ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3491
Скачиваний: 2
Праздни
—
обряд
—
рит ал
175
175
Пасхе;
но
о да
лишь
толь о
что
попы
запели
Бла овещенью,
та
сраз
Бо
и
дал
—
рассветало
<…>
В
этот
день
Божья
Матерь
встре-
тится
со
своим
Сыном,
то
есть
с
Иис сом
Христом.
Все
зачатые
под
праздни
Бла овещенья
дети
бывают
несчастные,
больные,
а
то:
идиоты,
пьяницы,
воры
и
т.
п.»
(АИЭА,
ол.
ОЛЕАЭ,
д.
352,
б/д,
л.
15–17).
Время
«ч жих»
праздни ов
та же
связывается
в
традиционной
льт ре
с
представлением
об
«опасном»,
«нечистом»
и
в
то
же
время
бла оприятном
для
ма ичес их
рит алов
времени.
«Я
на
нїмець i
Бла овiщенє
роби,
то
звiр
лас є
х доб
бити»,
—
оворили
ц лы,
мотивир я
запрет
работать
на
Бла овещение
по
«латинс ом »
ален-
дарю
(Онищ
1912:
34).
Со ласно
верованиям
поля ов,
вредоносные
ходячие
по ойни и
( пыри)
а тивизир ются
в
дни
еврейс их
праздни ов
(а
та же
в
ново-
л ние
или
полнол ние,
в
пятниц
или
в
тот
день
недели,
о да
он
мер,
а
та же
в
одовщин
своей
смерти
или
о да
в
о рестностях
то-ниб дь
ончает
жизнь
само бийством)
(Baranowski
1981:
59).
В
По-
лесье
считают,
что
в
дни
еврейс их
праздни ов
размножаются
водяные
(ПА
1982).
К
«ч жим»
праздни ам
неред о
о азываются
при рочены
разно о
рода
сл хи
и
тол и,
а тивизир ющие
в
массовом
сознании
«страшные»
сюжеты
с
частием
нечистой
силы
(подробнее
см.
III.3
).
Временн
ó
е
совпадение
«своих»
и
«ч жих»
праздни ов
приобретало
в
народном
сознании
особое
значение
(наслаиваясь
на
традиционные
пред-
ставления
о
неординарности
дней,
в
оторые
происходит
совпадение
праздничных
дат,
например
помян то о
выше
совпадения
Бла овеще-
ния
и
Пасхи);
предрасположенность
празднично о
периода
ч десам
и
ч десном
во
всех
е о
проявлениях
(см.:
А ап ина
2001)
силивалась.
При
этом
ч до,
произошедшее
в
связи
с
еврейс им
праздни ом,
объяс-
нялось
христианами
с
точ и
зрения
их
рели ии.
Колоритным
примером
та о о
рода
может
стать
раинс ая
ле енда
о
ч де,
произошедшем
в
день
совпадения
Хан
и
с
Рождеством.
В
один
из
дней
праздни а
Хан -
а
перед
выездом
из
дома
еврей
забыл
бла ословить
четверт ю
хан -
альн ю
свеч .
Он
поставил
свеч
на
воз,
заже
и
бла ословил.
Христиа-
нам
по азалось,
что
шлях
орит,
но
следов
о ня
они
на
этом
месте
не
об-
нар жили.
Священни и
объяснили,
что
это
ч до
—
рез льтат
совпаде-
ния
Хан
и
с
Рождеством.
Место
было
признано
святым,
на
отором
нельзя
бивать
людей.
Евреи
спасались
там
от
по ромов
(Фиал ова
1994:
114).
Пос оль
«ч жие»
праздничные
рит алы
в
представлениях
носи-
телей
традиционной
льт ры
соотносятся
с
частием
в
них
нечистой
силы,
то
дни
праздни ов
иноверцев
воспринимаются
а
опасные,
не-
Глава
IV
176
176
бла оприятные
для
хозяйственной
деятельности.
По
белор сс ом
пове-
рью,
в
праздни
К щей
нельзя
было
р бить
и
с ладывать
в
боч и
ап с-
т
—
с ниет
(Federowski
1897:
415).
В
витебс ой
Белор ссии
пола али,
что
нельзя
сеять
рожь
во
время
«жидовс их
стыянов»:
от
та о о
посева
во
ржи
б дет
стоять
толь о
п стая
солома
(Ни ифоровс ий
1897:
107).
В
белор сс ом
Полесье
(Сл ц ий
повет)
считалось,
что
«не
м ожна
сiеяць
жыта,
я
жыды
стаяць
ш оле
перад
страшнаю
н очч ,
бо
б д ць
п с-
тыя
аласы-стаяны»
(Сержп тоўс i
1930:
62).
Небла оприятным
днем
считалась
в
Полесье
с ббота:
«С б
ó
та
—
жыдоўсь и
день,
не
надо
засе-
вать,
садить»
(Стодоличи
Лельчиц о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1984,
зап.
Ж.
В.
К
анова).
Примечали
и
по
по оде:
если
в
еврейс ие
праздни-
и
ненастье
(сля оть),
это
не рожаю
(Под алье,
Kolberg
DW
45:
518).
В
то
же
время
считалось,
что
вредоносные
персонажи
вместе
с
« он-
фессиональными
оппонентами»
отдыхают
в
определенные
дни.
Этим
об словлены
поверья,
со ласно
оторым
сельс охозяйственные
работы
(сев,
посад
различных
льт р)
следовало
при рочивать
датам
ев-
рейс о о
алендаря.
Та ,
на
У раине
(Л бенс ий
.)
подсолнечни
са-
жали
в
с ббот
или
в
дни,
на
оторые
приходились
еврейс ие
праздни и
(«я
жыды
на
ч ы
сидалы»).
По
народном
поверью,
это
обеспечивало
сохранность
посевов
от
воробьев.
Зависимость
времени
посад и
от
еврей-
с их
праздни ов
объяснялась
та :
«Затим
оробци
не
б д ть
пыть
со-
няшни а,
шо
жыд
с бот
ниче о
не
робыть.
Горобець
ось
я
до
жыда
доходыть.
Я
Спасытеля
сховала
Маты
Божа
ясля,
то
оробець
азав:
жыв!
жыв!
А
жыды
понялы
и
найшлы.
Спасытель
с азав:
„Хай
оробець
б де,
я
жыд“.
Та
оробець
про лятый,
и
тым
вин
с бот
ничо о
не
займае»
(Милорадович
1991:
246).
Той
же
ма ией
подобия
об словлено
правило
сажать
подсолнечни
до
восхода
солнца,
а
л чше
после
е о
за-
хода
—
« оробци
вже
не
жыр ють
тоди,
не
щебеч ть,
бо
на
шабаш
пиш-
лы,
я
жыды»
(Там
же:
247).
Своеобразное
«родство»
евреев
и
воробьев
проявляется
та же
и
в
след ющем
поверье:
«Воробьи,
подобно
жидам
и
чертям,
не
любят
сала,
и
потом
совет ют
вся ом ,
желающем
ото нать
воробьев
от
посева,
при
сеянии
мазать
р
и
освященным
салом»
(
р.,
Ч бинсь ий
1995/1:
66;
бел.,
Сержп тоўс i
1930:
67).
Этом
вторит
бе-
лор сс ое
поверье:
чтобы
беречь
посевы
от
воробьев,
н жно
рас идать
по
полю
солом ,
«я ою
смалiлi
сьвiней»
(Сержп тоўс i
1930:
64).
Представления
этничес их
соседей
о
алендаре
и
праздни ах
др
др
а
—
яр ий
пример
взаимопрони новения
традиций
и
широ о о
взаимно о
своения
элементов
льт ры.
Ка
по азывает
материал,
та ая
сит ация
хара терна
не
толь о
для
традиционной
среды,
но
имеет
место
и
в
современной
ородс ой
льт ре
(о
«совместном»
ос-
воении
праздничной
традиции
орожанами
—
р сс ими
и
евреями
—
Праздни
—
обряд
—
рит ал
177
177
см.:
Добровольс ая
2004).
На
этом
фоне
же
не
по ажется
странным
свидетельство
из
белор сс о о
Полесья:
«У
нас
ат
жыдоў
зяли
звы-
чай:
я
пьюць
—
аварыць
„ш
ó
лам“...»
(Сержп тоўс i
1930:
196).
IV.2.
«Ч жой»
праздни
лазами
этничес их
соседей:
«К ч и»
Нам
же
приходилось
писать
об
особенностях
воспри-
ятия
славянами
и
евреями
«своих»
и
«ч жих»
праздни ов
в
связи
с
традиционными
обрядами
и
поверьями
(Белова
2000д).
Среди
обитате-
лей
бывших
раинс их,
белор сс их
и
польс их
местече
быт ют
«достоверные»
расс азы
о
еврейс их
праздни ах
и
обрядах.
Эти
нар-
ративы
содержат
масс
интересных
подмеченных
внимательными
эт-
ничес ими
соседями
этно рафичес их
деталей,
оторые
дают
пред-
ставление
об
особенностях
быта
местных
евреев.
В
то
же
время
и
в
этих
свидетельствах
яр о
проявляется
механизм
описания
«ч жой»
ль-
т ры
с возь
призм
«своих»
представлений
и
в
терминах
«своей»
тра-
диции.
В
этом
очер е
хотелось
бы
обратить
внимание
на
особенность
фоль -
лорных
расс азов,
посвященных
праздни
К щей
(С
от),
оторый
в
исслед емых
ре ионах
носит
название
К ч и
(часто
термином
ч и
обо-
значают
весь
омпле с
осенних
праздни ов,
поэтом
в
расс азах
инфор-
мантов
ч ам
при рочиваются
все
возможные
рит альные
действия,
исполняемые
евреями
в
новолетие,
С дный
день,
С
от;
более
то о,
ма-
териал
по азывает,
что
словом
ч и
информанты
с лонны
называть
во-
обще
любой
еврейс ий
праздни ,
а
та же
сам
рит ал
моления).
В
сла-
вянс ой
среде
с
праздни ом
К щей
связан
не
толь о
целый
ряд
с евер-
ных
представлений,
но
и
запреты,
асающиеся
хозяйственной
деятель-
ности.
Отметим,
что
расочные
повествования
о
еврейс ом
праздни е
К щей
в
настоящее
время
же
полностью
принадлежат
области
фоль лора
—
с
ходом
евреев
из
местече
эти
рит алы
давно
ни то
не
исполняет,
и
все
расс азы
наших
информантов
основаны
на
воспомина-
ниях
прошло о.
По азательно,
что
пол ченные
сведения
не
с ладыва-
ются
в
единый
«сценарий»
праздни а
—
разные
информанты
в
разных
ре ионах
выделяют
для
себя
разные,
особо
значимые,
с
их
точ и
зрения,
моменты.
К ч и
а
очистительный
обряд.
Со ласно
этой
версии,
основное
дей-
ствие,
производимое
евреями
в
этот
праздни ,
—
это
моление
над
водой
(ино да
подчер ивается,
что
молятся
толь о
женщины),
сопровождае-
мое
выбрасыванием
из
арманов
их
содержимо о.
В
и дейс ой
тради-
ции
обряд
«вытрясания
рехов»
(
ташлих
)
при рочен
первом
дню
Глава
IV
178
178
Ново о
ода
(Рош
ха-шана)
и
исполняется
перед
заходом
солнца:
«Тэпэрь
шо
х
ó
ч
с азаты
та .
И
часто
ийшл
¢
т т
во
над
р
™
ч
,
тоже
молылысь
над
рич ой.
[Молились
на
а ой-то
праздни ?]
Я ись
день
та ий,
шо...
свято
я
¨
сь,
я
нэ
знаю,
рели иозне
йих.
Ийшлы
т
над
рич-
ой
молылыся
<...>
Стоялы
на
бере
над
водою
молылыся.
[Бросали
ли
при
этом
что-ниб дь
в
вод ?]
А
я
не
знаю,
я
ж
до
онца
не
стояла,
поба-
чила,
шо
моляца,
и
пишла.
[Молились
и
м жчины,
и
женщины?]
Я
жэншыниў
бачила.
Може,
м жчины
тоже
ийшли,
не
б д
азати,
н ,
не
знаю.
То о
жэншчины.
Я
д маю,
шо
та ое
—
а
потом
мне
с азали,
шо
д маеш,
она
в
платье
стоит
над
водою,
а
а,
нет
—
них
та е
св
á
то,
шо
они
моляца»
(Л.
Т.
К зевич,
1929
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
В.
Я.
Петр хин);
«И
есть
праздни
та
™
й
осинний.
Шо
тоже
ид т
молытыся,
и
всё,
шо
в
армане
м
á
ют,
вы ид
á
ют
на
реч
и
ид т
до
дом .
Всё,
шо
б л
ó
в
ар-
мане,
высыпают
на
реч
,
шоб
нич
ó
о
не...
Есь
и...
я
идэ
на
реч
,
то
не
проверяе
там
арманы,
шо
в
армане
—
день и
и
ажные
до
менты,
праўда,
то
ўже
нэ
стаўлять
в
арманы,
а
то
все
вы идали.
Р
амы!
[За-
чем
это
делали?]
Нэ
надо,
надо
прийти
домой
чистым,
шоб
нич
ó
о
нэ
б -
л
ó
ó
ло
с
¨
бэ.
Вот,
з
дом
выходе,
нэ
провер
á
е,
а
вже
до
дом ,
шобы
чысто
б ло.
И
витр
ý
ш ют
всё,
пилюў и
[пылин и]
з
юпо ,
з
офты,
я и
с ид
-
á
ют
и
всё
на
в
ó
д
витр
ý
ш ють.
[Это
делали
и
м жчины,
и
женщины?]
Жэншины.
М щины
не»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо -
с о о
р-на
Хмельниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
В
последнем
расс азе
по азательно,
что
сама
информант а
осозна-
ет
этот
обряд
а
очистительный,
т.
е.
«переводит»
ч жой
рит ал
на
язы
своей
льт ры
(ср.
общеславянс ий
обычай
рит ально о
омове-
ния
для
«очищения»
от
болезней
в
Чистый
четвер ).
К ч и
а
поминальный
обряд.
Со ласно
др
ой
версии,
праздни
К ч и
есть
не
что
иное
а
рит ал
поминовения
мерших,
и
основное
действие
сосредоточивается
на
ладбище;
при
этом
отличительная
чер-
та
рит ала
—
ром ий
ри
и
плач
(« олошение»):
«На
рэч
...
Колы,
вже
я
вот
нэ
помню,
с иль и
дниў,
по ойни-
а
я
[похоронят],
то
воны
йд ть
над
рэч ою
молытыся.
По
по ойни-
и»
(А.
А.
С ибинс ая,
1915
.
р.,
Сатанов
Городо с о о
р-на
Хмель-
ниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин);
«У
них,
я
К ч и,
рычать.
К ч и,
их
рели иозное
та э.
Цэ
воны
д т
на
ладбишчэ
—
там
йихне
ладбишче
е,
то
на
тий
сторони
—
и
цэ
вони
ричат.
Цэ
та и
специальни
К ч и,
та ий
дэнь,
и
вони
йд ть
т ды
и
там
ричат
<...>
а
Бо
е о
знает,
по-еврейс и,
по-своем ,
а
Бо
е о
знает,
шо
вони
там
ричат»
(Б.
И.
Ридвянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М рова-
Праздни
—
обряд
—
рит ал
179
179
но-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со-
олова,
В.
Я.
Петр хин);
«Ч
ý
ла,
да!
Цэ
ж
К
ý
ч и,
цэ
ж
осенью
ных
К
ý
ч и.
В
в
¨
рэсни
м
™
сяци
почин
á
еця,
и
дви
нид
™
ли.
Вон
¢
йд ть
на
ладбишчэ,
до
пом
¨
рлых,
по-
мын
á
ють
йих
<…>
вон
¢
все да
на
ладбишчэ
йд ть
и
д
ý
жэ
олос
ý
ють,
рыч
á
ть,
плач т
на
ци
К
ý
ч и»
(Е.
Е.,
1950
.
р.,
Черневцы
Мо илевс о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова,
Т.
В.
Велич о);
«[Не
слышали
та ой
праздни
—
«К ч и»?]
К ч и,
та ий
да,
есть
К
ý
ч и.
[Ко да
та ой
праздни ?]
Цэ,
по-моем ,
я
воны
вмырають…
Я
ўмырае
еврэй,
то
вон
¢
сидят
на
ý
ч ах,
понимаете…
дэнь
вон
¢
сидят
на
ý
ч ах.
[Что
значит
«сидят
на
ч ах»?]
Оны
сид
á
ют
та
о
р
ó
м
и
си-
дят.
Сидят
по амест,
а,
до
шисть
нэд
™
ль
сидят»
(Т.
В.
Герсан,
1937
.
р.,
Хотин
Черновиц ой
обл.,
2004,
зап.
О.
В.
Белова).
Обратим
внимание,
что
в
последнем
фра менте
расс азчица
прямо
идентифицир ет
К ч и
с
поминальным
рит алом.
Для
нее
слово
«
ч-
и»
же
не
соотносится
с
алендарным
праздни ом,
а
означает
совме-
стн ю
поминальн ю
молитв
(на
основе
народной
этимоло ии
а тиви-
зир ется
вн тренняя
форма
слова,
что
ведет
е о
переосмыслению
—
молящиеся
собираются
вместе,
т.
е.
«в
ч »).
Анало ичный
сл чай
представлен
в
записи
из
Подолии:
оворя
о
с бботней
молитве,
инфор-
мант
называет
это
действо
«идти
на
ч и»:
«У
нас
нэдиля,
а
ных
с бота.
О
цэ
воны
в
с бот
ид т
на
ý
ч и
и
моляца
до
обид ,
молюца
Бо-
,
вот.
А
та
их...
нас,
напри лад,
нэдиля,
а
их
с бота»
(Б.
И.
Рид-
вянс ий,
1919
.
р.,
Вербовец
М ровано-К риловец о о
р-на
Винниц ой
обл.,
2001,
зап.
О.
В.
Белова,
А.
В.
Со олова,
В.
Я.
Петр хин).
К ч и
а
праздни
вызывания
дождя.
Со ласно
и дейс ой
традиции,
начиная
с
восьмо о
дня
праздни а
С
от
(день
этот
завершает
и
весь
ци л
осенних
праздни ов)
в
течение
всей
зимы
читают
молитв
о
дож-
де.
По
верованиям
раинцев,
белор сов
и
поля ов,
праздни
К щей
евреев
при рочен
ма ичес ий
обряд
вызывания
дождя,
целе-
сообразность
оторо о
вызывает
сомнение
славянс о о
населения
(моление
о
дожде
осенью
мешает
полевым
работам!).
Если
же
дождь
не
идет,
евреи
имитир ют
е о,
сливая
вод
с возь
отверстия
в
выдолблен-
ной
ты ве,
отор ю
подвешивают
себя
во
дворах:
«Еврэйс и
К
ý
ч и.
Я
дошч...
Я
дошч
нэм
á
е,
то
д же
цэ
нэдоб-
рэ.
То
воны
роблять
та
з
арб з
á
та и
дыроч и,
налывають
вод ,
шобы
ишоў
дошч.
[Что
делают
с
продырявленной
ты вой?]
Подве-
шивают.
[Где
—
в
доме
или
на
дворе?]
Я
дошч
нэма.
Я
дошч
е,
то
ни.
На
дворе,
на
в лици.
Чи
там
на
ор
ó
ди,
чи
де
подвеш ють
и
во-
д
л
¸
ют,
и
шобы
вода
те ла
—
та ие
дыроч и:
з
арб з
á
всё
вы-
ш раб ють
и
вероў ой
прищепляют,
и
л
¸
ют
вод ,
и
вона
та
—
во-