Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5827
Скачиваний: 125
384
История политических и правовых учений
лизм, метафизичность и т. п. В советской литературе преобладало
противопоставление идей Конта о солидарности классов марксист
ским идеям о классовой борьбе, насильственном уничтожении ка
питализма и ликвидации буржуазии. Соответственно Конт харак
теризовался как реформист и солидарист, что было в то время
отрицательной оценкой.
Конт, действительно, не был приверженцем революционного низ
вержения современного ему общества, считал частную собствен
ность общественно полезной, а деление промышленного класса на
капиталистов и пролетариев — естественным и необходимым. Но
Конт — сторонник глубоких общественных преобразований. Он сто
ронник общества, заменяющего социальный эгоизм альтруизмом,
индивидуализм — социальностью, беспорядочность и анархию про
изводства — регулируемой экономикой, военный быт — промыш
ленным, войны и колониальную систему — содружеством равно
правных народов. Во всем этом его программа предвосхитила ос
новную и долговременную тенденцию социализации гражданского
общества.
Конт был прав и в том, что без организаторов производства и
централизующей роли банков становление и развитие промышлен
ного общества практически невозможны.
Однако в концепции Конта исчезли такие главные и определя
ющие черты гражданского общества, как юридическая свобода и
равенство граждан. В социократии равенство людей оказалось под
чиненным и вытесненным принципом иерархии их способностей, а
свобода заменена понятием строго определенных, упорядоченных
социальных функций. Отсюда проистекало отрицание Контом "ме
тафизического понятия естественных прав человека", понятия, в
исторической действительности ставшего существенным завоеванием
человечества Нового и Новейшего времени.
Конт надеялся, что научная политика даст возможность про
мышленному обществу обойтись без принудительных учреждений,
традиционных для военного быта. С помощью социологии и пози
тивной религии Конт стремился изжить социальный хаос, порож
денный наслоением противоречивых способов мышления, идей не
совместимых философий. Однако история человечества доказыва
ет, что именно неупорядоченность, нестандартность, разнообразие
способов мышления были и остаются основой интеллектуального
развития, а тем самым и общественного прогресса. Убежденность в
научности собственной теории побудила Конта к составлению пла
нов ускоренного навязывания этой теории всему обществу (если
нет свободы совести в математике и астрономии, то почему она
допускается в социологии?). Получилось так, что человечеству надо
принудительно внушать идеи превосходства целого над частью,
альтруизма и взаимопомощи, классовой солидарности и т. п. Поэто-
Гл. 18. Вурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 385
му порядок в социократии основан на духовном насилии и надзоре
над всеми сторонами жизни, что придает ей явную казарменность.
Что касается намеченных Контом способов перехода к социо
кратии, то они достаточно фантастичны, а его суждения об особой
роли пролетариев в осуществлении этого перехода, а также в буду
щем обществе мало отличались от модных в Париже тех лет идей о
мессианском призвании пролетариата.
При всей своей гениальности Конт не создал политико-право
вую программу, способную стать идейной основой широких массо
вых движений и политических партий. Влияние позитивизма све
лось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под
влиянием философии Конта сложились социологические теории
Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ко
валевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опо
ру континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).
§ 7. Заключение
Победа капитализма в развитых странах Западной Европы обус
ловила существенное изменение буржуазной политико-правовой
идеологии.
Теоретическим отражением воплощенных в праве принципов
гражданского общества стал юридический позитивизм. Свойствен
ный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление,
приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революци
онной эпохи, но и еще более практической заинтересованностью в
реализации послереволюционного права. Место критики феодаль
ного права с позиций права естественного заняла апология дей
ствующего позитивного права; разработку программ революцион
ного преобразования общества при помощи нрава заменили толко
вание законодательства и его систематизация.
Отказ от революционной романтики XVIII в. обусловил новые
формы и содержание учений о государстве. Они приобретают ком
ментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к гума
нистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох.
В конкретных исторических условиях первой половины XIX в.
либеральные лозунги о защите личности от государственной влас
ти означали более всего требование "нейтральности государства" в
неравной борьбе за существование наемных рабочих и владельцев
капитала. Для первых государство в этих условиях практически
выступало как чисто карательная сила, для вторых — как верный
страж богатства и связанных с ним привилегий. Не лучше был и
взгляд на право как на "приказ власти". С этой точки зрения не
только личность не имеет прав и притязаний по отношению к госу
дарству, но и правомерность действий самого государства зависит
386
История политических и правовых учений
лишь от него самого. Не случайно теоретики юридического позити
визма и нормативизма оказались не способны воспринять теорию
прав человека и обосновать идею правового государства.
Особое место в идеологии этого времени принадлежит позити
визму Огюста Конта. Содержание работ основателя философского
позитивизма по-разному воспринималось его учениками и современ
никами; богатство этого содержания обусловило длительность на
учного осмысления теоретического наследия Конта, постепенность
восприятия его по существу главной идеи — социализации граж
данского общества, (см. гл. 23, 24, 25).
Г Л А В А 1 9
Социалистическая и коммунистическая
политико-правовая идеология
в Западной Европе
в первой половине XIX в.
§ 1. Введение
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализ
ма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в
ведущих странах Европы. Программа капиталистического разви
тия общества получила обоснование в буржуазной политэкономии
и в политико-правовых теориях либерализма. Критика капитализ
ма содержалась в многочисленных социалистических и коммунис
тических теориях, появившихся в первые десятилетия XIX в. Сти
мулом к возникновению этих теорий были имущественное расслое
ние общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наем
ных рабочих, в результате промышленного переворота, экономи
ческих кризисов и безработицы.
В этот период возникли социалистические учения, отличавшие
ся от существовавших до того коммунистических теорий. В изве
стной работе "Развитие социализма от утопии к науке" Ф. Энгельс
назвал основателями социализма Сен-Симона и Фурье, главные
произведения которых были опубликованы в начале XIX в. Они
положили начало ряду теоретических школ и направлений, крити
ковавших развивающийся капитализм, но стремившихся обойтись
в проектах будущего идеального общества без детальной регламен
тации производственных, бытовых, трудовых, идеологических и иных
отношений, избежать уравнения людей, свойственного ряду комму
нистических проектов и утопий, заменить понуждение к труду его
стимулированием. Социалистическим проектам общественного пе
реустройства свойственна не столько идея общности имуществ (как
у Платона, Мора, Морелли и др.), сколько проекты управляемой
собственности, подчиненной регулированию и контролю со стороны
государства или иного общественного центра, либо собственности
объединений трудящихся (производственных товариществ, коопе
ративных союзов, ассоциаций, общин, рабочих предприятий и т. п.),
основанных на совместном труде и справедливом распределении.
388
История политических и правовых учений
В начале XIX в. продолжалось развитие возникших задолго до
этого коммунистических идей. Общими для коммунистических и
социалистических учений были критика развивающегося капитализ
ма, эксплуатации и угнетения рабочего класса, индивидуализма и
эгоизма частных собственников, а также обоснование идеалов об
щественного строя, основанного на общем труде и справедливом
распределении.
Социалистические (коллективистские) и коммунистические тео
рии
1
поначалу получили распространение в Англии и особенно во
Франции. В 20—40-е годы XIX в. было опубликовано много различ
ных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, со
держащих социалистические и коммунистические идеи, больше,
чем за всю предшествующую историю человечества. Эти теории
были многочисленны и разнообразны.
§ 2. Политико-правовые идеи
и теории коллективистов и коммунистов
первой половины XIX в.
Начало развитию социалистической мысли положили
Шарль
Фурье
(1772—1837)
кКлод Анри Сен-Симон де Рувруа
(1760—1825).
Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория
четырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышлен
ный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опублико
ваны главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обита
теля к современникам"— 1802 г., "Катехизис промышленников" —
1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих
трудов возник ряд теоретических школ и направлений, развивав
ших идеи основателей социализма либо обосновывавших самостоя
тельные социалистические (коллективистские) учения. Наиболее
фундаментальным теоретическим произведением было "Изложе
ние учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты Базар,
Родриг и Анфантен.
В тот же период продолжались разработка и обоснование ком
мунистических идей. Видным теоретиком коммунизма являлся ан
гличанин
Роберт Оуэн
(1771—1858), основные труды которого из
даны в 20—30-е годы XIX в. Тогда же (1828 г.) Буонаротти опублико-
1
В XIX в. коммунистическими назывались теории, обосновывавшие
идеал, близкий идеям Мора, Кампанеллы, Морелли, Бабёфа и др. Тип
общественного строя, за которым в марксистской терминологии установи
лось название "первая фаза коммунизма (социализм)", в XIX в. чаще на
зывался
коллективистским
(см.:
Волгин В. П.
Очерки истории социалис
тических идей. Первая половина XIX в. М., 1976. С. 341).