Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5556

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 259 

тельства", сочетающие элементы различных форм правления. 
В трактате "Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах" 
Татищев называет такие власти "чрезвычайными"; они, по его сло­
вам, "суть весьма разных состояний, яко негде имеется государь, 
но без совета знатных ничего делать не может". 

Вопрос о том, какая форма правления является наиболее соот­

ветствующей общей пользе того или иного народа, должен был 
решаться, по мнению Татищева, с учетом географического места 
его обитания, размера территории, на которой он проживает, его 
просвещенности. Так, по его словам, "в единственных градех или 
весьма тесных областях", где всем хозяевам домов можно быстро 
собираться, "демократия с пользою употребиться может, а в вели­
кой области уже весьма неудобна". В областях, хотя и состоящих 
из нескольких городов, но от нападений неприятельских хорошо 
защищенных, расположенных, например, на островах, может, ари­
стократическое правление быть полезно, особенно если народ про­

свещен и законы соблюдает без принуждения, "тамо так острого 
смотрения и жестокого страха не требуется". Что же касается ве­
ликих и обширных по территории государств, "для многих соседей 
завидуюсчих", то они, отмечал Татищев, не могут управляться ни 
демократически, ни аристократически, "особливо где народ не до­
вольно учением просвясчен и за страх, а не из благонравия или 
познания пользы и вреда закон хранит, в таковых не иначей, как 
само- или единовластие потребно". 

Для России своего времени Татищев считал наилучшей фор­

мой правления монархию. К этому выводу его приводили не только 
вышеизложенные чисто умозрительные суждения, но и анализ рус­
ского исторического опыта, из которого, по его словам, "всяк может 
видеть, сколько монархическое правление государству нашему прот-
чих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства 
умножается, а чрез протчее умаляется и гниет". 

Татищев признавал идею божественного происхождения вер­

ховной государственной власти. В "Духовной" — в отеческом заве­

щании-наставлении к своему сыну он писал: "В службе государю и 
государству должен ты быть верен и прилежен во всяком поло­
женном на тебе деле, так о пользе общей, как о своей собственной, 

прилежать и государю, яко от Бога поставленной над тобою влас­
ти, честь и повиновение отдавать". 

Однако в трактате "Разговор двух приятелей о пользе науки и 

училища" и в первой части "Истории Российской" Татищев утвер­
ждал, что государство возникает вследствие заключения договора, 
посредством которого "для защищения своего от нападения силь-
наго" многие люди "общего благополучия единомышленно искать и 
от насилия защищать обяжутся". По его мнению, такой договор 
заключается в силу действия естественного закона. В соответствии 


background image

260 

История политических и правовых учений 

с данным законом человек рождается вольным существом. "Воля 
по естеству человеку толико нужна и полезна, — подчеркивает 
Татищев, — что ни едино благополучие ей сравниться не может и 
ничто ей достойно есть". Однако так как по природе своего есте­
ства "человек всякой на все не есть способен, но требует от других 
помощи и милости", то необходимо ему "взаимно за требуемое от 
другаго благодеяние и милость показать. Но дабы обоим было изве­
стно и благонадежно, того ради нуждно есть им междо собою дого­
вор учинить". По этому договору воля человека подчиняется общей 
воле, общее благополучие собственному благополучию каждого от­
дельного человека предпочитается. Иначе говоря, "воле человека 
положена узда неволи для его же пользы". 

В. Н. Татищев внес большой вклад в развитие русской юрис­

пруденции. Он первым из ученых обнаружил (в 1737 г. в составе 
Новгородской первой летописи младшего извода) "Русскую Прав­
ду". Он открыл для историко-правовой науки и Судебник 1550 г. 
Оба эти правовые памятники были им прокомментированы и под­
готовлены к изданию. 

Юриспруденцию Татищев ставил на второе место в иерархии 

наук — первой и высшей наукой он называл богословие. Юриспру­

денция, писал он, это наука, "которая учит благонравию и долж­
ности каждого к Богу, к себе самому и другим, следственно, к при­
обретению' спокойности души и тела. Но не может никакое юрист 
мудрым назван быть, если не знает преждних толкованей и преней 
о законех естественном и гражданском. И как может судиа право 
дела судить, если древних и новых законов и причин пременениям 

неизвестен, для того ему нуждно историа о законех знать". 

Признавая, что самодержцы "никаким законам не подлежат и 

никаких правил хранить (в смысле "соблюдать". —

 В. Т.),

 кроме 

божественных, не должны" и что "законоиздание" состоит "един­
ственно во власти монаршеской, Татищев полагал все же, что при 
издании законов необходимо следовать определенным принципам. 
По его мысли, государь должен руководствоваться при "законоиз-
дании" стремлением "к пользе обсчей и справедливости". Государи 
могут, допускал он, в случае, когда "для тягости труда не всегда к 
тому время имеют", а также "от любви отеческия к подданным, 
храня пользу оных" доверить сочинение законов людям "довольно 
в законах искусным и отечеству безпристрастно верным". Однако 
при этом сочинителям законов необходимо, считал Татищев, со­
блюдать следующие правила: 1) чтобы закон был понятен, писать 
его следует на таком языке, на котором большая часть народа го­
ворит; 2) чтобы закон действовал, он должен соответствовать есте­
ственному закону, дабы то, что им в качестве зла представляется, 
не почиталось бы в законах гражданских за добро; 3) чтобы законы 
один другому ни в чем не противоречили, дабы "как судящие, так 


background image

Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 261 

и судящияся не имели случая законы по своим: прихотям толко­
вать и тем коварством законы скрытно нарушать"; 4) чтобы всякий 
закон немедленно всем» объявлялся и становился известным, "ибо 
кто, не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть 
не может". 

§ 5. Политические и правовые идеи 

И. Т. Посошкова 

Иван Тихонович Посошков

 (1652—1726) происходил из кресть­

янской семьи. В 90-х годах XVII в. он работал мастером при Мос­
ковском Монетном дворе и был известен как изобретатель различ­
ных станков и приспособлений для чеканки монет. В первые годы 
XVIII в. он занимался организацией производства новых медных 
монет, введенных в обращение указом Петра I. Затем посвятил 
себя торговому делу. Скопив капитал, начал строить собственные 
заводы и мануфактуры. В 1719 г. Посошков запустил винокурен­
ный завод, в 1724 г. готовил к открытию собственную мануфактуру 
по изготовлению шерстяных и полотняных тканей. 

Занимаясь предпринимательской деятельностью, Посошков од­

новременно писал различные заметки и трактаты, в которых вы­
ражал свои мысли об устройстве тех или иных сфер общественной 
и государственной жизни. Многие из этих произведений не сохра­
нились. Самыми значительными из дошедших до нас являются: 

1) записка "О ратном поведении"; 2) сочинение под названием "Зер­

кало, сиречь изъявление очевидное и известное на суемудрия рас-
колнича..."; 3) "Завещание отеческое"; 4) "Книга о скудости и бо­
гатстве". 

Работу над "Книгой..." Иван Тихонович завершил в феврале 

1724 г. Тогда же направил ее в адрес Петра I. В январе 1725 г. 

российский император умер, а в августе Посошков был заточен в 
Петропавловскую крепость. Здесь в начале 1726 г. и завершилась 
его жизнь. 

Общий характер мировоззрения И. Т. Посошкова отчетливо 

выражается в его "Завещании отеческом", написанном им прибли­
зительно в 1719 г. для своего семилетнего сына. Текст данного про­
изведения показывает, что Посошков был глубоко верующим чело­
веком, приверженным православной христианской религии. "Сыне 
мой, — писал он, — храни душу свою от всякого грехопадения, 
дабы ти в вечную погибель не низринутися, и того ради житие свое 
имей самое истинное, правого христианства держащееся. От ино-
земческих же прелестных учений веема удаляйся, но в нем же еси 
законе родился, в том и пребывай, даже до кончины жития своего, 
да не отщетишися вечных благ, идеже православно живши хрис-


background image

262 

История политических и правовых учений 

тиане пребывати имуть. И сего ради буди не подвижен, но стой, 
яко мраморный столп, на недвижимом камени утвержденный". "Нам 
не золотом, ни серебром, ниже накладными волосами подобает себя 
украшати, — наставлял Иван Тихонович своего сына, — но паче 
подобает нам себя украшати в воинском деле храбростию, в судей­

ском деле — правосудием, в купечестве — праведным и непод­
вижным словом и товаром нелестным, мастеровым же людем — в 

тщателном художестве. В духовном же деле, паче всех воспомяну-
тых украшений, украшатися благочестивою правою христианскою 
древнею верою, елее блюсти ю цело и непоколебимо; к тому же 
украшатися книжным учением, грамматическим и риторическим, 
и философским разумом". 

Политические и правовые взгляды Посошкова наиболее полно 

отразились в сочинении, названном им "Книга о скудости и богат­
стве". К данному названию автор добавил подзаголовок: "Си есть 
изъявление от чего приключается напрасная скудость и от чего 
собо гобзоватое (то есть обильное. —

 В. Т.)

 богатство умножается". 

Тексту "Книги" Посошков предпослал "Доношение" Петру Вели­
кому, в котором представил ее в качестве собрания своих мнений о 
том, "каким образом истребить из народа неправду и неисправнос­
ти и как насадить прямую правду и во всяких делах исправление и 
как водрузить любовь и беспечное житие народное". Свои мнения 
Посошков разделил на три триады: первую составили его мнения 

"о неисправности и поправе духовенства, воинства и правосудия"; 

вторую — мнения "о неисправности и поправе купечества, худо­
жества и разбойников с беглецами"; третью — мнения "о неисп­
равности и поправе, как во крестьянах, так и во владении земли 
безобидном, и о собрании царского интереса многоизобильного". 

Посошков высоко оценивал роль духовенства в общественной 

жизни. По его словам, "священство — столп и утверждение всему 
благочестию и всему человеческому спасению". При этом он отме­
чал, что на практике многие из тех, кто носит звание священника, 
оказываются не способными к исполнению своих обязанностей — 
они "не то, чтобы кого от неверия в веру привести, но и того не 
знают, что значит слово вера". Более того, среди священников "есть 
и таковые, что и церковной службы, как правильно отправить, не 
знают". В качестве первейшей меры для исправления такого поло­
жения Посошков предлагал организовать обучение лиц, желаю­
щих пойти в священнослужители, "грамматике и всякому книжно­
му разуму", Священному Писанию и Божественной Литургии и не 
посвящать в пресвитеры или дьяконы тех, кто "школьного учения 
не принял и грамматическому разумению не научился". Кроме того, 
он полагал необходимым организовать печатание в требуемом ко­

личестве книг, подробно рассказывающих о том, как отправлять 
церковную службу, о порядке всякого священнодействия. Для того, 


background image

Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 263 

чтобы священники могли больше внимания уделять церковной служ­
бе, Посошков предлагал освободить их от забот по материальному 
обеспечению своей жизни и церковной деятельности. "Пресвите­
ру, — отмечал он, — не токмо землю пахать, но и торгом ему 
никаким не подобает торговать, а и мастерства ему художествен­
ного делать не надлежит, дабы и от того помешательства церков­
ной службе и пастве духовной не чинилось, понеже они от мирско­
го жития отделены суть на службу Божью, и того ради ни о чем 
ином кроме службы церковной и паствы духовной заботиться им 
не подобает. А питаться им по повелению Божью надлежит от Церк­
ви, а не от работы и не от рукоделия своего". По мнению Посошко-
ва, материальное обеспечение жизни и церковной деятельности ду­
ховенства должно осуществляться посредством отчисления при­
хожанами одной десятой своих доходов в пользу церкви. 

На второе после духовенства место по своему государственно­

му значению Посошков ставил "военной люд", который, по его сло­
вам, есть "стена и твердое забрало царству". Основы благополучия 
военного сословия он усматривал не только в надлежащей оплате 
ратного труда и в удовлетворительном снабжении солдат пищей и 
одеждой, но и в устройстве справедливого, доступного и равного 

для всех воинских чинов суда. 

Особую заботу Посошков проявлял и о купечестве, без которо­

го, по его мнению, "никакое, не токмо великое, но и малое царство 
стоять не может". Улучшение состояния торговли в России и "по-
праву" купечества Посошков связывал главным образом с деятель­
ностью государства. Государственная власть должна, считал он, 
пресекать посредством жестоких наказаний практику обмана в тор­
говле и при этом ограждать русских купцов от недобросовестной 
конкуренции со стороны иноземных торговцев. "Для нас хотя вовсе 
они товаров своих к нам возить не будут, — писал Посошков об 
иноземцах, — мы можем прожить и без их товаров, а они без 
наших товаров и десяти лет прожить не могут. И того ради подоба­
ет нам над ними господствовать, а им раболепствовать пред нами и 

во всем упадки пред нами держать, а не гордость. Сие странное 
дело, что к нам приехав со своими безделками, да нашим матери­
альным товарам цену устанавливают низкую, а своим цену ставят 
двойную, а иным товарам и выше двойной цены". Посошков с горе­
чью вспоминает о том времени, "когда сами наши монархи в купе­
ческие дела не вступали, но управляли бояре". Прибывавшие тог­
да в Россию иноземцы сунут, бывало, "сильным персонам подарок 
рублей в сотню-другую" и таким образом за сто рублей сделают 
себе прибыли по миллиону, "потому что бояре, — пояснял Посош­
ков, — не ставили купечества ни в яичную скорлупу, бывало, на 
грош все купечество променяют". 

Посошков был сторонником активного вмешательства государ­

ственной власти в регулирование внешней торговли. Так, по его