ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3480
Скачиваний: 2
124
Глава
III.
РЕЛИГИОЗНАЯ
ОБРЯДНОСТЬ
«ЧУЖИХ»
В
НАРОДНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ
СЛАВЯН
III.1.
Р
ИТУАЛЬНЫЕ
ПРАКТИКИ
.......................................................... 124
III.1.1.
Молитва
и
бо осл жение ................................................ 125
III.1.2.
Са ральные
те сты
«ч жих» .......................................... 128
III.1.3.
С ббота ........................................................................ 130
III.1.4.
Инте рация
в
«ч жой
рит ал»
........................................ 131
III.2.
К
УЛЬТОВЫЕ
РЕАЛИИ
...............................................................133
III.2.1.
Объе т
рели иозно о
по лонения .................................... 133
III.2.2.
Са ральные
изображения ............................................... 134
III.2.3.
Отношение
льтовым
предметам ................................. 135
III.2.3.1.
Священные
ни и
................................................... 135
III.2.3.2.
Мез за
.................................................................. 137
III.2.2.3.
Крест
................................................................... 140
III.2.4.
К льтовые
места............................................................ 141
III.2.4.1.
Сина о и,
остелы,
цер ви
...................................... 141
III.2.4.2.
Кладбища
.............................................................. 144
III.2.4.3.
Источни и
........................................................... 148
III.3. М
ОДЕЛИ
ПОВЕДЕНИЯ
В
РАМКАХ
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО
ДИАЛОГА
........................... 148
125
III.1.
Рит альные
пра ти и
В
расс азах
славянс о о
населения
о
рели иозных
рит алах
и
пра ти ах
евреев,
о
еврейс их
обрядах
и
праздни ах
та же
тесно
переплетаются
мифоло ия
и
повседневность.
Большин-
ство
информантов
отмечают,
что
евреи
были
очень
рели иозны,
при-
вержены
своей
вере
и
стро о
соблюдали
множество
предписаний,
связанных
с
обрядовой
и
льтовой
пра ти ой:
«У
них
нэ
б
ý
ло
забо-
б
ó
ниў
[с еверий,
предрасс д ов]!
Забоб
ó
ниў
них
нэ
б
ý
ло.
Вон
¢
ре-
ли иозны»
(Ю.
С.
Резни ,
1929
.
р.,
М рафа
Шар ородс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
По
свиде-
тельств
из
Польши,
евреи
ценили
набожность
и
в
своих
соседях:
если
еврей-
пец
видел,
что
е о
ф рман- атоли
не
снимает
шап и,
проезжая
мимо
придорожно о
реста,
он
от азывался
ехать
с
ним
дальше
а
с
челове ом
«не
имеющим
веры»
(Kolberg
DW
17:
82).
В
одной
из
недавних
п бли аций
мы
же
сделали
попыт
обри-
совать
обобщенное
представление
о
«еврейс ой
вере»,
быт ющее
в
славянс ой
традиционной
рестьянс ой
льт ре
(Белова
2003а).
На
этот
раз
лавное
внимание
хотелось
бы
делить
более
з ой
теме:
чрезвычайно
интересной
для
исследователя
меж онфессиональных
отношений
является
проблема
рецепции
и
адаптации
элементов
«ч -
жой»
обрядности
и
рит алисти и,
оторые,
испытав
своеобразный
«перевод»
на
язы
др
ой
льт ры,
становятся
познаваемыми,
по-
нятными
и
приемлемыми,
что
дает
возможность
в лючать
эти
эле-
менты
в
свою
собственн ю
рели иозн ю
пра ти
.
Опираясь
на
материалы
полевых
исследований
последних
пяти
лет,
мы
хотели
бы
рассмотреть
проблем
восприятия
элементов
«ч жой»
ре-
ли ии
на
нес оль их
примерах:
а
интерпретир ется
рит алисти а,
при роченная
алендарном
праздни
;
а ова
специфи а
отношения
предметам
«ч жо о»
льта
и
са ральным
те стам
иноверцев,
что
поб ждает
носителей
определенной
традиции
частвовать
в
рели иозных
обрядах,
пра ти
емых
этно онфессиональными
соседями.
III.1.1.
Молитва
и
бо осл жение.
Среди
наших
рас-
с азчи ов
стойчиво
быт ет
представление
о
том,
что
для
проведения
еврейс ой
молитвы
необходимо
определенное
оличество
челове .
Число
частни ов
действа
при
этом
варьир ет:
«У
йих
я
м
ó
ляца,
та
т
™
ль и
м жчины.
Жин
™
не,
жин
™
з
ó
всим
нэ
йд ть
до…
Одни
м жчины.
С иль и
цих…
двэна…
тринацать
чолов
™
!
Я що
нэма,
ажэця,
тринацать?
чи
двэн
á
цать?
Я що
нэма
одной
люд
¢
-
ны,
молитыся
нэ
б д ть»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Глава
III
126
126
В
Хотине
(Черновиц ая
обл.)
нам
сообщили,
что
для
молитвы
евреям
необходимо
а
миним м
тридцать
челове ,
а
столь о
сейчас
и
не
наберется:
«Я
ж
вам
á
ж ,
больше
нет ,
а
пятнадцать
евреев.
Все
выехали
в
Израиль.
Нет
ниче о.
Вот
Ш ольни
остаўся,
цэй
Гриша
бэз
но и,
и
бильш
нэма
евр
¨
иў»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
Любопытный
расс аз
слышали
мы
от
И.
А.
Кр пля а
(1916
.
р.)
в
с.
М рафа
Шар ородс о о
р-на
Винниц ой
обл.:
о да
евреев
не
хватало
людей
для
молитвы,
они
мо ли
при ласить
в
ачестве
ча-
стни а
соседа
нееврея,
чтобы
он
просто
«поприс тствовал»
во
время
рит ала
(2001,
зап.
А.
В.
Со олова,
О.
В.
Белова).
Отмечают,
что
во
время
молитвы
евреи
полностью
по р жались
в
бла очестивое
действо
и
становились
язвимы
для
«ш то »
местной
молодежи:
«Молились
о да
они,
то,
н
там
парни,
то
—
он
молится,
он
даже
не
поворохнётся,
ниче о.
А
парни
них
день и
с
арманов
вы-
тас ивали.
Он
молится,
он
ниче о…
Карман
выворачивают,
он
та ой
молится
[по азывает:
рас ачивается
взад-вперед].
[А
де
молились?]
Н ,
на
ладбище!
Парни
же
этим
пользовались,
шоб
свои
сбере
á
н-
ня
пополнять
(М.
К
рба,
1969
.
р.,
К ты
Косовс о о
р-на
Ивано-
Фран овс ой
обл.,
2005,
зап.
О.
В.
Белова,
М.
М.
Каспина).
Расс азывая
о
том,
а
молились
евреи,
Ю.
С.
Резни
из
М ра-
фы
не
толь о
вспоминает
о
рит альных
предметах,
использ емых
во
время
молитвы,
но
и
о
«походной»
версии
проведения
молитвы,
о да
нет
возможности
воспользоваться
атриб тами:
«А
м жчины
надя али
та э:
чорни
полосоч и,
а
само
ч ть-ч ть
р
é
мове.
Ч ть
ремове,
с
™
стями.
А
тоди
мотали
цэ,
на
р
ý
,
на
ч
ó
ло
лали,
там
дэсять
Божьих
заповедиў.
А
навирн
™
йше
дэсять
пальцеў
—
по
пр
ó
ст
тл м
á
-
чить
цэ
дэсять
пальцеў,
цэ
при
á
д е
дэсять
Божьих
заповедиў.
В
дор
ó
-
зи
ты
ж
не
б дэш
мотаты
на
р
ý
,
чи
на
ч
ó
ло
ласти
—
ты
ж
й
™
дэш
в
ва оне
чи
дэ…
Маеш
дэсять
п
á
льцеў
—
от
тою
™
и
дэсять
з
á
пове-
диў!»
(Шар ородс ий
р-н
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Во
время
домашних
молений,
по
сло-
вам
Ю.
С.
Резни ,
евреи
«пс
á
льмы
спив
á
ли»,
«на
ó
лос
спив
á
ли».
Сохранились
воспоминания
и
о
рит альной
молитвенной
одежде
евреев:
«В
с ббот
шли
Бо
молиться,
надевали
на
олов
плато .
[Зачем?]
Та ой
за он»
(А.
А.
Телеватю ,
1919
.
р.,
Озаринцы
Мо и-
левс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
«Мифоло изированн ю»
версию
появления
фила териев
в
рит -
альной
пра ти е
евреев
представляет
полесс ая
ле енда:
«Кол
¢
вон
¢
[евреи]
Ис са
Хрыста
роспял
¢
,
та
вон
¢
ст
á
лы
мо
-
л
¢
тыся
и
с аз
á
лы,
шо,
мол,
п
¨
ршее
до
нас
пр
¢
йдэ,
это
б
ý
дэ
наш
Бо .
От
и
ўз
¸
ўся
здесь
телёно ,
по аз
á
ўся
йим.
Вон
¢
поб
á
чыли
те-
Рели иозная
обрядность
«ч жих»
в
народной
интерпретации
127
127
лён а
и
всё.
Вон
¢
от
тих
пир
м
ó
ляца,
из
ожи
р
ó
блять
та ие,
н ,
ремни,
соб
™
р
и
р
¨
п о
обм
ó
т ють,
шоб
йим
больно
б л
ó
,
и
м
ó
ля-
ца.
А
мь
¸
со
он
¢
,
зад
á
вон
¢
не
яд
¸
ть,
вон
¢
р
á
ньшэ
отдав
á
лы
л
²
дям,
потом
шо
ў
зад
ó
в
есть
хрэст.
От,
о
—
лоп
á
т и
там,
—
есть
хрэст,
вот
вон
¢
за
тым
не
едят»
(М.
М.
Костючи ,
1937
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Со ласно
этой
ле енде,
появление
в
молитвенной
пра ти е
евре-
ев
ремней
из
телячьей
ожи,
связывается
с
событиями,
последовав-
шими
за
распятием
Христа.
Явившийся
евреям
телено
(аллюзия
ветхозаветно о
золото о
тельца?)
а
бы
заменил
евреям
отвер н то-
о
ими
Христа
и
превратился
в
«са ральное»
животное,
из
ожи
о-
торо о
делают
рит альные
ремни
для
молитвы.
В
то
же
время
рас-
с аз
содержит
азание
на
наличие
др
о о
объяснения:
нельзя
есть
мясо
из
той
части
т ши,
де
распола ается
рестец
(
хрэст
).
Столь
же
мифоло изированной
тра тов е
подвер ся
и
др
ой
ри-
т альный
предмет,
использ емый
евреями
при
молитве,
а
именно
тфилин
—
оробоч а,
репляемая
на
лоб.
По
свидетельств
из
Кра овс о о
воеводства,
обычай
этот
пошел
с
начала
времен:
евреи
репляют
себя
на
лб
«ро а»
по
образ
и
подобию
Бо а,
оторый
явился
Моисею
с
ро ами
на
олове
(Kolberg
DW
7:
15).
Пояс
с
нитями
(
цицит
),
носимый
рели иозными
евреями,
та же
обращал
на
себя
внимение
внимательных
соседей.
В
ю о-восточной
Польше
оворили,
что
та ие
пояса
евреи
носят
в
память
то о,
что
во
времена
е ипетс о о
рабства
фараон
пахал
на
евреях;
свисающие
нити
напоминают
вожжи
(
Cała
1992:
26).
Рит альные
пра ти и
« онфессиональных
оппонентов»,
спроеци-
рованные
на
льт рное
поле
«своей»
традиции,
мо
т
порождать
до-
вольно
необычные
тра тов и.
Та ,
в
Полесье
было
записано
свидетель-
ство
о
том,
что
праздни
Ивана
К палы
справляют
толь о
баптисты:
«[Ивана
К пал ]
т
ý
ль и
шт
ý
нды
справляють.
На
Ивана
К пала
шт
ý
н-
даў
р
™
стят
—
завял
™
я
é
[новообращенн ю
«шт ндист
»]
в
вод ,
па-
т
ó
не-падн
™
меца,
три
раз
¢
та
[информант а
сама
видела
обряд]»
(Вели ая
Весь
Реп инс о о
р-на
Черни овс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
А.
В.
Андреевс ая,
В.
Э.
Б довс ая).
Рит альное
по р жение
в
вод ,
принятое
баптистов,
истол овано
а
вариант
архаичес о о
паль-
с о о
омовения.
Об
особенностях
бо осл жения
«шт ндов»
( а
они
видятся
православным)
см.
та же
в
II.2
.
Бо осл жение
представителей
др
их
онфессий,
описанное
в
терминах
«своей»
традиции,
являет
собой
артин
странно о
поведе-
ния,
несоотносимо о,
с
точ и
зрения
иной
льт ры,
с
понятием
«молитвы»,
«лит р ии»
и
т.
п.
(отмечаются
необычные
движения
и
речевое
поведение
во
время
молитвы
—
например,
евреи
« ивают»,
Глава
III
128
128
« р жатся»,
«с ач т»,
« ричат»).
Образы
рит ально о
поведения
«ч жих»
становятся
дефинициями
странно о,
ненормативно о
по-
ведениz,
ср.
пол.
kiwa
si
jak
Żyd
nad
pacierzem
,
kiwa
jak
Żyd
nad
Talmudem
,
kiwa
jak
Żyd
na
szabaste
,
kiwa
jak
Żyd
w
bóżnicy
,
krzyczy
kiej
Żydy
w
szabas
,
tłocz
si
jak
muzulmanie
do
Mekki
;
бел.
hałasújuć,
jak
й
ż do
йskoj
szkoli,
kryczáć,
jak
żydý
й
szkóle
(
Stomma
1986:
37;
Jastrz bski
1989:
41;
Federowski
1935:
369).
В
поведении
«ч жих»
во
время
молитвы
видится
«поведение
наоборот»,
что
вызывает
ос жде-
ние:
ц лы,
например,
пре ают
евреев
в
том,
что
те
молятся
с
по-
рытой
оловой
(Кайндль
2003:
81).
«Ч жое»
бо осл жение
неред о
становится
предметом
пародий,
воплощенных
в
и рах,
в люченных
в
«своей»
традиции
в
определен-
ный
обрядовый
онте ст
(обряды
перехода,
алендарно
при роченное
ряженье;
см.
та же
IV.4
).
Та ова,
например,
паст шес ая
и ра
«
W
Ży
dów
»,
имитир ющая
моление
евреев
в
божнице.
Участни и
становятся
в
р
,
рас ачиваются
(« ивают»)
и
«вей ают»
(ср.
хара терное
«еврей-
с ое»
междометие
вей-вей-вей
)
сначала
тихо,
потом
все
ромче,
после
че-
о
начинают
бить
др
др
а
и
онять
по
пастбищ ,
при
этом
больше
все-
о
достается
«раввин »
(
Młynek
1902:
147).
В
Познаньс ом
рае
моло-
дежная
и ра
«
W
Żydów
»
состояла
в
том,
что
стоящий
в
р
частни ов
«раввин»
азывал
на
дв х
частни ов,
назначая
их
«евреями»,
а
по-
том
должен
был
адать,
то
из
них
займет
е о
место
в
центре
р
а
(
Kolberg
DW
9:
261).
Перед
осьбой
озимо о
жита
в
о рестностях
Люб-
лина
разы рывалось
действо
«
Chrzest
Żyda
»
(«Крещение
еврея»),
в
о-
тором
должен
был
принять
частие
аждый
юноша,
впервые
выхо-
дивший
осить
рожай.
В
процессе
и ры
«еврея»
следовало
обрить,
остричь,
мыть
—
нович а
при
этом
сажали
на
острый
осело ,
брили
точилом,
дер али
за
волосы,
надевали
ем
на
олов
« апелюш»,
спле-
тенный
из
амыша.
В
рез льтате
та о о
посвящения
юноша
становил-
ся
полноправным
членом
тр дово о
олле тива
(
Lud
1903/9:
408–409).
III
.1.2.
Са ральные
те сты
«ч жих».
В
сфере
а т -
альных
верований
остаются
и
представления
о
силе
«ч жо о»
са раль-
но о
слова
и
«ч жо о»
са рально о
те ста.
Нам
же
приходилось
ово-
рить
об
особом
отношении
славян
молитвам
на
«ч жом»
язы е,
о да
са ральные
еврейс ие
те сты
мо ли
восприниматься
славянами
а
набор
«за мных»
слов,
среди
оторых
можно
было
ловить
«зна о-
мые»
зв
осочетания
и
истол овать
(обы рать)
их
соответств ющим
образом
(Белова
2002а:
90–91).
Особое
отношение
проявляется
молитвам
на
«ч жом»
язы е.
В
от-
личие
от
бытовой
ле си и
(идиш),
са ральные
еврейс ие
те сты
(иврит)
мо ли
восприниматься
славянами
а
набор
«за мных»
слов,
среди
о-