ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3475
Скачиваний: 2
Глава
II
120
120
стол
и
лав ам,
начала
брыз ать
на
евреев.
Они
исп
ались,
заверн ли
причастие
в
со
полотна
и
бросили
е о
в
олодец.
Но
святое
причас-
тие
вылетело
из
олодца
наверх.
Евреи
положили
е о
в
мешо ,
отнесли
дале о
в
поле
и
за опали
в
землю.
Паст х,
бывший
неподале
,
видел
в
поле
свет
и
летающе о
в
пламени
мотыль а,
побежал
сендз .
Ксендз
позвал
епис опа,
оторый
и
взял
святое
причастие
и
отнес
в
остел.
Но
паст х
вновь
видел
летающее
в
о не
причастие.
То да
все
поняли,
что
это
зна
то о,
что
на
этом
месте
надо
поставить
остел.
Костел
поставили
и
назвали
«Божье
Тело»
(Браславс ий
р-н,
1996;
Zowczak
2000:
167;
ср.
Kolberg
DW
9:
9,
Kolberg
DW
15:
17).
«Ма ичес ие»
мотивы
прис тств ют
в
др
ом
нарративе
из
то о
же
ре иона.
Евреи
просили
работниц
приносить
им
остию
из
остела;
она
со ласилась,
но
стала
похищать
остии
и
для
себя,
набрала
все о
12.
Перед
смертью
отдала
зело
с
остиями
своей
дочери
и
велела
ни-
ом
не
по азывать
—
то да
в
жизни
все да
б дет
достато .
Ко да
жен-
щина
мерла,
похоронить
ее
не
смо ли,
земля
не
принимала
(«вы-
брасывала»)
тело.
Дочь
отдала
остии
сендз ,
он
их
сже
и
про лял
мерш ю;
толь о
то да
ее
далось
похоронить
(Браславс ий
р-н,
1996;
Zowczak
2000:
166).
Для
че о
еще
н жна
евреям
христианс ая
ровь?
Ответы
на
этот
вопрос
демонстрир ют
вариативность,
свидетельств ющ ю
о
том,
что
в
представлениях
славян
евреи
просто
не
мо
т
обходиться
без
рови
христиан.
Во-первых,
ровь
н жна
для
промывания
лаз
новорожденным
,
та
а
евреи
рождаются
слепыми
(Польша,
Литва,
Карпаты).
Дан-
ная
версия
« роваво о
навета»
ор анично
вписывается
в
традицион-
ные
представления
о
слепоте
«ч жих»:
поля и
и
белор сы
расс а-
зывают
о
слепых
маз рах,
арпатс ие
раинцы
—
о
слепых
поля-
ах
(«ляхах»)
(
Cała
1992:
102;
Federowski
1897:
233;
Фран о
1908:
369–370).
Со ласно
представлениям
жителей
Подлясья,
евреи
ве-
шали
на
ося
двери
малень ий
сос ди
с
христианс ой
ровью
—
это
был
запас
для
то о,
чтобы
промывать
лаза
их
слепым
новорож-
денным
(
Cała
1992:
102).
Расс азывая
о
потребности
евреев
в
человечес ой
рови,
инфор-
манты
ссылаются
на
слова
своих
этничес их
соседей:
«Они
[т.
е.
ев-
реи]
оворят,
что
они
были
бы
слепыми,
если
бы
не
эта
ровь...
Ка
родится
них
ребено ,
н жно
ем
лаза
помазать»
(записано
от
по-
ля ов
в
Литве,
1992;
Zowczak
2000:
161).
«Им
н жна
невинная
ровь,
л чше
все о
детс ая.
Если
они
хри-
стианс ой
рови
в
мац
не
дольют,
б д т
слепыми
рождаться.
Ко да
Пана
Ез са
м чили,
спрятали
под
боч
жидов
с
детьми.
И
ово-
Рели ия
и
вера
121
121
рят
Пан
Ез с :
„У адай,
то
там
под
боч ой?“
А
Пан
Ез с
ответил
просто:
„С ч а
с
щенятами“.
За лян ли
под
боч
,
а
там
с ч а
с
щенятами.
И
вот
потом
они
(евреи)
рождались
слепыми.
И
если
бы
не
доставали
рови
христианс ой,
то
рождались
бы
слепыми.
А
правда
это
или
нет,
не
мо
с азать»
(Вильнюсс ий
р-н,
1991;
Zowczak
2000:
161–162;
ср.
Świ tek
1893
:
547).
Отметим,
что
в
последнем
примере
в
сфер
« роваво о
навета»
о а-
зывается
в лючен
вариант
еще
одно о
сюжета,
традиционно
связывае-
мо о
с
евреями,
—
это
ле енда
о
том,
что
Христос
превратил
в
свинью
ев-
рейс
ю
женщин ,
отор ю
ее
соплеменни и
спрятали
под
орыто,
что-
бы
испытать
всеведение
Христа
(источни
данно о
сюжета
—
апо рифи-
чес ое
«Еван елие
Младенчества»).
Обычно
данный
этиоло ичес ий
сюжет
сл жит
для
объяснения
то о,
почем
евреи
не
потребляют
в
пи-
щ
свинин
(подробнее
см.:
Белова,
Петр хин
2003).
В
польс ом
вариан-
те
из
Литвы
свинья
заменяется
соба ой,
и
сюжет
«работает»
же
для
поддерж и
др
о о
стереотипа
—
представления
о
«врожденной»
сле-
поте
евреев.
По
поверьям
жителей
Западной
Галиции,
взрослые
евреи
та же
должны
раз
в
од
смазывать
лаза
ровью
атоли а,
чтобы
не
ос-
лепн ть;
добытая
через
бийство
челове а
ровь
рассылается
почтой
в
малень их
б тылоч ах
тем,
то
в
ней
н ждается
(Kosi
ń
ski
1904:
86).
Во-вторых,
христианс ая
ровь
необходима
евреям
для
обеспе-
чения
деторождения
.
Та ,
в
с.
Синевир
Меж орс о о
р-на
За ар-
патс ой
обл.
тверждали:
«Каз
á
ли,
я щ
ó
жыды
жюн
св
ó
йих
нэ
прычащалы
р сь ою
р
ó
ўлюў,
то
дитэй
ў
ных
ни ды
нэ
было
б...»
Далее
след ет
расс аз
о
том,
а
евреи
собирают
«р сс
ю»
ровь
и
отправляют
ее
в
Израиль
своим
соотечественни ам
в
обмен
на
вино:
«Оны
в
Израыль
посылали
роў,
Израыль
др
ым
жыдом.
Та
мильо-
ны
платыли
зо
тото,
та
вны
им
вино
из
Палэстыны
прысылали»
(А.
В.
Печ ан,
1914
.
р.,
1994,
зап.
С.
П.
Б ш евич).
Приведенный
расс аз
о азывается
созв чным
свидетельств ,
запи-
санном
в
1716
.
в
Польше:
евреи
посредством
инъе ции
вводят
хри-
стианс
ю
ровь
в
яйцо,
оторое
дают
съесть
новобрачным,
чтобы
те
произвели
мно очисленное
потомство
(Трахтенбер
1998:
138).
Срав-
ним
та же
зафи сированное
в
первой
половине
XX
в.
в
Вен рии
с еве-
рие:
евреи
еже одно
д шат
ребен а
или
юн ю
девственниц
фила те-
риями
(рит альными
ремнями,
использ емыми
при
молитве),
извле-
ают
ровь
жертв
и
смазывают
ею
ениталии
своих
детей,
чтобы
впо-
следствии
они
приносили
обильное
и
здоровое
потомство
(Трахтенбер
1998:
143).
В-третьих,
ровь
н жна
для
спасения
все о
народа
:
«Пан
Ез с
с азал,
что
для
спасения
рода
людс о о
н жна
лишь
апля
рови.
Глава
II
122
122
Евреи
не
знают,
истинная
ли
их
вера
или
нет.
И
потом
на
вся ий
сл чай
они
бер т
т
(христианс
ю)
ровь.
И
первой
мацы
они
ни-
о да
не
по азывают,
они
олют
ее
вил ой,
совсем
а
Христа»
(Вильнюсс ий
р-н,
1991;
Zowczak
2000:
164).
Мифотворчество
во р
« роваво о
навета».
Трансформацией
пред-
ставлений
о
похищении
людей
иноверцами
с
целью
рит ально о
бий-
ства
можно
считать
прич дливое
поверье
арпатс их
ралей,
оторые
считали
райне
опасным
задерживаться
на
лице
в
день
еврейс их
«босин»:
в
этот
день
немцы
(!),
оторые
«на
и
восприняли
от
чертей»,
похищали
детей,
чтобы
высл житься
перед
своим
«мистром»;
ино да
этим
«немцам»
давалось
расть
еврейс о о
ребен а
или
подрост а
(Kolberg
DW
45:
506).
«Немцы»
в
ачестве
страшающе о
элемента
прис тств ют
и
в
сле-
д ющей
истории,
зафи сированной
в
Польше
в
начале
1980-х
.
Расс а-
зывали,
что
в
о рестностях
Лежайс а
разъезжает
черный
автомобиль,
пассажиры
оторо о,
оворящие
по-немец и,
нападают
на
польс их
де-
в ше
и
олют
их
специальным
инстр ментом,
состоящим
из
пал и
с
насаженным
на
нее
сте лом.
Кровь,
пол ченная
та им
образом,
пере-
правлялась
за
раниц
в
шинах
черной
«Вол и»
для
лечения
больных
лей емией,
оторых
среди
немцев
очень
мно о
(Ca
ł
a
1992:
79–80).
Приведем
еще
один
расс аз,
рьезно
сочетающий
в
себе
«тра-
диционное»
знание
с
элементами
инновации:
«Во
время
праздни ов
(особенно
масленицы)
садисты
ходят
по
посел
с
леденцами
и
при-
манивают
детей.
Тех,
то
с
ними
пойдет,
они
засовывают
в
боч
с
железными
воздями,
добывают
ровь,
отор ю
использ ют
для
при-
отовления
хлеба.
Ребята
ляли,
встретили
м жи а
с
леденцами,
но
исп
ались
и
бежали,
а
один
пошел
с
ним,
а
потом
е о
нашли
обес-
ровленно о
с
дыроч ами
по
всем
тел .
Та
старшие
мальчи и
п -
ают
младших,
расс азывая
о
масленице»
(Т льс ая
обл.,
д.
Овсян-
ни ово;
сообщение
Д.
Д.
Беляева,
1977
.
р.).
Возвращаясь
теме
навета
на
евреев,
отметим
пример
«мифо-
творчества»,
записанный
в
2004
.
в
одном
из
бывших
местече
Подо-
лии:
«Был
еврей,
что
делал
мыло.
Та
о да
пропал
ребено ,
оворили,
что
еврей
рал.
Убил
и
мыло
сделал.
Соба
тоже
рал»
(Л.
В.
Мельни-
чен о,
1953
.
р.,
Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
Материал
по азывает,
что
«официальные»
версии
« роваво о
навета»,
попадая
в
пространство
традиционной
льт ры,
транс-
формир ются
под
воздействием
ее
механизмов
и
в лючаются
в
сис-
тем
представлений,
формир ющих
фоль лорный
образ
«ч жо о».
123