Файл: Граждан В.Д. - Государственная гражданская служба - 2007.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6318
Скачиваний: 32
зов, территориальные доплаты, надбавки, премии, за выслугу лет, за
звание, оплата за работу за границей.
Помимо этого публичным служащим гарантируются
выплаты
по обеспечению.
Они включают: пенсионное обеспечение и матери-
альную помощь, обеспечение семьи после смерти государственного
служащего, выплаты в случае его исчезновения, несчастных случаев,
переходные выплаты и компенсации в особых возрастных случаях.
Возрастной границей для выхода государственных служащих на пен-
сию является 65 лет. Этот возраст может быть увеличен до 68 лет.
Публичным служащим гарантируется оплата поездок и переезда
с одного места жительства на другое. Каждый публичный служащий
имеет право на ежегодный отпуск для отдыха с сохранением полного
заработка. Инструкция об отпусках регулирует право на предостав-
ление отпуска с сохранением оплаты для участия в выборах и рефе-
рендумах, для борьбы за место в парламенте, для работы в местных
представительных органах, а также для выполнения почетных обя-
занностей, если этого требует долг перед законом (например, при-
сяжный заседатель в суде).
Служащий имеет право на допуск к своему личному делу. Ему
должно сообщаться обо всех жалобах на него и отрицательных за-
ключениях о его деятельности до внесения их в личное дело. Его
мнение об этом должно вноситься в личное дело.
Все публичные служащие имеют право на объединение в профсо-
юзы и другие профессиональные объединения.
Применение каких-либо
санкций к публичному служащему за подобную деятельность не до-
пускается.
Общее руководство публичной службой осуществляется Феде-
ральным комитетом по кадрам, который проводит свою деятельность
независимо, в рамках действующих законов и неся за нес полную
ответственность. Комитет состоит из семи постоянных и семи замеща-
ющих членов. Постоянными штатными членами являются председатель
Федеральной счетной палаты (председатель Комитета) и руководи-
тель правового управления по кадрам Федерального министерства
внутренних дел. Остальные пять постоянных членов Комитета и их за-
местители назначаются федеральным Президентом по представлению
министерства внутренних дел на четыре года. При этом три постоян-
ных члена и три заместителя представляют ведущие профсоюзные
организации. Комитет обязан информировать правительство о своей
деятельности, может запрашивать необходимую ему информацию.
Все инстанции обязаны оказывать ему необходимое содействие.
466
§ 21.3. Гражданская служба Великобритании
В отличие от других западных стран, где обычно принято поня-
тие «публичной» или «государственной» службы, в Англии в норма-
тивных документах используется понятие «гражданской службы».
Законодательство этой страны представляет собой несистематизи-
рованную и весьма своеобразную совокупность норм, состоящую из
ряда парламентских статутов и актов, приказов Короля в Совете,
различных постановлений, инструкций отдельных министерств. Од-
нако единого консолидирующего закона о гражданской службе пока
нет, регулируются лишь ее некоторые наиболее важные аспекты, сфор-
мулированные в Кодексе по регулированию гражданской службы
(1995 г.).
Термин «гражданская служба» сложился исторически. В британ-
ской правовой доктрине и практике принято считать министров по-
литическими «слугами» короны; лиц, состоящих на воинской служ-
бе — ее военными «слугами»; служащих министерств — гражданскими
«слугами». По указанной причине в качестве гражданских служа-
щих не могут рассматриваться министры, служащие вооруженных
сил, полиции. Кроме того, к ним не могут быть отнесены судьи, слу-
жащие публичных корпораций, местных органов власти, органов здра-
воохранения и образования
1
.
Гражданская служба охватывает так называемую внутреннюю
гражданскую службу и дипломатическую (внешнюю) службу. К пер-
вой относятся служащие большинства министерств, а также испол-
нительных агентств, или «кванго», т.е. специализированных органов
государственного управления, наделенных значительной самостоя-
тельностью в организационных и финансовых вопросах. Внешняя
служба комплектуется в основном из лиц, находящихся на диплома-
тической работе в Министерстве иностранных дел и по делам Со-
дружества (в том числе из них формируются зарубежные диплома-
тические миссии).
В законодательстве наряду с понятием «гражданский служащий»
используется также понятие «государственный служащий», означа-
ющее любое лицо, занятое в публичном секторе. Их обычно называ-
ют «должностными лицами», поскольку они заняты в каком-либо
органе государственного или негосударственного управления. Дру-
гими словами, к государственным служащим относятся все служа-
1
См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданской службе Россий-
ской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных госу-
дарств / А.Ф. Ноздрачев и др. М, 2005. С. 453.
467
щие,
включая как собственно гражданских служащих, так и всех
остальных служащих: вооруженных сил, полиции, публичных корпо-
раций (органов государственного управления, осуществляющих руко-
водство предприятиями национализированных отраслей), местных
органов власти, системы здравоохранения, школьного образования.
Следовательно, гражданский служащий — это лицо, занимающее
должность на гражданской службе и получающий вознаграждение
из средств, выделяемых с разрешения Парламента. Из гражданских
служащих создается обычно аппарат министерств
и
ведомств. Они
зачисляются на гражданскую службу в результате прохождения спе-
циальной отборочной процедуры и пребывают в таком качестве не-
определенный срок «по королевскому усмотрению», т.е. практиче-
ски пожизненно.
Гражданские служащие делятся на старших, средних и младших
администраторов.
В группу старших политических и административных руководи-
телей
вошли гражданские служащие, занимающие высшие админи-
стративные посты, охватываемые так называемой «открытой струк-
турой». Последняя
включает семь ступеней в иерархии должностей
гражданской службы: 1-я ступень — постоянный секретарь, 2-я сту-
пень — заместитель постоянного секретаря, 3-я ступень
—
помощник
секретаря, 4-я ступень — исполнительный директор, 5-я ступень —
ассистент секретаря, 6-я ступень — старший принципал, 7-я сту-
пень — принципал.
Вошедшие в эту группу образуют командный состав
гражданской службы, отвечающей за руководство в своей области
административно-государственного управления. Существование «от-
крытой структуры» позволяет назначать на высшие должности под-
ходящих для этого лиц, независимо от их образования, специализа-
ции или предыдущего места работы.
Постоянных секретарей назначает Премьер-министр по рекомен-
дации главы внутренней гражданской службы. Другие назначения
в этой группе осуществляются главой внутренней гражданской службы
и должны быть одобрены Премьер-министром. Назначения на долж-
ность высших должностных лиц гражданской службы кандидатов
«извне» производится с обязательного одобрения комиссионеров, т.е.
членов Комиссии по делам гражданской службы.
Указанная группа служащих, за исключением постоянных сек-
ретарей, несет ответственность непосредственно перед министром
и охватывает не более 1% от общего числа гражданских служащих.
Она является унифицированной для всей системы гражданской служ-
бы независимо от специфики отдельных министерств или ведомств.
468
Средние и младшие группы гражданской службы построены по
профессиональному принципу, на основе которого объединяются спе-
циалисты однородной или близкой специализации.
Группа средних
администраторов также распределена по ступеням,
каждая из кото-
рых включает определенные должности.
В их числе главный исполни-
тель, старший исполнитель, стажер-администратор, исполнитель,
помощник администратора.
Все они решают большой круг вопро-
сов — от координации деятельности центрального государственного
аппарата управления до руководства работой гражданских служа-
щих отдельных министерств и ведомств. Сюда же входит и группа
научных работников и технических специалистов, среди которых вы-
деляют такие ступени как статистики, экономисты, информацион-
щики, инспектора, специалисты по налогам и др. Все они заняты
проблемами образования и профессиональной подготовки граждан-
ских служащих.
В группу младших администраторов входит вспомогательный
научно-технический персонал, включающий делопроизводителей, чер-
тежников, канцелярских работников, выполняющих главным образом
исполнительскую работу.
В соответствии с принятыми правилами кандидаты на государст-
венные должности должны быть британскими подданными, граждана-
ми Содружества или гражданами Ирландской Республики. Для за-
числения на некоторые должности и пребывания на них установлены
возрастные ограничения. Например, должность администратора-стаже-
ра вправе занимать только лица, не достигшие 36-летнего возраста,
исполнителя — служащие в возрастном диапазоне от 17,5 до 49 лет,
а ассистента управляющего тюрьмой — лицо от 24 лет. Допуск к неко-
торым государственным должностям предполагает также определен-
ную квалификацию: в одних случаях требуется, например, только
школьный диплом, в других — диплом о высшем образовании, в треть-
их — наличие диплома о высшем образовании плюс ученая степень.
Отбором кандидатов для поступления на гражданскую службу
занимаются непосредственно министерства и ведомства под общим
контролем Комиссии по делам гражданской службы. Вспомогатель-
ную роль при отборе персонала выполняют некоторые специализи-
рованные организации, такие как Агентство по оценке и отбору кан-
дидатов для гражданской службы, Группа корпоративного развития
и др. В целях совершенствования профессиональной подготовки
кадров для гражданской службы учреждены Центр по изучению
вопросов управления и политики, а также Организация по обучению
кадров для центральных органов государственного управления.
469
Главная роль в регулировании правил и непосредственном отбо-
ре кандидатов принадлежит Комиссии по делам гражданской служ-
бы, действующей с 1855 г. Это — независимый специализированный
орган, который до 1981 г. входил в систему Министерства по делам
гражданской службы, созданного в 1968 г. и упраздненного в 1981 г.
После этого Комиссия была передана в качестве структурного под-
разделения в Управление по делам Кабинета. Члены Комиссии, име-
нуемые комиссионерами, назначаются на должность приказом коро-
ля в Совете. Они призваны обеспечивать соблюдение принципа
справедливой оценки заслуг кандидатов на должности гражданской
службы путем проведения открытых конкурсов. Комиссионеры осу-
ществляют общий контроль за политикой и практикой набора на
гражданскую службу, а также обобщают и анализируют опыт приема
необходимого контингента в публикуемом ежегодно отчете. Ни одно
назначение на любую должность не должно производиться без их
письменного согласия.
Процедура отбора состоит из нескольких этапов. На первом из
них делается письменный доклад на заданную тему. С успешно про-
шедшими эту процедуру в течение двух дней проводятся тесты
и интервью, которые в настоящее время приобрели основное значе-
ние. Затем на основании оценки всей совокупной информации о пре-
тенденте проводится заключительное собеседование, в результате чего
решается вопрос о зачислении. При этом принимаются во внимание
рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс-
обучения. Министерства и ведомства имеют право устанавливать для
успешно прошедших конкурс и зачисленных гражданских служащих
испытательный срок, который не должен превышать двух лет.
Уже говорилось, что внутренняя гражданская служба состоит из
двух частей: основной, работающей непосредственно с министрами
и постоянными секретарями, и «кванго», т.е. испытательными аген-
тствами, получившими статус полунеправительственных организа-
ций
1
. Персонал исполнительных агентств, как правило, приравнен
по статусу к гражданским служащим. Назначения на должность в этих
органах осуществляются в таком же порядке, как в министерствах.
В настоящее время в Великобритании действует более 130 исполни-
тельных агентств, в штате которых числится около 375 тыс. человек,
что составляет
3
/
4
от общего числа гражданских служащих.
1
См.: Государственная служба (комплексный подход): учеб. пособие. М.,
1999. С. 261.
470