Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5778

Скачиваний: 125

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

464 

История политических и правовых учений 

Чичерин утверждал, что земледельческий характер России и ее 

отсталость обусловливают необходимость сильной монархической 
власти: "В отличие от Запада, где общественное устройство сложи­
лось само собой, в России монархия сделалась исходною точкою и 
вожатаем всего исторического развития народной жизни". 

Чичерин был современником реформ и контрреформ в периоды 

царствования Александра II и Александра III. Перспективы раз­
вития государственного и правового строя России по-разному ста­
вились и обсуждались в газетах того времени, в различных обще­
ствах и кружках. Чичерина тревожило то, что "либерализм", по-
разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения ряда 
новомодных "либералов" расходились с его представлениями о сво­
боде. Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему 
видов либерализма. Он отвергает либерализм "уличный" и "либе­
рализм оппозиционный", которые все порицают и критикуют, ниче­
го реального не предлагая взамен. Позитивный смысл свободе мо­
жет придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охрани­
тельный, сущность которого состоит "в примирении начала свободы 

с началом власти и закона". В политической жизни лозунг охрани­

тельного либерализма означает: "Либеральные меры и сильная 
власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самосто­
ятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, — силь­

ная власть, блюстительница государственного единства, связую­
щая и сдерживающая общество, охраняющая порядок; строго над­
зирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверен­
ность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила". 

Чичерин был одним из основателей юридической (государствен­

ной) школы русской историографии второй половины XIX в. Дви­
жущей силой российской истории, по его мнению, является монар­
хия, которая в интересах общества в целом закрепощала все сосло­
вия, а затем, когда исторические цели были достигнуты, раскрепо­
щала их (отмена обязательной службы дворянства, затем отмена 
крепостного права). Чтобы привести самодержавие к конституци­
онному правлению, он считал необходимым создать в России двух­
палатное законосовещательное собрание: верхняя палата образу­
ется на базе Государственного совета из назначаемых правитель­
ством чиновников; нижняя — из выборных представителей, кото­
рые должны выражать интересы всего народа. 

В 1882—1883 гг. Чичерин исполнял обязанности Московского 

городского головы. Он участвовал в подготовке реформ, однако его 
гласный призыв к ним на официальном собрании 16 мая 1883 г. был 
истолкован как требование конституции, вызвал недовольство Алек­
сандра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от государ­

ственной деятельности. В августе 1883 г. Чичерин уехал из Москвы 
в свое родовое имение, где всецело занялся наукой. 


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 465 

§ 3. Социологические концепции права 

и государства в России. 

С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский 

Социологическое направление в теории права и государства 

методологически исходило из того, что существование и развитие 
права и государства определяются общественными факторами. Боль­
шое внимание представители этого направления придавали изуче­
нию общественных интересов и отношений, классификации соци­
альных групп, исследованию психологических и моральных основ 
государства и права. 

Выдвинутая Р. Иерингом теория юридически защищенного ин­

тереса нашла немало сторонников в России. Наиболее известными 
из них были С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов. 

Сергей Андреевич Муромцев

 (1850—1910) — профессор граж­

данского права юридического факультета Московского университе­
та, лидер конституционно-демократической партии, председатель I 
Государственной думы. Под влиянием концепции Иеринга, лекции 
которого он слушал в Геттингенском университете, Муромцев со­
здал собственное учение о праве. Его труды содержат исследования 
по римскому праву, гражданскому праву и общей теории права. В 
их числе "Очерки общей теории гражданского права", "Определе­
ние и основное разделение права", "Что такое догма права?" 

В своей теории Муромцев придавал главное значение право-^ 

вым отношениям. В основе права лежат интересы индивидов, обще­
ственных групп, союзов и т. д. На базе интересов в обществе возни­
кают различные отношения, регулирование которых осуществля­
ется, отмечал ученый, с помощью различных санкций: юридиче­
ской, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение 
может быть предметом нескольких санкций одновременно. 

Отношение, соблюдаемое по привычке, обладает особенной проч­

ностью и именно в силу этого, утверждал Муромцев, не нуждается 
в юридической санкции. Значение юридической защиты необходи­
мо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно 
прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юри­
дической санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та 
часть общественных отношений, которая признается наиболее важ­
ной для интересов личности и государства и не может быть обес­
печена иначе, как силой государственного принуждения. 

По учению Муромцева правом в собственном смысле всегда 

является только правовой порядок. 

На содержание правопорядка влияют интересы и отношения 

социальных групп. Муромцев писал, что общество пронизано со-


background image

466 

История политических и правовых учений 

юзами разной степени общности: дружеские кружки, товарище­
ства, семья, община, сословие, партия, государство. От характера 
отношений внутри общественной группы зависит и форма их защи­
ты, которая определяется в каждом отдельном случае, смотря по 
обстоятельствам. Муромцев называл такую форму защиты "неор­
ганизованной защитой", а сами отношения, которые гарантируются 
от нарушений таким образом, — "правовыми". 

К правовым он относил те общественные отношения, которые 

складываются по поводу типичных для данного общества интере­
сов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по 
мере признания обществом получают "неорганизованную защиту" 
со стороны общества и социальных групп. Однако при столкновении 
различных интересов "неорганизованной защиты" уже недостаточ­
но, и необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нару­
шенного права к государственным органам, т. е. к "организованной 
защите". Действие ее жестче и, как следствие, "понудительнее, 
нежели действия формы неорганизованной". Она вручается судь­
ям, должностным лицам государственных органов или обществен­
ных властей, действия их облекаются в точные формы с указанием 
границ компетенции, определенной процедурой принятия решений, 
и т. д. Организованную форму защиты Муромцев называл "юриди­
ческой". 

Различая "юридическое" и "правовое", Муромцев оговаривал 

отсутствие между ними четкой границы, особенно в периоды "раз­
витого государственного быта" (по существу гражданского обще­
ства), когда в обществе действует и получает государственное зак­
репление особый, частный и групповой, не зависимый от государ­
ства интерес. 

Муромцев утверждал, что сила государственной власти не аб­

солютна. В обществе существуют и другие силы, оказывающие вли­
яние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). 
При установлении юридического характера отношений (возведение 
какого-либо отношения на степень права) деятельность власти ог­
раничивается тем, отмечал Муромцев, что устанавливается факт 
притязаний у субъекта права по отношению к правонарушителям. 
Юридические отношения всегда возникают в форме притязаний. 

Юридические нормы, которые создает государство, заявлял 

ученый, не всегда соответствуют существующему в данном обще­
стве правопорядку. Большие надежды на преодоление противоре­
чий между юридическими нормами и правовым порядком Муром­
цев возлагал на судебные и другие правоприменительные органы, 
которые, по его мнению, должны быть способны постоянно приво­
дить действующий правопорядок в соответствие со справедливос­
тью. Хотя "законодательная реформа — единственное верное сред­
ство для осуществления справедливости", нельзя полагаться толь-


background image

Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 467 

ко на законодательный орган, реформы которого "могут слишком 
задерживаться". Поэтому основное внимание Муромцев обращал 
на суд и другие органы, применяющие право. Задача суда состоит в 
обеспечении полной гармонии между юридическими нормами и кон­
кретным случаем, в индивидуализировании права. Для этого судья 

должен "осуществить справедливость", т. е. "применить юридичес­
кие нормы именно в той степени, в которой случай характеризует­
ся типичными свойствами, служащими основанием нормы". Таким 
образом, суд, считал Муромцев, превратится в арбитра между за­
коном и конкретным правоотношением и сможет в соответствии со 
своим правосознанием проверять "жизненность" позитивного пра­
ва, приводить закон в соответствие с "живым" правом. 

Учение о праве С. А. Муромцева оказало значительное влияние 

на социологическое направление правоведения. В России аналогич­
ные идеи развивали М. М. Ковалевский, Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гре-

дескул и другие правоведы. 

Видным государствоведом, теоретиком права и историком пра­

вовой мысли был профессор

 Николай Михайлович Коркунов

 (1853— 

1904), преподававший в Петербургском университете, Военно-юри­

дической академии и других учебных заведениях теорию и эн­
циклопедию права, государственное право российское и зарубеж­
ное. Основные его произведения: "Лекции по общей теории права" 
(1904 г.), "Общественное значение права", "Русское государствен­
ное право", "Указ и закон", "История философии права". 

Восприняв ряд идей Иеринга, Коркунов отвергал данное Иерин-

гом определение права как "защищенного интереса", утверждая, 
что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение 
не менее чем двух лиц с встречными интересами. 

Право, по определению Коркунова, есть не просто защита ин­

тересов, но их разграничение. 

Содержание общественной жизни составляют разнообразные 

интересы; чтобы определить границы осуществления сталкивающих­
ся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов 
общественных отношений и тем самым, писал Коркунов, создает 
"порядок общественных отношений". 

Коркунов отмечал, что гражданское право разграничивает ин­

тересы частных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и 
подсудимого, гражданский процесс — истца и ответчика, государ­
ственное право — интересы всех участников государственного об­
щения от монарха до подданного, международное право разграни­
чивает интересы людей как участников международных отноше­
ний и как граждан конкретных государств. 

Определенное воздействие на учение Коркунова оказали и мод­

ные в то время идеи социальной психологии. Коркунов рассматри-


background image

468 

История политических и правовых учений 

вал право как "взаимное психическое воздействие людей", связы­
вал общеобязательную силу закона с авторитетом веления органов 
власти, вызывающих "почти инстинктивное к себе повиновение". 

Подобно Еллинеку и другим государствоведам Коркунов, решая 

непосильную для юридического позитивизма проблему связанности 
государства своим правом, стремился соединить юридическую кон­
цепцию государства (государство как "юридическое отношение") с 
социологическими и психологическими конструкциями. 

Государство, по учению Коркунова, — не лицо, а юридическое 

отношение, в котором субъектами права являются все участники 
государственного общения, а объектом служит государственная 
власть как предмет пользования и распоряжения. Государственная 
власть основывается, по Коркунову, не на чьей-либо воле, а на 
коллективном сознании людей, на их психологическом единении. 

"Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а созна­

нием зависимости подвластного", — отмечал ученый. Таким состо­
янием постоянного властвования, опирающегося на добровольное 
подчинение, является, по Коркунову, государство: "Государство есть 
общественный союз, представляющий собой самостоятельное и при­
знанное властвование над свободными людьми". 

Коркунов отвергал общепринятое понимание разделения влас­

тей как обособление законодательной, исполнительной и судебной 
власти. Сущность разделения властей, по его мнению, заключается 

"в обеспечении свободы надлежащим распределением функций 
властвования". При безусловном единстве власти как силы, служа­

щей объектом отношения, возможно, утверждал Коркунов, разде­
ление распоряжения государственной властью. 

Возведением принципа разделения властей к более общему на­

чалу — совместного властвования, по мнению Коркунова, объясня­
ется признание за правительством самостоятельного права издавать 
общие юридические правила в административном порядке. Взаим­
ное сдерживание государственных органов выражается, по его мне­
нию, в том, что указы имеют силу только при условии непротиворе­
чия законам; необходимо также, утверждал Коркунов, чтобы суду 
принадлежало право проверять юридическую силу указов. 

Рассуждая о государстве вообще или о государственном праве 

стран Запада, Коркунов нередко излагал радикальные идеи. Так, 
он неоднократно высказывался против ограничений избирательно­
го права, поскольку "государство по самому существу своему призва­
но служить не отдельным классам, а быть организацией всего на­
рода, как одного целого". Особенные возражения Коркунова вызы­
вали цензовые избирательные системы: "Против ограничения из­
бирательного права имущественным цензом в какой бы то ни было 
форме говорит то веское соображение, что этим искусственно уси-