Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3376

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рели ия

 

и

 

вера

115

115

«У

 

нас

 

об

é

чно

 

ля

á

ли

 

н

¨

ми

 

<...>

 

Пэрэд

 

Пасхой

 

це

 

тр

¨

ба

 

мац

²

там

 

(маця

 

б ла)

 

и

 

трэба

 

рови

 

людс ой.

 

Ка,

 

тиль и

 

вийдеш,

 

а

 

там

 

них

 

боч а,

 

они

 

идают

   

боч

,

 

боч а

 

набита

 

воздями,

 

и

 

они

 

ó

тют

т

 

боч

 

и

 

бэр

ý

ть

 

роў

 

ў

 

т

 

мацю.

 

И

 

ми

 

та

 

боялися,

 

най

 

и

 

на

 

двир

 

не

виходили.

 

Та

 

ля

á

ли,

 

просто

 

дитэй

 

п

али»

 

(м жчина,

 

о .

 

50

 

лет,

баптист,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Сравним

 

расс аз

 

из

 

Западной

 

Белор ссии:

 

«Нас,

 

малых

 

детей,

 

п

а-

ли:

 

если

 

не

 

б дешь

 

поститься,

 

то

 

евреи

 

забирают

 

та их

 

детей

 

и

 

в

 

боч

,

набит ю

 

воздями,

 

бросают,

 

а

 

потом

 

на

 

мац ,

 

чтобы

 

ровь

 

христианс

ю

(взять)»

 

(Браславс ий

 

р-н,

 

1996;

 

Zowczak

 

2000:

 

163).

 

Сходный

 

те ст

 

за-

писан

 

от

 

поля ов

 

в

 

Литве

 

(Солечниц ий

 

р-н):

 

«Говорили,

 

что

   

них

 

была

та ая

 

большая

 

боч а,

 

набитая

 

воздями,

 

и

 

в

 

т

 

боч

 

бросают

 

(жертв )

 

и

ачают,

 

по а

 

вся

 

ровь

 

не

 

выйдет»

 

(Zowczak

 

2000:

 

161).

Отметим,

 

что

 

рассмотренный

 

сюжет

 

быт ет

 

в

 

форме

 

«страши-

ло »

 

( оторыми

 

родители,

 

по

 

воспоминаниям

 

информантов,

 

п

али

 

не-

посл шных

 

детей)

 

и

 

именно

 

та

 

осознается

 

самими

 

информантами

(см.

 

та же:

 

Ca

ła

 

1992:

 

43).

Ино да

 

народные

 

перес азы

 

« роваво о

 

навета»

 

в лючают

 

элемен-

ты

 

местно о

 

фоль лора.

 

Примером

 

может

 

сл жить

 

расс аз

 

из

 

Подолии:

«[На ан не

 

еврейс ой

 

пасхи

 

родители

 

п

али

 

детей:

 

оворили,

 

что

 

ев-

реи

 

хватают

 

детей,

 

сажают

 

в

 

боч

 

с

 

воздями,

 

чтобы

 

пол чить

 

ровь

для

 

своей

 

мацы].

 

Аборты

 

то да

 

не

 

делали,

 

от

да

 

можно

 

ровь

 

брать?

Если

 

вин

 

[ребено ]

 

х д

é

нь ий,

 

то

 

вон

¢

 

йо

ó

 

од в

á

лы

 

ц

é

р ами,

 

шоб

вин

 

стаў

 

жирн

é

нь ий,

 

а

 

п

ó

тим

 

ж

   

боч

 

[сажали.

 

Боч

 

пере атыва-

ли

 

с

 

бо

 

на

 

бо ,

 

чтобы

 

возди

 

ололи

 

жертв ]»

 

(Н.

 

А.

 

Ковальс ий,

1951

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

В

 

этом

 

расс азе

 

обращают

 

на

 

себя

 

внимание

 

два

 

момента:

 

ло и-

чес ая

 

несты ов а

 

(пол чить

 

ровь

 

из

 

заплывшей

 

жиром

 

жертвы

все-та и

 

тр днее,

 

чем

 

из

 

х дой)

 

и

 

поминание

 

о

 

том,

 

что

 

евреи

 

ормят

своих

 

пленни ов

 

онфетами.

 

Можно

 

предположить,

 

что

 

перед

 

нами

рез льтат

 

онтаминации

 

расс аза

 

о

 

« ровавом

 

навете»

 

с

 

раинс ой

ле ендой

 

о

 

песье оловцах-людоедах,

 

оторые

 

пойманных

 

и

 

предна-

значенных

 

на

 

съедение

 

людей

 

ормят

 

онфетами,

 

пряни ами

 

и

 

оре-

хами,

 

периодичес и

 

проверяя,

 

достаточно

 

ли

 

разжирела

 

жертва

 

 

для

это о

 

надрезают

 

ей

 

мизинец

 

и

 

смотрят,

 

идет

 

ли

 

ровь.

 

Если

 

ровь

 

есть,

значит,

 

жертв

 

надо

 

еще

 

ормить,

 

если

 

нет

 

 

значит,

 

можно

 

ее

 

есть

(Дра оманов

 

1876:

 

2,

 

384).

Мотив

 

ормления

 

сладостями

 

отс тств ет

 

в

 

«западных»

 

 

том

 

чис-

ле

 

польс их)

 

версиях

 

расс азов

 

о

 

похищении

 

детей

 

евреями

 

с

 

целью

пол чения

 

рови.

 

Одна о

 

этот

 

мотив

 

можно

 

встретить

 

в

 

раннесредне-


background image

Глава

 

II

116

116

ве овых

 

византийс их

 

источни ах

 

о

 

рит альных

 

бийствах,

 

я обы

совершаемых

 

евреями,

 

 

жертв

 

предварительно

 

ормят

 

медом

 

или

 

по-

ят

 

медовым

 

напит ом

 

(на

 

эт

 

деталь

 

нам

 

любезно

 

азала

 

польс ая

 

ол-

ле а

 

Ханна

 

Вен жине ,

 

за

 

что

 

автор

 

приносит

 

ей

 

ис реннюю

 

бла одар-

ность).

 

Та им

 

образом,

 

вопрос

 

рецепции

 

нижных

 

сюжетов

 

в

 

антии -

дейс ом»

 

фоль лоре

 

и

 

движение

 

этих

 

сюжетов

 

в

 

льт рном

 

простран-

стве

 

славянс о о

 

мира

 

 

в

 

е о

 

западно-христианс их

 

и

 

восточно-хри-

стианс их

 

ре ионах

 

 

может

 

стать

 

темой

 

отдельно о

 

исследования.

Ино да

 

в

 

расс азы

 

о

 

« ровавом

 

навете»

 

вплетается

 

еще

 

один

сюжет

 

 

о

 

похищении

 

демоноло ичес им

 

персонажем

 

«хап ном»

евреев

 

во

 

время

 

бо осл жения

 

в

 

С дный

 

день

 

 

Йом

 

Кип р.

 

Кровь

похищенных

 

предназначалась

 

для

 

при отовления

 

еврейс ой

 

пасхаль-

ной

 

мацы

 

(см.

 

V.3

).

Ита ,

 

стойчивым

 

представлением

 

является

 

«общее

 

знание»

 

о

том,

 

что

 

для

 

при отовления

 

пасхальной

 

мацы

 

евреям

 

н жна

 

челове-

чес ая

 

ровь.

 

Рассмотрим

 

основные

 

мотивы,

 

составляющие

 

онвой

этой

 

а сиомы.

«Бес ровная»

 

маца.

 

Расс азывая

 

о

 

том,

 

что

 

они

 

знают

 

о

 

маце,

большинство

 

информантов

 

сначала

 

сообщают,

 

что

 

в

 

состав

 

мацы

входят

 

толь о

 

вода

 

и

 

м

а

 

(об

 

этом

 

см.

 

та же

 

IV.1

 

об

 

атриб тах

праздни а

 

Песах):

«Маца

 

тон

¨

сэнь а.

 

Пр

é

снэ

 

т

сто.

 

Без

 

с

¸

их

 

та

 

добр

¨

ниеў...»

(Л.

 

Т.

 

К зевич,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

Соответственно,

 

еврейс ая

 

Пасха,

 

в

 

отличие

 

от

 

христианс ой,

осознается

 

а

 

«постная»

 

(основное

 

блюдо

 

отовится

 

из

 

воды

 

и

 

м -

и)

 

или

 

а

 

«тра рная»

 

(праздни

 

отмечен

 

ровопролитием):

 

«[По-

чем

   

евреев]

 

Пас а

 

посная.

 

Ка да

 

ян

¢

 

е о

 

распинали,

 

пришли

 

да-

мой

 

   

них

 

была

 

ўсё

 

а рав

á

вленая,

 

роме

 

м

и

 

и

 

вады.

 

И

 

а да

 

них

 

Пасха,

 

ан

 

пя

ý

т

 

мац

 

на

 

ваде

 

да

 

м

а.

 

Даже

 

не

 

солят»

 

(Гра-

бов а

 

Гомельс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

В.

 

В.

 

Казбе-

р

);

 

«У

 

еўреев

 

пасха

 

очень

 

тра рная,

 

яны

 

паприходили

 

дамой,

 

них

 

всё

 

о ровавл

é

нное

 

было,

 

роме

 

вады

 

и

 

м

и,

 

патам

 

что

 

они

били

 

челаве а,

 

хатели

 

яны

 

владычествовать,

 

а

 

тепери а

 

Изр

á

иль»

(Грабов а

 

Гомельс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1982,

 

зап.

 

Т.

 

В.

 

Рож-

дественс ая).

В

 

этих

 

свидетельствах

 

из

 

Полесья

 

оворится

 

а

 

раз

 

о

 

том,

 

что

маца

 

по

 

определению

 

лишена

 

вся их

 

примесей,

 

из-за

 

то о

 

что

 

толь-

о

 

м

а

 

и

 

вода

 

не

 

пострадали

 

после

 

распятия

 

евреями

 

Христа.

 

Тем

не

 

менее

 

мотив

 

бийства

 

выводит

 

эти

 

расс азы

 

на

 

тем

 

« роваво о

навета»,

 

и

 

их

 

нело ичность

 

в

 

этом

 

онте сте

 

информантами

 

не


background image

Рели ия

 

и

 

вера

117

117

ощ щается.

 

Та

 

и

 

по

 

ле енде,

 

записанной

   

поля ов

 

в

 

Литве,

 

перв ю

ровь

 

для

 

мацы

 

евреи

 

пол чили,

 

распяв

 

Христа

 

(Hryciuk,

 

Moroz

1993a:

 

90).

В

 

не оторых

 

свидетельствах

 

форма

 

мацы

 

та же

 

связывается

 

с

 

ново-

заветными

 

событиями.

 

Напоминанием

 

о

 

с орбном

 

п ти

 

Христа

 

является

и

 

еврейс ая

 

маца,

 

из отовленная

 

в

 

виде

 

длинной

 

полосы

 

 

это

 

образ

 

до-

ро и,

 

по

 

оторой

 

Христа

 

вели

 

от

 

Анны

 

до

 

Кайафы

 

(о р.

 

Кросно,

 

Cała

1992:

 

89;

 

ср.

 

эпизод

 

из

 

Еван елия

 

от

 

Иоанна,

 

л.

 

18,

 

ст.

 

13,

 

24).

 

Др

ой

вид

 

мацы

 

 

в

 

виде

 

р

лых

 

лепеше

 

 

должен

 

напоминать

 

о

 

ранах

на

 

плечах

 

Христа,

 

о да

 

он,

 

со ласно

 

польс ой

 

ле енде,

 

с

 

посохом

 

на

плечах

 

переходил

 

через

 

Красное

 

море

 

(налицо

 

онтаминация

 

Христа

и

 

Моисея;

 

Cała

 

1992:

 

90).

Кровь

 

в

 

маце.

 

Ка

 

доминир ющий

 

элемент

 

«мифоло ичес о о

 

знания»

о

 

маце

 

выст пает

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

мац

 

добавляют

 

ровь

(при

 

этом

 

расс азчи и

 

ссылаются

 

на

 

не ое

 

«общее

 

мнение»

 

 

« ово-

рили»,

 

«старые

 

люди

 

оворили»

 

и

 

т.

 

п.).

 

Де ларир ется

 

предпочти-

тельность

 

детс ой

 

или

 

«невинной»

 

рови.

 

Мотивиров

 

это о

 

пред-

ставления

 

можно

 

почерпн ть

 

из

 

свидетельства,

 

записанно о

 

от

 

поля-

ов

 

в

 

Литве:

 

невинная

 

ровь

 

должна

 

прис тствовать

 

в

 

маце,

 

потом

 

что

евреи

 

зам чили

 

«невинно о

 

Пана

 

Ез са»

 

(Hryciuk,

 

Moroz

 

1993a:

 

90).

«На

 

свою

 

Пасх ,

 

на

 

„Пейсах“

 

они

 

должны

 

попробовать

 

нашей

 

ро-

ви,

 

рови

 

невинно о

 

хлопчи а

 

или

 

чистой

 

дев ш и.

 

Напе

т

 

одн

 

ор-

зин

 

мацы

 

с

 

ровью,

 

а

 

один

 

без

 

рови,

 

и

 

всем

 

по

 

соч

 

рассылают,

а

 

наши

 

облат и»

 

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1990;

 

Zowczak

 

2000:

 

160–161).

«Ка

 

делают

 

мац ,

 

то

 

н жно

 

им

 

поймать

 

невинно о

 

ребен а

 

и

 

за-

м чить

 

в

 

боч е

 

та ой,

 

с

 

воздями

 

в

 

середине.

 

Сажают

 

е о

 

в

 

боч

 

и

 

а-

чают

 

боч

,

 

а

 

ровь

 

сте ает

 

в

 

мис

,

 

а

 

потом

 

рассылают

 

эт

 

ровь

 

всем

по

 

одной

 

апель е»

 

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1991;

 

Zowczak

 

2000:

 

164).

Представление

 

о

 

том,

 

что

 

в

 

мац

 

обязательно

 

«что-то»

 

добавля-

ют,

 

может

 

бытовать

 

в

 

довольно

 

прич дливых

 

формах.

 

Та ,

 

в

 

Подолии

было

 

записано

 

след ющее

 

свидетельство:

 

«Пе ли

 

мац ,

 

добавляли

 

об-

рез и

 

от

 

обрезания

 

и

 

ровь»

 

(О.

 

Я.

 

Мельни ,

 

1928

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо-

илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

От

да

 

евреи

 

бер т

 

христианс

ю

 

ровь?

 

Ка

 

же

 

было

 

с азано,

 

наи-

более

 

поп лярным

 

сюжетом

 

является

 

сюжет

 

о

 

боч е

 

с

 

воздями,

 

да

сажают

 

жертв

 

(Ca

ł

a

 

1995:

 

57,

 

128–129;

 

Zowczak

 

2000:

 

161–164,

 

Hry

ciuk

,

 

Moroz

 

1993a:

 

90).

 

Со ласно

 

не оторым

 

свидетельствам,

 

жертв

предварительно

 

заманивают

 

в

 

еврейс ий

 

дом

 

или

 

в

 

орчм ,

 

челове

наст пает

 

на

 

дос

 

в

 

пол

 

и

 

проваливается

 

в

 

подвал,

 

де

 

е о

 

и

 

ожидают

м чители-евреи

 

(Западная

 

Галиция,

 

Kosi

ń

ski

 

1904:

 

86).


background image

Глава

 

II

118

118

В

 

современных

 

нарративах

 

на

 

тем

 

« роваво о

 

навета»

 

происхо-

дит,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

«развенчание»

 

традиционных

 

сюжетов

 

(ни то

не

 

верит

 

в

 

боч

 

с

 

воздями

 

или

 

таинственный

 

подвал),

 

а

 

с

 

др

ой

 

их

 

своеобразная

 

«вторичная

 

мифоло изация».

 

В

 

имеющихся

 

в

 

нашем

распоряжении

 

материалах

 

преобладают

 

расс азы

 

о

 

том,

 

что

 

ровь

берется

 

из

 

больниц

 

или

 

добровольно

 

поставляется

 

сердобольными

 

со-

седями;

 

одится

 

даже

 

ровь

 

из

 

сл чайно о

 

пореза.

«Но

 

обязательно,

 

я

 

с иль и

 

раз

 

[спрашивала],

 

то

 

обязательно

 

р

ý

с а

роў,

 

р

á

инс а

 

роў

 

м

á

е

 

б

ý

ти,

 

апля

 

рови

 

в

 

мац

.

 

[От

да

 

евреи

 

брали

ровь?]

 

Та

 

я

 

сейчас

 

бэр ть

 

анализ

 

ров

,

 

то

 

вони

 

д

ты

 

лап

á

ли

 

ў

 

боч и,

то

 

нас

 

ля

á

лы.

 

То

 

á

же,

 

боч а

 

та

á

 

с

 

возди ами,

 

и

 

т ю

 

дытын

 

ин ть,

и

 

вон

ó

 

тыми

 

в

ó

здями

 

олеца,

 

и

 

тая

 

роў

 

[нрзб.:

 

выте ает?].

 

То

 

то

 

не-

праўда.

 

Это

 

ля алы

 

нас.

 

А

 

оны

 

бралы

 

с

 

больницы,

 

навэрно.

 

Анализы

бер т

 

рови,

 

и

 

сохраняеца

 

па оў а

 

хор

ó

ша,

 

тые

 

амп лы.

 

И

 

обяза-

тельно,

 

аж ть,

 

р с ая

 

роў

 

мае

 

б ти

 

в

 

маци!»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

В

 

ачестве

 

параллели

   

современном

 

расс аз

 

из

 

Подолии

 

можно

привести

 

свидетельство,

 

зафи сированное

 

в

 

Люблине

 

в

 

1636

 

.,

 

со-

ласно

 

отором

 

цирюльни и

 

и

 

хир р и

 

были

 

для

 

евреев

 

вторичным

источни ом

 

пополнения

 

запасов

 

рови.

 

Один

 

монах

 

армелит

 

т-

верждал,

 

что

 

евреи

 

заманили

 

е о

 

в

 

а ой-то

 

дом

 

и,

 

прин див

   

под-

чинению,

 

передали

 

врач -немц ,

 

оторый

 

вс рыл

 

ем

 

вены

 

и

 

собрал

не оторое

 

оличество

 

рови

 

в

 

сос д,

 

то да

 

а

 

евреи

 

в

 

продолжение

всей

 

операции

 

бормотали

 

свои

 

за линания

 

(Трахтенбер

 

1998:

 

138).

«Жена

 

брата

 

жила

 

в

 

ороде,

 

сл жила

   

жидов.

 

Та

 

еврей а,

 

а

приходит

 

Пасха,

 

ее

 

просила,

 

чтобы

 

она

 

палец

 

разрезала

 

и

 

дала

 

ро-

ви.

 

И

 

она

 

сама

 

(хозяй а)

 

б л и

 

делала.

 

Я

 

спрашиваю,

 

ты

 

не

 

боялась,

они

 

тебя

 

зарезать

 

мо ли.

 

„Нет,

 

они

 

добрые

 

были,

 

я

 

толь о

 

ровь

 

им

давала“»

 

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1990;

 

Zowczak

 

2000:

 

165).

Любопытные

 

детали

 

содержит

 

меморат,

 

записанный

 

от

 

82-летней

польс ой

 

рестьян и,

 

сл жившей

   

евреев:

 

однажды

 

она

 

взялась

 

за

р ч

 

двери

 

и

 

порезала

 

р

,

 

потом

 

что

 

в

 

этой

 

р ч е

 

было

 

лезвие

 

брит-

вы.

 

Хозяй а-еврей а

 

принесла

 

нов ю

 

бел ю

 

простыню,

 

р

 

работни-

це

 

обтерла

 

и

 

о ровавленн ю

 

повяз

 

спрятала.

 

Потом,

 

а

 

веряла

расс азчица,

 

простыню

 

эт

 

евреи

 

реж т

 

на

 

соч и

 

и

 

наделяют

 

целый

а ал

 

«польс ой

 

ровью».

 

Причиной

 

это о

 

действия

 

сл жит

 

же

 

по-

минавшаяся

 

необходимость

 

смазывания

 

детям

 

лаз

 

 

мотив,

 

широ о

распространенный

 

в

 

польс их

 

верованиях.

 

Далее

 

расс азчица

 

вспоми-

нает,

 

а

 

однажды

 

ее

 

хозяй а

 

оставила

 

на

 

вид

 

блюдце

 

с

 

о ровавленны-

ми

 

соч ами

 

этой

 

простыни,

 

а

 

рядом

 

лежали

 

три

 

воздя.

 

Этими

 

воз-

дями,

 

а

 

веряла

 

информант а,

 

хозяй а-еврей а

 

олола

 

в

 

о ровав-


background image

Рели ия

 

и

 

вера

119

119

ленные

 

соч и

 

простыни

 

(свое о

 

рода

 

«доморощенное»

 

ос вернение

остии!);

 

еще

 

она

 

веряла,

 

что

 

евреи

 

«это»

 

едят

 

на

 

свою

 

Пасх

 

(т.

 

е.

 

-

соч и

 

простыни

   

нее

 

ассоциировались

 

с

 

мацой)

 

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1992;

Zowczak

 

2000:

 

165).

Маца

 

и

 

причастие.

 

Довольно

 

стойчиво

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

ев-

рейс ая

 

маца

 

является

 

своеобразным

 

«очистительным»

 

средством,

 

отором

 

евреи

 

прибе ают

 

в

 

свой

 

праздни

 

подобно

 

том ,

 

а

 

хри-

стиане

 

ходят

   

причастию.

 

В

 

этом

 

онте сте

 

для

 

информантов- ато-

ли ов

 

маца

 

становится

 

полным

 

анало ом

 

облато ,

 

а

 

в

 

сознании

 

всех

христиан

 

(независимо

 

от

 

онфессии)

 

рит альное

 

потребление

 

мацы

отождествляется

 

с

 

причастием

 

( оторое

 

мыслится

 

а

 

прес ществле-

ние

 

рови

 

и

 

тела

 

Христова);

 

с

 

этой

 

точ и

 

зрения

 

наличие

 

рови

 

в

 

ма-

це

 

становится

 

вполне

 

оправданным.

«У

 

них

 

а

 

Пасха,

 

та

 

им

 

н жна

 

человечес ая

 

ровь

 

в

 

маце,

 

а

и

 

нам

 

н жно

 

освященное»

 

(записано

 

от

 

поля ов

 

в

 

Литве;

 

Zowczak

2000:

 

161);

 

«Им

 

хоть

 

раз

 

в

 

од

 

надо

 

попробовать

 

нашей

 

рови

 

в

 

тот

свой

 

праздни

 

(т.

 

е.

 

на

 

Песах).

 

Они

 

то да

 

д ши

 

свои

 

очищают»

(записано

 

от

 

поля ов

 

в

 

Литве;

 

Zowczak

 

2000:

 

163).

По

 

воспоминаниям

 

пенсионер и

 

Р.

 

И.

 

Балевой

 

из

 

.

 

Ловеч

 

(Бол а-

рия),

 

в

 

детстве

 

отец

 

расс азывал

 

ей,

 

что

 

евреи

 

похищали

 

детей,

 

сажа-

ли

 

в

 

боч

 

с

 

воздями

 

и

 

тол али,

 

по а

 

жертвы

 

не

 

мирали.

 

Пол чен-

ной

 

ровью

 

евреи

 

«причащались»

 

(АЕИМ

 

909

 

(II):

 

271).

Вероятно,

 

от олос ом

 

представления

 

о

 

маце

 

а

 

не оем

 

са ральном

объе те,

 

значимом

 

в

 

онте сте

 

обряда,

 

является

 

свидетельство

 

из

 

о ре-

стностей

 

Пшемышля

 

о

 

том,

 

что

 

мац

 

первоначально

 

из отавливали

 

в

форме

 

реста,

 

а

 

потом

 

разламывали

 

на

 

соч и

 

(Zowczak

 

2000:

 

164).

К

 

народным

 

расс азам

 

о

 

« ровавом

 

навете»

 

примы ают

 

нарративы

о

 

похищении

 

остии

 

из

 

остела

 

и

 

надр

ательствах

 

над

 

ней.

 

Современ-

ные

 

расс азы

 

на

 

эт

 

тем

 

демонстрир ют,

 

с

 

одной

 

стороны,

 

особ ю

 

ло-

и

 

мифоло ичес о о

 

сознания

 

(если

 

евреи

 

манип лир ют

 

с

 

остией,

значит,

 

они

 

а

 

бы

 

признают

 

прис тствие

 

са рально о

 

начала

 

и

 

в

 

о-

нечном

 

ито е

 

праведность

 

христианс ой

 

веры;

 

при

 

этом

 

расс азчи и

настаивают

 

на

 

том,

 

что

 

«евреи

 

не

 

верят,

 

что

 

в

 

причастии

 

 

ровь

Иис са

 

Христа»).

 

С

 

др

ой

 

стороны,

 

та ие

 

расс азы

 

в лючаются

 

в

р

 

повествований

 

об

 

ос вернении

 

святынь

 

(причастия,

 

святых

 

даров,

са ральных

 

изображений)

 

в

 

процессе

 

олдовс их

 

пра ти .

Та ,

 

в

 

расс азе

 

из

 

Западной

 

Белор ссии

 

описывается

 

сл чай,

 

я о-

бы

 

произошедший

 

в

 

Кра ове.

 

«Злые»

 

евреи

 

(

Żydzi

 

złe

)

 

просили

 

одн

женщин

 

расть

 

для

 

них

 

в

 

остеле

 

святое

 

причастие.

 

Пол чив

 

же-

лаемое,

 

они

 

в

 

а ом-то

 

подземелье

 

дол о

 

е о

 

рассматривали,

 

ниче о

 

не

видели

 

и

 

начали

 

причастие

 

бить.

 

И

 

т т

 

ровь

 

поте ла

 

по

 

стенам,

 

по