Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5577
Скачиваний: 125
Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 369
Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его
концепция разделения властей нашла свое отражение в конститу
циях некоторых западных государств. В ст. 71 Конституции Порту
галии 1826 г. было закреплено такое положение: "Уравновешиваю
щая власть является основанием всякой политической организации
и принадлежит исключительно королю как верховному главе на
ции, дабы он непрерывно мог заботиться о независимости, согласии
и гармонии остальных властей".
Констан выработал концепцию анахронизмов в политике, кото
рая и в настоящее время не потеряла своей актуальности. К числу
такого рода анахронизмов он отнес деспотизм, завоевание и узур
пацию государственной власти. В своем творчестве Констан уделял
много внимания разграничению понятий "деспотизм" и "узурпа
ция": "Когда узурпатор осуждает на смерть невиновного, он прика
зывает его оклеветать, чтобы клевета походила на приговор народа.
Деспот запрещает дискуссии и требует лишь подчинения. Узурпа
тор предписывает шутовское расследование в качестве предисло
вия ко всеобщему одобрению".
§ 3. Либерализм в Англии.
Взгляды Дж. Бентама на государство и право
На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных про
цессов, связанных с проходившей тогда промышленной революци
ей, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной
демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл анг
лийский правовед и моралист
Джереми Бентам
(1748—1832), один
из крупнейших представителей философии утилитаризма.
Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обу
чения в Оксфордском университете он получил профессию адвока
та, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к
исследованиям в области моральной философии и теоретической
юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее
полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государствен
ном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и
законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть
своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю
из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском
языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при ж и з
ни стал известен далеко за пределами Англии.
Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии
Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей
теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, мо
ральное содержание любых поступков, и в первую очередь дей-
370
История политических и правовых учений
ствий правительства, определяется тем, насколько они согласуются
с интересами других членов общества, т. е. способны приносить
людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответству
ет рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная цен
ность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе.
Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как
опытной науки, призванной указать человечеству путь к достиже
нию общественного блага. В качестве центрального постулата своей
концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип
полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский
юрист вслед за Гельвецием, польза служит единственным критери
ем добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и
краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее сча
стье наибольшего числа людей".
В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали
весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философи
ей, представления о человеческих поступках. Согласно его учению
каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего
собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых
им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свой
ства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила
человечество под управление двух верховных властителей — стра
дания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы
должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах
человек может претендовать на отрицание их могущества, но в
действительности он всегда останется подчинен им".
Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отда
вал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (пуб
личный) интерес представляет собой лишь совокупность последних.
Между частными и общественными интересами могут возникать
коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда спо
собны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков,
соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В
связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных
исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым доб
родетельные поступки людей увеличивают сумму общественного
счастья, а неправильные — уменьшают.
Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права
характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в
том числе название теории пользы — "утилитаризм"
1
. Под этим
1
В научный оборот термин "утилитаризм" (от английского "utility" —
польза) ввел его ученик Дж. С. Милль. Бентам называл себя утилитаристом
только в рукописях и в частной переписке.
Гл. 18. Бурж. полит.-прав, идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 371
именем учение о всеобщей пользе получило известность в последу
ющей философской и социально-политической литературе.
Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в
ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических
выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о
максимизации общественного счастья для обоснования идеалов ли
берализма (ранее к подобного рода положениям обращались глав
ным образом представители демократического лагеря в просвети
тельстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в
трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась
аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а имен
но: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмеша
тельства государства в экономическую жизнь. Поскольку социаль
ное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц,
доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно
большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему сча
стью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в боль
шей степени решение [индивида] будет соответствовать общему
интересу", — отмечал Бентам.
Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое зна
чение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему прави
тельствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для
всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конку
ренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать
за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгод
ные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкурен
ция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества
по более низкой цене".
В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся оп
ределения целей, задач и пределов деятельности государственной
власти. Считая высшей целью государства достижение наибольше
го счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время
подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться вопло
тить какие-либо конкретные представления о счастье в обществен
ной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было,
что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан
о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изме
няясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государствен
ной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок
и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств
со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель,
вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте
индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они
могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для
того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу".
372
История политических и правовых учений
На тех же принципах была построена правовая концепция мыс
лителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охра
нительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных
наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пени
тенциарных учреждений.
Под правом Бентам понимал совокупность законов, установлен
ных суверенной государственной властью. С этих позиций он под
верг основательной критике учения о естественном праве и договор
ном происхождении государства — учения, занимавшие господст
вующее положение в политической идеологии стран Западной Ев
ропы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как
один из наиболее решительных и непримиримых противников есте
ственно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали са
мые разные варианты названной доктрины, начиная с консерватив
ных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупней
шего английского правоведа того времени) и кончая идеологией ре
волюционных движений, получившей закрепление в таких конститу
ционных документах, как Декларация независимости США 1776 г.
и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Как указывал Бентам, естественные права человека представ
ляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуж
даемых прав личности теоретики вкладывают различное содержа
ние, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный
лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государ
ственной власти, учение о естественном праве фактически призы
вает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом
противозаконном смысле слово
право
является величайшим врагом
разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо
того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того что
бы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматрива
ют их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют
суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпри
нятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также
выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний
суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии
концепций юридического позитивизма (см. § 4).
Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею
проведения законодательных реформ на основе принципа макси
мизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы
предполагалось путем полного обновления и кодификации законо
дательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "ко
дификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты созда
ния всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться
от устаревших, архаических институтов прецедентного права.
Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 373
Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из
того, что в составе права, действующего внутри государства, следу
ет выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституцион
ное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо
составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди
них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он
обратился также к составлению кодекса международного права (это
еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои пред
ложения по систематизации законодательства Бентам направил
главам ряда государств, в том числе российскому императору Алек
сандру I.
В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последовате
лей, способствовавших распространению его идей. Философия ути
литаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основопо
ложника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля
и другие направления социально-политической мысли.
§ 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин
Под юридическим позитивизмом понимают направление в юрис
пруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридиче
ской науки изучением действующего права с формально-догмати
ческих позиций.
Возникновение юридического позитивизма относится к первой
трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промыш
ленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль
при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых
странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пере
житков средневекового партикуляризма, расширения сферы зако
нодательного регулирования общественных связей и установления
единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились
ранние концепции юридического позитивизма, для которых были
характерны идеи верховенства закона как источника права, отож
дествление правовых норм с предписаниями государственной вла
сти. Юридический позитивизм пришел на смену доктринам есте
ственного права, господствовавшим в правовой мысли Западной
Европы XVII—XVIII вв.
Начало теоретическому обоснованию принципов юридического
позитивизма положил английский юрист
Джон Остин
(1790—1859),
последователь утилитаризма Дж. Бентама. В 1832 г. он опубликовал
книгу "Определение сферы юриспруденции" — первую часть своих
лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его
"Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права"
были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в
13 История политических и правовых
учений