ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3447
Скачиваний: 2
Фоль лорная этноло ия
25
25
«Каз
á
ли,
на
той
ор
™
,
де
онтора,
е
р
á
ны.
Б ло
т т
село
и
б ла
война,
и
людей
бо
á
то
набили
и
поза р
é
бывали.
Каз
á
ли,
шо
опали
да
в
ý
опали
та
ý
оллён
,
ó
ст
—
б
ý
то
с
челове а,
я
дитя
одоў
с
десять.
Та ие
б л
™
люди
вели ие
ó
лись»
(Симоничи
Лельчиц о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1986,
зап.
Е.
В.
Тростни ова);
«У
нас
за
селом
ол
™
шние- ол
™
шние
ам
é
нные
м
ó
ил и,
и
я
ро-
били
трасс ,
то
их
рос
ó
пали,
и
мы
сами
б
á
чили
та и
цевел
™
ны
вел
™
ие
и
шч
é
лепы,
здоровые
я
вола.
И
та
аменн
¢
е
хрест
¢
,
ор
á
та
á
б л
á
вел
™
а,
и
той
оре
б л
™
за
ó
паны»
(Боровое
Ро ит-
новс о о
р-на
Ровенс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Архипов);
«Отец,
охд
á
сь
в
армии
б в,
оворил,
шо
стр
ó
ялы
мы
на
лад-
бище,
ости
вы апывали:
народ
б в,
веилие
á
ном,
ости
та
¢
больш
¢
вы апывали»
(Кишин
Олевс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
В.
С.
Карапаева);
«Недале о
х тор
б ў
—
там
опали.
Ка ая-то
б л
á
битв
á
,
и
там
ости
находили
очень
больш
ý
шчие,
а
чолов
é
чьи»
(Радчиц
Столин-
с о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
А.
А.
Плотни ова);
«[Были]
вели
á
ни
н
á
дто.
У
нас
там
л
á
дбишча,
овор
¢
ли,
б ли.
Там
сейчас
хат
¢
сто
¸
ть.
От
я
ид
¨
ш,
нас
ладбишча,
а
т ды
[дальше]
доро а
йдэ.
И
это
йдэш-йдэш
то
é
й
доро ою,
и
там
эта
тод
¢
ó
р а,
там
дом
á
сто-
ять.
Я
жэ
хат
¢
строили,
да
стали
на
артош
ям
¢
оп
á
ты,
да
вы
ó
п-
вали
ó
сты
и
орил
вы
ó
пвалы
чорных
б тыл ах.
И
аз
á
лы,
я
в
¢
опають
н
ó
и,
то
н
á
дто
вэл
™
и.
К
ó
лишние
люди,
ов
ó
рать»
(Оброво
Ивацевичс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1987,
зап.
Н.
П.
Антропов);
«К
ó
сци
нах
ó
дили.
Дзе
даўнейшыя
м
ó
ил и.
Вели аны
б ли»
(Об-
рово
Ивацевичс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1987,
зап.
М.
М.
Третья );
«Б
á
ть о
аз
á
ў,
шо
я
ó
б
á
ть о
яшч
¨
аз
á
ў,
шо
та
™
я
люди
вяли ия
б л
™
.
Бать о
азаў,
ó
сци
дл
™
ныя,
в ли
á
ны
[находили],
вял
™
зныя
н
ó
а.
[Находили]
на
м
ó
ил ах
[старых],
на
ó
р е»
(Оброво
Ивацевич-
с о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1987,
зап.
М.
М.
Третья ).
Далее
эти
остан и
в
разных
ми роло альных
традициях
пол -
чают
различн ю
«этничес
ю»
атриб цию
в
зависимости
от
«ис-
торичес их
пристрастий»
данно о
ре иона,
в
оторых
немал ю
роль
и рают
и
действительные
события
(военные
стол новения
со
шведа-
ми
или
нашествие
рымс их
татар
в
XVII
в.):
«Вели аны
ў
ляс
ý
,
аза,
та
™
п
á
льцы,
а
ч
ó
ртоўы
—
та
™
ўот
а
-
м
é
нния.
Няр
ý
сс ие,
á
ж ть,
там,
ди ие
люди
были»
(Пир и
Бра ин-
с о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
О.
Арбатс ая,
Л.
Техменева);
«[О
вели анах
в
селе
оворили].
С
давних
времён.
Говорили,
ве-
ли аны
а ие-то,
ростом
челове а
[побольше].
Кто
их
знае,
шведы
или
татары?
Где-то
есь
племена
та ие
—
арли и,
та
и
вели аны»
(Олт ш
Малоритс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
О.
Крю ова);
Глава
I
26
26
«З
¨
тых
войнэй,
рос азвалы
стар
¢
йи
люды,
то
я
б л
¢
в
ó
йны,
да
сталы
вжэ
п
ó
лэ
ор
á
ты,
там
болоты
в
нас
е
полян ы,
называецца
Д б
¢
чче,
и
там
нах
ó
дылы
большыйи
(вэлы и)
осты
та
¢
йи
вжэ,
ис
тых
людэй,
шо
я
вэсь
чолови ,
то
та ая
но а
б л
á
большая,
вэлы-
а,
¨
таны
осты
з
но ы
понох
ó
дылы,
ал
¨
вжэж
это
давно
б л
ó
,
это
дило,
это
ны
з
á
рэ,
п
ó
сля.
Я
это
н
™
олы
б л
¢
в
ó
йны,
да
вжэ
стар
™
шы
б л
¢
люды,
то ды
оворыли
про
¨
тэ.
А
вжэ
тыйи
люды
повмир
á
лы
ж,
ным
á
там.
[Ка
называли
их,
этих
людей?]
Тых
людэй?
Я
ж
йих
ны
помню,
бо
вон
¢
стар
¢
йи
б л
¢
люды.
[А
тех,
чьи
ости
находили?]
Н
¨
тых
—
швэды,
этых
с
á
мых,
шо
этой
чолови
рос
á
звав,
людэй,
оторы
б л
¢
большыйи
люды»
(Спорово,
Березовс о о
р-на
Брест-
с ой
обл.,
ПА
1975);
«На
р анах
ол
™
сь
вы опали
ости
виелие
á
нов.
Война
б л
á
то да
с
т р ами,
вот
и
остались
з
тех
пор»
(Кишин
Олевс о о
р-на
Житомирс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
В.
С.
Карапаева).
В
ред их
сл чаях
« ости
вели анов»
приписываются
«своим»,
местным
жителям,
обитавшим
здесь
со
времен
Адама
и
Евы
(ср.
вет-
хозаветный
сюжет
о
людях-вели анах
—
Быт.
6:
4);
та им
образом,
местная
история
«встраивается»
в
библейс ий
онте ст:
«Ид чы
до
Кобрина
возле
доро и
было
ладбище.
Ли видирова-
ли.
Брали
песо .
Это
было
на
оре.
Ед
со
шв
á
ром.
Смотрим:
ости
лежат,
а
но и
больше
в
два
раза,
чем
аждо о
челове а.
Головы
были
о ромны.
З бы
были
о ромны.
Говорили,
ещё
после
то о,
а
Адам
и
Ева
были
в
раю,
та ие
люди
были
большие
и
жили
по
сто,
стопядесят
одоў.
[Кладбище
ничтожили,
о да
строили
доро
из
Каменца
до
Кобрина,
о .
10
м
от
Кобрина.
Кто
они
были?]
З
бело-
р сов
¨
та,
ба
на
белор с ой
земле
эта
было
дело»
(Кривляны
Жа-
бин овс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
Е.
А.
Дмитриева);
«Дэ
ма азин
был,
нашлы
ости
вели их
людей,
большые
ости.
То
просто
р сс ие
люди
та ие
были,
самы
видели
—
ости,
ó
ловы
я
ч
н
™
большые.
[Информант а
оворит,
что
ости
от опали
в
1951
.]»
(Ласиц
Пинс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Е.
В.
Не-
стерен о).
Из
приведенных
расс азов
видно,
что
в
основном
в
них
нашли
отражения
б рные
военные
события
в
Европе
в
XVII
в.
Продолжением
этой
темы
являются
предания
о
франц зс ом
нашествии,
а
бы
завер-
шающие
фоль лорно-историчес ий
ци л
с
частием
противни ов-вели-
анов
(см.
подробнее:
Белова,
Петр хин
2001:
298–299).
Вот
примеры
та их
преданий,
построенных
по
же
зна омой
нам
стандартной
схеме:
«По
расс азам
стари ов,
в
1925
.
были
обнар жены
необычные
человечес ие
ости:
ость
олени
длиной
более
1
м
и
о ромный
че-
Фоль лорная этноло ия
27
27
реп.
В
этих
местах
а
б дто
происходила
битва
р сс их
с
франц зами»
(Грабов а
Гомельс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Л.
Н.
Вино-
радова);
«Я
воёв
á
ў
франц з,
то
мно о
осьтей
ў
по рэб
á
х
нах
ó
дилы,
дл
™
н-
ны
та
™
,
вэл
¢
ы»
(Заболотье
Брестс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1982,
зап.
Е.
Б.
Владимирова).
Воинственные
противни и.
Помимо
материальных
остан ов,
с
воин-
ственными
противни ами,
наделяемыми
чертами
розных
вели а-
нов,
фоль лорная
традиция
связывает
различные
природные
и
ль-
т рные
объе ты
( оры,
р аны,
насыпи,
мо ильни и).
В
местных
топонимичес их
преданиях
оставила
след
не ая
«та-
тарс ая
война»
давних
времен.
Ка
по азывает
материал,
в
пред-
ставлениях
о
татарах
переплелись
фоль лорные
и
нижные
мотивы,
архаичес ие
представления
и
вз ляды
информантов
—
наших
со-
временни ов.
Одна
из
песчаных
ор
в
с.
Речица
Ратновс о о
р-на
Волын-
с ой
обл.
носит
название
Татарс ой.
Правда,
название
это
знают
лишь
не оторые
памятливые
информанты
старше о
возраста,
большинств
же
место
известно
под
названием
Млыновой
(т.
е.
Мельничной)
оры
(здесь
до
войны
стояла
мельница).
Со ласно
местном
преданию,
Та-
тарс ая
ора
названа
та
потом ,
что
здесь
«татары
войовалы»,
и
до
сих
пор
почва
на
этой
оре
имеет
расноватый
оттено
из-за
про-
лившейся
там
о да-то
рови.
Мария
Ефремовна
С пр ню
(1922
.
р.)
и
Марта
Петровна
Горд н
(1923
.
р.)
расс азывали:
«Татары
т т
войов
á
лы,
вот
Татарс а
ора.
Навэрно,
стоялы
татары.
А
то
б л
ó
,
п
™
дэмо
мал
¨
ми,
оп
á
емо
т
ор
ý
,
а
там
прим
™
сено
та
¨
,
примисено
там
жолтый
пэс
ó
чэ
и
та и
чэрв
ó
ный,
та и,
я
роў.
От,
á
жэмо
(а
л б
ó
о
оп
á
емо),
та э
примисено
ў
зэмн
™
,
а
наши
бать и
с
á
жэ:
„То
татары
войов
á
лы,
то да
б ло
тыль о
рови.
Крови
б ло
тыль о
мно о,
зэмля
прэмэсилася
с
роўлю.
Татары
сильно
мстительные,
жэсто ие,
ў
них
жэсто ость...»
(2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Чтобы
пленить
местных
жителей,
татары
использовали
хитр ю
та ти
(в
др
их
ло альных
традициях
этот
сюжет
соотносится
со
шведами,
см.
ниже
расс азы
о
«шведс их
бродах»
из
с.
Комарово
Рат-
новс о о
р-на
Волынс ой
обл.
и
из
о рестностей
Ленчицы
в
Польше):
«Татарс а
ора
<...>
почэм
та
называло?
Я
т т
ў
нас,
я
б ла
татарс а
война,
люды
тожэ
выбе
á
лы,
ты
á
лы
из
то
ó
,
бо
сыйно
[сильно],
сыйно
здыв
á
лыся
[издевались
над
людьми],
дажэ
жэнш-
чынам
цыц и
одризов
á
лы
татары.
От
воны
вых
ó
дыли
на
ор
ý
и
ри-
чэли:
„Матр
ó
но,
Опр
á
с о,
вжэ
татары
пойихалы,
вжэ
нэм
á
ны
ó
-
о...“
То
то
та
á
лэ энда
от
старых,
шо
то
та ээ
б л
ó
.
И
называлы
Глава
I
28
28
Татарс а
ора.
Тат
á
ра
дэрэвню
занял
á
,
в
дэрэвне
людэй
нэм
á
,
а
воны
хотили,
значыть,
чим
побыты,
забр
á
ты
ў
плен
людэй
[и
для
это о
вы ли али
спрятавшихся
житетелей
по
именам].
Бо
ё
ó
знае,
я а
там
тат
á
ра
б л
á
.
Цэ
тат
á
ра,
я
то
тэпэрь...
ето
Таш ент,
я
то
зв ть
—
татарс а,
значыть,
нацыя
есть»
(Е.
В.
С пр ню ,
1910
.
р.,
Речица
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
На
вопрос,
о да
же
была
«татарс ая
война»,
Е.
В.
С пр ню
от-
ветил,
что
очень
давно:
«Татарс а
война
ўпэр
ó
д
[т.
е.
еще
до
„первой“
войны
с
немцами],
ето
примэрно,
можэ,
одоў
трыста...»
Для
сравнения
приведем
ле енды
из
др
их
ре ионов,
отражаю-
щие
этиоло ию
местных
топонимов
и
содержащие
мотив
Божье о
на азания
за
жесто ость
татар:
«[О
названии
деревни
Мамаи
.]
Гэта
было
ў
дванаццатым
ве
.
Я
не
знаю,
мяне
тады
на
свеце
не
было.
Было
т т
нашэсцвiе
татар.
I
там
не
было
нiчо а,
толь i
быў
лес
i
была
пожань а.
I
татарс i
хан
Мамай
распяў
палат
на
пожаньцы,
i
далi
названiе
Мамаi»
(Л П:
304,
№
457,
зап.
в
1975
.
в
Глыбоц ом
р-не
Витебс ой
обл.).
Ле енда
о
происхождении
озера
Свитязь
расс азывает,
что
за
из-
девательства
над
людьми
Бо
послал
татарам
ар :
потопил
их
вой-
с о;
с
тех
пор
тростни
по
бере ам
озера
напоминает
о
затопленных
татарс их
воинах
(Л П:
395,
№
690,
зап.
в
1975
.
в
Карелиц ом
р-не
Гродненс ой
обл.).
В
топонимичес их
расс азах
та же
нашли
отражение
ми раци-
онные
процессы.
Та ,
в
ле енде,
записанной
на
Мо илевщине,
дела-
ется
попыт а
объяснить
несоответствие
названия
местеч а
этниче-
с ом
состав
е о
населения.
Название
местеч а
Татарс
объясня-
ется
тем,
что
первыми
насельни ами
были
татары,
оставшиеся
здесь
после
«нашествия
татар
на
Россию».
Потом
они
были
из наны
( о да
и
ем
—
неизвестно),
на
их
место
пришли
евреи,
оторые
основали
местеч о,
а
название
осталось
от
первых
поселенцев
(Л П:
280,
№
382,
зап.
в
1873
.
в
Мстиславс ом
пов.
Мо илевс ой
б.).
Анало-
ично
в
фоль лоре
местече
Подолии
евреи
часто
выст пают
а
«наследни и»
т ро
(Со олова
2003:
330–331).
Наделение
противни ов-инородцев
зооморфными
и
нечеловече-
с ими
чертами
—
одна
из
основных
составляющих
мифоло изиро-
ванно о
образа
«ч жо о»
в
народной
традиции.
В
современных
запи-
сях
из
Полесс о о
архива
не
зафи сирован
сюжет
о
татарах-песье-
лавцах,
бытовавший
здесь
еще
в
онце
XIX
в.
В
ачестве
полес-
с о- арпатс ой
параллели
приводим
записи
1940-х
.
из
АИЭА
РАН.
Карпатс ий
сюжет
о
татарах-людоедах
пере ли ается
с
раинс ими
ле ендами
о
песье лавцах
(см.:
Дра оманов
1876:
1–2;
Гринчен о
1895:
1–2;
Гринчен о
1897:
2–4;
Ястребов
1894:
80;
подробнее
см.:
Фоль лорная этноло ия
29
29
Белова
2000 :
52–53),
жив щих
в
ямах
или
в
«землян ах»,
ловя-
щих
и
от армливающих
людей
сладостями
и
орехами
для
то о,
что-
бы
потом
съесть.
«Лет
300
назад
сюда
пришли
татары.
Они
жили
на
р
лой
оре
возле
села.
Они
ели
мясо
челове а
<...>
Забирали
де-либо
челове а
(не
татарина).
Садили
в
лет
,
от армливали
е о,
чтобы
был
жир-
ный,
а
затем
бивали,
зажаривали
и
ели.
На
том
месте,
де
они
жи-
ли
и
ели
людей,
остался
до
сих
пор
„зна “.
„Зна “
—
это
на
вершине
оры
выложенное
амнем
л бление
[в
нем
собирается
вода,
но
пить
ее
нельзя
—
нее
неприятный
в
с
застоявшейся
воды]»
(АИЭА,
ф.
16,
д.
2573,
с.
31–32,
с.
Данилово
Х стовс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
1946,
зап.
И.
Ф.
Симонен о).
В
за арпатс ой
традиции
образ
ровожадных
противни ов
—
татар
—
та же
может
напрям ю
соотноситься
с
мифичес ими
песье-
лавцами.
Та ,
название
с.
Монастырец
объясняется
тем,
что
с
дав-
них
времен,
«еще
до
нашествия
татар»,
здесь
был
монастырь.
«Ко-
да
пришли
татары
(песо оловцы),
монахи
заперлись
в
цер ви,
а
татары
хотели
ее
сломать
и
ты али
в
стены
и
двери
храма
рас а-
ленными
опьями
(следы
остались
до
сих
пор)»
(АИЭА,
ф.
16,
д.
1378,
тетр.
№
4,
с.
114,
Х стовс ий
р-н
За арпатс ой
обл.,
1946,
зап.
В.
К.
Со олова).
О
временах
татарс о о
нашествия
остались
в
народе
и
та ие
вос-
поминания,
соединяющие
же
полностью
мифоло изированных
та-
тар
в
образе
песье лавцев
с
«опрыш ами»
—
разбойни ами,
а тивно
промышлявшими
в
Карпатс их
орах
в
XVIII
в.:
«Давно
ходили
пе-
со оловцы,
а
люди
бе али
на
полонин
и
ходили
в
оприш ах.
[Среди
разбойни ов
был
один
по
имени
Берез нь;
от
не о
и
пошло
название
села
Березово.]»
(АИЭА,
ф.
16,
д.
1378,
тетр.
№
5,
с.
Березово
Х стовс о о
р-на
За арпатс ой
обл.,
1946,
зап.
В.
К.
Со олова).
Поп лярным
сюжетом
«ло ально о»
фоль лора
является
сюжет
о
поедин е
местно о
роженца
над
воинственным
противни ом
и
пленении
е о;
при
этом
неожиданно
противни
о азывается…
жен-
щиной.
Это
народная
трансформация
сюжета,
хорошо
известно о
с
ан-
тичных
времен
(поедино
ероя
с
царицей
амазоно )
и
бытовавше о
в
византийс ой
нижности.
В
центральной
Белор ссии
и
белор сс ом
Полесье
данный
сюжет
связывается
с
т р ами,
татарами
и
шведами:
«[От
да
пошло
название
Победная
ора.]
Горы
были
—
поб
é
дны
ó
ры.
Та
аз
á
ли,
шо
челове
задавив
т рчан
.
Она
развела
о онь,
разделася
(заехала
в
Победны
оры,
все
снила
с
себе),
а
челове
схо-
вався
на
²
вц
[на
ель].
Она
сидит
оло
ó
ню,
а
он
сп стив
штаны
да
став
срать,
да
всё
на
ея.
Она
[д мает]
—
шиш и
п
á
дае.
Он
слез
з
ёл и
да
задавив
[ее].
Сильно
за
р ди
взял
да
задавил.
[Отсюда
название]