ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 735
Скачиваний: 2
Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Оно занимается анализом текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формированием уставного капитала, планированием деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическим обеспечением. В самостоятельное управление (дирекцию) м.б. выделено управление финансами.
4 блок - коммерческая деятельность охватывает организацию разл. банковских услуг — кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и др. активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах.
Этот функциональный блок является центр.звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др.
В состав кредитного управления могут входить: отдел формирования кредитного портфеля, кредитный отдел, отдел контроля за обеспеченностью кредитов, отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка, отдел методологии и анализа.
Операционное управление: обслуживание клиентов, которое заключается в приеме от юрид. и физ. лиц платежных документов (распоряжений) на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков; проведении операций по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и т.п.
Отдел (управление) по операциям банка с ценными бумагами осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг за комиссионное вознаграждение.
Самост. Звеном аппарата управления м.б. управление валютных операций.
5 блок - финансовый призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспонд. отношений, касса, м.б. и отдел инкассации (в банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег).
6 блок - автоматизации обеспечивает электронную обработку данных.
7 блок - административный - включает отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определенные должности, повышение квалификации работников КО, прием и увольнение персонала,
секретариат, канцелярию, а также хоз. подразделения.
В структуре современных коммерческих банков помимо управлений и отделов работают ревизионная комиссия и различные комитеты, в том числе кредитный комитет.
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдельных подразделений и др.).
Кредитный комитет не является самост. подразделением банка, в его состав входят должностные лица др. отделов банка, а также др. лица, кандидатуры которых одобрены советом банка. Комитет определяет стратегические и тактические задачи развития кредитных операций, рассматривает основные нормативно-метод. документы по ведению и учету кредитных операций, принимает решение о предоставлении финансовой помощи филиалам банка, выдаче крупных кредитов, устанавливает уровень процентной ставки по кредитным операциям и т.д.
Рассмотренная структура является наиболее общей. Каждый банк исходя из своей концепции развития, стоящих перед ним текущих задач и возможностей может построить свою структуру управления.
В зарубежной и отечественной практике выделяется несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур банка.
К линейным моделям относятся:
-
функциональная модель, ориентированная на определенный продукт;
-
дивизионная модель, ориентированная на отрасль деятельности;
модели, ориентированные на географию рынка или
-
на группы клиентов.
В состав матричных моделей входят двух- и трехмерная матричные модели.
3. ЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР БАНКА
Функциональная модель. Выделяются структурные подразделения банка в соответствии с банковскими продуктами и выполняемыми операциями (кредитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драг. металлами, гарантии и поручительства, трастовые и другие операции). В банке создаются группы, отделы, управления, организующие соотв. вид банковской деятельности.
Функциональная модель считается классической и наиболее распространенной моделью организации банка. Но это не означает, что она является единственно правильной и наиболее эффективной. Функц. модель не приводит к значительному сокращению админ.-хоз. расходов и увеличению продуктивности заключаемых сделок. Она излишне консервативная, недостаточно учитывает требования рынка, предполагает наличие специалистов в соотв. направлениях деятельности.
Дивизионная модель ориентирована на опред. отрасли деятельности. В банковском бизнесе отдельные отрасли (зоны) деятельности рекомендуется подразделять на три части: кредит, финансы и вложение капитала Каждой из данных зон деятельности соответствует особое законодательство.
Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются и по типу рынка, на котором работает банк: деятельность, осуществляемая на внешнем рынке, и деятельность, осуществляемая на внутреннем рынке.
Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить свою организационную структуру, обособляют управление той или иной зоной бизнеса в форме дочерней компании, которая может, напр., заниматься: лизингом; факторингом; ипотечным кредитованием, выдачей потребительских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслуживанием опред. групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов.
Третья модель линейной структуры банка ориентируется на географию рынка и свойственна универсальному банку, работающему в разных странах, областях и регионах. Органы руководства в банке несут территориальную ответственность, а в разных странах создаются дочерние компании, отвечающие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем орг. структура в зависимости от ситуации может строиться по функциональному или дивизионному принципу.
4 модель организационной структуры банка ориентируется на группы клиентов, каждая из которых характеризуется опред. интересами, потребностями и нуждается в специфическом обслуживании через отд. подразделение. В качестве отдельных групп клиентов м.б. выделены: мелкие, средние и крупные предприятия; представители свободных и творческих профессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные фонды, страховые общества, юридические общества) и т.п.
4. МАТРИЧНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР БАНКА
представляют собой комбинацию двух и более принципов деления орг.структур.
Двухмерная матричная модель использует комбинацию функционального деления и деления по группам клиентов, что позволяет более обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руководителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют возможность, высказать свою точку зрения и прийти к соглашению, в большей степени отвечающему потребностям как банка, так и клиента.
Использование двухмерной матричной модели обычно приводит к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу продукта. В международной практике службы, занимающиеся сбытом услуг, принято называть «front office». Их задачей является продажа продукта, привлечение новых клиентов и т.д.
Сфера, осуществляющая банковские операции, получила название «back office». Ее задачей является анализ операций или проектов, их оценка, принятие решения по данным проектам или операциям и контроль за их выполнением.
При решении вопросов на высшем уровне двухмерная модель позволяет учесть конъюнктуру рынка, потребности групп клиентов; ориентировать сбыт продуктов по новым каналам.
Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции двух служб — централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необходимым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено — группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, например, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке решений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга. Практика показывает, что данные специалисты при необходимости могут брать на себя и функции обоих подразделений. В целом двухмерную матричную модель в этом случае можно представить в виде схемы (рис. 3.1).
Двухмерная матричная модель может быть применена в сочетании отраслевого и клиентского (потребительского) принципов и в сочетании функционального и отраслевого принципов
Трехмерная матричная модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев - функционального и регионального принципов и принципа разделения по группе клиентов (рис. 3.2). Достоинством: в процессе принятия решения одновременно учитываются три точки зрения. Ответственность за отдельные группы и сегменты рынка закрепляется на высшем уровне управления банком.
Многомерные матричные модели. Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и группы клиентов), на практике встречается довольно редко. В западной литературе приводится ее описание в следующем виде (рис. 3.3).
Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, дифференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки настроены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций «семейного банка», «банка фирмы (предприятия)».
Рассматриваемая матричная модель позволяет дифференцировать услуги с учетом поставленных целей, гарантировать их качество, создавать отделы запросов и рекламаций, повышая тем самым заинтересованность клиентов в дальнейшем сотрудничестве с банком.
Командная организация работы. Эффективность многомерных моделей орг. структур банка повысится еще больше при создании команд.
Командно-ориентированные структуры управления призваны улучшить качество и ускорить осуществление принимаемых решений. Суть командного (группового) подхода состоит в переносе права принятия решений от одного лица на группу сотрудников, общая система управления при этом не претерпевает существенных структурных изменений. Внутри группы (команды) сотрудников нет ранговых различий, нет начальников и подчиненных, функции каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от поставленной задачи и с учетом их инд. способностей.
Командная организация работы на базе общей групповой цели побуждает к единообразному поведению, вырабатывает общую ответственность за выполнение поставленной задачи; приводит к децентрализации процесса принятия решений; решения принимаются группой самостоятельно на базе коллективных действий. Считается, что командно-ориентированная структура улучшает межличностные отношения, устраняет конфликты интересов. Команды м.б. образованы не только в головном офисе, но и в региональных филиалах.
Однако групповые орг. структуры нередко нарушают принципы отношений подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее, последние изменения в банковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной структуре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.
В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Наиболее эффективными считаются матричные модели, более приближенные к рынку.
------------------
Банковский аутсорсинг (аутсорсинг в банковской сфере) - процесс полной или частичной передачи банком отдельных функций или бизнес-процессов для выполнения сторонней организации, которая выступает в качестве исполнителя услуг и осуществляет управление процессом реализации данной услуги или бизнес-процесса.
Ресурсы коммерческого банка
1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
2. Понятие, состав и функции собственного капитала банка
3. Формирование капитала банка
4. Достаточность собственного капитала банка
5. Привлеченные депозитные средства банков
6. Недепозитные средства
1. Понятие и состав ресурсов коммерческого банка
Ресурсы коммерческого банка – это его собственные, а также привлеченные и заемные средства, которые используются банком для осуществления активных операций
Собственные средства – средства, полученные от акционеров (участников) банка при его создании и образованные в процессе его деятельности. Они находятся в распоряжении банка без ограничения сроков.
К собственным средствам относятся уставный и другие фонды банка, а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы.
Привлеченные средства – средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. В состав привлеченных средств входят: средства на расчетных счетах юридических лиц; депозиты до востребования и срочные в рублях и иностранной валюте.
Заемные средства:
- межбанковские кредиты;
- централизованные ресурсы, приобретенные на аукционах либо полученные в Банке России, ссуды, полученные от Банка России;
- обращаемые на рынке долговые обязательства в виде депозитных и сберегательных сертификатов, облигаций, собственных векселей в российской и иностранной валюте.
В структуре ресурсов всех коммерческих банков большую долю занимают привлеченные ресурсы. Этим коммерческие банки отличаются от других субъектов экономики. На долю собственного капитала банка приходится до 20%, в то время как у коммерческих предприятий она находится на уровне 50—60%. Это объясняется характерной особенностью банковского бизнеса — выполнять роль финансового посредника. Кроме того, привлечение временно свободных денежных средств обходится банку значительно дешевле, чем операции по увеличению собственного капитала банка.
Структура ресурсов по отдельным ком. банкам отличается большим разнообразием, что объясняется их индив.особенностями. Это зависит от многих факторов: периода функционирования банка, величины его уставного капитала, особенностей деятельности банка, состава операций, предусмотренных банковской лицензией, количества и качества клиентуры, политики банка в области кредитования, участия на финансовых рынках, состояния самого рынка банковских ресурсов.