Файл: Lektsia_11_Faktor_ODKB_i_ShOS.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 327

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. В рамках военно-технического сотрудничества на территории Белоруссии располагается отдельный радиотехнический узел и РЛС Волга в районе Барановичи и Узел связи ВМФ в Вилейке, которые обеспечивают деятельность ПРО Росиии и управления частями военно – морского флота

В отношениях, например с Азербайджаном главное для России на несколько ближайших лет сохранения контроля за Габалинской РЛС, которая вступила в строй только в 1985 году. И ее значение для России резко возросло, как и значение других станций находящихся вне территории России с конца 2001 года, когда США официально объявили о выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 года. России успешно удалось использовать улучшение отношений с Азербайджаном и убедить Азербайджанскую сторону в 2002 подписать соглашение «О статусе и условиях содержания центра в Габале». Правда, это обошлось России в 70 миллионов долларов за десять лет аренды. Кроме того, по договоренности с Азербайджаном РЛС системы Дарьял в Габале 90% времени работает в пассивном, не излучающем режиме, поэтому контроль за этой частью космического пространства недостаточен.

Среди государств Южного Кавказа наиболее тесные отношения складываются у России с Арменией. Не только потому, что эта одна из наиболее моноэтнических христианских стран мира, но и потому, что занимает возможный перекресток газо и нефтепроводов с бассейна Каспия к потребителям, но и потому, что после окончания вывода из Грузии двух оставшихся баз, останется единственной страной, где возможно размещение Группы российских войск в Закавказье. Хотя проблемы исторической памяти и территориальные споры будут еще долго будут портить отношения Армении с Турцией и Азербайджаном, с Россией она намеренна и вынуждена развивать в приоритетном плане экономические отношения. А подписанная 26 сентября 2000 года «Декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в 21 век» задал новый стимул для двусторонних отношений.- и по словам российского Президента «Вся наша политика в регионе будет направлена на то, чтобы обеспечить надежную оборону Армении».

В соответствии с соглашением, подписанным 16 марта 2000 года между Россией и Арменией, к совместному дежурству по противовоздушной обороне приступили силы и средства ПВО армянской национальной армии и дислоцированные на территории республики российские 988-й зенитно-ракетный полк и 426-я авиагруппа.
Как пояснили в штабе, 426-я авиагруппа заступила на боевое дежурство, а 988-й зенитно-ра-кетный полк - на опытно-боевое дежурство, в ходе которого предстоит отработать механизм управления и взаимодействия между российскими и армянскими подразделениями. По графику, утвержденному командующим войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) и командующим ГРВЗ, в зенитно-ракетном полку дежурство попеременно будут нести батареи зенитных ракетных комплексов С-ЗООВ и "Куб-МЗ", а в авиагруппе - пара истребителей МиГ-29.

Управление армянскими и российскими силами и средствами ПВО и авиации осуществляется с Объединенного командного пункта (ОКП) ПВО и авиации вооруженных сил Армении, где будет размещаться оперативная группа 102-й российской военной базы.

ОКП ПВО также осуществляет взаимодействие с пунктами управления ПВО и авиации других государств - участников СНГ, входящих в состав Объединенной системы ПВО. При этом действия российской оперативной группы на ОКП ПВО Армении при применении российских средств ПВО и авиации на армянской территории должны согласовываться с армянской стороной и не выходить за рамки обязательств России и Армении, вытекающих из международных договоров, участниками которых являются обе страны. Право принятия решения на открытие огня российскими средствами ПВО и авиацией в случаях, не терпящих отлагательства, дано командующему войсками СКВО или лицу, его замещающему.


Переход 988-го полка с опытно-боевого на боевое дежурство запланирован на 1 сентября. По данным штаба ГРВЗ, только мероприятия по подготовке полка к боевому дежурству (оборудование стартовых позиций, заглубленного командного пункта, прокладка линий связи и т.д.) обошлась почти в 600 тысяч рублей. В летнее время ежемесячные расходы на топливо составят 483,8 тысяч рублей, в зимнее время - почти 630 тысяч. Боевое дежурство 426-й авиагруппы обходится несколько дешевле.

С армянской стороны в несении совместного дежурства по противовоздушной обороне участвуют зенитно-ракетные части, вооруженные комплексами С-75 и С-125, радиолокационные части и армейская авиация вооруженных сил Армении. По словам начальника главного штаба - первого заместителя министра обороны Армении генерал-лейтенанта Михаила Арутюняна, "при ухудшении ситуации в регионе, возрастании внешней угрозы эти средства планируется усилить за счет авиаци-онно-космических компонентов ПВО России и развертывания дополнительных сил и средств армянских вооруженных сил".

По словам Главкома ВВС и ПВО России, совместная охрана воздушного пространства Армении - практическая реализация соглашения об объединенной системе ПВО стран Содружества. Охрана в Армении должна осуществляться по линии бывшей границы Советского Союза с Турцией и Ираном. Однако с учетом того, что Турция входит в блок НАТО, это направление считается приоритетным. Войска ПВО двух стран переведены на режим боевой тревоги и начали работать по схеме обороны бывшего СССР, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении , с использованием боевой авиации и зенитных частей. В сущности, отрабатывается антинатовский (антитурецкий), а не антииранский вариант военного сотрудничества.


С Казахстаном Россия взаимодействует по различным направлениям. Это происходит не только в двустороннем формате, но и рамках СНГ, ШОС, ЕвразЭс, Антитеррористического центра СНГ, ОДКБ. В рамках последнего достигнуты в 2004 году договоренности в соответствии, с которыми, Казахстан, наравне с другими членами организации имеет право закупать в России вооружение и военную технику по льготным ценам. В январе того же года Россия и Казахстан подписали соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения безопасности двух стран. Тогда же Казахстан ратифицировал межправительственное соглашение с РФ о порядке предоставления полигонов для проведения боевых стрельб ВВС обоих стран. Россия неоднократно выражала готовность оказать помощь в строительстве казахстанского флота, в том числе и береговой инфраструктуры. Военно-техническое сотрудничество с Россией является и для Казахстана приоритетном потому, что вооружение в основном советского и российского производства. Поэтому на сегодняшний день в 43 российских военных ВВУЗах обучается около 800 казахстанских военнослужащих. За последнее десятилетние в них пошли обучение около 15000 военнослужащих Казахстана, что составляет около трети всех военнослужащих стран СНГ, обучающихся в России. Кроме того, с 1995 года между Россией и Казахстаном действует договор о совместных усилиях в охране внешних границ.

Немаловажную роль в развитии вооруженных сил Казахстана играют контакты с Китаем и США. Объем американской военной помощи превысил 10млн.доллларов. В ближайшие годы на льготных условиях ВС Казахстана получат четыре вертолета «Нuey 2», самолет С-130 «Геркулес», на строительство военных объектов выделяется около 3 млн. долларов, на обучение казахстанских военных выделятся на год более 113 тысяч долларов.

За последние шесть лет Китай оказал безвозмездную помощь ВС Казахстана на сумму около 30 млн. китайских юаней, поставив аппаратуру, средства связи, оргтехнику для лингвистического центра ВС Казахстана. В прошлом году казахстанская армия получила 40 джипов «Чароки», 30 электростанций. Ежегодно подписываются соглашения о предоставлении безвозмездной помощи на сумму 8-10 мдн. Китайских юаней. Успешно осуществляется программы обучения казахстанских военнослужащих в военных вузвах Китая. Уже прпошли обучение 11 военнослужащих – от высшего звена до младших офицеров, и столько – же обучается в военных вузах НОАК.

Таджикистан. По оценкам многих экспертов союзнические отношения с Таджикистаном имеют наиболее длительные и доверительные отношения. Связано с тем, что с начала 90 Россия приняла все меры для локализации гражданской войны, при участии России была создана преграда для вмешательстве извне. Именно наличие на территории страны российских войск, единственной организованной силы способной защитить от внешней и внутренней угрозы Таджикистан прекратило гражданскую войну. Эти все и усилия объективно сыграли на руку Эмомали Рахмонову, который не смог бы возглавить Таджикистан без российской военной помощи. До начала 2000 годов России постепенно удалось перевести взаимодействие из чисто военной сферы в сферу борьбы с терроризмом и противодействию преступности. Именно в данной сфере сотрудничества заинтересована Россия, поскольку в качестве платы получает от ряда стран поддержку идеи сотрудничества в военной сфере, а также возможность размещения своих войск или использовать в своих интересах военную инфраструктуру. Правда Россия «сменила вывеску» и 201 дивизия сейчас именуется как военная база. В 2000 году она усиленна за счет специальный частей по борьбе с терроризмом, в рамках заключенного соглашения о создании совместного Антитеррористического центра. При подготовке американцами операции по свержению власти талибов осенью 2001 года Москва транспортными самолетами доставляла оружие и снаряжение в Душанбе или Курган –Тюбе, а оттуда в Афганистан С помощью России Таджикистан проводил военную реформу и сейчас ВС республики состоят из четырех видов: сухопутные войска. Войска ПВО, военно –воздушные силы и с 2003 года мобильные войска. Из состава мобильных войск три батальона входят в состав КСБР Центрально –Азиатского региона коллективной безопасности В рамках военно – технического сотрудничества с помощью российской стороны восстанавливается и модернизируется техника, по льготному режиму поставляется техника и производится обучение таджикских военнослужащих в российских ВУЗа. Часть преподавателей Военного института министерства обороны Таджикистана являются российскими специалистами. На территории Таджикистана Россия арендует оптикоэлектронный узел «Нурек». Спроектированный в 1979 году на Красногорском механическом заводе до момента распада СССР он не был введен в эксплуатацию. С 1992по 19994 год работы на комплексе были прекращены и только в 1999 году узел приступил к опытному дежурству, а с 2002 года поставлен на опытно – боевое дежурство. С октября 2004 года «Нурек» в обмен за долги (242,5 млн долларов) передан в бессрочную аренду за символическую плату.



В отношениях с Киргизией России приходится учитывать отношения Бишкека в военно-техническом отношении с другими странами.

Готовность противодействовать терроризму , а также географическое положение привело к тому, что лидеры стран ДКБ в мае 2001 года приняли решение поместить Антитеррористический центр СНГ и штаб Коллективных сил быстрого реагирования в столице Киргизии – Бишкеке.

С началом антитеррористической операции Киргизии начала действовать американская военно – воздушная база «Ганси» в районе аэропорта Манас, а рядом российская военно –воздушная база Кант, на реконструкцию которой только в 2005 году было выделено около 1млрд. рублей. Хотя главная задачи базы в Канте поддержка с воздуха КСБР государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, практически с момента ее открытия (октябрь 2003 года) у группировки ВВС (штурмовики Су-25, истребители ПВО Су-27, транспортные самолеты Ил -76) попросту нет оборудования и вооружения для работы по наземным целям. Ожидается, что они будут заменены в 2006 году модернизированными Су-27СМ и ударными самолетами Су-24, возможности которых позволяют выполнение полетов круглосуточно и эффективно применять высокоточное вооружение. Киргизия, особенно после мартовской революции приветствуют эти планы, которые не только усилят авиационную группировку, но и откроются дополнительные рабочие места. Смена власти В Бишкеке не повлияла ни на военно-техническое сотрудничество России с Киргизией, ни на сотрудничество с Америкой. За последние семь лет Россия безвозмездно поставила для ПВО Киргизии оборудования на 7.6 млн. рублей. Рассматривается вопрос о предоставлении Киргизии нескольких ракетных комплексов С_300. Среди предприятий оборонно-промышленного комплекса для России наиболее важен завод «Дастан» в Бишкеке производящий высокоскоростные торпеды ВА -111 «Шквал» и ее экспортную модификация «Шквал-Э». Испытания торпед проводится на оз. Иссык-Куль.

Сотрудничество России с Узбекистаном. Перспективы военного и военно-технического сотрудничества России с Узбекистаном достаточно широкие и реальные. Узбекистан один из первых государств еще в марте 1994 года подписал соглашение «О принципах взаимного и технического и материального обеспечения вооруженных сил» Однако невнятная политика России по отношению к странам Центральной Азии изменила позицию Ташкента к СНГ и ОДКБ, и Узбекистан стал создавать механизмы разрешения своих острых проблем вне рамок Ташкентского договора. Ташкент подписал ряд параллельных договоров и соглашений в 1999 году Узбекистан принял решение не участвовать в системе коллективной безопасности СНГ, под предлогом ее неэффективности. Но надежды на помощь НАТО не оправдались, вместо оружия из столиц стран Европы усилилась критика. Улучшению отношений с Узбекистаном способствовала и создавшаяся после теракта 11 сентября международная коалиция против терроризма. После начала военной операции в Афганистане 7 октября 2001 года Ислам Каримов одним из первых поддержал США и предоставил американцам право на использование воздушного пространства и передаче США авиабазы Ханабад в центре Кызылкумов. Позднее Узбекистан предоставил другую военную базу в Термезе союзнику по антитеррористической коалиции – Германии. В ответ на это Америка выделила Ташкенту в 2001 году военную помощь в объеме 55 млн долларов. В 2002 году объем военной помощи был увеличен до 100 млн.долларов. Однако Узбекистан сотрудничество с Россией не ослабил и фактически с 2001 года создал вместе с Россией новый военный союз, направленный на обеспечение безопасности Ташкента с юга. Объем военно – технического сотрудничества к 2004 году между Россией и Узбекистаном увеличился до нескольких десятков миллионов долларов. 16 июня 2004 года Москва и Ташкент подписали Договор о стратегическом партнерстве, согласно которому из РФ поставлялись продукция военного назначения и поддержание в боеготовном состоянии и модорнизация имеющейся в Узбекистане военной техники, согласовывались подготовка военных кадров в ВВУЗаз России и развитие сотрудничества в осуществлении космических программ с использованием имеющихся на территории Узбекистана инфраструктуры контроля за космическим пространством в районах города Китаб и плато Суффа (между Ташкентом и Самаркандом). После событий в Андижане весной 2005 года и неадекватном применении силы, критика Ташкента со стороны западных стран с требованием провести международное расследование , только подтолкнули Узбекистан к России, которая явно поддержала действия руководства Ташкента. В конце августа 2005 года парламент Узбекистана высказался за вывод американской базы с узбекского аэродрома Ханабан, что также говорит об усилении российских позиций в Узбекистане. 11 октября 2005 года в переговорах между Российской делегацией и президентом Узбекистана Исламом Каримовым было согласованно строительство завода по производству вертолетов под Ташкентом, а также совместное производство самолетов Ил -76МФ и Ил 114 Ташкентским производственным объединением им В.Чкалова и Воронежским самолетостроительным объединением. В ответ на это Узбекистан ежегодно резервирует для России до 250 тысяч тонн хлопка в обмен на военно-техническую продукцию.


Туркмения занимает особое место в сотрудничестве в области безопасности на постсоветском пространстве. С начала 1990 – х годов Туркмения провозгласила статус постоянного нейтралитета и установления добрососедства с соседними странами. Сдержанность Ашхабада можно объяснить разными подходами России и Туркмении к разделу ресурсов Каспийского моря. Таджикистан намеренно диверсифицирует источники получения оружия и услуг военного назначения , чтобы избежать зависимости от поставщиков критической продукции. Туркменистан ввел визовый режим для граждан СНГ и практические формы взаимодействия с Россией сокращались.

Примером тому история создания объединенного Российско – Туркменского командования . Подписав 31 июля 1992 года «Договор о совместных мерах в связи с созданием Вооруженных Сил Туркмении», Россия выступила гарантом безопасности Туркменистана. Части и подразделения пограничных войск, ВВС и ПВО оставались под командованием России, а остальные воинские формирования переходили под Руководство постепенно в течение десяти лет. На переходный период Россия обязалась оказывать Туркменистану военно-техническую поддержку и оплачивать компенсации за право размещения на территории Туркменистана своего оборудования. С 1992 по 1994 годы в Ашхабаде для обеспечения координацию двух государств в военной сфере действовала оперативная группа МО РФ, в составе отдельного батальона связи, узла связи, роты охраны, отдельной транспортной эскадрильи. Там же находились и два зенитно-ракетных полка. В 1994 году была создана оперативная группа Федеральной пограничной службы (2-3 тысячи человек). В состав группы входили 170 авиаполк, 46 отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей, школа сержантского состава. Однако различия в понимании военного строительства и военно-политического курса привело к роспуску в 1994 году Объединенного командования, а в1999 году пересмотру Договора о пограничном сотрудничестве и полному выводу российских пограничников. Скорее всего, это было связанно со стремлением самостоятельно контролировать финансовые и торговые потоки, проходящие через границу с Афганистаном. Партнером Туркмении стал режим талибов, поэтому Туркменистан стал единственной страной, положение которой на международной арене ухудшилось после падения этого режима.

С мая 2001 года усилилось военно-техническое сотрудничество Ашхабада с Киевом. Украина обязалась в обмен на газ модернизировать истребители Миг-29 и ПВО Туркмении и поставить современную военную технику на сумму свыше 500 млн.долларов. Украина уже поставила 4 морских катера «Калкан –М» из 10, согласно договору. Ожидается, что Ашхабад закупит строящуюся на Феодосийской судостроительной компании 10 40-тонных «Грифов» (или его экспортной версии «Кондор»). В 2003 году Украина поставила Туркмении радиолокационную станцию «Кольчуга –М», позволяющая осуществлять мониторинг в радиусе до 600 км. С ее помощью Ашхабад контролирует азербайджанскую часть акватории и восточную часть Азербайджана, чем вызывает неудовольствие Баку.


Регулярное отторжение Ашхабадом всяческих инициатив Москвы в рамках СНГ, повал планов строительства нескольких газопроводов в обход России, отказ в предоставлении Германии аэродромов для размещения в стране немецкого контингента, привели Туркмению в крайне сложное положение. Поэтому Сапар Ниязов с 2003 года вынужден сам нанести несколько визитов в Москву, в ходе которых было подписано несколько соглашений и восстановлено сотрудничество между Россией и Туркменистаном.

Сила нового альянса



Новое объединение стран СНГ - Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) - имеет все шансы превратиться в мощный мощный военно-политический блок. Достаточно беглого взгляда на карту, чтобы убедиться: входящие в него государства - Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, а также примкнувший к ним Узбекистан - это по сути костяк бывшего СССР. Да, без Украины. Но учитывая ее хронические проблемы и перманентные политические и экономические кризисы, еще неизвестно - плюс это или минус.

Россия, Узбекистан, Казахстан, Белоруссия - крупнейшие по численности населения страны нового альянса (141, 27, 15 и 10 миллионов соответственно). Что у них общего? Прежде всего - стабильный политический режим. В условиях нынешнего кризиса это важный козырь. Кроме того, у России и Казахстана прочные экономические позиции. Прежде всего благодаря энергетическим ресурсам. Нефть, даже если она стоит сорок долларов за баррель, все равно остается "черным золотом". И газ - он всегда "стратегический товар".

Экономический потенциал России и Казахстана представляется вполне достаточным, чтобы эти две страны (в первую очередь, конечно, Россия) стали локомотивом нового блока, помогая союзникам, закрывая бреши, подтягивая их до своего уровня. Но и другие союзники могут внести в общее дело неоценимый вклад - каждый в своей области.

Трехмиллионная Армения, вроде бы, слабое звено альянса - хотя бы потому, что ни с кем из союзников непосредственно не граничит, отделена от России территорией Грузии, настроенной отнюдь не дружественно. Но это только на первый взгляд. Можно взглянуть на вещи и под другим углом зрения. И тогда мы увидим, что Армения - стратегический бастион КСОР на Южном Кавказе. А кроме того, в политическом плане Ереван может принести своим партнерам немало пользы. Не будем забывать, каким влиянием пользуется армянская диаспора и в Соединенных Штатах, и во Франции, и в других странах Запада. От нее так просто не отмахнуться, ее мнение придется учитывать.

Пятимиллионная Киргизия и семимиллионный Таджикистан кому-то могут показаться самыми проблемными странами Центральной Азии. И ВВП на душу населения у них низкий, и армия малочисленная, и общество в обеих республиках расколото: в Таджикистане еще свежа память о кровопролитной гражданской войне., а в Киргизии - о "тюльпановой революции", в результате которой был свергнут президент Аскар Акаев.