Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3206

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

60

Т.И. Дронова

– потенциальных продолжателей рода и благополучие общины в 

хозяйственных делах.

Утрата исконных смыслов обряда предопределила и изменения 

в его транслировании. Позиция старцев, ратующих за сохранение 

хороводов, активизировала деятельность местных работников куль-

туры:  сотрудники  клубов  разучивают  с  населением  (молодёжью) 

горочные песни, движения плясовых фигур, устраивают конкурсы 

(

Поздеева

 2006: 2); обучают этому и детей, ежегодно летом съез-

жающихся  со  всего  района  в  с.  Усть-Цильму  на  детский  лагерь-

форум «Усть-Цилемские самоцветы» и участвующих в хороводном 

празднике  (

Чупрова

  2006; 

Герасимова

  2010).  Сохранению  горки 

способствуют  народные  коллективы,  действующие  при  Предста-

вительствах «Руси Печорской» (об этом далее). В зимний период 

руководители  коллективов  съезжаются  и  обсуждают  проведение 

предстоящей горки: определяют заводил фигур и запевал песен. 

Словом, неизменным остается понимание в необходимости общего 

руководства хороводом, благодаря которому обеспечивается гар-

моничная организация праздника и его сохранение. 

Развитие горки в советский и постсоветский периоды Начиная 

с середины 1930-х годов, происходят стремительные изменения в 

жизнедеятельности усть-цилемких крестьян. Коллективное вовле-

чение в колхозы лишило крестьянство свободы, их естественного 

ритма  жизни,  а  это  предопределило  изменения  празднично-об-

рядового  поведения  и  проведение  хороводов:  их  начали  водить 

дважды в год – Иванов и Петров (12 июля н.ст.) дни, лишь вечером. 

Хранители  традиций  дают  различные  объяснения  произошедшим 

трансформациям в обряде. В числе основных причин называется 

также  неучастие  в  них  молодёжи,  которую  на  селе  вовлекали  в 

комсомольскую жизнь и ориентировали на строительство «светлого 

будущего», отвергая вековые традиции, которые характеризовались 

не иначе как «отсталыми». В послевоенный период жизнь молодёжи 

в  основном  была  сосредоточена  в  сельских  клубах.  Хранителями 

праздника становились люди зрелого, чаще старческого возраста, 

это привносило изменения в его проведение: утрачивались неко-

торые  элементы  обряда,  изменялись  правила  игрового  общения, 

из репертуара исключались песни, связанные с выбором пары, в 

иные годы из горки, проходящей в районном центре, исключались 

некоторые фигуры хоровода. С каждым годом сокращалось число 

участников, что объяснялось отходом старцев от празднично-игровой 

культуры, рассматриваемой  староверами как  «греховной», и, как 


background image

61

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

уже говорилось, в известной степени утратой интереса к хороводам 

у молодежи. 

Люди  среднего  и  старшего  возрастов  по-прежнему  жили  тра-

диционным укладом и считали привычные обряды и обычаи выше 

«социалистических преобразований» на селе. 

Народный календарь 

играл 

определяющую

 роль в выстраивании их жизни: по Иванову 

дню прогнозировали погоду на лето и определяли урожай

10

. К этому 

дню созревали целебные и кормовые травы, называвшиеся иванские, 

ставили первый стог сена – зарод, который был как знаком начала 

сенокосных работ, так одновременно и символом благополучия в 

разведении скота

11

. В усть-цилемской культурной традиции нака-

нуне Иванова дня святому служили молебен (соборно и в частном 

порядке), просили заступничества в сохранении выпасаемого скота 

и проведении сенокосных работ. Таким образом, приоритет праздно-

вания Иванова дня как вершины трудового года связывался, прежде 

всего, с хозяйственной деятельностью. Неслучайно именно этот день 

стал днем проведения завершающей горки, а в конце 1950-х годов 

это был единственный день про-ведения хороводов. Устьцилёмы, 

участвуя в хороводе, разделяли радость встреч и общения, входили 

в гармонию с природой, обретали силу на период уборочных работ 

и на год в целом. 

Вместе с тем, для жителей волостного центра Иван день является 

заветным праздником. По преданию, здесь на холме был погребён 

местночтимый святой Иван – последний житель Тобышского скита, 

по которому в этот день на кладбище служили панихиду (

Дронова 

2007: 106-118). По воспоминаниям старожилов, у могилы Ивана со-

бирались жители Усть-Цильмы и ближних деревень. Со временем 

зародилась местная традиция: в этот день устьцилёмы обходят все 

родовые кладбища Усть-Цильмы, кадят могилы, – Иван день стал 

днём  поминовения  усопших.  В  настоящее  время  именно  к  этому 

дню приезжают на малую родину устьцилёмы. Утром – «в чистое 

время дня» – они приходят на кладбища, где погребены их предки, 

а вечером встречаются с родными и знакомыми на горке. 

По причине неустойчивых погодных условий Севера новым 

по

-

стоянным

 днём в проведении хороводных гуляний стал день святых 

апостолов Петра и Павла: «Мы горку беда ждём, како без горки. По-

сле войны горку стали на Иван да Петров день водить. Если в Иван 

день выдожжыт, то на горку никто не придёт наряды вымокнут, будут 

никуды негодны. Платы тоже поблекнут. Бат потому и на Петров 

день и стали собирацце (на горку – 

Т.Д.

), ране то не водили. Надо 


background image

62

Т.И. Дронова

на горку сходить, а то 

год пустой

. Даже в дожливу погоду нынь в 

клуп заходим горку водить, всё равно надо провести» (ПМА-3); «В 

совецько время всех в колхоз загонили, набыло робить, без выход-

ных. Тут уш горки меньше стали водить, но всё равно пели, ходили 

по улицам пели, компаньями дома пели. <…> А после войны то уш 

только в Иван да Петров день на горки стали ходить, а раньше в 

Петров день не водили, все уш на сенокос после Ивана дня заедут. 

Против Петрова дня только петровшыну

12

 варили, да по огнѝшшам

13

 

ездили – вот и всё веселье. Раньше моторов не было туды-сюды на 

лодках ездить. На сенокос заедут – како уш тут горки на Петров 

день? Робить уш тут надо было. На сенокоси даже в Петров день с 

обеда робили» (ПМА-5). Ранее в Петров день горку водили лишь в 

том случае, если сенокос переносили на более позднее время, обыч-

но по причине позднего вскрытия реки и, в связи с этим, позднего 

созревания  трав.  По  воспоминаниям  участниц  хороводов,  в  круг 

становились преимущественно девушки-подростки и остальная моло-

дёжь, тогда как взрослые чаще «сидели компаньями» и, несмотря на 

праздничный день, горка проходила значительно скромнее: «Которы 

за реку уедут на Петров день, те уш обратно не приезжали и там (за 

рекой – 

Т.Д.

) горку не водили. В Петров день больше незамужны 

девки ходили в хороводи, и уш баски наряды на горку не одевали, 

в простом шелковьи ходили. А нынь наоборот, в Петров день пушшэ 

горку водят, потому что все к Петрову ню больше приезжают. Тут и 

петровшшына и горка» (ПМА-8, Лазаренко, Пыстина).

На традиционную жизнь устьцилёмов негативно повлияло и объ-

единение в 1961-1964 годах Усть-Цилемского и Ижемского районов 

в единый укрупненный Ижмо-Цилемский р-н с центром в с. Усть-

Цильма (

Дронова

 2000: 244). В этот период ужесточились гонения 

на всё традиционное: запрещались религиозные службы, ношение 

народной одежды, проведение горочных гуляний – всё рассматрива-

ли как «пережиток прошлого», «вековую отсталость». В местах про-

ведения «горочных» хороводов администрация села организовывала 

«смотры» сельского духового оркестра, заглушавшего пение участ-

ников праздника. Несмотря на чинившиеся препятствия, жители сёл 

и деревень, по традиции, собирались водить хороводы. О значении 

горки в жизни устьцилёмов свидетельствует рассказ Марфы Нико-

лаевны Тирановой – известного в Усть-Цилемском районе знатока 

песен, заводилы горок: «У нас отец-родитель под старость слеповал и 

больше всё на печи лежал. Лежит, песни тихонечко попеват. Мария-

сестра сказывала, пришла, спрашиват: “Тата чё делашь?” – “Горку 


background image

63

Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы

вожу”. Старой был, а всё про горку думал. Родители много песен 

знали, мы с сестрой где неме знам (значительно меньше – 

Т.Д.

)» 

(ПМА-2). В XX в. горка в с. Усть-Цильма не проводилась только в 

1941 г., но уже в последующие годы её возобновили. 

В пижемских селениях – центре печорского староверия – хоро-

водные гулянья находились под запретом с конца 1940-х и до конца 

1970-х годов: «Горку тогда нельзя водить было. В войну еще горку 

водили, а в конце сороковых годов уже нет. В 1977 году гоненья на 

горку еще были и я как директор дома культуры согласовал с парт-

комом и решили провести праздник “Проводы белых ночей”. Обошли 

всех бабушек, всех людей кто умеет петь и решили в воскресенье, 

накануне Ивана дня – не в Иван день – горку провести. Иван день 

старинный праздник, нельзя было в эти годы горку водить. Тут и 

соревнования приобщили, флаги развешали. Я переживал за это 

дело, что говорить… Люди пришли, всё провели. В клубе-то горку 

водили – это как сценическое было и не запрещали, а на улице не 

разрешалось. И вот с того года стали каждый год горку водить» 

(ПМА-6).

В  кризисный  для  усть-цилемской  горочной  традиции  период 

1960–1970-е гг. и состоялось открытие уникального Усть-Цилемского 

края кинодокументалистами. Мастера кино приехали в Усть-Цильму 

в 1971 г, а затем в августе 1976 г. Их работа осуществлялась через 

администрацию района. Поэтому на съёмках фильма в 1976 г. хо-

роводы водили «по заказу», вне их естественной приуроченности 

к традиционному времени проведения. Между тем, жители район-

ного центра с воодушевлением приняли приглашение к участию в 

съёмках и в течение трёх дней выходили водить хороводы. Вот как 

передал своё отношение к происходившему Ананий Иванович Бу-

лыгин – известный в Усть-Цилемском районе исполнитель народных 

песен, участник хороводов, обращаясь к своим детям в дарственной 

надписи на фотографии тех дней: «Съёмки фильма “На горке, да 

на пригорке”

14

. Пойте, наши любимые деточки. Передавайте нашу 

славу  о  великой  Усть-Цильме,  матушке  Печоре.  Пусть  не  гаснут 

песни нашего края». Тогда никто не мог предугадать, что фильм 

станет спасительным для горки

15

. Обозначившийся интерес к ней со 

стороны документалистов, художников, ученых и всех любителей 

старины привел к снятию запрета на проведение праздника. Более 

того, желание «попасть в кадр» явилось одним из стимулов для усть-

цилемских молодежи и детей к участию в горке. И, как вспоминают 

хранители традиций, «по Усть-Цильме снова зазвенели песни». 


background image

64

Т.И. Дронова

В 1980-е годы горка значительно «помолодела», а в 1992 г. в с. 

Усть-Цильма впервые была проведена детская горка, ставшая новым 

явлением праздничной культуры устьцилёмов. Участниками первой 

горки были дети 10-12 лет, в последующие годы – от 5 до 15 лет. С 

2005 г. в с. Усть-Цильма начали возрождать проведение хороводов 

в  Николин  день.  С  недавних  пор  детская  горка  устраивается  и  1 

июня – в день защиты детей. Дети стали активными участниками 

праздничных хороводов: в дневное время в Иванов и Петров дни 

они разыгрывают фигуры горки под началом педагогов, а вечерами 

включаются во взрослый хоровод. 

В настоящее время жители Пижмы, Цильмы, Усть-Цильмы в Ива-

нов день водят хороводы в местах/центрах проживания, а в Петров 

день, ставший с 1990-х гг. главным хороводным днем, участники об-

ряда съезжаются в с. Усть-Цильму, где разыгрывают завершающий 

вселенский хоровод. Изменились и места их проведения: в районном 

центре  хороводы  разыгрывают  на 

стадионе – в центре села, в других 

деревнях – на открытых площадках. 

К  XXI  в.  жизнедеятельность  на 

селе кардинально изменилась. Зна-

комства молодежи и одобрение пар 

со стороны общества происходят вне 

обрядовых ритуалов, иным содержа-

нием наполнены и горочные хорово-

ды, которые несмотря на перемены, 

продолжают выполнять важнейшую 

функцию  –  сплочения  этнического 

коллектива и утверждение его куль-

турных ценностей. Неслучайно горка 

включена в современную культурную 

среду и занимает в ней главное ме-

сто. С 2004 г. ежегодно проводится 

республиканский  праздник  «Усть-

Цилемская  горка»,  который  длится 

с 7 по 12 июля (н.ст.). Он открывается и завершается горочными 

хороводами, но программа праздничных мероприятий охватывает и 

светские представления: презентацию новой литературы о тради-

ционной культуре Усть-Цильмы, концертные выступления детских 

и взрослых фольклорных коллективов, съезжающихся в районный 

центр к Петрову дню; проводятся мастер-классы по народным ре-