Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

175

175

Пасхе;

 

но

 

о да

 

лишь

 

толь о

 

что

 

попы

 

запели

 

Бла овещенью,

 

та

сраз

 

Бо

 

и

 

дал

 

 

рассветало

 

<…>

 

В

 

этот

 

день

 

Божья

 

Матерь

 

встре-

тится

 

со

 

своим

 

Сыном,

 

то

 

есть

 

с

 

Иис сом

 

Христом.

 

Все

 

зачатые

 

под

праздни

 

Бла овещенья

 

дети

 

бывают

 

несчастные,

 

больные,

 

а

 

то:

идиоты,

 

пьяницы,

 

воры

 

и

 

т.

 

п.»

 

(АИЭА,

 

ол.

 

ОЛЕАЭ,

 

д.

 

352,

 

б/д,

л.

 

15–17).

Время

 

«ч жих»

 

праздни ов

 

та же

 

связывается

 

в

 

традиционной

льт ре

 

с

 

представлением

 

об

 

«опасном»,

 

«нечистом»

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

бла оприятном

 

для

 

ма ичес их

 

рит алов

 

времени.

 

«Я

 

на

 

нїмець i

Бла овiщенє

 

роби,

 

то

 

звiр

 

лас є

 

х доб

 

бити»,

 

 

оворили

 

ц лы,

мотивир я

 

запрет

 

работать

 

на

 

Бла овещение

 

по

 

«латинс ом »

 

ален-

дарю

 

(Онищ

 

1912:

 

34).

Со ласно

 

верованиям

 

поля ов,

 

вредоносные

 

ходячие

 

по ойни и

( пыри)

 

а тивизир ются

 

в

 

дни

 

еврейс их

 

праздни ов

 

 

та же

 

в

 

ново-

л ние

 

или

 

полнол ние,

 

в

 

пятниц

 

или

 

в

 

тот

 

день

 

недели,

 

о да

 

он

мер,

 

а

 

та же

 

в

 

одовщин

 

своей

 

смерти

 

или

 

о да

 

в

 

о рестностях

то-ниб дь

 

ончает

 

жизнь

 

само бийством)

 

(Baranowski

 

1981:

 

59).

 

В

 

По-

лесье

 

считают,

 

что

 

в

 

дни

 

еврейс их

 

праздни ов

 

размножаются

 

водяные

(ПА

 

1982).

К

 

«ч жим»

 

праздни ам

 

неред о

 

о азываются

 

при рочены

 

разно о

рода

 

сл хи

 

и

 

тол и,

 

а тивизир ющие

 

в

 

массовом

 

сознании

«страшные»

 

сюжеты

 

с

 

частием

 

нечистой

 

силы

 

(подробнее

 

см.

 

III.3

).

Временн

ó

е

 

совпадение

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

праздни ов

 

приобретало

 

в

народном

 

сознании

 

особое

 

значение

 

(наслаиваясь

 

на

 

традиционные

 

пред-

ставления

 

о

 

неординарности

 

дней,

 

в

 

оторые

 

происходит

 

совпадение

праздничных

 

дат,

 

например

 

помян то о

 

выше

 

совпадения

 

Бла овеще-

ния

 

и

 

Пасхи);

 

предрасположенность

 

празднично о

 

периода

   

ч десам

 

и

ч десном

 

во

 

всех

 

е о

 

проявлениях

 

(см.:

 

А ап ина

 

2001)

 

силивалась.

При

 

этом

 

ч до,

 

произошедшее

 

в

 

связи

 

с

 

еврейс им

 

праздни ом,

 

объяс-

нялось

 

христианами

 

с

 

точ и

 

зрения

 

их

 

рели ии.

 

Колоритным

 

примером

та о о

 

рода

 

может

 

стать

 

раинс ая

 

ле енда

 

о

 

ч де,

 

произошедшем

 

в

день

 

совпадения

 

Хан

и

 

с

 

Рождеством.

 

В

 

один

 

из

 

дней

 

праздни а

 

Хан -

а

 

перед

 

выездом

 

из

 

дома

 

еврей

 

забыл

 

бла ословить

 

четверт ю

 

хан -

альн ю

 

свеч .

 

Он

 

поставил

 

свеч

 

на

 

воз,

 

заже

 

и

 

бла ословил.

 

Христиа-

нам

 

по азалось,

 

что

 

шлях

 

орит,

 

но

 

следов

 

о ня

 

они

 

на

 

этом

 

месте

 

не

 

об-

нар жили.

 

Священни и

 

объяснили,

 

что

 

это

 

ч до

 

 

рез льтат

 

совпаде-

ния

 

Хан

и

 

с

 

Рождеством.

 

Место

 

было

 

признано

 

святым,

 

на

 

отором

нельзя

 

бивать

 

людей.

 

Евреи

 

спасались

 

там

 

от

 

по ромов

 

(Фиал ова

 

1994:

114).

Пос оль

 

«ч жие»

 

праздничные

 

рит алы

 

в

 

представлениях

 

носи-

телей

 

традиционной

 

льт ры

 

соотносятся

 

с

 

частием

 

в

 

них

 

нечистой

силы,

 

то

 

дни

 

праздни ов

 

иноверцев

 

воспринимаются

 

а

 

опасные,

 

не-


background image

Глава

 

IV

176

176

бла оприятные

 

для

 

хозяйственной

 

деятельности.

 

По

 

белор сс ом

 

пове-

рью,

 

в

 

праздни

 

К щей

 

нельзя

 

было

 

р бить

 

и

 

с ладывать

 

в

 

боч и

 

ап с-

т

 

 

с ниет

 

(Federowski

 

1897:

 

415).

 

В

 

витебс ой

 

Белор ссии

 

пола али,

что

 

нельзя

 

сеять

 

рожь

 

во

 

время

 

«жидовс их

 

стыянов»:

 

от

 

та о о

 

посева

во

 

ржи

 

б дет

 

стоять

 

толь о

 

п стая

 

солома

 

(Ни ифоровс ий

 

1897:

 

107).

 

В

белор сс ом

 

Полесье

 

(Сл ц ий

 

повет)

 

считалось,

 

что

 

«не

 

м ожна

 

сiеяць

жыта,

 

я

 

жыды

 

стаяць

   

ш оле

 

перад

 

страшнаю

 

н очч ,

 

бо

 

б д ць

 

п с-

тыя

 

аласы-стаяны»

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

62).

 

Небла оприятным

 

днем

считалась

 

в

 

Полесье

 

с ббота:

 

«С б

ó

та

 

 

жыдоўсь и

 

день,

 

не

 

надо

 

засе-

вать,

 

садить»

 

(Стодоличи

 

Лельчиц о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1984,

зап.

 

Ж.

 

В.

 

К

анова).

 

Примечали

 

и

 

по

 

по оде:

 

если

 

в

 

еврейс ие

 

праздни-

и

 

ненастье

 

(сля оть),

 

это

   

не рожаю

 

(Под алье,

 

Kolberg

 

DW

 

45:

 

518).

В

 

то

 

же

 

время

 

считалось,

 

что

 

вредоносные

 

персонажи

 

вместе

 

с

 

« он-

фессиональными

 

оппонентами»

 

отдыхают

 

в

 

определенные

 

дни.

 

Этим

об словлены

 

поверья,

 

со ласно

 

оторым

 

сельс охозяйственные

 

работы

(сев,

 

посад

 

различных

 

льт р)

 

следовало

 

при рочивать

   

датам

 

ев-

рейс о о

 

алендаря.

 

Та ,

 

на

 

У раине

 

(Л бенс ий

 

.)

 

подсолнечни

 

са-

жали

 

в

 

с ббот

 

или

 

в

 

дни,

 

на

 

оторые

 

приходились

 

еврейс ие

 

праздни и

(«я

 

жыды

 

на

 

ч ы

 

сидалы»).

 

По

 

народном

 

поверью,

 

это

 

обеспечивало

сохранность

 

посевов

 

от

 

воробьев.

 

Зависимость

 

времени

 

посад и

 

от

 

еврей-

с их

 

праздни ов

 

объяснялась

 

та :

 

«Затим

 

оробци

 

не

 

б д ть

 

пыть

 

со-

няшни а,

 

шо

 

жыд

   

с бот

 

ниче о

 

не

 

робыть.

 

Горобець

 

ось

 

я

 

до

 

жыда

доходыть.

 

Я

 

Спасытеля

 

сховала

 

Маты

 

Божа

   

ясля,

 

то

 

оробець

 

азав:

жыв!

 

жыв!

 

А

 

жыды

 

понялы

 

и

 

найшлы.

 

Спасытель

 

с азав:

 

„Хай

 

оробець

б де,

 

я

 

жыд“.

 

Та

 

оробець

 

про лятый,

 

и

 

тым

 

вин

   

с бот

 

ничо о

 

не

займае»

 

(Милорадович

 

1991:

 

246).

 

Той

 

же

 

ма ией

 

подобия

 

об словлено

правило

 

сажать

 

подсолнечни

 

до

 

восхода

 

солнца,

 

а

 

л чше

 

после

 

е о

 

за-

хода

 

 

« оробци

 

вже

 

не

 

жыр ють

 

тоди,

 

не

 

щебеч ть,

 

бо

 

на

 

шабаш

 

пиш-

лы,

 

я

 

жыды»

 

(Там

 

же:

 

247).

 

Своеобразное

 

«родство»

 

евреев

 

и

 

воробьев

проявляется

 

та же

 

и

 

в

 

след ющем

 

поверье:

 

«Воробьи,

 

подобно

 

жидам

 

и

чертям,

 

не

 

любят

 

сала,

 

и

 

потом

 

совет ют

 

вся ом ,

 

желающем

 

ото нать

воробьев

 

от

 

посева,

 

при

 

сеянии

 

мазать

 

р

и

 

освященным

 

салом»

 

(

р.,

Ч бинсь ий

 

1995/1:

 

66;

 

бел.,

 

Сержп тоўс i

 

1930:

 

67).

 

Этом

 

вторит

 

бе-

лор сс ое

 

поверье:

 

чтобы

 

беречь

 

посевы

 

от

 

воробьев,

 

н жно

 

рас идать

по

 

полю

 

солом ,

 

«я ою

 

смалiлi

 

сьвiней»

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

64).

Представления

 

этничес их

 

соседей

 

о

 

алендаре

 

и

 

праздни ах

 

др

др

а

 

 

яр ий

 

пример

 

взаимопрони новения

 

традиций

 

и

 

широ о о

взаимно о

 

своения

 

элементов

 

льт ры.

 

Ка

 

по азывает

 

материал,

та ая

 

сит ация

 

хара терна

 

не

 

толь о

 

для

 

традиционной

 

среды,

 

но

имеет

 

место

 

и

 

в

 

современной

 

ородс ой

 

льт ре

 

 

«совместном»

 

ос-

воении

 

праздничной

 

традиции

 

орожанами

 

 

р сс ими

 

и

 

евреями

 


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

177

177

см.:

 

Добровольс ая

 

2004).

 

На

 

этом

 

фоне

 

же

 

не

 

по ажется

 

странным

свидетельство

 

из

 

белор сс о о

 

Полесья:

 

«У

 

нас

 

ат

 

жыдоў

 

зяли

 

звы-

чай:

 

я

 

пьюць

 

 

аварыць

 

„ш

ó

лам“...»

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

196).

IV.2.

 

«Ч жой»

 

праздни

лазами

 

этничес их

 

соседей:

 

«К ч и»

Нам

 

же

 

приходилось

 

писать

 

об

 

особенностях

 

воспри-

ятия

 

славянами

 

и

 

евреями

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

праздни ов

 

в

 

связи

 

с

традиционными

 

обрядами

 

и

 

поверьями

 

(Белова

 

2000д).

 

Среди

 

обитате-

лей

 

бывших

 

раинс их,

 

белор сс их

 

и

 

польс их

 

местече

 

быт ют

«достоверные»

 

расс азы

 

о

 

еврейс их

 

праздни ах

 

и

 

обрядах.

 

Эти

 

нар-

ративы

 

содержат

 

масс

 

интересных

 

подмеченных

 

внимательными

 

эт-

ничес ими

 

соседями

 

этно рафичес их

 

деталей,

 

оторые

 

дают

 

пред-

ставление

 

об

 

особенностях

 

быта

 

местных

 

евреев.

 

В

 

то

 

же

 

время

 

и

 

в

 

этих

свидетельствах

 

яр о

 

проявляется

 

механизм

 

описания

 

«ч жой»

 

ль-

т ры

 

с возь

 

призм

 

«своих»

 

представлений

 

и

 

в

 

терминах

 

«своей»

 

тра-

диции.

В

 

этом

 

очер е

 

хотелось

 

бы

 

обратить

 

внимание

 

на

 

особенность

 

фоль -

лорных

 

расс азов,

 

посвященных

 

праздни

 

К щей

 

от),

 

оторый

 

в

исслед емых

 

ре ионах

 

носит

 

название

 

К ч и

 

(часто

 

термином

 

ч и

 

обо-

значают

 

весь

 

омпле с

 

осенних

 

праздни ов,

 

поэтом

 

в

 

расс азах

 

инфор-

мантов

   

ч ам

 

при рочиваются

 

все

 

возможные

 

рит альные

 

действия,

исполняемые

 

евреями

 

в

 

новолетие,

 

С дный

 

день,

 

С

от;

 

более

 

то о,

 

ма-

териал

 

по азывает,

 

что

 

словом

 

ч и

 

информанты

 

с лонны

 

называть

 

во-

обще

 

любой

 

еврейс ий

 

праздни ,

 

а

 

та же

 

сам

 

рит ал

 

моления).

 

В

 

сла-

вянс ой

 

среде

 

с

 

праздни ом

 

К щей

 

связан

 

не

 

толь о

 

целый

 

ряд

 

с евер-

ных

 

представлений,

 

но

 

и

 

запреты,

 

асающиеся

 

хозяйственной

 

деятель-

ности.

 

Отметим,

 

что

 

расочные

 

повествования

 

о

 

еврейс ом

 

праздни е

К щей

 

в

 

настоящее

 

время

 

же

 

полностью

 

принадлежат

   

области

фоль лора

 

 

с

 

ходом

 

евреев

 

из

 

местече

 

эти

 

рит алы

 

давно

 

ни то

 

не

исполняет,

 

и

 

все

 

расс азы

 

наших

 

информантов

 

основаны

 

на

 

воспомина-

ниях

 

прошло о.

 

По азательно,

 

что

 

пол ченные

 

сведения

 

не

 

с ладыва-

ются

 

в

 

единый

 

«сценарий»

 

праздни а

 

 

разные

 

информанты

 

в

 

разных

ре ионах

 

выделяют

 

для

 

себя

 

разные,

 

особо

 

значимые,

 

с

 

их

 

точ и

 

зрения,

моменты.

К ч и

 

а

 

очистительный

 

обряд.

 

Со ласно

 

этой

 

версии,

 

основное

 

дей-

ствие,

 

производимое

 

евреями

 

в

 

этот

 

праздни ,

 

 

это

 

моление

 

над

 

водой

(ино да

 

подчер ивается,

 

что

 

молятся

 

толь о

 

женщины),

 

сопровождае-

мое

 

выбрасыванием

 

из

 

арманов

 

их

 

содержимо о.

 

В

 

и дейс ой

 

тради-

ции

 

обряд

 

«вытрясания

 

рехов»

 

(

ташлих

)

 

при рочен

   

первом

 

дню


background image

Глава

 

IV

178

178

Ново о

 

ода

 

(Рош

 

ха-шана)

 

и

 

исполняется

 

перед

 

заходом

 

солнца:

«Тэпэрь

 

шо

 

х

ó

ч

 

с азаты

 

та .

 

И

 

часто

 

ийшл

¢

 

т т

 

во

 

над

 

р

ч

,

 

тоже

молылысь

 

над

 

рич ой.

 

[Молились

 

на

 

а ой-то

 

праздни ?]

 

Я ись

 

день

та ий,

 

шо...

 

свято

 

я

¨

сь,

 

я

 

нэ

 

знаю,

 

рели иозне

 

йих.

 

Ийшлы

 

т

 

над

 

рич-

ой

 

молылыся

 

<...>

 

Стоялы

 

на

 

бере

 

над

 

водою

 

молылыся.

 

[Бросали

 

ли

при

 

этом

 

что-ниб дь

 

в

 

вод ?]

 

А

 

я

 

не

 

знаю,

 

я

 

ж

 

до

 

онца

 

не

 

стояла,

 

поба-

чила,

 

шо

 

моляца,

 

и

 

пишла.

 

[Молились

 

и

 

м жчины,

 

и

 

женщины?]

 

Я

жэншыниў

 

бачила.

 

Може,

 

м жчины

 

тоже

 

ийшли,

 

не

 

б д

 

азати,

 

н ,

 

не

знаю.

 

То о

 

жэншчины.

 

Я

 

д маю,

 

шо

 

та ое

 

 

а

 

потом

 

мне

 

с азали,

 

шо

д маеш,

 

она

 

в

 

платье

 

стоит

 

над

 

водою,

 

а

 

а,

 

нет

 

   

них

 

та е

 

св

á

то,

 

шо

они

 

моляца»

 

(Л.

 

Т.

 

К зевич,

 

1929

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«И

 

есть

 

праздни

 

та

й

 

осинний.

 

Шо

 

тоже

 

ид т

 

молытыся,

 

и

 

всё,

 

шо

в

 

армане

 

м

á

ют,

 

вы ид

á

ют

 

на

 

реч

 

и

 

ид т

 

до

 

дом .

 

Всё,

 

шо

 

б л

ó

 

в

 

ар-

мане,

 

высыпают

 

на

 

реч

,

 

шоб

 

нич

ó

о

 

не...

 

Есь

 

и...

 

я

 

идэ

 

на

 

реч

,

 

то

 

не

проверяе

 

там

 

арманы,

 

шо

 

в

 

армане

 

 

день и

 

и

 

ажные

 

до

менты,

праўда,

 

то

 

ўже

 

нэ

 

стаўлять

 

в

 

арманы,

 

а

 

то

 

все

 

вы идали.

 

Р

амы!

 

[За-

чем

 

это

 

делали?]

 

Нэ

 

надо,

 

надо

 

прийти

 

домой

 

чистым,

 

шоб

 

нич

ó

о

 

нэ

 

б -

л

ó

 

ó

ло

 

с

¨

бэ.

 

Вот,

 

з

 

дом

 

выходе,

 

нэ

 

провер

á

е,

 

а

 

вже

 

до

 

дом ,

 

шобы

 

чысто

б ло.

 

И

 

витр

ý

ш ют

 

всё,

 

пилюў и

 

[пылин и]

 

з

 

юпо ,

 

з

 

офты,

 

я и

 

с ид

-

á

ют

 

и

 

всё

 

на

 

в

ó

д

 

витр

ý

ш ють.

 

[Это

 

делали

 

и

 

м жчины,

 

и

 

женщины?]

Жэншины.

 

М щины

 

не»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо -

с о о

 

р-на

 

Хмельниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

В.

 

Я.

 

Петр хин).

В

 

последнем

 

расс азе

 

по азательно,

 

что

 

сама

 

информант а

 

осозна-

ет

 

этот

 

обряд

 

а

 

очистительный,

 

т.

 

е.

 

«переводит»

 

ч жой

 

рит ал

 

на

язы

 

своей

 

льт ры

 

(ср.

 

общеславянс ий

 

обычай

 

рит ально о

 

омове-

ния

 

для

 

«очищения»

 

от

 

болезней

 

в

 

Чистый

 

четвер ).

К ч и

 

а

 

поминальный

 

обряд.

 

Со ласно

 

др

ой

 

версии,

 

праздни

К ч и

 

есть

 

не

 

что

 

иное

 

а

 

рит ал

 

поминовения

 

мерших,

 

и

 

основное

действие

 

сосредоточивается

 

на

 

ладбище;

 

при

 

этом

 

отличительная

 

чер-

та

 

рит ала

 

 

ром ий

 

ри

 

и

 

плач

 

(« олошение»):

«На

 

рэч

...

 

Колы,

 

вже

 

я

 

вот

 

нэ

 

помню,

 

с иль и

 

дниў,

 

по ойни-

а

 

я

 

[похоронят],

 

то

 

воны

 

йд ть

 

над

 

рэч ою

 

молытыся.

 

По

 

по ойни-

и»

 

(А.

 

А.

 

С ибинс ая,

 

1915

 

.

 

р.,

 

Сатанов

 

Городо с о о

 

р-на

 

Хмель-

ниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«У

 

них,

 

я

 

К ч и,

 

рычать.

 

К ч и,

   

их

 

рели иозное

 

та э.

 

Цэ

 

воны

д т

 

на

 

ладбишчэ

 

 

там

 

йихне

 

ладбишче

 

е,

 

то

 

на

 

тий

 

сторони

 

 

и

 

цэ

вони

 

ричат.

 

Цэ

 

та и

 

специальни

 

К ч и,

 

та ий

 

дэнь,

 

и

 

вони

 

йд ть

 

т ды

и

 

там

 

ричат

 

<...>

 

а

 

Бо

 

е о

 

знает,

 

по-еврейс и,

 

по-своем ,

 

а

 

Бо

 

е о

 

знает,

шо

 

вони

 

там

 

ричат»

 

(Б.

 

И.

 

Ридвянс ий,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М рова-


background image

Праздни

 

 

обряд

 

 

рит ал

179

179

но-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со-

олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин);

«Ч

ý

ла,

 

да!

 

Цэ

 

ж

 

К

ý

ч и,

 

цэ

 

ж

 

осенью

   

ных

 

К

ý

ч и.

 

В

 

в

¨

рэсни

 

м

сяци

почин

á

еця,

 

и

 

дви

 

нид

ли.

 

Вон

¢

 

йд ть

 

на

 

ладбишчэ,

 

до

 

пом

¨

рлых,

 

по-

мын

á

ють

 

йих

 

<…>

 

вон

¢

 

все да

 

на

 

ладбишчэ

 

йд ть

 

и

 

д

ý

жэ

 

олос

ý

ють,

рыч

á

ть,

 

плач т

 

на

 

ци

 

К

ý

ч и»

 

(Е.

 

Е.,

 

1950

 

.

 

р.,

 

Черневцы

 

Мо илевс о о

р-на

 

Винниц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

Т.

 

В.

 

Велич о);

«[Не

 

слышали

 

та ой

 

праздни

 

 

«К ч и»?]

 

К ч и,

 

та ий

 

да,

 

есть

К

ý

ч и.

 

[Ко да

 

та ой

 

праздни ?]

 

Цэ,

 

по-моем ,

 

я

 

воны

 

вмырають…

 

Я

ўмырае

 

еврэй,

 

то

 

вон

¢

 

сидят

 

на

 

ý

ч ах,

 

понимаете…

 

дэнь

 

вон

¢

 

сидят

 

на

ý

ч ах.

 

[Что

 

значит

 

«сидят

 

на

 

ч ах»?]

 

Оны

 

сид

á

ют

 

та

 

о

 

р

ó

м

 

и

 

си-

дят.

 

Сидят

 

по амест,

 

а,

 

до

 

шисть

 

нэд

ль

 

сидят»

 

(Т.

 

В.

 

Герсан,

 

1937

 

.

 

р.,

Хотин

 

Черновиц ой

 

обл.,

 

2004,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).

Обратим

 

внимание,

 

что

 

в

 

последнем

 

фра менте

 

расс азчица

 

прямо

идентифицир ет

 

К ч и

 

с

 

поминальным

 

рит алом.

 

Для

 

нее

 

слово

 

«

ч-

и»

 

же

 

не

 

соотносится

 

с

 

алендарным

 

праздни ом,

 

а

 

означает

 

совме-

стн ю

 

поминальн ю

 

молитв

 

(на

 

основе

 

народной

 

этимоло ии

 

а тиви-

зир ется

 

вн тренняя

 

форма

 

слова,

 

что

 

ведет

   

е о

 

переосмыслению

 

молящиеся

 

собираются

 

вместе,

 

т.

 

е.

 

«в

 

ч »).

 

Анало ичный

 

сл чай

представлен

 

в

 

записи

 

из

 

Подолии:

 

оворя

 

о

 

с бботней

 

молитве,

 

инфор-

мант

 

называет

 

это

 

действо

 

«идти

 

на

 

ч и»:

 

«У

 

нас

 

нэдиля,

 

а

   

ных

с бота.

 

О

 

цэ

 

воны

 

в

 

с бот

 

ид т

 

на

 

ý

ч и

 

и

 

моляца

 

до

 

обид ,

 

молюца

 

Бо-

,

 

вот.

 

А

 

та

   

их...

   

нас,

 

напри лад,

 

нэдиля,

 

а

   

их

 

с бота»

 

(Б.

 

И.

 

Рид-

вянс ий,

 

1919

 

.

 

р.,

 

Вербовец

 

М ровано-К риловец о о

 

р-на

 

Винниц ой

обл.,

 

2001,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова,

 

А.

 

В.

 

Со олова,

 

В.

 

Я.

 

Петр хин).

К ч и

 

а

 

праздни

 

вызывания

 

дождя.

 

Со ласно

 

и дейс ой

 

традиции,

начиная

 

с

 

восьмо о

 

дня

 

праздни а

 

С

от

 

(день

 

этот

 

завершает

 

и

 

весь

ци л

 

осенних

 

праздни ов)

 

в

 

течение

 

всей

 

зимы

 

читают

 

молитв

 

о

 

дож-

де.

 

По

 

верованиям

 

раинцев,

 

белор сов

 

и

 

поля ов,

   

праздни

К щей

   

евреев

 

при рочен

 

ма ичес ий

 

обряд

 

вызывания

 

дождя,

 

целе-

сообразность

 

оторо о

 

вызывает

 

сомнение

   

славянс о о

 

населения

(моление

 

о

 

дожде

 

осенью

 

мешает

 

полевым

 

работам!).

 

Если

 

же

 

дождь

 

не

идет,

 

евреи

 

имитир ют

 

е о,

 

сливая

 

вод

 

с возь

 

отверстия

 

в

 

выдолблен-

ной

 

ты ве,

 

отор ю

 

подвешивают

   

себя

 

во

 

дворах:

«Еврэйс и

 

К

ý

ч и.

 

Я

 

дошч...

 

Я

 

дошч

 

нэм

á

е,

 

то

 

д же

 

цэ

 

нэдоб-

рэ.

 

То

 

воны

 

роблять

 

та

 

з

 

арб з

á

 

та и

 

дыроч и,

 

налывають

 

вод ,

шобы

 

ишоў

 

дошч.

 

[Что

 

делают

 

с

 

продырявленной

 

ты вой?]

 

Подве-

шивают.

 

[Где

 

 

в

 

доме

 

или

 

на

 

дворе?]

 

Я

 

дошч

 

нэма.

 

Я

 

дошч

 

е,

 

то

ни.

 

На

 

дворе,

 

на

 

в лици.

 

Чи

 

там

 

на

 

ор

ó

ди,

 

чи

 

де

 

подвеш ють

 

и

 

во-

д

 

л

¸

ют,

 

и

 

шобы

 

вода

 

те ла

 

 

та ие

 

дыроч и:

 

з

 

арб з

á

 

всё

 

вы-

ш раб ють

 

и

 

вероў ой

 

прищепляют,

 

и

 

л

¸

ют

 

вод ,

 

и

 

вона

 

та

 

 

во-