Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3480

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

124

Глава

 

III.

РЕЛИГИОЗНАЯ

 

ОБРЯДНОСТЬ

 

«ЧУЖИХ»

В

 

НАРОДНОЙ

 

ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

СЛАВЯН

III.1.

 

Р

ИТУАЛЬНЫЕ

 

ПРАКТИКИ

.......................................................... 124

III.1.1.

 

Молитва

 

и

 

бо осл жение ................................................ 125

III.1.2.

 

Са ральные

 

те сты

 

«ч жих» .......................................... 128

III.1.3.

 

С ббота ........................................................................ 130

III.1.4.

 

Инте рация

 

в

 

«ч жой

 

рит ал»

 

........................................ 131

III.2.

 

К

УЛЬТОВЫЕ

 

РЕАЛИИ

 

...............................................................133

III.2.1.

 

Объе т

 

рели иозно о

 

по лонения .................................... 133

III.2.2.

 

Са ральные

 

изображения ............................................... 134

III.2.3.

 

Отношение

   

льтовым

 

предметам ................................. 135

III.2.3.1.

 

Священные

 

ни и

................................................... 135

III.2.3.2.

 

Мез за

.................................................................. 137

III.2.2.3.

 

Крест

................................................................... 140

III.2.4.

 

К льтовые

 

места............................................................ 141

III.2.4.1.

 

Сина о и,

 

остелы,

 

цер ви

...................................... 141

III.2.4.2.

 

Кладбища

.............................................................. 144

III.2.4.3.

 

Источни и

........................................................... 148

III.3. М

ОДЕЛИ

 

ПОВЕДЕНИЯ

В

 

РАМКАХ

 

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО

 

ДИАЛОГА

........................... 148


background image

125

III.1.

 

Рит альные

 

пра ти и

В

 

расс азах

 

славянс о о

 

населения

 

о

 

рели иозных

рит алах

 

и

 

пра ти ах

 

евреев,

 

о

 

еврейс их

 

обрядах

 

и

 

праздни ах

та же

 

тесно

 

переплетаются

 

мифоло ия

 

и

 

повседневность.

 

Большин-

ство

 

информантов

 

отмечают,

 

что

 

евреи

 

были

 

очень

 

рели иозны,

 

при-

вержены

 

своей

 

вере

 

и

 

стро о

 

соблюдали

 

множество

 

предписаний,

связанных

 

с

 

обрядовой

 

и

 

льтовой

 

пра ти ой:

 

«У

 

них

 

нэ

 

б

ý

ло

 

забо-

б

ó

ниў

 

[с еверий,

 

предрасс д ов]!

 

Забоб

ó

ниў

   

них

 

нэ

 

б

ý

ло.

 

Вон

¢

 

ре-

ли иозны»

 

(Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

1929

 

.

 

р.,

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

По

 

свиде-

тельств

 

из

 

Польши,

 

евреи

 

ценили

 

набожность

 

и

 

в

 

своих

 

соседях:

если

 

еврей-

пец

 

видел,

 

что

 

е о

 

ф рман- атоли

 

не

 

снимает

 

шап и,

проезжая

 

мимо

 

придорожно о

 

реста,

 

он

 

от азывался

 

ехать

 

с

 

ним

дальше

 

а

 

с

 

челове ом

 

«не

 

имеющим

 

веры»

 

(Kolberg

 

DW

 

17:

 

82).

В

 

одной

 

из

 

недавних

 

п бли аций

 

мы

 

же

 

сделали

 

попыт

 

обри-

совать

 

обобщенное

 

представление

 

о

 

«еврейс ой

 

вере»,

 

быт ющее

 

в

славянс ой

 

традиционной

 

рестьянс ой

 

льт ре

 

(Белова

 

2003а).

На

 

этот

 

раз

 

лавное

 

внимание

 

хотелось

 

бы

 

делить

 

более

 

з ой

 

теме:

чрезвычайно

 

интересной

 

для

 

исследователя

 

меж онфессиональных

отношений

 

является

 

проблема

 

рецепции

 

и

 

адаптации

 

элементов

 

«ч -

жой»

 

обрядности

 

и

 

рит алисти и,

 

оторые,

 

испытав

 

своеобразный

«перевод»

 

на

 

язы

 

др

ой

 

льт ры,

 

становятся

 

познаваемыми,

 

по-

нятными

 

и

 

приемлемыми,

 

что

 

дает

 

возможность

 

в лючать

 

эти

 

эле-

менты

 

в

 

свою

 

собственн ю

 

рели иозн ю

 

пра ти

.

Опираясь

 

на

 

материалы

 

полевых

 

исследований

 

последних

 

пяти

 

лет,

мы

 

хотели

 

бы

 

рассмотреть

 

проблем

 

восприятия

 

элементов

 

«ч жой»

 

ре-

ли ии

 

на

 

нес оль их

 

примерах:

 

а

 

интерпретир ется

 

рит алисти а,

при роченная

   

алендарном

 

праздни

;

 

а ова

 

специфи а

 

отношения

 

предметам

 

«ч жо о»

 

льта

 

и

   

са ральным

 

те стам

 

иноверцев,

 

что

поб ждает

 

носителей

 

определенной

 

традиции

 

частвовать

 

в

 

рели иозных

обрядах,

 

пра ти

емых

 

этно онфессиональными

 

соседями.

III.1.1.

 

Молитва

 

и

 

бо осл жение.

 

Среди

 

наших

 

рас-

с азчи ов

 

стойчиво

 

быт ет

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

для

 

проведения

еврейс ой

 

молитвы

 

необходимо

 

определенное

 

оличество

 

челове .

Число

 

частни ов

 

действа

 

при

 

этом

 

варьир ет:

«У

 

йих

 

я

 

м

ó

ляца,

 

та

 

т

ль и

 

м жчины.

 

Жин

 

не,

 

жин

 

з

ó

всим

нэ

 

йд ть

 

до…

 

Одни

 

м жчины.

 

С иль и

 

цих…

 

двэна…

 

тринацать

 

чолов

!

Я що

 

нэма,

 

ажэця,

 

тринацать?

 

чи

 

двэн

á

цать?

 

Я що

 

нэма

 

одной

 

люд

¢

-

ны,

 

молитыся

 

нэ

 

б д ть»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).


background image

Глава

 

III

126

126

В

 

Хотине

 

(Черновиц ая

 

обл.)

 

нам

 

сообщили,

 

что

 

для

 

молитвы

евреям

 

необходимо

 

а

 

миним м

 

тридцать

 

челове ,

 

а

 

столь о

 

сейчас

и

 

не

 

наберется:

 

«Я

 

ж

 

вам

 

á

ж ,

 

больше

 

нет ,

 

а

 

пятнадцать

 

евреев.

Все

 

выехали

 

в

 

Израиль.

 

Нет

 

ниче о.

 

Вот

 

Ш ольни

 

остаўся,

 

цэй

Гриша

 

бэз

 

но и,

 

и

 

бильш

 

нэма

 

евр

¨

иў»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

1937

 

.

 

р.,

 

2004,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Любопытный

 

расс аз

 

слышали

 

мы

 

от

 

И.

 

А.

 

Кр пля а

 

(1916

 

.

 

р.)

в

 

с.

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.:

 

о да

   

евреев

 

не

хватало

 

людей

 

для

 

молитвы,

 

они

 

мо ли

 

при ласить

 

в

 

ачестве

 

ча-

стни а

 

соседа

 

нееврея,

 

чтобы

 

он

 

просто

 

«поприс тствовал»

 

во

 

время

рит ала

 

(2001,

 

зап.

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

О.

 

В.

 

Белова).

Отмечают,

 

что

 

во

 

время

 

молитвы

 

евреи

 

полностью

 

по р жались

в

 

бла очестивое

 

действо

 

и

 

становились

 

язвимы

 

для

 

«ш то »

 

местной

молодежи:

 

«Молились

 

о да

 

они,

 

то,

 

н

 

там

 

парни,

 

то

 

 

он

 

молится,

он

 

даже

 

не

 

поворохнётся,

 

ниче о.

 

А

 

парни

   

них

 

день и

 

с

 

арманов

 

вы-

тас ивали.

 

Он

 

молится,

 

он

 

ниче о…

 

Карман

 

выворачивают,

 

он

 

та ой

молится

 

[по азывает:

 

рас ачивается

 

взад-вперед].

 

 

де

 

молились?]

Н ,

 

на

 

ладбище!

 

Парни

 

же

 

этим

 

пользовались,

 

шоб

 

свои

 

сбере

á

н-

ня

 

пополнять

 

(М.

 

К

рба,

 

1969

 

.

 

р.,

 

К ты

 

Косовс о о

 

р-на

 

Ивано-

Фран овс ой

 

обл.,

 

2005,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

М.

 

М.

 

Каспина).

Расс азывая

 

о

 

том,

 

а

 

молились

 

евреи,

 

Ю.

 

С.

 

Резни

 

из

 

М ра-

фы

 

не

 

толь о

 

вспоминает

 

о

 

рит альных

 

предметах,

 

использ емых

 

во

время

 

молитвы,

 

но

 

и

 

о

 

«походной»

 

версии

 

проведения

 

молитвы,

 

о да

нет

 

возможности

 

воспользоваться

 

атриб тами:

 

«А

 

м жчины

 

надя али

та э:

 

чорни

 

полосоч и,

 

а

 

само

 

ч ть-ч ть

 

р

é

мове.

 

Ч ть

 

ремове,

с

 

стями.

 

А

 

тоди

 

мотали

 

цэ,

 

на

 

р

ý

,

 

на

 

ч

ó

ло

 

лали,

 

там

 

дэсять

Божьих

 

заповедиў.

 

А

 

навирн

йше

 

дэсять

 

пальцеў

 

 

по

 

пр

ó

ст

 

тл м

á

-

чить

 

цэ

 

дэсять

 

пальцеў,

 

цэ

 

при

á

д е

 

дэсять

 

Божьих

 

заповедиў.

 

В

 

дор

ó

-

зи

 

ты

 

ж

 

не

 

б дэш

 

мотаты

 

на

 

р

ý

,

 

чи

 

на

 

ч

ó

ло

 

ласти

 

 

ты

 

ж

 

й

дэш

в

 

ва оне

 

чи

 

дэ…

 

Маеш

 

дэсять

 

п

á

льцеў

 

 

от

 

тою

 

и

 

дэсять

 

з

á

пове-

диў!»

 

(Шар ородс ий

 

р-н

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

 

Во

 

время

 

домашних

 

молений,

 

по

 

сло-

вам

 

Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

евреи

 

«пс

á

льмы

 

спив

á

ли»,

 

«на

 

ó

лос

 

спив

á

ли».

Сохранились

 

воспоминания

 

и

 

о

 

рит альной

 

молитвенной

 

одежде

евреев:

 

«В

 

с ббот

 

шли

 

Бо

 

молиться,

 

надевали

 

на

 

олов

 

плато .

[Зачем?]

 

Та ой

 

за он»

 

(А.

 

А.

 

Телеватю ,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо и-

левс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

«Мифоло изированн ю»

 

версию

 

появления

 

фила териев

 

в

 

рит -

альной

 

пра ти е

 

евреев

 

представляет

 

полесс ая

 

ле енда:

«Кол

¢

 

вон

¢

 

[евреи]

 

Ис са

 

Хрыста

 

роспял

¢

,

 

та

 

вон

¢

 

ст

á

лы

 

мо

-

л

¢

тыся

 

и

 

с аз

á

лы,

 

шо,

 

мол,

 

п

¨

ршее

 

до

 

нас

 

пр

¢

йдэ,

 

это

 

б

ý

дэ

 

наш

Бо .

 

От

 

и

 

ўз

¸

ўся

 

здесь

 

телёно ,

 

по аз

á

ўся

 

йим.

 

Вон

¢

 

поб

á

чыли

 

те-


background image

Рели иозная

 

обрядность

 

«ч жих»

 

в

 

народной

 

интерпретации

127

127

лён а

 

и

 

всё.

 

Вон

¢

 

от

 

тих

 

пир

 

м

ó

ляца,

 

из

 

ожи

 

р

ó

блять

 

та ие,

 

н ,

ремни,

 

соб

 

р

и

 

р

¨

п о

 

обм

ó

т ють,

 

шоб

 

йим

 

больно

 

б л

ó

,

 

и

 

м

ó

ля-

ца.

 

А

 

мь

¸

со

 

он

¢

,

 

зад

á

 

вон

¢

 

не

 

яд

¸

ть,

 

вон

¢

 

р

á

ньшэ

 

отдав

á

лы

л

²

дям,

 

потом

 

шо

 

ў

 

зад

ó

в

 

есть

 

хрэст.

 

От,

 

о

 

 

лоп

á

т и

 

там,

 

 

есть

хрэст,

 

вот

 

вон

¢

 

за

 

тым

 

не

 

едят»

 

(М.

 

М.

 

Костючи ,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Речица

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Со ласно

 

этой

 

ле енде,

 

появление

 

в

 

молитвенной

 

пра ти е

 

евре-

ев

 

ремней

 

из

 

телячьей

 

ожи,

 

связывается

 

с

 

событиями,

 

последовав-

шими

 

за

 

распятием

 

Христа.

 

Явившийся

 

евреям

 

телено

 

(аллюзия

ветхозаветно о

 

золото о

 

тельца?)

 

а

 

бы

 

заменил

 

евреям

 

отвер н то-

о

 

ими

 

Христа

 

и

 

превратился

 

в

 

«са ральное»

 

животное,

 

из

 

ожи

 

о-

торо о

 

делают

 

рит альные

 

ремни

 

для

 

молитвы.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

рас-

с аз

 

содержит

 

азание

 

на

 

наличие

 

др

о о

 

объяснения:

 

нельзя

 

есть

мясо

 

из

 

той

 

части

 

т ши,

 

де

 

распола ается

 

рестец

 

(

хрэст

).

Столь

 

же

 

мифоло изированной

 

тра тов е

 

подвер ся

 

и

 

др

ой

 

ри-

т альный

 

предмет,

 

использ емый

 

евреями

 

при

 

молитве,

 

а

 

именно

тфилин

 

 

оробоч а,

 

репляемая

 

на

 

лоб.

 

По

 

свидетельств

 

из

Кра овс о о

 

воеводства,

 

обычай

 

этот

 

пошел

 

с

 

начала

 

времен:

 

евреи

репляют

   

себя

 

на

 

лб

 

«ро а»

 

по

 

образ

 

и

 

подобию

 

Бо а,

 

оторый

явился

 

Моисею

 

с

 

ро ами

 

на

 

олове

 

(Kolberg

 

DW

 

7:

 

15).

Пояс

 

с

 

нитями

 

(

цицит

),

 

носимый

 

рели иозными

 

евреями,

 

та же

обращал

 

на

 

себя

 

внимение

 

внимательных

 

соседей.

 

В

 

ю о-восточной

Польше

 

оворили,

 

что

 

та ие

 

пояса

 

евреи

 

носят

 

в

 

память

 

то о,

 

что

 

во

времена

 

е ипетс о о

 

рабства

 

фараон

 

пахал

 

на

 

евреях;

 

свисающие

нити

 

напоминают

 

вожжи

 

(

Cała

 

1992:

 

26).

Рит альные

 

пра ти и

 

« онфессиональных

 

оппонентов»,

 

спроеци-

рованные

 

на

 

льт рное

 

поле

 

«своей»

 

традиции,

 

мо

т

 

порождать

 

до-

вольно

 

необычные

 

тра тов и.

 

Та ,

 

в

 

Полесье

 

было

 

записано

 

свидетель-

ство

 

о

 

том,

 

что

 

праздни

 

Ивана

 

К палы

 

справляют

 

толь о

 

баптисты:

«[Ивана

 

К пал ]

 

т

ý

ль и

 

шт

ý

нды

 

справляють.

 

На

 

Ивана

 

К пала

 

шт

ý

н-

даў

 

р

стят

 

 

завял

 

я

é

 

[новообращенн ю

 

«шт ндист

»]

 

в

 

вод ,

 

па-

т

ó

не-падн

меца,

 

три

 

раз

¢

 

та

 

[информант а

 

сама

 

видела

 

обряд]»

(Вели ая

 

Весь

 

Реп инс о о

 

р-на

 

Черни овс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

А.

 

В.

 

Андреевс ая,

 

В.

 

Э.

 

Б довс ая).

 

Рит альное

 

по р жение

 

в

 

вод ,

принятое

   

баптистов,

 

истол овано

 

а

 

вариант

 

архаичес о о

 

паль-

с о о

 

омовения.

 

Об

 

особенностях

 

бо осл жения

 

«шт ндов»

 

( а

 

они

видятся

 

православным)

 

см.

 

та же

 

в

 

II.2

.

Бо осл жение

 

представителей

 

др

их

 

онфессий,

 

описанное

 

в

терминах

 

«своей»

 

традиции,

 

являет

 

собой

 

артин

 

странно о

 

поведе-

ния,

 

несоотносимо о,

 

с

 

точ и

 

зрения

 

иной

 

льт ры,

 

с

 

понятием

«молитвы»,

 

«лит р ии»

 

и

 

т.

 

п.

 

(отмечаются

 

необычные

 

движения

 

и

речевое

 

поведение

 

во

 

время

 

молитвы

 

 

например,

 

евреи

 

« ивают»,


background image

Глава

 

III

128

128

« р жатся»,

 

«с ач т»,

 

« ричат»).

 

Образы

 

рит ально о

 

поведения

«ч жих»

 

становятся

 

дефинициями

 

странно о,

 

ненормативно о

 

по-

ведениz,

 

ср.

 

пол.

 

kiwa

 

si

 

jak

 

Żyd

 

nad

 

pacierzem

,

 

kiwa

 

jak

 

Żyd

 

nad

Talmudem

,

 

kiwa

 

jak

 

Żyd

 

na

 

szabaste

,

 

kiwa

 

jak

 

Żyd

 

w

 

bóżnicy

,

 

krzyczy

kiej

 

Żydy

 

w

 

szabas

,

 

tłocz

 

si

 

jak

 

muzulmanie

 

do

 

Mekki

;

 

бел.

 

hałasújuć,

jak

 

й

 

ż do

йskoj

 

szkoli,

 

kryczáć,

 

jak

 

żydý

 

й

 

szkóle

 

(

Stomma

 

1986:

 

37;

Jastrz bski

 

1989:

 

41;

 

Federowski

 

1935:

 

369).

 

В

 

поведении

 

«ч жих»

 

во

время

 

молитвы

 

видится

 

«поведение

 

наоборот»,

 

что

 

вызывает

 

ос жде-

ние:

 

ц лы,

 

например,

 

пре ают

 

евреев

 

в

 

том,

 

что

 

те

 

молятся

 

с

 

по-

рытой

 

оловой

 

(Кайндль

 

2003:

 

81).

«Ч жое»

 

бо осл жение

 

неред о

 

становится

 

предметом

 

пародий,

воплощенных

 

в

 

и рах,

 

в люченных

 

в

 

«своей»

 

традиции

 

в

 

определен-

ный

 

обрядовый

 

онте ст

 

(обряды

 

перехода,

 

алендарно

 

при роченное

ряженье;

 

см.

 

та же

 

IV.4

).

 

Та ова,

 

например,

 

паст шес ая

 

и ра

 

«

W

 

Ży

dów

»,

 

имитир ющая

 

моление

 

евреев

 

в

 

божнице.

 

Участни и

 

становятся

в

 

р

,

 

рас ачиваются

 

(« ивают»)

 

и

 

«вей ают»

 

(ср.

 

хара терное

 

«еврей-

с ое»

 

междометие

 

вей-вей-вей

)

 

сначала

 

тихо,

 

потом

 

все

 

ромче,

 

после

 

че-

о

 

начинают

 

бить

 

др

 

др

а

 

и

 

онять

 

по

 

пастбищ ,

 

при

 

этом

 

больше

 

все-

о

 

достается

 

«раввин »

 

(

Młynek

 

1902:

 

147).

 

В

 

Познаньс ом

 

рае

 

моло-

дежная

 

и ра

 

«

W

 

Żydów

»

 

состояла

 

в

 

том,

 

что

 

стоящий

 

в

 

р

 

частни ов

«раввин»

 

азывал

 

на

 

дв х

 

частни ов,

 

назначая

 

их

 

«евреями»,

 

а

 

по-

том

 

должен

 

был

 

адать,

 

то

 

из

 

них

 

займет

 

е о

 

место

 

в

 

центре

 

р

а

(

Kolberg

 

DW

 

9:

 

261).

 

Перед

 

осьбой

 

озимо о

 

жита

 

в

 

о рестностях

 

Люб-

лина

 

разы рывалось

 

действо

 

«

Chrzest

 

Żyda

»

 

(«Крещение

 

еврея»),

 

в

 

о-

тором

 

должен

 

был

 

принять

 

частие

 

аждый

 

юноша,

 

впервые

 

выхо-

дивший

 

осить

 

рожай.

 

В

 

процессе

 

и ры

 

«еврея»

 

следовало

 

обрить,

остричь,

 

мыть

 

 

нович а

 

при

 

этом

 

сажали

 

на

 

острый

 

осело ,

 

брили

точилом,

 

дер али

 

за

 

волосы,

 

надевали

 

ем

 

на

 

олов

 

« апелюш»,

 

спле-

тенный

 

из

 

амыша.

 

В

 

рез льтате

 

та о о

 

посвящения

 

юноша

 

становил-

ся

 

полноправным

 

членом

 

тр дово о

 

олле тива

 

(

Lud

 

1903/9:

 

408–409).

III

.1.2.

 

Са ральные

 

те сты

 

«ч жих».

 

В

 

сфере

 

а т -

альных

 

верований

 

остаются

 

и

 

представления

 

о

 

силе

 

«ч жо о»

 

са раль-

но о

 

слова

 

и

 

«ч жо о»

 

са рально о

 

те ста.

 

Нам

 

же

 

приходилось

 

ово-

рить

 

об

 

особом

 

отношении

 

славян

   

молитвам

 

на

 

«ч жом»

 

язы е,

 

о да

са ральные

 

еврейс ие

 

те сты

 

мо ли

 

восприниматься

 

славянами

 

а

набор

 

«за мных»

 

слов,

 

среди

 

оторых

 

можно

 

было

 

ловить

 

«зна о-

мые»

 

зв

осочетания

 

и

 

истол овать

 

(обы рать)

 

их

 

соответств ющим

образом

 

(Белова

 

2002а:

 

90–91).

Особое

 

отношение

 

проявляется

   

молитвам

 

на

 

«ч жом»

 

язы е.

 

В

 

от-

личие

 

от

 

бытовой

 

ле си и

 

(идиш),

 

са ральные

 

еврейс ие

 

те сты

 

(иврит)

мо ли

 

восприниматься

 

славянами

 

а

 

набор

 

«за мных»

 

слов,

 

среди

 

о-