать сты­
да. Если же руководить народом посредством добродетели и под­
держивать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и 
он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения ох­
ватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и куль­
товых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные на­
ставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение 
перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, су­
ществовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу. 

На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что 

необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если 
правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его после­
дователи не исключали, однако, что для наступления той счастли­
вой поры потребуются карательные походы против непокорных. 
Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных 
походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не 
правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-
отечески, т. е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало 
тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограни­

чивало своеволие государя определенными моральными рамками. 

Политическая программа раннего конфуцианства в целом яв­

лялась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные 
идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению 
патриархальных отношений, утверждению господства наследствен­
ной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сосло­
вия за счет представителей непривилегированных слоев не могли 
привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, 
будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в 
активных защитников организации власти, которую отстаивала 
родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предпола-