Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5782

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

454 

История политических и правовых учений 

Будущее общество мыслилось Герценом как союз объединений 

(снизу вверх) самоуправляющихся общин: "Сельская община пред­
ставляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государствен­
ное устройство, основанное на самозаконности, на мировом сходе, с 
избирательной администрацией и выборным судом. Ячейка эта не 
останется обособленною, она составляет клетчатку или ткань с со­

предельными общинами, соединение их — волость — также управ­
ляет своими делами и на том же выборном начале". 

Пропагандистом идей "русского социализма" был также

 Нико­

лай Гаврилович Чернышевский

 (1828—1889). Один из руководите­

лей журнала "Современник" в 1856—1862 гг., Чернышевский по­
святил ряд статей систематическому изложению и популяризации 
идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, с помо­

щью которой, по его словам, Россия сможет избежать "язвы проле-
тариатства". 

В статьях Чернышевского идеи развития общинного землевла­

дения в общественное производство, а затем и потребление полу­
чили популярное и подробное изложение в манере и форме, соот­
ветствующих общественно-политическому сознанию разночинной 
интеллигенции. Немалую роль в распространении этих идей сыграл 
революционный тон "Современника", занимающего крайне левую 
критическую позицию в публицистике периода подготовки и про­
ведения крестьянской реформы. В публицистических статьях, в 
очерках по истории Франции, в рецензиях на различные произве­
дения Чернышевский и Добролюбов вели антиправительственную 
пропаганду, используя эзопов язык, параболы, намеки и историчес­
кие параллели. Революция обозначалась в журнале как "деятель­
ность широкая самобытная", "скачок истории", "важные истори­
ческие события, выходящие за пределы обыкновенного порядка, 
которым производятся реформы" и т. п. 

Об устройстве власти, которая заменит свергнутое самодержа­

вие, бегло говорилось в приписываемой Чернышевскому проклама­
ции "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" (1861 г.). В 
этой прокламации одобрялись страны, в которых народный ста­
роста (по-иностранному — президент) выбирается на срок, а также 
царства, где царь (как у англичан и французов) ничего не смеет 
сделать без народа и во всем народу оказывает послушание. 

Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порож­

дена конфликтами, обусловленными несоответствием между уров­
нем производства и потребностями людей. В результате роста про­
изводства и перехода к распределению по потребностям (принцип 
Луи Блана) исчезнут конфликты между людьми, а тем самым и 
надобность в государстве. После длительного переходного периода 
(не менее 25—30 лет) будущее общество сложится в федерацию 
основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, про-


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 455 

мышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, пере­
шедших в собственность работников. 

В "Современнике" критиковались западноевропейские либе­

ральные теории и развивающийся конституционализм. "Все консти­
туционные приятности, — писал Чернышевский, — имеют очень 
мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни 
умственного развития для этих десертов политического рода". Ссыла­
ясь на экономическую зависимость трудящихся, Чернышевский ут­
верждал, что права и свободы, провозглашенные в странах Запада, 
вообще являются обманом: "Право, понимаемое экономистами в аб­
страктном смысле, было не более как призраком, способным только 

держать народ в мучении вечно обманываемой надежды". 

Негативное отношение теоретиков "русского социализма" к фор­

мальному равенству, к парламентаризму впоследствии немало спо­
собствовало принципиально отрицательному отношению народни­
ков (до 1879 г.) к политической борьбе, к конституционным правам 
и свободам. 

После отмены крепостного права наступил спад в распростра­

нении и развитии идей "русского социализма". В 1873 г. началось и 
в следующем году приняло массовый размах "хождение в народ" 
сотен и тысяч пропагандистов, звавших крестьян к низвержению 
царя, чиновников и урядников, к общинному устройству и управле­
нию. К 1876 г. сложилась народническая организация "Земля и Во­
ля". Идейной основой народничества была теория "русского соци­
ализма". В процессе осуществления этой теории внутри народничест­
ва определились разные направления, имеющие своих идеологов. 

Признанным идеологом народничества являлся и теоретик анар­

хизма М. А. Бакунин (см. § 3). Он полагал, что Россия и вообще 
славянские страны могут стать очагом всенародной и всеплемен-
ной, интернациональной социальной революции. Славяне, в проти­
воположность немцам, не питали страсти к государственному по­
рядку и к государственной дисциплине. В России государство от­
крыто противостоит народу: "Народ наш глубоко и страстно нена­
видит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы 
виде они перед ним ни являлись". 

Написанное Бакуниным и опубликованное в 1873 г. "Прибав­

ление А" к книге "Государственность и анархия" стало программой 
хождения в народ пропагандистов всенародного бунта. 

Исходя из основных положений теории "русского социализма", 

Бакунин считал, что в основании русского народного идеала лежат 
три главные черты: во-первых, принадлежность земли народу; во-
вторых, право на пользование ею не лицом, а целой общиной, ми­
ром; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "об­
щинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное 
отношение общины к государству". 


background image

456 

История политических и правовых учений 

Призывая образованную молодежь к пропаганде, подготовке и 

организации всенародного бунта, Бакунин резко порицал док­
тринеров, стремившихся навязать народу политические и соци­
альные схемы, формулы и теории, выработанные помимо народной 
жизни. С этим связаны его грубые выпады против Лаврова, ставив­
шего на первый план задачу научной пропаганды и предполагав­
шего создание революционного правительства для организации со­
циализма. 

Последователи Бакунина в народническом движении называ­

лись "бунтари". Они начали хождение в народ, стремясь прояснить 
сознание народа и побудить его к стихийному бунту. Неудача этих 
попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не 
вытеснили) "пропагандисты", или "лавристы", ставившие задачей 
систематическую революционную пропаганду, просветительство, 
подготовку в деревне сознательных борцов за социальную револю­
цию. 

Петр Лаврович Лавров

 (1823—1900) с 1873 г. в эмиграции из­

давал журнал "Вперед!". Им написан ряд работ, пропагандировав­
ших теорию "русского социализма". 

Вкладом в теорию "русского социализма" была выведенная 

Лавровым "формула прогресса":

 "Развитие личности в физичес­

ком, умственном и нравственном отношении; воплощение в обще­
ственных формах истины и справедливости". 

Социализм в России, писал Лавров, подготовлен ее экономичес­

ким строем (общинное землепользование) и будет достигнут в ре­
зультате повсеместной народной революции, которая создаст "на­
родную федерацию русских революционных общин и артелей". 

В отличие от Бакунина Лавров считал государство злом, кото­

рое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести "до миниму­
ма несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представля­
ла предшествующая история". 

Полемизируя с "якобинской теорией" Ткачева (см. далее), Лав­

ров писал, что "всякая диктатура портит самых лучших людей... 
Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая революция". И 
все же для построения социализма, по Лаврову, необходима го­
сударственная власть как форма руководства коллективной дея­
тельностью и применения насилия к внутренним врагам нового строя. 

Теоретиком народничества был также

 Петр Никитич Ткачев 

(1844—1885). С 1875 г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат" с 
эпиграфом: "Теперь, или очень нескоро, быть может — никогда!" 

В отличие от других народников Ткачев утверждал, что в Рос­

сии уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие 

"принцип общины". Сегодня государство — фикция, не имеющая 

корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет консти­
туционным и получит могучую поддержку объединенной буржуа-


background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 457 

зии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку ре­
волюции, как предлагают "пропагандисты" (сторонники Лаврова). 
"Такие минуты не часты в истории, — писал Ткачев о состоянии 
России. — Пропустить их — значит добровольно отсрочить возмож­
ность социальной революции надолго, — быть может, навсегда". 
"Революционер не подготовляет, а "делает" революцию". Вместе с 
тем Ткачев считал бесполезным звать народ к. бунту, особенно во 
имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства. 
Вопреки мнению "бунтарей" (сторонников Бакунина) анархия — 

идеал далекого будущего; она невозможна без предварительного 
установления абсолютного равенства людей и воспитания их в духе 
всеобщего братства. 

Задача революционеров, по мнению Ткачева, в том, чтобы ус­

корить процесс общественного развития; "ускориться же он может 
лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность 
подчинить своему влиянию остальное большинство, т. е. когда оно 
захватит в свои руки государственную власть... Революция осуще­
ствляется революционным государством". 

Необходимость революционного государства, руководимого пар­

тией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не являет­
ся народным идеалом крестьянства в России. Исторически сложив­
шийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки 
коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному 
идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая при 
помощи государства должна исправить отсталые представления 
крестьянства о народном идеале и повести его по дороге к комму­
низму. 

Ткачев оспаривал распространенное ср>еди народников мнение 

о развращающем влиянии власти на государственных деятелей: 
Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не ста­
ли от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были 
испорчены задолго до их прихода к власти. Достаточной гарантией 
служения благу народа, по мнению Ткачева, станут коммунистичес­
кие убеждения членов правящей партии. 

При помощи революционного государства правящая партия бу­

дет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консерватив­
ное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в 
области экономических, политических, юридических отношений ("ре­
волюция сверху"). В числе этих реформ Ткачев называл постепен­
ное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий про­
изводства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), разви­
тие общинного самоуправления, ослабление и упразднение цент­
ральных функций государственной власти. 

Организованная в 1876 г. социально-революционная партия "Зем­

ля и Воля" принципиально отрицала борьбу за политические права 


background image

458 

История политических и правовых учений 

и свободы, за конституцию. Народник Степняк-Кравчинский писал 
(в 1878 г.), что социалисты-революционеры могут ускорить падение 
правительства, однако не смогут воспользоваться конституционной 
свободой, так как политическая свобода усилит буржуазию (вла­
дельцев капитала) и даст ей возможность сплотиться в сильную 
партию против социалистов. Кроме того, среди социалистов-рево­
люционеров времен партии "Земля и Воля" было распространено 
отрицательное отношение к формальному праву как к буржуазному 
обману. Широкую известность получило рассуждение Чернышев­
ского. "Ни мне, ни вам, читатель, — писал он, обращаясь к читате­
лям "Современника", — не запрещено обедать на золотом сервизе; 
к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет 
средства для удовлетворения этой изящной идеи; поэтому я откро­
венно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой 
сервиз и готов продать это право за один рубль серебром или даже 
дешевле. Точно таковы для народа все те права, о которых хлопо­

чут либералы". 

Преследование правительством пропагандистов и бунтарей, ссыл­

ки, высылки, судебные процессы по делам "о революционной про­
паганде в империи" вынудили народников поставить вопрос о необ­
ходимости завоевания сначала политических свобод, дающих воз­
можность вести социалистическую пропаганду. В 1879 г. "Земля и 
Воля" раскололась на две партии: "Народная Воля" (признавала 
необходимость политической борьбы) и "Черный передел" (остава­
лась на прежних позициях). "Народная воля" стремилась добиться 
демократических реформ, устрашая правительство террористичес­
кими актами. Аресты и казни народовольцев после убийства царя 
исчерпали силы этой организации. 

Народнические идеи лежали в основе программы

 партии со­

циалистов-революционеров

 ("эсеры", 1901—1923 гг.). Партия ста­

вила задачу свержения царского правительства и одним из глав­
ных средств борьбы с ним считала вооруженное восстание и тер­
рористические действия, т. е. убийства и покушения на жизнь от­
ветственных представителей этого правительства. 

Программными требованиями партии социалистов-революци­

онеров были установление демократической республики, широкой 
автономии для отдельных областей страны, федеративное устрой­
ство государства, право национальностей на свободу развития и 
культурную автономию. Программа предусматривала всеобщее из­
бирательное право, выборность должностных лиц на известный срок 
и право их "сменения" народом, полное гражданское равноправие, 
отделение церкви от государства, всеобщее равное и обязательное 

образование за государственный счет, замену постоянной армии 
народной милицией. Для осуществления этой программы партия 
требовала созыва Учредительного собрания.