Файл: История политических и правовых учений_под ред Лейста О.Э_2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5777
Скачиваний: 125
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 469
ливается и так резко проявляющееся различие между имущими и
неимущими. Крайнее неравенство экономических условий и вытека
ющая из этого зависимость неимущих от владельческих классов и
так составляет самое больное место современного общества. А вся
кое искусственное усиление экономического неравенства неизбеж
но усиливает и так опасный антагонизм общественных классов".
Характеризуя государственный строй самодержавной России,
Коркунов отмечал устарелость российских законов о правах граж
данской свободы. Он с сожалением отмечал, что в России "государ
ственная служба является единственной формой участия поддан
ных в общей политической жизни страны" и потому политические
права имеет лишь узкая сфера наличного служебного персонала,
сформированная на началах сословности, причем "административ
ная власть вооружена правом устанавливать такие ограничения
свободы, которые отнюдь не могут быть оправданы необходимос
тью". Однако Коркунов полагал, что ближайшей перспективой раз
вития государственного строя России должна быть не представи
тельная, ограниченная монархия, как в странах Запада, а "право
мерная, но самодержавная монархия".
По мнению Коркунова, упорядочение издания законов, наде
ление судов правом разрешать противоречия между указами и
законами, учреждение административной юстиции в виде самостоя
тельной системы судов, предоставление им права отмены незакон
ных распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновен
ность собственности, право граждан на подачу петиций) в России не
требуют наделения подданных политическими правами и создания
представительства, ограничивающего власть самодержца. "Государь
сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти без
раздельно, но осуществляет ее правомерно", — писал Коркунов.
Заметное место в развитии социологического направления пра
ва в России занимает историк и правовед, ученый и политический
деятель, член I Государственной думы и Государственного совета
Максим Максимович Ковалевский
(1851—1916). Он преподавал в
Московском (1877—1887 гг.) и Петербургском (1906—1916 гг.) уни
верситетах конституционное право, историю политических учений,
историю иностранного законодательства и другие предметы. Его
перу принадлежит ряд ценных исследований по социологии ("Со
циология", 1910 г.), по сравнительно-историческому и сравнитель
но-правовому методам ("Историко-сравнительный метод в юрис
пруденции и приемы изучения истории и права"), по теории права
и государства и по истории политических учений ("От прямого
народоправства к представительному и от патриархальной монар
хии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в исто
рии политических учений", "Общее учение о государстве" и др.).
16 История политических и правовых
учений
470
История политических и правовых учений
Учение Ковалевского о государстве и праве органически свя
зано с его социологической концепцией, Методологической основой
его учения явились доктрина О. Конта, взгляды Г. Спенсера, психо
логия Г. Тарда, солидаристские доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги.
Известную формулу О. Конта "порядок и прогресс" он заменил
более общим понятием "организация и эволюция". Не всякая эволю
ция прогрессивна, рассуждал Ковалевский, и не каждая организа
ция основана на порядке — порядок обеспечен лишь там, где обще
ство образует "замиренную среду", основанную на общественной
солидарности.
Каждая социальная группа, по Ковалевскому, есть прежде все
го "замиренная среда", в которой вместо борьбы водворяется "со
лидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависи
мости друг от друга". Право, по Ковалевскому, — это "нормы, ставя
щие себе целью поддержание и развитие солидарности", "приводи
мые в жизнь организованной силой общества — государством",
обладающие принудительной силой.
Понятие права в концепции Ковалевского имеет двоякое зна
чение: 1) право есть отражение требований солидарности и обус
ловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя
обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предше
ствует государству и порождает позитивное право; 2) позитивное
право содержит правила, призванные либо расширить, либо огра
ничить свободу индивида (зависит от того, в какой степени государ
ство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными
союзами).
Возникновение и права, и государства, согласно его теории, обус
ловлено интересами общественной солидарности. Состояние "зами
ренной среды" с присущей ей взаимозависимостью людей, под
крепляемое принудительной силой (вооруженным насилием), ведет
к объединению различных союзов в государстве. Источник возник
новения власти и государства Ковалевский под сильным влиянием
теории Тарда усматривал "в психическом воздействии личностей,
способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к
чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому приме
ру и руководительству".
Исторической закономерностью Ковалевский считал необходи
мость продвижения каждого общества от низшей к более высокой
стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал Ковалевский,
"противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими
и неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал
необходимым вмешательство государства в распоряжение соб
ственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое зак
репление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их
Гл. 23. Л и б е р а л ь н а я идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 4 7 1
борьбу за социальные права. Но он отвергал "социалистическую
доктрину о государстве как о политическом владычестве господ
ствующего экономического класса". Им осуждалось любое государ
ство, посягающее на "личные права", как "деспотическое государ
ство", "якобинское сверху или снизу".
Ковалевский был сторонником глубоких реформ, ведущих к
утверждению "всесословного" (т. е. гражданского) общества. Он пи
сал, что революция как средство социального изменения вызывает
ся ошибками правительства, которое не удовлетворяют справедли
вые, естественные для своего времени требования народа. Кроме
того, революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение
"замиренной среды" в обществе. "Нам совершенно чужда мысль об
уничтожении разом чего бы то ни было и создании сразу нового
строя, новой религии или новой морали, — утверждал ученый. —
При медленности общественных изменений прогресс более наде
жен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать револю
ции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под
условием сохранения порядка".
Ковалевский не одобрял самодержавие, но был сторонником
сохранения монархии в России. Он считал возможным эволюцион
ное развитие самодержавия в "демократическую монархию", осно
ванную на конституции и представительном: правлении. "Русская
империя нуждается в более широких основах: она может быть только
империей всенародной, — рассуждал Ковалевский. — Сохраняя
наследственное руководительство нации ее историческим вождем,
положим в основу русского обновления систему самоуправления
общества".
§ 4. Учение о праве и государстве
Г. Ф. Шершеневича
Теоретик права и государства
Габриэль Феликсович Шерше-
невич
(1863—1912) был профессором Казанского университета, а с
1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском уни
верситете. Ему принадлежит ряд крупных произведений: "История
философии права", "Общая теория права" (1910—1912 гг.) в 4-х
выпусках, "Общее учение о праве и государстве" и др. Ряд работ
Шершеневич посвятил науке гражданского и торгового права.
Одной из центральных тем науки о праве в тот период было
построение философии права и ее отграничение от общей теории
права.
Шершеневич признавал, что право как явление общественное
есть понятие социологическое и потому уяснение сущности права
невозможно без понимания его проявлений в других областях. Од-
472
История политических и правовых учений
нако это не должно быть делом юристов, а должно исследоваться
другими общественными науками. Любой "дуализм права", т. е.
противопоставление действующему праву "идеального права",
Шершеневич последовательно отвергал. Понятие естественного
права, замечал он, на протяжении всей истории имело самые раз
ные толкования. Особо жесткой критике Шершеневич подвергал
возникшую в те годы концепцию естественного права с изменяю
щимся содержанием. Он считал, что эта концепция не только науч
но несостоятельна, но и социально вредна, поскольку стремится
подменить действующее право меняющимся идеалом. Шершеневич
доказывал опасность дуализма — "исторически сложившегося права
и умопостигаемого". Противопоставление действующего права и
права "идеального" ведет, по его мнению, к удвоению правового
порядка, смешению права с другими социальными нормами.
Понятие права, утверждал Шершеневич, включает в себя толь
ко положительное, действующее право. Объективное право — со
вокупность правовых норм, субъективное право — "возможность
осуществления своих интересов субъектом права". Шершеневич
доказывал, что объективное и субъективное право — это не две
стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и другие предста
вители социологической юриспруденции, а самостоятельные и со
вершенно различные понятия. Если субъективному праву всегда
соответствует объективное право, то последнее может вполне су
ществовать без субъективного права. Объективное право, по Шер-
шеневичу, — основное понятие права, субъективное право — произ
водное.
К сущностным чертам права ученый относил следующие:
1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает при
нудительным характером; 3) право всегда связано с государствен
ной властью. Эти неотъемлемые элементы права образуют пред
ставление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, — это
норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет
за собой принуждение со стороны государственных органов.
Шершеневич полагал, что принудительный характер права не
позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое
и международное право.
Шершеневич писал, что государство является источником пра
ва. Согласно его концепции государство есть явление первичное, а
право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой
идеи правовой связанности государства им же самим созданным
правом, которой придерживались Еллинек, Дюги, Штаммлер и дру
гие теоретики. Теория правового государства, утверждал Шерше
невич, не имеет теоретического обоснования и практического зна
чения.
Гл. 23. Либеральная идеология в России в конце XIX — нач. XX в. 473
"Дело не в том, чтобы связать государство правовыми нитками
подобно тому, как лилипуты связали Гулливера. Вопрос в том, как
организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен
до минимума конфликт между правом, исходящим от властвую
щих, и нравственными убеждениями подвластных". Государство,
согласно Шершеневичу, предшествует праву и исторически и логи
чески. "Для признания за нормами правового характера необходи
мо организованное принуждение, которое только и способно отли
чить нормы права от всех иных социальных норм и которое может
исходить только от государства". Однако, размышлял ученый, не
санкционируется ли таким образом произвол властей?
Подобно Иерингу Шершеневич рассуждал о политике факти
ческого самоограничения государственной власти, которая в своих
же собственных интересах устанавливает границы возможному про
изволу со стороны должностных лиц и государственных органов.
Право представляет собой, по его учению, "равнодействующую двух
сил, из которых одна имеет своим источником интересы вла
ствующих, а другая — интересы подвластных".
Граница между правом и произволом заключается в том, от
мечал Шершеневич, что "право есть правило поведения и должно
быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающей". Если же
государственная власть, установившая правило, не считает нуж
ным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по
своему усмотрению, то право сменяется произволом. В отличие от
шайки разбойников государство проявляет свою волю в нормах,
которые оно соблюдает, пока они не заменены новыми. Кроме того,
различие между государством и шайкой разбойников заключается
в том, что последняя пользуется силой для разрушительных целей,
а государство обращает свою силу на созидательные цели.
Шершеневич призывал исследовать социальную направленность
деятельности современного ему государства. Государство, по его
мнению, само заинтересовано в благосостоянии своих граждан и,
как результат, в стабильности государственной власти, поэтому оно
должно пойти по пути оказания помощи слабейшему посредством
социального законодательства и демократизации государственного
строя.
В основе деятельности любого государства, утверждал Шер
шеневич, лежит инстинкт политического самосохранения. Поли
тика государства должна быть достаточно гибкой, чтобы умело при
спосабливаться к новым общественным условиям. "Прогрессивность
того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно
сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспо
собиться к ним, вызывая в других, по необходимости, подража
ние", — писал Шершеневич. А потому, выступая с требованием
17 История политических и правовых
учений