Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5783

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Гл. 22. Социалист, и коммунист, полит.-прав. идеология во 2-й пол. XIX в. 459 

В общественно-экономической области социалисты-революци­

онеры были сторонниками социализации земли, т. е. передачи ее в 
распоряжение демократически организованных местных общин и 
обработки земли личным трудом на началах уравнительного зем­
лепользования. В рабочем вопросе партия требовала сокращения 
рабочего дня (не более 8 часов), свободы профессиональных объе­

динений, законодательной охраны труда и др. 

Признавая непримиримую противоположность классовых ин­

тересов буржуазии и трудящихся масс, партия ставила конечной 
целью уничтожение частной собственности на силы природы и на 
средства производства, ликвидацию разделения общества на клас­
сы и установление планомерного труда всех на всеобщую пользу. 

Партия социалистов-революционеров в

Ж1 пропагандистскую 

работу в деревне и в городе, настойчиво подчеркивая, что трудя­
щееся население является единым рабочим классом, залог освобож­
дения которого — осознание этого единства; партия принципиально 
отвергала противопоставление пролетариата, и крестьянства. 

Девизом партии социалистов-революционеров были слова: "В 

борьбе обретешь ты право свое!" 

В 1917 г. социалисты-революционеры активно содействовали 

созданию и развитию Советов. Расколы в партии эсеров, закрытие 
большевиками в январе 1918 г. Учредительного собрания, в котором 
эсеры имели большинство, а затем исключение их из Советов и 
массовые репрессии после событий июля 1918 г. привели к ликвида­
ции партии социалистов-революционеров. 

§ 6. Заключение 

Во второй половине XIX в. сложились основные варианты по­

литико-правовых социалистических и коммунистических концеп­
ций. Их содержание и исторические судьбы были различны. 

Популярность анархизма предопределялась ростом государ­

ственного механизма во всех странах, его сращиванием с классом 
буржуазии, откровенно пробуржуазной политикой западноевропей­
ских государств XIX в. Анархизм дал глубокую критику государ­
ства, но не ответил на вопрос, как пресечь неизбежное и продолжи­
тельное сопротивление капиталистов попыткам отнять у них соб­
ственность и лишить их власти. 

Многочисленные приверженцы марксизма ценили его за глу­

бокую критику капитализма. Однако марксизм, уповая на экономи­
ческую обусловленность грядущего отмирания государства, избе­
гал постановки и решения проблемы возможного перерождения 
временной революционной диктатуры в стабильную деспотическую 
власть партийно-государственной бюрократии, противостоящую 
народу. 


background image

460 

И с т о р и я политических и правовых учений 

Как отмечено, популярность марксизму придавало то, что его 

теоретические положения часто соединялись с идеями социальной 
демократии в программных документах многих рабочих партий За­
падной Европы. Это сочетание породило ряд споров и теоретичес­
ких затруднений. С самого начала деятельности социал-демократи­
ческих партий стал дискуссионным вопрос о соотношении револю­
ции и реформы, программной цели и повседневной деятельности 
партий, притязающих на выражение и защиту интересов класса 
наемных рабочих. Было неясно, к чему звать рабочий класс — к 
коммунистической революции, уничтожающей капитализм, или к 
борьбе за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, 
улучшение условий труда, создание и развитие социальных гаран­
тий. Должна ли социал-демократическая партия, ставящая про­
граммной целью ликвидацию капитализма, бороться за улучшение 
жизни рабочего класса при этом самом капитализме? Разногласия 
по названным проблемам вскоре породили расколы в социал-
демократическом и марксистском движении. 

При всех разногласиях и острых дискуссиях представителей 

различных течений социалистической и коммунистической полити­
ко-правовой идеологии второй половины XIX в. критика ими кри­
чащих несправедливостей первоначального капитализма способство­
вала изживанию ряда этих несправедливостей, совпадала с общей 
тенденцией социализации гражданского общества и содействовала 
ее осуществлению. 


background image

Г Л А В А  2 3 

Либеральная 

политико-правовая идеология в России 

в конце XIX — начале XX в. 

§ 1. Введение 

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России 

провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), 
которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. 
Однако реформы носили половинчатый характер, не решали ост­
рейшие социальные, правовые и политические проблемы. Россия 
была отсталой страной с самодержавным государством, замшелой 
правовой системой, с рядом пережитков сословного строя, с нарас­
тающими и обостряющимися классовыми и сословными противоре­
чиями, грозящими социальным взрывом. 

В этот период в России продолжалась деятельность социалис­

тов-народников, призывавших крестьян к социальной революции. 
Развивалась либеральная мысль. Большинство либерально настро­
енных мыслителей теоретически обосновывали создание в России 
конституционной монархии, необходимость широких правовых ре­
форм, формирование правового государства, юридического закреп­
ления прав личности. 

§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина 

Видным деятелем либерального движения в России был про­

фессор Московского университета

 Борис Николаевич Чичерин

 (1828— 

1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, 

истории политических учений, теории государства и истории рус­
ского права. Чичериным были подготовлены фундаментальное 
пятитомное исследование "История политических учений", сочи­
нения "Собственность и государство", "Курс государственной на­

уки", "Философия права". 

Чичерин воспринял философию Гегеля, однако гегелевскую три­

аду (тезис, антитезис, синтез) заменил логической схемой из четы­
рех элементов, в результате которой образуется круговорот четы­
рех начал (единство — отношение — сочетание — множество). 


background image

462 

История политических и правовых учений 

Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе личности. 

В понятии свободы Чичерин различал две стороны — отрицательную 
(независимость от чужой воли) и положительную (возможность дей­
ствий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Из тре­
бования внутренней свободы, по учению Чичерина, вытекает тре­
бование свободы внешней: действия людей необходимо разграни­
чить таким образом, чтобы свобода одного не мешала бы свободе 
остальных, чтобы каждый мог свободно развиваться и чтобы были 
установлены твердые правила для разрешения споров, неизбеж­
ных при совместном существовании. 

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность 

всех обществ. Субъективное право — это законная свобода челове­
ка что-либо делать или требовать; объективное право — закон (со­
вокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий пра­
ва и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения, 
писал Чичерин, неразрывно связаны, поскольку свобода выражена 
в форме закона, закон же имеет целью признание и определение 
свободы — "источник права не в законе, а в свободе". 

Чичерин не разделял концепцию теоретиков, утверждавших, 

что "право — минимум нравственности" (Еллинек, Соловьев). Пра­
во, по его учению, имеет самостоятельные природу и значение, в 
нем нельзя видеть низшую ступень нравственности, поскольку та­
кое воззрение отводит праву подчиненное положение, делает его 
слугой нравственности, что приводит в конце концов к уничтоже­
нию свободы, к насильственному осуществлению нравственных на­
чал. 

Сущность развития, считал Чичерин вслед за Гегелем, состоит 

в постепенном осуществлении внутренней свободы. С этих позиций 
Чичерин критически оценивал те доктрины государства и права, 
которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низ­
водят человека до степени простого средства для общественных 
целей. 

Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал соб­

ственность. В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и 
государство", он оспаривал теорию социалистов о передаче всего 
производства и распределения в руки государства, "самого плохого 
хозяина, какого только можно придумать". Право собственности, по 
Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из сво­
боды человека и устанавливающее полновластие лица над вещью. 
Ученый выступал против уравнения имущественного положения 
граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом) 
составляет требование свободы, то материальное равенство (равен­

ство состояний) свободе противоречит. Поскольку материальные и 
умственные силы, способности людей не равны, то и результаты их 


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 463 

деятельности не могут быть одинаковы. Уничтожить неравенство, 
замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека в 
орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую 
мерку, может, конечно, установить общее равенство, но равенство 
не свободы, а рабства. 

В центре концепции Чичерина — личность со своими правами и 

свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а 
учреждения для лиц". Только в обществе, замечал ученый, человек 
может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению 
в тот или иной общественный союз. Вслед за Гегелем Чичерин 
отмечал, что первой ступенью человеческого общежития, логическим 
переходом от личного права к общественному является семья. Вто­
рую — составляют церковь и гражданское общество. 

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чи­

черин вслед за Гегелем, достигает высшего развития. Государство, 
по его учению, "есть союз свободного народа, связанного законом в 
одно юридическое целое и управляемое верховною властью для 
общего блага". Основными элементами государства, по Чичерину, 
являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Он писал, 
что идея государства и его цель — гармоническое сочетание всех 
общественных элементов и руководство общими интересами для 
достижения общего блага. 

Высшей стадией развития идеи государства Чичерин считал 

конституционную монархию, в которой, как он утверждал, различ­
ные начала общежития приводятся к идеальному единству: "Мо­
нарх представляет начало власти, народ и его представители — 
начало свободы, аристократическое собрание — постоянство зако­
на, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действо­
вать согласно для достижения общей цели". 

Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядка­

ми самодержавной России, о которых он не раз отзывался крити­
чески: "Для того, чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, 
чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной за­
коном и обставленной независимыми учреждениями". 

Отрицательное отношение Чичерина к самодержавию опреде­

лялось и тем, что в его реакционной политике он видел нечто, 
чреватое революцией: "Там, где господствует упорная притеснитель­
ная система, не дающая места движению и развитию, там рево­
люция является как неизбежное следствие такой политики. Это 
вечный закон всемирной истории". Чичерин был противником ре­
волюции, но сторонником реформ. Он призывал правительство "не 
потакать проискам Чернышевского, Добролюбова", считая при этом 
наилучшим вариантом политико-правового развития России само­
ограничение абсолютной власти.