Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5577

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 369 

Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его 

концепция разделения властей нашла свое отражение в конститу­
циях некоторых западных государств. В ст. 71 Конституции Порту­
галии 1826 г. было закреплено такое положение: "Уравновешиваю­
щая власть является основанием всякой политической организации 
и принадлежит исключительно королю как верховному главе на­

ции, дабы он непрерывно мог заботиться о независимости, согласии 
и гармонии остальных властей". 

Констан выработал концепцию анахронизмов в политике, кото­

рая и в настоящее время не потеряла своей актуальности. К числу 
такого рода анахронизмов он отнес деспотизм, завоевание и узур­
пацию государственной власти. В своем творчестве Констан уделял 
много внимания разграничению понятий "деспотизм" и "узурпа­
ция": "Когда узурпатор осуждает на смерть невиновного, он прика­
зывает его оклеветать, чтобы клевета походила на приговор народа. 
Деспот запрещает дискуссии и требует лишь подчинения. Узурпа­
тор предписывает шутовское расследование в качестве предисло­
вия ко всеобщему одобрению". 

§ 3. Либерализм в Англии. 

Взгляды Дж. Бентама на государство и право 

На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных про­

цессов, связанных с проходившей тогда промышленной революци­
ей, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной 
демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл анг­
лийский правовед и моралист

 Джереми Бентам

 (1748—1832), один 

из крупнейших представителей философии утилитаризма. 

Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обу­

чения в Оксфордском университете он получил профессию адвока­
та, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к 
исследованиям в области моральной философии и теоретической 
юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее 
полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государствен­
ном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и 
законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть 
своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю 
из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском 
языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при  ж и з ­

ни стал известен далеко за пределами Англии. 

Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии 

Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей 
теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, мо­
ральное содержание любых поступков, и в первую очередь дей-


background image

370 

История политических и правовых учений 

ствий правительства, определяется тем, насколько они согласуются 
с интересами других членов общества, т. е. способны приносить 
людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответству­
ет рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная цен­
ность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе. 

Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как 

опытной науки, призванной указать человечеству путь к достиже­
нию общественного блага. В качестве центрального постулата своей 
концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип 
полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский 
юрист вслед за Гельвецием, польза служит единственным критери­
ем добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и 
краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее сча­
стье наибольшего числа людей". 

В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали 

весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философи­
ей, представления о человеческих поступках. Согласно его учению 
каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего 
собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых 
им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свой­
ства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила 
человечество под управление двух верховных властителей — стра­
дания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы 
должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах 
человек может претендовать на отрицание их могущества, но в 
действительности он всегда останется подчинен им". 

Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отда­

вал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (пуб­
личный) интерес представляет собой лишь совокупность последних. 
Между частными и общественными интересами могут возникать 
коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда спо­
собны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков, 
соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В 
связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных 
исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым доб­
родетельные поступки людей увеличивают сумму общественного 
счастья, а неправильные — уменьшают. 

Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права 

характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в 
том числе название теории пользы — "утилитаризм"

1

. Под этим 

1

 В научный оборот термин "утилитаризм" (от английского "utility" — 

польза) ввел его ученик Дж. С. Милль. Бентам называл себя утилитаристом 

только в рукописях и в частной переписке. 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав, идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 371 

именем учение о всеобщей пользе получило известность в последу­
ющей философской и социально-политической литературе. 

Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в 

ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических 
выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о 
максимизации общественного счастья для обоснования идеалов ли­
берализма (ранее к подобного рода положениям обращались глав­
ным образом представители демократического лагеря в просвети­
тельстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в 
трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась 
аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а имен­
но: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмеша­
тельства государства в экономическую жизнь. Поскольку социаль­
ное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц, 
доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно 
большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему сча­
стью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в боль­

шей степени решение [индивида] будет соответствовать общему 
интересу", — отмечал Бентам. 

Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое зна­

чение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему прави­
тельствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для 
всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конку­
ренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать 
за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгод­
ные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкурен­
ция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества 
по более низкой цене". 

В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся оп­

ределения целей, задач и пределов деятельности государственной 
власти. Считая высшей целью государства достижение наибольше­
го счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время 
подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться вопло­
тить какие-либо конкретные представления о счастье в обществен­
ной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было, 
что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан 
о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изме­
няясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государствен­
ной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок 
и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств 
со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель, 

вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте 
индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они 

могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для 
того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу". 


background image

372 

История политических и правовых учений 

На тех же принципах была построена правовая концепция мыс­

лителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охра­
нительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных 
наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пени­
тенциарных учреждений. 

Под правом Бентам понимал совокупность законов, установлен­

ных суверенной государственной властью. С этих позиций он под­
верг основательной критике учения о естественном праве и договор­
ном происхождении государства — учения, занимавшие господст­
вующее положение в политической идеологии стран Западной Ев­
ропы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как 
один из наиболее решительных и непримиримых противников есте­
ственно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали са­
мые разные варианты названной доктрины, начиная с консерватив­
ных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупней­
шего английского правоведа того времени) и кончая идеологией ре­
волюционных движений, получившей закрепление в таких конститу­
ционных документах, как Декларация независимости США 1776 г. 
и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 

Как указывал Бентам, естественные права человека представ­

ляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуж­
даемых прав личности теоретики вкладывают различное содержа­

ние, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный 

лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государ­

ственной власти, учение о естественном праве фактически призы­
вает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом 
противозаконном смысле слово

 право

 является величайшим врагом 

разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо 
того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того что­
бы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматрива­
ют их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют 
суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпри­
нятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также 
выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний 
суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии 
концепций юридического позитивизма (см. § 4). 

Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею 

проведения законодательных реформ на основе принципа макси­
мизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы 
предполагалось путем полного обновления и кодификации законо­
дательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "ко­
дификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты созда­
ния всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться 
от устаревших, архаических институтов прецедентного права. 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 373 

Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из 

того, что в составе права, действующего внутри государства, следу­
ет выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституцион­
ное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо 
составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди 
них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он 
обратился также к составлению кодекса международного права (это 
еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои пред­
ложения по систематизации законодательства Бентам направил 
главам ряда государств, в том числе российскому императору Алек­
сандру I. 

В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последовате­

лей, способствовавших распространению его идей. Философия ути­
литаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основопо­
ложника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля 
и другие направления социально-политической мысли. 

§ 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин 

Под юридическим позитивизмом понимают направление в юрис­

пруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридиче­
ской науки изучением действующего права с формально-догмати­
ческих позиций. 

Возникновение юридического позитивизма относится к первой 

трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промыш­
ленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль 
при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых 
странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пере­
житков средневекового партикуляризма, расширения сферы зако­
нодательного регулирования общественных связей и установления 
единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились 
ранние концепции юридического позитивизма, для которых были 
характерны идеи верховенства закона как источника права, отож­
дествление правовых норм с предписаниями государственной вла­
сти. Юридический позитивизм пришел на смену доктринам есте­
ственного права, господствовавшим в правовой мысли Западной 
Европы XVII—XVIII вв. 

Начало теоретическому обоснованию принципов юридического 

позитивизма положил английский юрист

 Джон Остин

 (1790—1859), 

последователь утилитаризма Дж. Бентама. В 1832 г. он опубликовал 
книгу "Определение сферы юриспруденции" — первую часть своих 
лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его 

"Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" 

были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в 

13 История политических и правовых 

учений