Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5852
Скачиваний: 125
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 269
Просветители осуждали "деспотизм", понимая под деспотиз
мом не только неограниченность власти короля, но и произвол чи
новников и знати, бесправие личности, неравенство сословий, по
давление свободной мысли. Наряду с деспотизмом просветители
порицали церковь как главного противника разума и просвещения.
Французское Просвещение с самого начала приняло антиклери
кальный характер. Для критики существующих отношений исполь
зовались не тексты Священного писания или труды отцов церкви,
а здравый смысл и элементарная логика.
Многие просветители возлагали большие надежды на будущие
разумные законы, которые, как предполагалось, способны ради
кально изменить и перестроить общественно-политический строй.
При обсуждении содержания и основных принципов будущих за
конов использовались достижения политико-правовой мысли Анг
лии,' а также конституционный опыт США. Основными и исходны
ми принципами будущего законодательства считались провозгла
шенные английской и американской революциями равенство, сво
бода, собственность, безопасность лица и имущества. Государствен
ным устройством, способным обеспечить эти принципы, понимаемые
как естественные права личности, считались республика или кон
ституционная монархия. Много внимания просветители уделяли
разделению властей, соотношению представительной и непосред
ственной демократии, унитаризма и федерации, а также пробле
мам политических и гражданских прав.
Некоторые просветители отмечали сложность решения соци
альных проблем, особенно вопроса о собственности. Немалое рас
пространение имел "эгалитаризм", т. е. стремление уравнять иму
щества. Против эгалитаризма выдвигались возражения, что огра
ничение размера собственности убило бы стимулы к труду, стрем
ление к достатку, изобилию и роскоши. Роскошь также была пред
метом дискуссий — вредно влияя на нравы, порождая зависть и
тщеславие, роскошь все же создает побуждения к усиленному тру
ду и, главное, изготовление предметов роскоши дает работу мно
гим.
Основным доводом против эгалитаризма и теорий государствен
ного коммунизма была боязнь государственного вмешательства в
отношения собственности и производственную деятельность. Срав
нивая государственные и частные предприятия, многие просвети
тели замечали: "Государство — самый плохой хозяин". Утвержда
лось также, что поддержание имущественного равенства потребу
ет громадного государственного аппарата, подобного бюрократи
ческому аппарату абсолютной монархии.
Считая просвещение главным путем к созданию разумного за
конодательства, многие французские мыслители возлагали надеж
ды на "философа-правителя", способного провести необходимые
270
История политических и правовых учений
реформы. Нередки были высказывания о неизбежности револю
ции, но господствовало убеждение, что бунт непросвещенного на
рода способен породить тиранию.
Единодушно осуждая деспотизм, просветители обосновывали
разные представления о будущем разумном обществе, государстве
и праве. В литературе предпринимались попытки классификации
политико-правовых учений и программ французских мыслителей
по их классовой основе. Утверждалось, что просветители были иде
ологами буржуазии — крупной, средней или мелкой. Однако фран
цузская буржуазия сложилась в класс только после победы Вели
кой революции (1789—1799), а дифференциация этого класса про
изошла еще позже. Поэтому определения классовых основ поли
тико-правовых учений различных мыслителей строились на субъек
тивных основаниях (социальное происхождение мыслителя, его
имущественное положение, представления о будущем обществе и
т. п.). На основе произвольных критериев Вольтер и Гольбах, на
пример, причислялись к идеологам крупной буржуазии, Гельве
ций средней и частично мелкой. Руссо назывался мелкобуржуаз
ным радикалом, а Мабли и Морелли — идеологами предшествен
ников современного пролетариата. На самом деле объективной со
циальной основой и опорой Просвещения был народ Франции, все
третье сословие, стремящееся к ликвидации Старого порядка и к
созданию разумного законодательства и общества. То, что это об
щество оказалось первобытным капитализмом, по словам Ф. Эн
гельса — "злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой
на блестящие обещания просветителей",— выяснилось только в
XIX в.
В XVIII в. просветителей во Франции было много; их труды
относятся ко всем областям знания. В учебнике освещаются учения
только тех мыслителей, которые внесли особенно заметный вклад
в историю политических и правовых учений.
§ 2. Политико-правовая программа Вольтера
Вольтер
(псевдоним, настоящее имя —
Франсуа Мари Аруэ,
1694—1778) — французский писатель и философ. Его имя — это
"эмблема культуры эпохи Просвещения". Вольтер выступил с ра
дикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тира
нии и несправедливости существующих законов.
Вольтер так оценил век, в котором он жил: "Одно из огромней
ших преимуществ нашего века — множество образованных людей,
легко переходящих от шипов математики к цветам поэзии...".
Вольтер родился в семье парижского нотариуса. Учился в ари
стократическом иезуитском колледже, в котором проявился его
незаурядный литературный талант. Свой творческий путь Воль-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 271
тер начал с написания обличительных стихотворений, которые в
1717 г. привели его на одиннадцать месяцев в Бастилию. В начале
1726 г., после нового заключения в Бастилию, Вольтер был выслан
из Франции и в течение двух лет жил в Англии. Английская либе
ральная политическая система и веротерпимость становятся для
мыслителя реальным примером разумного строя, англичане И. Нью
тон и Дж. Локк — научными авторитетами. Результат пребыва
ния Вольтера в Англии — работа "Философские письма" (на англ.
яз. —1733 г., на фр. яз. — 1734 г.). Эта книга, подпольно распрост
ранявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом
на сожжение как "противная религии, добрым нравам и власти".
В числе произведений, в которых Вольтер излагает свои политико-
правовые взгляды, также: "Философский словарь", "Комментарий
к "Духу законов", "Метафизический трактат" (посмертная публи
кация рукописи, созданной в 30-е годы) и многие другие.
Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей,
которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство
для Вольтера, как вообще все другие религии, -— это суеверие,
которое стоило "человечеству более 17 миллионов жизней, если
считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от
рук палачей правосудия, так и тех, кто умер от рук других наем
ных палачей, построенных в боевом порядке...".
Вольтер критически относится не только к различным религи
ям, но и к атеизму, так как он "почти всегда роковым образом
действует на добродетель". Атеизм способен подорвать режим за
конности: "Атеист бедный и свирепый, верящий в безнаказанность,
будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь
станет ордой разбойников". Атеизм приводит к росту латентной
преступности: "Число тайных преступлений будет бесконечным,
если не будет веры в карающего Бога". Кроме того, атеизм тех, кто
правит людьми, — это реальная угроза для последних: "Я хочу,
чтобы государи и их министры верили в Бога, который карает и
прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущи
ми крови животными". Именно Вольтеру принадлежит высказыва
ние: "Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать".
Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только
деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя
объяснить физический миропорядок: "Мой разум доказывает мне,
что есть существо, упорядочившее материю вселенной". Бог — это
то, к чему человек подходит путем разума, а не веры. Поэтому
деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограни
ченность в познании замысла Бога: "Деист не знает, как Бог нака
зывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько
безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ
действий Бога".
272
История политических и правовых учений
Вольтер как представитель школы естественного права при
знает за каждым индивидом существование неотчуждаемых есте
ственных прав: свободу,собственность, безопасность, равенство. Он
считает, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то
ни было произвола: "Свобода состоит в том, чтобы подчиняться
только законам". Каждый имеет право распоряжаться по своему
усмотрению частной собственностью, так как "собственнический
дух удваивает силы человека". Каждому принадлежит свобода на
труд, т. е. возможность "продавать свой труд тому, кто за него да
ет наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет
никакой собственности". Каждый имеет право на свободу совести,
поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Воль
тер не признавал: "Право, основанное на нетерпимости, — дикое и
нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут
свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы ис
требляем друг друга согласно параграфу". К числу естественных
прав Вольтер относил и равенство: "все люди рождаются равны
ми"; "каждый человек в глубине души имеет право верить, что он
полностью равен другим людям". Но одновременно Вольтер на
зывал равенство "самым химерическим состоянием", имея в ви
ду невозможность социального и политического равенства между
людьми.
Эти естественные права предписаны людям естественными же
законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы "не делать
зла другому и не радоваться такому злу". Естественные законы —
это справедливость, которая, по мнению Вольтера, указана людям
природой и "запечатлена в наших сердцах". С естественными за
конами, по мнению Вольтера, "люди всего мира должны быть со
гласны, вопреки тем законам, что у них есть".
Наряду с естественными законами философ выделяет позитив
ные законы, необходимость которых объясняет тем, что "люди злы".
Эти законы отличаются от народа к народу по своему содержанию,
но без законов не может существовать ни одно общество: "Боль
шинство законов так явно себе противоречат, что мало имеет зна
чения, какими именно законами управляется государство, но дей
ствительно большое значение имеет выполнение раз принятых за
конов". Позитивные законы призваны гарантировать естественные
права человека. Многие позитивные законы представлялись фило
софу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое неве
жество. Вольтер писал: "Законы любого рода, предназначенные быть
лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащи
ми нас полумерами, некоторые из этих шарлатанов прописывают
нам яды"; "Истина всюду одна, законы же между собой расходят
ся; поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша". Воль
тер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом,
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 273
и написать новые правильные законы: "Вы хотите иметь хорошие
законы? Тогда сожгите старые и создайте новые". Проблема зако
нодательного волюнтаризма, затронутая Вольтером, остается ак
туальной до настоящего времени.
Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного законо
дательства, которое в то время было основано на институтах пыт
ки и смертной казни: "Слабость разума и недостатки наших зако
нов ежедневно дают о себе знать; однако их убожество как никогда
обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один
голос суд отправляет гражданина на казнь колесованием". Рассуж
дения Вольтера и его современника Беккариа воздействовали на
общественное мнение и способствовали модернизации системы ев
ропейского уголовного правосудия. Вольтер протестовал против
фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра при
говоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от
религиозного фанатизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправда
ния Каласов, а в 1764 г. — Сирвенов.
Вольтер критиковал тиранию как форму правления, тиран же
для него — это "правитель, не признающий иных законов, кроме
своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а
затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у
соседей". Вольтер — проповедник идей "просвещенного абсолю
тизма", оказавших большое влияние на многих европейских мо
нархов (Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России и др.). Одна
ко государство с просвещенным монархом, обладающим неограни
ченной властью, было не единственной для Вольтера формой "муд
рого правления", — политическими идеалами для него были гол
ландская республика и английская конституционная монархия.
Вольтер дал высокую оценку институтам представительного прав
ления и разделения властей, которые он увидел в Англии: "Все
государства, которые не основываются на этих принципах, будут
подвержены революциям".
Политико-правовые идеи Вольтера, хотя и не были им систе
матизированы, но благодаря своей убедительности и ясности аргу
ментации оказали большое воздействие на формирование запад
ной политической и правовой культуры.
§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве
Монтескье Шарль Луи де
(1689—1755) — французский право
вед и политический философ, представитель идейного течения
Просвещения XVIII в. Происходит из дворянской семьи. В иезу
итском колледже получил основательную подготовку по класси
ческой литературе, а затем в течение нескольких лет изучал юрис-