Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5580

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

374 

История политических и правовых учений 

правовой науке Англии и США сформировалась представительная 
школа, получившая название аналитической юриспруденции. 

Предметом изучения юридической науки, согласно взглядам 

теоретика, является позитивное право. Остин не отрицал естествен­
ное право и оценочный подход к законам, действующим в государ­
стве, но вывел эти проблемы за рамки правоведения. 

Среди законов, определяющих поведение человека в обществе, 

Остин выделял следующие виды: 

а) божественные законы (данный термин представлялся ему 

более предпочтительным и точным, чем естественное право); 

б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (напри­

мер, законы чести); 

в) позитивные законы, установленные государственной властью. 
Названные виды законов, соответственно, изучают такие науки, 

как этика, или деонтология (к ее ведению относятся вопросы кри­
тики позитивных законов с точки зрения божественного права), 
наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин 
видел в том, чтобы разработать систему взаимосвязанных право­
вых категорий — источника права, юридической обязанности, пра­
вонарушения, санкции и т. п. — путем анализа их содержания и 
логического объема. На первый план в рассматриваемой концепции 
были выдвинуты тем самым вопросы построения теории права с 
помощью методов формальной логики. 

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей 

знания, исключить из юридической науки проблемы этико-фило-
софского порядка. Юриспруденция, писал он, "имеет дело с пози­
тивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рас­
смотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи 
широко использовались сторонниками юридического позитивизма, 
выступавшими за разграничение теории права и науки политики 

права как самостоятельных юридических дисциплин. Предполага­
лось, что теория права будет заниматься действующим правом, а 
наука политики права — вопросами совершенствования законода­
тельства и юридической практики с точки зрения правовых идеа­
лов, т. е. с точки зрения того, каким право должно быть. 

По учению Остина, позитивное право состоит из императивных 

велений или приказов суверенной государственной власти. Право 
есть "совокупность норм, установленных политическими верхами". 
Его источник — воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит 
королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Ос­
тин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой мо­

мент может их изменить — в противном случае он не будет уже 
сувереном. Ограничениями государственной власти в действитель­
ности служат божественное право и позитивная мораль. В концеп-


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав, идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 375 

ции Остина были разработаны основы императивной теории права, 
согласно которой законы государства обращены исключительно к 
подвластным и не способны ограничить волю суверена. 

Исходя из этого Остин отрицал существование конституционно­

го права как особой отрасли законодательства, подчеркивая, что 
суверен не может издать законы, которые бы возлагали правовые 
обязанности на него самого. Международное право, согласно этой 
концепции, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет 
императивных предписаний. 

Идеи аналитической юриспруденции получили признание со 

стороны английских юристов-практиков во многом потому, что Ос­
тин, в противоположность Бентаму, допускал возможность сохра­
нения институтов прецедентного права. С его точки зрения, преце­
дентное право содержит нормы так называемого косвенного зако­
нодательства. Принятые с молчаливого согласия суверена, судеб­
ные прецеденты обладают всеми признаками юридических норм и, 

подобно статутам парламента, обеспечены принудительной санкци­
ей. Как источники права судебные прецеденты были приравнены 

Остином к нормам законодательства, что открывало широкие воз­
можности для применения исследовательских приемов, выработан­
ных аналитической юриспруденцией, при изучении "общего права" 
Англии и США. 

Подобным же образом Остин подходил к характеристике право­

вых обычаев. Сами по себе обычаи, полагал теоретик, относятся к 
нормам морали, но становятся правовыми, когда их начинают при­
менять в судебных решениях, обеспеченных санкцией государства. 

Иные концепции юридического позитивизма получили распрос­

транение во Франции, где была проведена наиболее полная ко­
дификация законодательства первой половины XIX в. Господству­
ющее положение во французском правоведении занимали тогда 
идеи школы экзегезов — комментаторов Кодекса Наполеона 1804 г. 

(А. Дюрантон, Ш. Тулье, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с 
законом, представители школы экзегезов свели задачи юридиче­

ской науки к формально-догматическому описанию и комментиро­
ванию действующего законодательства. Результатом их творчества 
явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому 
кодексу (например, Дюрантон написал "Курс французского права в 
последовательности статей Гражданского кодекса" в 19 томах). 

"Мой девиз, символ веры таков:

 тексты прежде всего,

 — ука­

зывал Демоломб. — Моя цель — истолковать, объяснить Кодекс 
Наполеона, изучая его как живой, применяемый и принудитель­
ный закон...". Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых 
норм, приемам и способам толкования законов, но достаточно редко 
обращались к общетеоретическим проблемам юридической науки. 
Отличительная особенность концепций школы комментаторов со-


background image

376 

История политических и правовых учений 

стояла в том, что государство рассматривалось в них прежде всего 
как участник гражданско-правовых сделок, как субъект частного 
права. 

Сфера распространения юридического позитивизма значитель­

но расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские 
доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому 
времени относится и зарождение юридического позитивизма в Рос­
сии. 

Юридический позитивизм претерпел в данный период ряд из­

менений. 

Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились 

расширить философско-методологическое обоснование своих кон­
цепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитиви­
стской философии О. Конта, Г. Спенсера и др. Догматическое изуче­
ние права в таких концепциях дополнялось принципами социологи­
ческого подхода к исследованию политических и правовых явле­
ний. 

Во-вторых, последователи юридического позитивизма во вто­

рой половине XIX в. отказались от многих положений императив­
ной теории права и разрабатывали идеи правового самоограниче­
ния государства. Согласно этому учению нормы позитивного права 
обращены не только к подвластным, но и к самому государству. В 
связи с этим наметилась тенденция к сближению юридического 
позитивизма с концепциями правового государства и господства 
права. 

В-третьих, принципы юридического позитивизма получают рас­

пространение в науке международного права, что приводит к отка­
зу от прежних учений, отождествлявших право с законами госу­
дарства. Со временем в юридическом позитивизме возобладали идеи 
так называемого монистического подхода к праву, т. е. трактовка 
международного права и национальных правовых систем как струк­
турных элементов единого правопорядка. 

§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта 

От либеральных концепций государства и права сильно отли­

чается политико-правовая теория основателя позитивизма ("поло­

жительной философии") Огюста Конта. 

Огюст Конт

 (1798—1857) родился и жил во Франции; он учил­

ся в лицее, затем в Высшей политехнической школе. С 1818 по 

1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Разрыв между ними про­

изошел из-за тяги Сен-Симона к религиозным идеям, а Конта — к 
точным наукам. 

Конт преподавал математику, астрономию, физику, механику и 

ряд других наук. В 1830—1846 гг. Конт подготовил и опубликовал 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 377 

свой "Курс позитивной философии" в шести томах. В 1851—1854 гг. 
издана его "Система позитивной политики, или Социологический 
трактат об основах религии человечества" (четыре тома). 

Позитивизм Конта стал отражением заметных успехов науки в 

странах Европы. В результате научной революции, начавшейся еще 
во второй половине XVII в., естествознание стало самостоятельной 
и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности, опираю­
щейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на 
развитие производства. Прогресс физики, химии, механики, био­
логии по-новому ставил проблему связи всех наук с философией и 
их общего влияния на хозяйственную и общественную деятель­
ность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал пози­
тивизм Конта. 

Конт утверждал, что положительное знание дается не отвле­

ченными и бесконечными спорами и домыслами о Боге, природе, 
духе, материи, сознании и других "первопричинах", а только опы­
том и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток пости­
жения "первоначал бытия и сознания", поскольку их познание, писал 
Конт, принципиально недостижимо и практического значения не 
имеет. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и 
отношения. "Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позити­
визма, — ...знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать". 

Конт утверждал, что социальная функция науки — предвиде­

ние будущего. Это утверждение он более всего относил к

 социоло­

гии

 (социальной физике) — созданной им науке об обществе. 

Конта тревожит, что развитие науки, обусловившее колоссаль­

ный рост производства, еще не распространилось на социальные 
отношения, явления и процессы, порожденные промышленным пере­
воротом. Его беспокоят экономические и политические кризисы, 
растущие противоречия бедности и богатства, столкновения между 
работниками и предпринимателями, острые конфликты между сто­
ронниками различных политических систем. Кризисное состояние 
современного ему общества Конт объяснял внутренним противоре­
чием между военным (теологическим) и индустриальным (науч­
ным) типами обществ, столкновением противоположных мировоз­
зрений. 

История человечества, — утверждал Конт, — процесс станов­

ления и развития разума самого человека, истор>ия его самосозна­
ния и знаний о мире. 

Конт сформулировал закон трех стадий, которые человечество 

проходит в своем умственном развитии, в стремлении осмыслить 
окружающий мир. 

Теологическая стадия

 продолжалась до 1300 г. Способом по­

стижения мира и приспособления к нему было одушевление внеш-


background image

378 

История политических и правовых учений 

него мира; человечество знало мало фактов и объясняло их волей 
сверхъестественных существ — духов, гномов, богов, ангелов и т. п. 
Вера в духов и богов компенсировала недостаточность условий су­
ществования человечества, ободряла его, насаждая представление 
о мире как об умопостигаемом пространстве, населенном существа­
ми, похожими на людей, а иллюзия посмертного воздаяния помога­
ла переносить тяготы земного бытия. 

Метафизическая стадия

 охватывает период от 1300 до 1800 г. 

Она включает Реформацию, Просвещение, Революцию — все, что 
вело к разложению и разрушению традиционных верований и по­
рядков. Теологические идеи вытесняются отвлеченными понятия­
ми, "мнимыми сущностями", выдуманными "первопричинами", якобы 
стоящими за тем, что мы воспринимаем в опыте. На самом деле, 
писал Конт, это фантазии, деградировавшая теология. К ним относят­
ся, по Конту, "идеи" Платона, "формы" Аристотеля и схоластов, 

"субстанция" Спинозы, "вещь в себе" Канта, "абсолютный дух" 

Гегеля, "материя" материалистов и т. п. 

На метафизической стадии возникают и получают широкое рас­

пространение индивидуализм, либерализм и демократия. Излюблен­
ным поприщем метафизиков и литераторов становятся обществен­
ные и политические доктрины, преисполненные такими выдуман­
ными, отвлеченными понятиями, как "общественный договор", "ес­
тественные права" и т. п. 

Метафизическая стадия имела чисто разрушительный харак­

тер и помогла человечеству освободиться от многовековых фанта­
зий теологического этапа. Распространение идей альтруизма, соци­
альности, позитивной философии и особенно развитие промышлен­
ности и науки, писал Конт, подготовило человечество к переходу в 

позитивную

 стадию, когда военный быт сменяется

 промышлен­

ным

 бытом. 

Для приведения в систему положительных знаний Конт рас­

положил общие науки в порядке их возрастающей сложности и 
убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, 
биология, социология; позже к этому перечню он добавил нрав­
ственность. 

Науке об обществе, или

 социологии

 (термин введен Контом), он 

придает очень большое значение. Основной задачей своей филосо­
фии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, 
замену "ретроградной аристократии" и "анархической республи­
ки"

 социократией. 

Социология Конта делится на две части: социальную статику, 

изучающую строение общества, и социальную динамику, изучаю­
щую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой 
формуле: "Порядок и прогресс".