Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5850
Скачиваний: 125
264
История политических и правовых учений
мнению, гражданским управителям "надлежит смотреть то накреп
ко, чтобы непотребного и непрочного ничего из-за моря и из-за
рубежей в Русь не покупали, но покупали б такие вещи, кои проч
ны и коих в Руси у нас не обретается или без коих пробыть не
можно".
Свои надежды на улучшение положения сословия крепостных
крестьян Посошков также связывал с государственной властью.
"Крестьянам помещики, — отмечал он, — не вековые владельцы,
того ради они не весьма их и берегут, а прямой им владетель все
российский самодержец, они владеют временно. И того ради не
надлежит их помещикам разорять, но надлежит их царским ука
зом охранять, чтобы крестьяне крестьянами были прямыми, а не
нищими, понеже крестьянское богатство — богатство царственное".
Посошков предлагал установить царским указом размер оброка,
который помещик вправе брать с крестьян, и число дней в неделю
для работы крестьян на своих помещиков, дабы крестьянам "снос
но было государеву подать и помещику заплатить и себя прокор
мить без нужды".
Одной из причин бедственного положения крестьян Посошков
считал их безграмотность. В пояснение он приводил следующий
пример: "Ежели в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а
грамотного человека ни единого у них нет и какой человек к ним
ни приедет с каким указом или без указу, да скажет, что указ у
него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убыт
ки, потому что все они, яко слепые, ничего не видят, не разумеют.
И того ради многие, и без указа приехав, пакости им чинят вели
кие, а они оспорить не могут, а й в поборах много с них излишних
денег берут, и оттого даровой приемлют себе убыток". Для исправ
ления такого положения Посошков предлагал заставить крестьян,
"чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в
научение грамоты и, научив грамоте, научили бы их и писать".
Обученных же грамоте крестьян Посошков считал возможным при
влекать к государственным делам — например, ставить на долж
ности управителей в деревнях, дабы они свою братию от всяких
напрасных нападок оберегали.
Придавая царской власти важнейшую роль в исправлении об
щественных пороков, Посошков выражал мнение о том, что глав
ным ее инструментом для достижения данной цели может быть
только праведный суд. "Мне думается, — писал он, — более всяко
го дела надлежит стараться о правом суде, и, ежели правосудие у
нас уставится, то все люди будут бояться неправды. Всему добру
основание праведный и нелицеприятный суд".
По мнению Посошкова, первым шагом к учреждению правед
ного и нелицеприятного суда должно стать сочинение правосудной
книги. "А буде не сочинить на решенье всяких дел нового изложе-
Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 265
ния, — заявлял он, — то и правому суду быть невозможно, понеже
у всякого судьи свой ум и как кому понравится, так и судит, а
надобно так его устроить, чтобы и не весьма разумный судья мог
право судить". Данное правосудное установление надлежит, по сло
вам Посошкова, "так осмотрительно состроить, чтобы оно ни от
какова чина незыблемо было". А потому для его составления необ
ходимо создать совет из представителей всех сословий, в том чис
ле и от "низких чинов". В этот совет "не худо бы выбрать, —
считал он, — и из крестьян, кои в старостах и в сотских бывали и
во всяких нуждах перебывались и в разуме смышленые".
Составленную "общесоветием" правосудную книгу Посошков
считал необходимым вынести на обсуждение всего народа "самым
вольным голосом, а не под принуждением, дабы в том изложении
как высокородным, так и низкородным и как богатым, так и убогим
и как высокочинцам, так и низкочинцам и самым земледельцам
обид бы и утеснения от недознания какого-либо их бытия в том
новоисправном изложении не было". При этом он отмечал, что пред
ложенное им народосоветие не умаляет самодержавной власти. Им
ператор волен отклонить или исправить любые статьи в судебнике,
принятом народосоветием.
Посошков предлагал далее утвердить данный судебник "жес
токим" и "недвижимым" царским указом, так что если кто хотя
малую статью нарушит, то казнить его неотложно. Судей, вынося
щих за взятку или по дружбе или по чьей-либо просьбе не соответ
ствующее законам решение, он призывал наказывать самым жес
токим образом. По его словам, "а ежели судей малых и великих не
казнить и великими штрафами их не штрафовать, то, и правое
изложение учинив, правды и правого суда уставить будет невоз
можно". При этом Посошков утверждал, что если "ради установле
ния правды" судей "много падет", то пусть так и будет. "А без
урона, — пояснял он свою позицию, — я не чаю установиться правде,
а право сказать, и невозможно правому суду уставиться, ежели
сотня-другая судей не падет, понеже у нас в Руси неправда вель-
ми застарела. А не таким страхом не чаю я того злого коренья
истребить. Потому что если какая и земля сильно покроется дер
ном, то до тех пор, пока тот дерн огнем не выжгут, то не можно на
ней пшеницы сеять, тако и в народе злую застарелость злом над
лежит и истреблять. А ежели не тако, то, по моему мнению, не
токмо в судах, но во всяком правлении правды не будет".
Самым главным богатством любого государства Посошков счи
тал твердые нравственные устои в нем и незыблемый правопоря
док, которые он в соответствии с русской политической и правовой
традицией обозначал словом "правда". "Паче вещественного богат
ства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве,
то есть о истинной правде. Правде — отец Бог, и правда велми
266
История политических и правовых учений
богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде —
отец Диавол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее
богатство отончевает и в нищету приводит и смерть наводит", — в
этом высказывании Посошкова, содержащемся в его "Книге о скудо
сти и богатстве", воплощается ключевая идея всего его творчества.
И. Т. Посошков выражал в своих произведениях интересы не
какого-либо одного сословия — например, купечества, — но всего
русского общества. Он выступал с точки зрения русского человека,
любящего свое отечество и желающего его процветания.
§ 6. Заключение
Главным итогом развития русской политической и правовой
мысли в течение первой половины XVIII в. стало приспособление
официальной доктрины самодержавной власти к новому состоя
нию общества и государства, возникшему в России в ходе петров
ских реформ.
Идеологическое закрепление получило главенствующее поло
жение государственной власти по отношению к церкви. В русском
общественном сознании утвердилась идея служения самодержца
общему благу, славе и чести народа российского. В соответствии с
ней повиноваться самодержцу надлежало не только потому, что
его власть от Бога, но и в силу того, что он служит интересам всего
общества.
Распространение подобных представлений означало, что в рам
ках официальной политической идеологии возобладала тенденция
к более светскому взгляду на верховную государственную власть.
Мысль о божественной природе царской власти пронизывает все
политическое учение Феофана Прокоповича. Но, повторяя эту мысль,
данный церковный деятель-идеолог признает в своих творениях,
что необходимость появления в обществе верховной государствен
ной власти диктуется особенностями человеческого естества, эгои
стической природой человека. Идею божественного происхожде
ния указанной власти Феофан Прокопович дополняет мыслью о
том, что начало ее коренится в общественных сословиях и обще
ственном согласии.
Все это нельзя трактовать в качестве свидетельства восприя
тия русским мыслителем теории общественного договора и есте
ственного права. Влияние идей западноевропейских философов на
политические и правовые учения русских мыслителей первой по
ловины XVIII в., безусловно, имело место, но это влияние было
весьма поверхностным. Западноевропейские политические и пра
вовые идеи вплетались в ткань традиционных русских воззрений
на государство и право и теряли свой первоначальный смысл. Рус
ские мыслители использовали эти идеи и терминологию, в которой
Глава 12. Полит, и прав, учения в России в 1-й половине XVIII в. 267
они выражались, в качестве строительного материала для возведе
ния собственных идеологических конструкций.
В первой половине XVIII в. заметно возросло внимание русских
мыслителей к различным формам или образам правления. Рас
суждения о них встречаются в произведениях и Феофана Проко-
повича, и В. Н. Татищева. В содержании этих рассуждений нельзя
не увидеть заимствований из сочинений античных и средневеко
вых европейских философов. Однако заимствуется только клас
сификация форм правления, но не мировоззренческая позиция.
В выборе лучшей, наиболее подходящей для России формы прав
ления русские мыслители были совершенно независимы от влия
ния какой-либо иностранной политической идеологии. Они едино
душно объявляли таковой традиционный для русского общества
самодержавный образ правления.
Русская политическая и правовая мысль продолжала сохра
нять свою самобытность и в первой половине XVIII в. В этом смыс
ле особенно примечательным явлением выступают произведения
И. Т. Посошкова. Их содержание показывает, что русская полити
ческая и правовая идеология развивалась в указанный период глав
ным образом на основе усвоения богатейшего исторического опыта
России, осмысления результатов реформ Петра I.
Г Л А В А 1 3
Политические и правовые учения во Франции
в XVIII в.
§ 1. Введение
XVIII век в историю Франции вошел как век Просвещения.
Франция переживала острый кризис "Старого порядка" (ancien
regime) — феодально-сословного строя и абсолютной монархии.
Привилегированные сословия, составлявшие малую часть 25-мил
лионного населения Франции (примерно 140 тысяч духовенства и
400 тысяч дворян) жили за счет третьего сословия. Крестьянство
было обременено массой феодальных повинностей и часто голо
дало; промышленная и торговая части городского населения не толь
ко платили множество податей, налогов и сборов, но и были ли
шены права заниматься рядом необходимых обществу промыслов,
отнесенных к государственной монополии. Тяжелым бременем на
народном хозяйстве страны лежало чиновничество абсолютной мо
нархии, наделенное почти неограниченными полномочиями. Коро
левский двор и правительство были далеки от народа и не помыш
ляли о проведении необходимых реформ. Господствующая католи
ческая церковь беспокоилась более о своих доходах и привилегиях,
о влиянии на государство и о борьбе с инакомыслящими, чем о
поддержке и духовном здоровье прихожан.
В стране нарастало массовое недовольство существующим стро
ем. Многие образованные и мыслящие люди понимали, что дальше
так продолжаться не может. Социальные противоречия были так
остры и очевидны (третье сословие кормило остальных, а они ему
мешали работать), а Старый порядок настолько абсурден, что ору
дием его критики стал элементарный "здравый смысл". Критика
существовавших отношений опиралась на мысль (присущую еще
Сократу и Платону), что все зло — от невежества. Отсюда назва
ние и главная идея Просвещения — если все поймут, насколько
нелеп и алогичен существующий режим — откроется путь к ново
му, разумному обществу.
Важную роль просветители придавали распространению зна
ний, воспитанию людей, разумному законодательству, соединяю
щему интересы личности и общества.