Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3475

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

II

120

120

стол

 

и

 

лав ам,

 

начала

 

брыз ать

 

на

 

евреев.

 

Они

 

исп

ались,

 

заверн ли

причастие

 

в

 

со

 

полотна

 

и

 

бросили

 

е о

 

в

 

олодец.

 

Но

 

святое

 

причас-

тие

 

вылетело

 

из

 

олодца

 

наверх.

 

Евреи

 

положили

 

е о

 

в

 

мешо ,

 

отнесли

дале о

 

в

 

поле

 

и

 

за опали

 

в

 

землю.

 

Паст х,

 

бывший

 

неподале

,

 

видел

в

 

поле

 

свет

 

и

 

летающе о

 

в

 

пламени

 

мотыль а,

 

побежал

   

сендз .

Ксендз

 

позвал

 

епис опа,

 

оторый

 

и

 

взял

 

святое

 

причастие

 

и

 

отнес

 

в

остел.

 

Но

 

паст х

 

вновь

 

видел

 

летающее

 

в

 

о не

 

причастие.

 

То да

 

все

поняли,

 

что

 

это

 

зна

 

то о,

 

что

 

на

 

этом

 

месте

 

надо

 

поставить

 

остел.

Костел

 

поставили

 

и

 

назвали

 

«Божье

 

Тело»

 

(Браславс ий

 

р-н,

 

1996;

Zowczak

 

2000:

 

167;

 

ср.

 

Kolberg

 

DW

 

9:

 

9,

 

Kolberg

 

DW

 

15:

 

17).

«Ма ичес ие»

 

мотивы

 

прис тств ют

 

в

 

др

ом

 

нарративе

 

из

 

то о

 

же

ре иона.

 

Евреи

 

просили

 

работниц

 

приносить

 

им

 

остию

 

из

 

остела;

она

 

со ласилась,

 

но

 

стала

 

похищать

 

остии

 

и

 

для

 

себя,

 

набрала

 

все о

12.

 

Перед

 

смертью

 

отдала

 

зело

 

с

 

остиями

 

своей

 

дочери

 

и

 

велела

 

ни-

ом

 

не

 

по азывать

 

 

то да

 

в

 

жизни

 

все да

 

б дет

 

достато .

 

Ко да

 

жен-

щина

 

мерла,

 

похоронить

 

ее

 

не

 

смо ли,

 

земля

 

не

 

принимала

 

(«вы-

брасывала»)

 

тело.

 

Дочь

 

отдала

 

остии

 

сендз ,

 

он

 

их

 

сже

 

и

 

про лял

мерш ю;

 

толь о

 

то да

 

ее

 

далось

 

похоронить

 

(Браславс ий

 

р-н,

 

1996;

Zowczak

 

2000:

 

166).

Для

 

че о

 

еще

 

н жна

 

евреям

 

христианс ая

 

ровь?

 

Ответы

 

на

 

этот

вопрос

 

демонстрир ют

 

вариативность,

 

свидетельств ющ ю

 

о

 

том,

что

 

в

 

представлениях

 

славян

 

евреи

 

просто

 

не

 

мо

т

 

обходиться

 

без

рови

 

христиан.

Во-первых,

 

ровь

 

н жна

 

для

 

промывания

 

лаз

 

новорожденным

,

та

 

а

 

евреи

 

рождаются

 

слепыми

 

(Польша,

 

Литва,

 

Карпаты).

 

Дан-

ная

 

версия

 

« роваво о

 

навета»

 

ор анично

 

вписывается

 

в

 

традицион-

ные

 

представления

 

о

 

слепоте

 

«ч жих»:

 

поля и

 

и

 

белор сы

 

расс а-

зывают

 

о

 

слепых

 

маз рах,

 

арпатс ие

 

раинцы

 

 

о

 

слепых

 

поля-

ах

 

(«ляхах»)

 

(

Cała

 

1992:

 

102;

 

Federowski

 

1897:

 

233;

 

Фран о

 

1908:

369–370).

 

Со ласно

 

представлениям

 

жителей

 

Подлясья,

 

евреи

 

ве-

шали

 

на

 

ося

 

двери

 

малень ий

 

сос ди

 

с

 

христианс ой

 

ровью

 

это

 

был

 

запас

 

для

 

то о,

 

чтобы

 

промывать

 

лаза

 

их

 

слепым

 

новорож-

денным

 

(

Cała

 

1992:

 

102).

Расс азывая

 

о

 

потребности

 

евреев

 

в

 

человечес ой

 

рови,

 

инфор-

манты

 

ссылаются

 

на

 

слова

 

своих

 

этничес их

 

соседей:

 

«Они

 

[т.

 

е.

 

ев-

реи]

 

оворят,

 

что

 

они

 

были

 

бы

 

слепыми,

 

если

 

бы

 

не

 

эта

 

ровь...

 

Ка

родится

   

них

 

ребено ,

 

н жно

 

ем

 

лаза

 

помазать»

 

(записано

 

от

 

по-

ля ов

 

в

 

Литве,

 

1992;

 

Zowczak

 

2000:

 

161).

«Им

 

н жна

 

невинная

 

ровь,

 

л чше

 

все о

 

детс ая.

 

Если

 

они

 

хри-

стианс ой

 

рови

 

в

 

мац

 

не

 

дольют,

 

б д т

 

слепыми

 

рождаться.

 

Ко да

Пана

 

Ез са

 

м чили,

 

спрятали

 

под

 

боч

 

жидов

 

с

 

детьми.

 

И

 

ово-


background image

Рели ия

 

и

 

вера

121

121

рят

 

Пан

 

Ез с :

 

„У адай,

 

то

 

там

 

под

 

боч ой?“

 

А

 

Пан

 

Ез с

 

ответил

просто:

 

„С ч а

 

с

 

щенятами“.

 

За лян ли

 

под

 

боч

,

 

а

 

там

 

с ч а

 

с

щенятами.

 

И

 

вот

 

потом

 

они

 

(евреи)

 

рождались

 

слепыми.

 

И

 

если

 

бы

не

 

доставали

 

рови

 

христианс ой,

 

то

 

рождались

 

бы

 

слепыми.

 

А

 

правда

это

 

или

 

нет,

 

не

 

мо

 

с азать»

 

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1991;

 

Zowczak

 

2000:

161–162;

 

ср.

 

Świ tek

 

1893

:

 

547).

Отметим,

 

что

 

в

 

последнем

 

примере

 

в

 

сфер

 

« роваво о

 

навета»

 

о а-

зывается

 

в лючен

 

вариант

 

еще

 

одно о

 

сюжета,

 

традиционно

 

связывае-

мо о

 

с

 

евреями,

 

 

это

 

ле енда

 

о

 

том,

 

что

 

Христос

 

превратил

 

в

 

свинью

 

ев-

рейс

ю

 

женщин ,

 

отор ю

 

ее

 

соплеменни и

 

спрятали

 

под

 

орыто,

 

что-

бы

 

испытать

 

всеведение

 

Христа

 

(источни

 

данно о

 

сюжета

 

 

апо рифи-

чес ое

 

«Еван елие

 

Младенчества»).

 

Обычно

 

данный

 

этиоло ичес ий

сюжет

 

сл жит

 

для

 

объяснения

 

то о,

 

почем

 

евреи

 

не

 

потребляют

 

в

 

пи-

щ

 

свинин

 

(подробнее

 

см.:

 

Белова,

 

Петр хин

 

2003).

 

В

 

польс ом

 

вариан-

те

 

из

 

Литвы

 

свинья

 

заменяется

 

соба ой,

 

и

 

сюжет

 

«работает»

 

же

 

для

поддерж и

 

др

о о

 

стереотипа

 

 

представления

 

о

 

«врожденной»

 

сле-

поте

 

евреев.

По

 

поверьям

 

жителей

 

Западной

 

Галиции,

 

взрослые

 

евреи

 

та же

должны

 

раз

 

в

 

од

 

смазывать

 

лаза

 

ровью

 

атоли а,

 

чтобы

 

не

 

ос-

лепн ть;

 

добытая

 

через

 

бийство

 

челове а

 

ровь

 

рассылается

 

почтой

в

 

малень их

 

б тылоч ах

 

тем,

 

то

 

в

 

ней

 

н ждается

 

(Kosi

ń

ski

 

1904:

 

86).

Во-вторых,

 

христианс ая

 

ровь

 

необходима

 

евреям

 

для

 

обеспе-

чения

 

деторождения

.

 

Та ,

 

в

 

с.

 

Синевир

 

Меж орс о о

 

р-на

 

За ар-

патс ой

 

обл.

 

тверждали:

 

«Каз

á

ли,

 

я щ

ó

 

жыды

 

жюн

 

св

ó

йих

 

нэ

прычащалы

 

р сь ою

 

р

ó

ўлюў,

 

то

 

дитэй

 

ў

 

ных

 

ни ды

 

нэ

 

было

 

б...»

Далее

 

след ет

 

расс аз

 

о

 

том,

 

а

 

евреи

 

собирают

 

«р сс

ю»

 

ровь

 

и

отправляют

 

ее

 

в

 

Израиль

 

своим

 

соотечественни ам

 

в

 

обмен

 

на

 

вино:

«Оны

 

в

 

Израыль

 

посылали

 

роў,

   

Израыль

 

др

ым

 

жыдом.

 

Та

 

мильо-

ны

 

платыли

 

зо

 

тото,

 

та

 

вны

 

им

 

вино

 

из

 

Палэстыны

 

прысылали»

(А.

 

В.

 

Печ ан,

 

1914

 

.

 

р.,

 

1994,

 

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич).

Приведенный

 

расс аз

 

о азывается

 

созв чным

 

свидетельств ,

 

запи-

санном

 

в

 

1716

 

.

 

в

 

Польше:

 

евреи

 

посредством

 

инъе ции

 

вводят

 

хри-

стианс

ю

 

ровь

 

в

 

яйцо,

 

оторое

 

дают

 

съесть

 

новобрачным,

 

чтобы

 

те

произвели

 

мно очисленное

 

потомство

 

(Трахтенбер

 

1998:

 

138).

 

Срав-

ним

 

та же

 

зафи сированное

 

в

 

первой

 

половине

 

XX

 

в.

 

в

 

Вен рии

 

с еве-

рие:

 

евреи

 

еже одно

 

д шат

 

ребен а

 

или

 

юн ю

 

девственниц

 

фила те-

риями

 

(рит альными

 

ремнями,

 

использ емыми

 

при

 

молитве),

 

извле-

ают

 

ровь

 

жертв

 

и

 

смазывают

 

ею

 

ениталии

 

своих

 

детей,

 

чтобы

 

впо-

следствии

 

они

 

приносили

 

обильное

 

и

 

здоровое

 

потомство

 

(Трахтенбер

1998:

 

143).

В-третьих,

 

ровь

 

н жна

 

для

 

спасения

 

все о

 

народа

:

 

«Пан

 

Ез с

с азал,

 

что

 

для

 

спасения

 

рода

 

людс о о

 

н жна

 

лишь

 

апля

 

рови.


background image

Глава

 

II

122

122

Евреи

 

не

 

знают,

 

истинная

 

ли

 

их

 

вера

 

или

 

нет.

 

И

 

потом

 

на

 

вся ий

сл чай

 

они

 

бер т

 

т

 

(христианс

ю)

 

ровь.

 

И

 

первой

 

мацы

 

они

 

ни-

о да

 

не

 

по азывают,

 

они

 

олют

 

ее

 

вил ой,

 

совсем

 

а

 

Христа»

(Вильнюсс ий

 

р-н,

 

1991;

 

Zowczak

 

2000:

 

164).

Мифотворчество

 

во р

 

« роваво о

 

навета».

 

Трансформацией

 

пред-

ставлений

 

о

 

похищении

 

людей

 

иноверцами

 

с

 

целью

 

рит ально о

 

бий-

ства

 

можно

 

считать

 

прич дливое

 

поверье

 

арпатс их

 

ралей,

 

оторые

считали

 

райне

 

опасным

 

задерживаться

 

на

 

лице

 

в

 

день

 

еврейс их

«босин»:

 

в

 

этот

 

день

 

немцы

 

(!),

 

оторые

 

«на

и

 

восприняли

 

от

 

чертей»,

похищали

 

детей,

 

чтобы

 

высл житься

 

перед

 

своим

 

«мистром»;

 

ино да

этим

 

«немцам»

 

давалось

 

расть

 

еврейс о о

 

ребен а

 

или

 

подрост а

(Kolberg

 

DW

 

45:

 

506).

«Немцы»

 

в

 

ачестве

 

страшающе о

 

элемента

 

прис тств ют

 

и

 

в

 

сле-

д ющей

 

истории,

 

зафи сированной

 

в

 

Польше

 

в

 

начале

 

1980-х

 

.

 

Расс а-

зывали,

 

что

 

в

 

о рестностях

 

Лежайс а

 

разъезжает

 

черный

 

автомобиль,

пассажиры

 

оторо о,

 

оворящие

 

по-немец и,

 

нападают

 

на

 

польс их

 

де-

в ше

 

и

 

олют

 

их

 

специальным

 

инстр ментом,

 

состоящим

 

из

 

пал и

 

с

насаженным

 

на

 

нее

 

сте лом.

 

Кровь,

 

пол ченная

 

та им

 

образом,

 

пере-

правлялась

 

за

 

раниц

 

в

 

шинах

 

черной

 

«Вол и»

 

для

 

лечения

 

больных

лей емией,

 

оторых

 

среди

 

немцев

 

очень

 

мно о

 

(Ca

ł

a

 

1992:

 

79–80).

Приведем

 

еще

 

один

 

расс аз,

 

рьезно

 

сочетающий

 

в

 

себе

 

«тра-

диционное»

 

знание

 

с

 

элементами

 

инновации:

 

«Во

 

время

 

праздни ов

(особенно

 

масленицы)

 

садисты

 

ходят

 

по

 

посел

 

с

 

леденцами

 

и

 

при-

манивают

 

детей.

 

Тех,

 

то

 

с

 

ними

 

пойдет,

 

они

 

засовывают

 

в

 

боч

 

с

железными

 

воздями,

 

добывают

 

ровь,

 

отор ю

 

использ ют

 

для

 

при-

отовления

 

хлеба.

 

Ребята

 

ляли,

 

встретили

 

м жи а

 

с

 

леденцами,

 

но

исп

ались

 

и

 

бежали,

 

а

 

один

 

пошел

 

с

 

ним,

 

а

 

потом

 

е о

 

нашли

 

обес-

ровленно о

 

с

 

дыроч ами

 

по

 

всем

 

тел .

 

Та

 

старшие

 

мальчи и

 

п -

ают

 

младших,

 

расс азывая

 

о

 

масленице»

 

(Т льс ая

 

обл.,

 

д.

 

Овсян-

ни ово;

 

сообщение

 

Д.

 

Д.

 

Беляева,

 

1977

 

.

 

р.).

Возвращаясь

   

теме

 

навета

 

на

 

евреев,

 

отметим

 

пример

 

«мифо-

творчества»,

 

записанный

 

в

 

2004

 

.

 

в

 

одном

 

из

 

бывших

 

местече

 

Подо-

лии:

 

«Был

 

еврей,

 

что

 

делал

 

мыло.

 

Та

 

о да

 

пропал

 

ребено ,

 

оворили,

что

 

еврей

 

рал.

 

Убил

 

и

 

мыло

 

сделал.

 

Соба

 

тоже

 

рал»

 

(Л.

 

В.

 

Мельни-

чен о,

 

1953

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

зап.

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

Материал

 

по азывает,

 

что

 

«официальные»

 

версии

 

« роваво о

навета»,

 

попадая

 

в

 

пространство

 

традиционной

 

льт ры,

 

транс-

формир ются

 

под

 

воздействием

 

ее

 

механизмов

 

и

 

в лючаются

 

в

 

сис-

тем

 

представлений,

 

формир ющих

 

фоль лорный

 

образ

 

«ч жо о».


background image

123


background image