ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3476
Скачиваний: 2
Рели ия
и
вера
115
115
«У
нас
об
é
чно
ля
á
ли
н
¨
ми
<...>
Пэрэд
Пасхой
це
тр
¨
ба
мац
²
там
(маця
б ла)
и
трэба
рови
людс ой.
Ка,
тиль и
вийдеш,
а
там
них
боч а,
они
идают
боч
,
боч а
набита
воздями,
и
они
ó
тют
т
боч
и
бэр
ý
ть
роў
ў
т
мацю.
И
ми
та
боялися,
най
и
на
двир
не
виходили.
Та
ля
á
ли,
просто
дитэй
п
али»
(м жчина,
о .
50
лет,
баптист,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
Сравним
расс аз
из
Западной
Белор ссии:
«Нас,
малых
детей,
п
а-
ли:
если
не
б дешь
поститься,
то
евреи
забирают
та их
детей
и
в
боч
,
набит ю
воздями,
бросают,
а
потом
на
мац ,
чтобы
ровь
христианс
ю
(взять)»
(Браславс ий
р-н,
1996;
Zowczak
2000:
163).
Сходный
те ст
за-
писан
от
поля ов
в
Литве
(Солечниц ий
р-н):
«Говорили,
что
них
была
та ая
большая
боч а,
набитая
воздями,
и
в
т
боч
бросают
(жертв )
и
ачают,
по а
вся
ровь
не
выйдет»
(Zowczak
2000:
161).
Отметим,
что
рассмотренный
сюжет
быт ет
в
форме
«страши-
ло »
( оторыми
родители,
по
воспоминаниям
информантов,
п
али
не-
посл шных
детей)
и
именно
та
осознается
самими
информантами
(см.
та же:
Ca
ła
1992:
43).
Ино да
народные
перес азы
« роваво о
навета»
в лючают
элемен-
ты
местно о
фоль лора.
Примером
может
сл жить
расс аз
из
Подолии:
«[На ан не
еврейс ой
пасхи
родители
п
али
детей:
оворили,
что
ев-
реи
хватают
детей,
сажают
в
боч
с
воздями,
чтобы
пол чить
ровь
для
своей
мацы].
Аборты
то да
не
делали,
от
да
можно
ровь
брать?
Если
вин
[ребено ]
х д
é
нь ий,
то
вон
¢
йо
ó
од в
á
лы
ц
é
р ами,
шоб
вин
стаў
жирн
é
нь ий,
а
п
ó
тим
ж
боч
[сажали.
Боч
пере атыва-
ли
с
бо
на
бо ,
чтобы
возди
ололи
жертв ]»
(Н.
А.
Ковальс ий,
1951
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова).
В
этом
расс азе
обращают
на
себя
внимание
два
момента:
ло и-
чес ая
несты ов а
(пол чить
ровь
из
заплывшей
жиром
жертвы
все-та и
тр днее,
чем
из
х дой)
и
поминание
о
том,
что
евреи
ормят
своих
пленни ов
онфетами.
Можно
предположить,
что
перед
нами
рез льтат
онтаминации
расс аза
о
« ровавом
навете»
с
раинс ой
ле ендой
о
песье оловцах-людоедах,
оторые
пойманных
и
предна-
значенных
на
съедение
людей
ормят
онфетами,
пряни ами
и
оре-
хами,
периодичес и
проверяя,
достаточно
ли
разжирела
жертва
—
для
это о
надрезают
ей
мизинец
и
смотрят,
идет
ли
ровь.
Если
ровь
есть,
значит,
жертв
надо
еще
ормить,
если
нет
—
значит,
можно
ее
есть
(Дра оманов
1876:
2,
384).
Мотив
ормления
сладостями
отс тств ет
в
«западных»
(в
том
чис-
ле
польс их)
версиях
расс азов
о
похищении
детей
евреями
с
целью
пол чения
рови.
Одна о
этот
мотив
можно
встретить
в
раннесредне-
Глава
II
116
116
ве овых
византийс их
источни ах
о
рит альных
бийствах,
я обы
совершаемых
евреями,
—
жертв
предварительно
ормят
медом
или
по-
ят
медовым
напит ом
(на
эт
деталь
нам
любезно
азала
польс ая
ол-
ле а
Ханна
Вен жине ,
за
что
автор
приносит
ей
ис реннюю
бла одар-
ность).
Та им
образом,
вопрос
рецепции
нижных
сюжетов
в
антии -
дейс ом»
фоль лоре
и
движение
этих
сюжетов
в
льт рном
простран-
стве
славянс о о
мира
—
в
е о
западно-христианс их
и
восточно-хри-
стианс их
ре ионах
—
может
стать
темой
отдельно о
исследования.
Ино да
в
расс азы
о
« ровавом
навете»
вплетается
еще
один
сюжет
—
о
похищении
демоноло ичес им
персонажем
«хап ном»
евреев
во
время
бо осл жения
в
С дный
день
—
Йом
Кип р.
Кровь
похищенных
предназначалась
для
при отовления
еврейс ой
пасхаль-
ной
мацы
(см.
V.3
).
Ита ,
стойчивым
представлением
является
«общее
знание»
о
том,
что
для
при отовления
пасхальной
мацы
евреям
н жна
челове-
чес ая
ровь.
Рассмотрим
основные
мотивы,
составляющие
онвой
этой
а сиомы.
«Бес ровная»
маца.
Расс азывая
о
том,
что
они
знают
о
маце,
большинство
информантов
сначала
сообщают,
что
в
состав
мацы
входят
толь о
вода
и
м
а
(об
этом
см.
та же
IV.1
об
атриб тах
праздни а
Песах):
«Маца
тон
¨
сэнь а.
Пр
é
снэ
т
™
сто.
Без
с
¸
их
та
добр
¨
ниеў...»
(Л.
Т.
К зевич,
1929
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин).
Соответственно,
еврейс ая
Пасха,
в
отличие
от
христианс ой,
осознается
а
«постная»
(основное
блюдо
отовится
из
воды
и
м -
и)
или
а
«тра рная»
(праздни
отмечен
ровопролитием):
«[По-
чем
евреев]
Пас а
посная.
Ка да
ян
¢
е о
распинали,
пришли
да-
мой
—
них
была
ўсё
а рав
á
вленая,
роме
м
и
и
вады.
И
а да
них
Пасха,
ан
™
пя
ý
т
мац
на
ваде
да
м
а.
Даже
не
солят»
(Гра-
бов а
Гомельс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
В.
В.
Казбе-
р
);
«У
еўреев
пасха
очень
тра рная,
яны
паприходили
дамой,
них
всё
о ровавл
é
нное
было,
роме
вады
и
м
и,
патам
что
они
били
челаве а,
хатели
яны
владычествовать,
а
тепери а
Изр
á
иль»
(Грабов а
Гомельс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Т.
В.
Рож-
дественс ая).
В
этих
свидетельствах
из
Полесья
оворится
а
раз
о
том,
что
маца
по
определению
лишена
вся их
примесей,
из-за
то о
что
толь-
о
м
а
и
вода
не
пострадали
после
распятия
евреями
Христа.
Тем
не
менее
мотив
бийства
выводит
эти
расс азы
на
тем
« роваво о
навета»,
и
их
нело ичность
в
этом
онте сте
информантами
не
Рели ия
и
вера
117
117
ощ щается.
Та
и
по
ле енде,
записанной
поля ов
в
Литве,
перв ю
ровь
для
мацы
евреи
пол чили,
распяв
Христа
(Hryciuk,
Moroz
1993a:
90).
В
не оторых
свидетельствах
форма
мацы
та же
связывается
с
ново-
заветными
событиями.
Напоминанием
о
с орбном
п ти
Христа
является
и
еврейс ая
маца,
из отовленная
в
виде
длинной
полосы
—
это
образ
до-
ро и,
по
оторой
Христа
вели
от
Анны
до
Кайафы
(о р.
Кросно,
Cała
1992:
89;
ср.
эпизод
из
Еван елия
от
Иоанна,
л.
18,
ст.
13,
24).
Др
ой
вид
мацы
—
в
виде
р
лых
лепеше
—
должен
напоминать
о
ранах
на
плечах
Христа,
о да
он,
со ласно
польс ой
ле енде,
с
посохом
на
плечах
переходил
через
Красное
море
(налицо
онтаминация
Христа
и
Моисея;
Cała
1992:
90).
Кровь
в
маце.
Ка
доминир ющий
элемент
«мифоло ичес о о
знания»
о
маце
выст пает
представление
о
том,
что
в
мац
добавляют
ровь
(при
этом
расс азчи и
ссылаются
на
не ое
«общее
мнение»
—
« ово-
рили»,
«старые
люди
оворили»
и
т.
п.).
Де ларир ется
предпочти-
тельность
детс ой
или
«невинной»
рови.
Мотивиров
это о
пред-
ставления
можно
почерпн ть
из
свидетельства,
записанно о
от
поля-
ов
в
Литве:
невинная
ровь
должна
прис тствовать
в
маце,
потом
что
евреи
зам чили
«невинно о
Пана
Ез са»
(Hryciuk,
Moroz
1993a:
90).
«На
свою
Пасх ,
на
„Пейсах“
они
должны
попробовать
нашей
ро-
ви,
рови
невинно о
хлопчи а
или
чистой
дев ш и.
Напе
т
одн
ор-
зин
мацы
с
ровью,
а
один
без
рови,
и
всем
по
соч
рассылают,
а
наши
облат и»
(Вильнюсс ий
р-н,
1990;
Zowczak
2000:
160–161).
«Ка
делают
мац ,
то
н жно
им
поймать
невинно о
ребен а
и
за-
м чить
в
боч е
та ой,
с
воздями
в
середине.
Сажают
е о
в
боч
и
а-
чают
боч
,
а
ровь
сте ает
в
мис
,
а
потом
рассылают
эт
ровь
всем
по
одной
апель е»
(Вильнюсс ий
р-н,
1991;
Zowczak
2000:
164).
Представление
о
том,
что
в
мац
обязательно
«что-то»
добавля-
ют,
может
бытовать
в
довольно
прич дливых
формах.
Та ,
в
Подолии
было
записано
след ющее
свидетельство:
«Пе ли
мац ,
добавляли
об-
рез и
от
обрезания
и
ровь»
(О.
Я.
Мельни ,
1928
.
р.,
Озаринцы
Мо-
илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
От
да
евреи
бер т
христианс
ю
ровь?
Ка
же
было
с азано,
наи-
более
поп лярным
сюжетом
является
сюжет
о
боч е
с
воздями,
да
сажают
жертв
(Ca
ł
a
1995:
57,
128–129;
Zowczak
2000:
161–164,
Hry
ciuk
,
Moroz
1993a:
90).
Со ласно
не оторым
свидетельствам,
жертв
предварительно
заманивают
в
еврейс ий
дом
или
в
орчм ,
челове
наст пает
на
дос
в
пол
и
проваливается
в
подвал,
де
е о
и
ожидают
м чители-евреи
(Западная
Галиция,
Kosi
ń
ski
1904:
86).
Глава
II
118
118
В
современных
нарративах
на
тем
« роваво о
навета»
происхо-
дит,
с
одной
стороны,
«развенчание»
традиционных
сюжетов
(ни то
не
верит
в
боч
с
воздями
или
таинственный
подвал),
а
с
др
ой
—
их
своеобразная
«вторичная
мифоло изация».
В
имеющихся
в
нашем
распоряжении
материалах
преобладают
расс азы
о
том,
что
ровь
берется
из
больниц
или
добровольно
поставляется
сердобольными
со-
седями;
одится
даже
ровь
из
сл чайно о
пореза.
«Но
обязательно,
я
с иль и
раз
[спрашивала],
то
обязательно
р
ý
с а
роў,
р
á
инс а
роў
м
á
е
б
ý
ти,
апля
рови
в
мац
™
.
[От
да
евреи
брали
ровь?]
Та
я
сейчас
бэр ть
анализ
ров
™
,
то
вони
д
™
ты
лап
á
ли
ў
боч и,
то
нас
ля
á
лы.
То
á
же,
боч а
та
á
с
возди ами,
и
т ю
дытын
ин ть,
и
вон
ó
тыми
в
ó
здями
олеца,
и
тая
роў
[нрзб.:
выте ает?].
То
то
не-
праўда.
Это
ля алы
нас.
А
оны
бралы
с
больницы,
навэрно.
Анализы
бер т
рови,
и
сохраняеца
па оў а
хор
ó
ша,
тые
амп лы.
И
обяза-
тельно,
аж ть,
р с ая
роў
мае
б ти
в
маци!»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
В
ачестве
параллели
современном
расс аз
из
Подолии
можно
привести
свидетельство,
зафи сированное
в
Люблине
в
1636
.,
со-
ласно
отором
цирюльни и
и
хир р и
были
для
евреев
вторичным
источни ом
пополнения
запасов
рови.
Один
монах
армелит
т-
верждал,
что
евреи
заманили
е о
в
а ой-то
дом
и,
прин див
под-
чинению,
передали
врач -немц ,
оторый
вс рыл
ем
вены
и
собрал
не оторое
оличество
рови
в
сос д,
то да
а
евреи
в
продолжение
всей
операции
бормотали
свои
за линания
(Трахтенбер
1998:
138).
«Жена
брата
жила
в
ороде,
сл жила
жидов.
Та
еврей а,
а
приходит
Пасха,
ее
просила,
чтобы
она
палец
разрезала
и
дала
ро-
ви.
И
она
сама
(хозяй а)
б л и
делала.
Я
спрашиваю,
ты
не
боялась,
они
тебя
зарезать
мо ли.
„Нет,
они
добрые
были,
я
толь о
ровь
им
давала“»
(Вильнюсс ий
р-н,
1990;
Zowczak
2000:
165).
Любопытные
детали
содержит
меморат,
записанный
от
82-летней
польс ой
рестьян и,
сл жившей
евреев:
однажды
она
взялась
за
р ч
двери
и
порезала
р
,
потом
что
в
этой
р ч е
было
лезвие
брит-
вы.
Хозяй а-еврей а
принесла
нов ю
бел ю
простыню,
р
работни-
це
обтерла
и
о ровавленн ю
повяз
спрятала.
Потом,
а
веряла
расс азчица,
простыню
эт
евреи
реж т
на
соч и
и
наделяют
целый
а ал
«польс ой
ровью».
Причиной
это о
действия
сл жит
же
по-
минавшаяся
необходимость
смазывания
детям
лаз
—
мотив,
широ о
распространенный
в
польс их
верованиях.
Далее
расс азчица
вспоми-
нает,
а
однажды
ее
хозяй а
оставила
на
вид
блюдце
с
о ровавленны-
ми
соч ами
этой
простыни,
а
рядом
лежали
три
воздя.
Этими
воз-
дями,
а
веряла
информант а,
хозяй а-еврей а
олола
в
о ровав-
Рели ия
и
вера
119
119
ленные
соч и
простыни
(свое о
рода
«доморощенное»
ос вернение
остии!);
еще
она
веряла,
что
евреи
«это»
едят
на
свою
Пасх
(т.
е.
-
соч и
простыни
нее
ассоциировались
с
мацой)
(Вильнюсс ий
р-н,
1992;
Zowczak
2000:
165).
Маца
и
причастие.
Довольно
стойчиво
представление
о
том,
что
ев-
рейс ая
маца
является
своеобразным
«очистительным»
средством,
отором
евреи
прибе ают
в
свой
праздни
подобно
том ,
а
хри-
стиане
ходят
причастию.
В
этом
онте сте
для
информантов- ато-
ли ов
маца
становится
полным
анало ом
облато ,
а
в
сознании
всех
христиан
(независимо
от
онфессии)
рит альное
потребление
мацы
отождествляется
с
причастием
( оторое
мыслится
а
прес ществле-
ние
рови
и
тела
Христова);
с
этой
точ и
зрения
наличие
рови
в
ма-
це
становится
вполне
оправданным.
«У
них
а
Пасха,
та
им
н жна
человечес ая
ровь
в
маце,
а
и
нам
н жно
освященное»
(записано
от
поля ов
в
Литве;
Zowczak
2000:
161);
«Им
хоть
раз
в
од
надо
попробовать
нашей
рови
в
тот
свой
праздни
(т.
е.
на
Песах).
Они
то да
д ши
свои
очищают»
(записано
от
поля ов
в
Литве;
Zowczak
2000:
163).
По
воспоминаниям
пенсионер и
Р.
И.
Балевой
из
.
Ловеч
(Бол а-
рия),
в
детстве
отец
расс азывал
ей,
что
евреи
похищали
детей,
сажа-
ли
в
боч
с
воздями
и
тол али,
по а
жертвы
не
мирали.
Пол чен-
ной
ровью
евреи
«причащались»
(АЕИМ
909
(II):
271).
Вероятно,
от олос ом
представления
о
маце
а
не оем
са ральном
объе те,
значимом
в
онте сте
обряда,
является
свидетельство
из
о ре-
стностей
Пшемышля
о
том,
что
мац
первоначально
из отавливали
в
форме
реста,
а
потом
разламывали
на
соч и
(Zowczak
2000:
164).
К
народным
расс азам
о
« ровавом
навете»
примы ают
нарративы
о
похищении
остии
из
остела
и
надр
ательствах
над
ней.
Современ-
ные
расс азы
на
эт
тем
демонстрир ют,
с
одной
стороны,
особ ю
ло-
и
мифоло ичес о о
сознания
(если
евреи
манип лир ют
с
остией,
значит,
они
а
бы
признают
прис тствие
са рально о
начала
и
в
о-
нечном
ито е
праведность
христианс ой
веры;
при
этом
расс азчи и
настаивают
на
том,
что
«евреи
не
верят,
что
в
причастии
—
ровь
Иис са
Христа»).
С
др
ой
стороны,
та ие
расс азы
в лючаются
в
р
повествований
об
ос вернении
святынь
(причастия,
святых
даров,
са ральных
изображений)
в
процессе
олдовс их
пра ти .
Та ,
в
расс азе
из
Западной
Белор ссии
описывается
сл чай,
я о-
бы
произошедший
в
Кра ове.
«Злые»
евреи
(
Żydzi
złe
)
просили
одн
женщин
расть
для
них
в
остеле
святое
причастие.
Пол чив
же-
лаемое,
они
в
а ом-то
подземелье
дол о
е о
рассматривали,
ниче о
не
видели
и
начали
причастие
бить.
И
т т
ровь
поте ла
по
стенам,
по