ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3206
Скачиваний: 8
60
Т.И. Дронова
– потенциальных продолжателей рода и благополучие общины в
хозяйственных делах.
Утрата исконных смыслов обряда предопределила и изменения
в его транслировании. Позиция старцев, ратующих за сохранение
хороводов, активизировала деятельность местных работников куль-
туры: сотрудники клубов разучивают с населением (молодёжью)
горочные песни, движения плясовых фигур, устраивают конкурсы
(
Поздеева
2006: 2); обучают этому и детей, ежегодно летом съез-
жающихся со всего района в с. Усть-Цильму на детский лагерь-
форум «Усть-Цилемские самоцветы» и участвующих в хороводном
празднике (
Чупрова
2006;
Герасимова
2010). Сохранению горки
способствуют народные коллективы, действующие при Предста-
вительствах «Руси Печорской» (об этом далее). В зимний период
руководители коллективов съезжаются и обсуждают проведение
предстоящей горки: определяют заводил фигур и запевал песен.
Словом, неизменным остается понимание в необходимости общего
руководства хороводом, благодаря которому обеспечивается гар-
моничная организация праздника и его сохранение.
Развитие горки в советский и постсоветский периоды Начиная
с середины 1930-х годов, происходят стремительные изменения в
жизнедеятельности усть-цилемких крестьян. Коллективное вовле-
чение в колхозы лишило крестьянство свободы, их естественного
ритма жизни, а это предопределило изменения празднично-об-
рядового поведения и проведение хороводов: их начали водить
дважды в год – Иванов и Петров (12 июля н.ст.) дни, лишь вечером.
Хранители традиций дают различные объяснения произошедшим
трансформациям в обряде. В числе основных причин называется
также неучастие в них молодёжи, которую на селе вовлекали в
комсомольскую жизнь и ориентировали на строительство «светлого
будущего», отвергая вековые традиции, которые характеризовались
не иначе как «отсталыми». В послевоенный период жизнь молодёжи
в основном была сосредоточена в сельских клубах. Хранителями
праздника становились люди зрелого, чаще старческого возраста,
это привносило изменения в его проведение: утрачивались неко-
торые элементы обряда, изменялись правила игрового общения,
из репертуара исключались песни, связанные с выбором пары, в
иные годы из горки, проходящей в районном центре, исключались
некоторые фигуры хоровода. С каждым годом сокращалось число
участников, что объяснялось отходом старцев от празднично-игровой
культуры, рассматриваемой староверами как «греховной», и, как
61
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
уже говорилось, в известной степени утратой интереса к хороводам
у молодежи.
Люди среднего и старшего возрастов по-прежнему жили тра-
диционным укладом и считали привычные обряды и обычаи выше
«социалистических преобразований» на селе.
Народный календарь
играл
определяющую
роль в выстраивании их жизни: по Иванову
дню прогнозировали погоду на лето и определяли урожай
10
. К этому
дню созревали целебные и кормовые травы, называвшиеся иванские,
ставили первый стог сена – зарод, который был как знаком начала
сенокосных работ, так одновременно и символом благополучия в
разведении скота
11
. В усть-цилемской культурной традиции нака-
нуне Иванова дня святому служили молебен (соборно и в частном
порядке), просили заступничества в сохранении выпасаемого скота
и проведении сенокосных работ. Таким образом, приоритет праздно-
вания Иванова дня как вершины трудового года связывался, прежде
всего, с хозяйственной деятельностью. Неслучайно именно этот день
стал днем проведения завершающей горки, а в конце 1950-х годов
это был единственный день про-ведения хороводов. Устьцилёмы,
участвуя в хороводе, разделяли радость встреч и общения, входили
в гармонию с природой, обретали силу на период уборочных работ
и на год в целом.
Вместе с тем, для жителей волостного центра Иван день является
заветным праздником. По преданию, здесь на холме был погребён
местночтимый святой Иван – последний житель Тобышского скита,
по которому в этот день на кладбище служили панихиду (
Дронова
2007: 106-118). По воспоминаниям старожилов, у могилы Ивана со-
бирались жители Усть-Цильмы и ближних деревень. Со временем
зародилась местная традиция: в этот день устьцилёмы обходят все
родовые кладбища Усть-Цильмы, кадят могилы, – Иван день стал
днём поминовения усопших. В настоящее время именно к этому
дню приезжают на малую родину устьцилёмы. Утром – «в чистое
время дня» – они приходят на кладбища, где погребены их предки,
а вечером встречаются с родными и знакомыми на горке.
По причине неустойчивых погодных условий Севера новым
по
-
стоянным
днём в проведении хороводных гуляний стал день святых
апостолов Петра и Павла: «Мы горку беда ждём, како без горки. По-
сле войны горку стали на Иван да Петров день водить. Если в Иван
день выдожжыт, то на горку никто не придёт наряды вымокнут, будут
никуды негодны. Платы тоже поблекнут. Бат потому и на Петров
день и стали собирацце (на горку –
Т.Д.
), ране то не водили. Надо
62
Т.И. Дронова
на горку сходить, а то
год пустой
. Даже в дожливу погоду нынь в
клуп заходим горку водить, всё равно надо провести» (ПМА-3); «В
совецько время всех в колхоз загонили, набыло робить, без выход-
ных. Тут уш горки меньше стали водить, но всё равно пели, ходили
по улицам пели, компаньями дома пели. <…> А после войны то уш
только в Иван да Петров день на горки стали ходить, а раньше в
Петров день не водили, все уш на сенокос после Ивана дня заедут.
Против Петрова дня только петровшыну
12
варили, да по огнѝшшам
13
ездили – вот и всё веселье. Раньше моторов не было туды-сюды на
лодках ездить. На сенокос заедут – како уш тут горки на Петров
день? Робить уш тут надо было. На сенокоси даже в Петров день с
обеда робили» (ПМА-5). Ранее в Петров день горку водили лишь в
том случае, если сенокос переносили на более позднее время, обыч-
но по причине позднего вскрытия реки и, в связи с этим, позднего
созревания трав. По воспоминаниям участниц хороводов, в круг
становились преимущественно девушки-подростки и остальная моло-
дёжь, тогда как взрослые чаще «сидели компаньями» и, несмотря на
праздничный день, горка проходила значительно скромнее: «Которы
за реку уедут на Петров день, те уш обратно не приезжали и там (за
рекой –
Т.Д.
) горку не водили. В Петров день больше незамужны
девки ходили в хороводи, и уш баски наряды на горку не одевали,
в простом шелковьи ходили. А нынь наоборот, в Петров день пушшэ
горку водят, потому что все к Петрову ню больше приезжают. Тут и
петровшшына и горка» (ПМА-8, Лазаренко, Пыстина).
На традиционную жизнь устьцилёмов негативно повлияло и объ-
единение в 1961-1964 годах Усть-Цилемского и Ижемского районов
в единый укрупненный Ижмо-Цилемский р-н с центром в с. Усть-
Цильма (
Дронова
2000: 244). В этот период ужесточились гонения
на всё традиционное: запрещались религиозные службы, ношение
народной одежды, проведение горочных гуляний – всё рассматрива-
ли как «пережиток прошлого», «вековую отсталость». В местах про-
ведения «горочных» хороводов администрация села организовывала
«смотры» сельского духового оркестра, заглушавшего пение участ-
ников праздника. Несмотря на чинившиеся препятствия, жители сёл
и деревень, по традиции, собирались водить хороводы. О значении
горки в жизни устьцилёмов свидетельствует рассказ Марфы Нико-
лаевны Тирановой – известного в Усть-Цилемском районе знатока
песен, заводилы горок: «У нас отец-родитель под старость слеповал и
больше всё на печи лежал. Лежит, песни тихонечко попеват. Мария-
сестра сказывала, пришла, спрашиват: “Тата чё делашь?” – “Горку
63
Этнокультурная идентичность староверов Усть-Цильмы
вожу”. Старой был, а всё про горку думал. Родители много песен
знали, мы с сестрой где неме знам (значительно меньше –
Т.Д.
)»
(ПМА-2). В XX в. горка в с. Усть-Цильма не проводилась только в
1941 г., но уже в последующие годы её возобновили.
В пижемских селениях – центре печорского староверия – хоро-
водные гулянья находились под запретом с конца 1940-х и до конца
1970-х годов: «Горку тогда нельзя водить было. В войну еще горку
водили, а в конце сороковых годов уже нет. В 1977 году гоненья на
горку еще были и я как директор дома культуры согласовал с парт-
комом и решили провести праздник “Проводы белых ночей”. Обошли
всех бабушек, всех людей кто умеет петь и решили в воскресенье,
накануне Ивана дня – не в Иван день – горку провести. Иван день
старинный праздник, нельзя было в эти годы горку водить. Тут и
соревнования приобщили, флаги развешали. Я переживал за это
дело, что говорить… Люди пришли, всё провели. В клубе-то горку
водили – это как сценическое было и не запрещали, а на улице не
разрешалось. И вот с того года стали каждый год горку водить»
(ПМА-6).
В кризисный для усть-цилемской горочной традиции период
1960–1970-е гг. и состоялось открытие уникального Усть-Цилемского
края кинодокументалистами. Мастера кино приехали в Усть-Цильму
в 1971 г, а затем в августе 1976 г. Их работа осуществлялась через
администрацию района. Поэтому на съёмках фильма в 1976 г. хо-
роводы водили «по заказу», вне их естественной приуроченности
к традиционному времени проведения. Между тем, жители район-
ного центра с воодушевлением приняли приглашение к участию в
съёмках и в течение трёх дней выходили водить хороводы. Вот как
передал своё отношение к происходившему Ананий Иванович Бу-
лыгин – известный в Усть-Цилемском районе исполнитель народных
песен, участник хороводов, обращаясь к своим детям в дарственной
надписи на фотографии тех дней: «Съёмки фильма “На горке, да
на пригорке”
14
. Пойте, наши любимые деточки. Передавайте нашу
славу о великой Усть-Цильме, матушке Печоре. Пусть не гаснут
песни нашего края». Тогда никто не мог предугадать, что фильм
станет спасительным для горки
15
. Обозначившийся интерес к ней со
стороны документалистов, художников, ученых и всех любителей
старины привел к снятию запрета на проведение праздника. Более
того, желание «попасть в кадр» явилось одним из стимулов для усть-
цилемских молодежи и детей к участию в горке. И, как вспоминают
хранители традиций, «по Усть-Цильме снова зазвенели песни».
64
Т.И. Дронова
В 1980-е годы горка значительно «помолодела», а в 1992 г. в с.
Усть-Цильма впервые была проведена детская горка, ставшая новым
явлением праздничной культуры устьцилёмов. Участниками первой
горки были дети 10-12 лет, в последующие годы – от 5 до 15 лет. С
2005 г. в с. Усть-Цильма начали возрождать проведение хороводов
в Николин день. С недавних пор детская горка устраивается и 1
июня – в день защиты детей. Дети стали активными участниками
праздничных хороводов: в дневное время в Иванов и Петров дни
они разыгрывают фигуры горки под началом педагогов, а вечерами
включаются во взрослый хоровод.
В настоящее время жители Пижмы, Цильмы, Усть-Цильмы в Ива-
нов день водят хороводы в местах/центрах проживания, а в Петров
день, ставший с 1990-х гг. главным хороводным днем, участники об-
ряда съезжаются в с. Усть-Цильму, где разыгрывают завершающий
вселенский хоровод. Изменились и места их проведения: в районном
центре хороводы разыгрывают на
стадионе – в центре села, в других
деревнях – на открытых площадках.
К XXI в. жизнедеятельность на
селе кардинально изменилась. Зна-
комства молодежи и одобрение пар
со стороны общества происходят вне
обрядовых ритуалов, иным содержа-
нием наполнены и горочные хорово-
ды, которые несмотря на перемены,
продолжают выполнять важнейшую
функцию – сплочения этнического
коллектива и утверждение его куль-
турных ценностей. Неслучайно горка
включена в современную культурную
среду и занимает в ней главное ме-
сто. С 2004 г. ежегодно проводится
республиканский праздник «Усть-
Цилемская горка», который длится
с 7 по 12 июля (н.ст.). Он открывается и завершается горочными
хороводами, но программа праздничных мероприятий охватывает и
светские представления: презентацию новой литературы о тради-
ционной культуре Усть-Цильмы, концертные выступления детских
и взрослых фольклорных коллективов, съезжающихся в районный
центр к Петрову дню; проводятся мастер-классы по народным ре-