ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3201
Скачиваний: 8
30
И.В. Власова
этого издания свидетельствуют о том, как формируются представ-
ления молодежи о русской культуре, языке, а в целом – создается
у молодых образ нашего мира, ценностных ориентаций, мотиваций
и поведения в этом мире, по каким законам идет социализация
молодых людей. Их взгляды представлены в усредненном виде.
Вот некоторые из таких представлений.
Отечество. Это понятие ассоциируется, прежде всего, с роди-
ной, с чем-то родным, моим, более широко – со страной, Россией,
Москвой, нашим, с СССР, с социалистическим, свободным, священ-
ным, с долгом каждого – служить ему. В этом слове выражены и
патриотические чувства – ассоциируется напрямую с патриотом
отечества, или: его не продают. Оно может оказаться в опасно-
сти, отсюда возникают представления о войне, бое, есть знания о
Второй мировой (Русский ассоциативный словарь, т. 1, 2002: 420).
Россия. За ней стоит понимание страны, родины, матери, ро-
мантическое – березка; знание нашей истории – многострадальная,
терпение, Русь, свободная, ассоциируется с Моск-вой; связана с
патриотическими чувствами – флаг, держава, великая, гордость;
с недавней историей – СНГ, с некоторыми объектами, в частности
с концертным залом «Россия». В то же время выражается надежда
на будущее, а пока молодая, но больная (Там же: 561).
Русский язык – ассоциируется с родиной, Россией, является
национальным языком, родным; в связи с этим понятием воз-
никают патриотические чувства – великий, могучий, бо-гатый. У
части людей – это только предмет, трудный, школа, а также наша
литература (Там же: 564).
В немногочисленных понятиях, приведенных здесь, выражены
традиционные представления, сохраняющиеся до сих пор, и таких
немало; исторические категории, связанные как с прошлыми эпо-
хами, так и современные; характеризуются особенности советского
периода и времени «постперестройки». Эти понятия, отражающие
представления молодежи, свидетельствуют, что не утрачено чув-
ство патриотизма. Осознаются трудности настоящего переходного
периода и кризисных ситуаций в развитии страны.
О том, что русские до сих пор сохранили свою этничность, есть
подтверждения в исследованиях генетиков, в частности у Е.В. и
О.П. Балановских (
Балановские 2007). Их исследования свиде-
тельствуют о сохранении генетических типов славянских племен,
образовавших русский народ (этнос) и его отдельные группы. До
сих пор существуют и культурные различия у современных русских
31
Виды идентичности русских
– далеких потомков вятичей, кривичей, полян, древлян, словен и т.д.
Мнение некоторых обществоведов, публицистов о том, что русских
в традиционном понимании сейчас нет, а русские – только те, кто
любит Россию, говорит по-русски, принимает русскую культуру, не
совсем точно. Генетики склонны определять их принадлежнось к
русскому народу, если у них родители – русские (
Бочков 2011: 6-7),
но как определить точно «русскость» родителей и более далеких
предков, не совсем ясно. Генетические методы определения этнич-
ности могут привести и к расизму (
Тишков 2013: 34-36).
По использованным в настоящей работе различным показаниям
видно, что нарождающееся гражданское сознание пока остается
формальным, поскольку в нем заложено знание о причастности
граждан к России. Это еще не то живое чувство общности, которое
объединяет, связывает людей в каждом отдельном народе. Со-
временное этническое сознание поддерживается не столько «чи-
стым» происхождением, сколько представлениями (историческими
знаниями) об общем родстве. Все же симптомы формирования
российской идентичности очевидны – усматривается совмещение
культур взаимодействующих этногрупп, более активные из которых
ассоциируют себя не со своей этнопринадлежностью, а с полиэтни-
ческими образами «россиянина», «европейца», «человека мира».
Это показали проведенные в 2007-2009 годах опросы жителей
Краснодара и Москвы (
Арутюнян 2011: 219).
Кем являются русские сейчас, каково качественное состояние
их как народа, вопрос не простой. В ответах на этот вопрос у
разных обществоведов виден разброс мнений, в которых и на-
шло отражение настоящего периода в развитии наших народов, а
именно того, что Россия находится на перепутье. Многие ответы
сводятся к мнению, что современные русские – не социально-
биологическая популяция. Но важно уяснить, сохранились ли они
как носители культурной идентичности, в которую включается и
«кровь» (генофонд), и «почва» (культура, традиции, архетипы),
и могут ли они возвратиться к своим истокам, к прежней России.
Понятно, что полное возвращение к прежним ценностям невоз-
можно, т.к. уже многое исчезло, потеряно, а поэтому не ясно, что
нас еще соединяет (
Бызов 2009: 3; 2011: 3; Ципко 2011: 3). В два
последние десятлетия в нашем народе «поблекло» историческое
чувство. Еще в середине XIX в. публицисту и общественному деяте-
лю И.К. Аксакову казалось, что «… так слабо в нас во всех русских
историческое сознание, так мертвенно историческое чувство» (Рус-
32
И.В. Власова
ские в меняющемся мире 2012: 3). В дальнейшем это категоричное
умозаключение было опровергнуто ходом нашей истории, и такое
чувство неизбежно начинало жить и действовать, особенно в экс-
тремальных, критических ситуациях. К счастью, еще не все ценное
потеряно в народе. Об этом свидетельствуют этнографические
обследования в русских регионах (Русские 1997; Русский Север
2001; Русские Рязанского края 2009; Очерки русской народной
культуры 2009), что говорит о необходимости сохранить основы
русской культуры (историко-культурную идентичность русских)
и сделать ее соответствующей нынешнему образу жизни (
Ципко
2011: 3). Пока происходит переориентация в мировоззрении народа
из-за внедрения в его сознание новых ценностей. Идет форми-
рование общества современной массовой культуры, оторванного
от исторических корней. Политические ценности – демократия
с ее атрибутами – в целом у населения отходят на второй план.
Лишь в конце 2011 – начале 2012 годов при проведении массовых
митингов во время выборных компаний в Думу и Президента РФ
россияне, недовольные реформированием в разных сферах, вы-
ступили с политическими лозунгами и требованиями, показав, что
формируется гражданское общество. Правда, позиции некоторых
митингующих не свидетельствуют об этом, а направлены на от-
вержение всех и всего.
Развитие гражданского общества тормозится тем, что большая
его часть находится в духовном кризисе. За последние годы русский
народ «утерял смысл жизни, т.е. ту самую национальную идею, ко-
торая на протяжении тысячи лет христианской истории вела его…»
(
Казин 2011: 12). Не ясно, в какой степени сохраняются прежние
базовые ценности русской культуры – соборность, коллективизм,
духовность, бескорыстие, которые раньше крепили единство на-
рода. Заметно выступают прагматичность, отказ от традиционной
русской культуры с ее ценностями.
Но наш народ может быть сильным, если перед ним стоят боль-
шие духовные цели. Нам необходимо «осознание (опамятование)
себя как народа, «мобилизованного и призванного»…» не только
к служению своим узким целям,.. но и не отвергающего «наци-
онального начала как такового…» (Там же: 12). Есть некоторая
надежда на объединяющую роль православия, поскольку церковь
проявила себя в этом отношении, поддержав единство и нацио-
нальную идентичность русских. Еще в 1920-х годах И.А. Ильин
писал, что история не знает безбожного культурно-творческого и
33
Виды идентичности русских
духовно-великого народа. От совершенства религии и веры зависит
высота национальной культуры, полагал он (
Ильин 1999в: 333).
Но судя по социологическим обследованиям, возродить тра-
диционную русскую духовность вряд ли удастся. Не поможет и
обращение к соборности, коллективизму. Общинно-коллективное
сознание было характерно в прошлом для всего общества, а сейчас
такого общества нет, оно индивидуализировано (
Бызов 2011а: 3;
Бызов 2011б: 3; Сергеев 2011: 3; Соловей 2011: 3). Православное
мироощущение сейчас – это только национально-историческая
идентичность, а не постоянный «поиск сокровенного смысла бы-
тия». Пока старые традиции не работают на сплочение народа и
не могут превратить русских в нацию. Мы находимся еще на этапе
ее строительства (
Бызов 2011а: 3).
Новая национальная идея не возникает путем декларирования.
Она «… есть прежде всего самосознание народа (нации) в простран-
стве мировой истории и культуры. В этом плане идея любой нации
определяется… задачей ее сохранения в… мире» – сбережением на-
рода, как это определил А.И. Солженицын (
Казин 2011: 12). Судя по
социологическим опросам, появляется идея «возрождения России
как великой державы», но в реальной жизни она «не захватыва-
ет» людей, и все старые ценности остаются только декларацией.
Сейчас россияне – в основном городские жители, их образ жизни
унифицирован. Это не прежняя крестьянская Россия, они не дер-
жатся за старые глубинные корни. Современные идеологи-патри-
оты пытаются приспособить «русскую идею» XIX – начала ХХ в. к
сегодняшнему дню, но она не отвечает «задачам момента». Новая
русская идея должна вместить в себя новые ценности, главными из
которых будут самоуважение, чувство собственного достоинства,
соответствующие жизненным интересам, что и поможет русским
выработать свою идентичность на основе их интересов и ценностей
(
Сергеев 2011: 3; Соловей 2011: 3).
Единение, формирование новой нации остаются в идеале, т.к.
еще не закончен поиск определяющего «базового смысла» такой
нации. Великой объединяющей идеей может быть патриотизм.
Чувство патриотизма у любого народа естественное, но нынешние
политиканы и пропагандисты пытаются выдать его за национализм
(
Романовский 2012: 3). В нашей истории можно найти то, что по-
служит пробуждению патриотизма, а сейчас он не мобилизует
общество (
Попцов 2011: 11). На деле происходит иное: «…под
флагом борьбы с тоталитаризмом разрывают историческое время,
34
И.В. Власова
под флагом освобождения от идеологического рабства добивают
живые смыслы» (
Рокотов 2011: 10). В этом отношении показа-
телен наш новый праздник – День единения 4 ноября, вернее
его празднование, которое происходит уже с 2004 г. Однако, по
данным «Левада-центра», несмотря на то, что об этом празднике
знает сейчас больше людей, чем в 2004 г. (41 % населения про-
тив 8%), он не стал праздником единения, т.к. этого единения
нет, а праздник нам «спущен сверху». К тому же его учредители
не знают нашу историю. Праздник приурочили к «Дню победы в
освободительной войне 1612 г.». Но эта победа была достигнута
в несколько хронологических этапов: 4 ноября был лишь пер-
вый «приступ» литовцев и поляков на Москву, 6 ноября сдались
осажденные и только 7 ноября русские войска вошли в Кремль и
освободили столицу (
Грегоров 2011: 2).
Национальная идентичность, вся ее сложная структура, про-
является в национализме, который имеет несколько видов, т.к.
может быть обусловлен либо архаическими, либо этнокультурными,
либо политическими основаниями социальной консолидации на-
рода – уникальным историческим опытом и культурным развитием,
главными в тот или иной период. Специфические черты русского
национализма являются следствием такого этноментального опыта
народа и особенностей нашего исторического и социокультурного
развития (
Малыгина 2005: 260). В условиях сегодняшнего поиска
национальной идентичности массовому сознанию россиян свой-
ственны неустойчивость и разные его проявления. Часть людей
осознает Россию как общий дом, но в трасформированном виде, ибо
старое советское восприятие России предполагало интернациона-
лизм, дружбу, братство. Другая часть, носители противоположной
всему советскому ментальности, – против такого понимания. Боль-
шинство россиян приемлет так называемый «мягкий национализм»,
без радикальных форм, с осознанием многоэтничного характера
России. Идеология гражданской нации должна включать в себя
осознание «единого прошлого с его драмами и достижениями,
патриотизм и лояльность государству» (
Бызов 2008: 12; Тишков
2007а: 562-589).
Формы проявления национализма многообразны в зависимости
от того, какой из его видов «исповедует» данное сообщество. Со-
циологи фиксируют сейчас рост националистических настроений.
По данным «Левада-центра», опрошенные в 2011 г. видели причину
этого в вызывающем поведении представителей других националь-