Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3377

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

165

165

что

 

день

 

св.

 

Мар а

 

(25.IV/08.V),

 

праздн ют

 

не

 

толь о

 

христиане,

 

но

 

и

евреи,

 

объясняет

 

арпатс ая

 

былич а.

 

В

 

этот

 

день

 

один

 

еврей

 

возил

 

на-

воз

 

на

 

поле.

 

Доброжелатели

 

с азали

 

ем ,

 

что

 

се одня

 

праздни

 

 

рабо-

тать

 

рех.

 

Еврей

 

засмеялся:

 

«Шо

 

то

 

Маро ?

 

Маро

 

 

шмаро !»

 

 

и

 

т т

же

 

провалился

 

вместе

 

со

 

своими

 

онями

 

«в

 

с ал »

 

( орн ю

 

трещин ).

 

С

тех

 

пор

 

евреи

 

все да

 

спрашивают

   

ц лов:

 

«А

 

оли

 

то о

 

Мар а?»

 

чтобы

 

не

 

нар шить

 

запрет

 

работать

 

в

 

праздни

 

и

 

не

 

навлечь

 

на

 

себя

 

бед

(Онищ

 

1912:

 

45).

 

В

 

бал анс ом

 

ре ионе

 

отмечено

 

почитание

 

дня

св.

 

Про опа

 

(Про опj вдан,

 

8.VII

 

ст.

 

ст.).

 

Ле енда

 

ласит,

 

что

 

однажды

не ий

 

«т ро »

 

созвал

 

в

 

этот

 

день

 

на

 

толо

 

православных,

 

заставив

 

их

работать.

 

Т т

 

же

 

сошлись

 

т чи,

 

и

 

ромом

 

било

 

дв х

 

сыновей

 

«т р а»

(по

 

др

ой

 

версии

 

девять

 

детей).

 

С

 

тех

 

пор

 

«т р и»

 

все да

 

спрашивают

«сербов»:

 

«Кад

 

дође

 

онаj

 

Про оп,

 

што

 

моj

 

дjец

 

по оп?»

 

(Филиповић

1949:

 

140).

Праздничный

 

хронотоп.

 

Казалось

 

бы,

 

чем

 

может

 

розить

 

иноверц

 

на-

р шение

 

праздничных

 

запретов,

 

соблюдаемых

 

христианами,

 

 

ведь

«ч жой»

 

находится

 

а

 

бы

 

вне

 

льт рно о

 

пространства

 

местной

 

тра-

диции

 

и

 

ее

 

станов и

 

на

 

не о

 

не

 

распространяются?

 

Одна о

 

именно

 

в

сфере

 

алендарных

 

представлений

 

этот

 

принцип

 

не

 

срабатывает,

 

и

 

оп-

ределяющим

 

о азывается

 

поверье

 

о

 

прямой

 

соотнесенности

 

времени

(праздни а)

 

и

 

пространства,

 

в

 

пределах

 

оторо о

 

он

 

имеет

 

место

 

быть.

Описывая

 

народный

 

алендарь

 

рестьян

 

Виленс ой

 

б.,

 

священни

Иоанн

 

Берман

 

отметил,

 

что

 

«по

 

понятиям

 

народа,

 

христианс ие

 

при-

свят и

 

(праздни и,

 

не

 

имеющие

 

стат са

 

« одовых».

 

 

О.

 

Б

.)

 

привяза-

ны

   

христианс им

 

р нтам

 

(почве)

 

и

 

потом

 

в

 

неважный

 

пол празд-

ни

 

не

 

одится

 

работать

 

собственно

 

на

 

своей

 

ниве,

 

чтобы

 

не

 

на ли ать

 

на

нее

 

бедствий»

 

(Берман

 

1873:

 

33).

 

В

 

Ошмянс ом

 

езде

 

Виленс ой

 

б.

расс азывали

 

о

 

л хонемом

 

рестьянине,

 

оторый

 

отправился

 

пахать

 

в

праздни

 

(«присвято »)

 

Бориса

 

и

 

Глеба.

 

Соседи

 

поспешили

 

до нать

 

е о

и

 

зна ами

 

 

рестным

 

знамением

 

в

 

сторон

 

цер ви

 

 

объяснили,

 

что

се одня

 

праздни

 

и

 

в

 

поле

 

работать

 

не

 

одится.

 

Гл хонемой

 

ивн л

 

и

«затормосил»

 

ла ом

 

свою

 

бород ,

 

дав

 

понять

 

та им

 

образом,

 

что

 

он

отправляется

 

пахать

 

не

 

на

 

свое

 

поле,

 

но

 

на

 

поле

 

еврея.

 

В

 

то

 

же

 

время

предос дительным

 

для

 

хозяина

 

считалось,

 

если

 

на

 

е о

 

«христианс ом

р нте»,

 

арендованном

 

евреями,

 

в

 

праздни и

 

велась

 

работа,

 

хотя

 

бы

 

и

р

ами

 

евреев

 

(Там

 

же).

Крестьяне

 

Сл ц о о

 

повета

 

та же

 

соблюдали

 

запрет

 

на

 

работ

 

в

«варавiты

 

сьвято »

 

Бориса,

 

опасаясь,

 

что

 

ром

 

спалит

 

посевы.

 

Одна о

наниматься

 

на

 

работ

 

«

 

др

 

людзям

 

цi

   

жыд ом»

 

можно,

 

ибо

 

из-

вестно,

 

что

 

рех

 

за

 

работ

 

в

 

праздни

 

падает

 

на

 

то о,

 

ом

 

«на

 

о-

рысть»

 

идет

 

эта

 

работа

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

105).


background image

Глава

 

IV

166

166

Среди

 

еврейс их

 

фоль лорных

 

те стов

 

та же

 

имеются

 

повествова-

ния

 

о

 

том,

 

почем

 

важно

 

отмечать

 

«ч жие»

 

праздни и.

 

В

 

расс азе

 

вы-

ходца

 

из

 

Галиции

 

о

 

праведни е

 

раби

 

Менделе

 

из

 

Реминова

 

оворится,

а

 

раби

 

однажды

 

поздравил

 

хасидов

 

с

 

Новым

 

одом

 

оев.

 

Удивленной

а дитории

 

раби

 

объяснил,

 

что

 

«Новый

 

од

 

оев

 

с лит

 

хорош ю

 

под-

пись

 

еврейс ом

 

народ

 

 

видит

 

Господь

 

пре решения

 

оев

 

в

 

их

 

Но-

вый

 

од

и

 

вспоминает

 

свой

 

народ.

 

Сидит

 

он

 

на

 

троне

 

и

 

с дит

 

оев

 

в

 

соответствии

с

 

их

 

делами,

 

но

 

милосердием

 

становится

 

для

 

евреев

 

Е о

 

с действо»

 

(Из-

раильс ий

 

архив

 

фоль лорно о

 

расс аза

 

при

 

Хайфс ом

 

ниверситете,

 

1773;

 

Фиал ова

 

1995а).

Что

 

асается

 

обратной

 

сит ации

 

 

почитании

 

в

 

а ой-либо

 

форме

еврейс их

 

праздни ов

 

славянами-христианами

 

 

фоль лорно-этно ра-

фичес ие

 

своды

 

онца

 

XIX

 

 

XX

 

в.

 

не

 

содержат

 

та их

 

сведений.

 

Ис-

лючением

 

является

 

тро ательный

 

расс аз

 

потом а

 

раби

 

Пинхаса

 

из

 

Бе-

лор ссии

 

«Хан

альная

 

свеча

 

Але сея»

 

о

 

том,

 

а

 

аждый

 

од

 

евреи

 

со

всей

 

о р

и

 

собирались

 

в

 

доме

 

полесс о о

 

рестьянина

 

Але сея,

 

чтобы

отпраздновать

 

Хан

.

 

Але сей

 

же

 

страивал

 

для

 

евреев

 

праздни

 

и

 

сам

принимал

 

в

 

нем

 

частие

 

по

 

обет ,

 

в

 

память

 

о

 

ч десно

 

спасшей

 

е о

 

хан -

альной

 

свече,

 

свет

 

оторой

 

азал

 

ем

 

доро

 

из

 

лесной

 

чащи

 

(Израиль-

с ий

 

архив

 

фоль лорно о

 

расс аза

 

при

 

Хайфс ом

 

ниверситете,

 

 

3486;

Фиал ова

 

1995б).

«Ч жеродность»

 

еврейс о о

 

алендаря

 

для

 

соседей-славян

 

под ре-

пляется

 

еще

 

и

 

тем

 

фа том,

 

что

 

все

 

еврейс ие

 

праздни и

 

 

подвижные,

«не

 

в

 

числе».

 

Этим

 

об словлены

 

попыт и

 

«за репить»,

 

хотя

 

бы

 

лично

для

 

себя,

 

не оторые

 

даты

 

еврейс о о

 

алендаря

 

за

 

определенными

днями.

 

Довольно

 

точно

 

описывая

 

события

 

еврейс о о

 

С дно о

 

дня,

 

о-

да

 

треб ется

 

соблюдать

 

стро ий

 

пост

 

«до

 

звезды»,

 

одна

 

из

 

расс азчиц

отметила,

 

что

 

С дный

 

день

 

приходится

 

все да

 

на

 

с ббот :

 

«С дный

дэнь,

 

да-да!

 

Вон

á

 

[сосед а-еврей а]

 

нэ

 

й

ла

 

цэлый

 

дэнь,

 

вона

 

в

 

пьятны-

ц

 

я

 

пой

ла,

 

мни

 

á

[ж]ется,

 

шо

 

вин

 

все да

 

ў

 

с бот

 

припад

á

е,

 

то

 

в

пьятныц

 

вона

 

я

 

повэч

¨

рала,

 

и

 

всё,

 

и

 

цэлый

 

дэнь.

 

И

 

вжэ

 

б л

á

 

слаб

á

,

то

 

ж

 

слаб

ó

м

 

вже

 

можно

 

й

сты,

 

б ла

 

слаб

á

 

 

всё

 

равно

 

она

 

нэ

 

й

ла.

К

á

же:

 

„Я

 

хочь

 

цэй

 

одын

 

дэнь

 

нэ

 

пой

м!»

 

Д

ó

ль

 

нэ

 

взойшл

á

 

з

роч а.

Взойшл

á

 

зироч а,

 

и

 

тод

 

вона

 

сид

á

е

 

за

 

стил

 

и

 

при лашае

 

о о

 

там,

 

и

едят“»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о).

«Ч жой»

 

праздни :

 

от

 

этно рафии

   

мифоло ии.

 

Славянс ие

 

рас-

с азы

 

о

 

рит алах,

 

совершаемых

 

во

 

время

 

еврейс их

 

праздни ов,

дивительным

 

образом

 

совмещают

 

в

 

себе

 

«этно рафичес ий»

 

и

 

«ми-

фоло ичес ий»

 

пласт.

 

С

 

одной

 

стороны,

 

они

 

содержат

 

наблюдения,


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

167

167

свидетельств ющие

 

о

 

пристальном

 

внимании,

 

с

 

оторым

 

местные

жители

 

При арпатья

 

или

 

Полесья

 

наблюдали

 

за

 

обрядами

 

своих

 

со-

седей

 

и

 

своеобразно

 

интерпретировали

 

их

 

(часто

 

с

 

точ и

 

зрения

 

соб-

ственной

 

традиции).

 

С

 

др

ой

 

стороны,

 

в

 

этих

 

расс азах

 

отражается

один

 

из

 

наиболее

 

стойчивых

 

стереотипов

 

 

о

 

связи

 

иноверцев

 

с

 

не-

чистой

 

силой.

Осеннем

 

праздни

 

К щей,

 

оторый

 

совместил

 

в

 

себе

 

целый

омпле с

 

представлений,

 

связанных

 

с

 

поминальными

 

и

 

очисти-

тельными

 

обрядами,

 

обрядами

 

вызывания

 

дождя,

 

а

 

та же

 

мно о-

численные

 

приметы,

 

посвящен

 

отдельный

 

очер

 

(

IV.2

).

Славянс ие

 

народные

 

поверья,

 

о р жающие

 

рит алы

 

еврейс о о

С дно о

 

дня

 

и

 

связанные

 

с

 

демоноло ичес ими

 

представлениями,

 

осо-

бо

 

рассмотрены

 

нами

 

в

 

разделе

 

о

 

«хап не»

 

(

V.3

).

В

 

данном

 

разделе

 

мы

 

остановимся

 

на

 

представлениях

 

славян

 

о

 

ве-

сенних

 

еврейс их

 

праздни ах

 

 

П риме

 

и

 

Песахе.

 

Славянс ая

 

фоль -

лорная

 

«прое ция»

 

этих

 

праздни ов

 

по азательна

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

пере о-

диров ой

 

«ч жих»

 

понятий

 

в

 

рам ах

 

«своей»

 

традиции,

 

и

 

а

 

пример

тесно о

 

взаимодействия

 

соседств ющих

 

льт р.

П рим

.

 

Белор сс ая

 

по овор а

 

«Людзи

 

авораць,

 

што

 

П рымы

 

не

сьвято,

 

а

 

трасца

 

не

 

хвароба

 

(П рим

 

не

 

праздни ,

 

а

 

лихорад а

 

не

 

бо-

лезнь)»

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

203)

 

на

 

первый

 

вз ляд

 

принижает

 

стат с

это о

 

праздни а

 

(от олосо

 

то о,

 

что

 

не

 

все

 

евреи

 

отмечают

 

этот

 

празд-

ни ?).

 

Одна о

 

понимать

 

это

 

выражение

 

след ет,

 

видимо,

 

в

 

прямо

 

проти-

воположном

 

смысле

 

(исходя

 

из

 

то о,

 

что

 

лихорад а

 

в

 

народных

 

пред-

ставлениях

 

 

один

 

из

 

самых

 

свирепых

 

нед

ов).

 

Да

 

и

 

фоль лор-

но-этно рафичес ий

 

материал

 

по азывает,

 

что

 

П рим

 

не

 

остался

 

неза-

меченным

 

в

 

славянс ой

 

традиции.

 

Это

 

пра тичес и

 

единственный

праздни ,

 

оторый

 

о азался

 

напрям ю

 

спроецирован

 

на

 

славянс ий

алендарь

 

 

а

 

в

 

язы овом,

 

та

 

и

 

в

 

обрядовом

 

аспе те.

Среди

 

раинцев,

 

живших

 

в

 

тесном

 

соседстве

 

с

 

евреями,

 

быт ют

вполне

 

аде ватные

 

представления

 

о

 

праздни е

 

П рим,

 

основанные

 

на

знании

 

библейс о о

 

сюжета

 

из

 

Кни и

 

Эсфирь.

 

«Шо

 

отовили?

 

Пи-

риж

,

 

торт

 

на

 

Á

ман,

 

пр

á

ни и.

 

Т

шилися,

 

шо

 

спасали

 

народ.

 

Маў

 

же

и

 

народ

 

пострадати

 

через

 

то о

 

Á

мана.

 

Йо

ó

 

пов

шали.

 

Це

 

я

 

читаю,

 

ў

мэн

¨

 

п

ó

ўно

 

ниж

ó

.

 

[Представлений

 

с

 

ряженьем

 

не

 

страивали.]

 

Тиль-

и

 

пэ ли

 

и

 

сами

 

й

лы,

 

т

шилиса

 

и

 

мол

¢

лыся,

 

шо

 

спас

¨

ннэ

 

й

хне

 

пл

¨

-

мья,

 

народ

 

спас

¨

н.

 

А

 

й

дэн

 

маў

 

в

даты

 

йих,

 

прод

á

ты.

 

Чэрэз

 

одно о

 

то-

о

 

Á

мана.

 

А

 

б л

á

 

д

ý

же

 

расавица

 

Á

Эстер

 

и

 

попрос

¢

ла

 

сво

ó

 

чолов

а,

сво

ó

 

возлюбленно о,

 

и

 

он

 

пов

шал

 

то о

 

Á

мана.

 

Пов

шал»

(Ю.

 

С.

 

Резни ,

 

1929

 

.

 

р.,

 

М рафа

 

Шар ородс о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

И.

 

Берман

 

отметил

 

та

ю

 

деталь

 

относительно

 

праздни а

 

Средопо-


background image

Глава

 

IV

168

168

стья

 

или

 

« рестцов»

 

(среда

 

на

 

4-й

 

неделе

 

Вели о о

 

поста)

 

в

 

народных

представлениях

 

Виленщины:

 

«Замечательно,

 

что

 

часто

 

сл чающийся

об

 

эт

 

пор

 

еврейс ий

 

праздни

 

П рим

 

тоже

 

почем -то

 

называется

 

ев-

реями

 

и

 

рестьянами

 

„жидовс ие

 

рестцы“.

 

Мно ие

 

евреи

 

по

 

невеже-

ств

 

д мают,

 

что

 

этот

 

праздни

   

них

 

потом

 

называется

 

„ рестцами“,

что

 

в

 

оное

 

время

 

Аман

 

зад мал

 

евреев

 

приневолить

   

принятию

 

хри-

стианства»

 

(Берман

 

1873:

 

9).

В

 

польс ой

 

традиции

 

праздни

 

П рим

 

ино да

 

называется

 

Żydowskie

Zapusty

,

 

т.

 

е.

 

«еврейс ая

 

масленица»

 

 

восприятии

 

П рима

 

и

 

маслени-

цы

 

а

 

сходных

 

праздни ов

 

в

 

современной

 

ородс ой

 

р сс о-еврейс ой

среде

 

см.:

 

Добровольс ая

 

2004:

 

140–143).

 

Ка

 

расс азывают

 

информан-

ты-славяне

 

(Бельс о-Подлясс ое

 

воеводство;

 

поля и

 

на

 

территории

 

Лит-

вы),

 

в

 

этот

 

день

 

евреи

 

на

 

роль

 

ненавистно о

 

Амана

 

нанимали

 

за

 

плат

 

а-

толи а,

 

оторо о

 

потом

 

мо ли

 

тол ать

 

и

 

бить

 

ольями,

 

« а

 

Иис са

Христа»

 

(Ca

ła

 

1992:

 

89;

 

Hryciuk

,

 

Moroz

 

1993

a

:

 

91;

 

Zowczak

 

2000:

 

177–

178,

 

182).

С

 

одной

 

стороны,

 

здесь

 

налицо

 

обычное

 

для

 

народно о

 

христианства

соотнесение

 

всех

 

еврейс их

 

обычаев

 

и

 

обрядов

 

с

 

еван ельс ими

 

собы-

тиями

 

а

 

более

 

значимыми

 

 

с

 

них

 

в

 

фоль лорном

 

сознании

 

начинает-

ся

 

мироздание

 

и

 

история.

 

Вспомним

 

народные

 

ле енды

 

о

 

том,

 

а

 

Хри-

стос

 

творил

 

мир,

 

что

 

еврейс ий

 

Талм д

 

есть

 

не

 

что

 

иное

 

а

 

тайная

 

ни-

а

 

о

 

распятии

 

Христа,

 

что

 

в

 

Пасхальн ю

 

ночь

 

евреи

 

собираются

 

для

 

то о,

чтобы

 

вспомнить,

 

а

 

они

 

распинали

 

Иис са,

 

и

 

т.

 

д.

 

По азательны

 

в

 

свя-

зи

 

с

 

этим

 

свидетельства,

 

записанные

   

поля ов

 

в

 

Литве:

 

«С

 

нашей

 

веры

бер т,

 

с

 

христианс ой

 

<…>

 

И

 

называют

 

е о

 

еврейс им

 

Аманом

 

(

Hama

nem

 

żydowskim

)

 

<…>

 

Они

 

и

 

пана

 

Ез са

 

Аманом

 

(

Hamanem

)

 

называли»

(

Zowczak

 

2000:

 

177–178);

 

«…заставляли

 

православно о

 

или

 

атоли а

<…>

 

рвали

 

роз и,

 

наливали

 

с с

 

и

 

желчь

 

в

 

вод

.

 

Платили

 

Аман

 

мно-

о

 

<…>

 

та

 

пьяницы

 

со лашались.

 

Евреи

 

молятся,

 

а

 

потом

 

плюют

 

на

 

не-

о,

 

бьют

 

е о

 

роз ами,

 

а

 

Пана

 

Ез са.

 

Может,

 

Пан

 

Ез с

 

и

 

значит

 

„Аман“

(

Haman

)

 

по-еврейс и»

 

(Там

 

же:

 

178).

С

 

др

ой

 

стороны,

 

описанный

 

рит ал

 

с

 

битьем

 

и

 

преследованием

совершенно

 

ор анично

 

входит

 

в

 

систем

 

масленичных

 

бесчинств,

 

ото-

рыми

 

сопровождались

 

проводы

 

зимы

 

и

 

обряды

 

из нания

 

смерти

 

в

 

сла-

вянс ой

 

традиции,

 

что

 

мо ло

 

посл жить

 

основанием

 

сближения

 

еврей-

с о о

 

П рима

 

и

 

славянс ой

 

масленицы

 

на

 

ле сичес ом

 

ровне.

 

Славя-

не

 

на

 

Страстной

 

неделе,

 

на ан не

 

Пасхи

 

(эти

 

дни

 

значимы

 

не

 

толь о

ввид

 

соблюдения

 

цер овных

 

рит алов,

 

но

 

отмечены

 

мно очисленны-

ми

 

обрядовыми

 

действиями,

 

имеющими

 

очистительный

 

и

 

охранитель-

ный

 

смысл)

 

та же

 

привле али

 

евреев

   

обязательным

 

в

 

этот

 

период

рит альным

 

бесчинствам.

 

Та ,

 

повсеместно

   

западных

 

славян

 

в

 

раз-

личных

 

вариантах

 

известно

 

предпасхальное

 

действо,

 

называемое


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

169

169

«на азание»,

 

«преследование»,

 

«сжи ание»

 

или

 

«повешение

 

И ды»,

смысл

 

оторо о

 

сводился

   

из отовлению

 

обрядово о

 

ч чела

 

с

 

после-

д ющим

 

е о

 

ничтожением

 

(все

 

эти

 

обряды

 

мо

т

 

быть

 

рассмотрены

а

 

христианизированный

 

вариант

 

ничтожения

 

лы

 

 

олицетворе-

ния

 

зимы

 

и

 

смерти;

 

подробнее

 

см.:

 

Белова

 

2000а).

 

В

 

различных

 

вариан-

тах

 

«повешения

 

И ды»

 

обращают

 

на

 

себя

 

внимание

 

след ющие

 

момен-

ты:

 

«И д »

 

одевали

 

в

 

вещи,

 

раденные

   

евреев,

 

в

 

еврейс ий

 

оловной

бор,

 

били,

 

вешали

 

на

 

рыночной

 

площади,

 

на

 

ворота

 

или

 

на

 

дерево

 

на-

против

 

дома

 

еврея,

 

забрасывали

 

вн трь

 

еврейс о о

 

жилища,

 

и

 

еврей

должен

 

был

 

от

питься,

 

заплатить

 

за

 

л .

 

Затем

 

эт

 

л

 

тащили

 

ре е,

 

поджи али

 

и

 

бросали

 

в

 

вод ,

 

разрывали

 

на

 

части

 

или

 

же

 

сбрасыва-

ли

 

с

 

башни

 

остела.

 

Здесь

 

та же

 

имеет

 

место

 

еже одная

 

реализация

еван ельс о о

 

мифа

 

в

 

сочетании

 

с

 

элементами

 

рит альных

 

обходов

 

ря-

женых

 

(ч чело,

 

вы

п,

 

преследование,

 

ничтожение),

 

происходивших

 

в

поворотные

 

моменты

 

ода

 

(Белова

 

2000а:

 

356–357;

 

Ca

ła

 

1992:

 

130–131;

Cała

 

1995:

 

163–164;

 

Magiera

 

1900;

 

Zowzcak

 

2000:

 

353–355;

 

Gieryszewska

1992).

 

Со ласно

 

польс им

 

материалам,

 

о да

 

процессия,

 

нес щая

 

ч чело

И ды,

 

встречала

 

на

 

п ти

 

настояще о

 

еврея,

 

часть

 

е о

 

была

 

незавидной.

Участни и

 

процессии

 

бросали

 

л ,

 

хватали

 

еврея

 

и

 

начинали

 

е о

 

бить

и

 

тол ать

 

(

Kolberg

 

DW

 

24:

 

132,

 

Goł biowski

 

1884:

 

115).

 

В

 

Западной

 

Га-

лиции

 

(Ропчица)

 

шествия

 

с

 

«И дой»

 

были

 

запрещены

 

ородс ими

 

вла-

стями,

 

о да

 

стыч и

 

с

 

евреями

 

особенно

 

частились

 

(

Udzieła

 

1890:

 

68).

Любопытным

 

в

 

связи

 

с

 

рассмотренными

 

действами

 

с

 

«Аманом»

 

и

«И дой»

 

ажется

 

троиц ий

 

обычай,

 

бытовавший

 

в

 

Лиманове

(Новосондец ое

 

воев.)

 

и

 

при роченный

   

«собот ам»:

 

на

 

рыш

 

или

 

на

дерево

 

вешали

 

соломенное

 

ч чело,

 

называемое

 

Haman

.

 

Потом

 

е о

 

стя-

ивали

 

на

 

землю,

 

били

 

пал ами,

 

за идывали

 

амнями

 

(

Magiera

 

1900).

Среди

 

наших

 

информантов

 

не

 

встретилось

 

людей,

 

помнящих

 

о

 

том,

разы рывали

 

ли

 

евреи

 

на

 

праздни

 

П рим

 

традиционные

 

«п римшпи-

ли»

 

с

 

мас ами

 

и

 

ряженьем.

 

Возможно,

 

от олосо

 

этой

 

традиции

 

зв чит

 

в

ла оничном

 

свидетельстве,

 

записанном

 

в

 

2004

 

.

 

в

 

одном

 

из

 

бывших

 

мес-

тече

 

Подолии:

 

«Ко да

 

мер

 

Сталин,

 

евреи

 

радовались,

 

пели

 

песни,

 

и -

рали

 

на

 

б бнах»

 

(Л.

 

В.

 

Мельничен о,

 

1953

 

.

 

р.,

 

Озаринцы

 

Мо илевс о о

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

Т.

 

Зайцева,

 

Ю.

 

Уло ова).

 

Столь

 

б рное

веселье

 

местеч овых

 

евреев

 

мо ло

 

объясняться

 

тем,

 

что

 

5

 

марта

 

1953

 

.

пришлось

 

на

 

П рим,

 

о да

 

традиция

 

предписывала

 

исполнять

 

обычай…

Песах

.

 

Во

 

время

 

летней

 

э спедиции

 

2000

 

.

 

в

 

волынс ое

 

Полесье

нам

 

далось

 

записать

 

воспоминания

 

Василины

 

Гри орьевны

 

С пр ню

(1931

 

.

 

р.)

 

 

до

 

войны

 

их

 

семья

 

жила

 

в

 

доме

 

по

 

соседств

 

с

 

еврейс ой

семьей

 

(«наши

 

хаты

 

ст

ý

ляны

 

б лы

 

с

 

жид

á

мы»).

 

О

 

еврейс ой

 

Пасхе

 

она

расс азывала:

 

«Вони

 

арап

á

т

 

й

лы,

 

бо

 

йих

 

Моисей,

 

я

 

выв

ó

диў,

 

то

вон

 

тыль о

 

жив

лиса

 

арап

á

т амы.

 

Вон

¢

 

соро

 

дэнь

 

б лы

 

ў

 

п сты-