Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5766
Скачиваний: 125
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
19
ков племенной демократии и патриархальных традиций. Напри
мер, первые цари изображались выборными и правившими в пол
ном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение
правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделе
ний. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал
обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи нена
сытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи
сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный неспра
ведливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а
царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали,
однако, к активной борьбе с несправедливостью.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. За
интересованные в поддержке господствующих сословий руково
дители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем
усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей
власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются
идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начина
ют использовать учение в борьбе против засилия жречества и стре
мятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии.
Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологи
ей достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший
империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с
возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей
элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. Буд
дизм получает распространение главным образом за пределами
Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др.
В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.
§ 3. Политическая и правовая мысль
Древнего Китая
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая от
носится к VI—III вв. до н. э. В этот период в стране происходят
глубокие экономические и политические изменения, обусловленные
появлением частной собственности на землю. Рост имущественной
дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажи
точных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и уг
лубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба
за власть между имущественной и наследственной аристократией.
Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой
знати, распадается на многочисленные враждующие между собой
государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
В поисках выхода из него идеологи противоборствующих клас
сов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы
20
История политических и правовых учений
упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить по
литическую стабильность. В общественно-политической мысли скла
дываются различные направления и школы. Развивавшиеся на ос
нове предшествующей религиозной мифологии, они нередко исполь
зовали одни и те же представления (например, о божественной
природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим про
граммам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древ
него Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Возникновение
даосизма
традиция связывает с именем полу
легендарного мудреца
Лао-цзы,
жившего по преданию в VI в. до
н. э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ
цзин" ("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной вер
хушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения
правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения госу
дарственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти
слои добивались реставрации патриархальных порядков.
В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). Оно
было заимствовано из традиционных китайских верований, где оз
начало правильный жизненный путь человека или народа, соответ
ствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели
даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в
первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о
"небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао
народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсо
лютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и
превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующе
го, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех
явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рожде
ния и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного
закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей
силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попы
таться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем,
что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначаль
ной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с зем
лей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной обществен
ных неурядиц является переход от изначального слияния человека
с дао к развитию его способностей и знаниям.
В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят
осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.
"Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие
убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший купец,
имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ
цзин" нашли отражение широко распространенные среди общин-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
21
ного крестьянства представления об имущественных переделах в
пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лиш
нее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао
отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".
Свои надежды на восстановление естественной простоты чело
веческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из чис
ла наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную
тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут
его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными.
Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благо
получие, а народ без приказания успокоится".
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи
метода недеяния, т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в
дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правите
лей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много нало
гов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший
правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".
Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к зем
ле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди
жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от исполь
зования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те,
кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежествен
ным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".
Социально-политическая концепция даосизма представляла со
бой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родо
витой знати и общинной верхушки, положение которых было подо
рвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не
обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти
слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не
доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои
имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, ис
пользуя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему
со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближай
шего окружения царей и кончая различными заговорщицкими орга
низациями. Использование даосами традиций и норм общинной жиз
ни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и
правовой мысли Китая являлось
конфуцианство.
Родоначальник
этого направления
Конфуций
(551—479 гг. до н. э.) защищал инте
ресы слоев, стремившихся примирить имущественную и наслед
ственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в
книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы").
Основными категориями конфуцианства являются понятия бла
городного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти
2 История политических и правовых
учений
22
История политических и правовых учений
были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различ
ные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки
зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных
предписаний.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны бла
городные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за
сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деле
ние людей на "высших" и "низших" не может быть устранено.
Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло
в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам проис
хождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж
в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства,
человек, который всем своим поведением утверждает нормы мора
ли. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать
людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых
и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выражен
ный компромиссный характер: представления, типичные для идео
логии наследственной знати (признание врожденных различий меж
ду людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у
него с положениями, открывавшими доступ к государственному
аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и рас
пространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций
вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под
человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным
ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных об
щин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о де
тях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также спра
ведливые отношения между теми, кто не связан родственными уза
ми. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим
братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоот
ношений между людьми был принцип: "Не делай другим того, чего
не желаешь себе".
Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были
послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку
Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен,
т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существую
щих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Го
сударь должен быть государем, сановник — сановником, отец —
отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относить
ся к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достат
ке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать
народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело,
и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять —
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока
23
значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан прояв
лять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им
повиноваться. Прообразом организации государственной власти для
Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых об
щинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой
одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского
государства.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в
учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной
системы государства. Конфуций был решительным противником
управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших
ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохра
нение традиционных религиозно-моральных методов воздействия
на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством зако
нов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет
стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать сты
да. Если же руководить народом посредством добродетели и под
держивать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и
он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения ох
ватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и куль
товых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные на
ставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение
перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, су
ществовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что
необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если
правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его после
дователи не исключали, однако, что для наступления той счастли
вой поры потребуются карательные походы против непокорных.
Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных
походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не
правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-
отечески, т. е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало
тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограни
чивало своеволие государя определенными моральными рамками.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом яв
лялась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные
идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению
патриархальных отношений, утверждению господства наследствен
ной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сосло
вия за счет представителей непривилегированных слоев не могли
привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние,
будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в
активных защитников организации власти, которую отстаивала
родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предпола-