Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5782
Скачиваний: 125
454
История политических и правовых учений
Будущее общество мыслилось Герценом как союз объединений
(снизу вверх) самоуправляющихся общин: "Сельская община пред
ставляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государствен
ное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с
избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не
останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с со
предельными общинами, соединение их — волость — также управ
ляет своими делами и на том же выборном начале".
Пропагандистом идей "русского социализма" был также
Нико
лай Гаврилович Чернышевский
(1828—1889). Один из руководите
лей журнала "Современник" в 1856—1862 гг., Чернышевский по
святил ряд статей систематическому изложению и популяризации
идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, с помо
щью которой, по его словам, Россия сможет избежать "язвы проле-
тариатства".
В статьях Чернышевского идеи развития общинного землевла
дения в общественное производство, а затем и потребление полу
чили популярное и подробное изложение в манере и форме, соот
ветствующих общественно-политическому сознанию разночинной
интеллигенции. Немалую роль в распространении этих идей сыграл
революционный тон "Современника", занимающего крайне левую
критическую позицию в публицистике периода подготовки и про
ведения крестьянской реформы. В публицистических статьях, в
очерках по истории Франции, в рецензиях на различные произве
дения Чернышевский и Добролюбов вели антиправительственную
пропаганду, используя эзопов язык, параболы, намеки и историчес
кие параллели. Революция обозначалась в журнале как "деятель
ность широкая самобытная", "скачок истории", "важные истори
ческие события, выходящие за пределы обыкновенного порядка,
которым производятся реформы" и т. п.
Об устройстве власти, которая заменит свергнутое самодержа
вие, бегло говорилось в приписываемой Чернышевскому проклама
ции "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" (1861 г.). В
этой прокламации одобрялись страны, в которых народный ста
роста (по-иностранному — президент) выбирается на срок, а также
царства, где царь (как у англичан и французов) ничего не смеет
сделать без народа и во всем народу оказывает послушание.
Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порож
дена конфликтами, обусловленными несоответствием между уров
нем производства и потребностями людей. В результате роста про
изводства и перехода к распределению по потребностям (принцип
Луи Блана) исчезнут конфликты между людьми, а тем самым и
надобность в государстве. После длительного переходного периода
(не менее 25—30 лет) будущее общество сложится в федерацию
основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, про-
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 455
мышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, пере
шедших в собственность работников.
В "Современнике" критиковались западноевропейские либе
ральные теории и развивающийся конституционализм. "Все консти
туционные приятности, — писал Чернышевский, — имеют очень
мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни
умственного развития для этих десертов политического рода". Ссыла
ясь на экономическую зависимость трудящихся, Чернышевский ут
верждал, что права и свободы, провозглашенные в странах Запада,
вообще являются обманом: "Право, понимаемое экономистами в аб
страктном смысле, было не более как призраком, способным только
держать народ в мучении вечно обманываемой надежды".
Негативное отношение теоретиков "русского социализма" к фор
мальному равенству, к парламентаризму впоследствии немало спо
собствовало принципиально отрицательному отношению народни
ков (до 1879 г.) к политической борьбе, к конституционным правам
и свободам.
После отмены крепостного права наступил спад в распростра
нении и развитии идей "русского социализма". В 1873 г. началось и
в следующем году приняло массовый размах "хождение в народ"
сотен и тысяч пропагандистов, звавших крестьян к низвержению
царя, чиновников и урядников, к общинному устройству и управле
нию. К 1876 г. сложилась народническая организация "Земля и Во
ля". Идейной основой народничества была теория "русского соци
ализма". В процессе осуществления этой теории внутри народничест
ва определились разные направления, имеющие своих идеологов.
Признанным идеологом народничества являлся и теоретик анар
хизма М. А. Бакунин (см. § 3). Он полагал, что Россия и вообще
славянские страны могут стать очагом всенародной и всеплемен-
ной, интернациональной социальной революции. Славяне, в проти
воположность немцам, не питали страсти к государственному по
рядку и к государственной дисциплине. В России государство от
крыто противостоит народу: "Народ наш глубоко и страстно нена
видит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы
виде они перед ним ни являлись".
Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. "Прибав
ление А" к книге "Государственность и анархия" стало программой
хождения в народ пропагандистов всенародного бунта.
Исходя из основных положений теории "русского социализма",
Бакунин считал, что в основании русского народного идеала лежат
три главные черты: во-первых, принадлежность земли народу; во-
вторых, право на пользование ею не лицом, а целой общиной, ми
ром; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "об
щинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное
отношение общины к государству".
456
История политических и правовых учений
Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и
организации всенародного бунта, Бакунин резко порицал док
тринеров, стремившихся навязать народу политические и соци
альные схемы, формулы и теории, выработанные помимо народной
жизни. С этим связаны его грубые выпады против Лаврова, ставив
шего на первый план задачу научной пропаганды и предполагав
шего создание революционного правительства для организации со
циализма.
Последователи Бакунина в народническом движении называ
лись "бунтари". Они начали хождение в народ, стремясь прояснить
сознание народа и побудить его к стихийному бунту. Неудача этих
попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не
вытеснили) "пропагандисты", или "лавристы", ставившие задачей
систематическую революционную пропаганду, просветительство,
подготовку в деревне сознательных борцов за социальную револю
цию.
Петр Лаврович Лавров
(1823—1900) с 1873 г. в эмиграции из
давал журнал "Вперед!". Им написан ряд работ, пропагандировав
ших теорию "русского социализма".
Вкладом в теорию "русского социализма" была выведенная
Лавровым "формула прогресса":
"Развитие личности в физичес
ком, умственном и нравственном отношении; воплощение в обще
ственных формах истины и справедливости".
Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономичес
ким строем (общинное землепользование) и будет достигнут в ре
зультате повсеместной народной революции, которая создаст "на
родную федерацию русских революционных общин и артелей".
В отличие от Бакунина Лавров считал государство злом, кото
рое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до миниму
ма несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представля
ла предшествующая история".
Полемизируя с "якобинской теорией" Ткачева (см. далее), Лав
ров писал, что "всякая диктатура портит самых лучших людей...
Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая революция". И
все же для построения социализма, по Лаврову, необходима го
сударственная власть как форма руководства коллективной дея
тельностью и применения насилия к внутренним врагам нового строя.
Теоретиком народничества был также
Петр Никитич Ткачев
(1844—1885). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат" с
эпиграфом: "Теперь, или очень нескоро, быть может — никогда!"
В отличие от других народников Ткачев утверждал, что в Рос
сии уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие
"принцип общины". Сегодня государство — фикция, не имеющая
корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет консти
туционным и получит могучую поддержку объединенной буржуа-
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 457
зии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку ре
волюции, как предлагают "пропагандисты" (сторонники Лаврова).
"Такие минуты не часты в истории, — писал Ткачев о состоянии
России. — Пропустить их — значит добровольно отсрочить возмож
ность социальной революции надолго, — быть может, навсегда".
"Революционер не подготовляет, а "делает" революцию". Вместе с
тем Ткачев считал бесполезным звать народ к. бунту, особенно во
имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства.
Вопреки мнению "бунтарей" (сторонников Бакунина) анархия —
идеал далекого будущего; она невозможна без предварительного
установления абсолютного равенства людей и воспитания их в духе
всеобщего братства.
Задача революционеров, по мнению Ткачева, в том, чтобы ус
корить процесс общественного развития; "ускориться же он может
лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность
подчинить своему влиянию остальное большинство, т. е. когда оно
захватит в свои руки государственную власть... Революция осуще
ствляется революционным государством".
Необходимость революционного государства, руководимого пар
тией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не являет
ся народным идеалом крестьянства в России. Исторически сложив
шийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки
коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному
идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая при
помощи государства должна исправить отсталые представления
крестьянства о народном идеале и повести его по дороге к комму
низму.
Ткачев оспаривал распространенное ср>еди народников мнение
о развращающем влиянии власти на государственных деятелей:
Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не ста
ли от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были
испорчены задолго до их прихода к власти. Достаточной гарантией
служения благу народа, по мнению Ткачева, станут коммунистичес
кие убеждения членов правящей партии.
При помощи революционного государства правящая партия бу
дет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консерватив
ное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в
области экономических, политических, юридических отношений ("ре
волюция сверху"). В числе этих реформ Ткачев называл постепен
ное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий про
изводства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), разви
тие общинного самоуправления, ослабление и упразднение цент
ральных функций государственной власти.
Организованная в 1876 г. социально-революционная партия "Зем
ля и Воля" принципиально отрицала борьбу за политические права
458
История политических и правовых учений
и свободы, за конституцию. Народник Степняк-Кравчинский писал
(в 1878 г.), что социалисты-революционеры могут ускорить падение
правительства, однако не смогут воспользоваться конституционной
свободой, так как политическая свобода усилит буржуазию (вла
дельцев капитала) и даст ей возможность сплотиться в сильную
партию против социалистов. Кроме того, среди социалистов-рево
люционеров времен партии "Земля и Воля" было распространено
отрицательное отношение к формальному праву как к буржуазному
обману. Широкую известность получило рассуждение Чернышев
ского. "Ни мне, ни вам, читатель, — писал он, обращаясь к читате
лям "Современника", — не запрещено обедать на золотом сервизе;
к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет
средства для удовлетворения этой изящной идеи; поэтому я откро
венно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой
сервиз и готов продать это право за один рубль серебром или даже
дешевле. Точно таковы для народа все те права, о которых хлопо
чут либералы".
Преследование правительством пропагандистов и бунтарей, ссыл
ки, высылки, судебные процессы по делам "о революционной про
паганде в империи" вынудили народников поставить вопрос о необ
ходимости завоевания сначала политических свобод, дающих воз
можность вести социалистическую пропаганду. В 1879 г. "Земля и
Воля" раскололась на две партии: "Народная Воля" (признавала
необходимость политической борьбы) и "Черный передел" (остава
лась на прежних позициях). "Народная воля" стремилась добиться
демократических реформ, устрашая правительство террористичес
кими актами. Аресты и казни народовольцев после убийства царя
исчерпали силы этой организации.
Народнические идеи лежали в основе программы
партии со
циалистов-революционеров
("эсеры", 1901—1923 гг.). Партия ста
вила задачу свержения царского правительства и одним из глав
ных средств борьбы с ним считала вооруженное восстание и тер
рористические действия, т. е. убийства и покушения на жизнь от
ветственных представителей этого правительства.
Программными требованиями партии социалистов-революци
онеров были установление демократической республики, широкой
автономии для отдельных областей страны, федеративное устрой
ство государства, право национальностей на свободу развития и
культурную автономию. Программа предусматривала всеобщее из
бирательное право, выборность должностных лиц на известный срок
и право их "сменения" народом, полное гражданское равноправие,
отделение церкви от государства, всеобщее равное и обязательное
образование за государственный счет, замену постоянной армии
народной милицией. Для осуществления этой программы партия
требовала созыва Учредительного собрания.