ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3490
Скачиваний: 2
Глава
IV
170
170
ни!
—
от,
я
йих
выв
ó
диў
Моисей.
То
вон
¢
соро
дэнь
жили
арап
á
т амы
и
пл
™
сни
т
¨
и
—
та и
во
—
лэпёш и
лэпили.
Вот
вон
¢
,
я
Велы день,
то
т
ó
вжэ
П
á
с а
ў
йих
та
á
б л
á
.
Бо
вон
¢
тыл о
мац
ý
т
пэ лы
—
зв
á
лы
мац
á
.
Е о
ў
п стыни
—
от
вони
пэ лы
на
с
ó
нэч
,
пэ лы
вон
¢
т
ý
ю
мац ,
тоню-
сэнь и...
То
вон
¢
вжэ,
я
Велы дэнь,
то
вжэ
вон
™
хлиба
не
ед
é
ть,
не
й
™
лы,
н
á
вы и
прийм
á
лы
хлиб
из
ст
ó
лы
[совсем
бирали
хлеб
из
дома].
А
вжэ
мы
подбэ
á
емо
дытьм
™
и
рычим
ó
:
„Мац
á
п д
стил,
а
хлиб
на
стил!“
—
бо
вжэ
зн
á
лы,
шо
вон
¢
хлиб
эть
прийм
á
лы,
бо
то
вжэ
Велы дэнь.
Я
знаю,
бо
б
á
б
нам
рос
á
зывала
—
дид
[
евреев]
старый
б ў.
А
мы
á
жэмо,
чо о
ж
то
вас
—
хлиб
хов
á
ете?
К
á
жэ:
„Бо
мы
тыль о
тым
жив
™
лиса
—
арап
-
á
т амы,
при
Мойс
é
йове,
и
тэю
мац
ó
ю,
на
с
ó
нэч
пэ ли...“
Соро
дэнь
б лы
ў
п стыни,
е
прев
ó
дыў
йих
Моисей
чэрэз
м
ó
рэ»
(Мельни и
Рат-
новс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
зап.
О.
В.
Белова).
Та ова
еврейс ая
Пас-
ха,
виденная
в
«историчес ой
перспе тиве»:
информант а,
ссылаясь
на
расс аз
старо о
еврея,
чет о
соотносит
этиоло ию
праздни а
и
сопро-
вождающие
е о
рит алы
(в
частности,
из отовление
мацы,
избавление
от
васно о)
с
библейс ими
событиями
—
ветхозаветным
Исходом.
Но,
а
часто
это
бывает
в
рам ах
народно-христианс их
воззре-
ний,
новозаветные
ассоциации
мо
т
прила аться
и
ветхозаветным
сюжетам.
Среди
атоли ов
в
Литве
быт ет,
например,
мнение,
что
ев-
реи,
« а
и
мы»
праздн ют
Пасх ,
но
них
этот
праздни
отмечается
в
память
исхода
из
Е ипта
и
в
то
же
время
в
память
о
том,
а
они
рас-
пяли
Христа
(
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91).
В.
Г.
С пр ню
расс азала
та же
о
том,
а
евреи
при лашали
на
праздни
христианс их
детей
в
ачестве
помощни ов,
но
взрослые
это о
не
одобряли:
«И
е
йихняя
Пас а,
то
вжэ
вон
¢
лыч ть
нас,
хоб
мы
све-
тыли,
хоб
йим...
зап
á
л и
хоб
потопл
é
лы,
шоб
светыл
о онь,
шоб
вон
¢
,
сохрань
Божэ,
нычо о
нэ
зац
¨
пливали.
Кол
¢
йих
Вэлэ дэнь
зах
ó
дыть,
то
вон
¢
вжэ
ныч
ó
нэ
зац
é
плят.
То
нас
—
мы
жыли
по-с с
™
дс
—
то
нас
наш
бать а
не
п с
á
ў,
н ,
там
топ
¢
ты
йим,
там
шэ
шо
роб
¢
ты...
Бо
та
ол
¢
сь
и
спив
á
лы:
Ка
христи
¸
не,
хоб
вы
зн
á
лы,
Свой
™
х
дыт
¨
й
на ч
á
лы,
И
евр
é
ям
сл ж
¢
ть
запрэшч
á
лы.
Потом,
это о,
нас
нэ
п с алы.
Та
мы
жыл
¢
хорош
¨
по-с с
™
дс
—
та
от
бабам
жыд
™
ў а
и
мац
¢
да
é
.
Нас
б
á
ть о
не
п с
á
ў.
А
чо
ó
н ,
á
же,
нэ
од
¢
ца.
Шось
тож
нэ
м
ó
но,
н
ý
знаю?!
Др
á
нацыя!»
(Мельни и
Ратновс о о
р-на
Волынс ой
обл.,
2000,
зап.
О.
В.
Белова).
Этот
фра мент
свидетельств ет
о
напряженности,
возни ающей
в
отношениях
межд
соседями
с
наст плением
еврейс ой
Пасхи.
Ис-
то и
и
смысл
это о
мотива
рассматриваются
в
отдельном
разделе,
по-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
171
171
священном
рели иозным
наветам
(
II.5
).
В
При арпатье
расс азывали,
что
во
время
пасхальных
праздни-
ов
евреи
едят
мац .
Бер т
деревянн ю
лож
и
« авало »
хлеба
и
сжи ают.
После
праздни а
они
ид т
на
то
самое
место,
«перепрош ют»
хлеб
и
оворят:
«Гам,
ам!
Ходи
хлїбе
’д
нам!»
(Фран о
1898:
199–200).
Из
это о
описания
хорошо
видно,
а
праздничный
рит ал
(избавление
от
хамеца
—
васно о)
в
лазах
славян
превращается
в
не ий
ма иче-
с ий
обряд
«при лашения»
хлеба
(ср.
славянс ое
обрядовое
при лаше-
ние
на
рит альн ю
трапез
мороза,
пред ов-«дедов»,
животных
и
т.
п.
ради
рожая
и
бла опол чия
в
наст пающем
од
—
Вино радова,
Толстая
1993).
А
вот
а
виделся
обряд
очищения
дома
от
васно о
жителям
полес-
с о о
села:
«Я
прид
é
празни
Пасха,
д
é
ж
вы идают,
штобы
ана
ат-
дыхала.
[После
праздни а
ею
снова
можно
пользоваться.]
У
еврэев
та
™
обычай:
на
Пасх
выносит
деж
в
сарай
и
оворит:
„Иди,
иди,
нехай
те-
бя
саба и
съедят“.
[После
праздни а
снова
этой
дежой
пользовались.]»
(Хоробичи
Городнянс о о
р-на
Черни овс ой
обл.,
ПА
1980,
зап.
Л.
Ю.
Гр шевс ая).
Действия,
производимые
евреями
с
вашней
(выносят
вашню
из
дома,
«чтобы
она
отдыхала»),
явно
напоминают
расс азчице
обряд
« овения
дежи»,
исполняемый
местными
жителями
в
Чистый
чет-
вер
на ан не
Пасхи:
очищенн ю
от
остат ов
теста
и
вымыт ю
деж
вы-
ставляли
на
восходе
солнца
на
двор;
считалось,
что
перед
праздни ом
«дежа
овеет»,
«дежа
идет
на
отдых»
или
«дежа
на
исповедь
пошла»
(СД
2:
46–47).
Не потребление
в
пищ
хлеба
та же
расценивается
а
отличитель-
ная
черта
еврейс ой
Пасхи:
«Ето
П
á
с а
й
™
хна.
Воны
две
нидели
хлеб
не
шают,
ниче о,
толь о
одн
артош
и
всё.
Одн
артош
и
всё,
больше
ниче о»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова);
«Мац
вон
™
делали.
Хл
™
ба
з
ó
всим
не…
цэ
вон
™
ц
™
л
нэд
™
лю
хл
™
ба
нэ
й
™
лы.
Поч
á
йтэ…
нэд
™
лю,
чи
б
™
льше?
<…>
У
ных,
а,
ў
х
á
ти
нэ
м
á
е
б
ý
ты
р
™
ш и
хл
™
ба.
Т
™
ль и
мац
там,
н ,
ý
р
,
та
é
во»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
Рит алом,
с онцентрировавшим
в
себе
с ть
еврейс ой
Пасхи,
ее
«опознавательным
зна ом»
становится
для
славян
из отовление
пресно о
хлеба
—
мацы.
Все
наши
информанты
единод шно
назы-
вали
мац
среди
первых
атриб тов
это о
праздни а.
Пресная
маца
а
символ
еврейс ой
Пасхи
является
полной
противоположностью
сдобной
«пасхе»
(
лич ),
основном
элемент
христианс ой
пас-
хальной
трапезы.
В
то
же
время
маца
—
это
анало
христианс ой
пас-
хи
(исполняет
ф н цию
обрядово о
хлеба),
что
подтверждается
часто
встречающимся
наименованием
мацы
«пас ой»:
Глава
IV
172
172
«[Еврейс ая
Пасха
происходила]
з
ó
всим
иначе.
У
них
мац
²
на-
зывають.
Та
á
тонэнь а,
вот
и
они
цю
мацю
не
едять,
отовлять
е о,
и
есть
то
они
едят,
н
с хое
они
едят.
А
там...
провадили
цэ
всё
не
та ,
я
нас,
напри лад,
пас а,
да
св
á
тят
пас
[
христиан],
а
них
не.
Маця
тонэнь а.
Та
них
зав
¨
дено.
Я
знаю,
мои
бать и,
на-
при лад,
я
б ў
малый,
нас
пас и
пэч ть,
все
<...>
отовлять,
а
них
не,
них
маца
называеца.
З
м
и.
Вод
добавляют,
воды
шчэ
добавляют,
воно
преснэ»
(Б.
И.
Ридвянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Пасха
—
они
делают
а
мац
á
!
Маца.
Вы
понимаете,
вон
¢
делают
та ие
оржи и
и
выл ою
та
—
раз-раз-раз!
Н
та ая
тонень ая
вон
á
,
эта
п
á
с а.
[Из
че о
ее
делают?]
З
м
и!
Просто,
ния
ó
о
жир ,
ниче о
не-
т .
Та
о
змэш
á
ют
и
идают…
там
я
™
сь
печ и
п
á
лят,
я
не
знаю.
Ма-
ца
—
цэ
ж
пас а!
Пас а,
маца»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
Хотин
Черно-
виц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова);
«Мац
á
—
это
п
á
с а
по-нашэм .
Я
шал.
Они
ошч
á
ют.
Вот
Хаим
идёт
<…>
вот
п
á
сха
й
™
хняя
—
он
та ой
вот
тонень ой,
на
блинчи
[похоже],
белое-белое,
пресное
тесто,
запечёная
она
—
он
даёт.
[Из
че о
ее
делают?]
С
м
и!
Пресная
она,
не
а
наша
пасха.
Наша
пасха
сдоб-
ная,
жёлтая,
с
яйцами,
с
сахаром,
с
маслом
и
еще
че о-то
там
добавля-
ют
—
сахар.
А
них
всё
пресное.
Одна
м
а,
соль
и
вода.
Запечёно
и
всё»
(О.
А.
Кошевой,
1960
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«На
Пасх
пе ли
тонень ие,
а
листоч и…
Замесят
тесто
и
тонень-
о
атают,
атают,
без
соды
и
соли.
Жидовс а
маца.
Потом
дробили
на
соч и»
(А.
А.
Телеватю ,
1919
.
р.,
Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
Любопытное
свидетельство
зафи сировано
в
Полесье;
считается,
что
для
при отовления
мацы
евреи
использовали…
спорынью
(
м
á
т и
):
«Жыды
ходыли,
собиралы
м
á
т и
и
пи л
¢
мацц
²
»
(Спорово
Березов-
с о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1988).
Во
мно их
расс азах
из
Полесья
подчер ивается,
что
маца
—
это
осо-
бый
вид
обрядово о
печенья,
из отовление
оторо о
при рочено
опре-
деленном
праздни
(точно
та
же,
а
в
рам ах
«своей»
традиции
славяне
пе
т
« ресты»
на
Средо рестье,
«жаворон ов»
на
Бла ове-
щение
или
«лесен и»
на
Вознесение).
Сравнивается
маца
и
со
свадеб-
ным
араваем,
и
с
пасхальным
печеньем,
предназначенным
для
поми-
нания
мерших:
«Пе ли
оров
¨
й
з
воды
и
м
и
та ,
а
ў
евреев
(б л
á
них
та
á
мац
á
—
вроде
б ма и,
п
á
сци
ее
пе ли).
Коров
¨
й
сажали
на
лопат
и
пе ли.
Зв
é
рх
рести
н
á
рест
с
т
é
ст ,
или
ш
™
шач и
тры,
или
м
é
сяца
Праздни
—
обряд
—
рит ал
173
173
зр
ó
били
(ш
™
шач и
детям
потом
отдавали)»
(Малые
Автю и
Калин о-
вичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Г.
Ю.
Ни ипорец);
«Пи
ý
т
д
á
рни и
[хлеб
на
воде,
с
солью,
добавляют
дрожжи],
от
ó
-
вять,
я
жиды
мац
²
,
св
é
тять
<…>
лад т
дарни и
на
м
ó
ил и.
Светят
в
цер ви
и
оставляют
там,
на
след ющей
неделе
дают
людям»
(Мо-
щен а
Городнянс о о
р-на
Черни овс ой
обл.,
ПА
1980,
зап.
Н.
Д.
Фролова).
Точно
та
же,
а
хранили
и
использовали
в
особых
сл чаях
обря-
довое
печенье
(например,
рести и,
испеченные
на
Средо рестной
не-
деле,
с армливали
с от
при
первом
вы оне
или
лали
в
ороб
с
семе-
нами
при
первом
севе),
славяне
находили
применение
и
еврейс ой
ма-
це.
В
Полесье,
например,
считали,
что
«н
á
да
ў
сто
палаж
¢
ть
жи-
доўс ая
мас
ý
—
ан
™
на
Пас
ат
ó
вят.
Ў
аждый
сто
панямн
ó
ж
»
(Золот ха
Калин овичс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
А.
О.
Толстихина),
—
это
обере ало
зерно
от
мышей
(отметим,
что
та о-
о
же
рез льтата
можно
было
достичь,
если
в
основание
с ирды
поло-
жить
рестообразно
два
снопа
—
бел.,
Ни ифоровс ий
1897:
116).
В
народной
медицине
маца
использовалась
а
средство
от
лихорад и:
больно о
следовало
о
ривать
дымом
от
подожженной
мацы,
отор ю
предварительно
следовало
освятить
в
цер ви
вместе
с
пасхой
(По
тье;
Kolberg
DW
31:
171).
Но
наряд
с
«объе тивным»
знанием
о
содержимом
мацы
в
народ-
ной
среде
быт ет
и
представление
о
том,
что
евреи
я обы
добавляют
в
мац
христианс
ю
ровь
—
этот
сюжет
рассмотрен
в
связи
с
рели и-
озными
наветами
(
II.5
).
В
отношении
еврейс ой
Пасхе
соседи-славяне
проявляли
извест-
н ю
настороженность,
пос оль
считалось,
что
в
это
время
а тивизи-
р ются
демоничес ие
силы,
с
оторыми
любой
онфессионально
или
этничес и
«ч жой»
состоит
в
особых
отношениях.
На
Волыни
расс азывали,
что
бла опол чие
евреев
зависит
от
не-
чистой
силы:
в
праздни
Песах
«жиди
ставлють
вино
на
столi,
хрiн
i
пет-
р ш
i
ото
приходить
той
шо
з
рiж ами
,
п'є
там
вино
и
за
ш є,
i
ос-
тавляє
рошi.
Не
до
ажно о
жида
вiн
i
заходе,
а
тiль i
до
д же
щасли-
вих»
(Кравчен о
1911:
11).
В
этом
расс азе,
вероятно,
трансформации
подвер лось
представление
о
том,
что
на
Песах
проро
Илия
может
по-
сетить
аждый
еврейс ий
дом.
Пос оль
«ч жой
Бо »
и
«ч жие
свя-
тые»
выст пают
в
народной
славянс ой
традиции
а
представители
пот сторонних
сил,
то
образ
са рально о
посетителя
приобретает
ха-
ра терные
для
демоноло ичес о о
персонажа
призна и.
О
том,
что
под
эвфемистичес им
названием
той
шо
з
рiж ами
(ср.
выражения
бо
с
ро ами,
ан ел
с
рож ами
в
значении
«черт»)
вполне
может
подраз ме-
ваться
черт,
свидетельств ет
др
ая
история
—
«Жидiвсь ий
бо »,
—
Глава
IV
174
174
записанная
в
Подолии.
Сторож
при
орчме
расс азывал,
а
на
еврей-
с
ю
Пасх
(«на
свята
жидiвс i,
тотi,
що
вони
на
них
пич т
оржi
ве-
ли i,
а
тон i,
а
стiни
i
лав и
виш роб ют
вiд
житно о
хлiба»)
он
тай-
ом
под лядел,
что
же
делают
евреи,
собравшись
на
праздни .
«От
во-
ни
позаставляли
на
мис ах
їдзеня,
посвiтили
свiч и,
ростворили
дверi,
i
давай
ричати,
просити,
щоби
прийшов
їх
божо ».
И
вот
что-то
слез-
ло
с
черда а
—
«
длате,
р бе,
та е
нiби
соба а,
нiби
чоловi »,
—
но
в
хат
войти
не
захотело.
Евреи
обыс али
дом,
нашли
притаивше ося
сто-
рожа
и
вы нали
е о.
Уходя,
он
спел
заметить,
а
«тота
бiда
вiйшла
в
хат ,
вис очила
на
стiл
i
щось
трохе
хлиптала
<...>
я
воно
вийшло
з
ха-
ти,
то
жиди
засiли
до
своєх
оржiв
їсти»
(Левчен о
1928:
64–65).
В
этом
расс азе
налицо
движение
сюжета
от
«этно рафии»
«ми-
фоло ии»
—
свидетельство
об
очистительных
рит алах,
при роченных
праздни
Песах,
сопровождается
олоритным
повествованием
о
яв-
лении
зооморфно о
персонажа,
отором
я обы
по лоняются
евреи.
«Опасные»
праздни и.
Праздни и
а
особые
дни
в
алендаре,
выде-
ленные
из
череды
б дней,
отмеченные
различными
обрядовыми
предпи-
саниями
и
запретами,
воспринимаются
в
народной
славянс ой
тради-
ции
не
просто
а
значимые
дни,
но
а
дни
опасные
и
даже
страш-
ные,
треб ющие
особо о
поведения
и
соблюдения
особых
правил
(А ап ина
2002:
31–40;
Толстая
2004:
25–27).
В
славянс ой
среде
быт ют
поверья,
что
особо
опасными
днями
яв-
ляются
дни
совпадения
больших
праздни ов.
Это
время
во
мно ом
воспринимается
а
аномальное,
а
зна овое,
с лящее
беды
и
на а-
зания
за
рехи.
Среди
архивных
материалов
начала
XX
в.
из
Ярославс ой
б.,
со-
бранных
И.
В.
Костоловс им,
содержатся
записи
народных
поверий
о
совпадении
Бла овещения
и
Пасхи
в
1912
.
(относительно
та
назы-
ваемой
Господней
Пасхи
или
Кириопасхи
в
цер овном
ставе
с щест-
в ет
специальная
лава
об
отправлении
сл жбы
в
та ой
день).
К
том
же
1912
.
выдался
висо осным,
что,
без словно,
повлияло
на
эсхато-
ло ичес ий
хара тер
народных
расс азов
(ср.
эсхатоло ичес ие
моти-
вы
в
расс азах
современных
пермс их
староверов
в
1992
.,
о да
праздни
Бла овещения
та же
совпал
с
Пасхой,
а
1992
.
пришелся
на
«половин
восьмой
тысячи»
от
сотворения
мира
(7500
.),
и
следовало
ожидать
онца
света
—
Смор
нова
1998).
Крестьяне
оворили,
что
та-
ое
совпадение
было
все о
два
раза,
в
1912
.
оно
сл чится
в
третий
и
в
последний
раз,
после
че о
наст пит
«преставление
света».
В
1912
.
мно ие
сшили
себе
саваны
и
отовились
смерти
в
день
Пасхи.
«Раньше,
о да
было
Бла овещенье
в
Пасх ,
Бо
не
давал
дол о
днев-
но о
света,
то
есть
дол о
не
рассветало
и
<…>
попы
все
пели
и
пели