Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5832

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 379 

В центре внимания Конта стоит общество как органическое це­

лое; взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как 

солидарность, сотрудничество, взаимопомощь. 

Социальная статика изучает организацию общества, основу ко­

торого составляет семья; именно в семье человек учится жить для 
других, преодолевая природный эгоизм. Общество основано на объе­
динении, сотрудничестве, кооперации; необходимым органом соци­
альной кооперации является правительство, власть, осуществляю­
щая моральные функции (объединение), экономическое управле­
ние и политическую деятельность. 

Поскольку общественная солидарность достигается средствами 

материальными и нравственными, необходимо наличие двух влас­
тей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей 
соответственно его "трем стадиям" развития человечества. 

Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осу­

ществляли военные вожди, а духовную — жрецы и прорицатели. В 

"теологической стадии" эти власти то объединялись в одних руках 
(теократия и др.), то разъединялись. Наилучшей организацией об­

щества Конт считал разделение функций светской и духовной вла­
сти так, как строились отношения между государством и католи­
ческой церковью в Средние века. В "метафизико-легистской ста­
дии" на светскую власть оказывают решающее влияние законники, 
юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мысли­
телям — метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Пе­
реход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта 
промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная поли­
тика. "Политика, — писал Конт, — должна теперь подняться на 
уровень наук, основанных на наблюдении". 

Основным содержанием социальной динамики являются про­

гресс как нравственное совершенствование общества и улучшение 
внешних условий его жизни (развитие промышленности и науки). 

Прилагая эти мерки к современному ему обществу, Конт под­

верг резкой критике господствовавшие индивидуализм, анархию и 
конкуренцию производства, безработицу, бедственное положение 
наемных рабочих, растущий антагонизм между пролетариатом и 
владельцами капиталов. 

В свое время социально-политическое учение Огюста Конта за­

нимало как бы промежуточное положение между социализмом

1

 и 

буржуазными теориями. Теория Конта резко противостояла либе-

1

 Те ученики Сен-Симона, которые придерживались социалистических 

идей (Анфантен, Базар, Родриг), пришли к отрицанию частной собственности 

и критиковали теорию О. Конта. Конт, в свою очередь, пренебрежительно 

относился к их проектам переустройства общества, особенно к идеям "но­

вого христианства". 


background image

380 

История политических и правовых учений 

ральным концепциям. В критике современного ему капитализма 
Конт развивал ряд идей, распространенных в социалистической 
литературе. Он критиковал неорганизованность и бессистемность 
производства, эгоизм господствовавших сословий. Немало у него и 
сочувственных слов о тяжелом положении пролетариев. Но комму­
низм отвергался Контом по той причине, что "игнорирует есте­
ственную организацию современной промышленности, откуда он 
хочет устранить необходимость руководителей". 

Конт утверждал, что для промышленного быта необходимо де­

ление общества на предпринимателей и наемных рабочих. "Армия 
не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это 

простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, 
как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все 
еще бессистемна, — писал Конт, — однако естественно установив­
шееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без 

сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. 
Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы 
каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим 
или если бы управление было неопределенно вверено косной и 
безответственной толпе". 

В отличие от многих социалистов и коммунистов Конт предла­

гал не разрушать современное ему общество, ликвидируя собствен­
ность и экспроприируя капиталы, а "все координировать, ничего не 
нарушая. Это, — писал Конт, — составляет основную проблему 
современной цивилизации". Конт не был противником частной соб­
ственности, утверждая, что она поддерживает стремление к произ­
водству материальных благ и потому является общественной фун­
кцией. "С точки зрения интересов народа неважно, в чьих руках 
обычно находятся капиталы, — считал Конт, — лишь бы их нор­
мальное употребление было полезным массе населения". 

Рассуждения о солидарности классов в промышленном обще­

стве не были для Конта риторической фразой. Его тревожило, что 
"со времени ликвидации личной зависимости массы пролетариев 

все еще совсем не включены в общественную систему". Между тем 
именно на пролетариев Конт возлагал особые надежды в деле пе­
рехода к социократии, ее развития и укрепления. 

По разработанному Контом "Плану реорганизации социальной 

жизни" организацией промышленного общества должна стать со-
циократия. Солидарность классов в социократии будет обеспечена 
согласным действием четырех сил ("власте-служений"). Женщины, 
по Конту, являются воплощением чувства, сосредоточением и олицет­
ворением нравственности. Священники-позитивисты (см. далее) — 
средоточие ума; в их руках будут образование, воспитание, исправ­

ление лиц, виновных в проступках и преступлениях (неисправимые 
будут отлучаться от общества). Концентрированная сила (богат-


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 381 

ство), носителем которой является "патрициат" (банкиры, купцы, 
фабриканты, землевладельцы), обеспечивает последовательность 
развития, осуществляет дела финансовые и экономические, ведает 
развитием промышленности (под руководством трех главных бан­
киров). Рассеянная сила (число) — пролетариат, который, по Конту, 
наиболее восприимчив к социальной науке, является материальной 
силой, призванной осуществить функцию социальных преобразо­
ваний, т. е. переход к промышленному строю, а в социократии оста­

нется регулирующей силой, поскольку, соединяясь, пролетариат 
развивает в обществе его лучшие инстинкты и его массовое дей­
ствие удерживает общество от всяких крайностей и уклонений. 

Согласие и совместное действие этих сил обеспечат порядок и 

прогресс в социократии, которая, как полагал Конт, не будет нуж­
даться в судах, полиции, армии. 

Конт считал, что в социократии отпадет надобность в делении 

на правителей и подданных, а также в праве и в правах личности, 
которые он называл пережитками теологического и метафизиче­
ского периодов. Взгляды Конта на право и на права личности весь­
ма своеобразны; он отвергает и то, и другое: "Слово "право" должно 
быть так же изгнано из правильного политического языка, как сло­
во "причина" из настоящей философской речи. Из этих двух теоло-
гико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравствен­
но и анархично, как другое (причина) иррационально и софистич-
но". Право он считает авторитарно-теологическим понятием, осно­
ванным на представлении о богоустановленности власти. В социо­
кратии не должно быть ни права, ни прав личности: "В позитивном 
состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права 
исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но 
никто не имеет прав как таковых... Иначе говоря, никто не имеет 

другого права, кроме права всегда исполнять свой долг". 

Конт считал, что свойственное либерализму понятие прав лич­

ности противопоставляет носителя права другим людям, придает 
обществу атомарный характер, способствует замыканию людей в 
границах узкого эгоизма. Между тем промышленное общество ос­
новано на взаимосвязи и взаимных обязанностях людей, групп, 
классов, каждый из которых выполняет определенную обществен­
ную задачу (социальную функцию). Поэтому статус каждого члена 
общества определяется его местом в системе промышленного хозяй­
ства. С тех же позиций, по Конту, социальной функцией является 
частная собственность, которая, будучи стимулом к труду, столь же 
необходима обществу, как промышленный, физический, умствен­
ный, сельскохозяйственный труд. 

Как выше отмечено, к разработанному им перечню наук Конт 

добавил после социологии "нравственность". Дело в том, что в соци­
ократии порядок и прогресс должны поддерживаться, по замыслу 


background image

382 

История политических и правовых учений 

Конта, нравственными методами, проповедью позитивистской рели­
гии и деятельностью позитивистской церкви. 

Идея особой социальной религии, из-за которой Конт когда-то 

разошелся с Сен-Симоном, а потом пренебрежительно отзывался о 
социалистической школе, сложилась у Конта в последний период 
его научной деятельности. Помимо стремления Конта обойтись в 
социократии без принуждения эта идея порождена еще и его глу­
бокой убежденностью в научности собственной доктрины, уверен­
ностью, свойственной сен-симонизму во всех его направлениях и 
разновидностях. 

Поскольку позитивное мышление формируется в простых нау­

ках ранее, чем в сложных, постольку, утверждал Конт, социология, 
возникшая позже других наук и являющаяся синтезом, итогом до­
стижений мыслительной деятельности, формирует свои выводы как 
догмы, которые следует принимать на веру. Подобно тому, как нет 
свободы совести в математике или астрономии, ее не должно быть 
и в социологии, которая, писал Конт, может устанавливать сразу 
то, что есть, что будет и что должно быть. Это убеждение, а также 
стремление Конта обойтись в будущем промышленном обществе 
без насилия и принуждения, свойственных военному быту, стало 
причиной его обращения к идеям особенной, морально-социальной 
религии. 

Конту принадлежит проект новой всемирной позитивной рели­

гии, основанной на признании внешнего единства человечества и 
подчинения его мировому порядку. Предметом почитания позитив­
ной религии является не Бог, а человечество; позитивная религия 
заменяет теологию (богословие) социологией (наука об обществе), а 
теократию — социократией. Жрецами позитивной религии должны 
стать ученые и артисты (сотрудничество разума и чувства). Контом 
составлен позитивистский календарь, где каждый месяц и неделя 
посвящены памяти великого человека, почитаемого как "позити­
вистского святого"

1

Для завершения метафизической стадии и перехода к позитив­

ной Конт предлагал создать в Париже предварительное духовное 
правительство ("Западный позитивный комитет") из 30 ученых, 
представляющих разные страны и науки. 

После соответствующей подготовки неимущие классы Парижа 

изберут диктаторов из пролетарской среды и облекут их высшей 
властью. Цель этой пролетарской диктатуры — перевоспитание 

1

 К ним относятся, в частности: Моисей, Конфуций, Магомет, Гомер, 

Аристотель, Пифагор, Сократ, Платон, Архимед, Гиппократ, Цезарь, Алек­

сандр Македонский, апостол Павел, Августин, Григорий VII, Карл Вели­

кий, Данте, Мильтон, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Мольер, Моцарт, Фома 

Аквинский, Ришелье, Кромвель, Галилей, Ньютон. 


background image

Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 383 

всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество 
организуется в социократию. В конечном счете все человечество, 
создав около 500 социократий, объединится во Всемирную федера­
цию со столицей в Париже. Тогда полностью осуществятся прин­
цип, основание и цель общества — "любовь как принцип, порядок 
как основание, прогресс как цель". 

Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный про­

мышленности пережиток "военного быта". Он критиковал колониа­
лизм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета: "За­
пад не должен покорять Африку и Азию". По мнению Конта, в 
результате морального возрождения человечества угнетенные на­
роды займут достойное место во всемирном союзе социократий; 
тогда же окончательно исчезнут войны. 

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую 

философскую и политическую мысль. Еще в последние годы жизни 
Конта его ученики разделились. Одни из них отвергали "позитив­
ную религию", объявив ее создателя сумасшедшим (Конт, действи­
тельно, временами страдал душевными недугами из-за переутом­
ления и личных невзгод). Другие, наоборот, превозносили религи­
озно-политическую идеологию позитивизма; они создали позитиви­
стские церковные общины во Франции, Англии, Чили и в других 
странах. В Бразилии позитивизм был признан официальной рели­
гией; позитивисты способствовали уничтожению рабства в этой стра­
не (1888 г.), а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю 
республикой. На государственном флаге Бразилии обозначены сло­
ва Конта: "Порядок и прогресс". 

Затем преимущественное распространение и влияние получили 

философские идеи позитивизма. 

Теоретические изыскания Огюста Конта оказали глубокое оп­

ределяющее воздействие на развитие философии и методологии 

естественных и общественных наук. В свое время позитивизм повли­
ял даже на искусство и литературу. Как всякая значительная док­
трина, позитивизм сразу же обрел массу критиков. 

Современники Конта и многие последующие ученые порицали 

его за противоречащее правилам филологии соединение разноязыч­
ных (латинского и греческого) корней в придуманном им термине 

"социология". Никто, однако, не нашел более удачного названия 

для науки, изучающей общество. Немало было злорадств по пово­
ду несостоятельности позитивистских пророчеств о конце эпохи 
войн вообще, войн в Западной Европе — в особенности; к сожале­
нию, эти злорадства неотделимы от сетований о несбыточности про­
ектов "Вечного мира" Канта, Руссо, Бентама и других гуманистов. 
Позитивная религия, как отмечено, порицалась еще при жизни ее 
основателя, а философское учение Конта упрекали за феномена­
лизм, агностицизм, релятивизм, прагматизм, субъективный идеа-