Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5827

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

384 

История политических и правовых учений 

лизм, метафизичность и т. п. В советской литературе преобладало 
противопоставление идей Конта о солидарности классов марксист­
ским идеям о классовой борьбе, насильственном уничтожении ка­
питализма и ликвидации буржуазии. Соответственно Конт харак­
теризовался как реформист и солидарист, что было в то время 

отрицательной оценкой. 

Конт, действительно, не был приверженцем революционного низ­

вержения современного ему общества, считал частную собствен­
ность общественно полезной, а деление промышленного класса на 
капиталистов и пролетариев — естественным и необходимым. Но 
Конт — сторонник глубоких общественных преобразований. Он сто­
ронник общества, заменяющего социальный эгоизм альтруизмом, 
индивидуализм — социальностью, беспорядочность и анархию про­
изводства — регулируемой экономикой, военный быт — промыш­
ленным, войны и колониальную систему — содружеством равно­
правных народов. Во всем этом его программа предвосхитила ос­
новную и долговременную тенденцию социализации гражданского 
общества. 

Конт был прав и в том, что без организаторов производства и 

централизующей роли банков становление и развитие промышлен­
ного общества практически невозможны. 

Однако в концепции Конта исчезли такие главные и определя­

ющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и 
равенство граждан. В социократии равенство людей оказалось под­
чиненным и вытесненным принципом иерархии их способностей, а 
свобода заменена понятием строго определенных, упорядоченных 
социальных функций. Отсюда проистекало отрицание Контом "ме­
тафизического понятия естественных прав человека", понятия, в 

исторической действительности ставшего существенным завоеванием 

человечества Нового и Новейшего времени. 

Конт надеялся, что научная политика даст возможность про­

мышленному обществу обойтись без принудительных учреждений, 
традиционных для военного быта. С помощью социологии и пози­
тивной религии Конт стремился изжить социальный хаос, порож­
денный наслоением противоречивых способов мышления, идей не­
совместимых философий. Однако история человечества доказыва­
ет, что именно неупорядоченность, нестандартность, разнообразие 
способов мышления были и остаются основой интеллектуального 
развития, а тем самым и общественного прогресса. Убежденность в 
научности собственной теории побудила Конта к составлению пла­
нов ускоренного навязывания этой теории всему обществу (если 
нет свободы совести в математике и астрономии, то почему она 

допускается в социологии?). Получилось так, что человечеству надо 
принудительно внушать идеи превосходства целого над частью, 
альтруизма и взаимопомощи, классовой солидарности и т. п. Поэто-


background image

Гл. 18. Вурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 385 

му порядок в социократии основан на духовном насилии и надзоре 
над всеми сторонами жизни, что придает ей явную казарменность. 

Что касается намеченных Контом способов перехода к социо­

кратии, то они достаточно фантастичны, а его суждения об особой 
роли пролетариев в осуществлении этого перехода, а также в буду­
щем обществе мало отличались от модных в Париже тех лет идей о 
мессианском призвании пролетариата. 

При всей своей гениальности Конт не создал политико-право­

вую программу, способную стать идейной основой широких массо­
вых движений и политических партий. Влияние позитивизма све­
лось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под 
влиянием философии Конта сложились социологические теории 
Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ко­
валевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опо­

ру континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом). 

§ 7. Заключение 

Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обус­

ловила существенное изменение буржуазной политико-правовой 
идеологии. 

Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов 

гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойствен­
ный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление, 
приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революци­

онной эпохи, но и еще более практической заинтересованностью в 

реализации послереволюционного права. Место критики феодаль­
ного права с позиций права естественного заняла апология дей­
ствующего позитивного права; разработку программ революцион­
ного преобразования общества при помощи нрава заменили толко­
вание законодательства и его систематизация. 

Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил новые 

формы и содержание учений о государстве. Они приобретают ком­
ментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гума­
нистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох. 

В конкретных исторических условиях первой половины XIX в. 

либеральные лозунги о защите личности от государственной влас­
ти означали более всего требование "нейтральности государства" в 
неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев 
капитала. Для первых государство в этих условиях практически 
выступало как чисто карательная сила, для вторых — как верный 

страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше был и 
взгляд на право как на "приказ власти". С этой точки зрения не 
только личность не имеет прав и притязаний по отношению к госу­
дарству, но и правомерность действий самого государства зависит 


background image

386 

История политических и правовых учений 

лишь от него самого. Не случайно теоретики юридического позити­
визма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию 
прав человека и обосновать идею правового государства. 

Особое место в идеологии этого времени принадлежит позити­

визму Огюста Конта. Содержание работ основателя философского 
позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современ­
никами; богатство этого содержания обусловило длительность на­
учного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность 
восприятия его по существу главной идеи — социализации граж­
данского общества, (см. гл. 23, 24, 25). 


background image

Г Л А В А  1 9 

Социалистическая и коммунистическая 

политико-правовая идеология 

в Западной Европе 

в первой половине XIX в. 

§ 1. Введение 

Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализ­

ма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в 
ведущих странах Европы. Программа капиталистического разви­
тия общества получила обоснование в буржуазной политэкономии 
и в политико-правовых теориях либерализма. Критика капитализ­
ма содержалась в многочисленных социалистических и коммунис­
тических теориях, появившихся в первые десятилетия XIX в. Сти­
мулом к возникновению этих теорий были имущественное расслое­
ние общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наем­
ных рабочих, в результате промышленного переворота, экономи­
ческих кризисов и безработицы. 

В этот период возникли социалистические учения, отличавшие­

ся от существовавших до того коммунистических теорий. В изве­
стной работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс 
назвал основателями социализма Сен-Симона и Фурье, главные 
произведения которых были опубликованы в начале XIX в. Они 
положили начало ряду теоретических школ и направлений, крити­
ковавших развивающийся капитализм, но стремившихся обойтись 
в проектах будущего идеального общества без детальной регламен­

тации производственных, бытовых, трудовых, идеологических и иных 
отношений, избежать уравнения людей, свойственного ряду комму­
нистических проектов и утопий, заменить понуждение к труду его 
стимулированием. Социалистическим проектам общественного пе­
реустройства свойственна не столько идея общности имуществ (как 
у Платона, Мора, Морелли и др.), сколько проекты управляемой 
собственности, подчиненной регулированию и контролю со стороны 
государства или иного общественного центра, либо собственности 
объединений трудящихся (производственных товариществ, коопе­
ративных союзов, ассоциаций, общин, рабочих предприятий и т. п.), 
основанных на совместном труде и справедливом распределении. 


background image

388 

История политических и правовых учений 

В начале XIX в. продолжалось развитие возникших задолго до 

этого коммунистических идей. Общими для коммунистических и 
социалистических учений были критика развивающегося капитализ­
ма, эксплуатации и угнетения рабочего класса, индивидуализма и 
эгоизма частных собственников, а также обоснование идеалов об­
щественного строя, основанного на общем труде и справедливом 
распределении. 

Социалистические (коллективистские) и коммунистические тео­

рии

1

 поначалу получили распространение в Англии и особенно во 

Франции. В 20—40-е годы XIX в. было опубликовано много различ­
ных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, со­
держащих социалистические и коммунистические идеи, больше, 
чем за всю предшествующую историю человечества. Эти теории 
были многочисленны и разнообразны. 

§ 2. Политико-правовые идеи 

и теории коллективистов и коммунистов 

первой половины XIX в. 

Начало развитию социалистической мысли положили

 Шарль 

Фурье

 (1772—1837)

 кКлод Анри Сен-Симон де Рувруа

 (1760—1825). 

Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория 
четырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышлен­
ный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опублико­
ваны главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обита­
теля к современникам"— 1802 г., "Катехизис промышленников" — 

1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих 

трудов возник ряд теоретических школ и направлений, развивав­
ших идеи основателей социализма либо обосновывавших самостоя­
тельные социалистические (коллективистские) учения. Наиболее 
фундаментальным теоретическим произведением было "Изложе­
ние учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты Базар, 
Родриг и Анфантен. 

В тот же период продолжались разработка и обоснование ком­

мунистических идей. Видным теоретиком коммунизма являлся ан­
гличанин

 Роберт Оуэн

 (1771—1858), основные труды которого из­

даны в 20—30-е годы XIX в. Тогда же (1828 г.) Буонаротти опублико-

1

 В XIX в. коммунистическими назывались теории, обосновывавшие 

идеал, близкий идеям Мора, Кампанеллы, Морелли, Бабёфа и др. Тип 

общественного строя, за которым в марксистской терминологии установи­

лось название "первая фаза коммунизма (социализм)", в XIX в. чаще на­

зывался

 коллективистским

 (см.:

 Волгин В. П.

 Очерки истории социалис­

тических идей. Первая половина XIX в. М., 1976. С. 341).