Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3216

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

45

Т.И. Дронова

ЭтнокуЛьтурная идентичность 

староверов усть-ЦиЛьмы (на примере 

праЗдника 

горка XX – начаЛа XXI в.)

1

Усть-Цилемский район Республики Коми с полной уверенностью 

можно отнести к числу самобытных, где в сравнении с другими рос-

сийскими регионами в большей степени сохранился традиционный 

уклад, исконно русские обряды и обычаи

2

. Бесспорно, взору путеше-

ственников, исследователей уже на рубеже XIX – XX вв. Печорский 

край открывался неким заповедным уголком России, где в полноте 

сохранялся древнерусский жизненный уклад, с его религиозными и 

обрядовыми традициями, и конфессиональный фактор как ядро этой 

древнерусской старины привлекал большее внимание в сравнении с 

архаическими обрядами. Одним из древнейших обрядов русского на-

родного земледельческого календаря является хороводный праздник 

горка, справляемый ныне только в усть-цилемских селениях. Первые 

краткие упоминания о печорских хороводах встречаются в работах 

исследователей XIX – первой трети XX в. (

Истомин

 1890: 434; 

Ляцкий

 

1904: 715; 

Ончуков

 1905: 341; Песни 1963; 

Колпакова 

1975). Несмотря 

на красочность, наполненность музыкальной поэзией и хореографи-

ей, горка не вызвала глубокого исследовательского интереса.  

Это было следствием того, что в советский период, по извест-

ным причинам, полномасштабные исследования «староверия» не 

проводились. Государственный интерес определялся следующими 

направлениями:  книжность  и  крюковое  (

знаменное

)  пение,  ико-

нопись древнерусского письма и песенное наследие. До середины 

1980-х  годов  изучение  духовного  наследия  Усть-Цильмы  прово-

дились  в  основном  в  двух  направлениях:  фольклористическое  и 

археографическое. Но и в этот период хороводный обряд не вызвал 

у фольклористов должного внимания; их исследовательский инте-

рес сводился к сугубому фиксированию текстов песен. Вероятно, 

этим можно объяснить отрывочность этнографических сведений о 


background image

46

Т.И. Дронова

горочном хороводе в общих описаниях, и в целом до 1980-х годов 

общие сведения об обряде в работах представлены фрагментарно 

(

Канева

 2011: 294-300).

Начиная с 1980-х годов, благодаря общему повороту в религиоз-

но-христианской тематике, стало возможным изучение старообряд-

ческой культуры. К исследованию самобытного хороводного гулянья 

обратились  исследователи  разных  направлений:  искусствоведы, 

этнографы, фольклористы, в работах которых рассмотрены общие 

представления об обряде, дана интерпретация глубинных истоков 

народного мировоззрения, отраженного в элементах горочных фи-

гур, представлена характеристика горочной фольклорной традиции 

(

Неклюдова

 1984: 19-23; 

Бабикова

 1992; 

Дронова

 2007: 112-117; 

Дронова

 2011: 48-56; 

Канева

 2002: 46-53; 

Канева

 2007: 119-123). 

Горка была признана уникальным явлением традиционной культуры 

локальной группы севернорусских староверов, которая ныне при-

влекает к себе большее внимание среди исследователей, журнали-

стов, почитателей древнерусской старины. На рубеже XX-ХXI веков 

именно хороводы с известным затуханием и стиранием религиозных 

традиций названы визитной карточкой Усть-Цилемского района. 

Исследователям  русской  культуры  известно  народное  гулянье 

горка (

Красная горка

), которое в средней полосе России в прошлом 

совмещалось с пасхальными празднованиями, но определялось по-

разному:  в  некоторых  местностях  так  именовалась  Пасхальная  и 

следовавшая вся Фомина неделя; в иных краях, в зависимости от 

локальных традиций, красной горкой называли две-три послепас-

хальные  недели,  в  течение  которых  молодёжь  водила  хороводы, 

устраивала игры, проводила досуг у качелей (

Тульцева 

2001: 173; 

Шаповалова, Лаврентьева

 1998: 60). В Усть-Цилемских селениях от-

крытие 

горочных

 (хороводных) гуляний зависело от климатических 

условий, вскрытия р. Печоры и готовности к земледельческим рабо-

там: «Раньше горку водили с Николина дня, если весна ранняя была. 

А Печора не уйдет на Николу, дэк то и не водили» (ПМА-3); «Как 

земля пахать поспеет – так и горку водили» (А в Усть-Цильме поют 

1992: 16). Традиционно, первые хороводы разыгрывали в Николин 

день (22 мая н.ст.), далее – по праздникам (за исключением Духова 

дня) и воскресениям, динамика которых достигала кульминации к 

Иванову  дню  (07  июля  н.ст.),  завершавшему  весну,  молодёжные 

обрядовые игры и открывавшему лето с его трудовыми буднями и 

обрядами, главные из которых связывались с сенокосной порой и 

жатвой хлебов

3

.


background image

47

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

Определение Николина дня – устойчивой даты, открывавшей хоро-

водный сезон, связывалось с великим почитанием святого со времён 

образования Усть-Цилемской слободы. В головном селении – Усть-

Цильме  –  все  строившиеся/обновлявшиеся  православные  церкви, 

единоверческая церквь и старообрядческий молитвенный дом были 

освящены во имя свт. Николы, архиепископа Мир Ликийских, Чудот-

ворца

4

. Как и повсюду на Руси Никола/Микола считался заступником 

странствующих, выступал покровителем скота, земледелия (

Успен

-

ский

 1982: 44-54). Усть-цилемские крестьяне брали икону с образом 

Николы, когда отправлялись на угодья и в дальнюю дорогу, а, садясь 

в лодку или телегу, обращались к святому: «Святитель Христов Нико-

ла, скорый помошник, теплый заступник, на воды и на земли, храни, 

меня грешного/грешную». «Сулили обеты» по случаю выгона скота 

на летние пастбища. Вместе с тем, Николин день считался весенним 

праздником, к которому крестьяне-скотоводы ожидали первую траву 

(прочика), загадывая: «Егорий с водой, Никола с травой»

5

. Именно 

этот день был отправным в крестьянских делах. 

Первые весенние горочные хороводы девушки и молодые женщи-

ны водили в Николин день на высоких берегах у реки, называемых 

горки, других возвышенных местах (угорышках), где появлялись пер-

вые проталины и земля быстрее просыхала от влаги; возле овинов

6

Фигуры хоровода следовало «расписать» на земле, а не на снегу 

с тем, чтобы год был урожайным и прибыльным

7

. Это важнейшее 

требование придает хороводам сакральный смысл и свидетельствует, 

что горка – это не забава, а сакральный обряд, освящавший скрытие 

рек, первую траву и знаменовал пробуждение природы. Повсемест-

но  приуроченность  начала  игры  к  весне  «отражала  идею  космо-

социального единства возрастных процессов – природы и людей: 

рождение (возрождение) – рост (достижение зрелости / спелости) 

– плодоношение (вступление в брак). Замечается тесная связь ран-

него этапа весеннего цикла с женским началом (ведущая обрядовая 

роль женщин в стимуляции удачной весны – призывы, кормления, 

очищение и т.д.), вследствие чего «разыгрывание» пробуждения и 

расцвета растительности происходило  в  д е в и ч ь е м (разрядка 

в тексте – 

Т.Д.

) хороводе, в котором участие парней увеличивалось 

постепенно (на протяжении весны)» (

Бернштам

 1991: 236).

Е. Ляцкий, посетивший край в начале XX в., так передает свои 

впечатления о хороводном гулянии: «Я видел здешних девушек на 

хороводе. Вырядившись, словно павы, в свои шитые золотом и се-

ребром кокошники и парчевыя “коротèньки” и сарафаны, они чинно 


background image

48

Т.И. Дронова

сходились стена с стеной под красивую по сочетанию голосов, но 

заунывную хороводную песню, расходились парами, образовывая 

круг, снова разбивали его – и всю игру вели без малейшего ожив-

ления, без веселого смеха, будто выполняли какой-нибудь с у р о 

в ы й, ч и н н ы й о б р я д (разрядка моя – 

Т.Д.

). <…> Нигде не 

видно было молодецкого размаха, не чувствовалось неподдельного, 

безграничного веселья» (

Ляцкий

 1904: 714-715). Сосредоточенность 

и серьезность участниц хоровода автор связал с «неласковой при-

родой и трудовой долей» девушек, вероятно, не разглядев в обряде 

исконного его предназначения. Между тем, это краткое упоминание 

о горочном гулянье передает психологическую атмосферу обряда 

как жизненно-важного события в жизни усть-цилемских крестьян. 

Приуроченная  к  датам  православного  календаря,  горка  явно 

восходила  к  древним  обрядам  в  честь  Ярилы  –  божества  плодо-

родия,  о  чём  свидетельствуют  материалы  современных  полевых 

исследований. Ярило – так по-прежнему называют усть-цилемские 

старожилы летнее солнце, выражая этим надежду на добрый урожай, 

ныне уже исключительно сенокосных заготовительных работ. Такое 

величание солнца можно услышать исключительно весной-летом в 

период длительных пасмурных дней, в ожидании солнечной погоды, 

как долгожданной радости, которую крестьяне называли 

вёдро

, ве-

дрие: «Зимнее солнце никто ярилом не называт, я не слышал, а вот 

летом мамаша часто говорила: “Ярило вышло”, потому что ведрие 

ждали, надо было сенокосить, хлеб ростили. Зимой сенокоса нету 

вот и не называли» (ПМА-8, И.А. Бабиков); «Весной солнце станет 

высоко ходить, пахать зачнут и приговаривают: “Кормилечё Ярило 

пригреват”. Тепло беда ждали» (ПМА-8, И.М. Лазаренко). В устьци-

лемском говоре по-прежнему широко бытуют слова с корнем «яр»

8

с которым связываются представления о плодородии, о животных 

(

Ботвинник

 1988: 686-587).

Массовое гулянье совпадало и с традиционной ярмаркой по слу-

чаю прибытия в Усть-Цилемский край первого весеннего каравана 

чердынских каюков с хлебом и различными товарами. Истомин пи-

шет: «Почти все население волости было здесь (в Усть-Цильме – 

Т.Д.

в сборе, оставались по домам лишь старый да малый. Молодежь в 

лучших праздничных нарядах толпами разгуливала по бесконечно 

длинной  Усть-Цильме  и  водила  гигантские  хороводы»  (

Истомин 

1890: 434). После Иванова дня каюки с товарами отправлялись в 

другие селения по течению р. Печоры, поскольку для усть-цилемских 

крестьян  начиналась  сенокосная  пора,  и  они  вместе  со  скотом 


background image

49

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

переправлялись на противоположный берег Печоры. По рассказам 

очевидцев, селения словно «вымирали» на период уборочных работ.

До конца 1930-х гг. горку водили в крупных и малых селениях, но 

главные завершающие хороводы – в Иванов день – проводили в го-

ловных селениях/центрах и праздник обретал статус съезжих празд-

ников: «На Пижме на Иван день горку всегда водили в Замежье. Все 

тут собируться, и с Загривочной, и со Степановской, со Скитской. Но 

пока боровяне не приедут, горку не начинали. Они главны запевалы 

были. А на Петров день, когда проводили, ездили в Загривочную» 

(ПМА-6). Жители печорских деревень собирались в головном центре 

с. Усть-Цильма: «На Иван день все ехали на горку в Усть-Цильму. 

Гаревски, Карпушовски все на лодках плыли. <…> В Гарево тоже 

свою горку водили, пошти в каждой деревни. А на Иван день, то уш 

в Усть-Цильмы водили» (ПМА-5); «Ране чердынцы ездили с товаром, 

дэк в Устильму приезжали из деревень, пижемцы, цилемци все тутока 

были, и горку водили. Мамка сказывала: пижемци певуны были, они 

у рыбзавода горку водили, а наши (устьцилёма – 

Т.Д.

) пониже. Дэк 

потом все перейдут на пижемску гороку, говорили опеть пижемци 

нашу горку увели. Ходили на их смотрели и слушали, беда баско они 

преш пели, проголосно» (ПМА-3). «В Сергеево-Щелье горку водили, 

а на Иван день в Усть-Цильму ездили хоровод водить» (ПМА-4, Во-

куева); «В Уегу горку водили по воскресеньям, когда было свободное 

время, по старинным праздникам. Устьцилёма приезжали на вёршной: 

парень с девкой, потом на лодки из перевезут; с Поделичной при-

езжали по огнишшам» (ПМА-4, Чипсанова). В этот период горочные 

хороводы в Николин, Троицу и Иван дни были многолюдными; со-

бирались не только участники (как это бывало в воскресные дни), 

но и зрители – крестьяне разных возрастов от детей до стариков. 

Примечательной особенностью этих дней были семейные гощения с 

обильными трапезами: «Ране родников было много, семьи больши 

были и роднились со своима. К празднику станут заказывать гостей, 

к такому-то дню, такому-то часу быть в гостях. Хто не мог притти, 

тот обязательно отвечал, болею, ле како дело, но тако редко было. 

Праздники ждали. Не столько из-за питья собирались, сколько из-за 

песен. Здесь певуны жили, песни людей держали» (ПМА-1). 

До середины XX в. в праздники во время гощения сохранялось 

обособление по полу: происходили раздельные застолья для мужчин 

и женщин в разных комнатах. К месту проведения горки участники 

также собирались раздельными группами по три-пять человек или 

шеренгами: с песнями первыми шли девушки/женщины, за ними –