Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5847
Скачиваний: 125
254
История политических и правовых учений
ставленная ему народом, снова оказывается у народа; в "наследной"
же монархии народная воля, отданная монарху, может возвратиться
к народу только в случае отречения монарха от престола.
Смысл представлений Феофана Прокоповича о характере вза
имоотношений народа и носителя верховной государственной вла
сти во многом раскрывает то место в вышеназванном трактате, где
говорится, что "народная воля, как в избирательной, так и в на
следной Монархии и в прочих правительства образах бывает не
без собственного смотрения Божия..., но божиим мановением дви
жима действует". На основании данного тезиса Феофан делает вы
вод о том, что обязанности подданных к государю своему и обязан
ности государя "к добру общему" подданных своих происходят не
только от воли народной, но и от воли Божией. Отсюда в свою
очередь вытекают следующие идеи: "Не может народ, — конста
тирует Феофан, — судить дела Государя своего", "не может на
род, — добавляет он к этому, — повелевать что-либо Монарху
своему". Более того, даже если монарх, которого народ избрал са
модержцем своим, усмотрев в нем "мужа доброго, который бы с
великою отечества пользою царствовать мог", окажется не тако
вым, или, "быв на время добр, переменится в злого", народ, по
мнению Феофана, все равно не может отставить его, отнять у него
отданной воли своей. Потому что хотя народ и желает упрямо от
менить волю свою, не может он отменить воли Божией, "которая и
волю народную двигнула и купно с нею сама действовала" в уста
новлении монархии.
Таким образом,
взаимоотношения народа с монархом при уч
реждении государства в том виде, в каковом они выступают в
учении Феофана Прокоповича, не являются договором в строгом
смысле этого понятия.
Народу в данном случае отводится роль не
самостоятельного субъекта двухстороннего соглашения, но скорее
простого проводника Божьей воли.
Одним из основополагающих элементов политического учения
Феофана Прокоповича является идея служения государя общему
благу. Эта идея была распространенной в западноевропейских по
литических учениях Нового времени. Согласно им верховная госу
дарственная власть учреждается именно для того, чтобы служить
общей пользе. Т. Гоббс полагал, что суверен обязывается к этому
естественным законом и отвечает за это перед Богом. Феофан Про-
копович также связывал долг самодержца служить общему благу с
законами человеческого естества и с Божественными заповедями.
Однако дальнейшие выводы из этой идеи названные мыслители
делали разные.
С точки зрения Т. Гоббса и других западноевропейских фило
софов, государь, обязанный действовать в интересах общего блага,
не имел правомочия издавать законы, которые
не служат
общему
Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 255
благу. Такие законы они считали плохими. "Хороший закон, —
отмечал Т. Гоббс, — это тот, который
необходим
д л я
блага народа
и
одновременно
общепонятен".
В представлении Феофана Прокопо-
вича государь, обязанный действовать на общую пользу естествен
ным законом и божественными заповедями, не имел правомочия на
издание только таких законов, которые
вредны
для общества. Лю
бые другие законы,
даже если они прямо и не служили общему
благу,
самодержец вполне мог, по мнению мыслителя, издавать.
Определяя в трактате "Правда воли монаршей" пределы действий
верховной государственной власти, Феофан писал: "Может Мо
нарх Государь законно повелевати народу не только все, что к
знатной пользе отечества своего потребно, но и все, что ему ни
понравится, только бы народной пользе не вредно и воле Божией
не противно было". На последующих страницах своего трактата
идеолог Петра I перечислил сферы бытовой жизни народа, кото
рые государь может регулировать своими законами: "И сюда над-
лежат всякие обряды гражданские и церковные, перемены обыча
ев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в
пированиях, свадьбах, погребениях, и прочая, и прочая, и прочая".
§ 4. Политические и правовые идеи В. Н. Татищева
Василий Никитич Татищев
(1686—1750) известен прежде всего
как родоначальник русской исторической науки. Исследования по
русской истории составляли главное призвание его души, и в этой
области его научная деятельность оказалась наиболее плодотвор
ной. Основной итог ее — обширный труд "История Российская с
самых древнейших времен", первая книга которого вышла в свет в
1768 г., а последняя, пятая, в 1848 г., — до сих пор сохраняет свое
научное значение. Помимо русской истории Татищев занимался
целым рядом других наук: математикой, географией, геологией,
экономикой, юриспруденцией, политикой, философией, филологи
ей, педагогикой. И во всех этих науках он добился значимых ре
зультатов, о чем свидетельствует содержание написанных им трак
татов, записок, комментариев.
В историю России XVIII в. В. Н. Татищев вошел также в каче
стве видного государственного деятеля, талантливого администра
тора. В. О. Ключевский писал о нем: "Артиллерист, горный ин
женер и видный администратор, он всю почти жизнь стоял в пото
ке самых настоятельных нужд, живых текущих интересов време
ни — и этот практический делец стал историографом, русская ис
тория оказалась в числе этих настоятельных нужд и текущих
интересов времени; не плодом досужей любознательности патрио
та или кабинетного ученого, а насущной потребностью делового
человека. Так[им] образ[ом] Татищев вдвойне интересен, не только
256
История политических и правовых учений
как первый собиратель материалов для полной истории России, но
и как типический образчик образованных русских людей петров
ской школы".
Государственная служба Татищева началась в 1704 г. в качест
ве рядового кавалериста драгунского полка. В 1706 г. он был возве
ден в поручики. В этом чине Татищев участвовал в Полтавской
битве, произошедшей 27 июня 1709 г.: "Счастлив был для меня тот
день, — вспоминал впоследствии Василий Никитич, — когда на
Поле Полтавском я ранен был подле государя, который сам все
распоряжал под ядрами и пулями, и когда по обыкновению своему
он поцеловал меня в лоб, поздравляя раненым за Отечество".
В 1712—1716 гг. капитан Татищев несколько раз выезжал в
Германию "для присмотрения тамошнего военного обхождения".
Проведя в общей сложности два с половиной года в городах Прус
сии и Саксонии, молодой офицер приобрел знания в инженерных и
артиллерийских науках, познакомился с новейшими трудами за
падноевропейских ученых в области геометрии, геологии, геогра
фии, философии, истории. Он купил здесь множество книг по всем
этим наукам и по возвращении из России продолжал с помощью
их совершенствовать свои знания.
Весной 1716 г. Татищев был определен на службу в артилле
рию. В 1720—1723 гг. он занимается по поручению Петра I органи
зацией работы горных заводов на Урале. В течение 1724 г. Тати
щев пребывает в Санкт-Петербурге, выполняя различные задания
императора. В июне указанного года он был назначен на должность
советника Берг-коллегии. С декабря 1724 и до апреля 1726 г. Тати
щев пребывал в Швеции, где изучал по поручению Петра I швед
скую организацию горного и монетного дела, работу мануфактур,
подыскивал и нанимал искусных мастеров для службы в России, а
также наблюдал за политическим состоянием, "явными поступка
ми и скрытыми намерениями оного государства". Наряду со всем
этим он по собственной инициативе собирал в Швеции материалы
по древней русской истории, покупал разные полезные для России
книги, рукописи, чертежи, беседовал с различными шведскими уче
ными, выведывая у них необходимые научные сведения. Позднее
Татищев признается, что научно заниматься древней русской ис
торией он стал в 1727 г. — по возвращении из Швеции.
В 1727—1733 гг. Татищев служил в Монетной конторе в Моск
ве, сначала в качестве "третьего члена", а с конца 1730 г. — "глав
ного судьи" конторы. В 1734—1737 гг. он являлся главным началь
ником горных заводов Урала, затем в течение двух лет возглавлял
Оренбургскую экспедицию, организованную в 1731 г. в целях осво
ения Оренбургского края. С августа 1741 г. Татищев руководил
Калмыцкой экспедицией. С конца 1741 г. к этой его обязанности
добавилось поручение управлять Астраханской губернией.
Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 257
В августе 1745 г. Татищев был отставлен от государственной
службы. В апреле 1746 г. он прибыл в принадлежавшую ему дерев
ню Болдино под Дмитровом. Здесь и прошли последние годы его
жизни. Превозмогая болезни, он стремился завершить "Историю
Российскую". Смерть, последовавшая 15 июля 1750 г., не позволила
ему добиться своей цели и увидеть главный труд своей жизни
напечатанным.
Политическое мировоззрение В. Н. Татищева формировалось
на основе опыта его государственной деятельности, научных исто
рических изысканий и под большим влиянием произведений ан
тичных философов и ряда современных ему западноевропейских
мыслителей. В частности, Татищев высоко оценивал немецкого ф и
лософа X. Вольфа, который, по его мнению, "лутче протчих, т. е.
кратко и внятно", описал то, что касается "до начала сообчеств,
порядков, правительств и должностях правителей и подданных".
Выделял он также трактаты С. Пуфендорфа и Г. Гроция. К произ
ведениям же известных в ту пору в Европе мыслителей Н. Макиа
велли ("Государь"), Т. Гоббса ("Левиафан"), Дж. Локка ("Два трак
тата о правлении") и другим подобным им Татищев относился весьма
критически: считал, что они "более вредительные, нежели полез
ные", что из них "у неразсудных странные, с мудростию и пользою
государства несогласные разсуждения произносятся, а некоторые,
с великим их собственным вредом, на непристойное дерзнули".
Ряд аргументов для своих выводов о характере человеческих
обществ, власти и законах в них Татищев черпал в Священном
писании. При этом он, судя по воспоминаниям современников, не
относился к числу людей твердых религиозных убеждений. Неко
торые из знавших Татищева людей считали его даже человеком не
вполне православной веры. Подобные оценки религиозных воззре
ний Татищева основывались в значительной мере на слухах, рас
пространявшихся его недоброжелателями, но в некотором смысле
они отражали в искаженной форме критическое отношение Тати
щева к священникам и присущую ему веротерпимость. Татищев
считал, что религиозные распри "не от кого более, как от попов,
для их корысти, а к этому от суеверных ханжей, кои от несмыс-
ленных набожников происходят, между же людьми умными про
изойти не могут, понеже умному до веры другого ничто не касает
ся, и ему все равно, Лютер ли, Кальвин ли или язычник с ним в
одном городе живет или с ним торгует, ибо не смотрит на веру, но
смотрит на его товар, на его поступки и нрав". Говоря о полезности
веротерпимости, Татищев исключал, правда, из перечня религий,
к которым следует относиться терпимо, иудаизм.
Среди произведений Татищева, в которых нашли отражение
его политические и правовые взгляды, следует выделить: 1) главу
45 "О древнем правительстве русском и других в пример" в первой
258
История политических и правовых учений
части "Истории Российской"; 2) трактат под названием "Разговор
двух приятелей о пользе науки и училища", написанный в 1733 г.;
3) записку "Произвольное и согласное разсуждение и мнение со
бравшегося шляхетства русского о правлении государственном",
составленную приблизительно в 1734—1735 гг.; 4) записку "Напом-
нение", которая представляет собой ответ Татищева на рожденный
в стенах Сената в 1743 г. проект нового административно-террито
риального устройства России; 5) записку "Духовная моему сыну",
датируемую 1749 г.
В своих политических взглядах Татищев исходил из того, что
никакое человеческое сообщество, малое или великое, "без началь
ства и власти быть не может". Он выделял четыре типа таких
сообществ ("сообсчеств" — по его терминологии):
первое
— "супру
жество", "когда муж и жена, свободные для обсчей их пользы,
согласятся в сочетание";
второе
— "родовое", т. е. "сообчество"
родителей и детей;
третье
— "домовное" или "хозяйское", в кото
ром соединяются на основании договора господин и слуги;
четвер
тое
из выделявшихся Татищевым "сообчеств" представляет собой
государство, которое возникает из объединения "домовных" сооб
ществ и выступает в свою очередь в различных формах.
Первую из этих форм Татищев называл
"гражданством"
или
"правлением гражданским",
признавая данное название синони
мом греческому слову "политиа". По его мнению "гражданство"
могло существовать лишь в малых селениях и предполагало совме
стное решение вопросов управления и суда "обсчим согласием"
всех хозяев домов. После того, как селения стали многолюдными,
люди вынуждены были данное правление переменить, "а выбрав
неколико способнейших, к правлению определить, им полную власть
повелевать и учреждать поручили, протчия же все в подвластии и
послушании остались. Эту форму правления Татищев вслед за древ
негреческими философами определил как аристократию. В даль
нейшем описании эволюции государственных форм он также сле
довал представлениям античных мыслителей. Несогласие между
правившими и проистекающие отсюда "медление и вред" в реше
нии общих дел породило, по его словам, нужду в избрании "еди
ного способнейшаго и достойнейшаго к правлению, которому всю
власть поручили, дабы он о пользе обсчей прилежал, а подданные
всенародно обесчались повелении его изполнять". Так появилась
монархия.
Как и древнегреческие философы Татищев называл упомяну
тые формы правления правильными ("порядочными") и допускал
возможность их вырождения в неправильные: политии — в демо
кратию или охлократию, аристократиии — в олигархию, монар
хии — в тиранию. Он соглашался с античными мыслителями так
же в том, что "лучшую пользу представляют" "смешанные прави-