Файл: Belova_O_V_Etnokulturnye_stereotipy_v_slavyans.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава

 

V

248

248

или

 

тай ом

 

подбрасывали

 

в

 

рюм и

 

пьющей

 

п бли е,

 

чтобы

 

люди

 

шли

 

ним

 

та

 

же

 

а тивно,

 

а

 

они

 

шли

 

смотреть

 

на

 

по ойни а

 

(Фран о

1898:

 

213;

 

Ч бинс ий

 

1872/1:

 

209;

 

Kolberg

 

DW

 

17:

 

93;

 

Wierzchowski

1890:

 

201

;

 

Сержп тоўс i

 

1930:

 

196).

 

На

 

по раничье

 

Белор ссии,

 

Литвы

и

 

Польши

 

было

 

широ о

 

распространено

 

верование,

 

что

 

«жиды,

 

в

 

осо-

бенности

 

орчмари,

 

изо

 

всех

 

сил

 

хлопоч т

 

добыть

 

себе

 

верев

,

 

на

 

о-

торой

 

повесился

 

само бийца,

 

и

 

затем

 

стараются

 

подбрасывать

 

из

 

нее

лочо

 

в

 

рюм

 

вод и

 

челове

 

непьющем

 

в

 

полной

 

веренности,

 

что

последний

 

сделается

 

пьяницей,

 

пропьет

 

ем ,

 

орчмарю,

 

все

 

е о

 

состоя-

ние»

 

(Шейн

 

1890:

 

550).

 

Сходное

 

верование

 

бытовало

   

верховинцев

 

За-

арпатья:

 

«Верев а,

 

на

 

оторой

 

повесился

 

само бийца,

 

очень

 

ценится

евреями- орчмарями,

 

т.

 

.

 

они

 

соч и

 

от

 

нее

 

бросают

 

в

 

пален

,

 

и

 

на-

род

 

непрестанно

 

ходит

   

ним

 

пить

 

пален

»

 

(ПР

 

1929:

 

91).

На

 

ю о-восто е

 

Польши

 

евреи- орчмари

 

для

 

привлечения

 

остей

ощали

 

их

 

вод ой,

 

проп щенной

 

через

 

шей

 

ся

 

или

 

т и;

 

считалось,

что

 

испивший

 

та ой

 

вод и

 

б дет

 

постоянно

 

приходить

 

в

 

орчм ,

 

« а

т а

 

ищет

 

вод »

 

(

Kolberg

 

DW

 

51:

 

61

).

 

В

 

Подолии

 

с

 

этой

 

же

 

целью

 

ев-

реи-шин ари

 

ощали

 

остей

 

настой ой

 

из

 

тиных

 

олов:

 

а

 

т а

 

лю-

бит

 

вод ,

 

та

 

выпивший

 

настой

 

б дет

 

любить

 

вод

 

(Зеленин

 

1916:

1074).

 

В

 

Познаньс ом

 

рае

 

считали,

 

что

 

евреи

 

собирают

 

отпавшие

 

ол-

т ны

 

из

 

с еверия,

 

что

 

олт н,

 

положенный

 

в

 

боч

 

с

 

вином,

 

обеспечива-

ет

 

дач

 

в

 

распродаже

 

спиртно о

 

(

Kolberg

 

DW

 

11

:

 

225–226).

 

В

 

Подолии

верили,

 

что

 

евреи

 

моют

 

пивом,

 

вод ой

 

или

 

медом

 

свои

 

«сыпи»,

 

при ова-

ривая:

 

«Я

 

я

 

свое

 

тило

 

тым

 

очищаю

 

и

 

волосы

 

змываю

 

в

пи,

 

шоб

 

та

хрестьяне

 

до

 

мо о

 

напыт

 

збажалыся»

 

(Зеленин

 

1916:

 

1075).

В

 

за арпатс ом

 

селе

 

Нижние

 

Ворота

 

расс азывали,

 

что

 

еврей-

а- орчмар а

 

для

 

привлечения

 

бо ато о

 

остя

 

обмыла

 

орил ой

 

свои

половые

 

ор аны

 

и

 

хотела

 

предложить

 

орил

 

остю,

 

но

 

ошиблась

 

и

подала

 

выпив

 

не

 

бо ач ,

 

а

 

бедном

 

челове

,

 

оторый

 

выпил

 

на ово-

ренное

 

питье

 

и

 

в онец

 

разорился:

 

«Евреї

 

ворожили

 

д же

 

недобре,

 

дея их

 

б ли

 

орчми

 

i

 

вони

 

ворожили,

 

щоб

 

люды

 

пили

 

ба ато

 

орiл и

 

i

пропивали

 

всi

 

рошi.

 

Еврей а

 

тої

 

орчми,

 

що

 

б ла

 

в

 

нашом

 

селi,

 

хо-

тiла,

 

щоб

 

один

 

ба атий

 

азда

 

пропив

   

них

 

все

 

аздiвство,

 

i

 

та

 

ворожи-

ла

 

на

 

нье о.

 

Вона

 

взыла

 

i

 

облила

 

орiл ою

 

задницю

 

i

 

половi

 

частини

 

i

примовляла:

 

„Я

 

задниця

 

держиться

 

др

ої

 

частини

 

др

 

до

 

др

а,

 

та

най

 

той

 

чоловi

 

(назвала

 

iм’я)

 

держиться

 

i

 

п’є

 

наш

 

орiл

“.

 

Потiм

 

вона

давала

 

остовi

 

сю

 

орiл

,

 

але

 

помилилась

 

i

 

дала

 

не

 

бо атом ,

 

а

 

одньом

бiдном

 

чоловi

.

 

Тодi

 

той

 

почав

 

д же

 

вильно

 

пити,

 

пропив

 

своє

 

все

 

ос-

танне

 

i

 

вже

 

не

 

мi

 

вибитись

   

люди.

 

А

 

приходив

 

до

 

людей

 

(iн оли

 

i

 

до

нас)

 

i

 

iр о

 

спiвав

 

i

 

жалiвся

 

на

 

свою

 

долю,

 

що

 

еврей а

 

з

 

ним

 

та

 

зроби-

ла»

 

(АИЭА,

 

ф.

 

6,

 

д.

 

2599,

 

л.

 

147;

 

Воловец ий

 

р-н

 

За арпатс ой

 

обл.,

1948,

 

зап.

 

В.

 

Дьячен о).


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

249

249

По

 

свидетельств

 

из

 

Подолии,

 

шин ари

 

поили

 

лиентов

 

вод ой,

в

 

оторой

 

предварительно

 

была

 

намочена

 

женс ая

 

р баш а,

 

запач ан-

ная

 

месячными

 

очищениями:

 

а

 

м жчины

 

любят

 

женщин,

 

та

 

вы-

пивший

 

любил

 

бы

 

вод

 

(Зеленин

 

1916:

 

1074–1075).

В

 

Западной

 

Белор ссии

 

шин ари

 

прибивали

 

на

 

поро е

 

найден-

н ю

 

на

 

доро е

 

под ов ,

 

и

 

то

 

хоть

 

раз

 

перест пал

 

через

 

нее,

 

становился

завсе датаем

 

шин а

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

196).

Еще

 

одной

 

р ппой

 

профессионалов,

 

заинтересованных

 

в

 

исполь-

зовании

 

«ч жих»

 

в

 

своей

 

ма ии,

 

были

 

овчары.

 

В

 

Серадз ом

 

рае

 

овча-

ры

 

верили,

 

что

 

прис тствие

 

еврея

 

вблизи

 

овчарни

 

приносит

 

счастье,

поэтом

 

инородца

 

под

 

любым

 

предло ом

 

зазывали

 

в

 

овчарню;

 

в

 

о рест-

ностях

 

Ченстохова

 

бытовало

 

поверье,

 

что

 

еврей,

 

спящий

 

в

 

овчарне

 

или

о оло

 

нее,

 

приносит

 

счастье

 

и

 

охраняет

 

животных

 

от

 

беды

 

(

Kolberg

 

DW

46:

 

493).

 

Среди

 

овчаров

 

Малопольши

 

средством

 

против

 

с лаза

 

овец

считалось

 

след ющее:

 

н жно

 

в

 

полночь

 

пойти

 

на

 

христианс ое

 

лад-

бище

 

и

 

взять

 

мох

 

с

 

мо илы,

 

на

 

оторой

 

стоит

 

рест;

 

затем

 

с

 

еврейс о о

ладбища

 

принести

 

олод

 

и

 

сварить

 

в

 

воде

 

вместе

 

со

 

мхом,

 

после

 

че о

о ропить

 

овец

 

этой

 

водой

 

(

Siarkowski

 

1879:

 

31).

 

О

 

ма ичес их

 

пра ти-

ах

 

овчаров,

 

направленных

 

на

 

борьб

 

с

 

порчей

 

и

 

связанных

 

с

 

исполь-

зованием

 

мертвых

 

тел,

 

см.

 

I.4

.

Традиционным

 

было

 

представление,

 

что

 

евреи

 

(тор овцы,

 

орчмари)

являются

 

обладателями

 

волшебной

 

неразменной

 

монеты

 

(«ин люз»,

«ан люз»).

 

Г ц лы

 

считали,

 

что

 

евреи

 

способны

 

опознать

 

«ин люз»

 

сре-

ди

 

др

их

 

монет

 

«по

 

олос »

 

(Ш хевич

 

1908:

 

214).

 

По

 

поверьям

 

раин-

цев,

 

«ин люз»,

 

пол ченный

 

от

 

еврея

 

в

 

ачестве

 

сдачи,

 

«вытя ивал»

день и

 

из

 

армана

 

по

пателя

 

и

 

возвращал

 

их

 

хитром

 

еврею.

 

Ино да

еврей

 

мо

 

предложить

 

взять

   

не о

 

«ин люз»,

 

одна о

 

словием

 

та ой

сдел и

 

было

 

ос вернение

 

святынь:

 

христианин

 

должен

 

был

 

плюн ть

 

на

изображение

 

распятия

 

и

 

поцеловать

 

изображение

 

«зло о

 

д ха»

 

(Гнатю

1912:

 

226).

 

По

 

поверьям

 

жителей

 

Полесья,

 

еврей-знахарь

 

мо

 

лишить

«ин люз»

 

ч десной

 

силы

 

(Тр севич

 

1865/120:

 

477).

С

 

пиететом

 

относились

   

ма ичес им

 

способностям

 

цы ан-

знецов

на

 

Бал анах.

 

В

 

Бол арии

 

(Смолян)

 

цы ан

 

(ночью,

 

сняв

 

с

 

себя

 

одежд )

вы овывал

 

железные

 

щипцы,

 

оторые

 

лали

 

в

 

роб,

 

чтобы

 

по ойни

«не

 

ходил»

 

(Попов

 

1992:

 

61).

 

Привле али

 

знеца

 

и

 

е о

 

жен

 

и

   

испол-

нению

 

обряда

 

пол чения

 

«живо о

 

о ня»:

 

в

 

ночь

 

с

 

пятницы

 

на

 

с ббот

они

 

«вытирали»

 

этот

 

о онь,

 

а

 

потом

 

знец

 

вы овывал

 

на

 

нем

 

железный

пр т,

 

оторым

 

прижи али

 

с от

 

и

 

плодовые

 

деревья

 

«за

 

здраве»

 

(Там

 

же).

Осторожность

 

не

 

помешает!

 

Представления

 

о

 

том,

 

что

 

вся ий

 

«ч жой»

может

 

быть

 

источни ом

 

опасности,

 

выражены

 

в

 

целом

 

ряде

 

правил

 

об-

щения,

 

оторые

 

след ет

 

соблюдать,

 

чтобы

 

не

 

навлечь

 

на

 

себя

 

бед .

 

Та ,


background image

Глава

 

V

250

250

рестьяне

 

Виленс ой

 

б.

 

считали,

 

что

 

при

 

встрече

 

с

 

евреем

 

нельзя

 

до-

п стить,

 

чтобы

 

он

 

обошел

 

тебя

 

справа

 

 

это

 

большой

 

рех;

 

точно

 

та

 

же

нельзя

 

было

 

отвечать

 

на

 

вопрос

 

еврея

 

« оторый

 

час?»

 

 

верили,

 

что

 

«он

тебя

 

этим

 

вопросом

 

про линает»

 

(Szukiewicz

 

1903:

 

270).

 

В

 

Вели ополь-

ше

 

(о р.

 

Калиша)

 

рестьяне

 

сторонились

 

евреев

 

в

 

ан н

 

Рождества,

 

что-

бы

 

не

 

навлечь

 

на

 

себя

 

не дач

 

на

 

весь

 

б д щий

 

од

 

(

Kolberg

 

DW

 

23:

 

51).

В

 

о рестностях

 

Люблина

 

бытовало

 

поверье,

 

что

 

при

 

встрече

 

с

 

цы ан ой

след ет

 

заложить

 

большой

 

палец

 

за

 

паз х

 

 

то да

 

она

 

ниче о

 

тебе

 

не

сделает

 

(

D browska

 

1904:

 

103).

 

В

 

Белор ссии

 

(Сл ц ий

 

повет)

 

свадебная

процессия

 

после

 

венца

 

обязательно

 

заезжала

 

в

 

орчм ,

 

« аб

 

жыды

 

не

абiджалiса

 

да

 

не

 

рабiлi

 

пра лёнаў»

 

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

181).

 

Та

 

же

 

по-

ст пали

 

раинцы

 

на

 

Волыни

 

и

 

поля и

 

в

 

Подлясье

 

(Кравчен о

 

1914:

198;

 

Goldberg Mulkiewicz

 

1989

:

 

152–153).

Осторожность

 

следовало

 

соблюдать

 

и

 

при

 

совершении

 

тор овых

сдело :

 

нельзя

 

было

 

доп стить,

 

чтобы

 

а

ю-либо

 

вещь

 

первым

«затор овал»

 

(приценился

   

ней)

 

еврей

 

 

это

 

с лило

 

не дач

 

в

 

тор овле

(Сержп тоўс i

 

1930:

 

133).

 

Сравним

 

это

 

белор сс ое

 

поверье

 

с

 

пред-

ставлением

 

из

 

восточно о

 

Мазовше

 

о

 

том,

 

что

 

по

пая

   

еврея

 

ри-

ц -нес ш

,

 

не

 

след ет

 

вып с ать

 

ее

 

из

 

р

,

 

иначе

 

«израэлит»

 

поти-

хонь

 

вырвет

   

нее

 

три

 

перыш а

 

из-под

 

рыла

 

и

 

с ажет:

 

«Тебе

 

мясо,

 

а

мне

 

перья»,

 

 

и

 

рица

 

не

 

б дет

 

нести

 

яйца

 

(Gloger

 

1978а:

 

174).

В

 

бытовом

 

общении

 

та же

 

н жно

 

было

 

быть

 

наче

.

 

Однажды

мос аль

 

не

 

остил

 

литвина

 

в

 

шин е.

 

Литвин

 

за олдовал

 

е о,

 

заставив

«летать

 

без

 

отдыха»,

 

и

 

мос аль

 

долетел

 

из

 

Черни овс ой

 

бернии

 

в

Киевс

ю

 

(Гринчен о

 

1901:

 

169–170).

 

Колд н-литвин

 

на азал

 

дев ш-

,

 

равш ю

   

не о

 

орш и,

 

 

она

 

ходила

 

и

 

была

 

не

 

в

 

силах

 

остано-

виться.

 

Дев ш и

 

не

 

подали

 

литвин

 

воды

 

 

он

 

сделал

 

та ,

 

что

 

их

вшины

 

ни а

 

не

 

мо ли

 

наполниться

 

(Там

 

же:

 

173–174).

Особ ю

 

р пп

 

фоль лорных

 

нарративов

 

составляют

 

расс азы

о

 

том,

 

что

 

«ч жие»

 

причастны

   

распространению

 

заразных

 

болез-

ней

 

 

явлении

 

ч мы

 

в

 

виде

 

цы ан и

 

см.:

 

Мар шиа ова,

 

Попов

 

1993:

210;

 

Попов

 

1992:

 

59).

 

Со ласно

 

ряд

 

свидетельств

 

 

том

 

числе

 

средне-

ве овых

 

антии дейс их

 

сочинений),

 

евреи

 

мо ли

 

обвиняться

 

в

 

насы-

лании

 

эпидемий

 

и

 

т.

 

п.

 

В

 

польс их

 

источни ах

 

XVII

 

в.

 

находятся

 

а-

зания

 

на

 

то,

 

что

 

евреи

 

распространяли

 

моровое

 

поветрие,

 

заставляя

 

на-

нято о

 

ими

 

рестьянина

 

вливать

 

моло о

 

христианс ой

 

женщины

 

в

 

хо

висельни а.

 

В

 

середине

 

XIX

 

в.

 

во

 

время

 

эпидемии

 

холеры

 

в

 

Польше

 

Новом

 

Мясте

 

на

 

р.

 

Пилица)

 

возни ло

 

возм щение

 

среди

 

населения

из-за

 

то о,

 

что

 

евреи

 

я обы

 

за опали

 

на

 

своем

 

ладбище

 

оло ольчи

и

 

мельничные

 

задвиж и,

 

чтобы

 

отвратить

 

холер

 

от

 

еврейс их

 

домов

 

и

наслать

 

ее

 

на

 

дома

 

христиан

 

(Baranowski

 

1981:

 

262–263).

 

По

 

сообще-

нию

 

из

 

Галиции

 

(Дро обычс ий

 

пов.),

 

во

 

время

 

эпидемии

 

холеры

 

ев-


background image

Из

 

народной

 

демоноло ии

251

251

реи

 

похитили

 

рест

 

с

 

христианс о о

 

ладбища,

 

сож ли

 

е о

 

и

 

лями

обвели

 

во р

 

своих

 

домов

 

ма ичес ий

 

р

 

(Щерба iвсь ий

 

1991:

548;

 

ср.

 

Гнатю

 

1912:

 

XLI).

 

Крестьяне

 

во

 

Владимирс ой

 

б.

 

считали,

что

 

холер

 

в

 

России

 

распространяют

 

ан личане,

 

чтобы

 

«переморить

быстро

 

размножающийся

 

р сс ий

 

народ»

 

(БВКЗ:

 

269).

Отметим,

 

что

 

и

 

славяне,

 

и

 

евреи

 

действовали

 

совершенно

 

одина о-

во,

 

например,

 

при

 

сл чайной

 

встрече

 

со

 

священни ом,

 

оторая

 

с лила

не дач

 

в

 

п ти.

 

У раинцы

 

При арпатья

 

считали

 

встреч

 

с

 

попом

 

пло-

хой

 

приметой,

 

обезвредить

 

отор ю

 

можно

 

было,

 

ин в

 

вслед

 

священ-

ни

 

шпиль

 

или

 

стебель

 

соломы;

 

считалось,

 

что,

 

о да

 

идешь

 

сеять

и

 

впереди

 

идет

 

поп,

 

н жно

 

ин ть

 

ем

 

вслед

 

амень

 

или

 

орсть

 

со-

ломы

 

(Фран о

 

1898:

 

197,

 

213).

 

Евреи

 

на

 

Волыни

 

пола али,

 

что,

 

разми-

н вшись

 

с

 

попом

 

или

 

сендзом,

 

н жно

 

было

 

бросить

 

ем

 

вслед

 

орсть

соломы,

 

чтобы

 

не

 

лишиться

 

дачи

 

в

 

доро е

 

(Lilientalowa

 

1898:

 

279).

 

По

еврейс ом

 

поверью,

 

встретив

 

сендза,

 

следовало

 

бросить

 

ем

 

вслед

и ол

 

и

 

с азать:

 

«П сть

 

то,

 

что

 

мне

 

снилось

 

вчера

 

(если

 

сон

 

был

 

пло-

хой),

 

падет

 

на

 

твою

 

олов »

 

(Lilientalowa

 

1900:

 

640).

 

В

 

Западной

 

Гали-

ции

 

евреи

 

бросали

 

солом

 

и

 

плевали

 

вслед

 

сендз ,

 

ид щем

   

больно-

м ,

 

чтобы

 

больной

 

атоли

 

та

 

же

 

захирел

 

(по иб),

 

а

 

солома

 

и

 

слюна

(

Udzieła

 

1886:

 

91;

 

Wierzchowski

 

1890:

 

196

).

Ма ия

 

«на

 

дач ».

 

Представления

 

о

 

том,

 

что

 

иноверец

 

может

 

выст -

пать

 

а

 

податель

 

бла опол чия

 

и

 

здоровья,

 

находили

 

воплощение

 

и

 

в

обрядовых

 

действиях.

 

Православные

 

жители

 

польс о о

 

Подлясья

 

счи-

тали,

 

что

 

для

 

спешно о

 

сватовства

 

н жно

 

было

 

взять

 

с

 

собой

 

на

 

с овор

а

ю-ниб дь

 

вещь,

 

взят ю

 

взаймы

   

евреев.

 

Невеста

 

на

 

свадьбе

 

дер-

жала

 

при

 

себе

 

спрятанный

 

на

 

теле

 

предмет,

 

одолженный

   

еврей и;

считалось,

 

что

 

в

 

этом

 

сл чае

 

бра

 

не

 

б дет

 

бездетным

 

(

Cała

 

1992:

 

129).

Об

 

отношении

   

мез зе

 

а

 

ам лет ,

 

приносящем

 

дач ,

 

см.

 

III.2.3.2

.

Мно очисленные

 

арпатс ие

 

свидетельства

 

о

 

евреях-«полазни ах»

и

 

об

 

оцен е

 

«своих»

 

и

 

«ч жих»

 

в

 

этой

 

роли

 

приводит

 

П.

 

Г.

 

Бо атырев:

«У

 

раинцев

 

(

р син,

 

р сь ий

)

 

на

 

Рождество

 

и

 

на

 

Пасх

 

нельзя

 

прихо-

дить

   

соседям,

 

потом

 

что

 

считается,

 

что

 

в

 

эти

 

дни

 

ч жой,

 

за

 

ис лю-

чением

 

еврея,

 

приносит

 

в

 

дом

 

несчастье.

 

По

 

очень

 

старом

 

обычаю,

ч жой

 

не

 

должен

 

входить

 

в

 

ваш

 

дом

 

на

 

Рождество

 

и

 

на

 

Пасх .

 

Хозяй-

ство

 

пойдет

 

плохо

 

(

хибiт

 

ў

 

аздiўтвi

),

 

если

 

придет

 

ч жой

 

р сь ий

.

 

Но

приход

 

еврея

 

приносит

 

счастье

 

(Прислоп)»

 

(Бо атырев

 

1971:

 

220);

 

«На

Рождество

 

надо

 

с

 

ранне о

 

тра

 

при лашать

 

в

 

аждый

 

дом

 

еврея.

 

Если

придет

 

дев ш а,

 

это

 

плохая

 

примета:

 

ниче о

 

не

 

б дет

 

даваться

 

 

ни

овцы,

 

ни

 

др

ой

 

с от,

 

ни

 

рожай.

 

Еврея

 

ощают

 

пшеничной

 

и

 

ржаной

ашей

 

и

 

всем,

 

что

 

есть

   

самих.

 

Еврея

 

называют

 

„Полазни ом“,

 

потом

что

 

челове

 

др

ой

 

веры

 

вошел

 

в

 

дом

 

(Прислоп)»

 

(Там

 

же);

 

«На

 

Рожде-


background image

Глава

 

V

252

252

ство

 

приходит

 

еврей

 

и

 

оворит:

 

„Дай

 

Боже!“

 

Ем

 

дают

 

ста ан

 

вод и

 

и

больше

 

ниче о,

 

потом

 

что

 

евреи

 

не

 

едят

 

трефно о

 

(то

 

есть

 

при отов-

ленно о

 

не

 

по

 

их

 

рели иозным

 

беждениям).

 

Но

 

с

 

собой

 

ем

 

дают

 

мер

пшеницы,

 

или

 

бобов,

 

или

 

ороха,

 

или

 

еще

 

че о-ниб дь

 

<…>

 

Евреи

 

хо-

дят

 

толь о

   

тем,

 

то

 

их

 

при ласил

 

на ан не»

 

(Там

 

же:

 

220–221);

«Если

 

же

 

р син

 

(

р сь ий

)

 

входит

 

в

 

дом

 

в

 

этот

 

день,

 

то

 

е о

 

принимают

плохо,

 

потом

 

что

 

он

 

не

 

приносит

 

дачи

 

(Голов а,

 

Прислоп)»

 

(Там

 

же:

221).

 

Анало ичное

 

отношение

   

«ч жом »

 

 

добром

 

«полазни

»

 

на-

блюдалось

 

и

 

в

 

Галиции:

 

«В

 

день

 

св.

 

Андрея

 

„то о,

 

то

 

первый

 

входит

 

в

дом,

 

называют

 

полазни ом

 

и

 

считают

 

причиной

 

все о,

 

что

 

произой-

дет,

 

 

счастья

 

и

 

несчастья;

 

поэтом

 

зов т

 

та о о,

 

оторый

 

должен

принести

 

счастье.

 

Если

 

в

 

этот

 

день

 

приходит

 

еврей,

 

рад ются,

 

если

женщина,

 

считают

 

плохой

 

приметой.

 

Из-за

 

это о

 

избе ают

 

ходить

 

в

ости“

 

(архив

 

Рже оржа)»

 

(Там

 

же:

 

примеч.

 

11).

В

 

Полесье

 

был

 

зафи сирован

 

своеобразный

 

вариант

 

«полазни а»,

при роченный

   

родинам.

 

Если

 

первым

 

остем,

 

пришедшим

 

навестить

ребен а,

 

о азывался

 

еврей,

 

это

 

с лило

 

счастлив ю

 

с дьб

 

новорож-

денном :

 

«Кались

 

азали,

 

я

 

ўрод

ця

 

дитя,

 

а

 

еврэй

 

приде,

 

то

 

щас-

ливэ

 

б де»

 

(Ровбиц

 

Пр жанс о о

 

р-на

 

Брестс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1990,

зап.

 

С.

 

П.

 

Б ш евич).

Ма ия

 

о

азиональных

 

обрядов.

 

В

 

ризисных

 

жизненных

 

сит аци-

ях

 

(зас ха,

 

эпидемия,

 

мор)

 

пра ти овались

 

ма ичес ие

 

рит алы

 

с

намеренным

 

или

 

невольным

 

частием

 

«ч жих»,

 

роль

 

оторых

 

была

подобна

 

не им

 

атализаторам.

Вызывание

 

дождя.

 

Во

 

время

 

зас хи

 

жители

 

Полесья

 

бросали

 

в

олодцы

 

орш и,

 

раденные

   

соседей-евреев,

 

или

 

обливали

 

еврея

водой:

«У

 

жыдоў

 

лад

¢

ш

 

рали,

 

дно

 

прабивали,

   

алодязь

 

идали,

 

а

даждж

 

не

 

б ло»

 

(Вели ий

 

Бор

 

Хойни с о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1975,

 

зап.

 

Т.

 

М.

 

С дни );

 

«Я

 

нема

 

дожжю,

 

то

 

рали

 

ладыш и,

 

особено

 

явреев

 

и

 

по идаюць

 

ў

 

алодец»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

Н.

 

В.

 

Борза овс ая);

 

«Брали

 

ладыш и

   

яўрэя.

 

Абя-

зательно

 

жыдоўс

.

 

Крали

 

и

 

дали

 

ў

 

ал

ó

деж»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Гладыш и

 

рали

 

жыдоў

 

и

 

вешали

 

на

 

забор.

 

Гладыш

   

жыдоў

 

р

á

деш

 

и

 

або

   

алодец

инеш,

 

або

 

павесиш

 

на

 

плот,

 

и

 

дош

 

пайд

é

»

 

(Комаровичи

 

Петри овс о о

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1983,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова);

 

«Горш и

 

дают

   

о-

лодезя,

 

шоб

 

пошол

 

дошч.

 

У

 

жидов

 

рали»

 

(Копачи

 

Чернобыльс о о

 

р-на

Киевс ой

 

обл.,

 

ПА

 

1985,

 

зап.

 

М.

 

Г.

 

Боровс ая);

 

«Коб

 

дож

 

пашоў,

 

лав-

но

 

 

жыда

 

аблить»

 

(Барбаров

 

Мозырс о о

 

р-на

 

Гомельс ой

 

обл.,

 

ПА

1983,

 

зап.

 

О.

 

В.

 

Белова).