Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3375

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

IV

170

170

ни!

 

 

от,

 

я

 

йих

 

выв

ó

диў

 

Моисей.

 

То

 

вон

¢

 

соро

 

дэнь

 

жили

 

арап

á

т амы

и

 

пл

сни

 

т

¨

и

 

 

та и

 

во

 

 

лэпёш и

 

лэпили.

 

Вот

 

вон

¢

,

 

я

 

Велы день,

 

то

 

т

ó

вжэ

 

П

á

с а

 

ў

 

йих

 

та

á

 

б л

á

.

 

Бо

 

вон

¢

 

тыл о

 

мац

ý

 

т

 

пэ лы

 

 

зв

á

лы

 

мац

á

.

Е о

 

ў

 

п стыни

 

 

от

 

вони

 

пэ лы

 

на

 

с

ó

нэч

,

 

пэ лы

 

вон

¢

 

т

ý

ю

 

мац ,

 

тоню-

сэнь и...

 

То

 

вон

¢

 

вжэ,

 

я

 

Велы дэнь,

 

то

 

вжэ

 

вон

 

хлиба

 

не

 

ед

é

ть,

 

не

 

й

лы,

н

á

вы и

 

прийм

á

лы

 

хлиб

 

из

 

ст

ó

лы

 

[совсем

 

бирали

 

хлеб

 

из

 

дома].

 

А

 

вжэ

мы

 

подбэ

á

емо

 

дытьм

 

и

 

рычим

ó

:

 

„Мац

á

 

п д

 

стил,

 

а

 

хлиб

 

на

 

стил!“

 

 

бо

вжэ

 

зн

á

лы,

 

шо

 

вон

¢

 

хлиб

 

эть

 

прийм

á

лы,

 

бо

 

то

 

вжэ

 

Велы дэнь.

 

Я

 

знаю,

бо

 

б

á

б

 

нам

 

рос

á

зывала

 

 

дид

 

[

 

евреев]

 

старый

 

б ў.

 

А

 

мы

 

á

жэмо,

 

чо о

ж

 

то

   

вас

 

 

хлиб

 

хов

á

ете?

 

К

á

жэ:

 

„Бо

 

мы

 

тыль о

 

тым

 

жив

лиса

 

 

арап

-

á

т амы,

 

при

 

Мойс

é

йове,

 

и

 

тэю

 

мац

ó

ю,

 

на

 

с

ó

нэч

 

пэ ли...“

 

Соро

 

дэнь

б лы

 

ў

 

п стыни,

 

е

 

прев

ó

дыў

 

йих

 

Моисей

 

чэрэз

 

м

ó

рэ»

 

(Мельни и

 

Рат-

новс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

 

Та ова

 

еврейс ая

 

Пас-

ха,

 

виденная

 

в

 

«историчес ой

 

перспе тиве»:

 

информант а,

 

ссылаясь

на

 

расс аз

 

старо о

 

еврея,

 

чет о

 

соотносит

 

этиоло ию

 

праздни а

 

и

 

сопро-

вождающие

 

е о

 

рит алы

 

 

частности,

 

из отовление

 

мацы,

 

избавление

 

от

васно о)

 

с

 

библейс ими

 

событиями

 

 

ветхозаветным

 

Исходом.

Но,

 

а

 

часто

 

это

 

бывает

 

в

 

рам ах

 

народно-христианс их

 

воззре-

ний,

 

новозаветные

 

ассоциации

 

мо

т

 

прила аться

 

и

   

ветхозаветным

сюжетам.

 

Среди

 

атоли ов

 

в

 

Литве

 

быт ет,

 

например,

 

мнение,

 

что

 

ев-

реи,

 

« а

 

и

 

мы»

 

праздн ют

 

Пасх ,

 

но

   

них

 

этот

 

праздни

 

отмечается

 

в

память

 

исхода

 

из

 

Е ипта

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

в

 

память

 

о

 

том,

 

а

 

они

 

рас-

пяли

 

Христа

 

(

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91).

В.

 

Г.

 

С пр ню

 

расс азала

 

та же

 

о

 

том,

 

а

 

евреи

 

при лашали

 

на

праздни

 

христианс их

 

детей

 

в

 

ачестве

 

помощни ов,

 

но

 

взрослые

 

это о

не

 

одобряли:

 

«И

 

е

 

йихняя

 

Пас а,

 

то

 

вжэ

 

вон

¢

 

лыч ть

 

нас,

 

хоб

 

мы

 

све-

тыли,

 

хоб

 

йим...

 

зап

á

л и

 

хоб

 

потопл

é

лы,

 

шоб

 

светыл

 

о онь,

 

шоб

 

вон

¢

,

сохрань

 

Божэ,

 

нычо о

 

нэ

 

зац

¨

пливали.

 

Кол

¢

 

йих

 

Вэлэ дэнь

 

зах

ó

дыть,

 

то

вон

¢

 

вжэ

 

ныч

ó

 

нэ

 

зац

é

плят.

 

То

 

нас

 

 

мы

 

жыли

 

по-с с

дс

 

 

то

 

нас

наш

 

бать а

 

не

 

п с

á

ў,

 

н ,

 

там

 

топ

¢

ты

 

йим,

 

там

 

шэ

 

шо

 

роб

¢

ты...

 

Бо

 

та

ол

¢

сь

 

и

 

спив

á

лы:

Ка

 

христи

¸

не,

 

хоб

 

вы

 

зн

á

лы,

Свой

х

 

дыт

¨

й

 

на ч

á

лы,

И

 

евр

é

ям

 

сл ж

¢

ть

 

запрэшч

á

лы.

Потом,

 

это о,

 

нас

 

нэ

 

п с алы.

 

Та

 

мы

 

жыл

¢

 

хорош

¨

 

по-с с

дс

 

та

 

от

 

бабам

 

жыд

ў а

 

и

 

мац

¢

 

да

é

.

 

Нас

 

б

á

ть о

 

не

 

п с

á

ў.

 

А

 

чо

ó

 

н ,

á

же,

 

нэ

 

од

¢

ца.

 

Шось

 

тож

 

нэ

 

м

ó

но,

 

н

ý

 

знаю?!

 

Др

á

 

нацыя!»

 

(Мельни и

Ратновс о о

 

р-на

 

Волынс ой

 

обл.,

 

2000,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Этот

 

фра мент

 

свидетельств ет

 

о

 

напряженности,

 

возни ающей

в

 

отношениях

 

межд

 

соседями

 

с

 

наст плением

 

еврейс ой

 

Пасхи.

 

Ис-

то и

 

и

 

смысл

 

это о

 

мотива

 

рассматриваются

 

в

 

отдельном

 

разделе,

 

по-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

171

171

священном

 

рели иозным

 

наветам

 

(

II.5

).

В

 

При арпатье

 

расс азывали,

 

что

 

во

 

время

 

пасхальных

 

праздни-

ов

 

евреи

 

едят

 

мац .

 

Бер т

 

деревянн ю

 

лож

 

и

 

« авало »

 

хлеба

 

и

сжи ают.

 

После

 

праздни а

 

они

 

ид т

 

на

 

то

 

самое

 

место,

 

«перепрош ют»

хлеб

 

и

 

оворят:

 

«Гам,

 

ам!

 

Ходи

 

хлїбе

 

’д

 

нам!»

 

(Фран о

 

1898:

 

199–200).

Из

 

это о

 

описания

 

хорошо

 

видно,

 

а

 

праздничный

 

рит ал

 

(избавление

от

 

хамеца

 

 

васно о)

 

в

 

лазах

 

славян

 

превращается

 

в

 

не ий

 

ма иче-

с ий

 

обряд

 

«при лашения»

 

хлеба

 

(ср.

 

славянс ое

 

обрядовое

 

при лаше-

ние

 

на

 

рит альн ю

 

трапез

 

мороза,

 

пред ов-«дедов»,

 

животных

и

 

т.

 

п.

 

ради

 

рожая

 

и

 

бла опол чия

 

в

 

наст пающем

 

од

 

 

Вино радова,

Толстая

 

1993).

А

 

вот

 

а

 

виделся

 

обряд

 

очищения

 

дома

 

от

 

васно о

 

жителям

 

полес-

с о о

 

села:

 

«Я

 

прид

é

 

празни

 

Пасха,

 

д

é

ж

 

вы идают,

 

штобы

 

ана

 

ат-

дыхала.

 

[После

 

праздни а

 

ею

 

снова

 

можно

 

пользоваться.]

 

У

 

еврэев

 

та

обычай:

 

на

 

Пасх

 

выносит

 

деж

 

в

 

сарай

 

и

 

оворит:

 

„Иди,

 

иди,

 

нехай

 

те-

бя

 

саба и

 

съедят“.

 

[После

 

праздни а

 

снова

 

этой

 

дежой

 

пользовались.]»

(Хоробичи

 

Городнянс о о

 

р-на

 

Черни овс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1980,

 

зап.

Л.

 

Ю.

 

Гр шевс ая).

 

Действия,

 

производимые

 

евреями

 

с

 

вашней

 

(выносят

вашню

 

из

 

дома,

 

«чтобы

 

она

 

отдыхала»),

 

явно

 

напоминают

 

расс азчице

обряд

 

« овения

 

дежи»,

 

исполняемый

 

местными

 

жителями

 

в

 

Чистый

 

чет-

вер

 

на ан не

 

Пасхи:

 

очищенн ю

 

от

 

остат ов

 

теста

 

и

 

вымыт ю

 

деж

 

вы-

ставляли

 

на

 

восходе

 

солнца

 

на

 

двор;

 

считалось,

 

что

 

перед

 

праздни ом

«дежа

 

овеет»,

 

«дежа

 

идет

 

на

 

отдых»

 

или

 

«дежа

 

на

 

исповедь

 

пошла»

 

(СД

2:

 

46–47).

Не потребление

 

в

 

пищ

 

хлеба

 

та же

 

расценивается

 

а

 

отличитель-

ная

 

черта

 

еврейс ой

 

Пасхи:

 

«Ето

 

П

á

с а

 

й

хна.

 

Воны

 

две

 

нидели

 

хлеб

 

не

шают,

 

ниче о,

 

толь о

 

одн

 

артош

 

и

 

всё.

 

Одн

 

артош

 

и

 

всё,

больше

 

ниче о»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Мац

 

вон

 

делали.

 

Хл

ба

 

з

ó

всим

 

не…

 

цэ

 

вон

 

ц

л

нэд

лю

 

хл

ба

 

нэ

 

й

лы.

 

Поч

á

йтэ…

 

нэд

лю,

 

чи

 

б

льше?

 

<…>

 

У

 

ных,

а,

 

ў

 

х

á

ти

 

нэ

 

м

á

е

 

б

ý

ты

 

р

ш и

 

хл

ба.

 

Т

ль и

 

мац

 

там,

 

н ,

 

ý

р

,

та

é

 

во»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

Рит алом,

 

с онцентрировавшим

 

в

 

себе

 

с ть

 

еврейс ой

 

Пасхи,

 

ее

«опознавательным

 

зна ом»

 

становится

 

для

 

славян

 

из отовление

пресно о

 

хлеба

 

 

мацы.

 

Все

 

наши

 

информанты

 

единод шно

 

назы-

вали

 

мац

 

среди

 

первых

 

атриб тов

 

это о

 

праздни а.

 

Пресная

 

маца

а

 

символ

 

еврейс ой

 

Пасхи

 

является

 

полной

 

противоположностью

сдобной

 

«пасхе»

 

(

лич ),

 

основном

 

элемент

 

христианс ой

 

пас-

хальной

 

трапезы.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

маца

 

 

это

 

анало

 

христианс ой

 

пас-

хи

 

(исполняет

 

ф н цию

 

обрядово о

 

хлеба),

 

что

 

подтверждается

 

часто

встречающимся

 

наименованием

 

мацы

 

«пас ой»:


background image

Глава

 

IV

172

172

«[Еврейс ая

 

Пасха

 

происходила]

 

з

ó

всим

 

иначе.

 

У

 

них

 

мац

²

 

на-

зывають.

 

Та

á

 

тонэнь а,

 

вот

 

и

 

они

 

цю

 

мацю

 

не

 

едять,

 

отовлять

 

е о,

и

 

есть

 

то

 

они

 

едят,

 

н

 

с хое

 

они

 

едят.

 

А

 

там...

 

провадили

 

цэ

 

всё

 

не

та ,

 

я

   

нас,

 

напри лад,

 

пас а,

 

да

 

св

á

тят

 

пас

 

[

 

христиан],

 

а

 

них

 

не.

 

Маця

 

тонэнь а.

 

Та

   

них

 

зав

¨

дено.

 

Я

 

знаю,

 

мои

 

бать и,

 

на-

при лад,

 

я

 

б ў

 

малый,

   

нас

 

пас и

 

пэч ть,

 

все

 

<...>

 

отовлять,

 

а

 

них

 

не,

   

них

 

маца

 

называеца.

 

З

 

м

и.

 

Вод

 

добавляют,

 

воды

 

шчэ

добавляют,

 

воно

 

преснэ»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвянс ий,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Пасха

 

 

они

 

делают

 

а

 

мац

á

!

 

Маца.

 

Вы

 

понимаете,

 

вон

¢

 

делают

та ие

 

оржи и

 

и

 

выл ою

 

та

 

 

раз-раз-раз!

 

Н

 

та ая

 

тонень ая

 

вон

á

,

эта

 

п

á

с а.

 

[Из

 

че о

 

ее

 

делают?]

 

З

 

м

и!

 

Просто,

 

ния

ó

о

 

жир ,

 

ниче о

 

не-

т .

 

Та

 

о

 

змэш

á

ют

 

и

 

идают…

 

там

 

я

сь

 

печ и

 

п

á

лят,

 

я

 

не

 

знаю.

 

Ма-

ца

 

 

цэ

 

ж

 

пас а!

 

Пас а,

 

маца»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

1937

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черно-

виц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

«Мац

á

 

 

это

 

п

á

с а

 

по-нашэм .

 

Я

 

шал.

 

Они

 

ошч

á

ют.

 

Вот

 

Хаим

идёт

 

<…>

 

вот

 

п

á

сха

 

й

хняя

 

 

он

 

та ой

 

вот

 

тонень ой,

 

на

 

блинчи

[похоже],

 

белое-белое,

 

пресное

 

тесто,

 

запечёная

 

она

 

 

он

 

даёт.

 

[Из

 

че о

ее

 

делают?]

 

С

 

м

и!

 

Пресная

 

она,

 

не

 

а

 

наша

 

пасха.

 

Наша

 

пасха

 

сдоб-

ная,

 

жёлтая,

 

с

 

яйцами,

 

с

 

сахаром,

 

с

 

маслом

 

и

 

еще

 

че о-то

 

там

 

добавля-

ют

 

 

сахар.

 

А

   

них

 

всё

 

пресное.

 

Одна

 

м

а,

 

соль

 

и

 

вода.

 

Запечёно

 

и

всё»

 

(О.

 

А.

 

Кошевой,

 

1960

 

.

 

р.,

 

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«На

 

Пасх

 

пе ли

 

тонень ие,

 

а

 

листоч и…

 

Замесят

 

тесто

 

и

 

тонень-

о

 

атают,

 

атают,

 

без

 

соды

 

и

 

соли.

 

Жидовс а

 

маца.

 

Потом

 

дробили

 

на

соч и»

 

(А.

 

А.

 

Телеватю ,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

Любопытное

 

свидетельство

 

зафи сировано

 

в

 

Полесье;

 

считается,

что

 

для

 

при отовления

 

мацы

 

евреи

 

использовали…

 

спорынью

 

(

м

á

т и

):

«Жыды

 

ходыли,

 

собиралы

 

м

á

т и

 

и

 

пи л

¢

 

мацц

²

»

 

(Спорово

 

Березов-

с о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1988).

Во

 

мно их

 

расс азах

 

из

 

Полесья

 

подчер ивается,

 

что

 

маца

 

 

это

 

осо-

бый

 

вид

 

обрядово о

 

печенья,

 

из отовление

 

оторо о

 

при рочено

   

опре-

деленном

 

праздни

 

(точно

 

та

 

же,

 

а

 

в

 

рам ах

 

«своей»

 

традиции

славяне

 

пе

т

 

« ресты»

 

на

 

Средо рестье,

 

«жаворон ов»

 

на

 

Бла ове-

щение

 

или

 

«лесен и»

 

на

 

Вознесение).

 

Сравнивается

 

маца

 

и

 

со

 

свадеб-

ным

 

араваем,

 

и

 

с

 

пасхальным

 

печеньем,

 

предназначенным

 

для

 

поми-

нания

 

мерших:

«Пе ли

 

оров

¨

й

 

з

 

воды

 

и

 

м

и

 

та ,

 

а

 

ў

 

евреев

 

(б л

á

   

них

 

та

á

мац

á

 

 

вроде

 

б ма и,

   

п

á

сци

 

ее

 

пе ли).

 

Коров

¨

й

 

сажали

 

на

 

лопат

 

и

пе ли.

 

Зв

é

рх

 

рести

 

н

á

рест

 

с

 

т

é

ст ,

 

или

 

ш

шач и

 

тры,

 

или

 

м

é

сяца


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

173

173

зр

ó

били

 

шач и

 

детям

 

потом

 

отдавали)»

 

(Малые

 

Автю и

 

Калин о-

вичс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Г.

 

Ю.

 

Ни ипорец);

«Пи

ý

т

 

д

á

рни и

 

[хлеб

 

на

 

воде,

 

с

 

солью,

 

добавляют

 

дрожжи],

 

от

ó

-

вять,

 

я

 

жиды

 

мац

²

,

 

св

é

тять

 

<…>

 

лад т

 

дарни и

 

на

 

м

ó

ил и.

 

Светят

в

 

цер ви

 

и

 

оставляют

 

там,

 

на

 

след ющей

 

неделе

 

дают

 

людям»

 

(Мо-

щен а

 

Городнянс о о

 

р-на

 

Черни овс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1980,

 

зап.

Н.

 

Д.

 

Фролова).

Точно

 

та

 

же,

 

а

 

хранили

 

и

 

использовали

 

в

 

особых

 

сл чаях

 

обря-

довое

 

печенье

 

(например,

 

рести и,

 

испеченные

 

на

 

Средо рестной

 

не-

деле,

 

с армливали

 

с от

 

при

 

первом

 

вы оне

 

или

 

лали

 

в

 

ороб

 

с

 

семе-

нами

 

при

 

первом

 

севе),

 

славяне

 

находили

 

применение

 

и

 

еврейс ой

 

ма-

це.

 

В

 

Полесье,

 

например,

 

считали,

 

что

 

«н

á

да

 

ў

 

сто

 

палаж

¢

ть

 

жи-

доўс ая

 

мас

ý

 

 

ан

 

на

 

Пас

 

ат

ó

вят.

 

Ў

 

аждый

 

сто

 

панямн

ó

ж

»

(Золот ха

 

Калин овичс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

А.

 

О.

 

Толстихина),

 

 

это

 

обере ало

 

зерно

 

от

 

мышей

 

(отметим,

 

что

 

та о-

о

 

же

 

рез льтата

 

можно

 

было

 

достичь,

 

если

 

в

 

основание

 

с ирды

 

поло-

жить

 

рестообразно

 

два

 

снопа

 

 

бел.,

 

Ни ифоровс ий

 

1897:

 

116).

 

В

народной

 

медицине

 

маца

 

использовалась

 

а

 

средство

 

от

 

лихорад и:

больно о

 

следовало

 

о

ривать

 

дымом

 

от

 

подожженной

 

мацы,

 

отор ю

предварительно

 

следовало

 

освятить

 

в

 

цер ви

 

вместе

 

с

 

пасхой

 

(По

тье;

Kolberg

 

DW

 

31:

 

171).

Но

 

наряд

 

с

 

«объе тивным»

 

знанием

 

о

 

содержимом

 

мацы

 

в

 

народ-

ной

 

среде

 

быт ет

 

и

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

евреи

 

я обы

 

добавляют

 

в

мац

 

христианс

ю

 

ровь

 

 

этот

 

сюжет

 

рассмотрен

 

в

 

связи

 

с

 

рели и-

озными

 

наветами

 

(

II.5

).

В

 

отношении

   

еврейс ой

 

Пасхе

 

соседи-славяне

 

проявляли

 

извест-

н ю

 

настороженность,

 

пос оль

 

считалось,

 

что

 

в

 

это

 

время

 

а тивизи-

р ются

 

демоничес ие

 

силы,

 

с

 

оторыми

 

любой

 

онфессионально

 

или

этничес и

 

«ч жой»

 

состоит

 

в

 

особых

 

отношениях.

На

 

Волыни

 

расс азывали,

 

что

 

бла опол чие

 

евреев

 

зависит

 

от

 

не-

чистой

 

силы:

 

в

 

праздни

 

Песах

 

«жиди

 

ставлють

 

вино

 

на

 

столi,

 

хрiн

 

i

 

пет-

р ш

 

i

 

ото

 

приходить

 

той

 

шо

 

з

 

рiж ами

,

 

п'є

 

там

 

вино

 

и

 

за

ш є,

 

i

 

ос-

тавляє

 

рошi.

 

Не

 

до

 

ажно о

 

жида

 

вiн

 

i

 

заходе,

 

а

 

тiль i

 

до

 

д же

 

щасли-

вих»

 

(Кравчен о

 

1911:

 

11).

 

В

 

этом

 

расс азе,

 

вероятно,

 

трансформации

подвер лось

 

представление

 

о

 

том,

 

что

 

на

 

Песах

 

проро

 

Илия

 

может

 

по-

сетить

 

аждый

 

еврейс ий

 

дом.

 

Пос оль

 

«ч жой

 

Бо »

 

и

 

«ч жие

 

свя-

тые»

 

выст пают

 

в

 

народной

 

славянс ой

 

традиции

 

а

 

представители

пот сторонних

 

сил,

 

то

 

образ

 

са рально о

 

посетителя

 

приобретает

 

ха-

ра терные

 

для

 

демоноло ичес о о

 

персонажа

 

призна и.

 

О

 

том,

 

что

 

под

эвфемистичес им

 

названием

 

той

 

шо

 

з

 

рiж ами

 

(ср.

 

выражения

 

бо

 

с

ро ами,

 

ан ел

 

с

 

рож ами

 

в

 

значении

 

«черт»)

 

вполне

 

может

 

подраз ме-

ваться

 

черт,

 

свидетельств ет

 

др

ая

 

история

 

 

«Жидiвсь ий

 

бо »,

 


background image

Глава

 

IV

174

174

записанная

 

в

 

Подолии.

 

Сторож

 

при

 

орчме

 

расс азывал,

 

а

 

на

 

еврей-

с

ю

 

Пасх

 

(«на

 

свята

 

жидiвс i,

 

тотi,

 

що

 

вони

 

на

 

них

 

пич т

 

оржi

 

ве-

ли i,

 

а

 

тон i,

 

а

 

стiни

 

i

 

лав и

 

виш роб ют

 

вiд

 

житно о

 

хлiба»)

 

он

 

тай-

ом

 

под лядел,

 

что

 

же

 

делают

 

евреи,

 

собравшись

 

на

 

праздни .

 

«От

 

во-

ни

 

позаставляли

 

на

 

мис ах

 

їдзеня,

 

посвiтили

 

свiч и,

 

ростворили

 

дверi,

i

 

давай

 

ричати,

 

просити,

 

щоби

 

прийшов

 

їх

 

божо ».

 

И

 

вот

 

что-то

 

слез-

ло

 

с

 

черда а

 

 

«

длате,

 

р бе,

 

та е

 

нiби

 

соба а,

 

нiби

 

чоловi »,

 

 

но

 

в

хат

 

войти

 

не

 

захотело.

 

Евреи

 

обыс али

 

дом,

 

нашли

 

притаивше ося

 

сто-

рожа

 

и

 

вы нали

 

е о.

 

Уходя,

 

он

 

спел

 

заметить,

 

а

 

«тота

 

бiда

 

вiйшла

 

в

хат ,

 

вис очила

 

на

 

стiл

 

i

 

щось

 

трохе

 

хлиптала

 

<...>

 

я

 

воно

 

вийшло

 

з

 

ха-

ти,

 

то

 

жиди

 

засiли

 

до

 

своєх

 

оржiв

 

їсти»

 

(Левчен о

 

1928:

 

64–65).

В

 

этом

 

расс азе

 

налицо

 

движение

 

сюжета

 

от

 

«этно рафии»

   

«ми-

фоло ии»

 

 

свидетельство

 

об

 

очистительных

 

рит алах,

 

при роченных

 

праздни

 

Песах,

 

сопровождается

 

олоритным

 

повествованием

 

о

 

яв-

лении

 

зооморфно о

 

персонажа,

 

отором

 

я обы

 

по лоняются

 

евреи.

«Опасные»

 

праздни и.

 

Праздни и

 

а

 

особые

 

дни

 

в

 

алендаре,

 

выде-

ленные

 

из

 

череды

 

б дней,

 

отмеченные

 

различными

 

обрядовыми

 

предпи-

саниями

 

и

 

запретами,

 

воспринимаются

 

в

 

народной

 

славянс ой

 

тради-

ции

 

не

 

просто

 

а

 

значимые

 

дни,

 

но

 

а

 

дни

 

опасные

 

и

 

даже

 

страш-

ные,

 

треб ющие

 

особо о

 

поведения

 

и

 

соблюдения

 

особых

 

правил

(А ап ина

 

2002:

 

31–40;

 

Толстая

 

2004:

 

25–27).

В

 

славянс ой

 

среде

 

быт ют

 

поверья,

 

что

 

особо

 

опасными

 

днями

 

яв-

ляются

 

дни

 

совпадения

 

больших

 

праздни ов.

 

Это

 

время

 

во

 

мно ом

воспринимается

 

а

 

аномальное,

 

а

 

зна овое,

 

с лящее

 

беды

 

и

 

на а-

зания

 

за

 

рехи.

Среди

 

архивных

 

материалов

 

начала

 

XX

 

в.

 

из

 

Ярославс ой

 

б.,

 

со-

бранных

 

И.

 

В.

 

Костоловс им,

 

содержатся

 

записи

 

народных

 

поверий

 

о

совпадении

 

Бла овещения

 

и

 

Пасхи

 

в

 

1912

 

.

 

(относительно

 

та

 

назы-

ваемой

 

Господней

 

Пасхи

 

или

 

Кириопасхи

 

в

 

цер овном

 

ставе

 

с щест-

в ет

 

специальная

 

лава

 

об

 

отправлении

 

сл жбы

 

в

 

та ой

 

день).

 

К

 

том

же

 

1912

 

.

 

выдался

 

висо осным,

 

что,

 

без словно,

 

повлияло

 

на

 

эсхато-

ло ичес ий

 

хара тер

 

народных

 

расс азов

 

(ср.

 

эсхатоло ичес ие

 

моти-

вы

 

в

 

расс азах

 

современных

 

пермс их

 

староверов

 

в

 

1992

 

.,

 

о да

праздни

 

Бла овещения

 

та же

 

совпал

 

с

 

Пасхой,

 

а

 

1992

 

.

 

пришелся

 

на

«половин

 

восьмой

 

тысячи»

 

от

 

сотворения

 

мира

 

(7500

 

.),

 

и

 

следовало

ожидать

 

онца

 

света

 

 

Смор

нова

 

1998).

 

Крестьяне

 

оворили,

 

что

 

та-

ое

 

совпадение

 

было

 

все о

 

два

 

раза,

 

в

 

1912

 

.

 

оно

 

сл чится

 

в

 

третий

 

и

 

в

последний

 

раз,

 

после

 

че о

 

наст пит

 

«преставление

 

света».

 

В

 

1912

 

.

мно ие

 

сшили

 

себе

 

саваны

 

и

 

отовились

   

смерти

 

в

 

день

 

Пасхи.

«Раньше,

 

о да

 

было

 

Бла овещенье

 

в

 

Пасх ,

 

Бо

 

не

 

давал

 

дол о

 

днев-

но о

 

света,

 

то

 

есть

 

дол о

 

не

 

рассветало

 

и

 

<…>

 

попы

 

все

 

пели

 

и

 

пели