Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5783
Скачиваний: 125
Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 459
В общественно-экономической области социалисты-революци
онеры были сторонниками социализации земли, т. е. передачи ее в
распоряжение демократически организованных местных общин и
обработки земли личным трудом на началах уравнительного зем
лепользования. В рабочем вопросе партия требовала сокращения
рабочего дня (не более 8 часов), свободы профессиональных объе
динений, законодательной охраны труда и др.
Признавая непримиримую противоположность классовых ин
тересов буржуазии и трудящихся масс, партия ставила конечной
целью уничтожение частной собственности на силы природы и на
средства производства, ликвидацию разделения общества на клас
сы и установление планомерного труда всех на всеобщую пользу.
Партия социалистов-революционеров в
€
Ж1 пропагандистскую
работу в деревне и в городе, настойчиво подчеркивая, что трудя
щееся население является единым рабочим классом, залог освобож
дения которого — осознание этого единства; партия принципиально
отвергала противопоставление пролетариата, и крестьянства.
Девизом партии социалистов-революционеров были слова: "В
борьбе обретешь ты право свое!"
В 1917 г. социалисты-революционеры активно содействовали
созданию и развитию Советов. Расколы в партии эсеров, закрытие
большевиками в январе 1918 г. Учредительного собрания, в котором
эсеры имели большинство, а затем исключение их из Советов и
массовые репрессии после событий июля 1918 г. привели к ликвида
ции партии социалистов-революционеров.
§ 6. Заключение
Во второй половине XIX в. сложились основные варианты по
литико-правовых социалистических и коммунистических концеп
ций. Их содержание и исторические судьбы были различны.
Популярность анархизма предопределялась ростом государ
ственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом
буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой западноевропей
ских государств XIX в. Анархизм дал глубокую критику государ
ства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжи
тельное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них соб
ственность и лишить их власти.
Многочисленные приверженцы марксизма ценили его за глу
бокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая на экономи
ческую обусловленность грядущего отмирания государства, избе
гал постановки и решения проблемы возможного перерождения
временной революционной диктатуры в стабильную деспотическую
власть партийно-государственной бюрократии, противостоящую
народу.
460
И с т о р и я политических и правовых учений
Как отмечено, популярность марксизму придавало то, что его
теоретические положения часто соединялись с идеями социальной
демократии в программных документах многих рабочих партий За
падной Европы. Это сочетание породило ряд споров и теоретичес
ких затруднений. С самого начала деятельности социал-демократи
ческих партий стал дискуссионным вопрос о соотношении револю
ции и реформы, программной цели и повседневной деятельности
партий, притязающих на выражение и защиту интересов класса
наемных рабочих. Было неясно, к чему звать рабочий класс — к
коммунистической революции, уничтожающей капитализм, или к
борьбе за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы,
улучшение условий труда, создание и развитие социальных гаран
тий. Должна ли социал-демократическая партия, ставящая про
граммной целью ликвидацию капитализма, бороться за улучшение
жизни рабочего класса при этом самом капитализме? Разногласия
по названным проблемам вскоре породили расколы в социал-
демократическом и марксистском движении.
При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей
различных течений социалистической и коммунистической полити
ко-правовой идеологии второй половины XIX в. критика ими кри
чащих несправедливостей первоначального капитализма способство
вала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей
тенденцией социализации гражданского общества и содействовала
ее осуществлению.
Г Л А В А 2 3
Либеральная
политико-правовая идеология в России
в конце XIX — начале XX в.
§ 1. Введение
После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России
провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.),
которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю.
Однако реформы носили половинчатый характер, не решали ост
рейшие социальные, правовые и политические проблемы. Россия
была отсталой страной с самодержавным государством, замшелой
правовой системой, с рядом пережитков сословного строя, с нарас
тающими и обостряющимися классовыми и сословными противоре
чиями, грозящими социальным взрывом.
В этот период в России продолжалась деятельность социалис
тов-народников, призывавших крестьян к социальной революции.
Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настро
енных мыслителей теоретически обосновывали создание в России
конституционной монархии, необходимость широких правовых ре
форм, формирование правового государства, юридического закреп
ления прав личности.
§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина
Видным деятелем либерального движения в России был про
фессор Московского университета
Борис Николаевич Чичерин
(1828—
1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву,
истории политических учений, теории государства и истории рус
ского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное
пятитомное исследование "История политических учений", сочи
нения "Собственность и государство", "Курс государственной на
уки", "Философия права".
Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую три
аду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четы
рех элементов, в результате которой образуется круговорот четы
рех начал (единство — отношение — сочетание — множество).
462
История политических и правовых учений
Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности.
В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную
(независимость от чужой воли) и положительную (возможность дей
ствий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из тре
бования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает тре
бование свободы внешней: действия людей необходимо разграни
чить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе
остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были
установлены твердые правила для разрешения споров, неизбеж
ных при совместном существовании.
Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность
всех обществ. Субъективное право — это законная свобода челове
ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (со
вокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий пра
ва и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения,
писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена
в форме закона, закон же имеет целью признание и определение
свободы — "источник права не в законе, а в свободе".
Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утверждавших,
что "право — минимум нравственности" (Еллинек, Соловьев). Пра
во, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в
нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку та
кое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его
слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтоже
нию свободы, к насильственному осуществлению нравственных на
чал.
Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит
в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций
Чичерин критически оценивал те доктрины государства и права,
которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низ
водят человека до степени простого средства для общественных
целей.
Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал соб
ственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и
государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего
производства и распределения в руки государства, "самого плохого
хозяина, какого только можно придумать". Право собственности, по
Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из сво
боды человека и устанавливающее полновластие лица над вещью.
Ученый выступал против уравнения имущественного положения
граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом)
составляет требование свободы, то материальное равенство (равен
ство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и
умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 463
деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство,
замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в
орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую
мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство
не свободы, а рабства.
В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и
свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а
учреждения для лиц". Только в обществе, замечал ученый, человек
может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению
в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин
отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, логическим
переходом от личного права к общественному является семья. Вто
рую — составляют церковь и гражданское общество.
В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чи
черин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство,
по его учению, "есть союз свободного народа, связанного законом в
одно юридическое целое и управляемое верховною властью для
общего блага". Основными элементами государства, по Чичерину,
являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Он писал,
что идея государства и его цель — гармоническое сочетание всех
общественных элементов и руководство общими интересами для
достижения общего блага.
Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал
конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различ
ные начала общежития приводятся к идеальному единству: "Мо
нарх представляет начало власти, народ и его представители —
начало свободы, аристократическое собрание — постоянство зако
на, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действо
вать согласно для достижения общей цели".
Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядка
ми самодержавной России, о которых он не раз отзывался крити
чески: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо,
чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной за
коном и обставленной независимыми учреждениями".
Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию опреде
лялось и тем, что в его реакционной политике он видел нечто,
чреватое революцией: "Там, где господствует упорная притеснитель
ная система, не дающая места движению и развитию, там рево
люция является как неизбежное следствие такой политики. Это
вечный закон всемирной истории". Чичерин был противником ре
волюции, но сторонником реформ. Он призывал правительство "не
потакать проискам Чернышевского, Добролюбова", считая при этом
наилучшим вариантом политико-правового развития России само
ограничение абсолютной власти.