ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3461
Скачиваний: 2
Глава
V
248
248
или
тай ом
подбрасывали
в
рюм и
пьющей
п бли е,
чтобы
люди
шли
ним
та
же
а тивно,
а
они
шли
смотреть
на
по ойни а
(Фран о
1898:
213;
Ч бинс ий
1872/1:
209;
Kolberg
DW
17:
93;
Wierzchowski
1890:
201
;
Сержп тоўс i
1930:
196).
На
по раничье
Белор ссии,
Литвы
и
Польши
было
широ о
распространено
верование,
что
«жиды,
в
осо-
бенности
орчмари,
изо
всех
сил
хлопоч т
добыть
себе
верев
,
на
о-
торой
повесился
само бийца,
и
затем
стараются
подбрасывать
из
нее
лочо
в
рюм
вод и
челове
непьющем
в
полной
веренности,
что
последний
сделается
пьяницей,
пропьет
ем ,
орчмарю,
все
е о
состоя-
ние»
(Шейн
1890:
550).
Сходное
верование
бытовало
верховинцев
За-
арпатья:
«Верев а,
на
оторой
повесился
само бийца,
очень
ценится
евреями- орчмарями,
т.
.
они
соч и
от
нее
бросают
в
пален
,
и
на-
род
непрестанно
ходит
ним
пить
пален
»
(ПР
1929:
91).
На
ю о-восто е
Польши
евреи- орчмари
для
привлечения
остей
ощали
их
вод ой,
проп щенной
через
шей
ся
или
т и;
считалось,
что
испивший
та ой
вод и
б дет
постоянно
приходить
в
орчм ,
« а
т а
ищет
вод »
(
Kolberg
DW
51:
61
).
В
Подолии
с
этой
же
целью
ев-
реи-шин ари
ощали
остей
настой ой
из
тиных
олов:
а
т а
лю-
бит
вод ,
та
выпивший
настой
б дет
любить
вод
(Зеленин
1916:
1074).
В
Познаньс ом
рае
считали,
что
евреи
собирают
отпавшие
ол-
т ны
из
с еверия,
что
олт н,
положенный
в
боч
с
вином,
обеспечива-
ет
дач
в
распродаже
спиртно о
(
Kolberg
DW
11
:
225–226).
В
Подолии
верили,
что
евреи
моют
пивом,
вод ой
или
медом
свои
«сыпи»,
при ова-
ривая:
«Я
я
свое
тило
тым
очищаю
и
волосы
змываю
в
пи,
шоб
та
хрестьяне
до
мо о
напыт
збажалыся»
(Зеленин
1916:
1075).
В
за арпатс ом
селе
Нижние
Ворота
расс азывали,
что
еврей-
а- орчмар а
для
привлечения
бо ато о
остя
обмыла
орил ой
свои
половые
ор аны
и
хотела
предложить
орил
остю,
но
ошиблась
и
подала
выпив
не
бо ач ,
а
бедном
челове
,
оторый
выпил
на ово-
ренное
питье
и
в онец
разорился:
«Евреї
ворожили
д же
недобре,
дея их
б ли
орчми
i
вони
ворожили,
щоб
люды
пили
ба ато
орiл и
i
пропивали
всi
рошi.
Еврей а
тої
орчми,
що
б ла
в
нашом
селi,
хо-
тiла,
щоб
один
ба атий
азда
пропив
них
все
аздiвство,
i
та
ворожи-
ла
на
нье о.
Вона
взыла
i
облила
орiл ою
задницю
i
половi
частини
i
примовляла:
„Я
задниця
держиться
др
ої
частини
др
до
др
а,
та
най
той
чоловi
(назвала
iм’я)
держиться
i
п’є
наш
орiл
“.
Потiм
вона
давала
остовi
сю
орiл
,
але
помилилась
i
дала
не
бо атом ,
а
одньом
бiдном
чоловi
.
Тодi
той
почав
д же
вильно
пити,
пропив
своє
все
ос-
танне
i
вже
не
мi
вибитись
люди.
А
приходив
до
людей
(iн оли
i
до
нас)
i
iр о
спiвав
i
жалiвся
на
свою
долю,
що
еврей а
з
ним
та
зроби-
ла»
(АИЭА,
ф.
6,
д.
2599,
л.
147;
Воловец ий
р-н
За арпатс ой
обл.,
1948,
зап.
В.
Дьячен о).
Из
народной
демоноло ии
249
249
По
свидетельств
из
Подолии,
шин ари
поили
лиентов
вод ой,
в
оторой
предварительно
была
намочена
женс ая
р баш а,
запач ан-
ная
месячными
очищениями:
а
м жчины
любят
женщин,
та
вы-
пивший
любил
бы
вод
(Зеленин
1916:
1074–1075).
В
Западной
Белор ссии
шин ари
прибивали
на
поро е
найден-
н ю
на
доро е
под ов ,
и
то
хоть
раз
перест пал
через
нее,
становился
завсе датаем
шин а
(Сержп тоўс i
1930:
196).
Еще
одной
р ппой
профессионалов,
заинтересованных
в
исполь-
зовании
«ч жих»
в
своей
ма ии,
были
овчары.
В
Серадз ом
рае
овча-
ры
верили,
что
прис тствие
еврея
вблизи
овчарни
приносит
счастье,
поэтом
инородца
под
любым
предло ом
зазывали
в
овчарню;
в
о рест-
ностях
Ченстохова
бытовало
поверье,
что
еврей,
спящий
в
овчарне
или
о оло
нее,
приносит
счастье
и
охраняет
животных
от
беды
(
Kolberg
DW
46:
493).
Среди
овчаров
Малопольши
средством
против
с лаза
овец
считалось
след ющее:
н жно
в
полночь
пойти
на
христианс ое
лад-
бище
и
взять
мох
с
мо илы,
на
оторой
стоит
рест;
затем
с
еврейс о о
ладбища
принести
олод
и
сварить
в
воде
вместе
со
мхом,
после
че о
о ропить
овец
этой
водой
(
Siarkowski
1879:
31).
О
ма ичес их
пра ти-
ах
овчаров,
направленных
на
борьб
с
порчей
и
связанных
с
исполь-
зованием
мертвых
тел,
см.
I.4
.
Традиционным
было
представление,
что
евреи
(тор овцы,
орчмари)
являются
обладателями
волшебной
неразменной
монеты
(«ин люз»,
«ан люз»).
Г ц лы
считали,
что
евреи
способны
опознать
«ин люз»
сре-
ди
др
их
монет
«по
олос »
(Ш хевич
1908:
214).
По
поверьям
раин-
цев,
«ин люз»,
пол ченный
от
еврея
в
ачестве
сдачи,
«вытя ивал»
день и
из
армана
по
пателя
и
возвращал
их
хитром
еврею.
Ино да
еврей
мо
предложить
взять
не о
«ин люз»,
одна о
словием
та ой
сдел и
было
ос вернение
святынь:
христианин
должен
был
плюн ть
на
изображение
распятия
и
поцеловать
изображение
«зло о
д ха»
(Гнатю
1912:
226).
По
поверьям
жителей
Полесья,
еврей-знахарь
мо
лишить
«ин люз»
ч десной
силы
(Тр севич
1865/120:
477).
С
пиететом
относились
ма ичес им
способностям
цы ан-
знецов
на
Бал анах.
В
Бол арии
(Смолян)
цы ан
(ночью,
сняв
с
себя
одежд )
вы овывал
железные
щипцы,
оторые
лали
в
роб,
чтобы
по ойни
«не
ходил»
(Попов
1992:
61).
Привле али
знеца
и
е о
жен
и
испол-
нению
обряда
пол чения
«живо о
о ня»:
в
ночь
с
пятницы
на
с ббот
они
«вытирали»
этот
о онь,
а
потом
знец
вы овывал
на
нем
железный
пр т,
оторым
прижи али
с от
и
плодовые
деревья
«за
здраве»
(Там
же).
Осторожность
не
помешает!
Представления
о
том,
что
вся ий
«ч жой»
может
быть
источни ом
опасности,
выражены
в
целом
ряде
правил
об-
щения,
оторые
след ет
соблюдать,
чтобы
не
навлечь
на
себя
бед .
Та ,
Глава
V
250
250
рестьяне
Виленс ой
б.
считали,
что
при
встрече
с
евреем
нельзя
до-
п стить,
чтобы
он
обошел
тебя
справа
—
это
большой
рех;
точно
та
же
нельзя
было
отвечать
на
вопрос
еврея
« оторый
час?»
—
верили,
что
«он
тебя
этим
вопросом
про линает»
(Szukiewicz
1903:
270).
В
Вели ополь-
ше
(о р.
Калиша)
рестьяне
сторонились
евреев
в
ан н
Рождества,
что-
бы
не
навлечь
на
себя
не дач
на
весь
б д щий
од
(
Kolberg
DW
23:
51).
В
о рестностях
Люблина
бытовало
поверье,
что
при
встрече
с
цы ан ой
след ет
заложить
большой
палец
за
паз х
—
то да
она
ниче о
тебе
не
сделает
(
D browska
1904:
103).
В
Белор ссии
(Сл ц ий
повет)
свадебная
процессия
после
венца
обязательно
заезжала
в
орчм ,
« аб
жыды
не
абiджалiса
да
не
рабiлi
пра лёнаў»
(Сержп тоўс i
1930:
181).
Та
же
по-
ст пали
раинцы
на
Волыни
и
поля и
в
Подлясье
(Кравчен о
1914:
198;
Goldberg Mulkiewicz
1989
:
152–153).
Осторожность
следовало
соблюдать
и
при
совершении
тор овых
сдело :
нельзя
было
доп стить,
чтобы
а
ю-либо
вещь
первым
«затор овал»
(приценился
ней)
еврей
—
это
с лило
не дач
в
тор овле
(Сержп тоўс i
1930:
133).
Сравним
это
белор сс ое
поверье
с
пред-
ставлением
из
восточно о
Мазовше
о
том,
что
по
пая
еврея
ри-
ц -нес ш
,
не
след ет
вып с ать
ее
из
р
,
иначе
«израэлит»
поти-
хонь
вырвет
нее
три
перыш а
из-под
рыла
и
с ажет:
«Тебе
мясо,
а
мне
перья»,
—
и
рица
не
б дет
нести
яйца
(Gloger
1978а:
174).
В
бытовом
общении
та же
н жно
было
быть
наче
.
Однажды
мос аль
не
остил
литвина
в
шин е.
Литвин
за олдовал
е о,
заставив
«летать
без
отдыха»,
и
мос аль
долетел
из
Черни овс ой
бернии
в
Киевс
ю
(Гринчен о
1901:
169–170).
Колд н-литвин
на азал
дев ш-
,
равш ю
не о
орш и,
—
она
ходила
и
была
не
в
силах
остано-
виться.
Дев ш и
не
подали
литвин
воды
—
он
сделал
та ,
что
их
вшины
ни а
не
мо ли
наполниться
(Там
же:
173–174).
Особ ю
р пп
фоль лорных
нарративов
составляют
расс азы
о
том,
что
«ч жие»
причастны
распространению
заразных
болез-
ней
(о
явлении
ч мы
в
виде
цы ан и
см.:
Мар шиа ова,
Попов
1993:
210;
Попов
1992:
59).
Со ласно
ряд
свидетельств
(в
том
числе
средне-
ве овых
антии дейс их
сочинений),
евреи
мо ли
обвиняться
в
насы-
лании
эпидемий
и
т.
п.
В
польс их
источни ах
XVII
в.
находятся
а-
зания
на
то,
что
евреи
распространяли
моровое
поветрие,
заставляя
на-
нято о
ими
рестьянина
вливать
моло о
христианс ой
женщины
в
хо
висельни а.
В
середине
XIX
в.
во
время
эпидемии
холеры
в
Польше
(в
Новом
Мясте
на
р.
Пилица)
возни ло
возм щение
среди
населения
из-за
то о,
что
евреи
я обы
за опали
на
своем
ладбище
оло ольчи
и
мельничные
задвиж и,
чтобы
отвратить
холер
от
еврейс их
домов
и
наслать
ее
на
дома
христиан
(Baranowski
1981:
262–263).
По
сообще-
нию
из
Галиции
(Дро обычс ий
пов.),
во
время
эпидемии
холеры
ев-
Из
народной
демоноло ии
251
251
реи
похитили
рест
с
христианс о о
ладбища,
сож ли
е о
и
лями
обвели
во р
своих
домов
ма ичес ий
р
(Щерба iвсь ий
1991:
548;
ср.
Гнатю
1912:
XLI).
Крестьяне
во
Владимирс ой
б.
считали,
что
холер
в
России
распространяют
ан личане,
чтобы
«переморить
быстро
размножающийся
р сс ий
народ»
(БВКЗ:
269).
Отметим,
что
и
славяне,
и
евреи
действовали
совершенно
одина о-
во,
например,
при
сл чайной
встрече
со
священни ом,
оторая
с лила
не дач
в
п ти.
У раинцы
При арпатья
считали
встреч
с
попом
пло-
хой
приметой,
обезвредить
отор ю
можно
было,
ин в
вслед
священ-
ни
шпиль
или
стебель
соломы;
считалось,
что,
о да
идешь
сеять
и
впереди
идет
поп,
н жно
ин ть
ем
вслед
амень
или
орсть
со-
ломы
(Фран о
1898:
197,
213).
Евреи
на
Волыни
пола али,
что,
разми-
н вшись
с
попом
или
сендзом,
н жно
было
бросить
ем
вслед
орсть
соломы,
чтобы
не
лишиться
дачи
в
доро е
(Lilientalowa
1898:
279).
По
еврейс ом
поверью,
встретив
сендза,
следовало
бросить
ем
вслед
и ол
и
с азать:
«П сть
то,
что
мне
снилось
вчера
(если
сон
был
пло-
хой),
падет
на
твою
олов »
(Lilientalowa
1900:
640).
В
Западной
Гали-
ции
евреи
бросали
солом
и
плевали
вслед
сендз ,
ид щем
больно-
м ,
чтобы
больной
атоли
та
же
захирел
(по иб),
а
солома
и
слюна
(
Udzieła
1886:
91;
Wierzchowski
1890:
196
).
Ма ия
«на
дач ».
Представления
о
том,
что
иноверец
может
выст -
пать
а
податель
бла опол чия
и
здоровья,
находили
воплощение
и
в
обрядовых
действиях.
Православные
жители
польс о о
Подлясья
счи-
тали,
что
для
спешно о
сватовства
н жно
было
взять
с
собой
на
с овор
а
ю-ниб дь
вещь,
взят ю
взаймы
евреев.
Невеста
на
свадьбе
дер-
жала
при
себе
спрятанный
на
теле
предмет,
одолженный
еврей и;
считалось,
что
в
этом
сл чае
бра
не
б дет
бездетным
(
Cała
1992:
129).
Об
отношении
мез зе
а
ам лет ,
приносящем
дач ,
см.
III.2.3.2
.
Мно очисленные
арпатс ие
свидетельства
о
евреях-«полазни ах»
и
об
оцен е
«своих»
и
«ч жих»
в
этой
роли
приводит
П.
Г.
Бо атырев:
«У
раинцев
(
р син,
р сь ий
)
на
Рождество
и
на
Пасх
нельзя
прихо-
дить
соседям,
потом
что
считается,
что
в
эти
дни
ч жой,
за
ис лю-
чением
еврея,
приносит
в
дом
несчастье.
По
очень
старом
обычаю,
ч жой
не
должен
входить
в
ваш
дом
на
Рождество
и
на
Пасх .
Хозяй-
ство
пойдет
плохо
(
хибiт
ў
аздiўтвi
),
если
придет
ч жой
р сь ий
.
Но
приход
еврея
приносит
счастье
(Прислоп)»
(Бо атырев
1971:
220);
«На
Рождество
надо
с
ранне о
тра
при лашать
в
аждый
дом
еврея.
Если
придет
дев ш а,
это
плохая
примета:
ниче о
не
б дет
даваться
—
ни
овцы,
ни
др
ой
с от,
ни
рожай.
Еврея
ощают
пшеничной
и
ржаной
ашей
и
всем,
что
есть
самих.
Еврея
называют
„Полазни ом“,
потом
что
челове
др
ой
веры
вошел
в
дом
(Прислоп)»
(Там
же);
«На
Рожде-
Глава
V
252
252
ство
приходит
еврей
и
оворит:
„Дай
Боже!“
Ем
дают
ста ан
вод и
и
больше
ниче о,
потом
что
евреи
не
едят
трефно о
(то
есть
при отов-
ленно о
не
по
их
рели иозным
беждениям).
Но
с
собой
ем
дают
мер
пшеницы,
или
бобов,
или
ороха,
или
еще
че о-ниб дь
<…>
Евреи
хо-
дят
толь о
тем,
то
их
при ласил
на ан не»
(Там
же:
220–221);
«Если
же
р син
(
р сь ий
)
входит
в
дом
в
этот
день,
то
е о
принимают
плохо,
потом
что
он
не
приносит
дачи
(Голов а,
Прислоп)»
(Там
же:
221).
Анало ичное
отношение
«ч жом »
—
добром
«полазни
»
на-
блюдалось
и
в
Галиции:
«В
день
св.
Андрея
„то о,
то
первый
входит
в
дом,
называют
полазни ом
и
считают
причиной
все о,
что
произой-
дет,
—
счастья
и
несчастья;
поэтом
зов т
та о о,
оторый
должен
принести
счастье.
Если
в
этот
день
приходит
еврей,
рад ются,
если
женщина,
считают
плохой
приметой.
Из-за
это о
избе ают
ходить
в
ости“
(архив
Рже оржа)»
(Там
же:
примеч.
11).
В
Полесье
был
зафи сирован
своеобразный
вариант
«полазни а»,
при роченный
родинам.
Если
первым
остем,
пришедшим
навестить
ребен а,
о азывался
еврей,
это
с лило
счастлив ю
с дьб
новорож-
денном :
«Кались
азали,
я
ўрод
™
ця
дитя,
а
еврэй
приде,
то
щас-
ливэ
б де»
(Ровбиц
Пр жанс о о
р-на
Брестс ой
обл.,
ПА
1990,
зап.
С.
П.
Б ш евич).
Ма ия
о
азиональных
обрядов.
В
ризисных
жизненных
сит аци-
ях
(зас ха,
эпидемия,
мор)
пра ти овались
ма ичес ие
рит алы
с
намеренным
или
невольным
частием
«ч жих»,
роль
оторых
была
подобна
не им
атализаторам.
Вызывание
дождя.
Во
время
зас хи
жители
Полесья
бросали
в
олодцы
орш и,
раденные
соседей-евреев,
или
обливали
еврея
водой:
«У
жыдоў
лад
¢
ш
рали,
дно
прабивали,
алодязь
идали,
а
даждж
не
б ло»
(Вели ий
Бор
Хойни с о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1975,
зап.
Т.
М.
С дни );
«Я
нема
дожжю,
то
рали
ладыш и,
особено
явреев
и
по идаюць
ў
алодец»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
Н.
В.
Борза овс ая);
«Брали
ладыш и
яўрэя.
Абя-
зательно
жыдоўс
.
Крали
и
™
дали
ў
ал
ó
деж»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова);
«Гладыш и
рали
жыдоў
и
вешали
на
забор.
Гладыш
жыдоў
р
á
деш
и
або
алодец
инеш,
або
павесиш
на
плот,
и
дош
пайд
é
»
(Комаровичи
Петри овс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова);
«Горш и
™
дают
о-
лодезя,
шоб
пошол
дошч.
У
жидов
рали»
(Копачи
Чернобыльс о о
р-на
Киевс ой
обл.,
ПА
1985,
зап.
М.
Г.
Боровс ая);
«Коб
дож
пашоў,
лав-
но
—
жыда
аблить»
(Барбаров
Мозырс о о
р-на
Гомельс ой
обл.,
ПА
1983,
зап.
О.
В.
Белова).