Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5580
Скачиваний: 125
374
История политических и правовых учений
правовой науке Англии и США сформировалась представительная
школа, получившая название аналитической юриспруденции.
Предметом изучения юридической науки, согласно взглядам
теоретика, является позитивное право. Остин не отрицал естествен
ное право и оценочный подход к законам, действующим в государ
стве, но вывел эти проблемы за рамки правоведения.
Среди законов, определяющих поведение человека в обществе,
Остин выделял следующие виды:
а) божественные законы (данный термин представлялся ему
более предпочтительным и точным, чем естественное право);
б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (напри
мер, законы чести);
в) позитивные законы, установленные государственной властью.
Названные виды законов, соответственно, изучают такие науки,
как этика, или деонтология (к ее ведению относятся вопросы кри
тики позитивных законов с точки зрения божественного права),
наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин
видел в том, чтобы разработать систему взаимосвязанных право
вых категорий — источника права, юридической обязанности, пра
вонарушения, санкции и т. п. — путем анализа их содержания и
логического объема. На первый план в рассматриваемой концепции
были выдвинуты тем самым вопросы построения теории права с
помощью методов формальной логики.
Остин стремился отделить правоведение от смежных областей
знания, исключить из юридической науки проблемы этико-фило-
софского порядка. Юриспруденция, писал он, "имеет дело с пози
тивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рас
смотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи
широко использовались сторонниками юридического позитивизма,
выступавшими за разграничение теории права и науки политики
права как самостоятельных юридических дисциплин. Предполага
лось, что теория права будет заниматься действующим правом, а
наука политики права — вопросами совершенствования законода
тельства и юридической практики с точки зрения правовых идеа
лов, т. е. с точки зрения того, каким право должно быть.
По учению Остина, позитивное право состоит из императивных
велений или приказов суверенной государственной власти. Право
есть "совокупность норм, установленных политическими верхами".
Его источник — воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит
королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Ос
тин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой мо
мент может их изменить — в противном случае он не будет уже
сувереном. Ограничениями государственной власти в действитель
ности служат божественное право и позитивная мораль. В концеп-
Гл. 18. Бурж. полит.-прав, идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 375
ции Остина были разработаны основы императивной теории права,
согласно которой законы государства обращены исключительно к
подвластным и не способны ограничить волю суверена.
Исходя из этого Остин отрицал существование конституционно
го права как особой отрасли законодательства, подчеркивая, что
суверен не может издать законы, которые бы возлагали правовые
обязанности на него самого. Международное право, согласно этой
концепции, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет
императивных предписаний.
Идеи аналитической юриспруденции получили признание со
стороны английских юристов-практиков во многом потому, что Ос
тин, в противоположность Бентаму, допускал возможность сохра
нения институтов прецедентного права. С его точки зрения, преце
дентное право содержит нормы так называемого косвенного зако
нодательства. Принятые с молчаливого согласия суверена, судеб
ные прецеденты обладают всеми признаками юридических норм и,
подобно статутам парламента, обеспечены принудительной санкци
ей. Как источники права судебные прецеденты были приравнены
Остином к нормам законодательства, что открывало широкие воз
можности для применения исследовательских приемов, выработан
ных аналитической юриспруденцией, при изучении "общего права"
Англии и США.
Подобным же образом Остин подходил к характеристике право
вых обычаев. Сами по себе обычаи, полагал теоретик, относятся к
нормам морали, но становятся правовыми, когда их начинают при
менять в судебных решениях, обеспеченных санкцией государства.
Иные концепции юридического позитивизма получили распрос
транение во Франции, где была проведена наиболее полная ко
дификация законодательства первой половины XIX в. Господству
ющее положение во французском правоведении занимали тогда
идеи школы экзегезов — комментаторов Кодекса Наполеона 1804 г.
(А. Дюрантон, Ш. Тулье, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с
законом, представители школы экзегезов свели задачи юридиче
ской науки к формально-догматическому описанию и комментиро
ванию действующего законодательства. Результатом их творчества
явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому
кодексу (например, Дюрантон написал "Курс французского права в
последовательности статей Гражданского кодекса" в 19 томах).
"Мой девиз, символ веры таков:
тексты прежде всего,
— ука
зывал Демоломб. — Моя цель — истолковать, объяснить Кодекс
Наполеона, изучая его как живой, применяемый и принудитель
ный закон...". Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых
норм, приемам и способам толкования законов, но достаточно редко
обращались к общетеоретическим проблемам юридической науки.
Отличительная особенность концепций школы комментаторов со-
376
История политических и правовых учений
стояла в том, что государство рассматривалось в них прежде всего
как участник гражданско-правовых сделок, как субъект частного
права.
Сфера распространения юридического позитивизма значитель
но расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские
доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому
времени относится и зарождение юридического позитивизма в Рос
сии.
Юридический позитивизм претерпел в данный период ряд из
менений.
Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились
расширить философско-методологическое обоснование своих кон
цепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитиви
стской философии О. Конта, Г. Спенсера и др. Догматическое изуче
ние права в таких концепциях дополнялось принципами социологи
ческого подхода к исследованию политических и правовых явле
ний.
Во-вторых, последователи юридического позитивизма во вто
рой половине XIX в. отказались от многих положений императив
ной теории права и разрабатывали идеи правового самоограниче
ния государства. Согласно этому учению нормы позитивного права
обращены не только к подвластным, но и к самому государству. В
связи с этим наметилась тенденция к сближению юридического
позитивизма с концепциями правового государства и господства
права.
В-третьих, принципы юридического позитивизма получают рас
пространение в науке международного права, что приводит к отка
зу от прежних учений, отождествлявших право с законами госу
дарства. Со временем в юридическом позитивизме возобладали идеи
так называемого монистического подхода к праву, т. е. трактовка
международного права и национальных правовых систем как струк
турных элементов единого правопорядка.
§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта
От либеральных концепций государства и права сильно отли
чается политико-правовая теория основателя позитивизма ("поло
жительной философии") Огюста Конта.
Огюст Конт
(1798—1857) родился и жил во Франции; он учил
ся в лицее, затем в Высшей политехнической школе. С 1818 по
1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Разрыв между ними про
изошел из-за тяги Сен-Симона к религиозным идеям, а Конта — к
точным наукам.
Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику и
ряд других наук. В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал
Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 377
свой "Курс позитивной философии" в шести томах. В 1851—1854 гг.
издана его "Система позитивной политики, или Социологический
трактат об основах религии человечества" (четыре тома).
Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в
странах Европы. В результате научной революции, начавшейся еще
во второй половине XVII в., естествознание стало самостоятельной
и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опираю
щейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на
развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, био
логии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией и
их общего влияния на хозяйственную и общественную деятель
ность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал пози
тивизм Конта.
Конт утверждал, что положительное знание дается не отвле
ченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе,
духе, материи, сознании и других "первопричинах", а только опы
том и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток пости
жения "первоначал бытия и сознания", поскольку их познание, писал
Конт, принципиально недостижимо и практического значения не
имеет. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и
отношения. "Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позити
визма, — ...знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать".
Конт утверждал, что социальная функция науки — предвиде
ние будущего. Это утверждение он более всего относил к
социоло
гии
(социальной физике) — созданной им науке об обществе.
Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссаль
ный рост производства, еще не распространилось на социальные
отношения, явления и процессы, порожденные промышленным пере
воротом. Его беспокоят экономические и политические кризисы,
растущие противоречия бедности и богатства, столкновения между
работниками и предпринимателями, острые конфликты между сто
ронниками различных политических систем. Кризисное состояние
современного ему общества Конт объяснял внутренним противоре
чием между военным (теологическим) и индустриальным (науч
ным) типами обществ, столкновением противоположных мировоз
зрений.
История человечества, — утверждал Конт, — процесс станов
ления и развития разума самого человека, истор>ия его самосозна
ния и знаний о мире.
Конт сформулировал закон трех стадий, которые человечество
проходит в своем умственном развитии, в стремлении осмыслить
окружающий мир.
Теологическая стадия
продолжалась до 1300 г. Способом по
стижения мира и приспособления к нему было одушевление внеш-
378
История политических и правовых учений
него мира; человечество знало мало фактов и объясняло их волей
сверхъестественных существ — духов, гномов, богов, ангелов и т. п.
Вера в духов и богов компенсировала недостаточность условий су
ществования человечества, ободряла его, насаждая представление
о мире как об умопостигаемом пространстве, населенном существа
ми, похожими на людей, а иллюзия посмертного воздаяния помога
ла переносить тяготы земного бытия.
Метафизическая стадия
охватывает период от 1300 до 1800 г.
Она включает Реформацию, Просвещение, Революцию — все, что
вело к разложению и разрушению традиционных верований и по
рядков. Теологические идеи вытесняются отвлеченными понятия
ми, "мнимыми сущностями", выдуманными "первопричинами", якобы
стоящими за тем, что мы воспринимаем в опыте. На самом деле,
писал Конт, это фантазии, деградировавшая теология. К ним относят
ся, по Конту, "идеи" Платона, "формы" Аристотеля и схоластов,
"субстанция" Спинозы, "вещь в себе" Канта, "абсолютный дух"
Гегеля, "материя" материалистов и т. п.
На метафизической стадии возникают и получают широкое рас
пространение индивидуализм, либерализм и демократия. Излюблен
ным поприщем метафизиков и литераторов становятся обществен
ные и политические доктрины, преисполненные такими выдуман
ными, отвлеченными понятиями, как "общественный договор", "ес
тественные права" и т. п.
Метафизическая стадия имела чисто разрушительный харак
тер и помогла человечеству освободиться от многовековых фанта
зий теологического этапа. Распространение идей альтруизма, соци
альности, позитивной философии и особенно развитие промышлен
ности и науки, писал Конт, подготовило человечество к переходу в
позитивную
стадию, когда военный быт сменяется
промышлен
ным
бытом.
Для приведения в систему положительных знаний Конт рас
положил общие науки в порядке их возрастающей сложности и
убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия,
биология, социология; позже к этому перечню он добавил нрав
ственность.
Науке об обществе, или
социологии
(термин введен Контом), он
придает очень большое значение. Основной задачей своей филосо
фии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма,
замену "ретроградной аристократии" и "анархической республи
ки"
социократией.
Социология Конта делится на две части: социальную статику,
изучающую строение общества, и социальную динамику, изучаю
щую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой
формуле: "Порядок и прогресс".