Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1164
Скачиваний: 2
Уважаемые коллеги! Тема моего доклада
«Украина и Белоруссия: сравнительный ана-
лиз интеграционных моделей. Мой доклад
мог бы состоять из одного предложения, ко-
торое исчерпывал бы все главное содержание
темы, заявленной мной. Предложение это за-
ключается в том, что в настоящее время и у
Белоруссии, и у Украины сложились модели
интеграционного поведения, которые харак-
теризуются четкими позициями. Для Украины
характерна такая интеграционная модель, ко-
торая демонстрирует ее желание максимально
сблизиться и интегрироваться с Европейским
союзом, сближение с Россией носит времен-
ный и конъюнктурный характер. Интегра-
ционная модель Белоруссии носит прямо
противоположный характер. Белоруссия де-
монстрирует желание и потребность макси-
мально сблизиться с Россией и через Россию
со странами СНГ, с Евросоюзом демонстри-
рует временное и конъюнктурное сближение.
Но и в том, и в другом случае и Украина, и Бе-
лоруссия на протяжении уже десяти, а то и 15
лет, стремится диверсифицировать свое поли-
тическое и экономическое пространство и пы-
тается определить самостоятельную политику,
которая отличало ее и от восточного, и от за-
падного вектора. Когда я пыталась анализиро-
вать эти вопросы под этим ракурсом, я
поставила перед собой такую проблему: что
собой представляет Белоруссия и Украина как
элементы интеграционного процесса в пост-
советском пространстве и кто кому более
ценен – Белоруссия или Украина? Кстати го-
воря, когда изучаешь этот вопрос на цифрах,
на статистике в исторической, этапной дина-
мике, оказывается, что на этот вопрос не так-
то просто ответить. Украина, с точки зрения
интеграции, является как будто более ценным
субъектом, потому что я не говорю уже о ее
территории, не говорю о численности насе-
ления, которое превышает практически в пять
раз, о вкладе и размерах ВВП. В данном случае
Белоруссия представляет собой малую эконо-
мику. Но вот когда начинаешь изучать про-
блему темпов экономического роста,
динамики этого роста, вклады Белоруссии в
торгово-экономические и просто экономиче-
ские отношения с Россией и в рамках СНГ,
оказывается, что Белоруссия по многим пози-
циям является более динамичным, более эф-
фективным и быстро развивающимся
субъектом в экономических отношениях.
В смысле интеграции можно выделить три пе-
риода. Сегодня мы можем говорить, по край-
ней мере, о трех интеграционных этапах на
постсоветском пространстве. Первый – это 90-
е годы вплоть до конца 90-х годов. Этот пе-
риод, скорее всего, можно охарактеризовать
как интеграция на остатках советского насле-
дия, когда целая группа интеграционных до-
кументов была в значительной степени
составлена по принципу и подобию Совет-
ского Союза, и она в гораздо большей сте-
пени декларировала интеграцию, чем
являлась таковой. Второй период можно про-
длить до середины 2000-х годов. Мне кажется,
что это был трагический и очень динамичный
период, когда все страны СНГ превращались
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
6
Гузенкова Тамара
Семеновна
ведущий научный сотрудник Рос-
сийского Института стратегиче-
ских исследований, доктор
исторических наук, руководитель
Центра исследований проблем
Ближнего зарубежья (Россия):
из «вещи в себе» в «вещь для себя», у них опре-
делялась их геополитическая идентичность,
они активно формулировали свои националь-
ные интересы. В этот период, по сути дела, и
стали более или менее однозначно опреде-
ляться геополитические тренды Белоруссии и
Украины. В этом смысле ко второй половине
2000-х годов произошла существенная пере-
структуризация геополитических ориентаций
экономической деятельности этих государств.
В частности, именно в этот период стало по-
нятно, что Украина пыталась претендовать на
альтернативный центр СНГ. Надо сказать, что
эта роль Украине не удалась. Все альтернатив-
ные объединения оказались не эффектив-
ными и в настоящее время некоторые из них
существуют номинально, а некоторые из них
и умерли, например, о Содружестве демокра-
тического выбора сейчас я не слышу уже
ничего. Второй этап был очень трагичен по
тому накалу страстей, когда начались первые
энергетические войны, которые плавно пере-
шли и во вторую половину 2000-х годов. И,
наконец, третий этап – вторая половина 2000-
х годов по наши дни. Этот период свидетель-
ствует, что у нас уже более или менее
определились экономические типы режимов
в постсоветских государствах, сформирова-
лись политические режимы. В настоящее
время можно говорить о существовании та-
кого более или менее понятного системе но-
вого регионализма, в рамках которого каждое
государство определяет или пытается опреде-
лить свою роль. Роль России в определении
своей собственной позиции оказывается
очень важной, потому что каждый раз, когда
каждое государство претендует на новую роль
в геополитическом пространстве, мнение Рос-
сии очень важно, а иногда и решающее.
Из статических данных, Белоруссия - хотя от-
ношение к белорусской статистике очень на-
стороженное – очень динамично развивалась
за эти 20 постсоветских лет и добилась более
значимых экономических успехов, чем
Украина. Если вы увидите участие Украины в
международных организациях, то это, как пра-
вило, западноевропейские и евроатлантиче-
ские организации. И очень мало организаций,
связанных с постсоветским пространством и с
Россией. Кстати говоря, до настоящего вре-
мени, насколько я знаю, Украину нельзя на-
звать в полном смысле этого слова
полноправным членом СНГ, потому что яв-
ляется страной-учредителем, она входила туда
с очень большими оговорками и Устав она не
подписала.
СНГ и матрешечные интеграционные различ-
ные объединения внутри СНГ являются, без-
условно, приоритетом для Белоруссии. Место
Украины и Белоруссии, с одной стороны,
близко по отношению друг к другу, а с другой
– Белоруссия имеет более высокие показа-
тели. Те стереотипы восприятия белорусской
экономики и белорусского политического со-
циума, которые сформировались в таком
международном восприятии, являются обид-
ными и несправедливыми, чем те объектив-
ные показатели, которые говорят о том, что
Белоруссия была достаточно динамично раз-
вивающимся социально-экономическим орга-
низмом.
Прирост ВВП. Здесь важно иметь в виду, что
все данные, на которые я ссылаюсь, до 2010
года включительно. Белоруссия сейчас пере-
живает очень непростой период. Я бы не
стала связывать тот экономический обвал, ко-
торый демонстрирует только и исключи-
тельно
Белоруссия
с
неудачной
президентской кампанией и субъективными
ошибками президента в ходе этой кампании.
Те неприятности, которые сейчас имеет Бело-
руссия, по сути дела, отложенный кризис, ко-
торый некоторые страны пережили
значительно раньше. Белоруссия благодаря
очень жесткой централизованной и, по сути
дела, корпоративно-государственной системе
удерживалась на краю этой пропасти. Она
оборвалась попозже, чем другие государства.
И, наверное, сейчас Белоруссия стоит перед
новым выбором в смысле интеграции и, на-
сколько мы знаем, в программной речи, с ко-
торой выступил президент Белоруссии,
http://interaffairs.ru
7
сделан выбор в пользу России. Это не значит,
что других конъюнктурных колебаний сде-
лано не будет. Тем не менее интеграционные
интенции Украины и Белоруссии также де-
монстрируют противоположные векторы. Об-
ратите внимание, что когда у Украины
возникают определенные трудности, она ин-
тенсифицирует свои переговоры с Европей-
ским союзом. Подписание соглашения об
Ассоциации является для Украины буквально
национальной идеей, ради которой она готова
на очень большие жертвы. А у Белоруссии,
когда у нее возникают большие трудности,
она начинает клясться в любви к России и
углублении интеграционных отношений в
рамках СНГ. Очень важной в этом смысле яв-
ляется политика России. Конечно, есть много
таких моментов, которые еще надо серьезно
обсуждать и рассуждать, правильные ли мы
выбираем приоритеты и так ли эффективно
мы пытаемся реализовать свои геополитиче-
ские и экономические интересы на постсовет-
ском пространстве. Россия с самого начала
претендовала на интеграционное ядро, но
если сравнить вклад ВВП и, вообще, экономи-
ческий вклад России на просторах СНГ, то
оказывается, что Россия есть, действительно,
ядро, магнит, к которому притягивается все
остальное. Вместе с тем это является и нашим
наказанием, кошмарным сном, который в су-
щественной степени затрудняет отношения
на постсоветском пространстве. Какие-то
вещи происходят, потому что они объ-
ективны, а какие-то вещи происходят, потому
что мы своей позицией их усугубляем. Кстати
говоря, наш Институт, в частности, и наш
отдел, который я возглавляю, подготовили до-
вольно большую аналитику и у нас будет пуб-
ликация в журнале на тему «Глобализация
по-китайски или Китай на постсоветском про-
странстве». Отношение Китая к каждой из
стран постсоветского периода до какой-то сте-
пени демонстрирует еще одну модель: если не
интеграция, потому что Китай стережется ин-
теграций и не любит их, то, по крайне мере,
присутствие экономического, я бы даже ска-
зала, цивилизационного фактора приветству-
ется. Что в этой связи препятствует успешной
истории нашей интеграции и привлечению
постсоветских государств на нашу сторону?
Прежде всего, это какая-то фатальная ориен-
тация на крупные экономические проекты,
которые оставляют за бортом малые эконо-
мики: большинство стран СНГ таковыми и яв-
ляются.
Еще очень серьезной проблемой является
наше постоянное стремление ориентиро-
ваться исключительно на власть. Какой бы
власть ни была, вне поля зрения у нас остается
не только гражданское общество, которое на-
ходится лишь в начальной стадии образова-
ния, но и региональной элиты, которая
оказывается не у дел, часто сильно разочаро-
ванной. Еще одна серьезная вещь – она вы-
текает из первой (ориентация на крупные
проекты) – это пренебрежение малым бизне-
сом. У нас самих малый бизнес дышит на
ладан, а постсоветские экономики (малые
страны) в основном состоят из малого биз-
неса, который оказывается совершенно не ин-
тересен России, и они вступают в какие-то
межгосударственные объединения, в том
числе и с Белоруссией. Кстати говоря, во мно-
гих отношениях Белоруссия становится той
самой подушкой безопасности, которая под-
бирает экономические проекты и тот малый
бизнес, который просто не в состоянии про-
биться в Москву.
Российский президент выступил с программ-
ной статьей о Евразийском союзе. Я ни коим
образом не подвергаю сомнению перспектив-
ность этой идеи. Но, мне кажется, мы все на-
ходимся в своего рода ментальном кризисе,
который связан с тем, что мы с легкостью пе-
реходим от одной формы интеграции к дру-
гой, не добившись успеха в предыдущем
варианте. В этом смысле хотела обратить вни-
мание на наш союз с Белоруссией, который
мы, скорее всего, в нашем сознании не вос-
принимаем как успешное интеграционное
объединение, хотя если посмотреть на его ра-
боту внутри, может быть, окажется, что это да-
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
8
леко не так. Сейчас, когда белорусское прави-
тельство старается усилить свои интеграцион-
ные намерения в рамках СНГ, мне кажется, что
пора вернуться к идее оздоровления россий-
ско-белорусских отношений в рамках Со-
юзного государства, а тихую, незаметную
экономическую жизнь в рамках этого объеди-
нения все-таки конвертировать в более замет-
ные политические достижения, связанные с
формированием и межгосударственных, и на-
циональных, наднациональных структур,
формированием общей валюты.
Оганесян А.Г.:
Следующий доклад посвящен
такой теме: Вопросы рисков, коплиментарно-
сти, совместных возможностей развития внут-
реннего рынка и согласованных действий на
внешних рынках.
За 20 лет, прошедших со времен распада
СССР, его республики ставшие независимыми
государствами, за редким исключением, так и
не нашли себе места в новом мировом по-
рядке. Они так и остались в глазах «демокра-
тических» соседей – странами второго сорта
(читай – четвертого мира). При этом после
первой эйфории от исчезновения «Империи
Зла» – в умах западного обывателя Россия
прочно заняла это, до недавнего времени, ва-
кантное место.
Украину Запад давно и основательно рассмат-
ривает в контексте буферной зоны между Ев-
ропой и Россией. В последние годы, начиная
с победы «помаранчевой революции», еще и
как козырную карту в игре против России. По-
ражение на выборах в 2010 году помаранчевой
команды и приход к власти «бело-голубой»
ничего не изменило в этом раскладе. Попы-
тавшись проводить «многовекторную» внеш-
нюю политику, но, не обладая ни
способностями достаточными для этого, ни
ресурсами в виде кадровых дипломатов, на се-
годня украинский МИД – это синекура. Если
профессионалы там еще и остались, то они
хорошо законспирированы. Янукович попал
в ситуацию, когда и США, и ЕС используют
его в игре против России даже против его
воли. А абсолютно бездарная политика его
«помощников», приведшая к скандальному
приговору Тимошенко, и вовсе показала пол-
ную несостоятельность нынешний команды
адекватно реагировать на внешние вызовы.
Беларусь Запад долгое время не воспринимал
в качестве самостоятельного субъекта, а
строил свои отношения с ней исключительно
как с анклавом России. В последнее же время
западные СМИ активно взялись за кампанию
демонизации Лукашенко. Следует признать,
что он сам дает тому немало поводов. Однако
демонстративное пренебрежение интересами
белорусской стороны на саммите Восточного
партнерства и активная поддержка Янукови-
чем подобных действий Брюсселя по отноше-
нию к Беларуси никаких политических
дивидендов Украине не принесла. А вот ухуд-
шение отношений с белорусской стороной
вызвала, что еще раз показывает абсолютную
неспособность украинской власти добиваться
каких-либо политических преимуществ, зато
во всем демонстрирует ее особенность ухуд-
шать отношения с потенциальными союзни-
http://interaffairs.ru
9
Гаврилечко Юрий
Владимирович
эксперт Общественной органи-
зации «Фонд общественной
безопасности», редактор
интернет-издания hvylya.org
(Украина):
ками, не получая при этом никаких выгод от
третьих сторон.
Отсутствие скоординированной внешней по-
литики как в рамках СНГ, так и в рамках
ОДКБ приводит к тому, что потери каждой из
сторон усугубляются еще и увеличением внут-
ренних противоречий между нашими стра-
нами, искусственно создаваемых ведущими
мировыми акторами.
Одна из основных причин кризиса во взаимо-
действии между нашими странами лежит вне
плоскости экономики, геополитики или
каких-либо еще рациональных факторов. Она
находится в области существования целей и
смыслов. За время, прошедшее после распада
СССР, элиты ни России, ни Украины, ни Бе-
лоруссии так и не сформулировали четкой и
понятной цели существования даже своих го-
сударств, не говоря уже об общей цели.
Именно это мешает нормальному развитию
государств и препятствует любым интегра-
ционным процессам: элиты этих государств
просто не понимают, зачем нужна интеграция
и что она им даст, при этом видят, что все
свои повседневные проблемы можно решить
и без интеграции. Тогда ради чего что-то ме-
нять?
При отсутствии цели существования главным
врагом самой государственности в Украине и
России является ее властная элита, имеющая
свои интересы вне государства и размещаю-
щая собственные капиталы за его пределами.
Такая ситуация приводит к тому, что граждане
ощущают: государство само по себе является
врагом собственного народа, так как не гаран-
тирует ни безопасности, ни развития, ни даже
выживания, что стало особенно четко видно
во время нынешнего кризиса. Именно по-
этому никакого строительства государства нет
и быть не может. Ведь практика и стратегия
выживания простых граждан говорит о том,
что от государства нужно держаться по-
дальше. Подальше – это либо не строить его,
т.е. пассивное сопротивление, либо бежать из
него куда подальше, в другое пространство,
которое сможет обеспечить потребности хотя
бы первых двух уровней, согласно пирамиде
Маслоу.
Нынешняя элита не может и никогда не смо-
жет сформулировать никаких смыслов для су-
ществования государства. Потому что для
этого у элиты нет свободных умов – тех, ко-
торые будут направлены на формирование
таких смыслов. Это не значит, что элита со-
стоит из сплошных дураков – просто пока на-
полнение желудка, приобретение золотых
унитазов, яхт, вертолетов и прочих материаль-
ных ценностей, а также обеспечение собствен-
ной безопасности, занимает все свободные
умственные ресурсы.
В Белоруссии ситуация несколько иная: Лука-
шенко не сумел четко сформулировать смысл
существования страны на будущее и не подго-
товил себе замену ни в виде личности, разде-
ляющей его взгляды на госполитику, ни в виде
системы, способной обеспечить хотя бы ста-
бильное существование страны на нынешнем
уровне жизни в ближайшее время (к примеру,
на поколение вперед). Вместо этого, Лука-
шенко замкнул все рычаги управления стра-
ной на себя и при первых же видимых
проявления кризиса начал с попыток купиро-
вать их, а не искать решение. Потому как на
поиск решения нет свободных ресурсов – все
они заняты купированием проявлений недо-
вольства кризисом.
Так что основными внутренними вызовами
для России и Украины является неспособ-
ность компрадорских элит адекватно реагиро-
вать на вызовы, а для Белоруссии –
зацикленность системы управления на одной
личности. Все это происходит на фоне посто-
янно снижающейся эффективности госу-
дарства как собственника, что в свою очередь
уменьшает количество степеней свободы у
него и возможностей использовать ресурсы.
Да и сами ресурсы истощаются.
Ко всему прочему, под видом приватизации
госсобственности идет (а в Украине и России
– подходит к концу) банальное воровство ре-
сурсов и их утилизация новыми собственни-
ками в силу различных причин – от
Электронное приложение к журналу «
Международная жизнь
»
10