ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 735

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Оно занимается анализом текущей деятельности (доходы, рас­ходы, прибыль, ликвидность), формированием уставного капитала, планированием деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическим обеспе­чением. В самостоятельное управление (дирекцию) м.б. выделено управ­ление финансами.

4 блок - коммерческая деятельность охватывает организацию разл. банков­ских услуг — кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и др. ак­тивные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (плат­ных) началах.

Этот функциональный блок является центр.звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управ­ление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.

В состав кредитного управления могут входить: отдел формирования кредитного портфеля, кредитный отдел, отдел контроля за обеспеченностью кредитов, отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка, отдел методологии и анализа.

Операционное управление: обслуживание клиен­тов, которое заключается в приеме от юрид. и физ. лиц платежных документов (распоряжений) на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по во­просам заполнения платежных документов, по тем или иным фор­мам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и т.п.

Отдел (управление) по опера­циям банка с ценными бумагами осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг за комис­сионное вознаграждение.

Самост. Звеном аппарата управления м.б. управление валютных операций.

5 блок - финансовый призван обеспечить учет доходов и расходов, собствен­ной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспонд. отношений, касса, м.б. и отдел инкассации (в банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег).

6 блок - автоматизации обеспечивает электронную обработку данных.

7 блок - административный - включает отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определен­ные должности, повышение квалификации работников КО, прием и увольнение персонала,

секретариат, канцеля­рию, а также хоз. подразделения.

В структуре современных коммерческих банков помимо управлений и отделов работают ревизионная комиссия и раз­личные комитеты, в том числе кредитный комитет.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за рабо­той банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его от­дельных подразделений и др.).

Кредитный комитет не является самост. под­разделением банка, в его состав входят должностные лица др. отделов банка, а также др. лица, кандидатуры которых одобрены советом банка. Комитет определяет стратегичес­кие и тактические задачи развития кредитных операций, рас­сматривает основные нормативно-метод. документы по ведению и учету кредитных операций, принимает решение о предоставлении финансовой помощи филиалам банка, выдаче крупных кредитов, устанавливает уровень процентной став­ки по кредитным операциям и т.д.


Рассмотренная структура является наиболее общей. Каждый банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих за­дач и возможностей может построить свою структуру управ­ления.

В зарубежной и отечественной практике выделяется несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур банка.

К линейным моделям относятся:

  • функциональная модель, ориентированная на определенный продукт;

  • дивизионная модель, ориентированная на отрасль деятельности;

моде­ли, ориентированные на географию рынка или

  • на группы клиентов.

В состав матричных моделей входят двух- и трехмерная матричные модели.

3. ЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР БАНКА

Функциональная модель. Выделяются структурные подразделения банка в соответствии с банковскими продуктами и выполняемыми операциями (кре­дитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драг. металлами, гарантии и по­ручительства, трастовые и другие операции). В банке создаются группы, отделы, управления, организующие соотв. вид банковской деятельности.

Функциональная модель считается классической и наиболее распростра­ненной моделью организации банка. Но это не означает, что она является единственно правильной и наиболее эффективной. Функц. модель не приводит к значительному сокращению админ.-хоз. расходов и увеличению продуктивности заключаемых сделок. Она излишне консервативная, недостаточно учи­тывает требования рынка, предпо­лагает наличие специалистов в со­отв. направлениях деятельности.

Дивизионная модель ориентирована на опред. отрасли деятельности. В банковском бизнесе отдельные отрасли (зоны) де­ятельности рекомендуется подразделять на три части: кредит, финансы и вложе­ние капитала Каждой из данных зон деятельности соответствует осо­бое законодательство.

Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются и по типу рынка, на котором работает банк: деятельность, осуществляемая на внешнем рынке, и деятельность, осуществляемая на внутреннем рынке.

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою орга­низационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, напр., заниматься: лизингом; факторингом; ипотечным кредитованием, выдачей потреби­тельских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслу­живанием опред. групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов.

Третья модель линейной структуры банка ориентируется на географию рынка и свойственна универсальному бан­ку, работающему в разных странах, областях и регионах. Органы руководства в банке несут территориальную ответственность, а в разных странах создаются дочерние компании, отвечающие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем орг. струк­тура в зависимости от ситуации может строиться по функциональному или диви­зионному принципу.


4 модель организационной структуры банка ориентируется на группы клиентов, каждая из которых характеризуется опред. интереса­ми, потребностями и нуждается в специфическом обслуживании через отд. подразделение. В качестве отдель­ных групп клиентов м.б. выделены: мелкие, средние и крупные предприя­тия; представители свободных и творческих про­фессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные фонды, страховые общества, юридиче­ские общества) и т.п.

4. МАТРИЧНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР БАНКА

пред­ставляют собой комбинацию двух и более принципов деления орг.структур.

Двухмерная матричная модель использу­ет комбинацию функционального деления и деления по группам клиентов, что по­зволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руко­водителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют возможность, высказать свою точку зрения и прийти к соглашению, в большей степени отвеча­ющему потребностям как банка, так и клиента.

Использование двухмерной матричной модели обычно приводит к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу продукта. В международной практике службы, занимающиеся сбытом услуг, принято называть «front office». Их задачей яв­ляется продажа продукта, привлечение новых клиентов и т.д.

Сфера, осущест­вляющая банковские операции, получила название «back office». Ее задачей яв­ляется анализ операций или проектов, их оценка, принятие решения по данным проектам или операциям и контроль за их выполнением.

При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель позволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов; ориентировать сбыт продуктов по новым каналам.

Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции двух служб — централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необхо­димым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено — группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, напри­мер, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бу­маг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке ре­шений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга. Практика показыва­ет, что данные специалисты при необходимости могут брать на себя и функции обоих подразделений. В целом двухмерную матричную модель в этом случае мож­но представить в виде схемы (рис. 3.1).

Двухмерная матричная модель может быть применена в сочетании отраслевого и клиентского (потребительского) принципов и в сочетании функ­ционального и отраслевого принципов


Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев - функционального и региональ­ного принципов и принципа разделения по группе клиентов (рис. 3.2). Достоинством: в процессе принятия решения одновременно учитываются три точки зрения. Ответственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляется на высшем уровне управле­ния банком.

Многомерные матричные модели. Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и группы клиентов), на практике встречается довольно редко. В запад­ной литературе приводится ее описание в следующем виде (рис. 3.3).

Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, диф­ференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки на­строены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы (предприятия)».

Рассматриваемая матричная модель позволяет дифференцировать услуги с учетом поставленных целей, гарантировать их качество, создавать отделы за­просов и рекламаций, повышая тем самым заинтересованность клиентов в даль­нейшем сотрудничестве с банком.

Командная организация работы. Эффективность многомерных моделей орг. структур банка повысится еще больше при создании команд.

Командно-ориентированные структуры уп­равления призваны улучшить качество и ускорить осуществление принимаемых решений. Суть командного (группового) подхода состоит в переносе права при­нятия решений от одного лица на группу сотрудников, общая система управле­ния при этом не претерпевает существенных структурных изменений. Внутри группы (команды) сотрудников нет ранговых различий, нет начальников и подчиненных, функции каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от по­ставленной задачи и с учетом их инд. способностей.

Командная организация работы на базе общей групповой цели побуждает к единообразному поведению, вырабатывает общую ответственность за выполнение поставленной задачи; приводит к децентрализации процесса принятия решений; реше­ния принимаются группой самостоятельно на базе коллективных действий. Считается, что командно-ориентированная структура улучшает межлично­стные отношения, устраняет конфликты интересов. Команды м.б. образованы не только в головном офисе, но и в регио­нальных филиалах.

Однако групповые орг. структуры нередко нарушают прин­ципы отношений подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее, последние изменения в бан­ковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной струк­туре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.


В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетель­ствует об их многообразии. Наиболее эффективными считаются мат­ричные модели, более приближенные к рынку.

------------------

Банковский аутсорсинг (аутсорсинг в банковской сфере) - процесс полной или частичной передачи банком отдельных функций или бизнес-процессов для выполнения сторонней организации, которая высту­пает в качестве исполнителя услуг и осуществляет управление процессом реализации данной услуги или бизнес-процесса.



Ресурсы коммерческого банка

1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка

2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка

3. Формирование капитала банка

4. Достаточность собственного капитала банка

5. Привлеченные депозитные средства банков

6. Недепозитные средства

1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка

Ресурсы коммерческого банка – это его собственные, а также привлеченные и заемные средства, которые используются банком для осуществления активных операций

Собственные средства – средства, полученные от акционеров (участников) банка при его создании и образованные в процессе его деятельности. Они находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.

К собственным средствам относятся уставный и другие фонды банка, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы.

Привлеченные средства – средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. В состав привлеченных средств входят: средства на расчетных счетах юридических лиц; депозиты до востребования и срочные в рублях и ино­странной валюте.

Заемные средства:

- межбанковские кредиты;

- централизованные ресурсы, приобретенные на аукционах либо полученные в Банке России, ссуды, полученные от Банка России;

- обращаемые на рынке долговые обязательства в виде депозитных и сберегательных сертификатов, облигаций, собст­венных векселей в российской и иностранной валюте.

В структуре ресурсов всех коммерческих банков большую долю занимают привлеченные ресурсы. Этим коммерческие банки отлича­ются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится до 20%, в то время как у коммерческих предприя­тий она находится на уровне 50—60%. Это объясняется характерной особенностью банковского бизнеса — выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свобод­ных денежных средств обходится банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка.

Структура ресурсов по отдельным ком. банкам отличается большим разнообразием, что объясняется их индив.особенностями. Это зависит от многих факторов: периода функционирования банка, величины его уставного капитала, особенностей деятельности банка, состава опера­ций, предусмотренных банковской лицензией, количества и качества клиентуры, политики банка в области кредитования, участия на фи­нансовых рынках, состояния самого рынка банковских ре­сурсов.