ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3494
Скачиваний: 2
Праздни
—
обряд
—
рит ал
165
165
что
день
св.
Мар а
(25.IV/08.V),
праздн ют
не
толь о
христиане,
но
и
евреи,
объясняет
арпатс ая
былич а.
В
этот
день
один
еврей
возил
на-
воз
на
поле.
Доброжелатели
с азали
ем ,
что
се одня
праздни
—
рабо-
тать
рех.
Еврей
засмеялся:
«Шо
то
Маро ?
Маро
—
шмаро !»
—
и
т т
же
провалился
вместе
со
своими
онями
«в
с ал »
( орн ю
трещин ).
С
тех
пор
евреи
все да
спрашивают
ц лов:
«А
оли
то о
Мар а?»
—
чтобы
не
нар шить
запрет
работать
в
праздни
и
не
навлечь
на
себя
бед
(Онищ
1912:
45).
В
бал анс ом
ре ионе
отмечено
почитание
дня
св.
Про опа
(Про опj вдан,
8.VII
ст.
ст.).
Ле енда
ласит,
что
однажды
не ий
«т ро »
созвал
в
этот
день
на
толо
православных,
заставив
их
работать.
Т т
же
сошлись
т чи,
и
ромом
било
дв х
сыновей
«т р а»
(по
др
ой
версии
девять
детей).
С
тех
пор
«т р и»
все да
спрашивают
«сербов»:
«Кад
дође
онаj
Про оп,
што
моj
дjец
по оп?»
(Филиповић
1949:
140).
Праздничный
хронотоп.
Казалось
бы,
чем
может
розить
иноверц
на-
р шение
праздничных
запретов,
соблюдаемых
христианами,
—
ведь
«ч жой»
находится
а
бы
вне
льт рно о
пространства
местной
тра-
диции
и
ее
станов и
на
не о
не
распространяются?
Одна о
именно
в
сфере
алендарных
представлений
этот
принцип
не
срабатывает,
и
оп-
ределяющим
о азывается
поверье
о
прямой
соотнесенности
времени
(праздни а)
и
пространства,
в
пределах
оторо о
он
имеет
место
быть.
Описывая
народный
алендарь
рестьян
Виленс ой
б.,
священни
Иоанн
Берман
отметил,
что
«по
понятиям
народа,
христианс ие
при-
свят и
(праздни и,
не
имеющие
стат са
« одовых».
—
О.
Б
.)
привяза-
ны
христианс им
р нтам
(почве)
и
потом
в
неважный
пол празд-
ни
не
одится
работать
собственно
на
своей
ниве,
чтобы
не
на ли ать
на
нее
бедствий»
(Берман
1873:
33).
В
Ошмянс ом
езде
Виленс ой
б.
расс азывали
о
л хонемом
рестьянине,
оторый
отправился
пахать
в
праздни
(«присвято »)
Бориса
и
Глеба.
Соседи
поспешили
до нать
е о
и
зна ами
—
рестным
знамением
в
сторон
цер ви
—
объяснили,
что
се одня
праздни
и
в
поле
работать
не
одится.
Гл хонемой
ивн л
и
«затормосил»
ла ом
свою
бород ,
дав
понять
та им
образом,
что
он
отправляется
пахать
не
на
свое
поле,
но
на
поле
еврея.
В
то
же
время
предос дительным
для
хозяина
считалось,
если
на
е о
«христианс ом
р нте»,
арендованном
евреями,
в
праздни и
велась
работа,
хотя
бы
и
р
ами
евреев
(Там
же).
Крестьяне
Сл ц о о
повета
та же
соблюдали
запрет
на
работ
в
«варавiты
сьвято »
Бориса,
опасаясь,
что
ром
спалит
посевы.
Одна о
наниматься
на
работ
«
др
iм
людзям
цi
жыд ом»
можно,
ибо
из-
вестно,
что
рех
за
работ
в
праздни
падает
на
то о,
ом
«на
о-
рысть»
идет
эта
работа
(Сержп тоўс i
1930:
105).
Глава
IV
166
166
Среди
еврейс их
фоль лорных
те стов
та же
имеются
повествова-
ния
о
том,
почем
важно
отмечать
«ч жие»
праздни и.
В
расс азе
вы-
ходца
из
Галиции
о
праведни е
раби
Менделе
из
Реминова
оворится,
а
раби
однажды
поздравил
хасидов
с
Новым
одом
оев.
Удивленной
а дитории
раби
объяснил,
что
«Новый
од
оев
с лит
хорош ю
под-
пись
еврейс ом
народ
—
видит
Господь
пре решения
оев
в
их
Но-
вый
од
и
вспоминает
свой
народ.
Сидит
он
на
троне
и
с дит
оев
в
соответствии
с
их
делами,
но
милосердием
становится
для
евреев
Е о
с действо»
(Из-
раильс ий
архив
фоль лорно о
расс аза
при
Хайфс ом
ниверситете,
№
1773;
Фиал ова
1995а).
Что
асается
обратной
сит ации
—
почитании
в
а ой-либо
форме
еврейс их
праздни ов
славянами-христианами
—
фоль лорно-этно ра-
фичес ие
своды
онца
XIX
—
XX
в.
не
содержат
та их
сведений.
Ис-
лючением
является
тро ательный
расс аз
потом а
раби
Пинхаса
из
Бе-
лор ссии
«Хан
альная
свеча
Але сея»
о
том,
а
аждый
од
евреи
со
всей
о р
и
собирались
в
доме
полесс о о
рестьянина
Але сея,
чтобы
отпраздновать
Хан
.
Але сей
же
страивал
для
евреев
праздни
и
сам
принимал
в
нем
частие
по
обет ,
в
память
о
ч десно
спасшей
е о
хан -
альной
свече,
свет
оторой
азал
ем
доро
из
лесной
чащи
(Израиль-
с ий
архив
фоль лорно о
расс аза
при
Хайфс ом
ниверситете,
№
3486;
Фиал ова
1995б).
«Ч жеродность»
еврейс о о
алендаря
для
соседей-славян
под ре-
пляется
еще
и
тем
фа том,
что
все
еврейс ие
праздни и
—
подвижные,
«не
в
числе».
Этим
об словлены
попыт и
«за репить»,
хотя
бы
лично
для
себя,
не оторые
даты
еврейс о о
алендаря
за
определенными
днями.
Довольно
точно
описывая
события
еврейс о о
С дно о
дня,
о-
да
треб ется
соблюдать
стро ий
пост
«до
звезды»,
одна
из
расс азчиц
отметила,
что
С дный
день
приходится
все да
на
с ббот :
«С дный
дэнь,
да-да!
Вон
á
[сосед а-еврей а]
нэ
й
™
ла
цэлый
дэнь,
вона
в
пьятны-
ц
я
пой
™
ла,
мни
á
[ж]ется,
шо
вин
все да
ў
с бот
припад
á
е,
то
в
пьятныц
вона
я
повэч
¨
рала,
и
всё,
и
цэлый
дэнь.
И
вжэ
б л
á
слаб
á
,
то
ж
слаб
ó
м
вже
можно
й
™
сты,
б ла
слаб
á
—
всё
равно
она
нэ
й
™
ла.
К
á
же:
„Я
хочь
цэй
одын
дэнь
нэ
пой
™
м!»
Д
ó
ль
нэ
взойшл
á
з
™
роч а.
Взойшл
á
зироч а,
и
тод
™
вона
сид
á
е
за
стил
и
при лашае
о о
там,
и
едят“»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о).
«Ч жой»
праздни :
от
этно рафии
мифоло ии.
Славянс ие
рас-
с азы
о
рит алах,
совершаемых
во
время
еврейс их
праздни ов,
дивительным
образом
совмещают
в
себе
«этно рафичес ий»
и
«ми-
фоло ичес ий»
пласт.
С
одной
стороны,
они
содержат
наблюдения,
Праздни
—
обряд
—
рит ал
167
167
свидетельств ющие
о
пристальном
внимании,
с
оторым
местные
жители
При арпатья
или
Полесья
наблюдали
за
обрядами
своих
со-
седей
и
своеобразно
интерпретировали
их
(часто
с
точ и
зрения
соб-
ственной
традиции).
С
др
ой
стороны,
в
этих
расс азах
отражается
один
из
наиболее
стойчивых
стереотипов
—
о
связи
иноверцев
с
не-
чистой
силой.
Осеннем
праздни
К щей,
оторый
совместил
в
себе
целый
омпле с
представлений,
связанных
с
поминальными
и
очисти-
тельными
обрядами,
обрядами
вызывания
дождя,
а
та же
мно о-
численные
приметы,
посвящен
отдельный
очер
(
IV.2
).
Славянс ие
народные
поверья,
о р жающие
рит алы
еврейс о о
С дно о
дня
и
связанные
с
демоноло ичес ими
представлениями,
осо-
бо
рассмотрены
нами
в
разделе
о
«хап не»
(
V.3
).
В
данном
разделе
мы
остановимся
на
представлениях
славян
о
ве-
сенних
еврейс их
праздни ах
—
П риме
и
Песахе.
Славянс ая
фоль -
лорная
«прое ция»
этих
праздни ов
по азательна
и
в
связи
с
пере о-
диров ой
«ч жих»
понятий
в
рам ах
«своей»
традиции,
и
а
пример
тесно о
взаимодействия
соседств ющих
льт р.
П рим
.
Белор сс ая
по овор а
«Людзи
авораць,
што
П рымы
не
сьвято,
а
трасца
не
хвароба
(П рим
не
праздни ,
а
лихорад а
не
бо-
лезнь)»
(Сержп тоўс i
1930:
203)
на
первый
вз ляд
принижает
стат с
это о
праздни а
(от олосо
то о,
что
не
все
евреи
отмечают
этот
празд-
ни ?).
Одна о
понимать
это
выражение
след ет,
видимо,
в
прямо
проти-
воположном
смысле
(исходя
из
то о,
что
лихорад а
в
народных
пред-
ставлениях
—
один
из
самых
свирепых
нед
ов).
Да
и
фоль лор-
но-этно рафичес ий
материал
по азывает,
что
П рим
не
остался
неза-
меченным
в
славянс ой
традиции.
Это
пра тичес и
единственный
праздни ,
оторый
о азался
напрям ю
спроецирован
на
славянс ий
алендарь
—
а
в
язы овом,
та
и
в
обрядовом
аспе те.
Среди
раинцев,
живших
в
тесном
соседстве
с
евреями,
быт ют
вполне
аде ватные
представления
о
праздни е
П рим,
основанные
на
знании
библейс о о
сюжета
из
Кни и
Эсфирь.
«Шо
отовили?
Пи-
риж
™
,
торт
на
Á
ман,
пр
á
ни и.
Т
™
шилися,
шо
спасали
народ.
Маў
же
и
народ
пострадати
через
то о
Á
мана.
Йо
ó
пов
™
шали.
Це
я
читаю,
ў
мэн
¨
п
ó
ўно
ниж
ó
.
[Представлений
с
ряженьем
не
страивали.]
Тиль-
и
пэ ли
и
сами
й
™
лы,
т
™
шилиса
и
мол
¢
лыся,
шо
спас
¨
ннэ
й
™
хне
пл
¨
-
мья,
народ
спас
¨
н.
А
й
™
дэн
маў
в
™
даты
йих,
прод
á
ты.
Чэрэз
одно о
то-
о
Á
мана.
А
б л
á
д
ý
же
расавица
Á
Эстер
и
попрос
¢
ла
сво
ó
чолов
™
а,
сво
ó
возлюбленно о,
и
он
пов
™
шал
то о
Á
мана.
Пов
™
шал»
(Ю.
С.
Резни ,
1929
.
р.,
М рафа
Шар ородс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
И.
Берман
отметил
та
ю
деталь
относительно
праздни а
Средопо-
Глава
IV
168
168
стья
или
« рестцов»
(среда
на
4-й
неделе
Вели о о
поста)
в
народных
представлениях
Виленщины:
«Замечательно,
что
часто
сл чающийся
об
эт
пор
еврейс ий
праздни
П рим
тоже
почем -то
называется
ев-
реями
и
рестьянами
„жидовс ие
рестцы“.
Мно ие
евреи
по
невеже-
ств
д мают,
что
этот
праздни
них
потом
называется
„ рестцами“,
что
в
оное
время
Аман
зад мал
евреев
приневолить
принятию
хри-
стианства»
(Берман
1873:
9).
В
польс ой
традиции
праздни
П рим
ино да
называется
Żydowskie
Zapusty
,
т.
е.
«еврейс ая
масленица»
(о
восприятии
П рима
и
маслени-
цы
а
сходных
праздни ов
в
современной
ородс ой
р сс о-еврейс ой
среде
см.:
Добровольс ая
2004:
140–143).
Ка
расс азывают
информан-
ты-славяне
(Бельс о-Подлясс ое
воеводство;
поля и
на
территории
Лит-
вы),
в
этот
день
евреи
на
роль
ненавистно о
Амана
нанимали
за
плат
а-
толи а,
оторо о
потом
мо ли
тол ать
и
бить
ольями,
« а
Иис са
Христа»
(Ca
ła
1992:
89;
Hryciuk
,
Moroz
1993
a
:
91;
Zowczak
2000:
177–
178,
182).
С
одной
стороны,
здесь
налицо
обычное
для
народно о
христианства
соотнесение
всех
еврейс их
обычаев
и
обрядов
с
еван ельс ими
собы-
тиями
а
более
значимыми
—
с
них
в
фоль лорном
сознании
начинает-
ся
мироздание
и
история.
Вспомним
народные
ле енды
о
том,
а
Хри-
стос
творил
мир,
что
еврейс ий
Талм д
есть
не
что
иное
а
тайная
ни-
а
о
распятии
Христа,
что
в
Пасхальн ю
ночь
евреи
собираются
для
то о,
чтобы
вспомнить,
а
они
распинали
Иис са,
и
т.
д.
По азательны
в
свя-
зи
с
этим
свидетельства,
записанные
поля ов
в
Литве:
«С
нашей
веры
бер т,
с
христианс ой
<…>
И
называют
е о
еврейс им
Аманом
(
Hama
nem
żydowskim
)
<…>
Они
и
пана
Ез са
Аманом
(
Hamanem
)
называли»
(
Zowczak
2000:
177–178);
«…заставляли
православно о
или
атоли а
<…>
рвали
роз и,
наливали
с с
и
желчь
в
вод
.
Платили
Аман
мно-
о
<…>
та
пьяницы
со лашались.
Евреи
молятся,
а
потом
плюют
на
не-
о,
бьют
е о
роз ами,
а
Пана
Ез са.
Может,
Пан
Ез с
и
значит
„Аман“
(
Haman
)
по-еврейс и»
(Там
же:
178).
С
др
ой
стороны,
описанный
рит ал
с
битьем
и
преследованием
совершенно
ор анично
входит
в
систем
масленичных
бесчинств,
ото-
рыми
сопровождались
проводы
зимы
и
обряды
из нания
смерти
в
сла-
вянс ой
традиции,
что
мо ло
посл жить
основанием
сближения
еврей-
с о о
П рима
и
славянс ой
масленицы
на
ле сичес ом
ровне.
Славя-
не
на
Страстной
неделе,
на ан не
Пасхи
(эти
дни
значимы
не
толь о
ввид
соблюдения
цер овных
рит алов,
но
отмечены
мно очисленны-
ми
обрядовыми
действиями,
имеющими
очистительный
и
охранитель-
ный
смысл)
та же
привле али
евреев
обязательным
в
этот
период
рит альным
бесчинствам.
Та ,
повсеместно
западных
славян
в
раз-
личных
вариантах
известно
предпасхальное
действо,
называемое
Праздни
—
обряд
—
рит ал
169
169
«на азание»,
«преследование»,
«сжи ание»
или
«повешение
И ды»,
смысл
оторо о
сводился
из отовлению
обрядово о
ч чела
с
после-
д ющим
е о
ничтожением
(все
эти
обряды
мо
т
быть
рассмотрены
а
христианизированный
вариант
ничтожения
лы
—
олицетворе-
ния
зимы
и
смерти;
подробнее
см.:
Белова
2000а).
В
различных
вариан-
тах
«повешения
И ды»
обращают
на
себя
внимание
след ющие
момен-
ты:
«И д »
одевали
в
вещи,
раденные
евреев,
в
еврейс ий
оловной
бор,
били,
вешали
на
рыночной
площади,
на
ворота
или
на
дерево
на-
против
дома
еврея,
забрасывали
вн трь
еврейс о о
жилища,
и
еврей
должен
был
от
питься,
заплатить
за
л .
Затем
эт
л
тащили
ре е,
поджи али
и
бросали
в
вод ,
разрывали
на
части
или
же
сбрасыва-
ли
с
башни
остела.
Здесь
та же
имеет
место
еже одная
реализация
еван ельс о о
мифа
в
сочетании
с
элементами
рит альных
обходов
ря-
женых
(ч чело,
вы
п,
преследование,
ничтожение),
происходивших
в
поворотные
моменты
ода
(Белова
2000а:
356–357;
Ca
ła
1992:
130–131;
Cała
1995:
163–164;
Magiera
1900;
Zowzcak
2000:
353–355;
Gieryszewska
1992).
Со ласно
польс им
материалам,
о да
процессия,
нес щая
ч чело
И ды,
встречала
на
п ти
настояще о
еврея,
часть
е о
была
незавидной.
Участни и
процессии
бросали
л ,
хватали
еврея
и
начинали
е о
бить
и
тол ать
(
Kolberg
DW
24:
132,
Goł biowski
1884:
115).
В
Западной
Га-
лиции
(Ропчица)
шествия
с
«И дой»
были
запрещены
ородс ими
вла-
стями,
о да
стыч и
с
евреями
особенно
частились
(
Udzieła
1890:
68).
Любопытным
в
связи
с
рассмотренными
действами
с
«Аманом»
и
«И дой»
ажется
троиц ий
обычай,
бытовавший
в
Лиманове
(Новосондец ое
воев.)
и
при роченный
«собот ам»:
на
рыш
или
на
дерево
вешали
соломенное
ч чело,
называемое
Haman
.
Потом
е о
стя-
ивали
на
землю,
били
пал ами,
за идывали
амнями
(
Magiera
1900).
Среди
наших
информантов
не
встретилось
людей,
помнящих
о
том,
разы рывали
ли
евреи
на
праздни
П рим
традиционные
«п римшпи-
ли»
с
мас ами
и
ряженьем.
Возможно,
от олосо
этой
традиции
зв чит
в
ла оничном
свидетельстве,
записанном
в
2004
.
в
одном
из
бывших
мес-
тече
Подолии:
«Ко да
мер
Сталин,
евреи
радовались,
пели
песни,
и -
рали
на
б бнах»
(Л.
В.
Мельничен о,
1953
.
р.,
Озаринцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
Т.
Зайцева,
Ю.
Уло ова).
Столь
б рное
веселье
местеч овых
евреев
мо ло
объясняться
тем,
что
5
марта
1953
.
пришлось
на
П рим,
о да
традиция
предписывала
исполнять
обычай…
Песах
.
Во
время
летней
э спедиции
2000
.
в
волынс ое
Полесье
нам
далось
записать
воспоминания
Василины
Гри орьевны
С пр ню
(1931
.
р.)
—
до
войны
их
семья
жила
в
доме
по
соседств
с
еврейс ой
семьей
(«наши
хаты
ст
ý
ляны
б лы
с
жид
á
мы»).
О
еврейс ой
Пасхе
она
расс азывала:
«Вони
арап
á
т
й
™
лы,
бо
йих
Моисей,
я
выв
ó
диў,
то
вон
™
тыль о
жив
™
лиса
арап
á
т амы.
Вон
¢
соро
дэнь
б лы
ў
п сты-