Файл: Russkie_etnokulturnaya_identichnost.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3201

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

30

И.В. Власова

этого издания свидетельствуют о том, как формируются представ-

ления молодежи о русской культуре, языке, а в целом – создается 

у молодых образ нашего мира, ценностных ориентаций, мотиваций 

и поведения в этом мире, по каким законам идет социализация 

молодых людей.  Их  взгляды  представлены  в  усредненном  виде. 

Вот некоторые из таких представлений.

Отечество. Это понятие ассоциируется, прежде всего, с роди-

ной, с чем-то родным, моим, более широко – со страной, Россией, 

Москвой, нашим, с СССР, с социалистическим, свободным, священ-

ным, с долгом каждого – служить ему. В этом слове выражены и 

патриотические чувства – ассоциируется напрямую с патриотом 

отечества, или: его не продают. Оно может оказаться в опасно-

сти, отсюда возникают представления о войне, бое, есть знания о 

Второй мировой (Русский ассоциативный словарь, т. 1, 2002: 420). 

Россия. За ней стоит понимание страны, родины, матери, ро-

мантическое – березка; знание нашей истории – многострадальная, 

терпение, Русь, свободная, ассоциируется с Моск-вой; связана с 

патриотическими чувствами – флаг, держава, великая, гордость; 

с недавней историей – СНГ, с некоторыми объектами, в частности 

с концертным залом «Россия». В то же время выражается надежда 

на будущее, а пока молодая, но больная (Там же: 561). 

Русский  язык  –  ассоциируется  с  родиной,  Россией,  является 

национальным  языком,  родным;  в  связи  с  этим  понятием  воз-

никают патриотические чувства – великий, могучий, бо-гатый. У 

части людей – это только предмет, трудный, школа, а также наша 

литература (Там же: 564). 

В немногочисленных понятиях, приведенных здесь, выражены 

традиционные представления, сохраняющиеся до сих пор, и таких 

немало; исторические категории, связанные как с прошлыми эпо-

хами, так и современные; характеризуются особенности советского 

периода и времени «постперестройки». Эти понятия, отражающие 

представления молодежи, свидетельствуют, что не утрачено чув-

ство патриотизма. Осознаются трудности настоящего переходного 

периода и кризисных ситуаций в развитии страны. 

О том, что русские до сих пор сохранили свою этничность, есть 

подтверждения в исследованиях генетиков, в частности у Е.В. и 

О.П.  Балановских  (

Балановские  2007).  Их  исследования  свиде-

тельствуют о сохранении генетических типов славянских племен, 

образовавших русский народ (этнос) и его отдельные группы. До 

сих пор существуют и культурные различия у современных русских 


background image

31

Виды идентичности русских

– далеких потомков вятичей, кривичей, полян, древлян, словен и т.д. 

Мнение некоторых обществоведов, публицистов о том, что русских 

в традиционном понимании сейчас нет, а русские – только те, кто 

любит Россию, говорит по-русски, принимает русскую культуру, не 

совсем точно. Генетики склонны определять их принадлежнось к 

русскому народу, если у них родители – русские (

Бочков 2011: 6-7), 

но как определить точно «русскость» родителей и более далеких 

предков, не совсем ясно. Генетические методы определения этнич-

ности могут привести и к расизму (

Тишков 2013: 34-36). 

По использованным в настоящей работе различным показаниям 

видно, что нарождающееся гражданское сознание пока остается 

формальным, поскольку в нем заложено знание о причастности 

граждан к России. Это еще не то живое чувство общности, которое 

объединяет,  связывает  людей  в  каждом  отдельном  народе.  Со-

временное этническое сознание поддерживается не столько «чи-

стым» происхождением, сколько представлениями (историческими 

знаниями)  об  общем  родстве.  Все  же  симптомы  формирования 

российской идентичности очевидны – усматривается совмещение 

культур взаимодействующих этногрупп, более активные из которых 

ассоциируют себя не со своей этнопринадлежностью, а с полиэтни-

ческими образами «россиянина», «европейца», «человека мира». 

Это  показали  проведенные  в  2007-2009  годах  опросы  жителей 

Краснодара и Москвы (

Арутюнян 2011: 219).

 Кем являются русские сейчас, каково качественное состояние 

их  как  народа,  вопрос  не  простой.  В  ответах  на  этот  вопрос  у 

разных  обществоведов  виден  разброс  мнений,  в  которых  и  на-

шло отражение настоящего периода в развитии наших народов, а 

именно того, что Россия находится на перепутье. Многие ответы 

сводятся  к  мнению,  что  современные  русские  –  не  социально-

биологическая популяция. Но важно уяснить, сохранились ли они 

как носители культурной идентичности, в которую включается и 

«кровь»  (генофонд),  и  «почва»  (культура,  традиции,  архетипы), 

и могут ли они возвратиться к своим истокам, к прежней России. 

Понятно,  что  полное  возвращение  к  прежним  ценностям  невоз-

можно, т.к. уже многое исчезло, потеряно, а поэтому не ясно, что 

нас еще соединяет (

Бызов 2009: 3; 2011: 3; Ципко 2011: 3). В два 

последние  десятлетия  в  нашем  народе  «поблекло»  историческое 

чувство. Еще в середине XIX в. публицисту и общественному деяте-

лю И.К. Аксакову казалось, что «… так слабо в нас во всех русских 

историческое сознание, так мертвенно историческое чувство» (Рус-


background image

32

И.В. Власова

ские в меняющемся мире 2012: 3). В дальнейшем это категоричное 

умозаключение было опровергнуто ходом нашей истории, и такое 

чувство неизбежно начинало жить и действовать, особенно в экс-

тремальных, критических ситуациях. К счастью, еще не все ценное 

потеряно  в  народе.  Об  этом  свидетельствуют  этнографические 

обследования  в  русских  регионах  (Русские  1997;  Русский  Север  

2001;  Русские  Рязанского  края  2009;  Очерки  русской  народной 

культуры 2009), что говорит о необходимости сохранить основы 

русской  культуры  (историко-культурную  идентичность  русских) 

и сделать ее соответствующей нынешнему образу жизни (

Ципко 

2011: 3). Пока происходит переориентация в мировоззрении народа 

из-за  внедрения  в  его  сознание  новых  ценностей.  Идет  форми-

рование общества современной массовой культуры, оторванного 

от  исторических  корней.  Политические  ценности  –  демократия 

с ее атрибутами – в целом у населения отходят на второй план. 

Лишь в конце 2011 – начале 2012 годов при проведении массовых 

митингов во время выборных компаний в Думу и Президента РФ 

россияне,  недовольные  реформированием  в  разных  сферах,  вы-

ступили с политическими лозунгами и требованиями, показав, что 

формируется гражданское общество. Правда, позиции некоторых 

митингующих не свидетельствуют об этом, а направлены на от-

вержение всех и всего.

Развитие гражданского общества тормозится тем, что большая 

его часть находится в духовном кризисе. За последние годы русский 

народ «утерял смысл жизни, т.е. ту самую национальную идею, ко-

торая на протяжении тысячи лет христианской истории вела его…» 

(

Казин 2011: 12). Не ясно, в какой степени сохраняются прежние 

базовые ценности русской культуры – соборность, коллективизм, 

духовность, бескорыстие, которые раньше крепили единство на-

рода. Заметно выступают прагматичность, отказ от традиционной 

русской культуры с ее ценностями.

Но наш народ может быть сильным, если перед ним стоят боль-

шие духовные цели. Нам необходимо «осознание (опамятование) 

себя как народа, «мобилизованного и призванного»…» не только 

к  служению  своим  узким  целям,..  но  и  не  отвергающего  «наци-

онального начала как такового…» (Там же: 12). Есть некоторая 

надежда на объединяющую роль православия, поскольку церковь 

проявила себя в этом отношении, поддержав единство и нацио-

нальную  идентичность  русских.  Еще  в  1920-х  годах  И.А.  Ильин 

писал, что история не знает безбожного культурно-творческого и 


background image

33

Виды идентичности русских

духовно-великого народа. От совершенства религии и веры зависит 

высота национальной культуры, полагал он (

Ильин 1999в: 333). 

Но  судя  по  социологическим  обследованиям,  возродить  тра-

диционную  русскую  духовность  вряд  ли  удастся.  Не  поможет  и 

обращение к соборности, коллективизму. Общинно-коллективное 

сознание было характерно в прошлом для всего общества, а сейчас 

такого общества нет, оно индивидуализировано (

Бызов 2011а: 3; 

Бызов 2011б: 3; Сергеев 2011: 3; Соловей 2011: 3). Православное 

мироощущение  сейчас  –  это  только  национально-историческая 

идентичность, а не постоянный «поиск сокровенного смысла бы-

тия». Пока старые традиции не работают на сплочение народа и 

не могут превратить русских в нацию. Мы находимся еще на этапе 

ее строительства (

Бызов 2011а: 3). 

Новая национальная идея не возникает путем декларирования. 

Она «… есть прежде всего самосознание народа (нации) в простран-

стве мировой истории и культуры. В этом плане идея любой нации 

определяется… задачей ее сохранения в… мире» – сбережением на-

рода, как это определил А.И. Солженицын (

Казин 2011: 12). Судя по 

социологическим опросам, появляется идея «возрождения России 

как великой державы», но в реальной жизни она «не захватыва-

ет» людей, и все старые ценности остаются только декларацией. 

Сейчас россияне – в основном городские жители, их образ жизни 

унифицирован. Это не прежняя крестьянская Россия, они не дер-

жатся за старые глубинные корни. Современные идеологи-патри-

оты пытаются приспособить «русскую идею» XIX – начала ХХ в. к 

сегодняшнему дню, но она не отвечает «задачам момента». Новая 

русская идея должна вместить в себя новые ценности, главными из 

которых будут самоуважение, чувство собственного достоинства, 

соответствующие жизненным интересам, что и поможет русским 

выработать свою идентичность на основе их интересов и ценностей 

(

Сергеев 2011: 3; Соловей 2011: 3). 

 Единение, формирование новой нации остаются в идеале, т.к. 

еще не закончен поиск определяющего «базового смысла» такой 

нации.  Великой  объединяющей  идеей  может  быть  патриотизм. 

Чувство патриотизма у любого народа естественное, но нынешние 

политиканы и пропагандисты пытаются выдать его за национализм 

(

Романовский 2012: 3). В нашей истории можно найти то, что по-

служит  пробуждению  патриотизма,  а  сейчас  он  не  мобилизует 

общество  (

Попцов  2011:  11).  На  деле  происходит  иное:  «…под 

флагом борьбы с тоталитаризмом разрывают историческое время, 


background image

34

И.В. Власова

под флагом освобождения от идеологического рабства добивают 

живые  смыслы»  (

Рокотов  2011:  10).  В  этом  отношении  показа-

телен  наш  новый  праздник  –  День  единения  4  ноября,  вернее 

его празднование, которое происходит уже с 2004 г. Однако, по 

данным «Левада-центра», несмотря на то, что об этом празднике 

знает сейчас больше людей, чем в 2004 г. (41 % населения про-

тив  8%),  он  не  стал  праздником  единения,  т.к.  этого  единения 

нет, а праздник нам «спущен сверху». К тому же его учредители 

не знают нашу историю. Праздник приурочили к «Дню победы в 

освободительной войне 1612 г.». Но эта победа была достигнута 

в  несколько  хронологических  этапов:  4  ноября  был  лишь  пер-

вый «приступ» литовцев и поляков на Москву, 6 ноября сдались 

осажденные и только 7 ноября русские войска вошли в Кремль и 

освободили столицу (

Грегоров 2011: 2). 

Национальная  идентичность,  вся  ее  сложная  структура,  про-

является  в  национализме,  который  имеет  несколько  видов,  т.к. 

может быть обусловлен либо архаическими, либо этнокультурными, 

либо  политическими  основаниями  социальной  консолидации  на-

рода – уникальным историческим опытом и культурным развитием, 

главными в тот или иной период. Специфические черты русского 

национализма являются следствием такого этноментального опыта 

народа и особенностей нашего исторического и социокультурного 

развития (

Малыгина 2005: 260). В условиях сегодняшнего поиска 

национальной  идентичности  массовому  сознанию  россиян  свой-

ственны неустойчивость и разные его проявления. Часть людей 

осознает Россию как общий дом, но в трасформированном виде, ибо 

старое советское восприятие России предполагало интернациона-

лизм, дружбу, братство. Другая часть, носители противоположной 

всему советскому ментальности, – против такого понимания. Боль-

шинство россиян приемлет так называемый «мягкий национализм», 

без радикальных форм, с осознанием многоэтничного характера 

России. Идеология гражданской нации должна включать в себя 

осознание  «единого  прошлого  с  его  драмами  и  достижениями, 

патриотизм и лояльность государству» (

Бызов 2008: 12; Тишков 

2007а: 562-589).

Формы проявления национализма многообразны в зависимости 

от того, какой из его видов «исповедует» данное сообщество. Со-

циологи фиксируют сейчас рост националистических настроений. 

По данным «Левада-центра», опрошенные в 2011 г. видели причину 

этого в вызывающем поведении представителей других националь-