Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3212

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

50

Т.И. Дронова

парни/мужчины. На вечернем гуляньи эти границы нарушались: муж-

чины и женщины, парни и девушки становились в единый хоровод. 

Возрастные особенности участников хороводов Ввиду конфесси-

ональной специфики этнографической группы устьцилёмов, важной 

стороной общественного мнения в их среде стало отношение к про-

ведению обрядовых хороводов в период Петровского поста. Несмо-

тря на известные ограничения староверов по отношению к игровой 

культуре, в прошлом наставники/старцы не запрещали молодёжи 

и взрослым участвовать в хороводных обрядах в Петровский пост. 

Принципиально важно то, что горка понималась устьцилёмами как 

жизненно-важное ритуальное действо, направленное не только на 

достижение благополучия в сельскохозяйственных делах, но и на 

обновление поколений, и воспроизводство культуры в целом. Горка 

понималась как «вековой опыт предков», «на веках так бывало». И 

авторитет предков был неоспоримым. 

В прошлом 

основными участниками хороводов была молодежь. 

Горочные гулянья занимали центральное место в весенне-летних 

молодежных обрядах и характеризовались устойчивыми принципа-

ми «переходного» возрастного символизма, признаками которого 

по данным горочного песенного репертуара являются метафоры: 

для девушек – 

девица, красна девушка, невеста

; для парней – 

мо

-

лодец, доброй молодец, удалой молодчик, паренёчек, миленький 

дружочек, соколик, соколичек, голубь, гуленёк, жених, царёв сын

общее  называние  – 

душочка

.  Повсеместно  хороводы  выполняли 

одну из важнейших функций ритуального знакомства молодежи и 

«утверждения в пары»

9

. До середины 1950-х гг. в усть-цилемских 

селениях хороводы служили регулятором отношений в молодежной 

среде. Отсюда неформальный выбор мест их проведения: на дороге, 

мостах  (с.  Усть-Цильма,  д.  Коровий  Ручей),  в  деревнях  по  рекам 

Пижме и Цильме – за рекой, на лугу возле овинов; в с. Замежная – 

около часовни. Перечисленные локусы были наполнены глубинной 

семантикой,  соединяли  земное  и  потустороннее,  проход/переход 

по которым осмыслялся как преодоление границы между мирами 

(

Виноградова

 2004: 303-305). 

Староверы полагают: «каждому возрасту своё время». О поре 

молодёжи говорили: «Молодо-зелено, погулять велено»; «Не тог-

да  плясать,  когда  доски  на  гроб  тесать»  (ПМА-8,  Осташова).  На 

обзорных  местах  разворачивалось  вселенское  ритуальное  обще-

ние молодежи, которое в праздники происходило в течение дня до 

трех раз: на утренней горке главными участницами были девушки, 


background image

51

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

вовлекавшие девушек-подростков в хоровод, дневной – девушки и 

молодые замужние женщины; парни / мужчины находились вблизи 

разыгрываемых хороводов – устраивали игры, состязались в борьбе, 

демонстрируя силу и ловкость. На вечерней горке хоровод объединял 

молодежь и женатых участников, за исключением подростков, во-

влечённых в молодёжный круг в текущем году; они находились пока 

вблизи взрослого хоровода, составляли обособленный круг. Лишь 

спустя год они становились полноправными участниками молодеж-

ной и взрослой горки: «Недороски (подростки – 

Т.Д.

) горку водили 

вечером особняком. Они свой круг ходят, взрослы – свой. И те же 

песни пели. Услышат каку песню старши запоют, ту и подхватывали, 

неподалёку были, слышали песни» (ПМА-5). 

Участие в обрядовых играх холостой молодёжи брачного возраста 

было обязательным, в ином случае парней и девушек причисляли к 

анормальным и в дальнейшем их не рассматривали как потенциаль-

ных женихов и невест, шире – продолжателей родов. Для молодёжи 

причастность к песенно-игровой культуре была вполне естествен-

ной  и,  по  словам  информантов,  «молодость  на  то  и  дана,  чтобы 

попеть, поплясать, да себя показать». Парни и девушки в течение 

горочного периода определялись в пары, а в инсценировках песен 

завершающего хоровода – в Иванов день– «утверждались» общиной 

в качестве потенциальных женихов и невест, что давало им право в 

дальнейшем открыто демонстрировать свои любовные отношения. 

Особую категорию составляли люди, принявшие обет временного 

воздержания в увеселениях и те, кто посвятил себя служению Богу. 

Для них главным признаком праздника было благочестие: пребы-

вание в молитве и трезвости. 

Участие  в  хороводах  общинников  репродуктивного  возраста, 

состоящих в браке, отмечено лишь в дни двунадесятых праздников 

на  вечернем  (завершающем)  гуляньи.  Обычаем  было  в  воскрес-

ные дни со стороны наблюдать за ходом дневных хороводов: «В 

то время, как девушки водили хоровод, – это было в воскресенье, 

часов  около  пяти-шести  дня,  –  их  матери,  тоже  разрядившись  в 

прабабушкины  шушуны  и  повойники,  собравшись  со  всей  Усть-

Цильмы,  двумя  длинными  рядами  сидели  здесь  же  вдоль  улицы, 

степенно беседовали между собой, за ними на заборах и воротах, 

расположившись принарядившиеся мужики и подростки, тогда как 

другая часть парней, невдалеке от хоровода, играла в лежки и в 

городки.  Некоторые  пробовали  свои  силы  в  богатырской  борьбе 

“крест-на-крест”» (

Ляцкий 

1904: 714). В праздничные дни семейные 


background image

52

Т.И. Дронова

пары традиционно участвовали в застольях, на которых собирались 

родами, а вечером группами сходились к месту проведениях горки. 

Строгость жизненных регламентаций предъявлялась к участию в 

хороводах даже в качестве зрителей глубоких старцев и младенцев, 

в часы гуляний остававшихся в домах. С одной стороны, это объ-

яснялось  церковными  требованиями,  с  другой,  –  традиционными 

представлениями о хронологическом возрасте и физиологическом 

состоянии  тех  представителей  указанных  групп,  которые  уже 

завершили  социально-трудовую  жизнь,  и  тех,  кто  еще  не  приоб-

щился к ней (

Бернштам

 1988: 171). Для крестьян в возрасте 55-70 

лет, рассматриваемого в научной литературе как «первый период 

старости» (

Мазалова

 2001: 132), участие в обрядах определялось 

их пассивным присутствием: они являлись исключительно зрите-

лями.  Как  хранители  порядка  сельского  мира,  они  по  окончании 

обряда могли высказывать свое мнение о церемониале (одобрение/

неодобрение, назидание), и их мнением не пренебрегали. Старцы, 

становившиеся в хоровод, должны были обязательно исповедывать 

«грех участия» и отмолить епитимию, тогда как на молодежь это 

требование не распространялось. Гибкое отношение наставничества 

к участникам обрядов прочих возрастов, вероятно, связывалось с 

их пониманием важности таких обрядов для воспроизводства жизни 

и культуры, рассматриваемых как вековой опыт предков. С другой 

стороны, раскаяние в грехе предполагало изменение в поведении 

и духовное обновление «еже к тому не согрешати». В завершении 

исповеди спрашивалось: «Имеешь ли сложение в мыслях и усердие 

сердечное исправиться во исповеданных тобою грехах? И обеща-

ешь ли Богу потом тех не творити?» (

Дронова

 2002: 38). И только, 

когда крестьяне отходили от активного участия в песенно-игровых 

обрядах,  они  совершали  исповедание,  являвшееся  важнейшим 

критерием  их  перехода  в  следующую  возрастную  группу.  В  этом 

случае покаяние совершали и перед сельскими жителями, которое 

следует рассматривать как «отголосок» монастырского покаяния, 

совершавшегося в скитах, когда инок каялся и перед настоятелем, 

и перед всей братией.

Традиционно вечерняя горка собирала широкий круг зрителей 

от отроков до «недревних» стариков. В праздничные дни в домах 

оставались только старые девы, убогие, больные, немощные старцы 

и младенцы: «Ходили смотрели, кого в пару припевают, подходят 

– не подходят друг дружки, дравились жених да невеста, скажут 

добра  семья  будет,  а  новых  не  норовили  в  пару.  Всяко  бывало» 


background image

53

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

(ПМА-8, Лазаренко). «Горку ходили смотреть, у кого новы наряды, 

хто в старой одежжы, одежду ценили – богасьвом шшытали. Потом 

будут пережовывать, кого конуют – худо плат завязанной, ле сара-

фан короткой одела, а новых опеть хвалят, хто и завидует, всяко 

бывало. Матери женихов девок высматривали, хотя в деревни и так 

всех знали, но по богасьву смотрели. Хто приходил песни послушать, 

беда горку ждали. Тут главно смотренье было» (ПМА-7). 

В настоящее время, когда исконные смыслы и значения обря-

довых хороводов утрачены, некоторые усть-цилемские наставники 

призывают единоверцев воздержаться от участия в горке, особенно 

в Иванов день, признавая хороводы «греховным игрищем в пост». 

Между тем, старухи настаивают на сохранении праздника, который 

в настоящее время рассматривают как великую дань прошлому и 

видят в нём объединяющий потенциал к 

сплочению

 устьцилёмов и 

поддержанию семейных и родовых традиций

. Их мнение разделяет 

большинство жителей района. 

структура  обряда. 

«Горка»-хоровод  состоит  из  семи  фигур: 

1. «столбы» или «из-за стенки» (пижемский термин); 2. «круг»; 3. 

«сторона на сторону» или «стенка на стенку» (пижемский термин); 

4.  «на  четыре  стороны»;  5.  «вожжа»  (вар.:  «змейка»,  «долга», 

«веревочка»  –  пижемские  термины);  6.  «плетень»;  7.  «кадриль» 

или «плясовая». Во всех усть-цилемских селениях, где проводились 

хороводы, набор фигур был одинаковым, но в каждом центре (Пи-

жемский, Цилемский, Усть-Цилемский) гулянье строилось по своему 

сценарию. Условно хороводы можно разделить на три блока: 

1. Первая фигура «столбы» или «из-за стенки» – зачин горки. На 

Пижме её водят парами (мужчина-женщина), совершая переходы: 

пары с задних рядов переходят и становятся вперёд. В цилемских 

и усть-цилемских селениях эту фигуру составляют «тройки»: две 

женщины и мужчина или три женщины, совершающие аналогичные 

перестроения. Количество исполняемых лирических протяжных пе-

сен (в их числе были и застольные) зависело от продолжительности 

сбора участников обряда: «Столбами ходим пока народ собирается, 

тут и застольны песни поем, разны. Ходим поем, бабы приходям и 

мужики, ставают тройками, а как только народу прибудет, можно 

будет в кругу ходить, так и на другу фигуру заведут и тут уж будут 

горочны песни петь» (ПМА-9). 

2.  Исполнение  следующих  трех  фигур  –  «круг»;  «сторона  на 

сторону»; «на четыре стороны» – связывалось с выбором невесты и 

определением пары. Начиная со второй фигуры, исполнялись песни, 


background image

54

Т.И. Дронова

строго приуроченные обрядовому случаю и назывались горочные. 

Каждая исполняемая песня инсценировалась. 

Фигура «круг» состояла из единого (большого) круга, движение 

которого было направлено «по солнцу» и «против солнца»; а также 

двух кругов (круг в круге), внешний из которых состоял исключи-

тельно  из  женщин,  соединявшихся  между  собой  через  платок,  а 

внутренний  –  из  мужчин,  двигавшихся  навстречу,  свободно.  Этой 

фигуре  соответствовали  песни  «Я  капустоньку  полола»,  «Береза 

белая», «Хожу я, гуляю вдоль спо каравану», «Бояра», «Вдоль было 

спо речке, вдоль спо Казанке», «У нас … (имя) ходит спо городу». 

В прошлом, когда хороводы водили трижды в день, песню «Хожу я, 

гуляю вдоль спо каравану» исполняли днем, а «Бояра» – вечером. 

В этой фигуре после каждой очередной песни участники инсцениро-

вок становились в единый хоровод, считавшийся исходным. В «круге» 

участники действа как бы «проживают» период знакомства молодежи: 

выбор/определение/одобрение (песни «Береза белая», «У нас … (имя 

героя) ходит спо городу», «Я капустоньку полола», «Вдоль было спо 

речке, вдоль спо Казанке», «По за городу гуляет царев сын»), в шут-

ливой форме разыгрывают сватовство (песня «Хожу я, гуляю вдоль 

спо каравану»). Парни самостоятельно, а также с помощью «сватов» 

выбирают  девушек-невест.  Т.А  Бернштам,  рассмотревшая  пору  со-

вершеннолетия  и  свойственное  этому  возрастному  этапу  игровое 

поведение, отмечает: «брачная символика усиливается за счет ого-

родных растений» – на нашем материале капуста – символизирующая 

Хоровод во время праздника Горка. Фото из книги (Дронова

 2013)